САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ: НОВЫЕ ПОДХОДЫ, ФОРМЫ, ТРЕБОВАНИЯ
(МАТЕРИАЛЫ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ)
Л. В. Мирошниченко
УПРАВЛЕНИЕ УЧЕБНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТОЙ
СТУДЕНТОВ ВУЗА
В статье обосновывается необходимость оптимизации управления учебной самостоятельной работой студентов. Рассматриваются основные функции управления учебной самостоятельной работой студентов: планирование, организация, руководство, контроль. Выделяются противоречия в учебных планах, проблемные ситуации, связанные с переходом на модульно-рейтинговую технологию обучения и субъект-субъектными отношениями в учебном процессе. На основании социологических опросов делается вывод о недостаточной подготовленности студентов к самостоятельной работе.
Ключевые слова: управление, учебная самостоятельная работа студентов, мотивация, контроль.
Ь. V Miroshnichenko
MANAGEMENT OF EDUCATIONAL INDEPENDENT WORK OF STUDENTS OF HIGHER EDUCATION
The article proves necessity of management optimisation of educational independent work of students. It considers the basic functions of management of educational independent work of students: planning, organisation, management, control. Contradictions in curricula, problem situations connected with transition to module rating technology of training and the subject - subject relations in educational process are emphasized. The conclusion about insufficient readiness of students to independent work is made on the basis of sociological interrogations.
Keywords: management, educational independent work of students, motivation, control.
Студент есть субъект процесса усвоения знаний в такой степени, в какой он совершает его под управлением педагога. Его субъектность должна проявляться в активности, сознательности и во всевозрастающем объеме самостоятельной творческой деятельности. Для достижения данного педагогического идеала необходимо оптимизировать управление учебной самостоятельной работой студентов [1; 5; б; 7].
Определимся с основными понятиями: «управление» и «учебная самостоятельная работа студентов». Под управлением мы будем понимать процесс планирования, организации, руководства, мотивации и контроля деятельности, обеспечивающий достижение ее целей [3]. Самостоятельную работу студентов мы рассматриваем как учебную работу, «выполняемую по заданию и при методическом руководстве преподавателя» [б, с. 99]. Таким образом, под управлением учебной самостоятельной работой студентов вуза мы
предполагаем процесс планирования, организации, руководства, мотивации и контроля учебной деятельности студентов, выполняемой с образовательными целями по заданию и при методическом сопровождении педагогом, но без его непосредственного участия.
При осуществлении управления учебной самостоятельной работой студентов (УСРС) необходимо прежде всего обратится к его первой функции - планированию, которое является начальным этапом процесса управления: что, когда, как и кем будет выполнено [4]. Следует заметить, что декларируемая важность учебной самостоятельной работы студентов в практике высшего образования не всегда подтверждается. Так, если практически во всех странах мира соотношение времени, отводимого на аудиторную и самостоятельную работу, составляет 1:3,5, то в учебных планах нашего вуза, по которым организуется УСРС, это соотношение, как правило, 1:1 или того меньше. Например, в рабочем учебном плане специальности 071301 «Народное художественное творчество» квалификации «Режиссер любительского театра, прнеподаватель» на изучение дисциплины «Психология и педагогика» выделено 168 часов, из которых 116 часов отводится на аудиторную работу, а 52 - на самостоятельную, что свидетельствует о соотношении 1:0,45; соотношение часов по философии - 1:0,8. Такое же положение зафиксировано в рабочем учебном плане специальности 011300 «Социальная педагогика». В разделе ГСЭ. Ф на аудиторные занятия по философии отведено 70 часов, а на УСРС - 36, что составляет 1:0,51; по отечественной истории соотношение аудиторных часов и самостоятельной работы - 1:0,5. В разделе ЕН дисциплина «Математика и информатика» изучается студентами на аудиторных занятиях в объеме 68 часов, а самостоятельно - 32, что составляет 1:0,47. Кроме того, необходимо отметить тот факт, что в рабочих учебных планах образовательных программ часто часы УСРС указываются формально, не сообразуясь со спецификой учебной дисциплины.
Планирование, как правило, осуществляется на выпускающих кафедрах и утверждается учебным управлением без учета мнения специалистов общенаучных кафедр. Наш анализ учебных планов показал, что ряд дисциплин блоков ГСЭ и ЕС запланированы без УСРС под руководством преподавателя. Т. е. изначально предполагается, что при изучении общенаучных дисциплин такие виды самостоятельных работ, как реферирование, аннотирование, составление тезисов, выполнение письменных учебно-исследовательских заданий и др. не проводятся. Отсутствие подобной учебной деятельности снижает качество знаний и интерес к познавательной деятельности, препятствует овладению приемами познания и развитию познавательных способностей [6]. Некоторая часть педагогов, понимая, что УСРС обладает огромным дидактическим потенциалом, проявляют надситуативную активность и все же организуют данный вид деятельности, что приводит к появлению еще одной немаловажной проблемы: скрытой, дополнительной, не оплачиваемой учебной работы. Объемы подобного труда преподавателя общенаучных дисциплин внушительны. Так, если он организует выполнение студентами реферата на двух факультетах (около 150 студентов), то ему необходимо проверить и оценить 150 работ в свое личное свободное время.
Данная проблема в настоящий момент требует незамедлительного решения. При переходе на модульно-рейтинговую технологию обучения неизмеримо возрастают объемы УСРС разных видов, в том числе и тех, которые выполняются под руководством педагога, а это значит, что ее необходимо просчитывать и планировать в часах.
УСРС нужно не только грамотно спланировать, но и обеспечить ее выполнение, т. е. реализовать следующую функцию управления - организации, что было указано выше. Это, прежде всего, предполагает «заблаговременную подготовку всего того, что
необходимо для выполнения плана» [3, с. 40]: наличие педагогов определенной квалификации, необходимых учебно-методических материалов, оборудования, помещений, времени, распределение обязанностей между субъектами этого вида деятельности. На уровне кафедры осуществление функции организации должно выглядеть следующим образом: обучение педагогов данному виду деятельности; разработка системы заданий к различным видам УСРС с учетом принципа доступности [7], подготовка методических указаний для студентов и методических рекомендаций для педагогов, учебно-методических пособий и др.; организация учебных мест; оснащение учебных помещений необходимым оборудованием (компьютеры, множительная техника, справочные материалы, образцы выполнения работ и др.); определение времени индивидуальной самостоятельной работы и консультаций педагогов.
Для реализации функции организации УСРС необходимо решить проблему планирования индивидуальной работы педагогов. В последнее время в КемГУКИ сложилась, на наш взгляд, порочная практика: планируется в часах только учебная работа, а остальные виды профессиональной деятельности педагога, в частности, учебно-методическая, -нет. Возникает парадоксальная ситуация: все понимают, что организация даннго вида преподавательской деятельности необходима, но его статус, в данном случае - выраженность в часах, не определяется, на что мы уже указывали выше.
Нужно не только организовать УСРС, но и руководить ею вне зависимости от вида. Важным для этого является выстраивание субъект-субъектных отношений преподавателей со студентами. Следует поощрять инициативу, активность студентов, при необходимости корректировать задания. Довольно значительная часть студентов-первокурсников не владеют в должной мере навыками самостоятельной учебной работы, что специфически отражается на руководстве УСРС. Необходимы дополнительные временные затраты, индивидуализация заданий с учетом особенностей личности первокурсников (недостаточно развитый волевой компонент, отсутствие учебной, а иногда и профессиональной мотивации и др.). В последние годы, как отмечают многие педагоги высшей школы, появились студенты с замедленным темпом письма и чтения, что, конечно, негативно сказывается на всех видах учебной деятельности и в частности на СРС. Часто студенты не умеют планировать свое время, жалуются на его недостаток. В 2009 г. автор данной статьи провела исследование факторов, отрицательно влияющих на самостоятельную работу студентов первого курса. Респондентам предлагалось проранжировать их. Анализ полученных данных показал, что на одно из первых мест студенты поставили причину «не хватает времени».
Значительной для управления учебной самостоятельной работой студентов является их мотивация на данный вид деятельности. Термин «мотивация» в современной психологии многозначен. В нашем случае под мотивацией понимается процесс развития мотива у студента. Мы совершенно согласны с Е. П. Ильиным в том, что «нельзя извне в процессе воспитания формировать мотивы, на что уповают многие педагоги. Можно только способствовать этому процессу. Мотив - сложное психологическое образование, которое должен построить сам субъект» [4, с. 89]. Поэтому задача преподавателя в процессе управления УСРС - не создавать мотивы, а способствовать появлению мотиваторов или мотивационных детерминант, к которым относятся «... нравственный контроль (наличие нравственных принципов), предпочтения (интересы, склонности), внешняя ситуация, собственные возможности (знания, умения, качества), собственное состояние в данный момент, условия достижения цели (затраты усилий и времени), последствия своего действия, поступка» [4, с. 86].
Актуализация данных мотиваторов в педагогическом процессе будет способствовать принятию студентом решения, конкретное наполнение которого зависит от его характеристик как субъекта учения. Так, если студент уверен, что изучение общенаучных предметов профессионально значимо, он будет со всей ответственностью относиться к выполнению самостоятельной работы по этим дисциплинам, вследствие чего реализация функции мотивации педагогом данной деятельности значительно облегчается. К сожалению, и результаты наших собственных исследований, и данные психолого-педагогической литературы [4; 7; 9] свидетельствуют о недостаточно развитом учебном мотиве студентов - отсюда их соответствующее отношение к самостоятельной учебной деятельности.
Завершающей задачей управления УСРС является контроль. Анализ многочисленных документов, содержащих информацию о внедрении модульно-рейтинговой технологии в учебный процесс, показал, что приоритетным изменением в педтехнологии является значительное увеличение объема самостоятельной учебной работы студентов, которое, естественно, приводит к усилению роли контроля. Под контролем мы понимаем «аналитическую функцию, которая включает наблюдение за течением процессов в объекте управления, сравнение величины контролируемого параметра с заданной программой, выявление отклонений от программы и их причины, оценка качества выполненной работы [2]. Реализация данной функции управления в педагогическом процессе должна опираться на субъект-субъектный характер обучения, т. е. контроль необходимо осуществлять не только педагогу, но и студенту (самоконтроль). Однако, как показывает анализ психолого-педагогической литературы, внимание ученых и практиков в большей степени направлено на разработку принципов, методов, форм и видов контроля УСРС как функции педагога [1; 6], а не студента. Результаты наших исследований свидетельствуют о недостаточном уровне сформированности навыков самоконтроля у первокурсников, тогда как контрольные действия в структуре учения как основного вида деятельности студента необходимы наряду с другими ее компонентами. Этому студента необходимо учить, тем более, что для него функция самоконтроля служит не только дидактическим, но и воспитательным целям, в частности, формированию волевых качеств личности.
Оптимизм педагогов вуза в отношении подготовленности студентов к самостоятельной учебной работе не оправдан. Мы в этом убедились еще раз, проанализировав результаты исследования УСРС. Так, на вопрос анкеты «Отвечаете ли Вы на контрольные вопросы, указанные в конце глав учебников или учебных пособий при подготовке домашних заданий?» только около 34 % опрошенных ответили утвердительно, 12 % - «иногда», а около половины студентов выбрали вариант «нет». Среди «своих» вариантов был и такой: «А зачем? К семинару заданы другие вопросы». Здесь уместно напомнить, что наличие контрольных вопросов в ученых пособиях, предназначенных для студентов, обязательно.
Что мешает студентам первого курса качественно выполнять учебную самостоятельную работу? Отвечая на этот вопрос, студенты назвали только внешние факторы: отсутствие у них свободного времени, возможности пользоваться компьютером, необходимой литературы, большая загруженность аудиторными занятиями, короткий рабочий день у библиотеки и читальных залов университета, непонимание значимости выполнения такой работы, то, что педагог не поясняет оценки самостоятельной работы. Причин субъективного характера они не назвали, хотя, при всем понимании необходимости решения вышеуказанных проблем, на наш взгляд, главное заключается в неготовности первокурс-
ников к самоорганизации учебной деятельности. Важнейшим условием повышения эффективности образования в целом и самостоятельной работы является обучение главному виду деятельности студента - учению. Ребят необходимо готовить к учебной деятельности, для чего мы предлагаем разработать и внедрить в учебный процесс первокурсников спецкурс, посвященный особенностям учения как основного вида деятельности студента вуза. Кроме того, мы считаем необходимым провести комплексное психолого-педагогическое исследование проблемы управления учебной самостоятельной работы студентов в масштабе университета в связи с переходом на модульно-рейтинговую систему обучения.
Примечания
1. Беляева А. Управление самостоятельной работой студентов // Высшее образование в России. - 2003. - № 6. - С. 105-109.
2. Булыгин Ю. Е Организация социального управления (основные понятия и категории): словарь-справочник / под общ. ред. И. Г. Безуглова. - М.: Контур, 1999. - 254 с.
3. Дьяченко М. И., Кандыбович Д. А., Кандыбович С. Л. Психология высшей школы. - Минск: Харвест, 2006. - 416 с.
4. Ильин Е. П. Мотивация и мотивы. - СПб.: Питер, 2003. - 512 с.
5. Киллен К. Вопросы управления: сокр. пер. с англ. / под ред. И. М. Верещагина. - М.: Эконо-
мика, 1981. - 200 с.
6. Мирошниченко Л. В. Реализация принципа доступности в организации самостоятельной работы студентов // Образовательный процесс и особенности самостоятельных работ студентов в вузах культуры и искусств: сб. науч. ст. / под ред. Е. Л. Кудриной. - Кемерово: КемГУКИ, 2004. - 228 с. - С. 125-133.
7. Основы самостоятельной работы студентов: метод. рекомендации студентам 1 курса / сост. Т. Н. Новожилова. - Самара: Изд-во Самар. гос. акад. культуры и искусств, 2003. - 50 с.
8. Педагогика и психология высшей школы / под ред. С. И. Самыгина; ред. колл. М. В. Буланова-Топоркова, И. П. Дусева, А. В. Духавнева, В. Е. Столяренко, Л. Д. Столяренко. -Ростов н/Д: Феникс, 1998. - 554 с. - (Сер. «Учебники, учебные пособия).
9. Шишкин В. П. Планирование, организация и контроль внеаудиторной самостоятельной рабо-
ты студентов // Высшая педагогика. - 2000. - № 5. - С. 31-36.
И. В. Попова
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ
В статье обсуждается понятие «самостоятельная работа студентов» (СРС), ее компоненты и основные виды. Подчеркивается значимость СРС как дидактического средства интенсификации обучения, развития самостоятельной творческой деятельности студентов и высшей формы проявления основных принципов педагогики - активности и сознательности обучающихся, лежащих в основе профессиональной адаптации будущих специалистов. Дается краткий обзор и оценка существующих подходов к толкованию понятий «компетенция» и «компетентность». Понятие «компетентность» рассматривается как системная социально-профессиональная характеристика технологической подготовки специалиста. Представлены следующие виды ком-