Научная статья на тему 'Управление учебной деятельностью студентов в информационно-образовательной среде вуза'

Управление учебной деятельностью студентов в информационно-образовательной среде вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
518
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Стрекалова Н. Б.

В статье рассматривается сущность информационно-образовательной среды, описываются особенности управления учебной деятельностью студентов на основе средового подхода с учетом изменений, происходящих в высшем образовании и информационно-образовательной среде в связи с развитием технологий дистанционного обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MANAGEMENT OF EDUCATIONAL ACTIVITY OF STUDENTS IN INFORMATION AND EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF INSTITUTION OF HIGHER EDUCATION

In the article the essence of the concept of information and educational environment is considered. The peculiarities of management of educational activity of the students on the basis of the environmental approach considering changes in higher education and information-educational environment in connection with the development of distant learning technologies are described.

Текст научной работы на тему «Управление учебной деятельностью студентов в информационно-образовательной среде вуза»

УДК 378

Н.Б. Стрекалова*

УПРАВЛЕНИЕ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ СТУДЕНТОВ В ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ ВУЗА

В статье рассматривается сущность информационно-образовательной среды, описываются особенности управления учебной деятельностью студентов на основе средового подхода с учетом изменений, происходящих в высшем образовании и информационно-образовательной среде в связи с развитием технологий дистанционного обучения.

Ключевые слова: информационно-образовательная среда, управление учебной деятельностью, технологии дистанционного обучения.

В условиях перехода к информационному обществу, усиления глобализационных и интеграционных процессов и модернизации высшего образования понятийно-терминологический аппарат профессиональной педагогики пополнился новым понятием «информационно-образовательная среда» (ИОС). Значимость данного понятия для современного образования закреплена в ряде законодательных актов, начиная от Федеральной целевой программы «Развитие единой образовательной информационной среды (2001—2005 годы)», в которой основной задачей являлось ее создание и развитие, до Федеральных государственных образовательных стандартов, где ставится задача обеспечения информационно-методических условий реализации учебного процесса средствами информационно-образовательной среды. Актуальность информационно-образовательной среды для учебных заведений обусловлена ее потенциальными возможностями в области административного управления учебным процессом (планирование, мониторинг), информационно-методической поддержки образовательного процесса (доступ к информационным ресурсам, современные технологии обработки информации), автоматизированного обучения (тренинги, тестирование, моделирование, доступ к методическим материалам), дистанционного взаимодействия участников образовательного процесса.

Педагогическое сообщество в целом положительно оценивает возможности информационно-образовательной среды для профессионального образования, называя ее одним из важнейших средств реализации новой образовательной парадигмы, которое способствует более эффективному информационному обеспечению студентов, воспринимается современными студентами как естественная для них среда обитания, что обеспечивает им более успешное достижение познавательных и профессионально ориентированных целей, рост академической и научной мобильности, доступ к европейскому образованию [3; 4]. Вместе с тем педагоги-практики отмечают, что чрезмерная информатизация учебного процесса может привести к определенным негативным последствиям: сужению приобретаемых навыков в пользу технических умений; сокращению навыков анализа, диалогического общения и взаимодействия, системати-

* © Стрекалова Н.Б., 2013

Стрекалова Наталья Борисовна (N.Strekalova@taom.ru), кафедра теории и методики профессионального образования Самарского государственного университета, 443011, Российская Федерация, г. Самара, ул. Акад. Павлова, 1.

зации знаний; развитию психологической информационной зависимости и десоциа-лизации личности [1; 2]. Все это требует пристального внимания к проблеме использования информационно-образовательной среды в образовательном процессе.

Анализ научных педагогических исследований и публикаций, посвященныгх различным аспектам информационно-образовательной среды, позволяет говорить о том, что чаще всего под такой средой понимают определенную инфраструктуру — совокупность электронных ресурсов, аппаратных и программных средств, современных информационных технологий, обеспечивающих доступ к необходимой информации, коммуникационное взаимодействие пользователей среды, наглядность и эффективность педагогического процесса (Е.В. Лобанова, Е.К. Хеннер). В основе таких определений преобладают технический и технологический аспекты. Однако ряд исследователей правомерно обращает внимание на приоритетность образовательных педагогических целей по отношению к самим информационным технологиям (М.И. Горю-нова) и необходимость включения в понятие ИОС интеллектуальных, культурных и программно-методических ресурсов (И.Г. Захарова). Такой же смысл интуитивно заложен в семантической конструкции: «информационно-» говорит о технологической базе среды, а «-образовательная» подчеркивает назначение и подчиненность этих технологий.

Приоритет педагогических целей над технологическими позволил сопоставить определение информационно-образовательной среды с понятием и элементами педагогической системы и представить ее как разновидность такой системы, в которой есть педагогические цели (повышение эффективности учебного процесса), содержание (электронные методические материалы и информационные ресурсы), средства обучения (аппаратные и программные), формы обучения (тренинги, тестирование, моделирование), методы включения в учебный процесс (коммуникационное взаимодействие, удаленный доступ), преподаватели (создатели контента) и студенты. Представление информационно-образовательной среды как педагогической системы позволяет сопоставить процесс работы студентов в ней с учебным процессом и перейти к одной из важнейших задач педагогики — задаче эффективного управления учебным процессом.

Эффект воздействия среды на личность достаточно давно и подробно представлен в средовом подходе: субьект управления создает среду надлежащего вида, которая, воздействуя на вовлеченную в эту среду личность (студентов), формирует у нее необходимые свойства (ожидаемый образовательный результат). Функция средового подхода влиять на эффективное использование возможностей информационно-образовательной среды в учебных целях основана на принципах адаптивности, актуальности, гибкости, диалогичности, динамизма, естественности, масштабности, многоас-пектности, непрерытности, непроизвольности, ситуативности, целостности. Данные принципы реализуются на основе особенностей средового подхода: информационно-коммуникационные технологии являются естественными атрибутами не только обучения, но и обытной жизни студентов; актуальность информационно-образовательной среды определяется насущной необходимостью включения информационно-коммуникационных технологий в учебный процесс; их воздействие происходит на сознательном и подсознательном уровне, что говорит о непроизвольности влияния (рис. 1).

Так как информационно-образовательная среда оснащена средствами удаленного доступа, студент может находиться в ней за пределами учебного заведения, следовательно, воздействие среды на студента происходит непрерытно, масштабно и многоаспектно. Студент, находясь в естественной и актуальной для него среде, проявляет гибкость и динамизм, подстраиваясь под любую сложившуюся ситуацию, определяя свою траекторию обучения, активизируя внутренний механизм переноса умений и навыков на другие виды деятельности. В результате происходит формирование лич-

ного знаниевого пространства, в рамках которого могут осуществляться интеллектуальное, моральное и духовное саморазвитие, накопление и систематизация знаний, рефлексия.

Информационно-образовательная среда учебного заведения

Естественность и актуальность среды

Воздействие среды на сознательном и подсознательном уровне

Продолжительность и непрерывность воздействия среды

Масштабность и многоаспектность воздействия среды

Интеллектуальное и моральное саморазвитие

Перенос умений и навыков на другие виды деятельности

Накопление систематизация знаний

\

студент

/

I Информационная среда общества

Рис.1. Влияние ИОС на студента

Таким образом, воздействие информационно-образовательной среды на студента происходит многоаспектно, непрерытно и чаще подсознательно. В этой ситуации преподаватель «отделен» от студента, его педагогическое воздействие направлено больше на саму среду (контент, организационные и правовые вопросы, контроль работы студентов и т. д.), поэтому вопрос управления учебной деятельностью студентов становится важныш и требует поиска особыгх педагогических механизмов, способных опосредованно влиять на студента.

В концепции средового подхода (Ю.С. Мануйлов) определенной гарантией реализации возможностей среды и, как следствие, эффективности учебного процесса являются стихии — силы (мотивы), движущие личность к заданной цели. Следовательно, успех опосредованного управления студентами, работающими в информационно-образовательной среде, во многом зависит от природы возникающих в этой среде стихий, их состава, продолжительности жизни, силы воздействия. В учебном процессе выщеляем следующие стихии: целенаправленно генерируемые субъектом управления — учебно-методические стихии, созданные тактико-методическими средоуправленчес-кими действиями профессорско-преподавательского состава (создание электронных материалов, использование автоматизированных тестов и др.); спонтанно образовавшиеся — стихии требования времени, связанные с привлекательностью и новизной (или наоборот) тех или иных информационно-коммуникационных технологий; специально кем-то привнесенные — организационные стихии, связанные с работоспособностью информационно-образовательной среды (наличие или отсутствие лицензии, технические возможности, ограничение прав доступа), часто приводящие к ограничениям использования возможностей среды в учебном процессе.

Таким образом, опосредованное управление работой студентов в информационно-образовательной среде осуществляется преподавателем через механизм создания целенаправленно генерируемых стихий. Вероятность появления спонтанных, привносимых и нежелательных стихий обуславливает выполнение преподавателем упреждающих средоуправленческих действий. С учетом того, что воздействие среды может происходить как на сознательном, так и на подсознательном уровне, актуализируется задача выявления нежелательных стихий и определения управленческих мер, которые позволят либо управлять такими стихиями, либо разрушать их. Все это требует от преподавателя владения методологией средового подхода.

Актуальность задачи управления работой студента в информационно-образовательной среде на сегодняшний день усугубляется тем, что широкое внедрение информационно-коммуникационных технологий в образование привело к появлению и популизации дистанционного, открытого, электронного, мобильного, непрерывного обучения. Несмотря на разнообразие перечисленных терминов, все они имеют одну общую точку пересечения — для их реализации необходима высокоразвитая информационно-образовательная среда учебного заведения. Разница заключается в приоритетных информационных технологиях, объемах, времени и способах их использования: в традиционном обучении приоритетными являются технологии поддержки и сопровождения занятий в учебных аудиториях, системы тренинга и тестирования, презентации, технологии моделирования; в дистанционном обучении востребованы технологии удаленного доступа к информационным ресурсам и системам тренинга и тестирования, коммуникационного взаимодействия участников учебного процесса; при открытом обучении в режиме off-line востребованы те же технологии, что и в дистанционном обучении, но в режиме on-line требуются интерактивные технологии — видеолекции и видеоконференции (рис. 2).

Традиционные формы организации учебного процесса(лекции, семинары, зачеты, лабораторные и т.д.)

Традиционное обучение

Дистанционное обучение

Открытое обучение

Формы организации учебного процесса на основе ИКТ (тренажеры, тестовые системы, видеолекции, видеоконференции, технологии удаленного доступа к информационным ресурсам; коммуникационное взаимодействие и тд.)

Рис. 2. Объемы использования разных форм организации учебного процесса в традиционном, дистанционном и открытом обучении

Одновременно наблюдается тенденция увеличения объемов дистантных форм обучения в традиционном образовании (проведение видеолекций в режиме on-line, выполнение и сдача самостоятельных работ, переход на индивидуальные траектории обучения), «срастание» разных видов обучения (смешанные формы обучения), «размывание» границ информационно-образовательной среды, которая становится все более открытой по различным критериям: по месту обращения (из любой территориальной точки); по времени использования (круглосуточно); по количеству пользователей (без ограничений); по характеру работы (коллективно); по виду используемых информационных ресурсов (из любых доступных сред). Таким образом, все больший процент студенческих работ происходит вне аудитории, а характер работ становится все более самостоятельным. Практически наблюдается «перенос» учебного процесса в глобальную сеть.

В результате опосредованное управление работой студентов в информационно-образовательной среде сопровождается появлением новых направлений, требующих глубокой научной и методической проработки:

— актуализируется задача реализации персонифицированного, более «точечного» управленческого воздействия на студента в целях повышения мотивации к самообразованию и самосовершенствованию;

— появляется потребность в педагогических кадрах нового типа (педагоги-операторы, тьюторы, фасилитаторы, координаторы, модераторы), задача которых «направлять» на более эффективные траектории обучения;

— востребованы технологии построения персональной образовательной среды преподавателя и/или персональной учебной среды студента на основе сервисов Веб 2.0, способствующих совместной образовательной деятельности, коллективному творчеству и принятию решений.

Таким образом, задача эффективного управления учебной деятельностью студентов в информационно-образовательной среде может быть решена при выполнении следующих условий: постоянное повышение квалификации профессорско-преподавательского состава в области информационно-коммуникационных технологий, педагогических технологий дистанционного обучения, сетевых технологий, что позволит проводить учебный процесс в самых разнообразных формах; овладение методологией средового подхода в целях прогнозирования возникающих в информационно-образовательной среде стихий и выполнения соответствующих средоуправленческих действий; проведение научных исследований, посвященных вопросам трансформации традиционного учебного процесса в связи с развитием дистантных и сетевых технологий, управления качеством работы студентов в открытой информационно-образовательной среде.

Библиографический список

1. Браун А., Бимброуз Дж. Инновационные образовательные технологии (Проблемы практического использования) // Высшее образование в России. 2007. № 4. С. 99-100.

2. Образцов П.И. Психолого-педагогические аспекты разработки и применения в вузе информационных технологий обучения. Орел: ОрелГТУ, 2000. 145 с.

3. Сазонова З.С., Матвеева Е.В. Информационно-образовательное пространство новой педагогики // Высшее образование в России. 2011. № 2. С. 103-108.

4. Шевелев H.A., Кузнецова Т.А. Организация образовательной среды вуза на основе системы дистанционного обучения // Высшее образование в России. 2011. № 7. С. 88-93.

180

BecmHUK ComIÓ. 2013. № 2 (103)

N.B. Strekalova*

MANAGEMENT OF EDUCATIONAL ACTIVITY OF STUDENTS IN INFORMATION AND EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF INSTITUTION

OF HIGHER EDUCATION

In the article the essence of the concept of information and educational environment is considered. The peculiarities of management of educational activity of the students on the basis of the environmental approach considering changes in higher education and information-educational environment in connection with the development of distant learning technologies are described.

Key words: informational and educational environment, management of educational activity, technologies of distance learning.

* Strekalova Natalia Borisovna (N.Strekalova@taom.ru), the Dept. of Theory and Methods of Professional Education, Samara State University, Samara, 443011, Russian Federation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.