Научная статья на тему 'Система формирования информационно- коммуникационной компетентности студентов гуманитарных специальностей на основе средового подхода'

Система формирования информационно- коммуникационной компетентности студентов гуманитарных специальностей на основе средового подхода Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
187
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Стрекалова Наталья Борисовна

В статье рассматривается актуальная для современного высшего образования задача формирования информационно-коммуникационной компетентности студентов гуманитарных специальностей посредством использования в учебном процессе принципов средового подхода. Описаны этапы средовой диагностики, средового проектирования и средового продуцирования с учетом компонентной структуры и разноуровневого характера компетентности, особенностей ее формирования у студентов гуманитарных специальностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Система формирования информационно- коммуникационной компетентности студентов гуманитарных специальностей на основе средового подхода»

УДК 378

Н.Б. Стрекалова*

СИСТЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ ГУМАНИТАРНЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ НА ОСНОВЕ СРЕДОВОГО ПОДХОДА

В статье рассматривается актуальная для современного высшего образования задача формирования информационно-коммуникационной компетентности студентов гуманитарных специальностей посредством использования в учебном процессе принципов средового подхода. Описаны этапы средовой диагностики, средового проектирования и сре-дового продуцирования с учетом компонентной структуры и разноуровневого характера компетентности, особенностей ее формирования у студентов гуманитарных специальностей.

Ключевые слова и фразы: компетентностная модель высшего образования, информационная коммуникационная компетентность, средовая диагностика, средовое проектирование, средовое продуцирование, средообразова-тельные действия.

На современном этапе развития компетентностной модели высшего образования актуализируется задача выявления эффективных средств формирования компетентностей. Средовой подход в инструментальном плане представляет собой «систему действий субъекта управления со средой, направленных на превращение ее в средство диагностики, проектирования и продуцирования воспитательного результата» [1. С. 37]. Соответственно, система формирования информационно-коммуникационной компетентности (ИКК) студентов гуманитарных специальностей, базирующаяся на принципах средового подхода, требует выполнения средовой диагностики, проектирования и продуцирования педагогического результата - формирование специалиста гуманитарного профиля, способного эффективно применять информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) для решения профессиональных задач.

* © Стрекалова Н.Б., 2008

Стрекалова Наталья Борисовна (n.strekalova@taom.ru), кафедра прикладной информатики Толь-яттинской академии управления, 445057, Россия, г. Тольятти, Приморский бульвар, 25.

Анализ понятийного аппарата средового подхода [1] позволяет говорить о том, что система формирования ИКК на основе средового подхода представляет собой разновидность педагогической системы (рис. 1), так как характерные педагогической системе элементы (цели и содержание обучения, организационные формы обучения, методы включения в учебный процесс [2]) синонимичны ключевым понятиям средового подхода: средообразовательные действия по созданию среды соответствуют организационным формам обучения; созданный средой образ жизни способствует достижению поставленных целей обучения; определяющие спектр возможностей ниши соответствуют содержанию и средствам обучения; стихии, мотивирующие использование ниш и движущие личность к цели обучения, направляются на реализацию методов включения субъекта управления в учебный процесс.

Так как «изучение системы заключается в исследовании структуры, наиболее значимых связей между ее элементами и в установлении их влияния на поведение всей системы в целом» [З. С. 6], актуализируется задача обращения к анализу средовой диагностики, проектирования и продуцирования, выявления их целей, составных элементов и существующих взаимосвязей.

Суть средовой диагностики состоит «в оценивании среды и распознании по среде типа ее обитателя» [4. С. 126], в результате чего определяются: образ жизни и среда функционирования образовательной системы; бытующие значения среды и господствующие стихии; тип формируемой личности [1]. Использование средового подхода к формированию ИКК студентов гуманитарных специальностей детерминирует в качестве целей средовой диагностики: определение типа специалиста гуманитарного профиля современного информационного общества; анализ существующих средств формирования специалиста заданного типа; выявление особенностей данного процесса, влияющих на качество профессиональной подготовки.

Проведенные теоретические исследования влияния информатизации общества на деятельность специалистов гуманитарного профиля выявили в их профессиональной деятельности операции, необходимые для качественной работы в современном обществе (осуществление электронных коммуникаций; работа с текстами современных форм, видов и стилей; использование электронных сетей для поиска информации и трансляции элементов гуманизма и ценностных отношений; применение электронных форм управленческой деятельности; использование современной информационной техники [5,6]), что позволило выделить в структуре ИКК коммуникационный, информационно-поисковый, текстовый, управленческий и аппаратно-системный компоненты.

Рис. 1 Система формирования ИКК у студентов гуманитарных специальностей

В качестве основного средства формирования ИКК исследователи называют информационную среду образовательного учреждения [6], эффективному использованию которой могут препятствовать: полоролевой фактор и особый склад мышления студентов гуманитарных специальностей, проявление с их стороны технофобии и антипатий к технике, разноуровневая техническая школьная подготовка абитуриентов, минимальный объем часов и ранние сроки освоения технологий в высшем учебном заведении [7;9], быстрые темпы развития и обновления ИКТ.

Средовое проектирование направлено на моделирование среды и средооб-разовательного процесса и включает в себя ряд этапов [1], которые по отношению к формированию ИКК можно объединить в две крупные задачи: определение разрешающих возможностей информационной среды образовательного учреждения и способов их реализации в целях достижения требуемого образа жизни; планирование средообразовательной стратегии и управленческих мер по реализации образа жизни и образовательного процесса.

По мнению исследователей, информационная среда образовательного учреждения обладает следующими возможностями: информационное обслуживание преподавателей и студентов (доступ к электронным каталогам, учебникам, энциклопедиям, мировым информационным ресурсам); организация коммуникационного взаимодействия между участниками учебного процесса; осуществление автоматизированного обучения и контроля знаний; демонстрационное моделирование изучаемых явлений и процессов [6]; управление учебным процессом; внедрение в педагогическую практику передовых технологий обучения [8].

Разрешающие возможности среды определяют ее способность воздействовать на образ жизни и тем самым формировать образовательный результат, что позволяет разделить их на реальные и формальные возможности по критерию «доступности-открытости» для объекта управления [1; 4]. По отношению к формированию ИКК к реальным возможностям как наиболее доступным и открытым для студентов можно отнести: обеспечение доступа к информационным ресурсам - способствует формированию информационно-поискового компонента; организацию коммуникационного взаимодействия между участниками учебного процесса - способствует формированию коммуникационного компонента; осуществление автоматизированного обучения и контроля знаний - способствует формированию текстового и управленческого компонентов. Одновременно за счет взаимосвязи компонентов формируется аппаратно-системный компонент. Остальные возможности информационной среды (управление учебным процессом, использование передовых технологий обучения, моделирование изучаемых процессов) являются формальными, так как они менее доступны студентам. Однако при создании определенных условий они могут влиять на формирование ИКК.

Создание необходимого образа жизни образовательного учреждения требует разработки средообразовательной стратегии, результатом которой является «общий план действий субъекта управления со средой, включающий набор средств и сил, с помощью которых предполагается получение среды с надлежащими значениями составляющих ее элементов (ниш)» [4. С. 161]. Анализ возможностей среды и специфика формируемой компетентности обуславливают использование в среде ниш разного назначения и наполнения, которые условно можно обозначить как технологические и образовательные.

Технологические ниши, как пространства технических возможностей, представляют собой материально-технические средства, позволяющие методически сопровождать и технически поддерживать процесс формирования ИКК, что предполагает: создание локальной сети персональных компьютеров и корпоративной электронной почты; организацию выхода в глобальную сеть; использование программ управления учебным процессом и контроля знаний. Вместе с тем создание таких технологических ниш может способствовать появлению неадекватных значений этих ниш, проявляющихся в использовании среды в необразовательных целях (личная переписка, посещение сайтов развлекательного характера, использование игровых приложений), что обуславливает выработку регламентирующих документов по использованию среды и осуществление специальных управленческих действий.

Образовательные ниши представляют собой пространства возможностей, непосредственно связанных с учебным процессом, что по отношению к формированию ИКК обуславливает: конкретизацию целей учебного процесса; трансформацию поставленных задач в модули учебного плана; выбор эффективных методов и форм обучения; анализ междисциплинарных связей; создание условий применения ИКК для решения профессиональных задач.

Выявленные возможности информационной среды, необходимый образ жизни субъектов управления в целях формирования ИКК определили план средообразовательных действий (см. таблицу), в соответствии с которым в Тольяттинской академии управления была создана информационная среда, позволившая перейти к этапу средового продуцирования, представляющего собой практическую реализацию управленческого замысла в реальных условиях функционирования педагогической системы [4].

В соответствии с учебным планом Тольяттинской академии, основанным на принципах индивидуализации, модульности, динамичности [9], формирование ИКК осуществляется в основном на первой ступени обучения (первый курс) специализированными дисциплинами: «Общие информационные технологии», «Техники информационно-библиотечной работы».

Таблица

План средообразовательных действий

№п/п Средообразовательные действия Вид действия

1. Создание локальной корпоративной сети Порождающее

2. Организация выхода в глобальную сеть Порождающее

3. Создание корпоративной электронной почты, внедрение электронного документооборота Порождающее, поддерживающее

4. Разработка и внедрение системы поддержки автоматизации учебного процесса Порождающее, поддерживающее

5. Разработка и внедрение системы мониторинга и администрирования учебного процесса Порождающее, поддерживающее

6. Совмещение профессиональной деятельности студентов с учебным процессом Порождающее, поддерживающее

7. Создание и функционирование междисциплинарного методического совета Порождающее, поддерживающее, упреждающее

8. Автоматизация библиотечно-информационного комплекса Порождающее, поддерживающее

9. Разработка принципиального учебного плана Порождающее, поддерживающее

10. Использование электронных форм учебного процесса Поддерживающее

11. Организация практик и стажировок на высокотехнологичных предприятиях Поддерживающее

12. Разработка нормативных документов по использованию информационной среды Упреждающее, разрушающее

Социальная обусловленность ИКК как личностной характеристики детерминирует разноуровневый характер ее сформированности: минимальная компетентность предполагает осуществление известных способов деятельности; медиальная компетентность - творческое применение информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности; полная компетентность - высокую мотивацию и эмоционально-ценностное отношение к данным технологиям. Минимальная компетентность является необходимым условием для осуществления учебного процесса, медиальная компетентность - для решения профессиональных задач, полная компетентность - для последующего профессионального роста и реализации специалистами гуманитарного профиля культурологической функции духовного совершенствования современного общества.

Однако освоение дисциплин первой ступени формирует у среднестатистического студента только минимальную ИКК в связи с тем, что: студенты решают учебные задачи, несвязанные с их профессиональной деятельностью; развитие творческого характера использования ИКТ происходит в рамках учебных задач и только у заинтересованных студентов; на первой ступени отсутствуют дисциплины профессионального направления.

Так как медиальная и полная ИКК характеризуются способностью эффективно применять ИКТ для решения профессиональных задач, их формирование осуществляется на второй и третьей ступени обучения за счет следующих образовательных ниш: дисциплин профессионального направления, практик и стажировок, профессиональной деятельности студентов. В учебном плане прослеживается тенденция к сокращению доли непосредственного формирования ИКК через специализированные дисциплины и тенденция к увеличению доли опосредованного формирования через дисциплины профессионального и социально-гуманитарного направления, через практики и стажировки студентов и их профессиональную деятельность (рис. 2).

Такая организация учебного процесса требует хорошо продуманных междисциплинарных связей, согласованности учебных программ, единой системы требований к работам студентов, что реализуется стратегическим управленческим действием по созданию и функционированию в Тольяттинской академии междисциплинарного методического совета, в результате чего сформулированы и поддерживаются единые требования ко всем отчетным работам студентов: защита работ сопровождается электронной презентаций; итоговый отчет представляется не только в печатном виде, но и в электронном.

Дальнейшее активное применение ИКК на третьей ступени обучения, полностью ориентированной на профессиональную подготовку и совмещение реальной профессиональной деятельности с учебным процессом посредством перехода на вечернюю форму обучения, позволяет: совершенствовать медиальную компетентность за счет решения учебных задач профессионального характера; формировать полную компетентность за счет включения студентов в профессиональные виды деятельности, связанные с применением ИКТ, и за счет развития способностей применять ИКТ для решения профессиональных задач на реальных рабочих местах; совершенствовать ИКК на протяжении всего периода профессиональной подготовки, тем самым учитывая динамичный характер изменения ИКТ и особенности их освоения студентами гуманитарных специальностей.

I ступень обучения Единая подготовка для всех специальностей

Базовая подготовка

II ступень обучения Освоение инструментов профессиональной деятельности

Физическая подготовка

Лекторий

Введение в специальность

Мастерские по специальностям

Функциональная стажировка

Условные обозначения:

/ .Курсы Информационные технологии в офисе общие, по выбору ^

Организация процедур деятельности

Техническая стажировка

III ступень обучения Профессиональная работа, совмещенная с учебой

^ ВКР на материале профдеятельности

Профессиональная

подготовка (тренажеры)

Подготовка по специальностям

Мировые информационные ресурсы

-1—И

Общие социальные и гуманитарные дисциплины

Профессиональная ' деятельность (работа)

Формирование Формирование

специализированными дисциплинами «для всех» специализированными дисциплинами «по выбору»

^^ Опосредованное формирование —► Применение ИКК

ю о

Си

I

а: ¡г РЧ

О

^

(о С5 О

00 ^

»о

.-и

Рис. 2. Достижение студентами гуманитарных специальностей уровней ИКК

Так как для любой системы характерно наличие связей между элементами и окружающей средой [3], рассмотрение средовой диагностики, проектирования и продуцирования как структурных элементов системы формирования ИКК студентов гуманитарных специальностей позволило выявить связи с окружающей средой (внешние связи), обусловленные: использованием требований информационного общества к современным специалистам; необходимостью выявления возможностей информационной среды общества и ее использованием как системы более высокого порядка, принятия абитуриентов в учебное заведение и выпуска в информационное общество специалиста, владеющего полной ИКК.

Внутренние связи системы выражаются в использовании результатов каждого предыдущего этапа в последующем. В частности, результаты средовой диагностики (требования к профессиональной подготовке гуманитариев в области ИКТ и особенности осуществления данного процесса) используются на этапе средового проектирования для выявления разрешающих возможностей среды и выработки стратегии формирования ИКК. Результаты средового проектирования (план средообразовательных действий и организационно-регламентирующие документы) используются на этапе средового продуцирования для создания образовательных и технологических ниш, посредством которых, в свою очередь, осуществляется поэтапный процесс формирования ИКК.

Таким образом, система формирования ИКК студентов гуманитарных специальностей на основе средового подхода способствует эффективному формированию компонентов в структуре ИКК; методическому учету особенностей освоения ИКТ гуманитариями; развитию способности эффективно применять ИКК для решения профессиональных задач; развитию эмоционально-ценностного отношения к ИКТ, что формирует у студентов гуманитарных специальностей полную информационно-коммуникационную компетентность, позволяющую выполнять им профессиональную деятельность в реальной информационной среде и реализовывать культурологическую функцию по духовному совершенствованию современного общества.

Библиографический список

1. Мануйлов, Ю.С. Средовой подход в воспитании / Ю.С. Мануйлов // Педагогика. - 2000. - №7. - С. 36-41.

2. Руднева, Т.И. Педагогика профессионализма: учебное пособие / Т.И. Руднева. -Самара: Универс групп, 2008. - 216 с.

3. Кустов, Ю.А. Системный подход в педагогике: курс лекций для аспирантов и слушателей Факультета повышения квалификации и переподготовки кадров / Ю.А. Кустов, В.А. Гусев; Поволжское отделение Российской Академии образования. - Тольятти: ТГУ, 2002. - 90 с.

4. Мануйлов, Ю.С. Средовой подход в воспитании: дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.01 / Ю.С. Мануйлов. - М., 1997. - 193 с.

5. Гиляревский, Р.С. Текст как элемент информационной технологии / Р.С. Гиляревский // Вестник Моск. ун-та. - Сер. 10: Журналистика. - 2005. -№ 2. - С. 21-27.

6. Лобанова, Е.В. Формирование новой информационно-образовательной среды вуза / Е.В. Лобанова // Дистанционное и виртуальное обучение: Дайджест российской и зарубежной прессы. - 2006. - № 5. - С. 35-38.

7. Голушко, Т.К. Формирование компьютерной культуры студентов гуманитарных специальностей вуза: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08 / Т.К. Голушко. - Тамбов, 2004. - 231 с.

8. Гордеев, В.В. Основы создания информационной среды управления кафедрой / В.В. Гордеев // Современные информационные технологии и ИТ-образование: сб. докладов научно-практической конференции / под ред. проф. В. А. Сухомлина. -М.: МАКС Пресс, 2005. - С. 828-830.

9. Богданов, И.В. Стратегия Тольяттинской академии управления / И.В. Богданов // Атриум. - Сер. Педагогика. - 2006. - №4. - С. 6-11.

N.B. Strekalova

INFORMATION-COMMUNICATIONAL COMPETENCE SYSTEM FORMING OF HUMANITARIAN SPECIALTIES STUDENTS ON THE BASE OF ENVIRONMENTAL APPROACH

In the paper the actually for modern high education problem of forming information-communicational competence of humanitarian students by means of using in the principles of environmental approach in training process is considered. The stage of environmental diagnostics, designing, production, structure of information-communicational competence, mastering levels, characteristic properties of forming information-communicational competence of humanitarian specialties students are described.

Keywords and phrases: a competence model of higher education, informational communicational cmpetence, environmental diognostics, environmental designing, environmental formation activities.

Статья принята в печать в окончательном варианте 25.08.08 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.