220
Вестник СамГУ. 2015. № 11 (133)
УДК 378
Н.Б. Стрекалова*
УПРАВЛЕНИЕ РИСКАМИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ В ОТКРЫТОЙ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ
В статье рассматривается проблема качества современной самостоятельной работы студентов, обусловленная рисками ее выполнения в условиях открытой информационно-образовательной среды. Наличие рисков требует особого управления, что может быть реализовано с опорой на средовой подход и средоуправленческие упреждающие действия как преподавателя, так и студента.
Ключевые слова: самостоятельная работа студентов, открытая информационно-образовательная среда, риски, управление, средоуправленческие упреждающие действия.
Профессиональная подготовка специалистов современного общества должна обеспечивать формирование его мобильности, самостоятельности в принятии ответственных решений, ориентации на самообразование в течение всей жизни. Данные задачи можно реализовать через создание в процессе обучения условий для накопления опыта самостоятельной деятельности и самовыражения, формирования навыков самообразования и самореализации. Все это делает самостоятельную работу студентов основой образовательного процесса, что обуславливает проблему обеспечения высокого качества ее организации и выполнения.
Внедрение электронных средств обучения в образование, перенос учебного процесса в открытые информационно-образовательные среды, потенциальные дидактические возможности сетевых технологий и электронных образовательных ресурсов приводят к приоритетному выполнению студентами самостоятельной работы с помощью инструментов открытой среды. Изменение условий выполнения самостоятельной работы зависит от ее особенностей, обусловленных принципом открытости среды. Данный принцип обеспечивает возможность неограниченного (как во времени, так и пространстве) доступа студентов к электронным образовательным ресурсам, к возрастающему информационному объему среды, что предполагает выстраивание уникальной траектории добывания знаний, снимая какие-либо ограничения (временные, пространственные, технологические, методические) на ход выполнения работы [5].
Особенности выполнения самостоятельной работы в открытой информационно-образовательной среде могут приводить к определенным проблемам и рискам качественного осуществления самостоятельной работы:
1) возможность выбора преподавателями и студентами технологий и подготовка методических материалов для выполнения самостоятельной работы упрощают взаимодействие субъектов между собой, что приводит к их адекватной проверке;
2) возможность выполнения самостоятельной работы в любое время и в любом месте, в том числе в последний момент, что приводит к риску получения более низкой оценки;
* © Стрекалова Н.Б., 2015
Стрекалова Наталья Борисовна ([email protected]), кафедра теории и методики профессионального образования, Самарский государственный университет, 443011, Российская Федерация, г. Самара, ул. Акад. Павлова, 1.
Управление рисками самостоятельной работы студентов в открытой информационно-образовательной среде
3) свободный выбор изучаемых материалов и их неограниченный объем, уникальная траектория «добывания знаний» создают риск отклонения получаемых результатов работы от замысла преподавателя и появления информационных перегрузок студентов;
4) преобладающее коммуникационное взаимодействие студентов и преподавателей, отсутствие общепринятых норм сетевой этики, несформированность в образовательной сфере правил такого взаимодействия создают проблемы взаимопонимания в виртуальной переписке.
Наличие негативных факторов выполнения самостоятельной работы студентов в открытой информационно-образовательной среде обостряет задачу обеспечения ее качества. В соответствии с проектом нового международного стандарта в области качества ИСО 9001:2015 риски, присутствующие в деятельности любой организации, создают вероятность невыполнения основной задачи — предоставления потребителю соответствующих его требованиям услуг и обеспечения удовлетворенности ими. Выявление рисков в деятельности позволяет выполнять управленческие упреждающие действия [1; 6]. Таким образом, задача обеспечения качества самостоятельной работы студентов в открытой информационно-образовательной среде требует управления ее рисками.
Методологическим подходом к решению задачи управления рисками самостоятельной работы студентов в открытой среде является средовой подход (Ю. С. Мануйлов), выступающий технологией опосредованного управления процессами воспитания и обучения личности в той или иной среде [2]. В соответствии с принципами средового подхода возникающие в открытой информационно-образовательной среде риски выполнения самостоятельной работы обусловлены зарождающимися в среде стихиями — силами, побуждающими личность двигаться к поставленной цели определенным «коридором возможностей». При этом стихии могут быть желательными (например, интерес студентов к электронным средствам обучения) и нежелательными (информационная зависимость и перегрузка). Стихиями можно управлять через сре-доуправленческие упреждающие действия: желательные стихии необходимо поддерживать, а нежелательные — упреждать и разрушать [3].
Вместе с тем не только преподаватель должен управлять самостоятельной работой, но и сами студенты обязаны обеспечивать качество ее выполнения. Являясь по сути внеаудиторной, самостоятельная работа студентов в открытой информационно-образовательной среде предполагает как опосредованное педагогическое управление, так и самоуправление студентом. Необходимость коммуникационного взаимодействия студентов и преподавателей в открытой среде и их сетевого сотрудничества требует совместного управления самостоятельной работой. В результате объектом управленческого воздействия во всех трех видах управления выступает самостоятельная работа, а субъектами управления — преподаватель и студент [4]. Следовательно, выполнять средоуправленческие упреждающие действия, обеспечивающие снижение влияния рисков на качество самостоятельной работы, необходимо субъектам взаимодействия.
Отметим, что в соответствии со стандартами в области управления качеством и рисками [1; 6] необходимо делать упор на предотвращение и сокращение рисков в деятельности, что востребует средоуправленческие упреждающие действия преподавателей и студентов. Выявленные риски самостоятельной работы и собственный педагогический опыт ее организации в открытой информационно-образовательной среде позволили спроектировать систему средоуправленческих упреждающих действий (см. таблицу).
Таблица и
Средоуправленческие упреждающие действия преподавателя и студента для сокращения рисков выполнения [о
самостоятельной работы в открытой информационно-образовательной среде
Риски Средоуправленческие уп эеждающие действия
Преподаватель Студент
Несовпадение программного обеспечения, используемого для выполнения и проверки работы 1. Составление перечня рекомендуемых программ и оповещение студентов о них 2. Наличие конверторов файлов из одного вида в другой 1. Использование рекомендованного программного обеспечения 2. Резервное копирование результатов работы в файл другого формата
Несовпадение версий программ для выполнения работы и ее проверки 1. Оповещение студентов об используемых версиях программ 2. Использование для проверки наиболее поздней версии программы 1. Сохранение работы в рекомендованной версии программы 3.Резервное сохранение результатов работы в более ранней версии программы
Технологические проблемы обмена сообщениями 1. Доведение до студентов достоверного адреса 2. Отдельное хранение контактных данных студентов 3. Создание отдельного почтового ящика для общения со студентами с «простым» именем и внутренней информацией о владельце 4. Периодическое освобождения пространства почтового ящика 5. Определение резервного средства связи 6. Наличие в сообщениях информации о резервном способе связи и регламенте его применения 1. Доведение до преподавателя персональных контактных данных 2. Наличие в сообщении корректной информации о себе (ФИО полностью, направление и курс обучения, дополнительная контактная информация) 3. Освобождение почтового ящика от спама, старых или ненужных писем (между учебными курсами во избежание потери информации)
Временные проблемы обмена сообщениями 1. Предварительное определение временного регламента взаимодействия и сроков сдачи работ 2. Доведение данной информации до каждого студента с получением уведомления 3. Четкое соблюдение временных сроков проверки работ и сообщений о результатах проверки, переносе сроков проверки на другое время 4. Выработка личных правил (режимов) проверки почтовых ящиков и их настроек 1. Понимание важности соблюдения установленных преподавателем временных сроков взаимодействия 2. Выработка личного регламента проверки почтового ящика (ежедневно, раз в два дня и т. д.) 3. Уточнение сроков при необходимости 4. Заблаговременная отправка работ на проверку
|
тз 8
0
01 ЕЗ
Окончание таблицы
Риски
Средоуправленческие уп
эеждающие действия
Преподаватель
Студент
Потеря электронных версий работ студентов и результатов их проверки из-за технических сбоев
Потеря результатов работ из-за вирусных атак
1. Ведение журнала поступления работ студентов и результатов их проверки
2. Резервное сохранение работ студентов
3 Рассылка предупредительных сообщений об отсутствии работ
4. В особых случаях создание отдельного архива переписки_
1. Проверка всех поступающих работ антивирусными программами (автоматическая или ручная
2. Постоянное обновление антивирусных программ и проверка всех своих устройств
3. Очистка почтового ящика от спама
4. Резервное сохранение работ студентов на отдельном накопителе
1. Создание резервных копий отправленных работ
2. Контроль поступления работы преподавателю (уведомление о прочтении)
3. Контроль сроков проверки работ
4. Создание архива переписки (в особых случаях)
1. Наличие антивирусных программ
на используемых устройствах и их постоянное обновление
2. Создание резервных копий выполненных работ на отдельных накопителях
3. Подозрительное отношение ко всем поступающим электронным сообщениям_
Вероятность сильного отклонения хода работы и ее результатов от запланированных
1. Разработка технологических карт выполнения работ с указанием контрольных точек, позволяющих студенту убедиться в правильности его действий
2. Определение промежуточных сроков сдачи отдельных этапов работы
3. Разработка регламента взаимодействия в затруднительных ситуациях
4. Представление отдельных образцов, шаблонов самостоятельных работ в свободном доступе
1. Уточнение целей работы и ожидаемых результатов
2. Уточнение возможных действий при необходимости получить дополнительную консультацию по работе
Вероятность возникновения информационной перегрузки студента
1. Четкое описание целей работы
2. Перечень рекомендуемых материалов для изучения или определение их вида (справочная информация, учебно-методические материалы, статьи и т.д.)
3. Определение «контуров» ожидаемого результата
1. Построение плана работы и следование ему
2. Одновременное изучение и анализ не более 4-5 источников информации
3. Построение логических выводов после каждого анализа и принятие решение об изучении дополнительных источников
4. Ограничение времени одномоментной работы 3^1 часами; постоянное чередование деятельности
224
Н.Б. Стрекалова
Таким образом, перенос самостоятельной работы в открытую информационно-образовательную среду сопровождается появлением рисков ее выполнения в данных условиях. Проблема качества современной самостоятельной работы студентов требует управления рисками ее выполнения с опорой на средовой подход. Предлагаемый перечень средоуправленческих упреждающих действий требует от студентов и преподавателей высокого уровня владения информационно-коммуникационными технологиями, опыта их применения для решения разнообразных задач, способностей к самостоятельному освоению.
Библиографический список
1. ГОСТ Р ИСО 31000-2010 Менеджмент риска. Принципы и руководство // Открытая база ГОСТов. URL: http://standartgost.ru/g /Г0СТ_Р_ИС0_31000-2010 (дата обращения: 10.10.2015).
2. Мануйлов Ю.С. Средовой подход в воспитании // Педагогика. 2000. № 7. С. 36—41.
3. Методологические подходы к исследованию проблем в области профессиональной педагогики: коллективная монография / Т. И. Руднева [ и др.]. Самара: Самарский университет, 2013. 164 с.
4. Стрекалова Н.Б. Самостоятельная работа студентов в контексте управленческой триады // Информатика и образование. 2014. № 4. С. 34—36.
5. Стрекалова Н.Б. Учебный процесс в открытых информационно-образовательных средах // Высшее образование в России. 2014. № 1. С. 93—97.
6. Чайка И.И. Стандарт ИСО 9001:2015. Что нас ожидает? // Стандарты и качество. 2014. № 6. С. 60-63.
References
1. Russian National Standard of International Organization for Standardization 31000:2009 Risk management. Principles and guidelines. Open base of state standards. Retrieved from: http:/ /standartgost.ru/g / ГОСТ_Р_ИСО_31000-2010 (accessed 10.10.2015) [in Russian].
2. Manuylov Yu.S. Environmental approach in education. Pedagogika [Pedagogy], 2000, no. 7, pp. 36-41 [in Russian].
3. Rudneva T.I. [et al] Methodological approaches to the study of problems in the field of vocational pedagogy: multi-authored monograph. Samara, «Samarskii universitet», 2013, 164 p. [in Russian].
4. Strekalova N.B. Independent work of students in the context of management of the triad. Informatika i obrazovanie [Informatics and education], 2014, no. 4, pp. 34-36 [in Russian].
5. Strekalova N.B. Learning process in open information-educational environments. Vysshee obrazovanie v Rossii [Higher education in Russia], 2014, no. 1, pp. 93-97 [in Russian].
6. Chayka I.I. Global standard 9001:2015. What awaits us? Standarty i kachestvo [Standards and Quality], 2014, no. 6, pp. 60-63 [in Russian].
Управление рисками самостоятельной работы студентов в открытой информационно-образовательной среде
N.B. Strekalova*
RISK MANAGEMENT OF STUDENTS' INDEPENDENT WORK IN OPEN INFORMATION-EDUCATIONAL ENVIRONMENT
In the article the problem of quality of contemporary independent work of students associated with the risks of its implementation in conditions of open information-educational environment is viewed. The presence of risks requires special management that may be implemented based on the environmental approach and environment management preventive action as a teacher and a student.
Key words: independent work of students, open information-educational environment, risks, management, environment management preventive actions.
Статья поступила в редакцию 23/VIII/2015. The article received 23/VIII/201S.
* Strekalova Natalia Borisovna ([email protected]), Department of Theory and Methods of Professional Education, Samara State University, 1, Acad. Pavlov Street, Samara, 443011, Russian Federation.