УДК 378
Н.Б. Стрекалова*
КАЧЕСТВО САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ В ОТКРЫТОЙ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ
В статье рассматривается проблема обеспечения качества самостоятельной работы студентов, осуществляемой в открытой информационно-образовательной среде. Раскрывается сущность данного понятия и предлагается его структура с учетом факторов, влияющих на качество выполнения самостоятельной работы студентами в данных условиях. Актуализируется проблема обеспечений качественной организации самостоятельной работы в открытых средах и конструктивного сетевого взаимодействия студентов и преподавателей.
Ключевые слова: самостоятельная работа студентов, информационно-образовательная среда, качество высшего образования, качество самостоятельной работы студентов, сетевое взаимодействие.
Актуализация проблемы качества высшего образования обусловлена развитием глобальных информационных процессов, приведших к массовости образования и становлению его глобального и открытого характера, появлению сетевых форм реализации образовательных программ и сетевых кластеров образовательных учреждений, ориентацией образования на выпуск информационного продукта и предоставление информационных услуг. Понятие качества образования принято связывать с международными стандартами ИСО 9 000, определяющими качество объекта (процесса, продукции, услуги, организации) в виде совокупности характеристик, обеспечивающих его способность удовлетворять предполагаемые потребности потребителей [2].
На основании проведенного исследования установлено, что под качеством высшего образования обычно понимается степень его соответствия задачам социально-экономического развития общества, требованиям ФГОС и потребностям обучающегося [3]. Основным методологическим подходом, обеспечивающим соответствие качества высшего образования потребностям общества, выступает компетентностный подход, представляющий результаты обучения в виде совокупности общих и профессиональных компетенций. Оценка качества высшего образования складывается из внешней оценки (со стороны потребителя образовательной услуги) и внутренней оценки (со стороны образовательной системы) и обеспечивается качеством функционирования высшего образования как системы, качеством организации учебного процесса и качеством образовательных результатов, что позволяет представить его структуру совокупностью свойств образовательной системы, учебного процесса, образовательных результатов. При этом качество образования постоянно находится под влиянием различных факторов, учет которых в образовательном процессе позволит гарантировать качество предоставляемых образовательных услуг [8].
* © Стрекалова Н.Б., 2015
Стоекалова Наталья Бооисовна ([email protected]), кафедра теории и методики профессионального образования, Самарский государственный университет, 443011, Российская Федерация, г. Самара, ул. Акад. Павлова, 1.
Так как современное общество требует от специалистов умений самостоятельно добывать, оценивать, анализировать, классифицировать и применять в своей профессиональной деятельности разнообразную информацию, а учебные процессы в современных вузах все чаще сводятся к организации самостоятельной работы студентов [6], актуализируется проблема обеспечения качества самостоятельной работы. Педагогическое сообщество обращается к отдельным аспектам данной проблемы: характеристикам качества самостоятельной работы студентов (С.К. Абдибекова); критериям его мониторинга (А.Н. Мисюкевич); подходам к оценке качества (А.В. Поздняков) и управлению им (Е.П. Марычева). В научных исследованиях (Н.Н. Горач) качество самостоятельной работы обучающихся обуславливается уровнем усвоенных знаний, умений и навыков, их готовностью к самостоятельному выполнению учебных задач, уровнем организации учебного процесса. Исследователи связывают качество самостоятельной работы студентов с качеством их профессиональной подготовки (О.А. Виницкая, Т.А. Солостина, О.Л. Прохорова), тьюторским сопровождением работы (Н.Е. Ерофеева, Т.Б. Серебровская), балльно-рейтинговой системой оценивания ее результатов (С.А. Кузюшин), информатизацией вузов (Б. Новокрещин) и применением компьютерных технологий для ее организации и выполнения (С.Н. Боже-нов, Т.В. Колесова).
При этом современное состояние высшего образования, характеризуемое интеграцией его образовательных процессов в единое целое, обеспечением возможности получения образования в любое время, в любом месте и без отрыва от профессиональной деятельности, требует переноса учебного процесса в Интернет, освоения все большего количества дисциплин дистантно, что приводит к необходимости использования в образовательных учреждениях открытых информационно-образовательных сред и увеличения объема самостоятельной работы студентов. В результате актуализируется проблема обеспечения качества самостоятельной работы студентов в открытой информационно-образовательной среде. Вместе с тем в научной и методической литературе не обнаружено определения данного понятия и его структуры.
Перенос самостоятельной работы в открытую информационно-образовательную среду позволяет рассматривать ее как самостоятельно выполняемую студентами информационно-исследовательскую деятельность по формированию нового знания с помощью сетевых технологий. Таким образом, самостоятельная работа может быть описана такими группами компетенций как способности к построению нового знания и применения информационно-коммуникационных технологий в разнообразных видах деятельности, способности, связанные с активизацией самостоятельности личности [8].
С опорой на результаты научных исследований (Н.В. Соловова), представляющих качество образовательных результатов как комплексную характеристику, объединяющую в себе готовность выпускника к профессиональной деятельности, его способность к профессиональной адаптации и выполнению разнообразной учебной и квазипрофессиональной деятельности, степень удовлетворенности студента организацией учебного процесса [7], можно утверждать, что формируемые в ходе выполнения самостоятельной работы компетенции способствуют успешной учебной деятельности студентов и будущей профессиональной деятельности. Итак, качество самостоятельной работы студента в открытой информационно-образовательной среде представляется комплексной характеристикой, объединяющей компетенции, отражающие требования современного общества к профессиональной подготовке будущего специалиста.
Существенным фактором, влияющим на качество самостоятельной работы студентов, является ее взаимосвязь с информационно-коммуникационными технологиями. Обладая большим дидактическим потенциалом и определенными преимуществами
перед традиционной формой обучения, информационно-коммуникационные технологии могут вызывать негативные последствия, поэтому важна дидактическая обоснованность их выбора, методика проведения электронных занятий, формы оценивания результатов электронного обучения (A.A. Андреев). Исследователи обращают внимание на научно-методическую обоснованность используемых электронно-образовательных ресурсов и обеспечение индивидуальных траекторий освоения знаний (A.B. Осин); несоответствие программного обеспечения образовательным стандартам, необходимость доработки электронных учебных курсов и их актуализация, сложность планирования электронных занятий (A.A. Крюков, Д.И. Осипов). Таким образом, для реализации дидактического потенциала самостоятельной работы в открытой информационно-образовательной среде и обеспечения гарантий ее качества необходимы методически-грамотная и научно-обоснованная организация самостоятельной работы с учетом образовательных возможностей информационно-коммуникационных технологий и сложностей их применения. Следует соблюдать следующую этапность организации самостоятельной работы: ее планирование с учетом применения современных технологий; разработка методического обеспечения самостоятельной работы электронными образовательными ресурсами; технологическая организация работы в открытой информационно-образовательной среде; удаленный контроль результатов ее выполнения [5].
Самостоятельная работа предполагает наличие у студента умений и навыков применения основных исследовательских приемов обработки информации: поиск, сбор и систематизация информации; определение границ и выбор методов исследования; анализ, сравнение, обобщение материалов; генерация умозаключений, выводов и зна-ниевого результата; оформление полученных результатов в логике поставленных задач; представление и защита своей работы; рефлексия результатов обсуждений.
Важны и навыки самоорганизации деятельности: планирование работы; распределение времени; выбор используемых технологий; организация пространства; самомотивирование к деятельности. С самомотивацией студентов к деятельности тесно связана ее самооценка, от особенностей которой зависит активность личности: низкая самооценка подавляет личность, а высокая — стимулирует к деятельности. В психолого-педагогической науке принято рассматривать самооценку как фундаментальное свойство личности, позволяющее направлять и регулировать собственное поведение и связывать ее с самооценкой и самоконтролем — одним из регулятивных процессов, содержанием которого является мониторинг за ходом и промежуточными результатами индивидуальной деятельности, их осознанием и оценкой [4]. Таким образом, самоконтроль связан с саморегуляцией и самоорганизацией и является фактором, влияющим на качество самостоятельной работы.
Изменение образовательной парадигмы (совместная учебная деятельность, ответственность обучающегося за образовательные результаты) и особенности учебного процесса в открытых средах (отсутствие границ изучаемого материала, открытость результатов обучения, принципиальная незавершенность учебного процесса) обуславливает необходимость реализации процессов совместной деятельности студентов и преподавателей, сотворчества и сотрудничества [5]. Развитие глобализационных процессов предполагает сотрудничество в составе широкого коллектива: массовые открытые образовательные курсы и образовательные группы; академические и профессиональные сообщества; группы по интересам. Следовательно, в условиях организации и выполнения самостоятельной работы студентов в открытой информационно-образовательной среде сотрудничество и сотворчество может принимать различные формы:
— сотрудничество и сотворчество студентов при самостоятельном выполнении заданий (взаимопомощь и взаимоконтроль), совместном нахождении нового знания (обсуждение, принятие решений, построение выводов, оформление результатов);
— сотрудничество и сотворчество студента (студентов) и преподавателя для координации самостоятельной работы (консультирование, обсуждение результатов, согласование траектории вытолнения заданий, формулирование проблем и их обсуждение);
— сотрудничество и сотворчество студента с сетевыш сообществом (профессио-нальныш, академическим) для получения виртуальныгх консультаций и помощи, дополнительных материалов и отзывов с целью расширения диапазона получаемых знаний в ходе ее вытолнения.
В итоге качество самостоятельной работы как образовательного процесса обеспечивается качеством конструктивного сетевого взаимодействия преподавателя и студентов на основе индивидуального и коллективного сотрудничества и сотворчества. Структурно качество самостоятельной работы студентов в открытой информационно-образовательной среде можно представить качеством учебного процесса, обеспечиваемого деятельностью преподавателя; качеством образовательных результатов, обеспечиваемым деятельностью студента; качеством сетевого взаимодействия студентов и преподавателей (см. риг 1
Таким образом, в условиях дальнейшей информатизации общества и высшего образования, увеличения объемов и значимости самостоятельной работы студентов актуализируется проблема обеспечения ее качественного вытолнения в открыгтыгх информационно-образовательных средах. Качество самостоятельной работы студентов в открытой информационно-образовательной среде необходимо представлять как комплексную характеристику, объединяющую в себе способности студентов к самоорганизации, самоконтролю и самооценке своей образовательной деятельности, применению информационно-коммуникационных технологий для решения учебных задач и построения нового знания. Гарантиями качества самостоятельной работы студентов в открытой информационно-образовательной среде выступает ее методически-грамотная организация в открыгтыгх средах, высокий уровень ИКТ-грамотности студентов и преподавателей, готовность студентов и преподавателей к сетевому сотрудничеству и сотворчеству.
Рис. Слагаемые качества самостоятельной работы студентов в открытой информационно-образовательной среде
Библиографический список
1. Горач Н.Н. Управление качеством самостоятельной работы курсантов вузов МВД России: автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 2011. 25 с.
2. Государственный стандарт Российской Федерации. Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь. М.: Издательство стандартов, 2001. 160 с.
3. Об образовании в Российской Федерации: ФЗ РФ № 273-ФЭ // Российская газета. 2012. 31 дек. № 303.
4. Психологический словарь / под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. М.: Политиздат, 1990. 494 с.
5. Руднева Т.И., Стрекалова Н.Б. Социологическое сопровождение процесса организации самостоятельной работы студентов в условиях информатизации вузов // Социология образования. 2014. № 8. С. 4-13.
6. Санько А.М. Факторы эффективности самостоятельной работы студентов в вузе // Профессиональное образование: проблемы, подходы, новации: сборник научных статей / под ред. Т.И. Рудневой. Самара: Институт анализа экономики города и региона, 2014. С. 80-85.
7. Соловова Н.В. Качество результатов обучения студентов // Вестник Самарского государственного университета. Гуманитарная серия. 2013. № 2 (103). С. 170-173.
8. Стрекалова Н.Б. Качество самостоятельной работы студентов // Профессиональное образование: проблемы, подходы, новации: сборник научных статей / под ред. Т.И. Рудневой. Самара: Институт анализа экономики города и региона, 2014. С. 106-114.
References
1. Gorach N.N. Upravlenie kachestvom samostoyatel'noi raboty kursantov vuzov MVD Rossii: avtoreferat dis. ... kand. ped nauk [Quality management of independent work of cadets of the Universities of the MVD of Russia: Extended abstract of Candidate's of Education Sciences thesis]. M., 2011, 25 p. [in Russian].
2. State standard of the Russian Federation. Quality management systems. Fundamentals and vocabulary. М., Izdatel'stvo standartov, 2001, 160 p. [in Russian].
3. On education in the Russian Federation: Federal Act № 273-FZ. Rossiiskaia gazeta, 2012. 31 dek. no. 303 [in Russian].
4. Psychological dictionary. A.V. Petrovsky, М^. Yaroshevsky (ed.). М., Politizdat, 1990, 494 p. [in Russian].
5. Rudneva T.I., Strekalova N.B. Sociological support in the process of organization of independent work of students in the conditions of informatization of higher education institutions. Sotsiologiia obrazovaniia [Sociology of education], 2014, no. 8, pp. 4-13 [in Russian].
6. Sanko A.M. Factors of efficiency of independent work of students in an institute of higher education. Professional'noe obrazovanie: problemy, podkhody, novatsii: sbornik nauchnykh statei [Professional education: problems, approaches, innovations: collection of scientific articles]. T. I. Rudneva (ed). Samara, Institut analiza ekonomiki goroda i regiona, 2014, pp.80-85 [in Russian].
7. Solovova N.V. Quality of results of students' learning. Vestnik Samarskogo gosudarstvennogo universiteta. Gumanitarnaiia seriia [Vestnik of Samara State University. Humanitarian series], 2013. no. 2 (103), pp. 170-173 [in Russian].
8. Strekalova N.B. Quality of students' independent work. Professional'noe obrazovanie:problemy, podkhody, novatsii: sbornik nauchnykh statei [Professional education: problems, approaches, innovations: collection of scientific articles]. T. I. Rudneva (ed). Samara, Institut analiza ekonomiki goroda i regiona, 2014, pp. 106-114. [in Russian].
N.B. Strekalova*
QUALITY OF STUDENTS' INDEPENDENT WORK IN AN OPEN EDUCATION INFORMATION ENVIRONMENT
The article considers the problem of providing quality of students' independent work carried out in an open education information-environment. The essence of this concept is revealed and its structure taking into account the factors that affect the quality of performance of independent work of students in these conditions is suggested. The problem of providing quality of organization of independent work in open environments and constructive network interaction of students and teachers is actualized.
Key words: independent work of students, education information environment, quality of higher education, quality of students' independent work, network interaction.
Статья поступила в редакцию 1/XII/2014. The article received 1/XII/2014.
* Strekalova Natalia Borisovna ([email protected]), Department of Theory and Methods of Professional Education, Samara State University, Samara, 443011, Russian Federation.