Научная статья на тему 'УПРАВЛЕНИЕ ЦИФРОВИЗАЦИЕЙ СОВРЕМЕННЫХ МЕДИА В КОНТЕКСТЕ ГИПЕРКОНВЕРГЕНТНОСТИ ИНФОКОММУНИКАТИВНЫХ СИСТЕМ'

УПРАВЛЕНИЕ ЦИФРОВИЗАЦИЕЙ СОВРЕМЕННЫХ МЕДИА В КОНТЕКСТЕ ГИПЕРКОНВЕРГЕНТНОСТИ ИНФОКОММУНИКАТИВНЫХ СИСТЕМ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
современные медиа / цифровизация / цифровые трансформации / управление цифровизацией / гиперконвергентные инфокоммуникативные системы / modem media enterprises / digitalization / digital transformations / digitalization management / hyper-converged information and communication systems

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Веретёхин Андрей Васильевич

Статья посвящена управлению цифровизацией медиапредприятий в современных условиях. Аспекты исследуемой проблемы рассматриваются в контексте актуальных тенденций развития информационно-коммуникативных систем, которые, в силу глобальных цифровых трансформаций, структурируются в виде гиперконвергентных агломераций. Такие системы включают в себя определенные базовые элементы IT-инфраструктуры, объединяемые в единое целое с помощью программных средств. В таких условиях медиа-бизнес, для обеспечения собственного успешного развития, вынужден организовывать свою деятельность основываясь на использовании соответствующего цифрового инструментария.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Веретёхин Андрей Васильевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to the management of digitalization of media enterprises in modem conditions. Aspects of the problem under study considered in the context of current trends in the development of information and communication systems, which, due to global digital transformations, structured in the form of hyper-converged agglomerations. Such systems include certain basic elements of the IT infrastructure, which combined into a single whole using software tools. In such conditions, the media business, in order to ensure its own successful development, forced to organize its activities based on the use of appropriate digital tools.

Текст научной работы на тему «УПРАВЛЕНИЕ ЦИФРОВИЗАЦИЕЙ СОВРЕМЕННЫХ МЕДИА В КОНТЕКСТЕ ГИПЕРКОНВЕРГЕНТНОСТИ ИНФОКОММУНИКАТИВНЫХ СИСТЕМ»

УДК 338.24:658:007

УПРАВЛЕНИЕ ЦИФРОВИЗАЦИЕЙ СОВРЕМЕННЫХ МЕДИА В КОНТЕКСТЕ ГИПЕРКОНВЕРГЕНТНОСТИ ИНФОКОММУНИКАТИВНЫХ СИСТЕМ

Веретёхин Андрей Васильевич,

кандидат экономических наук, доцент Институт медиакоммуникаций, медиатехнологий и дизайна Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Симферополь)

Аннотация. Статья посвящена управлению цифровизацией медиапредприятий в современных условиях. Аспекты исследуемой проблемы рассматриваются в контексте актуальных тенденций развития информационно-коммуникативных систем, которые, в силу глобальных цифровых трансформаций, структурируются в виде гиперконвергентных агломераций. Такие системы включают в себя определенные базовые элементы IT-инфраструктуры, объединяемые в единое целое с помощью программных средств. В таких условиях медиа-бизнес, для обеспечения собственного успешного развития, вынужден организовывать свою деятельность основываясь на использовании соответствующего цифрового инструментария.

Ключевые слова: современные медиа, цифровизация, цифровые трансформации, управление цифровизацией, гиперконвергентные инфокоммуникативные системы.

Annotation. The article is devoted to the management of digitalization of media enterprises in modern conditions. Aspects of the problem under study considered in the context of current trends in the development of information and communication systems, which, due to global digital transformations, structured in the form of hyper-converged agglomerations. Such systems include certain basic elements of the IT infrastructure, which combined into a single whole using software tools. In such conditions, the media business, in order to ensure its own successful development, forced to organize its activities based on the use of appropriate digital tools.

Key words: modern media enterprises, digitalization, digital transformations, digitalization management, hyper-converged information and communication systems.

Постановка проблемы. Развитие социума происходит во многом благодаря коммуникации и обмену информацией. Современные медиа, как средства массовой коммуникации, являются неотъемлемой частью цифровизированного мира. Сегодня они играют выдающуюся роль в формировании общественного мнения, популяризации определенных поведенческих моделей и структурировании общества, поскольку выступают не только как информационный источник, но и в роли инструмента мониторинга и контроля над деятельностью объединений, организаций, учреждений и отдельных медийных лиц. В данном контексте медиа нужны для повышения осведомленности общественности, тем самым они служат защите общественных интересов. В наши дни медиа влияют на поведение массы людей. Огромные объемы информации распространяется не только через традиционные СМИ, но и путем выполнения несложных действий, доступных каждому. Это естественным образом влияет на отношения между людьми. В современных условиях коммуникаторы способны еще более эффективно убеждать и манипулировать (в положительном и в отрицательном аспекте), тем самым формируя определенное массовое мировоззрение. Развитие медиасферы напрямую связано с глобальными ноосферными изменениями, обусловленными экспоненциально возрастающими объемами информации и всеобъемлющей диджитализацией. При управлении цифровизацией медиа следует учитывать, что в современных условиях инфокоммуникативные системы все больше приобретают гиперконвергентный характер.

Цель статьи. В данной статье рассматривается влияние цифровых трансформаций на управление цифровизацией современных медиа в контексте гиперконвергентности инфокоммуникативных систем.

Изложение основного материала. Современные реалии и трансформации медиапространства таковы, что сообщение (обращение к аудитории), как основа формирования информационного поля, утрачивает доминирующие позиции, и главенствующую роль все чаще играет равноправное, зачастую многовекторное, общение (обмен информацией и мнениями). В первую очередь это связано с развитием инфокоммуникативных систем, обеспечивающих реверсивность информационных каналов (потенциальную обратимость, двунаправленность, а иногда и многовекторность инфопотока). Это в свою очередь подразумевает интерактивность, то есть устойчивую обратную связь донора и реципиентов, их взаимодействие и взаимное влияние. Субъекты, традиционно рассматриваемые как потребители информации превращаются в полноценные генераторы контента и становятся полноправными игроками инфополя. Это происходит вследствие роста персональной (личностной) вовлеченности членов социума в инфообмен, наравне с профессиональными коммуникаторами [7].

На основании анализа актуальных теоретико-практических изысканий можно констатировать, что к медиа сейчас можно отнести не только традиционные СМИ, но и любые средства массовой коммуникации (СМК), всевозможные инфоканалы, а также лиц и организации, генерирующие информацию и обеспечивающие обратную связь. Следует отметить, что термин «медиа» в таких условиях оказывается максимально приближенным к своему этимологическому базису (происходит от латинского слова «те&а» - середина, посредник) [2].

Обновленные медиа, формируя информационные тренды, безусловно влияют на информационный мир и на его развитие. Происходящая цифровая революция породила такой феномен как «человек медийный». Такой индивид обладает совершенно новыми возможностями и реализует их через осознанное освоение цифровой ноосферы [1]. В нынешнем мире личность встраивается в медиасистему, которая базируется на массированном применении цифровых технологий и играет особую роль в глобальной цифровизации социума [8]. Одним из ключевых вопросов в такой ситуации является адаптация медиабизнеса к цифровизации и сопряженным с ней изменениям [4].

В медиасфере, до недавнего времени, цифровизация и соответствующие трансформации рассматривалась, в основном, как тривиальная оцифровка СМИ. С точки зрения медиа-специалистов и издателей, в широком смысле, оцифровка заключается в обеспечении цифровизированного хранения данных и облегчении доступа к ним (для просмотра, систематизации, проведения анализа и т.д.). При таком подходе, задача внедрения цифровых технологий состоит в структурировании и организации данных, что делает их более удобными для использования. Современные тренды формируют более широкий взгляд на проблемы диджитализации. Рост медиабизнеса сопряжен с ростом объемов данных, что требует новых управленческих решений [5]. Менеджменту приходится решать вопросы эволюционирования информационной модели медиа, обеспечивающей в полной мере формирование логически структурированной и максимально оптимизированной цифровой среды [6].

На фоне глобальной цифровизации, медиакомпании постоянно ощущают серьезные изменения, связанные с цифровыми трансформациями инфопространства. Руководство компании вынуждено реагировать на всеобъемлющую цифровизацию общества и учитывать происходящие инфраструктурные трансформации [3]. Современные медиа, в силу описанных выше объективных причин, приобретают признаки гиперконвергентных систем, поскольку они преобразуются в 1Т-инфраструктуры, управляемые, посредством программных средств, как единое целое и администрируемые через единую панель.

Гиперконвергентная инфраструктурная модель включает в себя несколько базовых элементов:

- энергетические ресурсы (сеть электропитания);

- ресурсы глобальной сети (Интернет);

- виртуальное управление;

- виртуальные вычисления;

- виртуальная память;

- виртуальное хранилище;

- виртуальная частная сеть (VPN);

- Интранет-портал (внутренняя частная сеть).

Внедрение данной структурно-управленческой модели является насущной проблемой современных медиа, поскольку цифровая трансформация стала одним из ключевых факторов повышения конкурентоспособности современных предприятий, что обусловлено интенсивным прогрессом коммуникационных технологий и связанными с этим изменениями в экономической, социальной и политической сферах [9]. В данном контексте цифровизация стимулирует инноватизационное развитие медиакомпаний, в результате чего возрастает их эффективность и повышается конкурентоспособность.

Компании, перешедшие на цифровые технологии, как правило используют следующие бизнес-инструменты и программное обеспечение:

- инструменты (наборы) для совместной работы и предоставления общего доступа;

- коммуникационные платформы;

- интранет-платформы (в том числе облачные);

- системные элементы искусственного интеллекта (умная поисковая система, нейросети, методы машинного и глубокого обучения и т.п.);

- инструменты CRM (управление взаимоотношениями с клиентами);

- интегрированные инструменты CMS (системауправления контентом);

- онлайн-хранилища (облачные и корпоративные серверные ресурсы);

- инструменты управления проектами {Jira, Monday, Atlassian, Asana, Trello и пр.);

- инструменты управления подбором персонала;

- инструменты диджитализированного управления финансами и онлайн-бухгалтерии;

- инструменты управления заработной платой.

Использование мощных и инновационных инструментов дает ряд преимуществ:

- сокращение издержек;

- рационализация использования ресурсов;

- оптимизация расхода времени;

- повышение производительности труда;

- улучшение внутренних и внешних коммуникаций;

- централизация обработки и анализа информации;

- ускорение принятия управленческих решений;

- улучшение условий труда;

- совершенствование пользовательского опыта и т.д.

Руководству медиакомпаний выгодно поощрение инноваций в рамках диджитализации, поскольку это ведет к сокращению ресурсозатрат, оптимизации производственных и управленческих процессов, увеличению доходов, повышению производительности, что естественным образом интенсифицирует развитие предприятий.

Выводы. Средства медиакоммуникаций (в том числе СМИ, шоу-бизнес и индустрия культуры) в числе первых оказались под интенсивным влиянием глобальных ноосферных изменений, вызванных цифровизацией. Массированные трансформации аналоговой информации в цифровые формы затронул все сферы жизнедеятельности - от производства контента, его распространения и инфообмена, до производства всевозможных товаров, их продвижения и организации продаж. С внедрением цифровых технологий пользователи перестают быть обычными потребителями информации, они становятся полноправными участниками инфообмена, наравне с профессиональными коммуникаторами.

В соответствии с новыми условиями, медиасистема вынуждена подстраиваться и трансформироваться, чтобы по-прежнему выполнять свои общественные функции. Традиционные и вновь создаваемые современные медиа, сталкиваясь с возрастающими объемами информации и глобальной диджитализацией, вынуждены реализовывать современные модели управления. Инфокоммуникативные системы, в силу объективных причин, приобретают гиперконвергентную структуру и организовывают свою деятельность основываясь на использовании соответствующего инструментария. Использование цифровых технологий и бизнес-инструментов позволяет современным

медиа интенсивно развиваться и добиваться существенных успехов в конкурентной борьбе. Использование инновационных методов работы и взаимодействия с социумом не только дает ряд бизнес-преимуществ, но и обеспечивает проникновение на неосвоенные рынки, а также позволяет открывать и создавать новые информационные ниши.

Список литературы:

1. Вартанова, Е.Л. Цифровизация и человек медийный / Е.Л. Вартанова // МедиаТренды. -2021,- № 1 (79). - С.8.

2. Василевская, В.Э. Медиакультура: историческая репрезентация и аспекты влияния на современное общество / В.Э. Василевская // Электронное информационное пространство для науки, образования, культуры. Материалы VII Всероссийской (с международным участием) научно-практической конференции. - Орел, 2020. - С. 66-68

3. Веретёхин, А.В. специфика управления медиакомпаниями и их кадровое обеспечение в условиях цифровизации инфопространства / А.В. Веретёхин // Цифровая трансформация социальных и экономических систем. Материалы международной научно-практической конференции. Отв. редактор И.А. Королькова. - Москва, 2023. -С. 52-59.

4. Дружинин, А.М. Цифровизация медиапроизводства: адаптация, целеполагание, аксиологические аспекты / А.М. Дружинин, Ф.Н. Гуров // Гуманитарный вестник. - 2022, №. 2 (94). - С. 7.

5. Колобова, Е.Ю. Бизнес-модели предприятий медиаиндустрии в условиях цифровой трансформации / Е.Ю. Колобова // Петербургский экономический журнал. - 2021. - № 2. - С. 57-65

6. Кузнецова, Е.И. Влияние цифровизации на изменение технологий и информационной модели современного медиабизнеса / Е.И. Кузнецова, А.В. Русавская // Вестник Московского университета МВД России. - 2022. - № 1. - С. 376-380. -https://doi.org/10.24412/2073-0454-2022-l-376-380.

7. Чибисова, Е.А. «Вовлеченность» как основной критерий эффективности Social Media Marketing / Е.А. Чибисова // Российская пиарология: тренды и драйверы. Сборник научных трудов в честь профессора В.Н. Степанова. - Санкт-Петербург, 2022. - С. 64-67

8. Эммер, М. Цифровое будущее медиа: взгляд с позиции теории систем / М. Эммер // Коммуникации. Медиа. Дизайн. - Том 5. - № 1 (2020). - С. 5-17. - https://cmd-journal.hse.ru/article/view/10724

9. Zhu, X. Digital Transformaron, Executive Team Heterogeneity and Enterprise Innovation / X. Zhu // Highlights in Business, Economics and Management. - 2022. - №1. Pp. 293-306. https://doi.org/10.54097/hbem.vli.2590

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.