Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ ЦИФРОВИЗАЦИИ НА ИЗМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИЙ И ИНФОРМАЦИОННОЙ МОДЕЛИ СОВРЕМЕННОГО МЕДИАБИЗНЕСА'

ВЛИЯНИЕ ЦИФРОВИЗАЦИИ НА ИЗМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИЙ И ИНФОРМАЦИОННОЙ МОДЕЛИ СОВРЕМЕННОГО МЕДИАБИЗНЕСА Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
248
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВИЗАЦИЯ ЭКОНОМИКИ / МЕДИАБИЗНЕС / ИНФОРМАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ / МЕДИАСРЕДА

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Кузнецова Елена Ивановна, Русавская Алевтина Викторовна

Определено, что по мере роста медиабизнеса растет и проблема управления данными, на которые он опирается в своем развитии. Способность управлять информацией часто описывается как модель зрелости информационных данных или модель эволюции информации. На основе проведенного анализа выделены основные этапы эволюции информационной модели современного медиабизнеса. Определены факторы, которые оказывают влияние на формирование цифровой среды медиабизнеса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE IMPACT OF DIGITALIZATION ON CHANGING TECHNOLOGIES AND THE INFORMATION MODEL OF THE MODERN MEDIABUSINESS

The article determines that as the media business grows, so does the problem of data management, on which it relies in further development. This ability to manage information is often described as a model of information data maturity or a model of information evolution. Based on the analysis, the main stages of the evolution of the information model of the modern media business are highlighted. The factors that influence the formation of the digital environment of the media business are determined.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ ЦИФРОВИЗАЦИИ НА ИЗМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИЙ И ИНФОРМАЦИОННОЙ МОДЕЛИ СОВРЕМЕННОГО МЕДИАБИЗНЕСА»

Научная статья УДК 33

https://doi.org/10.24412/2073-0454-2022-1-376-380 NIION: 2003-0059-1/22-202 MOSURED: 77/27-003-2022-01-401

Влияние цифровизации на изменение технологий и информационной модели современного медиабизнеса

Елена Ивановна Кузнецова1, Алевтина Викторовна Русавская2

1 Московский университет МВД России имени В. Я. Кикотя, Москва, Россия, е1еп1<ж90@таП.т

2 Российская академия предпринимательства, Москва, Россия rusavskaya.alewtina@yandex.ru

Аннотация. Определено, что по мере роста медиабизнеса растет и проблема управления данными, на которые он опирается в своем развитии. Способность управлять информацией часто описывается как модель зрелости информационных данных или модель эволюции информации. На основе проведенного анализа выделены основные этапы эволюции информационной модели современного медиабизнеса. Определены факторы, которые оказывают влияние на формирование цифровой среды медиабизнеса.

Ключевые слова: цифровизация экономики, медиабизнес, информационная модель, медиасреда Для цитирования: Кузнецова Е. И., Русавская А. В. Влияние цифровизации на изменение технологий и информационной модели современного медиабизнеса // Вестник Московского университета МВД России. 2022. № 1. С. 376-380. https://doi.org/10.24412/2073-0454-2022-1-376-380.

Original article

The impact of digitalization on changing technologies and the information model of the modern mediabusiness

Elena I. Kuznetsova1, Alevtina V. Rusavskaya2

1 Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V. Ya. Kikot', Moscow,

Russia, elenkuz90@maiLru

2 Russian Academy of Entrepreneurship, Moscow, Russia, rusavskaya.alewtina@yandex.ru

Abstract. The article determines that as the media business grows, so does the problem of data management, on which it relies in further development. This ability to manage information is often described as a model of information data maturity or a model of information evolution. Based on the analysis, the main stages of the evolution of the information model of the modern media business are highlighted. The factors that influence the formation of the digital environment of the media business are determined.

Keywords: digitalization of the economy, media business, information model, media environment

For citation: Kuznetsova E. I., Rusavskaya A. V. The impact of digitalization on changing technologies and the information model of the modern mediabusiness. Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2022;(1):376-380. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2073-0454-2022-1-376-380.

Развитие цифровой индустрии определяет изменение технологий и всей информационной модели современного медиабизнеса, что со временем приведет к существенным качественным изменениям всего рынка медиаиндустрии. Развитие современных цифровых технологий потребовало введения в научный оборот новых понятий, целого глоссария, связанного

© Кузнецова Е. И., Русавская А. В., 2022

с интерактивностью, конвергенцией, неиспользуемых ранее способов доставки информации.

Медиарынок (англ. media market), представляемый как район охвата аудитории средствами массовой информации, принадлежащими той или иной компании, представляет собой рынок, состоящий из информационных агентов, тесно связанных с клиен-

jjiiL.

-^pr-

ECONOMIC SCIENCE

^jiiL.

тами, поставщиками/производителями медиакон-тента. Хранение информации стало возможно посредством использования публичного облака, которое управляется на независимой основе. Продолжающееся снижение операционных затрат и усовершенствования сетевой инфраструктуры также привели к появлению новой информационной модели медиабизнеса в современных экономических условиях. Достаточно сказать, что современные тенденции несут существенные последствия для медиа-компаний с точки зрения их взаимодействия с пользователями в цифровых каналах, что определяет соблюдение ряда условий [3]:

• безопасное хранение и использование персональных данных являются фактором доверия потребителей к медиакомпаниям, которым нужно конкурировать за открытость и прозрачность использования информационных данных;

• в условиях растущей дискуссии на тему негативного влияния социальных сетей и цифровых технологий ведущие бренды должны выяснить, как они могут помочь рынку осуществить цифровую обработку;

• использование технологии более эффективного обучения цифровым технологиям для повышения профессиональных навыков и развития с целью повышения вероятности использования цифровых продуктов и услуг [2].

По мере роста медиабизнеса растет и проблема управления данными, на которые он опирается в дальнейшем развитии. Эта способность управлять информацией часто описывается как модель зрелости информационных данных или модель эволюции информации [4].

В рамках представляемого исследования выделим пять основных этапов эволюции информационной модели современного медиабизнеса (рис. 1).

1. Операционный уровень. Характеризуется индивидуальным владением и контролем медиаданных, применяемых для решения повседневных функциональных задач менеджмента.

Например, «Операционная модель» характеризуется тем, что информация хранится на отдельных информационных ресурсах, а не на сетевых серверах. Медиакомпании на операционном уровне зачастую испытывают затруднения из-за того, что ключевая информация контролируется ключевыми менеджерами компании, поскольку они владеют информацией в отношении конкретной медиакомпании.

2. Уровень консолидации. Представляет собой перспективное направление для замены отдельных стандартов, показателей и перспективных информационных систем на единую консолидированную основу.

3.Уровень интеграции. Расширяет возможности консолидации данных в масштабе всей медиакомпании.

4.Уровень оптимизации. Связывает медиакомпа-нию с ее перспективными рынками для завоевания лидирующих позиций, применяя прогнозные данные о клиентах, поставщиках и деловых партнерах.

5. Уровень инноваций на основе тестирования. Инновационный уровень характеризуется устойчивым ростом медиабизнеса и возможностью получения потенциального дохода за счет постоянного тестирования и обновления информации.

В рамках развития информационной модели современного медиабизнеса выделим четыре наиболее значимых фактора, которые оказывают наиболее су-

Рис. 1. Основные этапы эволюции информационной модели современного медиабизнеса № 1 / 2022 - Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia - 377

щественное влияние на повышение цифровой зрелости медиакомпании и требуют наиболее существенных инвестиций. К ним относятся: сотрудники, процессы, инфраструктура и риск-культура.

Индустриальный рейтинг крупнейших медиаа-гентств и холдингов за 2020 г., основанный на данных исследовательской компании Mediascope и отраслевой организации АКАР о размещении крупнейших рекламодателей на ТВ, в Интернете, на радио, в наружной рекламе, показывает, что, несмотря на экономические потрясения последних лет, медиабизнесу удалось продемонстрировать способность использовать кризис как возможность для роста (табл. 1).

Лидером рейтинга 2020 г. стало агентство Carat, входящее в корпорацию Dentsu Aegis Network, с бил-лингом 25,4 млрд руб. В тройку крупнейших медиа-компаний также вошли OMD Optimum Media и Media Instinct. OMD OM Group сохранила первенство среди рекламных холдингов. Агентство OMD Optimum Media (входит в OMD OM Group), занимавшее 1-е место в 2019 г., опустилось на вторую строчку с 23,1 млрд руб.

Первую десятку покинули агентства Zenith (Pub-licis Media) с 6,1 млрд — оно переместилось с 6-й на 17-ю строчку—и Wavemaker (GroupM) с 8,3 млрд руб., опустившееся с 8-й на 13-ю позицию. По сравнению с 2019 г. в десятку вошли две новых компании — Dentsu X (Dentsu Russia) с биллингом 16,2 млрд и Multitec (NMi Group) с 9,8 млрд руб.

Несмотря на совершенствование методологических подходов в оценке медиаиндустрии, этот рынок

переживает стремительное развитие. Например, коммуникационный бизнес переживает трансформацию под влиянием новых трендов — эволюции ритейла, бума электронной коммерции (e-commerce), развития контент-маркетинга и технологий.

Влияние данных трендов обусловливает использование нового экосистемного подхода, в рамках которого одновременно развивается экспертиза, партнерство, продукты и решения в разных областях, чтобы помогать клиентам в достижении бизнес-целей, что определяет потенциал индустриальных измерений для медиабизнеса.

Отрасли, которые наиболее подвержены влиянию цифровых технологий, обычно подвержены влиянию двух факторов. Во-первых, низкие барьеры для входа на медиа рынок приводят к более высокой конкуренции. Во-вторых, масштабные бизнес-модели, приносящие основную часть доходов медиа-бизнеса, зачастую являются более медленными. Поэтому медиакомпаниям сложно приспосабливаться к быстро меняющейся цифровой среде. С другой стороны, отрасли, казалось бы, менее подверженные влиянию цифровых технологий, также испытывают ряд трудностей [1]. Такие разработки, как 3D-печать, медленно, но верно, ведут предприятия к трансформации своих процессов и способов производства.

На сегодняшний день существуют три фактора, которые оказывают влияние на формирование цифровой среды:

• новые сотрудники, которые могут служить катализаторами, ускоряющими процесс трансформа-

Таблица 1

шейших медиаагентств и холдингов РФ по итогам 2020 г.

по объему медиазакупок, млн руб. без НДС

№ Агентство Total ТВ Интернет Реклама Пресса Радио

1 Carat 25 374 16 038 6892 1813 171 461

2 OMD Optimum Media 23 117 13 670 7522 1095 298 533

3 Media Instinct 19 254 10 522 5526 1700 318 1187

4 Dentsu X 16 197 11 731 3863 140 131 332

5 Starcom 14 541 10 179 3273 884 113 93

ECONOMIC SCIENCE

ции. Многие топ-менеджеры уже создают должность руководителя по цифровым процессам, в обязанности которого входит работа над интеграцией цифровых технологий в бизнес предприятия;

• корпоративная культура, где в цифровой экономике ключевой составляющей являются данные. Хотя связь между данными и корпоративной культурой, на первый взгляд, кажется неявной, на деле же распространение точных данных ведет к более прозрачному и быстрому процессу принятия решений;

• соответствие стратегии, где определяющим является тот факт, что если медиакомпания не хочет остаться позади в цифровой гонке, то фокус на технологии должен быть сделан во всем, от корпоративной стратегии до отдельного бизнес-процесса. На сегодняшний день у 23 % из 300 крупнейших компаний в мире уже есть как минимум один руководитель по цифровым процессам, стимулирующий развитие предприятия.

Одной из важных составляющих успеха современной медиакомпании также является гибкость: например, возможность быстро подключать нужные клиентские сервисы и отключать те, в которых снижена необходимость.

В основе принципа построения информационной модели лежит тестирование передовых инноваций с использованием корреляционного метода, состоящего из различных этапов исследования. В научной литературе выделяют дескриптивный, коррелятивный и казуальный этапы анализа информационной модели. В основе дескриптивного исследования лежит логическое описание модели объекта, его окружения, внешней среды.

Практическое использование дескриптивного анализа позволяет сформировать вывод о объекте ме-диасреды, ее признаках и отношениях с внешней средой. В тоже время, корреляционный анализ позволяет провести оценку взаимосвязи между элементами информационной системы.

И наконец, применение казуального анализа позволяет осуществить проверку ранее сформированных выводов, гипотез и причинно-следственных связей между объектами информации. Иными словами, информационная модель медиабизнеса представляет собой формализованную и связанную совокупность идентифицируемых информационных параметров и отношений между объектами анали-

за, практическая реализация которой определяет использование процедуры валидации.

Валидация информационной модели объединяет дескриптивный, корреляционный и казуальный этапы анализа с точки зрения соответствия реальной информационной системе путем сверки основанных на данной модели прогнозов с данными наблюдений, полученными на реальной информационной системе [6].

Следовательно, в основе современной информационной модели медиабизнеса должна лежать процедура валидации (validation), которая в соответствии с ГОСТ Р 54360-2011 представляет собой процесс документированного подтверждения на основе представления объективных свидетельств того, что требования, предназначенные для конкретного использования или применения, выполнены, декларируемые свойства и характеристики подтверждаются, а поставленная цель достигнута.

Валидация информационной модели медиабиз-неса представляет собой многоступенчатый процесс, охватывающий этап сбора информации/данных, изучение модели, подготовку валидационных выборок/тестов, всесторонний анализ модели, завершающийся подготовкой отчета, фиксирующего выявленные слабые зоны модели и рекомендации по их возможному решению.

Список источников

1. Ефремов В. С., Владимирова И. Г. Цифровые компании: понятие, масштабы и особенности транснационализации // Экономика: вчера, сегодня, завтра. 2018. Т. 8. № 11. С. 137-147.

2. Ищенко А. Н. Экспериментальная апробация применения информационных и коммуникационных технологий в экономических исследованиях // Russian economic bulletin. 2021. Т. 4. № 3. С. 156-163.

3. Кириленко В. П., Колобова Е. Ю. Развитие медиабизнеса в условиях глобальной цифровизации // Управленческое консультирование. 2021. № 2. С. 127-142.

4. Кузнецова Е. И., Русавская А. В. Цифровая зрелость как важнейший элемент развития медиа индустрии // Путеводитель предпринимателя. 2021. Т. 14. № 1. С. 42-50.

5. Кузнецова Е. И. Рецензия на учебник «Цифровая экономика. Бизнес-процессы электронной таможни» / под ред. В. Б. Мантусова // Аудиторские ведомости. 2021. № 2. С. 251-253.

6. Применение информационных технологий в экономических исследованиях: моногр. М. : Перо, 2021. С. 25-32.

References

1. Efremov V. S., Vladimirova I. G. Digital companies: the concept, scale and features of transnationalizati-on // Economy: yesterday, today, tomorrow. 2018. Vol. 8. No. 11. P. 137-147.

2. Ishchenko A. N. Experimental testing of the application of information and communication technologies in economic research // Russian economic bulletin. 2021. Vol. 4. No. 3. P. 156-163.

3. Kirilenko V. P., Minister Y. Y. Development of media business in the context of global digitalization // Management consulting. 2021. No. 2. P. 127-142.

4. Kuznetsova E. I., Rusavskaya A.V. Digital maturity as the most important element of the development of the media industry // Entrepreneur's Guide. 2021. Vol. 14. No. 1. P. 42-50.

5. Kuznetsova E. I. Review of the textbook «Digital Economy. Business processes of electronic customs» / edited by V. B. Mantusov // Audit statements. 2021. No. 2. P. 251-253.

6. Application of information technologies in economic research: monogr. M. : Pero, 2021. P. 25-32.

Информация об авторах

Е. И. Кузнецова — профессор кафедры экономической безопасности, финансов и экономического анализа Московского университета МВД России имени В. Я. Кикотя, доктор экономических наук, профессор;

А. В. Русавская — заведующая кафедрой финансов и страхования Российской академии предпринимательства, доктор экономических наук, профессор.

Information about the authors

E. I. Kuznetsova — Professor of the Department of Economic Security, Finance and Economic Analysis of the Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V. Ya. Kikot', Doctor of Economic Sciences, Professor;

A. V. Rusavskaya — Head of the Department of Finance and Insurance of the Russian Academy of Entrepre-neurship, Doctor of Economic Sciences, Professor.

Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию 11.11.2021; одобрена после рецензирования 17.01.2022; принята к публикации 01.02.2022.

The article was submitted 11.11.2021; approved after reviewing 17.01.2022; accepted for publication 01.02.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.