Научная статья на тему 'БИЗНЕС-МОДЕЛИ ПРЕДПРИЯТИЙ МЕДИАИНДУСТРИИ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ'

БИЗНЕС-МОДЕЛИ ПРЕДПРИЯТИЙ МЕДИАИНДУСТРИИ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1915
336
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВИЗАЦИЯ / ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ / БИЗНЕС-МОДЕЛЬ / МЕДИАБИЗНЕС / СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ / МЕДИАИНДУСТРИЯ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Колобова Евгения Юрьевна

В статье анализируется влияние цифровой трансформации на медиабиз-нес. Автор считает, что конвергенция, мультимедиатизация и глобализация фактически увеличивают избыточное предложение контента,уменьшают часть монопольного контроля над распределительными системами и приводят к фрагментации потребностей аудитории. Проведенноеисследование позволило выявить существующие проблемы применениятрадиционных бизнес-моделей медиабизнеса в условиях цифровой трансформации, которая не только влияет на создание уникальных ценностеймедиапродуктов, но и на разработку эффективных стратегических решений медиабизнеса. Выявлены основные и современные бизнес-модели вмедиаиндустрии, которые эффективно действуют в условиях цифровойтрансформации. Исследованы основные условия применения бизнес-моделейдля обеспечения устойчивого конкурентного преимущества в неопределенной и быстро развивающейся среде цифровых медиа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BUSINESS MODELS OF MEDIA INDUSTRY ENTERPRISES IN THE CONTEXT OF DIGITAL TRANSFORMATION

The article analyzes the impact of digital transformation on the media business. Theauthor believes that convergence, multimedia, and globalization actually increasethe oversupply of content, reduce some of the monopoly control over distributionsystems, and lead to fragmentation of audience needs. The study reveals theexisting problems of applying traditional business models of the media business inthe context of digital transformation, which not only affects the creation of uniquevalues of media products, but also the development of effective strategic solutions for the media business. The main and modern business models in the media industry that operate effectively in the context of digital transformation are identified. The main conditions for applying business models to ensure a sustainable competitive advantage in an uncertain and rapidly developing digital media environment are investigated.

Текст научной работы на тему «БИЗНЕС-МОДЕЛИ ПРЕДПРИЯТИЙ МЕДИАИНДУСТРИИ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ»

БИЗНЕС-МОДЕЛИ ПРЕДПРИЯТИЙ МЕДИАИНДУСТРИИ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ

BUSINESS MODELS OF MEDIA INDUSTRY ENTERPRISES IN THE CONTEXT OF DIGITAL TRANSFORMATION

УДК 338

DOI: 10.24412/2307-5368-2021-2-57-65

КОЛОБОВА Евгения Юрьевна

доцент кафедры медиакоммуникационных технологий Санкт-Петербургского государственного института кино и телевидения, кандидат экономических наук, jenechos@list.ru

KOLOBOVA, Evgeniya Yuriyevna

Associate Professor at the Department of Media Communication Technologies, St. Petersburg State University of Film and Television, Candidate of Economic Sciences, jenechos@list.ru

Аннотация.

В статье анализируется влияние цифровой трансформации на медиабиз-нес. Автор считает, что конвергенция, мультимедиатизация и глобализация фактически увеличивают избыточное предложение контента, уменьшают часть монопольного контроля над распределительными системами и приводят к фрагментации потребностей аудитории. Проведенное исследование позволило выявить существующие проблемы применения традиционных бизнес-моделей медиабизнеса в условиях цифровой трансформации, которая не только влияет на создание уникальных ценностей медиапродуктов, но и на разработку эффективных стратегических решений медиабизнеса. Выявлены основные и современные бизнес-модели в медиаиндустрии, которые эффективно действуют в условиях цифровой трансформации. Исследованы основные условия применения бизнес-моделей для обеспечения устойчивого конкурентного преимущества в неопределенной и быстро развивающейся среде цифровых медиа.

Ключевые слова: цифровизация, цифровая трансформация, бизнес-модель, медиабизнес, средства массовой информации, медиаиндустрия.

Abstract.

The article analyzes the impact of digital transformation on the media business. The author believes that convergence, multimedia, and globalization actually increase the oversupply of content, reduce some of the monopoly control over distribution systems, and lead to fragmentation of audience needs. The study reveals the existing problems of applying traditional business models of the media business in the context of digital transformation, which not only affects the creation of unique values of media products, but also the development of effective strategic solutions for

© Колобова Е. Ю., 2021.

the media business. The main and modern business models in the media industry that operate effectively in the context of digital transformation are identified. The main conditions for applying business models to ensure a sustainable competitive advantage in an uncertain and rapidly developing digital media environment are investigated.

Key words: digitalization, digital transformation, business model, media business, mass media, media industry.

Воздействие цифровых технологий на трансформацию социально-экономических процессов в медиаиндустрии очевидно. Эра высокоинновационных информационных и коммуникационных технологий приводит к конвергенции медиа и технологической дивергенции, появлению новых медиаформатов, созданию новых типов контента, развитию более широкого спектра способов доступа к новостям, информации и развлечениям.

Цифровая трансформация представляет процесс всестороннего внедрения цифровых технологий во все области бизнеса с целью построения более устойчивых рыночных отношений, выявления и эффективного удовлетворения потребностей аудитории, что связано с длительным и единым процессом внутренних изменений [1; 2], который может иметь несколько целей одновременно и привести к масштабной реорганизации моделирования бизнеса с использованием цифровых технологий. В условиях цифровой трансформации снижаются до минимума входные барьеры на медиарынок, что привлекает множество новых участников, усиливая конкуренцию.

Инновации в информационно-коммуникационных технологиях привели к масштабным изменениям в медиасфере, уменьшив монополистический и олигополистический контроль над механизмами распространения и изменив поведение потребителей, дав им возможность искать и делиться контентом по-новому, становиться как производителями, так и его потребителями, поскольку производство цифрового контента обходится дешевле. Медиа-индустрия, как важнейшая часть креативных

индустрий, весьма подвержена таким изменениям, что формирует необходимость понимания природы бизнес-моделей и управления их инновационными практиками [3], поскольку существующие бизнес-модели традиционных средств массовой информации (далее СМИ) теряют свою эффективность и нуждаются в разработке новых направлений бизнес-стратегий [4; 5; 6].

Бизнес-модель описывает, как рыночная информация, продукты и услуги объединятся для формирования прибыли, при этом стратегические, потребительские и рыночные компоненты рассматриваются в качестве условия создания и сохранения конкурентного преимущества. Бизнес-модель представляет собой определенную комбинацию взаимосвязанных элементов [7], объединяющих рынок, аудиторию, ценностное предложение и организационную архитектуру, что позволяет предприятию создавать и присваивать ценность продукции и услуги уникальным способом. Эти элементы отражают пять измерений ценности [8], на которых фокусируются концепции бизнес-модели [9]: ценностное предложение, доставка ценности (потребительские сегменты и каналы распределения), создание ценности, коммуникация ценности (каналы коммуникации) и захват ценности (потоки доходов и основные затраты).

Зарубежные ученые относят к элементам бизнес-модели как интегрированному инструменту управления: ценностное предложение продукта или услуги, модель доходов, модели производства и распределения, ключевые ресурсы [10] и рыночные отношения. Цен-

ностное предложение и модель получения прибыли описывают ценность для аудитории и медиапредприятия, а ресурсы и рыночные отношения показывают, как эта ценность произведена и доставлена. Модели доходов в свою очередь включают в себя источники прибыли, принципы ценообразования и структуру затрат.

Общая типология бизнес-моделей, используемых в современном медийном рынке, представлена подходом, который представляет бизнес-модели следующим образом:

• Модель обмена используется в ценностном предложении, которое должно быть нераздельно связано с медиапродуктом и реализовано посредством экономического взаимодействия между медиаорганизацией и другими участниками рыночных отношений [11].

• Организационная модель связана с организацией потока распространения контента, услуг и финансов для актуализации ценностных предложений [12].

• Модель ресурсов отражает эффективное использование возможностей субъекта хозяйствования.

• Финансовая модель определяет целевые функции медиапредприятия, которые объединяют другие три вышеперечисленные модели, и имеет дело в основном с потоками доходов и структурой затрат [12].

К середине XX в. окончательно сформировались бизнес-модели в медиандустрии, основные из которых опираются на условия функционирования традиционных СМИ и представлены в виде получения прибыли от потребителей или через рекламу, а также различных комбинаций, т. е. смешанную бизнес-модель [13]. В первом случае аудитория платит за услуги, т. е. реализуется модель дохода, основанная на подписке. Во втором случае меди-аорганизации предоставляют своей аудитории бесплатные услуги или контент, как например, федеральные телеканалы, бесплатные блоги или мессенджеры, а третья бизнес-модель основана на механизме ценообразования, при котором некоторые части услуг бесплатны, но поток доходов проходит через продажи дополнительных продуктов и премиальных услуг,

например, покупка в приложении [14; 15]. На основе существующей бизнес-концепции в цифровой среде формируется разнообразие уточненных бизнес-моделей и связанные с ними стратегии отдельных СМИ, которые определяют тактику их ежедневной деятельности [16].

Бизнес-модели концептуализируют основную бизнес-стратегию медиапредприятия, создавая отличные от конкурентов ценности продукции и услуги, устанавливая и развивая отношения с аудиторией и рекламодателями, формируя прибыль. Основная проблема медиакомпаний при выборе бизнес-модели заключается в неизменности ценности продукта в современных условиях. Традиционный медийный контент создавался в технической, экономической, политической и информационной среде, которой больше не существует. Чтобы развиваться, хозяйствующие субъекты медиарынка должны обеспечивать основное ценностное предложение своим продуктам и услугам, наделяя их уникальными и отличительными особенностями, соответствующими современной сетевой среде [17].

Цифровая трансформация повлияла на постепенное изменение бизнес-моделей ме-диаиндустрии. Так, производство и продажа печатных продуктов сменились производством цифрового контента и его распространением через всевозможные носители, разделяя средства массовой информации на электронные и неэлектронные. В то время, как неэлектронные медиа в основном относятся к традиционным СМИ, таким как: печатные газеты, телевидение и журналы, то электронные средства массовой информации подвержены влиянию информационно-коммуникационных технологий [18]. Существуют три основные модели ме-диабизнеса, охватывающие как электронные, так и неэлектронные массмедиа: контент -ориентированные, коммерциализированные, контекстно-ориентированные и еще одна бизнес-модель, ориентированная на связь для онлайновых массмедиа.

Новые модели доходов и каналы распределения, диверсифицированная аудитория и развитие технологий привели к появлению и применению современных бизнес-моделей, ко-

торые стали угрозой в конкурентной среде для традиционных СМИ [19]. Новые цифровые бизнес-модели используются предприятиями для более высокого уровня взаимодействия между различными субъектами, создавая относительно свободную конкуренцию, в отличие от предприятий, ориентированных на традиционные бизнес-модели, функционируя в рамках небольшого географического масштаба сбыта. Поскольку цифровые СМИ формируют более точную и полную информацию о предпочтениях и покупательском поведении аудитории, они могут разрабатывать индивидуальные ценностные предложения для рекламодателей и потребителей контента. Следовательно, цифровой медиабизнес создает экономическую среду, которая характеризуется динамичной конкуренцией и высоким потребительским излишком. При этом разработка и внедрение эффективных бизнес-моделей является следствием новых возможностей цифровых технологий, возросшей скорости и турбулентности цифрового бизнес-пространства.

Интернет предоставляет новые возможности для онлайн-контента, позволяя ограниченно монетизировать услуги поставщиков. Вследствие чего возникает дезагрегигация журнального и газетного контента, тем самым лишая его совокупной ценности, которую он создает в печати. Реальная экономическая ценность создается редакторами, выбирающими из огромного количества доступных новостей и информации то, что наилучшим образом отвечает интересам их аудитории, и объединяющими их таким образом, чтобы их читатели могли свободно ориентироваться в содержании. Контент создается журналистами в рамках референции предполагаемой публикации и аудитории. Ценность, создаваемая печатными СМИ, уменьшается в Интернете, потому что электронные СМИ заставляют пользователей выбирать на основе персонализации и функций поиска или группировать истории по темам таким образом, чтобы уменьшать ценность, создаваемую редакторами и журналистами в печати [19].

Пресса компенсирует падение доходов бумажных носителей своими интернет-ресурсами, однако глобальная проблема рынка

печатных СМИ заключается в отсутствии разработок новых бизнес-моделей, основанных на технологиях и инновациях, способствующих изыскивать возможности для монетизации контента. Традиционные модели издательского бизнеса перестают быть актуальными в условиях глобальной цифровизации, в основе которых лежит продажа или рекламы, т. е. продажа читателей рекламодателям, или контента, или платформы доставки читателям.

Рост альтернативных каналов, т. е. радио, телевидение, прямая почтовая рассылка, социальные сети, а также все электронные медиа, уменьшили объемы рекламы в этом медиасегменте (рисунок). Кроме того, негативное воздействие на рынок печатных СМИ оказывает сокращение читательской аудитории и усиление конкуренции с появлением новых цифровых медиа, вследствие чего предложение превысило спрос. Изменившаяся модель потребления контента электронных СМИ и увеличение объемов рекламы в Интернете требуют разработки новых бизнес-моделей, которые будут ориентированы на решение ряда проблем, связанных с тем, что читательская аудитория намного меньше, чем у конкурентов в цифровой среде, онлайн-распространение не только намного дешевле, но и более эффективно, кроме того, за контент аудитория уже не готова платить как раньше.

В стремлении сохранить свои позиции на медиарынке организациям печатной индустрии целесообразно обратить внимание на конвергенцию печатных форматов с телевизионными для снижения уровня расходов и наиболее эффективного излечения выгоды от деятельности объединенных бизнес-возможностей [21]. При этом, благодаря интеграции всех платформ и созданию мультимедийных проектов, издатели дают возможность расширить охват за счет вовлечения новой аудитории.

Основная задача всех медиаорганизаций состоит в формировании новых стратегий на базе инновационных бизнес-моделей. Выбор эффективных стратегических решений [22] в условиях цифровой трансформации связан с преобразованиями медиаорганизации на трех уровнях: изменение потребительских пред-

Рисунок

Динамика объемов рекламы по медиасегментам в период 2008-2019 гг., млрд руб. [20]

почтений или внешних коммуникаций организации, изменение технологии, изменение конкуренции. То есть цифровая трансформация начинается с внешних факторов: усиления конкуренции или глобальных изменений на медиарынке в виде структуры индустрии. Деятельность медиаорганизации становится ориентирована на потребителей, при этом цифровая трансформация требует не только учитывать потребности аудитории, но и уделять им отдельную главную роль в бизнесе.

Современные бизнес-модели медиаинду-стрии включают в себя как традиционные, так и электронные СМИ:

1. Модель расширения ассортимента продукции - продажа контента и других товаров. Данная модель реализует создание интернет-магазинов на сайтах печатных СМИ. С развитием интернет-технологий СМИ стало все труднее продавать контент аудитории и доступ к аудитории рекламодателям. В результате чего возникла модель продажи различной продукции, которую можно было бы продавать более эффективно, чем контент. Обычно СМИ запускают сайт продажи каких-либо товаров в партнерстве с определенными брендами или

продают брендированную продукцию как товар с логотипом издательства. Некоторые российские газеты также открывают интернет-магазины с целью продажи фирменной продукции на своих сайтах, например, как «Аргументы и факты».

2. Транзакции данных, т. е. продажа полученных данных и их визуализация. Эта модель медиабизнеса означает переход к журналистике данных, которая основана на сборе и продаже полученной информации другим СМИ или другой организацией, например, исследовательскими центрами.

3. Оптимизация материалов по пространству и времени - снижение затрат за счет снижения издержек. Эта модель предполагает размещение помещения редакции в аренду, перевод части сотрудников на удаленную работу. Специализированные бизнес-модели, если они успешно функционируют, могут стать дополнительными источниками дохода для СМИ. Но опыт отдельных СМИ не всегда может быть актуален для конкретной редакции, кроме этого, прибыль от применения данной модели не в состоянии покрыть даже половину расходов на содержание медиапредприятия.

4. Модель отключения рекламы основана на возможности оплаты отключения рекламного контента, прерывающего просмотр основного информационного и развлекательного материала. Появилась такая модель как платная функция цифрового телевидения, когда просмотр фильма можно было осуществить в режиме домашнего кинотеатра.

5. Модель по требованию (The On - Demand Model) или цифровая подписка представлена в виде подписки на цифровой медиапродукт, основанной на быстром доступе к определенному контенту.

6. Модель совместного рынка предполагает использование цифровых платформ для продажи различного медийного контента, которые объединяют аудиторию с продавцами и производителями напрямую, без посредников, требуя в обмен оплату через регистрацию, комиссию или рекламу иных товаров. В качестве примера применения данной модели выступают онлайн-рынки iTunes, AppStore.

7. Модель по выбору состоит из выбора цифрового контента по фиксированному меню, основанному на оплате подписки на определенный контент, например, выбор каналов в пакете спутникового телевидения, позволяющий выбирать отдельный канал.

8. Общественная модель базируется на добровольном инвестировании пользователей медиа, как, например, аудитория телеканала «Дождь», которая осуществляет добровольные взносы и покупки символической продукции, становясь носителями рекламной информации конкретного СМИ.

9. Модель бесплатного контента может быть внедрена только в том случае, если доходы от рекламодателей окупают издержки медиаорганизации, как, например, у газеты «Metro». В цифровой среде данная модель внедрена у медиагигантов Google и Facebook, предлагающих бесплатные сервисы в обмен на персональные данные пользователей, и впоследствии продающих их рекламодателям.

10. Гибридная модель предполагает сочетание платного и бесплатного контента («freemium» и «premium»). Основной контент предоставляется бесплатно, а дополнительные функции, материалы и обновления, состоящие

из более полной информации о событиях, доступа к архиву, специальных предложений, оплачиваются отдельно. При этом стоимость дополнительных возможностей совокупно должна быть ниже доходов от рекламы или продажи персональных данных.

11. Модель персонального участия ориентирована на очень узкую сегментированную аудиторию, поскольку отражает готовность потребителей платить за создание собственного контента и права ее размещения на медиапортале. Примером применения такой модели служит портал Snob.ru, предлагающий вступить в сообщество за определенный взнос и стать автором своей колонки, получая дополнительные уникальные услуги.

12. В сложившихся условиях растущей конкуренции многие стратегии экономического развития, воспринятые медиапред-приятиями, основаны на таком способе экономии времени и затрат, как одновременном эффективном использовании контента различными демографическими группами с помощью мультиплатформ и, следовательно, максимально полной эксплуатации активов интеллектуальной собственности. В результате сформировалась новая бизнес-модель монетизации контента - кроссдевайсный таргетинг (cross - devicetargeting). То есть в рамках одного медиапроекта производители контента распространяют ее на различных платформах, начиная от эфирного телевещания до персональных гаджетов. Способность делиться контентом по всей сети означает, что стоимость исходного материала для копирования может быть распределена между гораздо более широкой читательской аудиторией, и каждый партнер получает выгоду от доступа к более дорогостоящим элементам контента. Перевод или переформатирование контента с одной медиаплатформы на другую имеет все больший экономический смысл в контексте глобальной цифровизации, особенно во время экономического кризиса.

Развитие интернет-технологий привело к созданию и популярности онлайн-сообществ и социальных сетей, с помощью которых пользователи осуществляют поиск информации и социально коммуницируют, что способство-

вало изменению формата медиапотребления, которое трансформируется от медиапро-дуктов к медиауслугам. Социальные медиа имеют большой потенциал для аутсорсинга создания контента, его обработки и доставки до аудитории. Технологическое развитие позволило использовать по-новому медиа-контент, который производится совместно с пользователями, взаимодействующими в этом процессе посредством организации, слеште-гирования или голосования для повышения релевантности контента в соответствии с их интересами. Именно поэтому современные бизнес-модели медиаорганизаций построены на интерактивных, а не пассивных ролях пользователей СМИ. Так, блоги оказали огромное влияние как на средства массовой коммуникации, так и на способы потребления контента пользователями.

В современных условиях возникают факторы в социально-технической реальности, которые создают проблемы применения традиционных и создания новых бизнес-моделей в медиасреде, к которым относятся:

• Ориентированность на аудиторию. Пользователи СМИ все лучше информируются об актуальности медиаконтента, что поддерживает реализацию ориентированных на пользователя стратегий в медиабизнесе.

• Рост медиаплатформ. Социально-технические изменения между рыночными участниками медиаиндустрии, включая поставщиков контента, операторов связи и других заинтересованных сторон, трансформируют не только коммерческую роль отдельных систем предложения, приводят к появлению новых платформ, но и изменяют рыночные отношения, обеспечивая устойчивую прибыльность [23].

• Потребность во внешних технологических возможностях: от цифровой записи, производства и обработки медиаконтента до его цифровой передачи и использования.

Таким образом, интернет-технологии усилили уровень конкуренции, снизили барьеры входа, привели к появлению новых участников рынка и увеличили влияние аудитории, что снизило возможности получения прибыли хозяйствующими субъектами в медиаиндустрии. При наличии существенных конкурентных

преимуществ интерактивных и цифровых СМИ над традиционными, возникают проблемы не только в монетизации и в усилении конкуренции между традиционными СМИ, но и в ужесточении конкуренции со СМИ, превалирующими в сети Интернет.

В современной медиасреде бизнес-модели должны опираться на условия создания ценности, ориентированные на потребителя, т. е. разработанные с учетом особенностей поведения новых медиапользователей как с точки зрения формирования контента, так и средств, с помощью которых он создается. Телевизионным каналам и другим традиционным СМИ, которые, как правило, затрудняли зрителям контакт с журналистами и реагирование на репортажи, следует стать более открытыми и найти лучшие способы взаимодействия с аудиторией.

Переход традиционных каналов коммуникации в виде телевидения, радио и прессы в интернет-среду требует формирования эффективной бизнес-модели, учитывающей тенденцию к возрастанию пользователей социальных сетей в мессенджерах, что создает необходимость редакций искать новые способы доставки информации. Наиболее конкурентоспособной платформой для распространения контента цифровых медиа становятся мобильные девайсы (тактические СМИ). Сам контент становится более индивидуален ввиду избытка информации, в итоге традиционные электронные СМИ станут предоставлять контент по запросу, реализуя бизнес-модель по требованию. То есть с появлением настраиваемого контента потребители сами фильтруют необходимую информацию. Повышается роль скоростного мобильного Интернета и видеоконтента, что связано с увеличением просмотров потокового видео наравне с качеством передачи контента. В этих условиях специализированные бизнес-модели могут стать дополнительными источниками дохода для СМИ, однако опыт применения выбранной бизнес-модели отдельных СМИ не всегда может быть внедрен в конкретную редакцию ввиду его индивидуальных условий функционирования на медиарынке.

Список литературы

1. Gobble M. Digital strategy and digital transformation // Res.-Technol. Manag. 2018. № 61(5). Р. 66-71.

2. Bloomberg J. Digitization, Digitalization, And Digital Transformation: Confuse Them AtYour Peril. 2019. URL: https://www.forbes.com/sites/jasonbloomberg/2018/04/29/ digitization-digitalization-and-digital-transformation-confuse-them-at-your-peril/#59c573572f2c (дата обращения: 01.02.2021).

3. Schallmo D., Brecht L. Business model innovation in business-to-business markets -procedure and examples Proceedings of the 3rd ISPIM Innovation Symposium // Managing the Art of Innovation: Turning Concepts into Reality, Quebec. 2010. № 12. Р. 1-24.

4. Khajeheian D. Audience commodification: A source of innovation in business models// Technology Innovation Management Review. 2016. № 6(8). Р. 40-47.

5. Salamzadeh A., Markovic M. R. Shortening the learning curve of media startups in accelerators: Case of a developing country. In Evaluating media richness in organizational learning. 2018. Р. 36-48.

6. Salamzadeh A., Markovic M. R., Masjed S. M. The Effect of Media Convergence on Exploitation of Entrepreneurial Opportunities // AD-minister. 2019. № 34. Р. 59-76.

7. Casadesus-Masanell R., Zhu F. Business model innovation and competitive imitation: The case of sponsor-based business models, Strategic Management Journal. 2013, Vol. 34. № 4. Р. 464-482.

8. Zott C., Amit R., Massa L. The business model: Recent developments and future research // Journal of Management. 2011. Vol. 37. № 4. Р. 1019-104.

9. Abdelkafi N., Makhotin S., Posselt T. Business Model Innovation for Electric Mobility. What Can be Learned from Existing Business Model Patterns // International Journal of Innovation Management. 2013. Vol. 17. № 1. Р. 1-41.

10. Джонсон М., Кристенсен К., Кагерманн Х. Обновление бизнес-модели // Harvard Business Review. 2009. № 3. С. 63.

11. Täuscher K., Abdelkafi N. Visual tools for business model innovation: Recommendations from a cognitive perspective // Creativity and Innovation Management. 2017. № 26(2). Р. 160-174.

12. Shi Y., Manning T. Understanding business models and business model risks // The journal of private equity. 2009. № 12(2). Р. 49-59.

13. Вартанова Е. Л. Медиаэкономика зарубежных стран. M.: АспектПресс. 2003, 335 с.

14. Hamari J., Hanner N., Koivisto J. Service quality explains why people use freemium services but not if they go premium: An empirical study in free-to-play games. International // Journal of Information Management. 2017. № 37(1). Р. 1449-1459.

15. Rodrigues J. C. Price Management on Global Digital Subscription Services Using Freemium Business Model. In Handbook of Research on Business Models in Modern Competitive Scenarios. 2019. Р. 178-196.

16. Иваницкий В. Л. Бизнес-концепция массмедиа: природа, содержание, стратегии реализации // Медиаскоп. 2009. Вып. 4. URL: http://www.mediascope.ru/node/449 (дата обращения: 29.01.2021).

17. Picard Pobert G. Mapping digital media: digitization and media business models. Mapping Digital Media Reference Series. 2011. №5. URL:https://www.academia. edu/2427823/Digitalization_and_Media_Business_Models (дата обращения: 20.02.2021).

18. Wirtz B. W., Elsäßer M. Business Models in Media Markets. In Value-OrientedMedia Management. 2017. Р. 33-48.

19. Rúas-Araújo X., Puentes-Rivera I., & Medina A. C. The Spanish Digital Media Industry's Transition. In Communication: Innovation & Quality. 2019. Р. 249-269.

20. Объем рынка маркетинговых коммуникаций России в 2010, 2013-2019 годы. URL: https://www.akarussia.ru/knowledge/market_size/id457, https://www.akarussia. ru/knowledge/market_size/id4044,https://www.akarussia.ru/knowledge/market_size/ id6462,https://www.akarussia.ru/knowledge/market_size/id7363,https://www.akarussia. ru/knowledge/market_size/id8180,https://www.akarussia.ru/knowledge/market_size/ id8690,https://www.akarussia.ru/knowledge/market_size/id9112 (дата обращения: 20.11.2020).

21. Российская периодическая печать. Состояние, тенденции и перспективы развития. Отраслевой доклад /Федеральное агентство по печати и массовым коммуни-кациям.2018 URL: http://www.fapmc.ru/rospechat/activities/reports (дата обращения: 20.11.2020).

22. Müller-Lietzkow J. Medienwirtschaft - Medienokonomie und Medienmanagement als Geschwistereine sintegrativen Feldes. Enzyklopa die Erziehungswissenschaft Online: Weinheimund Basel. 2014. Р. 1-42.

23. Колобова Е. Ю. Трансформация медиапотребления в условиях цифровой реальности // Петербургский экономический журнал. 2020. № 4. С. 25-39.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.