€
Управление целостностью субъектов
производственно-логистического
пространства
КРЫЛАТКОВ Петр Петрович
Доктор экономических наук, профессор кафедры экономики и организации предприятий машиностроения
Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина
620002, РФ, г. Екатеринбург, ул. Мира, 19 Тел.: (343) 375-48-12 E-mail: pekryl@mail.ru
Аннотация
Предложено понятие производственно-логистического пространства, субъектами которого являются промышленные и логистические предприятия, а также цепи поставок. Сформулировано инструментальное определение предприятия, относящееся к любой форме собственности и конфигурации, а также подчеркивающее роль собственника в формировании и поддержании его целостности. Предложено рассматривать понятие «целостность предприятия» как комплексный управляемый параметр, формирующий специфическую для данного предприятия компетентностную и технологическую уникальность, производственные возможности и уровень потребительской ценности его продукции, что обусловливает экономическую эффективность деятельности предприятия. Рассмотрена динамическая взаимосвязь развития промышленного или логистического предприятия и потребительской ценности его продукции и услуг. Предложена логическая схема управления объемом и потребительской ценностью продукции посредством управления целостностью промышленного или логистического предприятия. Рассмотрены компоненты и уровни целостности, а также объекты управления предприятием с позиции концепции целостности.
Ключевые слова
ПРОМЫШЛЕННОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ ЛОГИСТИЧЕСКОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ ЦЕПЬ ПОСТАВОК
ЛОГИСТИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО КОНЦЕПЦИЯ ЦЕЛОСТНОСТИ УПРАВЛЕНИЕ ЦЕЛОСТНОСТЬЮ
JEL classification
L50
Рыночные преобразования, произошедшие в нашей стране на рубеже ХХ-ХХ1 веков, породили совершенно уникальную ситуацию, когда за очень короткий промежуток времени (около 10 лет) реорганизации подверглись тысячи отечественных промышленных предприятий [5. С. 314]. Накоплен громадный опыт реформирования производств разных отраслей, масштаба, типов производства, технологий, степени наукоемкости и т.д. Те процессы и факторы, которые пришлось бы изучать десятилетиями кропотливых наблюдений, в процессе рыночного реформирования отечественных предприятий проявились наглядно и в огромном количестве.
Обвальный переход на рыночные условия, те формы и сроки, в которые это производилось, «загнали» большинство промышленных предприятий в кризисную ситуацию по следующим причинам: • требования внешней среды скачкообразно изменились, что стало для отечественных предприятий, работавших ранее в директивной патерналистской экономике, трудноразрешимой проблемой. Шоковыми оказались последствия внезапного отказа от централизованной системы сбыта и снабжения. Худшее для предприятий трудно было придумать, поскольку на них в то время отсутствовали совершенно необходимые в рыночных условиях функциональные виды деятельности и соответствующие им институциональные образования: службы
маркетинга, логистики, каналы распределения; подготовленные кадры: финансисты, аналитики, промоутеры, рекламные и брендинговые специалисты и т.п.;
• резкий спад спроса на потребительском и промышленном рынке, а также практически полное прекращение государственных закупок поставили предприятия в положение избыточной конфигурации (ставшие ненужными оборудование, площади, персонал, запасы). Появление налога на имущество и землю, а также рыночных тарифов на воду, электричество и отопление лишь усугубили ситуацию;
• лавинообразный рост импорта конкурентной продукции широчайшей номенклатуры застал отечественные промышленные предприятия врасплох - они оказались к этому полностью не готовы;
• «вновь испеченные менеджеры» предприятий оказались недостаточно подготовленными к новым условиям работы (конкурентная среда, риски, страховой и фондовый рынок, инвестирование, новые организационно-правовые формы предприятий, отсутствие директивной системы снабжения и сбыта, проблемы финансирования и т.д.).
Вместе с тем реализация программы приватизации создала беспрецедентные условия для крупномасштабной реструктуризации работавших в командной экономике промышленных предприятий. Появилась возможность формирования новой конкурентной эко-
Managing the Integrity of Subjects of Production-Logistic Space
■o
я
Abstract
The article defines the concept of production-logistic space, the subjects of which embrace industrial and logistic enterprises as well as supply chains. The author formulated a definition of enterprise relating to any form of ownership and configuration and underlining the role of the owner in building and maintaining the integrity. It is suggested to consider the concept "integrity of enterprise" as a complex manageable parameter forming specific competitive and technological features of an enterprise, its production capacity and the level of customer value of its products that result in economic efficiency of an enterprise. Dynamic correlation between the development of an industrial/logistic enterprise and customer value of its products and services is established. A logical scheme to manage the volume and customer value of products through controlling the integrity of an industrial or logistic enterprise is proposed. Components and levels of integrity are considered; objects of enterprise management from the viewpoint of the integrity concepts are examined.
^ Pyotr P. KRYLATKOV
Dr. Sc. (Econ.), Prof. of Economics and Organization of Machine-Building Enterprises Dept.
Ural Federal University named after the first President of Russia B.N. Yeltsin 620002, RF, Yekaterinburg, Mira St., 19
Phone: (343) 375-48-12 E-mail: pekryl@mail.ru
номическои среды, ориентированном на рынок потребителя. Сформировано пространство свободного проявления компетенции бизнесменов и специалистов в создании и выпуске новоИ продукции и услуг. В довольно короткие сроки удалось наполнить потребительский рынок разнообразной, в том числе и технологически сложной, продукцией. Стала складываться сфера логистической деятельности, вначале лишь в наборе основных функциональных логистик: закупочной, дистрибутивной, транспортной.
Произошла массовая санация промышленности. Выжили предприятия тех собственников, которые сумели быстро освоить адаптационные механизмы настройки на высокодинамичную внешнюю среду. Следует заметить, что для этого часто используются традиционные для российской практики административные рычаги. Такие «эффективные собственники» смогли либо сохранить, либо создать целостные экономические объекты, наилучшим образом соответствующие запросам и возможностям рынка.
Перечисленные выше проблемы прямо указывают на необходимость научно обоснованного подхода к формированию и развитию целостного производственно-логистического пространства. Автор в своих работах (см., например, [8]) предлагает концепцию целостности, которая позволяет формировать и адаптировать экономически состоятельную
конфигурацию бизнеса, соответствующую требованиям внешнего рынка. Поскольку логистическая деятельность стала значимым внешним инфраструктурным фактором и существенной внутренней средой промышленных предприятий, их дальнейшее развитие невозможно вне целостного функционирования, как во множестве функциональных логистик, так и в интегрированных цепях поставок.
В качестве объектов исследования производственно-логистического пространства рассматриваются:
• промышленные предприятия с внутренней логистической средой;
• логистические предприятия (независимые, субконтракторы или аутсорсе-ры), образующие внешнее инфраструктурное пространство производственных предприятий;
• интегрированные цепи поставок.
Как показывает опыт окружающей
нас действительности, для существующих в стабильной среде объектов состав, функции и структуры могут длительное время оставаться практически неизменными. В отличие от таких объектов, производственные и логистические предприятия, как открытые, ориентированные на рынок системы, вынуждены постоянно адаптироваться к изменяющимся требованиям рынка, значит, результаты их функционирования и целостность связаны и взаимообусловлены. «Гуру американского менеджмента»
Keywords
INDUSTRIAL ENTERPRISE LOGISTIC ENTERPRISE SUPPLY CHAIN LOGISTIC SPACE CONCEPT OF INTEGRITY INTEGRITY MANAGEMENT
JEL classification
L50
Уровень развития целостности предприятия
Пороговый уровень потребительской ценности продукции
Уровень развития потребительской ценности продукции
Интервалы допустимого изменения потребительской ценности продукции при неизменной стоимости предприятия
Рис. 1. Схема динамической взаимосвязи развития производственного или логистического предприятия и потребительской ценности его продукции
Рис. 2. Логика управления объемом и потребительской ценностью продукции посредством управления целостностью производственного или логистического предприятия
П. Друкер заметил: «Перед менеджерами стоит задача создания истинного целого, которое больше, чем сумма его частей - производительной организации, представляющей собой нечто большее, чем сумма вложенных в нее ресурсов» [3].
В Законе РСФСР от 25 декабря 1990 г. № 445-1 «О предприятиях и предпринимательской деятельности» под предприятием понимается самостоятельный хозяйствующий субъект, созданный для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли. После принятия Гражданского кодекса Российской Фе-
дерации (часть первая) от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ термин «предприятие» сохранен только для предприятий государственной и муниципальной собственности, предприятия других форм собственности именуются «организациями».
В данном исследовании под производственным или логистическим предприятием автор будет понимать целостную организационно-технологическую совокупность объединенных в бизнес-портфель структур, функций и ресурсов, которые собственник считает целесообразными и необходимыми для достижения своих экономических целей, проявления компетенций и создания
конкурентных преимуществ на рынке продукции и услуг.
Данное определение предприятия, по сравнению с большинством существующих [2; 4], содержит ряд уточнений:
• во-первых, такое определение может относиться к любой форме собственности и конфигурации - компании, холдингу, объединению, технопарку, корпорации и т.п.;
• во-вторых, в нем подчеркивается роль собственника в формировании конфигурации бизнеса, соответствующей его целям и компетенциям;
• в-третьих, подчеркивается целостный характер предприятия как условие его конкурентоспособности;
• в-четвертых, фактор целостности определяется как необходимое условие достижения экономических целей предприятия.
Как показало исследование вопроса, в понятие «целостность» по отношению к предприятию обычно вкладывают совершенно разную смысловую нагрузку. В одних случаях имеют в виду юридическую целостность предприятия, в других - имущественную, в третьих -территориальную, в четвертых - технологическую и т.д. Все это говорит о том, что мы имеем дело с многоаспектным, интегральным понятием, одним из основных сущностных признаков предприятия как целенаправленного экономического объекта.
Автор же рассматривает понятие «целостность предприятия» не только как атрибутивное свойство, но и как комплексный управляемый параметр, формирующий специфическую для него компетентностную и технологическую уникальность, производственные возможности и уровень потребительской ценности его продукции, что обусловливает экономическую эффективность деятельности предприятия [9].
Целостность предприятия в первую очередь определяется рыночной целесообразностью его существования (если это коммерческое предприятие) или общественной необходимостью (если предприятие государственное). В любом случае предприятие является «продуктом» внешней среды и как целостный объект поддерживается ею только в том случае, если его продукция этой внешней средой востребована [6]. Если рассматривать продукцию предприятия в контексте целеполагания, то с полным основанием можно утверждать, что постоянно существующей целью предприятия является формирование и раз-
Классификация частных видов целостности производственного или логистического предприятия
Признаки соответствия рыночным требованиям Объекты управления целостностью производственного или логистического предприятия
Структуры Функции Ресурсы
Полнота Структурная целостность предприятия Функциональная целостность предприятия Ресурсная целостность предприятия
^организованность
Достаточность
витие потребительской ценности его продукции.
При неизменном уровне целостности предприятия можно улучшать потребительскую ценность, но до определенного ее порогового уровня. Далее произвести продукт или услугу с большей потребительской ценностью при существующей целостности предприятия становится уже невозможным. В таком случае рыночная среда начинает диктовать предприятию требования развития, как необходимое условие роста потребительской ценности. Графически это представлено на рис. 1.
Для преодоления порогового уровня потребительской ценности необходимо инновационное развитие предприятия: приобретение современных технологий, замена оборудования, переобучение персонала, создание нового товара, предоставление новых услуг и т.д. Только усовершенствование предприятия позволяет произвести необходимый объем продукции или услуг более высокого уровня потребительской ценности и обеспечить при этом прирост экономических результатов.
На рис. 2 представлена логическая схема управления объемом и потребительской ценностью продукции, а также
экономической эффективностью производственного или логистического предприятия посредством управления его целостностью.
Таким образом, предприятие является средством и необходимым условием для создания и развития потребительской ценности, под которой понимается воплощенная в продукции конструкционная и функциональная полнота, а также соответствие целевого ожидания потребителя реальным свойствам продукции и сопровождающим ее продвижение услугам.
Вместе с тем, говоря о целостных предприятиях, мы имеем в виду также и возможное их объединение в интегрированную ценностную цепочку, в том числе логистическую цепь поставок, способную создать продукцию большей ценности. Управление предприятием является объективно необходимым условием совершенствования его продукта и развития в высокодинамичной рыночной среде, а структурные, функциональные и ресурсные составляющие являются объектами процесса управления целостностью предприятия.
Целостность предприятия понимается нами как соответствие совокупности его структурных, функциональных
УРОВНИ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ
Высший
Средний
Низший
ОБЪЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ
Предприятие в целом
Области функциональной деятельности (производство, логистика, финансы, персонал и т.д.)
Бизнес-процессы
ЧАСТНЫЕ ВИДЫ ЦЕЛОСТНОСТИ ОБЪЕКТОВ УПРАВЛЕНИЯ | Структурная | | Функциональная | | Ресурсная
Рис. 3. Модель уровней и объектов управления предприятия с позиции концепции целостности
и ресурсных составляющих (определяемое как их полнота, пропорциональность и достаточность) предлагаемым заказам, производственным и логистическим требованиям рынка к потребительской ценности продукции, а также как согласованность указанных составляющих для достижения экономических целей предприятия. Целостность предприятия определяет его компетентностную и технологическую уникальность, самоидентификацию и позиционирование в рыночном пространстве.
Применительно к логистической цепи поставок понятие целостности [7] формулируется следующим образом: достаточная для выполнения требований цепи поставок целостность входящих в нее предприятий, а также связность и соорганизованность всех компонентов цепи по поводу производства, распределения, обмена и потребления товаров и услуг в границах выделенных функций.
Автор полагает, что наиболее релевантными признаками соответствия являются: полнота, достаточность и пропорциональность структурных, функциональных и ресурсных компонентов предприятия. Аргументируем выбор именно этих компонентов как признаков соответствия требованиям внешней среды:
• полнота структурных, функциональных и ресурсных составляющих обеспечивает необходимое качественное разнообразие используемых материалов, оборудования, технологических операций, исполнителей необходимой специальности и квалификации, логистических и сервисных операций, управленческих подходов и аналитического инструментария. Отсутствие какого-либо из указанных компонентов может сделать невозможным выпуск продукции, соответствующей конструкторским и технологическим требованиям, предоставление необходимых сервисных услуг или управленческих воздействий;
• пропорциональность ^организованность) структурных, функциональных и ресурсных компонентов обеспечивает минимизацию узких мест в технологической цепи предприятия, на уровне управления, сопряженность оборудования, механизмов и инструментов, информационного обеспечения, а также согласованность маршрутов, действий, управленческих решений и планов;
• достаточность структурных, функциональных и ресурсных компонентов предполагает такое их количество, которое позволяет обеспечить выпуск заданного объема продукции соответ-
■о
я
¡5 ствующего качества и номенклатуры, 8 проведение всех необходимых управ-ю ленческих и хозяйственных действий по ^ обеспечению функционирования и раз-=т вития предприятия. ш Для предприятия общая целостность, < таким образом, проявляется в виде совокупности частных видов целостности: структурной, функциональной и ресурсной (см. таблицу).
Свойство целостности рассматривается автором как комплексный параметр, который проявляется в различной степени: от наивысшего уровня - полного соответствия условиям и требованиям внешней и внутренней среды - вплоть до минимального значения, т.е. полного несоответствия указанным требованиям:
1) недостаточный уровень - состояние совокупности структурных, функциональных и ресурсных составляющих, которое не может обеспечить выполнение всего объема рыночных предложений и требований к потребительской ценности, а также прироста экономических результатов;
2) достаточный уровень - состояние согласованной совокупности структурных, функциональных и ресурсных со-
ставляющих, необходимое и достаточное для выполнения объема рыночных предложений и требований к потребительской ценности, а также обеспечивающее прирост экономических результатов;
3) избыточный уровень - состояние совокупности структурных, функциональных и ресурсных составляющих, обеспечивающее выполнение всего объема рыночных предложений и требований к потребительской ценности, но характеризующееся наличием избыточных, неиспользуемых компонентов указанных составляющих, что не позволяет добиться повышенных экономических результатов.
Производственное или логистическое предприятие функционирует в составе структурных и функциональных объектов, отличающихся своей спецификой, поэтому очень важно выделить их корректно и обоснованно. Любые абстрактные системные понятия, в том числе и свойство целостности, в конкретном предприятии всегда материализованы в факторах производства, структурах, процессах или отношениях. Поэтому для построения действующей системы управления производственным или логистическим пред-
приятием необходимо переходить на уровень этих образований.
По месту институциональных и про-цессно-технологических подсистем в структуре предприятия выделяются уровни управления - от всего предприятия в целом до процесса (рис. 3). Каждый из указанных уровней предприятия, являясь системным образованием, обладает признаком целостности. В процессе анализа для предприятия и его компонентов атрибутивные виды целостности объекта управления должны конкретизироваться и наполняться конструктивным содержанием.
Такая позиция позволяет автору развивать в дополнение к традиционному (исследовательскому) подходу к свойству целостности производственно-логистического пространства - концептуальный управленческий подход. В дальнейших исследованиях автор будет раскрывать содержательную составляющую такого подхода (анализ, оценку, механизм управления).
Как справедливо заметил Дж. Гарае-даги: «Целеустремленная социальная система способна создавать свое будущее путем самореконструкции» [1].
Источники
1. Гараедаги Дж. Как управлять хаосом и сложными процессами. Платформа для моделирования архитектуры бизнеса. Минск: Гревцов Букс, 2010.
2. Дафт Р. Организации: учеб. для психологов и экономистов. СПб.: Прайм-Еврознак, 2002.
3. Друкер П. Практика менеджмента. M.: ИД «Вильямс», 2000.
4. Каплан Р., Нортон Д. Организация, ориентированная на стратегию. М.: Олимп-Бизнес, 2005.
5. Конкурентоспособность социально-экономических систем: вызовы нового времени: монография / В.В. Криворотов, И.В. Ерщо-ва, И.С. Белик и др.; под науч. ред. А.И. Татаркина и В.В. Криворото-ва. М.: Экономика, 2014.
6. Котлер Ф., Келлер К. Маркетинг. Менеджмент. СПб.: Питер, 2010.
7. Крылатков П.П. Оценка параметра целостности логистической системы // Инновации в логистике: сб. науч. ст. докторов наук и докторантов. Челябинск: Изд. центр ЮУрГУ, 2010. С. 92-96.
8. Крылатков П.П. Управление целостностью бизнеса: концепция и методы. Saarbrucken, Germany: Academic Publishing GmbH & KG,2011.
9. Крылатков П.П. Целостность как экономический фактор успешной работы предприятия // Интеграция России в мировую экономическую культуру в посткризисный период: материалы Междунар. науч.-практ. конф.: в 2 ч. Екатеринбург : УГТУ-УПИ, 2009. Ч. 2. С. 59-63.
References
1. Garaedagi Dzh. Kak upravlyat' khaosom i slozhnymi protsessami. Plat-forma dlya modelirovaniya arkhitektury biznesa [How to manage the chaos and complex processes. Platform for modelling business architecture]. Minsk, Grevtsov Buks Publ., 2010.
2. Daft R. Organizatsii: ucheb. dlya psikhologov i ekonomistov [Organizations: a textbook for psychologists and economists]. St.-Petersburg, Praym-Evroznak Publ., 2002.
3. Drucker P. The Practice of Management. [Russ. ed.: Druker P. Praktika menedzhmenta]. Moscow, Williams Publ., 2000.
4. Kaplan R., Norton D. The Strategy-Focused Organization. [Russ. ed.: Kaplan R., Norton D. Organizatsiya, orientirovannaya na strategiyu]. Moscow, Olimp-Business Publ., 2005.
5. Krivorotov V.V., Ershchova I.V., Belik I.S., et al. Konkurentosposobnost' sotsial'no-ekonomicheskikh sistem: vyzovy novogo vremeni: monografiya [The competitiveness of the socio-economic systems: the challenges of the new era: a monograph]. Tatarkin A.I., Krivorotova V.V. (eds.). Moscow, Ekonomika Publ., 2014.
6. Kotler Ph., Keller K. Marketing Management. [Russ. ed.: Kotler Ph., Keller K. Marketing. Menedzhment]. St.-Petersburg, Piter Publ., 2010.
7. Krylatkov P.P. [Estimating parameter of the logistic system integrity]. Innovatsii v logistike: sb. nauch. st. [Innovations in Logistics: collection of sci. articles]. Chelyabinsk: SUSU Publ., 2010, pp. 92-96.
8. Krylatkov P.P. Upravlenie tselostnost'yu biznesa: kontseptsiya i metody [Business Integrity Management: Concepts and Methods]. Saarbrucken, Germany: Academic Publishing GmbH & KG, 2011.
9. Krylatkov P.P. [Integrity as an economic factor of an enterprise's success]. Integratsiya Rossii v mirovuyu ekonomicheskuyu kul'turu v postkrizisnyy period: materialy Mezhdunar. nauch.-prakt. konf.: v 2 ch. [Russia's integration into the global economic culture in the post-crisis period: Proc. Int. sci.-pract. conf.: two-book set ]. Yekaterinburg: UGTU-UPI, 2009, Part 2, pp. 59-63.
■o я