Научная статья на тему 'Управление транспортными потоками в условиях сложившейся планировочной структуры городов Кавказских минеральных вод'

Управление транспортными потоками в условиях сложившейся планировочной структуры городов Кавказских минеральных вод Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
357
112
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
планировочная структура / улично-дорожная сеть / транспортный поток / режим движения / методы прогнозирования
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problems of traffic flow control and possible decisions on their optimization under the existing conditions of an urban road network are considered. Emphasis is placed on accounting quantitative increase in traffic volume and the basic correspondence change. The essence, applicability, advantages and disadvantages of traffic intensity forecasting methods for traffic flows operative management have been considered.

Текст научной работы на тему «Управление транспортными потоками в условиях сложившейся планировочной структуры городов Кавказских минеральных вод»

УДК 656

УПРАВЛЕНИЕ ТРАНСПОРТНЫМИ ПОТОКАМИ В УСЛОВИЯХ СЛОЖИВШЕЙСЯ ПЛАНИРОВОЧНОЙ СТРУКТУРЫ ГОРОДОВ КАВКАЗСКИХ МИНЕРАЛЬНЫХ ВОД

О.В. Яксанов, ст. преподаватель, Северо-Кавказский государственный технический университет

Аннотация. Рассматриваются проблемы управления транспортными потоками и возможные решения по их оптимизации в условиях сложившейся планировочной структуры улично-дорожной сети города. Акценты сделаны на учет количественного роста размеров движения и изменения основных корреспонденций. Рассмотрены сущность, применимость, плюсы и минусы методов прогнозирования интенсивности для целей оперативного управления транспортными потоками.

Ключевые слова: планировочная структура, улично-дорожная сеть, транспортный поток, режим движения, методы прогнозирования.

Введение

Рассматривая изменение основных характеристик транспортных потоков, необходимо отметить, что при относительно стабильных показателях появление участков с напряженными режимами движения напрямую зависит от конфигурации улично-дорожной сети, где процесс формирования транспортных потоков протекает с учетом зонирования городской территории, дисклокации объектов массового тяготения и т. д. Также, уже на стадии разработки экологического паспорта города с учетом транспортной составляющей при прогнозировании интенсивности движения нужно учитывать ее увеличение иногородним транспортом и транзитом.

Формулирование проблемы

Анализируя планировочную структуру городов Ставропольского края и, в частности, городов-курортов региона КМВ, следует отметить, что формирование существующей сети дорог происходило в соответствии со структурой народнохозяйственного комплекса городов, т.е. направленности на обеспечение санаторно-курортной индустрии и спальных районов.

Дальнейший рост городов, в большей мере проявляющийся в точечной застройке, приводит к изменению функционального зонирования территории и срастанию производственных и жилых территорий.

Если придерживаться классических принципов формирования в городе магистральных улиц и дорог, то уже на стадии градостроительных планов необходимо решать задачи транспортного, планировочного, экономического и экологического характера.

В существующей ситуации (протяженности и плотности сети) классические принципы формирования в городе магистральных улиц и дорог уже не применимы, и основными становятся задачи оперативного управления транспортными потоками с учетом конфигурации УДС, сложившихся режимов движения и направленности грузо- и пассажиропотоков.

Функциональное зонирование территорий городов КМВ проведено таким образом, что основные маршруты грузопотоков направлены через центры городов; отсутствие транзитных путей приводит к образованию заторов, высоким задержкам и повышению коли-

чества выбросов вредных веществ в центральных частях городов. Районы города соединяются 2 - 3 автомагистралями, по которым наблюдается 3 - 5-кратное увеличение интенсивности по сравнению с другими улицами. Потребительские грузы, определяющие основной поток в городах КМВ, направлены в жилые районы и центры. Грузопоток потребительских грузов характеризуется устойчивостью по направлению. Отсутствие четких генеральных планов развития городов и комплексных транспортных схем делает невозможным прогнозирование транспортной ситуации на долгосрочную перспективу.

Пути решения проблемы

В таких условиях для возможности оперативного управления транспортными потоками следует решать две основные задачи:

- учет количественного роста размеров движения и изменения основных корреспонден-ций;

- рационализация маршрутов движения, которая в сложившейся ситуации является необходимым условием.

Решение второй задачи изучено достаточно подробно и представлено в работах отечественных и зарубежных авторов [1 - 4]. Решение же первой задачи реализуется в использовании различных методов прогнозирования интенсивности.

Рассмотрим кратко эти методы с позиции сущности, применимости, положительных и отрицательных сторон.

1) Методы экстраполяции межрайонных потоков автомобилей (методы единственного коэффициента роста, средних коэффициентов роста, детройтский метод и метод Фратара).

Суть - определение расчетного транспортного потока между районами с использованием показателей роста этого потока.

Применимость - использование для предварительных расчетов объемов движения.

Плюсы - простота вычислений.

Минусы - требуется подробная достоверная информация о существующем распределении

движения по каждому межрайонному сообщению, получение которой связано с трудоемкими обследованиями; отсутствие возможности учесть изменения в функционально-планировочной структуре города и организации движения; невозможность оценить объем движения в ранее не существовавших районах.

2) Метод, основанный на использовании гравитационной модели расчета.

Суть - расчет поездок автомобилей, в основу которого положены закономерности распределения поездок между районами города.

Применимость - прогнозирование объемов движения.

Плюсы - достаточная достоверность и устойчивость получаемых показателей для укрупненных расчетов.

Минусы - необходимы исследования, основанные на фактических межрайонных потоках в течение ряда лет, что в свою очередь связано с трудоемкими и дорогостоящими обследованиями; использование количества поездок населения как основного фактора.

3) Методы эмпирического моделирования потоков автомобилей по участкам сети магистральных улиц.

Суть - определение размера потоков автомобилей на участках улично-дорожной сети, в основу которого положены закономерности пространственно-временного распределения транспортных потоков в городе.

Применимость - определение размера потоков автомобилей на участках улично-дорожной сети с учетом общих закономерностей их распределения по территории города.

Плюсы - использование коэффициента зонной неравномерности, являющегося функцией от показателей функционального и планировочного развития города. Хорошие результаты расчетов для краткосрочного прогнозирования на начальных стадиях выполнения проектов размещения строительства.

Минусы - не учитывает качественное улучшение процесса перевозки и совершенствование функционально-планировочного по-

строения города. Отсутствие этапов моделирования процессов грузообразования и формирования корреспонденции грузов, что не позволяет использовать их на стадиях разработки комплексной транспортной схемы и генерального плана развития города.

4) Методы экстраполяции корреспонденции грузов между районами города.

Суть - в последовательном решении трех основных задач: определение объема перевозок, приходящегося на автомобильный транспорт; распределение объема перевозок между получателями и отправителями грузов; определение транспортных потоков и загрузки улично-дорожной сети [5].

Применимость - определение размеров суточного объема движения на улично-дорожной сети с учетом планируемого развития грузоформирующих объектов города.

Плюсы - возможность использования данных по объемам выпускаемой валовой продукции промышленных предприятий, объемам строительства в городе, численности населения. Получение данных не требует трудоемких и дорогостоящих исследований. Учет коэффициентов роста объемов перевозок.

Минусы - вероятность получения достоверной информации снижается по мере роста города. Метод не позволяет учесть происходящие в городе за длительный промежуток времени значительные изменения в размещении грузоформирующих объектов в транспортных районах.

5) Метод расчета корреспонденции грузов по типовым моделям.

Суть - расчеты транспортных корреспонден-ций для предприятий сходного технологического профиля.

Применимость - совершенствование этапа расчета корреспонденции грузов.

Плюсы - учет структуры объектов грузооб-разования и потребления внутри района и изменение этой структуры по мере развития города [5]. Устойчивость показателей, характеризующих удельный грузооборот промышленных предприятий одного технологического профиля, позволяет использовать

при расчете не фактические корреспонденции грузов промышленных предприятий, а нормативные их значения или типовые модели корреспонденции грузов для каждого типа объектов.

Минусы - ограниченность применения.

6) Метод структурного прогнозирования корреспонденции грузов.

Суть - учет процесса оптимизации грузовых связей между объектами города и совершенствование пространственной организации объектов на перспективу. Разработана математическая модель расчета грузопотока, включающая формализацию процессов образования, обмена и поглощения грузов.

Применимость - для прогнозирования грузопотоков на стадиях разработки технико-экономических основ и генерального плана развития города, а также комплексных транспортных схем городских агломераций.

Плюсы - использование различных расчетных схем: распределение корреспонденций грузов устойчиво во времени; распределение по критерию минимизации числа связей между объектами при поставках грузов одного вида или по критерию минимизации транспортной работы (возможность использования функции-критерия в рамках моделей линейного программирования); распределение в зависимости от общего размещения потребителей грузов одного вида на территории города по пропорциональности мощности потребителей.

Минусы - использование моделей возможно в рамках ограничений, накладываемых на модели, используемые для расчетов.

Выводы

Рассмотренные модели и методы позволяют рассчитать прогнозируемые транспортные потоки между объектами города в рассматриваемых градостроительных условиях, на основании которых возможно применение оперативных мероприятий по организации движения. Однако гибкое и оперативное управление транспортными потоками на территориях со сложившейся планировочной структурой улично-дорожной сети возможно только в рамках современных автоматизиро-

ванных систем управления дорожным движением.

Данные методы целесообразно использовать при расчетах перспективных транспортных потоков в отдельных районах урбанизированных территорий на стадии разработки комплексной транспортной схемы городов в рамках разработки генеральных планов.

Литература

1. Бережная Е.В., Бережной В.И. Математи-

ческие методы моделирования экономических систем: Учебное пособие. - М.: Финансы и статистика, 2004. - 368 с.

2. Воркут А.И. Грузовые автомобильные пе-

ревозки. - 2-е изд., перераб. и доп. - К.: Вища школа. Головное изд-во, 1986. -447 с.

3. Иносэ Х., Хамада Т. Управление дорож-

ным движением / Под ред. М.Я. Блин-кина: Пер. с англ. - М.: Транспорт, 1983.

- 248 с.

4. Дрю Д. Теория транспортных потоков и

управление ими. - М.: Транспорт, 1972.

- 424 с.

5. Глухарева Т.А., Горбанев Р.В. Организа-

ция движения грузовых автомобилей в городах. - М.: Транспорт, 1989. - 125 с.

Рецензент: В.К. Жданюк, профессор д.т.н., ХНАДУ.

Статья поступила в редакцию 15 мая 2009 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.