Александр Викторович Дмитриев - кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры логистики и управления цепями поставок, заместитель декана факультета, бизнеса, таможенного дела и экономической безопасности Санкт-Петербургского государственного экономического университета
УПРАВЛЕНИЕ ТРАНСПОРТНО-ЛОГИСТИЧЕСКИМИ СИСТЕМАМИ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ
Аннотация. В статье исследуются проблемы управления транспортно-логистическими системами в условиях цифровизации. Рассматривается механизм сквозного мониторинга и контроля над параметрами транспортных и грузовых потоков. Акцентируется внимание на оценке уровня проникновения цифровых технологий в транспортно-логистическую отрасль. Анализируется эффект от внедрения инструментов цифровизации в транспортно-логистических системах.
Ключевые слова. Цифровизация, транспортно-логистические системы, большие данные, интернет вещей, искусственный интеллект, облачные технологии.
Dmitriev A.V.
DIGITALIZATION OF TRANSPORT AND LOGISTICS SYSTEMS MANAGEMENT
Abstract. The article explores the problems of managing transport and logistics systems in the context of digitalization. The mechanism of end-to-end monitoring and control over the parameters of transport and cargo flows is considered. The focus is on assessing the level of penetration of digital technology in the transport and logistics industry. The effect of the introduction of digitalization tools in the transport and logistics systems is analyzed.
Keywords. Digitalization, transport and logistics systems, big data, internet of things, artificial intelligence, cloud technology.
Введение
В современных экономических условиях управление транспортно-логистическими системами связано со всеобщим проникновением цифровых технологий. Цифровизация транспортно-логистических систем позволяет осуществлять оптимизацию всей цепи поставок, включая перевозку и складские операции. Цифровые технологии обеспечивают возможности повышения экономической эффективности бизнес-процессов в логистике, повышают безопасность и качество
ГРНТИ 81.88.01 © Дмитриев А.В., 2020
Контактные данные для связи с автором: 191023, Санкт-Петербург, Садовая ул., д. 21 (Russia, St. Petersburg, Sadovaya str., 21). Тел.: +7 905 287-01-41. Е-mail: [email protected]. Статья поступила в редакцию 29.02.2020.
транспортно-логистического обслуживания, усиливают конкурентоспособность субъектов транс-портно-логистических систем.
Предпосылки цифровизации транспортно-логистических систем
В последние годы процессу цифровизации различных сфер экономики присущ объективный, долговременный и неизбежный характер. Эпоха глобальной трансформации предполагает получение принципиально новых форм и модифицирование содержательной составляющей в технологиях и энергетике, социальной и политической области, науке и образовании, экологии и безопасности, а также, безусловно, в сфере управления транспортно-логистическими системами. Форсайт логистики и управления цепями поставок и их отличительные черты в настоящем и будущем тесно связаны с дальнейшим проникновением цифровых технологий, имеющим всеобщий и повсеместный характер, что может быть обусловлено нарастающим прогрессом в области телекоммуникационных и информационных технологий, а также микроэлектроники.
По прогнозам аналитиков, в ближайшие годы в сфере управления транспортно-логистическими системами будет наблюдаться значительное повышение интереса к технологиям обработки и анализа больших данных. Уровень проникновения цифровых технологий здесь составит около 90%, в то время, как среднее значение равно 83%. В области оказания транспортно-логистических услуг имеются широкие перспективы повышения эффективности деятельности и качества обслуживания клиентов, поэтому провайдеры логистики, являющиеся одним из звеньев интегрированных цепей поставок, смогут существенно повысить уровень точности при прогнозировании размеров заказов для оперативной корректировки количества необходимых ресурсов в сторону их наращивания или снижения, а также построения маршрутов. Сочетание технологий искусственного интеллекта, анализа данных и машинного обучения обеспечивает высокопроизводительную динамическую систему разработки и планирования маршрутов движения транспорта [1, 4, 8].
Модель киберфизической системы управления транспортно-логистическим сервисом
Драйвером формирования и развития транспортно-логистического сервиса в условиях цифровизации
является концепция «Киберфизической системы» (рис. 1).
Рис. 1. Укрупненная модель «Киберфизической системы» управления транспортно-логистическим сервисом [2]
К числу ключевых элементов киберфизических систем относятся различные сенсоры, датчики, оборудование и информационные системы (программное обеспечение), воспринимаемые как единый комплекс вычислительных ресурсов и физических процессов, охватывающих как отдельные транс-портно-логистические предприятия, так и транспортно-логистические системы в целом, в которых, на
основе реализации принципа сквозной прослеживаемости транспортных и грузовых потоков, осуществляются последовательные этапы формирования цепочки создания добавленной ценности для перевозчиков и грузовладельцев.
Благодаря технологическим инновациям и достижениям последних лет, методология управления транспортно-логистическими системами будет существенно изменяться. Модифицируются формы и способы транспортировки грузов, упростится конфигурационная структура цепей поставок и логистических сетей, будет нивелирована проблематика товародвижения на глобальном уровне. Транспортно-логистическая отрасль, представляя собой одну из ключевых отраслей экономики во всем мире и являясь основой поддержания внутренней и внешней торговли, будет способствовать формированию и развитию достаточно широкого спектра смежных видов операционной деятельности, в частности, в сфере грузоперевозок, тарно-упаковочного процесса, складской логистики и др.
Оценка уровня логистических затрат в России
По данным аналитических агентств, Россия относится в настоящее время к числу стран с достаточно высоким уровнем логистических затрат. Данное обстоятельство порождает существенное снижение эффективности производственной и торгово-посреднической деятельности и отрицательно влияет на уровень конкурентоспособности транспортно-логистических предприятий и экономики в целом. Удельный вес логистических затрат в структуре ВВП РФ составляет порядка 19%, в то время как в Китае она оценивается в 18%, в Индии - 13%, в Бразилии - 11%, в Италии -9,7%, в Германии - 8,8%, а в Японии и США - 8,5%. По оценке компании Armstrong & Associates Inc, среднемировое значение указанного показателя логистических затрат в 2019 г. составляет 12% (рис. 2).
Россия
Бразилия
Италия
Индия
Германия
Япония
КНР
США
10
12
14
16
18
20
Доля логистических издержек в ВВП, %
ВВП, трлн. долл. США
Рис. 2. Доля логистических издержек в ВВП ведущих стран мира [4]
В последние 3-5 лет в России лидировали по темпам роста непосредственно те логистические провайдеры, которые выполняли заказы на поставку оборудования в рамках логистических проектов нефтегазовой и энергетической отраслей экономики, а также транспортно-логистические компании, функционирующие в сегменте доставки экспресс-грузов и предоставляющие комплексный 3РЬ сервис для розничных торговых сетей (включая дистрибуцию, хранение и перевозку сборных грузов). Следует подчеркнуть, что в последние годы транспортно-логистический сектор, в основном, наращивал объемы обслуживания, что наглядно представлено в таблице [6].
0
2
4
6
8
Таблица
Грузооборот по видам транспорта (млрд тонно-километров)
Транспорт 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 Изм. 2018/2017
Трубопроводный 2453 2513 2423 2444 2489 2615 2668 2,03%
Железнодорожный 2222 2196 2301 2306 2344 2493 2598 4,21%
Автомобильный 249 250 247 233 234 255 259 1,57%
Внутренний водный 81 80 72 64 67 67 66 -1,49%
Морской 45 40 32 42 43 50 45 -10,00%
Воздушный 5,1 5,0 5,2 5,4 6,6 7,9 7,8 -1,27%
Всего 5056 5084 5080 5094 5184 5488 5644 2,84%
Из таблицы видно, что хотя масштабы перевозок грузов суммарно всеми видами транспорта возрастают, внутренний водный, морской и воздушный виды транспорта продемонстрировали снижение объемов, а наибольший удельный прирост показал железнодорожный транспорт. В целом, по всем видам транспорта увеличение грузооборота составило 2,84%, что является достаточно высоким показателем в условиях экономической и геополитической нестабильности [5].
Анализ мирового рынка транспортно-логистических услуг
В ближайшее десятилетие объёмные показатели глобального рынка транспортно-логистических услуг будут наращиваться, особенно быстро будет расти сектор логистики добавленной стоимости (рис. 3), так как грузовладельцы и перевозчики постоянно инвестируют значительные средства в логистические инновации и смежные научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки, что также может рассматриваться как фактор увеличения выручки от реализации транспортно-логисти-ческих услуг, роста прибыли и рентабельности предприятий.
12 1
10 -
8 -
6 -
4 -2 0
1
1
1
у>>
I
I
-у-
1
I
2014
2015
2016
2017
2018
2019
2020П 2021П 2022П 2023П 2024П 2025П
□ Транспортно-экспедиторская деятельность
□ Внутренние перевозки
□ Логистика добавленной стоимости
□ Международные перевозки
□ Складирование и распределение
Рис. 3. Прогноз объёма рынка транспортно-логистических услуг до 2025 года, трлн долл. США
Благодаря распространению современных цифровых технологий, компании транспортно-логистической отрасли стали больше уделять времени анализу конкурентного окружения и своих рыночных возможностей для выявления потенциальных путей развития. Все более широкое применение при управлении транспортно-логистическими системами находят различные цифровые экосистемы, такие как, например, Интернет вещей, трансформирующие методику организации физического перемещения из пунктов отправления в пункты назначения грузов и пассажиров. Инновации и тенденции последних лет, связанные с цифровизацией, изменяют транспортно-логистическую отрасль с позиции увеличения возможностей и эффективности применения пере-
численных выше технологий, а также тех, которые сформируют архитектуру транспортно-логистических систем в будущем.
Как уже было отмечено, в современных экономических условиях при построении и управлении транспортными системами, а также при разработке технологий перевозки грузов активно применяются принципы и методы логистики, что способствует формированию и развитию глобальных товаропроводящих сетей. Тем не менее, широкое внедрение различных логистических решений в России до сих пор сдерживается в силу пока еще достаточно низкого уровня цифровизации транспортной отрасли, что, безусловно, сказывается на показателях результативности перевозочных операций и совокупной экономической эффективности процесса товародвижения.
Методология цифровизации транспортно-логистических систем
В последние годы предприятиям с целью повышения уровня конкурентоспособности на рынке транс-портно-логистических услуг в своей практике требуется все более широко использовать разнообразные цифровые технологии. Например, в области интермодальных перевозок высокие результаты работы достигаются за счет внедрения принципиально новых способов информационно-коммуникационных взаимодействий в рамках различных звеньев транспортно-логистических цепей.
Уровень цифровой организации логистического сервиса становится одним из ключевых критериев экономической эффективности данных систем, а поскольку операторы интермодальных перевозок в системе выступают как организаторы взаимодействий практически между всеми звеньями транспортных цепей, то именно они и будут определять не только коммерческо-правовые, финансово-экономические, организационно-технологические условия работы, но и цифровую платформу интеграции участников данной системы [7]. В рамках цифровизации транспортно-логистических систем следует также уделить особое внимание и сферам применения цифровых технологий, таким как:
1) отслеживание транспорта и грузов с возможностью осуществлять мониторинг грузовых и транспортных потоков по всей цепочке поставок для повышения безопасности выполнения транс-портно-логистических операций, применение технологии ОР8-отслеживания транспортных средств и контейнеров, а также КРГО-датчиков для контроля местонахождения, состояния грузов, температуры, влажности и других данных об окружающей среде;
2) управление парком подвижного состава на основе современных технологий в области телематики и сбора данных в режиме реального времени для анализа характеристик подвижного состава различных видов транспорта (автомобильного и железнодорожного) в части состояния деталей и узлов, контроля поведения водителей и машинистов, а также соблюдения технических регламентов по осевым нагрузкам;
3) оптимизация разработки, планирования и изменения маршрутов, управление расходом топлива, сокращение выбросов в атмосферу, обнаружение неисправностей в процессе движения для планирования технического обслуживания и ремонта, обеспечение соблюдения регионального, национального и международного законодательства, повышение безопасности дорожного движения;
4) управление запасами и прогнозирование с использованием датчиков в рамках технологии Интернет вещей для отслеживания товарных и производственных запасов, а также предоставления необходимых данных, позволяющих анализировать тенденции рынка и осуществлять прогнозы будущих потребностей субъектов транспортно-логистических систем в текущих, сезонных и страховых запасах, что обеспечит отсутствие дефицита и сверхнормативных запасов [3].
Одним из основных методологических аспектов цифровизации транспортно-логистических систем является формирование и развитие открытых логистических сетей и обеспечение глобальной просле-живаемости. В рыночном сегменте В2С происходит переход к идеологии более тесного взаимодействия и функционально-операционного сближения поставщиков и потребителей транспортно-логис-тических услуг, чтобы обеспечить высокий уровень прослеживаемости транспортных и грузовых потоков, также улучшается информационный сервис уведомлений о прибытии груза с обновлениями в режиме реального времени.
Модель цифровой платформы управления транспортно-логистическими системами С появлением новых цифровых информационных технологий все больше транспортно-логистических предприятий настроены использовать эти технологии в качестве фактора повышения экономической эффективности и снижения производственных затрат и издержек обслуживания. Возникает ажиотаж-
ный спрос на внедрение новых цифровых методов и технологий также и по причине необходимости привлекать инновациями новых клиентов, что дает компаниям дополнительные конкурентные преимущества.
Согласно теории управления цепями поставок, транспортное обслуживание является одной из ключевых логистических активностей и позволяет не только выполнять посредническую функцию по сопровождению груза в пути, но и осуществлять комплексный логистический сервис по организации доставки товара от грузоотправителя до грузополучателя в максимально короткие сроки, с оптимальными затратами, с соблюдением требований сохранности. В частности, особое внимание следует уделять решению задачи построения цифровой информационной платформы управления транспортно-логистическими системами, позволяющей выбрать оптимальную схему доставки груза, наиболее подходящий вид транспорта в соответствии с характеристиками груза, логистических посредников, узловые терминально-складские комплексы по перевалке грузов (рис. 4).
Особенностью разработки сбалансированной методики координации перевозок является то, что значительный объем грузов в последнее время перевозится в стандартных контейнерах, что, несомненно, положительно сказывается на взаимодействии субъектов интермодальных перевозочных систем. Пространственный разрыв между местом производства и потребления материальных благ или в иной терминологической интерпретации - территориальное расхождение между предложением и спросом служит системобразующим фактором, определяющим объектную структуру транспортно-логистической системы (ТЛС), элементную базу которой, в том числе, составляют перегрузочные пункты (контейнерные терминалы), средства укрупнения (системы пакетирования), средства транспорта (предназначенные для перевозки контейнеров), предметы транспортного оборудования (контейнеры), которые в совокупности образуют логистическую контейнерную систему.
Грузоотправитель (грузополучатель) Логистические посредники
Рис. 4. Архитектура цифровой информационной платформы управления ТЛС [7]
Подсистемы ТЛС, в зависимости от числа составляющих элементов, могут иметь различные параметры, которые в общем случае характеризуют границы хозяйственных комплексов, обеспечивающих относительно самостоятельные локальные функции процесса доставки грузов. В качестве таких подсистем также могут рассматриваться предприятия по добыче и производству сырья и материалов, промышленные, сельскохозяйственные предприятия и организации, предприятия стройиндустрии, строительные организации, предприятия и организации материально-технического обеспечения, производственно-технологической комплектации, сфер торговли продуктами народного потребления, транспорта, механизации работ и т.п.
Основные результаты
При управлении ТЛС, как было отмечено, важной тенденцией последних лет является возрастающее влияние цифровизации, которая играет важную роль в логистике и управлении цепями поставок, помогая снизить неэффективность бизнес-процессов и уменьшить негативное воздействие на окружающую среду.
Несмотря на то, что в логистике внедрение цифровых инноваций происходит пока еще достаточно медленно, современные цифровые технологии, используемые в практической деятельности транс-портно-логистические компаний, позволяют им улучшать бизнес-модели, методы стратегического планирования, совершенствуют взаимодействие между всеми субъектами рынка перевозок, повышают производительность и экономическую эффективность транспортно-логистических процессов. В частности, благодаря цифровым инновациям последних лет, происходит формирование тесных связей (коллаборация) предприятий логистической сферы и других отраслей, таких как розничная торговля, приводя к появлению инновационных цифровых решений и стартапов на «последней миле» доставки грузов.
В настоящее время существует целый ряд факторов, определяющих широкие возможности применения цифровых информационных технологий в сфере развития координации транспортно-логис-тического обслуживания и практики управления цепями поставок, к основным из которых можно отнести: глобальную информатизацию транспортно-логистических процессов; расширение интеграционных перспектив на логистическом рынке, предполагающем сотрудничество между субъектами, обусловливающее трансформацию межвидовой конкуренции транспорта в сторону логистической координации консолидационных усилий по привлечению дополнительного объема грузовых потоков; сложность организационно-экономических взаимодействий и отношений в международных ТЛС под воздействием глобализационных процессов; усиление роли транспортно-логистического обеспечения внешнеторговой деятельности; возможности осуществления сквозной координации и отслеживания доставки груза в рамках всей цепочки поставок [8].
Подводя итог рассматриваемым в настоящей статье вопросам, отметим, что в ближайшее время именно цифровые технологии будут играть все более важную роль в логистической отрасли, что позволит даже небольшим компаниям иметь глобальный рыночный охват и конкурировать с ведущими компаниями отрасли. В течение следующих нескольких лет создание доминирующей глобальной платформы изменит характер взаимодействия между клиентами и поставщиками транспортно-логис-тических услуг в области логистики и станет ключевым фактором при определении того, какие предприятия будут доминировать в новой, цифровой индустрии логистики.
Использование интегрированной цифровой логистической платформы, представляющей собой информационную программно-аппаратную среду алгоритмизированного выполнения транспортно-логистических операций и услуг, а также множество алгоритмизированных и экономически целесообразных взаимоотношений значительного числа независимых участников ТЛС, осуществляемых в рамках единой интегрированной информационной среды, приведет к снижению совокупных логистических затрат за счёт применения пакета цифровых информационно-коммуникационных технологий работы с массивом логистических данных с любым уровнем структурированности.
Заключение
Таким образом, благодаря внедрению современных цифровых технологий, повышается эффективность управления транспортно-логистическими системами, в рамках которых происходит тесная интеграция цепей поставок с основными системами складирования, транспортировки и управления товародвижением для выполнения и сквозного мониторинга процесса доставки грузов от отправителей до получателей, а также обеспечивается максимально быстрая адаптация транспортно-логистического предприятия к существующей рыночной обстановке, увеличение прибыли и получение очевидных конкурентных преимуществ.
ЛИТЕРАТУРА
1. В авангарде цифровой экономики. Ростех. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://rostec.ru (дата обращения 12.02.2020).
2. ДмитриевА.В. Диджитализация транспортной логистики. СПб.: Изд-во СПбГЭУ, 2018. 161 с.
3. Дмитриев А.В. Логистические основы функционирования транспортно-экспедиторских систем // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2015. № 1. С. 79-85.
4. Российский рынок автоматизации логистики. Клуб логистов. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://logist.ru/news (дата обращения 12.02.2020).
5. Российский статистический ежегодник. 2018: Стат. сб. / Росстат. М., 2018. 686 с.
6. Транспорт и связь в России. 2018: Стат. сб. / Росстат. М., 2018. 112 с.
7. Управление цепями поставок / В.В. Щербаков и др. М.: Юрайт, 2017. 209 с.
8. Цифровая экономика. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://raec.ru (дата обращения 12.02.2020).