Научная статья на тему 'УПРАВЛЕНИЕ ТРАНСФОРМАЦИЕЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ПО ВИДАМ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: СУЩНОСТЬ И СТРАТЕГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ'

УПРАВЛЕНИЕ ТРАНСФОРМАЦИЕЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ПО ВИДАМ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: СУЩНОСТЬ И СТРАТЕГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
26
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
The Scientific Heritage
Область наук
Ключевые слова
СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ / НАЦИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА / ВИДЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ТРАНСФОРМАЦИЯ / МОДЕЛЬ "ЗАТРАТЫ-ВЫПУСК"

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Короткевич А.И.

В статье дано определение и представлена укрупненная модель стратегического управления трансформацией национальной экономической системы по видам экономической деятельности, включающая постановку стратегической цели, конкретизированной в задачах, выявление имеющихся внутренних и внешних возможностей и определение на основе их сопоставления конкурентных возможностей трансформации национальной экономической системы по видам экономической деятельности, отбор целевых направлений, стратегическое планирование и организационно-экономические механизмы реализации стратегических планов трансформации национальной экономической системы по видам экономической деятельности. Также описан инструментарий количественной оценки результатов реализации сценариев трансформации национальной экономической системы по видам экономической деятельности, разработанный на основе модели «Затраты-Выпуск».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Короткевич А.И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MANAGING THE TRANSFORMATION OF THE NATIONAL ECONOMIC SYSTEM BY TYPES OF ECONOMIC ACTIVITY: ESSENCE AND STRATEGIC ASPECTS

The article defines and presents an enlarged model of strategic management of the transformation of the national economic system by type of economic activity, including setting a strategic goal specified in tasks, identifying existing internal and external opportunities and determining, based on their comparison, competitive opportunities for transforming the national economic system by type of economic activity, selecting target directions, strategic planning and organizational and economic mechanisms for the implementation of strategic plans for the transformation of the national economic system by type of economic activity. A toolkit for quantitative assessment of the results of the implementation of scenarios for the transformation of the national economic system by type of economic activity, developed on the basis of the “Input-Output” model, is also described.

Текст научной работы на тему «УПРАВЛЕНИЕ ТРАНСФОРМАЦИЕЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ПО ВИДАМ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: СУЩНОСТЬ И СТРАТЕГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ»

УПРАВЛЕНИЕ ТРАНСФОРМАЦИЕЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ПО ВИДАМ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: СУЩНОСТЬ И СТРАТЕГИЧЕСКИЕ

АСПЕКТЫ

Короткевич А.И.

Белорусский государственный университет, заведующий кафедрой банковской экономики экономического факультета, доктор экономических наук, доцент

MANAGING THE TRANSFORMATION OF THE NATIONAL ECONOMIC SYSTEM BY TYPES OF ECONOMIC ACTIVITY: ESSENCE AND STRATEGIC ASPECTS

Karatkevich A.

Belarusian State University, Head of the Department of Banking Economics, Faculty of Economics, Doctor of Economics, Associate Professor

Аннотация

В статье дано определение и представлена укрупненная модель стратегического управления трансформацией национальной экономической системы по видам экономической деятельности, включающая постановку стратегической цели, конкретизированной в задачах, выявление имеющихся внутренних и внешних возможностей и определение на основе их сопоставления конкурентных возможностей трансформации национальной экономической системы по видам экономической деятельности, отбор целевых направлений, стратегическое планирование и организационно-экономические механизмы реализации стратегических планов трансформации национальной экономической системы по видам экономической деятельности. Также описан инструментарий количественной оценки результатов реализации сценариев трансформации национальной экономической системы по видам экономической деятельности, разработанный на основе модели «Затраты-Выпуск».

Abstract

The article defines and presents an enlarged model of strategic management of the transformation of the national economic system by type of economic activity, including setting a strategic goal specified in tasks, identifying existing internal and external opportunities and determining, based on their comparison, competitive opportunities for transforming the national economic system by type of economic activity, selecting target directions, strategic planning and organizational and economic mechanisms for the implementation of strategic plans for the transformation of the national economic system by type of economic activity. A toolkit for quantitative assessment of the results of the implementation of scenarios for the transformation of the national economic system by type of economic activity, developed on the basis of the "Input-Output" model, is also described.

Ключевые слова: стратегическое управление, национальная экономическая система, виды экономической деятельности, трансформация, модель «Затраты-Выпуск».

Keywords: strategic management, national economic system, types of economic activity, transformation, input-output model.

В существующих условиях социально-экономического развития Республики Беларусь обеспечение устойчивого экономического роста страны, улучшение таких его качественных характеристик, как повышение уровня и качества жизни человека, требует формирования обоснованной экономической политики в рамках реализации стратегического управления трансформацией национальной экономической системы (НЭС) по видам экономической деятельности (ВЭД) с количественной оценкой ее результатов на основе математических моделей. При этом деятельность государства по структурной перестройке экономики, определению направлений ее трансформации должна рассматриваться на общем фоне реализации стратегического управления НЭС страны по ВЭД. Также должны

быть учтены как специфические особенности развития Беларуси с ее ресурсным потенциалом, так и общемировые тенденции формирования глобальной экономики, место республики в международной системе разделения труда, ее положение на международных рынках. В этой связи необходимо, опираясь на тенденции формирования экономических отношений как внутри страны, так и за ее пределами, использовать во взаимодействии с мировой экономической системой имеющийся потенциал Республики Беларусь для обеспечения устойчивого экономического роста. Последний должен достигаться на основе имеющихся в настоящее время конкурентных возможностей развития НЭС по ВЭД с учетом выявления резервов их усиления в перспективе. Основной целью исследования явля-

ется разработка укрупненной модели стратегического управления трансформацией НЭС по ВЭД, реализация которой позволит обеспечить обоснованный подход к формированию устойчивого экономического роста Республики Беларусь и повышению его качества.

Трансформацию НЭС по ВЭД можно определить как происходящий в рамках существующего либо формируемого хозяйственного порядка процесс изменения качественно-количественных характеристик структуры экономики и экономических отношений, возникающих между домашними хозяйствами, государством, организациями различных ВЭД, а также мировой экономической системой, по поводу производства, распределения, обмена, промежуточного использования и конечного потребления товаров и услуг, направленный на повышение эффективности функционирования субъектов экономики с целью улучшения качества

жизни населения страны. При этом управление трансформацией НЭС по ВЭД предполагает целенаправленную деятельность государства по обеспечению указанных процессов изменений.

Осуществление стратегического управления трансформацией НЭС по ВЭД предполагает постановку цели, которая должна быть конкретизирована в задачах, а также определение имеющихся возможностей трансформации на основе имеющихся трудовых, материальных, финансовых и других видов ресурсов. В процессе сопоставления задач с имеющимися внутренними ресурсами экономической системы и ее выявленными рыночными (внешними) возможностями определяются конкурентные возможности, которые представляют собой базу для отбора целевых направлений трансформации НЭС по ВЭД (рисунок 1).

Достижение определенных социально-

экономических результатов, представляющихся желательными для текущего состояния понимания ' обществом своих будущих потребностей

Конкретные результаты, получаемые в результате декомпозиции стратегической цели

Анализ внутренних условий деятельности на основе оценки по ВЭД:

трудовых, материальных, финансовых и других ресурсов, уровня техники и технологии, производственных мощностей, состояния НИОКР, инновационной активности, структуры управления и др.

Анализ факторов:

микросреды: отношений с поставщиками ресурсов, потребителями продуктов по ВЭД, конкурентами по ВЭД, международными финансово-кредитными организациями и др.

макросреды: экономических, политических, научно-технических, демографических и др.

Сосредоточения усилий на приоритетных направлениях трансформации НЭС по ВЭД в соответствии с выявленными конкурентными преимуществами

Процесс разработки специфических стратегий, способствующих решению

задач на основе поддержания стратегического соответствия между ними, потенциальными возможностями НЭС и ее возможностями в области

экономического роста по ВЭД и социально-экономического развития

Распределение ресурсов (материальных,

финансовых, трудовых и др.) в пространстве (структура) и во времени (стратегия)

Стратегическая цель трансформации НЭС по ВЭД

Определение задач трансформации НЭС по ВЭД

Оценка внутренних возможностей (ресурсов) НЭС по ВЭД

Анализ внешних возможностей НЭС по ВЭД

Возможности, определяемые ! сопоставлением задач, ресурсов и внешних возможностей

Конкурентные возможности трансформации НЭС по ВЭД

Отбор целевых направлений трансформации НЭС по ВЭД

Стратегическое планирование трансформации НЭС по ВЭД

Организационно-экономические механизмы реализации стратегических планов трансформации НЭС по ВЭД

Рисунок 1. - Укрупненная модель стратегического управления трансформацией НЭС по ВЭД

Источник: авторская разработка.

Полученные результаты являются основой стратегического планирования трансформации НЭС по ВЭД. На заключительном этапе разрабатываются организационно-экономические механизмы и обеспечение реализации стратегических планов трансформации НЭС по ВЭД, включающее распределение ресурсов в пространстве и во времени.

Постановка целей трансформации НЭС по ВЭД является важным этапом реализации стратегического управления и, как правило, определяется стратегией развития НЭС. При этом целью системы можно назвать определенное, «желаемое» (заданное извне или установленное самой системой) состояние ее выходов, т. е. некоторое значение или подмножество значений функции системы. Так, стратегической целью трансформации НЭС по ВЭД, декомпозиция которой позволяет сформулировать комплекс задач по ее достижению, может выступать «...уровень определенных социально-экономических результатов, представляющихся желательными для данного состояния в настоящее время понимания обществом своих будущих потребностей» [1, с.21]. При определении задач исходят из необходимости конкретизации поставленной стратегической цели.

НЭС как любая социально-экономическая система представляет собой сложный и многоуровневый комплекс, состоящий из множества взаимодействующих и взаимодополняющих свое функционирование элементов. Она функционирует в постоянно меняющихся условиях, определяемых многообразием отношений, складывающихся между НЭС и различными субъектами экономических отношений как внутри системы, так и за ее пределами. Совокупность этих отношений можно определить как среду функционирования, которая во многом определяет характер деятельности и развития и трансформации НЭС по ВЭД и должна в обязательном порядке изучаться в процессе осуществления стратегического управления. Обобщенная схема взаимодействия различных типов субъектов экономических отношений, непосредственно составляющих НЭС (государства (Г), предприятий (П) и домашних хозяйств (ДХ)) и представляющих ее внутреннюю среду, и мировой экономической системы (МЭС) как внешней ее среды представлена на рисунке 2.

+

Рисунок 2. - Обобщенная схема взаимодействия различных типов субъектов экономических отношений

Источник: авторская разработка.

В процессе обеспечения жизнедеятельности населения осуществляется обмен материальными, финансовыми, информационными ресурсами между выделенными типами субъектов экономических отношений. Каждый человек как личность представляет собой одновременно субъект каждого типа экономических отношений и является членом всего многообразия социальных групп, обеспечивающих процесс жизнедеятельности. Степень развития личности зависит от величины влияния, оказываемого человеком на процесс жизнеобеспечения, и от количества социальных групп, членом которых он является. Таким образом, ключевым фактором, определяющим взаимодействие мировой экономической системы, государства, организаций и домашних хозяйств, является человек, который выступает, с одной стороны, как производитель материальных, финансовых, информационных продуктов и услуг, а с другой стороны, как их потребитель.

Экономические цели и поведение рассматриваемых субъектов экономических отношений различны. В процессе осуществления хозяйственной деятельности происходит взаимодействие и согласование разнонаправленных интересов выделенных их групп. В зависимости от степени преобладания интересов и потребностей тех или иных институциональных единиц можно дифференцировать социально-экономические системы на различные их типы, определить общую направленность развития НЭС страны. Исходя из данного подхода, можно выделить 24 типа социально-экономических систем или режимов функционирования НЭС в зависимости от последовательности приоритетов интересов различных субъектов экономических отношений. Так, например, в случае если интересы и цели государства довлеют над интересами и целями домашних хозяйств и предприятий, это, как правило, выражается в слабой

ориентированности экономики на человека и отрицательно сказывается на уровне и качестве его жизни.

Достижение стратегической цели современного этапа социально-экономического развития Беларуси возможно, с нашей точки зрения, только при следующем типе социально-экономической системы [2]:

ДХ - П - Г - МЭС.

Подобный режим функционирования НЭС и входящих в ее состав подсистем означает приоритет интересов и целей домашних хозяйств (ДХ) над интересами и целями предприятий (П), государства (Г) и мировой экономической системы (МЭС). Соответственно интересы и цели организаций, обусловленные интересами и целями домашних хозяйств, являются приоритетными по отношению к интересам и целям государства и мировой экономической системы. Интересы же и цели государства, являющиеся производными от интересов и целей домашних хозяйств и организаций, становятся более важными по отношению к интересам и целям мировой экономической системы.

Экономика рыночного типа предполагает функционирование на основе согласования спроса и предложения. Спрос определяется структурой потребностей домашних хозяйств. В соответствии со структурой спроса организации должны осуществлять производство товаров и услуг в определенном количестве и соответствующего качества.

Государство должно осуществлять экономическую, социальную, правовую, административную и иные виды деятельности, обеспечивающие условия для организаций и домашних хозяйств в направлении согласования структур спроса и предложения. В связи с этим актуальными являются разработка и применение социальных стандартов, определяющих такие категории, как уровень и качество жизни населения республики, и являющихся ориентирами для организаций в осуществлении их деятельности, а также определяющих политику взаимодействия с мировой экономической системой.

Сегодня важнейшим и необходимым условием повышения качества социально-экономического развития Республики Беларусь, уровня и качества жизни человека является трансформация НЭС, обеспечение структурной перестройки экономики в соответствии с динамикой потребностей домашних хозяйств. Основываясь на вышеизложенном подходе к формированию режима функционирования НЭС можно выделить следующие цели развития различных типов субъектов экономических отношений [1, с. 40]:

1) для домашнего хозяйства - обеспечение изменения структуры потребления товаров и услуг в соответствии с сегодняшним пониманием обществом своих будущих потребностей;

2) для предприятия - обеспечение изменения структуры производства товаров и услуг, обусловленное соответствующим изменением структуры потребления;

3) для государства - изменение экономического (хозяйственного) порядка и трансформация

НЭС, обеспечивающих согласованное изменение структуры производства и структуры потребления;

4) на уровне мирового хозяйства - изменение условий, обеспечивающих согласованные перестроение экономического (хозяйственного) порядка и трансформацию НЭС.

Общей же целью развития субъектов экономических отношений является синхронизация и гармонизация процесса взаимодействия мировой экономической системы, государства, предприятия и домашнего хозяйства. Таким образом, рассмотрение НЭС как системы, включающей совокупность субъектов экономических отношений, позволяет в процессе реализации стратегического управления выработать согласованное видение различных участников трансформационных процессов экономической системы страны - органов власти, крупных компаний, среднего и малого бизнеса, научных, образовательных учреждений, организаций инфраструктуры государственного и частного сектора на средне- и долгосрочное развитие. При этом для обеспечения эффективного управления трансформацией НЭС по ВЭД необходимы партнерские отношения между государством, частным сектором, гражданским обществом и международным сообществом.

Оценка имеющихся возможностей НЭС, по сути ее ресурсов, позволяет обеспечить их баланс с рыночными запросами, выработать обоснованные программы ее развития и трансформации по ВЭД в условиях высокой степени открытости экономики Беларуси, создать основу для принятия адекватных управленческих решений по достижению стратегических целей. Анализ возможностей трансформации НЭС по ВЭД должен проводиться с точки зрения исследования внешних и внутренних условий ее деятельности. Это требует рассмотрения среды функционирования по двум направлениям: анализ внутренней и внешней среды. Внутренняя среда функционирования НЭС слагается из взаимоотношений внутри ее самой между государством, предприятиями и домашними хозяйствами. Понятие внешней среды слагается из широкого спектра отношений НЭС с силами, составляющими ее внешнее окружение и воздействующими на все элементы ее внутренней среды. Глобализация такого рассмотрения обеспечивается за счет выделения в рамках мировой экономической системы отдельных институциональных единиц и их объединений, взаимодействующих с НЭС по торговым, финансовым, инвестиционным и иным направлениям.

Анализ внутренних условий деятельности НЭС строится на оценке ее ресурсного потенциала, сложившейся структуры экономики, эффективности ее развития и трансформации, уровня и качества жизни населения, проводимой социально-экономической политики, качества государственного регулирования экономики и др. Практически в процессе стратегического управления на разных его этапах должно происходить изучение всех этих направлений.

Спектр внешних условий, в которых функционирует НЭС, очень широк и определяется местом

Республики Беларусь в международном разделении труда, ее положением на международных рынках, участием страны в различных интеграционных образованиях, доступностью ресурсов на внешних рынках капиталов и др. Проведенный анализ рыночных (внешних) возможностей должен завершаться отбором тех из них, которые НЭС реально и с выгодой для себя может использовать. Рыночные возможности представляют собой те перспективные направления деятельности, которые открываются перед НЭС исходя из совокупности внешних условий, обусловливающих ее функционирование. В результате их анализа НЭС определяет наиболее выгодные и перспективные с точки зрения сложившихся рыночных условий направления деятельности в разрезе ВЭД. Однако таких рыночных возможностей может оказаться чрезвычайно много. Поэтому для развития и трансформации НЭС по ВЭД отбирают наиболее привлекательные из них. После этого оставшиеся рыночные возможности соотносятся с имеющимися задачами НЭС. Несоответствие возможности какой-либо задаче развития и трансформации НЭС по ВЭД приводит к ее отсеву. И, наконец, следует проанализировать рыночные возможности с точки зрения внутренних условий деятельности НЭС по ВЭД. Если какая-то возможность оказывается несовместимой хотя бы с

Рыночные (внешние) возможности развития и трансформации НЭС по ВЭД

Внутренние возможности (ресурсы) НЭС

одной из имеющихся внутренних возможностей НЭС и поправить положение в этой области с умеренными социальными, экономическими, финансовыми и иными значимыми затратами нельзя, то ее следует отбросить.

Анализ рыночных (внешних) возможностей и оценка внутренних возможностей НЭС по ВЭД служат конкретизации целей, поставленных перед ней, т. е. трансформированию их в задачи. Однако, помимо этого, анализ рыночных возможностей НЭС позволяет выявить ее конкурентные преимущества и тем самым составляет основу для отбора целевых направлений развития и трансформации по ВЭД.

Таким образом, рыночные возможности, которые согласуются с задачами и ресурсами (внутренними возможностями) НЭС, представляют собой ее конкурентные возможности. Вообще, под конкурентными возможностями развития и трансформации НЭС по ВЭД следует понимать привлекательные направления ее развития, на которых она может добиться конкурентных преимуществ. Схематически конкурентные возможности развития и трансформации НЭС по ВЭД можно изобразить следующим образом (рисунок 3).

Конкурентные возможности развития и трансформации НЭС по ВЭД

Задачи развития и трансформации НЭС по ВЭД

Рисунок 3. - Отбор конкурентных возможностей развития и трансформации НЭС по ВЭД Источник: авторская разработка.

Как показано на рисунке 3, на основе сопоставления целого набора выявленных рыночных возможностей с задачами и ресурсами НЭС по ВЭД выделяются перспективные возможности, называемые конкурентными.

На следующем этапе стратегического управления НЭС необходимо провести отбор целевых направлений ее развития и трансформации по ВЭД. Он проводится в целях сосредоточения усилий на приоритетных направлениях деятельности НЭС, где имеются конкурентные преимущества ее развития и трансформации по ВЭД. Такой отбор позволяет не распыляться, пытаясь реализовать все возможные направления развития и трансформации НЭС по ВЭД.

Далее осуществляется реализация стратегического планирования, являющегося сущностной составной частью процесса стратегического управления НЭС по ВЭД. Под стратегическим планированием развития и трансформации НЭС по ВЭД следует понимать управленческий процесс разработки специфических стратегий, способствующих достижению ее целей на основе поддержания стратегического соответствия между ними, потенциальными возможностями НЭС и ее шансами в области экономического роста, социально-экономического развития и трансформации по ВЭД. Его результатом должны являться установление долгосрочных целей и выработка планов текущей деятельности, направленных на их достижение.

И, наконец, стратегическое планирование требует разработки организационно-экономических механизмов его реализации. При этом организационно-экономический механизм можно определить как «систему управления, включающую определенную совокупность взаимосвязанных экономических и организационно-правовых методов, имеющих специфические особенности своего выражения и степень сочетания в конкретных условиях развития общества, с помощью которых субъект управления (государство, региональная или местная власть) осуществляет целенаправленное многоуровневое территориальное (государство, область, район, ., житель) и отраслевое (вид экономической деятельности, объединение, предприятие, ., работник) воздействие на объект управления» [1, с. 96]. По форме участия государства в регулировании экономики и методам его влияния на хозяйственную деятельность всю совокупность методов с определенной степенью условности можно разделить на административно-распорядительные или организационно-правовые и экономические, на прямые и косвенные. Административно-распорядительные методы базируются на силе государственной власти и включают в себя меры запрета, разрешения и предупреждения. Они, как правило, носят обязательный характер и оформляются в виде законодательных актов, распоряжений, постановлений и т. д. Экономические методы воздействия государства на хозяйственную деятельность реализуются через систему экономических регуляторов. Прямые методы непосредственно воздействуют на субъект - например, через приказ, распоряжение или прямое финансирование (централизованные инвестиции), финансовую поддержку (дотации) и т. д. Косвенные методы свое воздействие оказывают опосредованно - например, через налоги, кредитование.

Также в процессе осуществления намеченных стратегий большую важность имеет постоянный контроль, результатом которого является выработка мероприятий по внесению корректировок как в планы, так и непосредственно в саму деятельность НЭС по ВЭД.

При осуществлении трансформации НЭС по ВЭД необходимо иметь ввиду, что на данном уровне управления экономикой особенно сложно предусмотреть умозрительно все возможные последствия предлагаемых решений, которые могут быть и масштабными, и нежелательными. В связи с этим необходима проверка реализации сценариев трансформации НЭС по ВЭД не только на основе экспертных прогнозов, но и на основе математических моделей, т. е. обязательно должна проводиться априорная верификация решений. Для этих целей могут быть использованы разработанные модификации модели Леонтьева. Речь идет о комплексе моделей для исследования и планирования развития НЭС по ВЭД, разработанного на основе методологии межотраслевого баланса и системы таблиц «Затраты-Выпуск» и включающего:

модель налоговых потоков и отчислений, отражающая взаимодействия различных ВЭД и государства и в отличие от существующих моделей позволяющая определять не только прямые, но и полные затраты каждого ВЭД на налоги и отчисления [3];

модель НЭС, отражающая ее отношения с мировой экономической системой, для определения и планирования полных затрат импортируемых ресурсов на производимые различными ВЭД конечные продукты, в том числе поставляемые на экспорт [4-6];

модель взаимодействия домашних хозяйств с другими субъектами НЭС, позволяющая определять и планировать по традиционным ВЭД полные затраты рабочей силы, предоставляемой домашними хозяйствами дифференцировано по группам занятий, на любой вид конечного продукта, что с помощью разработанного алгоритма дает возможность проводить анализ НЭС по ВЭД на основе статистических данных по численности работников, структуре рабочей силы и оплате труда [7];

комплексная модель исследования и планирования развития НЭС по ВЭД на основе трех вышеперечисленных моделей для количественной оценки реализации принимаемых на различных уровнях управления экономикой решений с учетом взаимодействия всех ее субъектов - домашних хозяйств, организаций различных видов экономической деятельности, производящих товары и услуги, и государства, а также с учетом использования импорта этими субъектами [8-9]. Комплексная модель объединяет в себе модифицированные модели Леонтьева с включением рабочей силы по группам занятий, импортной деятельности и деятельности государства, оцениваемой налогами и отчислениями.

Использование комплекса указанных моделей дает принципиально новые возможности мезо- и макроэкономического анализа и прогнозирования, количественной оценки возможных результатов реализации принимаемых на различных уровнях управления экономикой решений по трансформации НЭС по ВЭД и повышения их качества при формировании социально-экономической политики государств.

Необходимо также отметить, что трансформация НЭС по ВЭД требует изменения системы управления, в том числе путем разработки организационной структуры управления НЭС по ВЭД. Рассмотрение НЭС как системы позволяет выделить ее подсистемы со следующими составляющими: по целям развития НЭС; по этапам жизненного цикла объекта целеполагания; по обеспечивающим подсистемам; по уровням вертикальной структуры НЭС; по основным этапам цикла управления. Это дает возможность сформировать множество комплексов задач, организация решения которых позволит эффективно осуществлять деятельность по достижению стоящих перед НЭС целей управления ее трансформацией по ВЭД. Организационной структурой, способной обеспечить реализацию решений всего многообразия задач, является

структура объемного матричного типа, в процессе построения которой необходимо привести ее в соответствие с этапами жизненного цикла объекта це-леполагания, обеспечивающими подсистемами, уровнями управления НЭС по ВЭД.

На основе вышеизложенного можно сделать вывод о том, что предложенный подход к реализации стратегического управления НЭС должен позволить эффективно достигать поставленных целей ее трансформации по ВЭД на базе сформированных целевых направлений развития экономики страны в соответствии с выявленными конкурентными преимуществами ее развития, в основе которых лежит ресурсный потенциал и рыночные возможности Республики Беларусь. В свою очередь полученные результаты являются основой стратегического планирования трансформации НЭС по ВЭД. На заключительном этапе разрабатываются организационно-экономические механизмы и соответствующее обеспечение реализации стратегических планов трансформации НЭС по ВЭД, включающее распределение ресурсов в пространстве и во времени. С учетом того, что на данном уровне управления экономикой особенно сложно предусмотреть умозрительно все возможные последствия предлагаемых решений, необходима проверка реализации сценариев трансформации НЭС по ВЭД не только на основе экспертных прогнозов, но и на основе математических моделей. Для этих целей могут быть использованы разработанные модификации модели Леонтьева, которые дают принципиально новые возможности мезо- и макроэкономического анализа и прогнозирования, количественной оценки возможных результатов реализации принимаемых на различных уровнях управления экономикой решений по трансформации НЭС по ВЭД.

Список литературы

1. Короткевич, А. И. Организационно-экономические механизмы трансформации национальной экономической системы Беларуси: моногр. / А. И. Короткевич. - Минск: Изд. центр БГУ, 2020. -352 с.

2. Короткевич, А. И. Качество жизни как критерий эффективности трансформации национальной экономической системы Республики Беларусь /

A. И. Короткевич, Д. В. Шпарун // Весн. БДУ. Сер. 3. Псторыя, эканомша, права. - 2015. - № 2. - С. 65-73.

3. Шпарун, Д. В. Модель для анализа и планирования налоговых потоков и отчислений / Д. В. Шпарун, А. И. Короткевич, Б. В. Лапко // Банк. весн. - 2020. - № 6 (683). - С. 42-55.

4. Короткевич, А. И. Модификация модели «Затраты - Выпуск» и ее использование для определения и планирования полных затрат импорта на экспортируемую продукцию / А. И. Короткевич, Б.

B. Лапко // Белорус. экон. журн. - 2015. - № 4. - С. 113-125.

5. Короткевич, А. И. Инструментарий определения полных затрат импорта на производство конечного продукта и экспорт / А. И. Короткевич // Банк. весн. - 2019. - № 9. - С. 44-50.

6. Короткевич, А. И., Лапко, Б.В., Гайшун, А. Н. Анализ методик определения полных затрат импорта на производство конечного продукта/ А. И. Короткевич, Б.В. Лапко, А.Н. Гайшун // Банк. весн. - 2022. - № 1. - С. 54-61.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Короткевич, А.И. Моделирование национальной экономической системы Беларуси и направления ее трансформации / А.И. Короткевич // Экономика и управление: проблемы, решения, 2017 - № 6, том 3 (66) - С. 83-94.

8. Короткевич, А. И. Синтетическая модель национальной экономической системы Республики Беларусь на основе модифицированных таблиц «Затраты - Выпуск» / А. И. Короткевич // Экономическая наука сегодня: сб. науч. ст. / Белорус. нац. техн. ун-т. - Минск, 2017. - Вып. 6. - С. 56-63.

9. Короткевич, А.И. Комплексная модель национальной экономической системы на основе методологии межотраслевого баланса для прогнозирования и планирования социально-экономических процессов / А. И. Короткевич // Информационные технологии и математические методы в экономике и управлении: сборник статей X междунар. науч. -практ. конф. имени А. И. Китова (ИТиММ-2020), Москва, 15-16 окт. 2020 г. / ФГБОУ ВО «РЭУ им. Г. В. Плеханова». - Москва, 2020. - С. 4856.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.