Научная статья на тему 'СТРАТЕГИЯ ИНВЕСТИЦИОННО-ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В КОНТЕКСТЕ ТРАНСФОРМАЦИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ПО ВИДАМ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

СТРАТЕГИЯ ИНВЕСТИЦИОННО-ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В КОНТЕКСТЕ ТРАНСФОРМАЦИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ПО ВИДАМ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
68
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЦИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА / ТРАНСФОРМАЦИЯ / ВИДЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / СТРАТЕГИЯ / ИНВЕСТИЦИОННО-ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Короткевич А. И.

В статье рассмотрена укрупненная модель стратегического управления трансформацией национальной экономической системы по видам экономической деятельности, включающая постановку стратегической цели, конкретизированной в задачах, выявление имеющихся внутренних и внешних возможностей и определение на основе их сопоставления конкурентных возможностей трансформации национальной экономической системы по видам экономической деятельности, отбор целевых направлений, стратегическое планирование и организационно-экономическое обеспечение реализации стратегических планов. Предложены базовые инвестиционно-инновационные стратегии трансформации национальной экономической системы, позволяющие комплексно подходить к вопросам обоснования направлений ее инновационной трансформации по видам экономической деятельности с учетом имеющегося инновационного и инвестиционного потенциала и возможностей по его наращиванию и использованию. На основе укрупненной модели стратегического управления трансформацией национальной экономической системы и базовых инвестиционно-инновационных стратегий ее обеспечения предложена методика разработки и реализации стратегии инвестиционно-инновационной деятельности, включающая основные этапы с соответствующими им видами работ, характеристику их содержания и обоснование ожидаемых результатов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Короткевич А. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STRATEGY OF INVESTMENT AND INNOVATION ACTIVITIES IN THE CONTEXT OF TRANSFORMATION OF THE NATIONAL ECONOMIC SYSTEM BY TYPES OF ECONOMIC ACTIVITIES

The article considers an enlarged model of strategic management of the transformation of the national economic system by type of economic activity, including setting a strategic goal specified in tasks, identifying existing internal and external opportunities and determining, based on their comparison, competitive opportunities for transforming the national economic system by type of economic activity, selecting target directions, strategic planning and organizational and economic support for the implementation of strategic plans. Basic investment and innovation strategies for the transformation of the national economic system are proposed, which allow for a comprehensive approach to the issues of substantiating the directions of its innovative transformation by type of economic activity, taking into account the existing innovation and investment potential and opportunities for its growth and use. Based on an enlarged model of strategic management of the transformation of the national economic system and basic investment and innovation strategies for its provision, a methodology for developing and implementing an investment and innovation activity strategy is proposed, including the main stages with the corresponding types of work, characterization of their content and justification of expected results.

Текст научной работы на тему «СТРАТЕГИЯ ИНВЕСТИЦИОННО-ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В КОНТЕКСТЕ ТРАНСФОРМАЦИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ПО ВИДАМ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

УДК 338.24 JEL O11, O21

https://doi.org/10.21122/2309-6667-2022-15-15-26

СТРАТЕГИЯ ИНВЕСТИЦИОННО-ИННОВАЦИОННОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В КОНТЕКСТЕ ТРАНСФОРМАЦИИ

НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ

ПО ВИДАМ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

А. И. Короткевич

Alexeyk75@mail.ru доктор экономических наук, доцент, заведующий кафедрой банковской экономики Белорусский государственный университет г. Минск, Республика Беларусь

В статье рассмотрена укрупненная модель стратегического управления трансформацией национальной экономической системы по видам экономической деятельности, включающая постановку стратегической цели, конкретизированной в задачах, выявление имеющихся внутренних и внешних возможностей и определение на основе их сопоставления конкурентных возможностей трансформации национальной экономической системы по видам экономической деятельности, отбор целевых направлений, стратегическое планирование и организационно-экономическое обеспечение реализации стратегических планов. Предложены базовые инвестиционно-инновационные стратегии трансформации национальной экономической системы, позволяющие комплексно подходить к вопросам обоснования направлений ее инновационной трансформации по видам экономической деятельности с учетом имеющегося инновационного и инвестиционного потенциала и возможностей по его наращиванию и использованию. На основе укрупненной модели стратегического управления трансформацией национальной экономической системы и базовых инвестиционно-инновационных стратегий ее обеспечения предложена методика разработки и реализации стратегии инвестиционно-инновационной деятельности, включающая основные этапы с соответствующими им видами работ, характеристику их содержания и обоснование ожидаемых результатов.

Ключевые слова: национальная экономическая система, трансформация, виды экономической деятельности, стратегия, инвестиционно-инновационная деятельность.

Цитирование: Короткевич, А. И. Стратегия инвестиционно-инновационной деятельности в контексте трансформации национальной экономической системы по видам экономической деятельности / А. И. Короткевич // Экономическая наука сегодня : сб. науч. ст. / БНТУ. - Минск, 2022. - Вып. 15. - С. 15-26. https://doi.org/10.21122/2309-6667-2022-15-15-26

Введение. Как отмечается в Национальной стратегии устойчивого развития Республики Беларусь до 2035 года (далее - НСУР-2035), «в условиях нарастающей глобальной конкуренции и появления новых высоких технологий и интеллектуальных систем становится очевидной необходимость структурно-технологического обновления экономики, основу которой будут составлять 5-6 технологические уклады»1.

1 Национальная стратегия устойчивого развития Республики Беларусь до 2035 года [Электронный ресурс] : протокол заседания Президиума Совета Министров Республики Беларусь от 4 февраля 2020 г. № 3 // Министерство экономики Республики Беларусь. - Режим доступа: https://www.eco-nomy.gov.by/uploads/files/ObsugdaemNPA/NSUR-2035-1.pdf. - Дата доступа: 05.01.2022.

А также предполагается, что в «...основу развития национальной экономики в долгосрочной перспективе положена модель устойчивого экономического роста на качественно иной технологической базе, нацеленная на инновации, рост конкурентоспособности и обеспечение на этой основе высоких стандартов качества жизни населения. Реализация такой модели потребует поэтапной трансформации отраслевой структуры экономики»1. При этом, с нашей точки зрения, деятельность государства по структурной перестройке экономики, определению направлений ее трансформации по видам экономической деятельности, включая ее инвестиционно-инновационную составляющую, должна рассматриваться в контексте реализации стратегического управления национальной экономической системы (далее - НЭС). При этом должны быть учтены как специфические особенности развития Республики Беларусь с ее ресурсным потенциалом, так и геоэкономические приоритеты страны, общемировые тенденции формирования глобальной экономики, место республики в международной системе разделения труда, положение различных видов экономической деятельности на международных рынках, современные тенденции развития внешней торговли, в том числе со странами ЕАЭС. В свою очередь, «структурная политика, ориентированная на модернизацию реального сектора экономики, может реализовываться только на основе новой индустриализации, обеспеченной современной системой государственного планирования и управления» [1, с. 267].

Результаты и их обсуждение. Управление трансформацией НЭС по видам экономической деятельности должно рассматриваться с учетом необходимости реализации стратегического планирования, что требует постановки цели, которая должна быть конкретизирована в задачах, а также определения имеющихся возможностей трансформации территориальных экономических систем любого уровня на основе имеющихся трудовых, материальных, финансовых и других видов ресурсов. В процессе сопоставления задач с имеющимися внутренними ресурсами экономической системы и ее выявленными рыночными (внешними) возможностями определяются конкурентные возможности, которые представляют собой базу для отбора целевых направлений трансформации НЭС по видам экономической деятельности (далее -ВЭД) (рисунок 1).

Полученные результаты являются основой стратегического планирования трансформации НЭС по видам экономической деятельности. На заключительном этапе разрабатывается организационно-экономическое обеспечение реализации стратегических планов трансформации НЭС по видам экономической деятельности, включающее распределение ресурсов в пространстве (структура) и во времени (стратегия).

Предложенный подход к реализации стратегического управления трансформацией НЭС по видам экономической деятельности позволяет эффективно решать поставленные задачи ее социально-экономического развития на базе сформированных целевых направлений в соответствии с выявленными конкурентными преимуществами трансформации, в основе которых лежит ресурсный потенциал и рыночные возможности НЭС Республики Беларусь.

Стратегической целью устойчивого развития Республики Беларусь в соответствии НСУР-2035 является «.достижение высоких стандартов уровня жизни населения на основе качественного роста экономики на новой цифровой технологической базе, формирования полноценной конкурентной среды, создания комфортных условий для жизнедеятельности и развития личностного потенциала при сохранении природ-

1 Национальная стратегия устойчивого развития Республики Беларусь до 2035 года [Электронный ресурс] : протокол заседания Президиума Совета Министров Республики Беларусь от

4 февраля 2020 г. № 3 // Министерство экономики Республики Беларусь. - Режим доступа: https:// https://www.economy.gov.by/uploads/files/ObsugdaemNPA/NSUR-2035-1.pdf. - Дата доступа: 05.01.2022.

ных систем для нынешних и будущих поколений»1. В свою очередь, реализация Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2021-2025 гг., главной целью которой является «...рост благосостояния граждан за счет модернизации экономики, наращивания социального капитала, создания комфортных условий для жизни, работы и самореализации человека»2.

Достижение определенных социально-

экономических результатов, представляющихся желательными для текущего состояния понимания 1 обществом своих будущих потребностей

Конкретные результаты, получаемые в результате декомпозиции стратегической цели

Анализ внутренних условий деятельности на основе оценки по ВЭД:

трудовых, материальных, финансовых и других ресурсов, уровня техники и технологии, производственных мощностей, состояния НИОКР, инновационной активности, структуры управления и др.

Анализ факторов:

микросреды: отношений с поставщиками ресурсов, потребителями продуктов по ВЭД, конкурентами по ВЭД, международными финансово-кредитными организациями и др.

макросреды: экономических, политических, научно-технических, демографических и др.

Сосредоточения усилий на приоритетных направлениях трансформации НЭС по ВЭД в соответствии с выявленными конкурентными преимуществами

Процесс разработки специфических стратегий, способствующих решению

задач на основе поддержания стратегического соответствия между ними, потенциальными возможностями НЭС и ее возможностями в области

экономического роста по ВЭД и социально-экономического развития

Распределение ресурсов (материальных,

финансовых, трудовых и др.) в пространстве (структура) и во времени (стратегия)

Стратегическая цель трансформации НЭС по ВЭД

Определение задач трансформации НЭС по ВЭД

Оценка внутренних возможностей (ресурсов) НЭС по ВЭД

Анализ внешних возможностей НЭС по ВЭД

Возможности, определяемые сопоставлением задач, ресурсов и внешних возможностей

Конкурентные возможности трансформации НЭС по ВЭД

X

Отбор целевых направлений трансформации НЭС по ВЭД

Стратегическое планирование трансформации НЭС по ВЭД

Организационно-экономическое обеспечение реализации стратегических планов трансформации НЭС по ВЭД

Рисунок 1 - Укрупненная модель стратегического управления трансформацией НЭС

по видам экономической деятельности Источник: разработано автором. Очевидно, что достижение поставленных целей невозможно без придания трансформации НЭС по видам экономической деятельности инновационной направленности. Исходя из того, что инвестиции и инновации являются определяющими

1 Национальная стратегия устойчивого развития Республики Беларусь до 2035 года [Электронный ресурс] : протокол заседания Президиума Совета Министров Республики Беларусь от 4 февраля 2020 г. № 3 // Министерство экономики Республики Беларусь. - Режим доступа: Шр8:// https://www.economy.gov.by/uploads/files/ObsugdaemNPA/NSUR-2035-1.pdf. - Дата доступа: 05.01.2022.

2 Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2021-2025 годы [Электронный ресурс] : утв. Указом Президента Респ. Беларусь, 29 июля 2021 г., № 292 // Министерство экономики Республики Беларусь. - Режим доступа: https://economy.gov.by/uploads/ files/macro-prognoz/Ukaz-292-1.pdf. - Дата доступа: 05.01.2022.

факторами повышения эффективности социально-экономического развития республики, более того, инновации, как правило, сопряжены с инвестициями, сегодня особую актуальность приобретает разработка инвестиционно-инновационных стратегий трансформации НЭС по видам экономической деятельности, обеспечивающей повышение уровня и качества жизни населения. Выбор той или иной инвестиционно -инновационной стратегии может зависеть от множества внешних и внутренних факторов, характерных для рассматриваемой НЭС или территориально-отраслевого образования в разрезе видов экономической деятельности. Причем со временем одна стратегия может трансформироваться в другую, или даже может возникнуть конгломерация из нескольких видов инвестиционных [2, с. 110-111] и инновационных стратегий [3].

Можно выделить следующие базовые инвестиционно-инновационные стратегии трансформации НЭС по видам экономической деятельности, сформированные на основе сочетания четырех инвестиционных стратегий (отечественного лидерства, зарубежного лидерства, совместного инвестирования и инновационной диверсификации), определяемых степенью участия и ролью отечественных и иностранных инвесторов в инвестиционном развитии национальных экономик, и трех основных типов стратегий их инновационного развития (наращивания, переноса и заимствования), определяемых спецификой использования научно-технического потенциала (таблица 1).

Таблица 1 - Инвестиционно-инновационные стратегии трансформации НЭС по видам экономической деятельности

Инвестиционные стратегии

Инновационные стратегии стратегия отечественного лидерства (ОЛ) стратегия зарубежного лидерства (ЗЛ) стратегия совместного инвестирования (СИ) стратегия инновационной дифференциации (ИД)

Наращивания (Н) Н / ОЛ Н / ЗЛ Н / СИ Н / ИД

Переноса(П) П / ОЛ П / ЗЛ П / СИ П / ИД

Заимствования (З) З / ОЛ З / ЗЛ З / СИ З / ИД

Источник: [4, с. 69; 5].

Как видно из таблицы 1, можно выделить 12 базовых инвестиционно-инновационных стратегий трансформации НЭС по видам экономической деятельности. Так, например, инвестиционно-инновационная стратегия, обозначенная как П / ЗЛ, предполагает аккумулирование и корпоративное объединение инвестиционных ресурсов частных национальных инвесторов и государства для их использования в финансировании приобретения имеющегося научно-технического потенциала (зарубежных технологий) и перенесении нововведений в НЭС в различные виды экономической деятельности. Завоевание в данном случае отечественными инвесторами возможно большего инвестиционного рынка достигается посредством приобретения, например, лицензий на высокоэффективные технологии с последующим созданием и развитием собственного научно-технического и научно-производственного потенциала, обеспечившего в дальнейшем весь инновационный цикл - от фундаментальных исследований и разработок до внедрения инноваций и их реализации их внутри страны на мировом рынке.

Одним из важнейших направлений инновационной трансформации НЭС по видам экономической деятельности Республики Беларусь является формирование кластеров и инновационных сетей, обеспечивающих проектирование новых производств субъектами инновационной инфраструктуры с привлечением представителей научно-технической сферы. При этом к проектам должны предъявляться следующие требования [6, с. 182]:

1) высокая востребованность планируемой к производству продукции на ближайшие 20 лет за рубежом;

2) относительная новизна проекта, позволяющая максимально исключить нахождение создаваемого производства в роли догоняющего крупные монополии;

3) возможность серийного производства на современном оборудовании;

4) высокая наукоемкость;

5) возможность через некоторое время замкнуть цикл производства внутри страны по основным ресурсам;

6) средства на разработку инновационных проектов должно выделять государство, а наиболее заинтересованные в его реализации предприятия различных видов экономической деятельности могут частично подключаться к финансированию, прежде всего, на этапе создания производства.

Данное направлении инновационной трансформации НЭС по видам экономической деятельности Беларуси предполагает, как отмечалось выше, смещение акцентов планирования и реализации инновационной деятельности на региональный уровень, что обусловлено различием областей и других территориальных экономических систем Республики Беларусь с точки зрения их инвестиционной привлекательности и инновационной активности, ресурсного потенциала, в том числе состояния инфраструктуры и основных средств, состава, структуры и квалификации персонала, финансово-экономического положения, осуществляемых видами экономической деятельности, технического и технологического уровня производства, состояния научно -исследовательских и опытно-конструкторских работ и др.

В областных субъектах инновационной инфраструктуры, основной целью создания и функционирования которых является инициализация инновационной активности в регионе путем выявления и объединения усилий заинтересованных друг в друге представителей научно-технической сферы и субъектов хозяйствования для решения проблем инновационного характера, в том числе путем создания высокотехнологичных и наукоемких инновационных производств [7]1, организуются центры научно-технологических и маркетинговых исследований, финансируемые, прежде всего, за счет государства. Основную часть состава работников этих центров должны составлять инженеры и научные работники, обладающие специальными знаниями в различных областях и сферах деятельности, преимущественно промышленного производства. Главная цель их работы состоит в формировании и постоянной актуализации стратегии управления как инновационной, так и инвестиционной деятельностью региона (так как инновации всегда сопряжены с инвестициями) на базе сформированных целевых направлений его развития в соответствии с выявленными конкурентными преимуществами на основе ресурсного потенциала и рыночных возможностей административно-территориального образования. Одним из важнейших результатов разработки и реализации стратегии управления инвестиционно-инновационной деятельностью региона, прежде всего, должно стать определение с учетом региональной специфики наиболее перспективных продуктов для производства и его организация, создание проектных разработок новых продуктов.

Соответственно, необходимым условием выхода из сложившейся ситуации технологического и управленческого отставания является реорганизация существующих субъектов инновационной инфраструктуры таким образом, чтобы они решали главную задачу своей деятельности - быть активным посредником между предприятиями и создателями новых технологий, изобретений, товаров, идей. Быть активным означа-

1 В данной работе рассмотрены цели, задачи, принципы и функции деятельности регионального технопарка как системообразующего субъекта инновационной инфраструктуры, направления и организация его работы, экономические аспекты функционирования и другие вопросы создания и развития субъектов региональной инновационной инфраструктуры.

ет, что нельзя надеяться только на инициативу со стороны предприятий, требуется самим определять их проблемные ситуации и находить тех представителей научно-технической сферы, которые способны их разрешить. Важно создать независимые научно-технологические и маркетинговые центры и при этом изменить представление о том, что маркетинг - это только работа экономиста по организации продаж и анализу рынков. Сегодня наиболее актуальной является работа по анализу того, что должны и могут производить предприятия с точки зрения долгосрочных перспектив их развития. Для проведения указанной работы необходимо задействовать инженеров и научных работников, возможно, приглашая иностранных специалистов.

На рисунке 2 представлены этапы разработки и реализации стратегии инвестиционно-инновационной деятельности (далее - ИИД) территориальных экономических систем (далее - ТЭС) на основе предложенных укрупненной модели стратегического управления трансформацией НЭС по видам экономической деятельности (рисунок 1) и базовых инвестиционно-инновационных стратегий ее обеспечения (таблица 1).

1. Сформулировать стратегическую цель развития ТЭС и определить задачи се ИИД |

2. Провести анализ внутренних возможностей (ресурсного потенциала) ТЭС |

3. Провести анализ инвестиционного климата и инновационной активности ТЭС

4. Провести отраслевой анализ в разрезе основных ВЭД с точки зрения их участия в формировании валового добавленной стоимости ТЭС и определить отраслевые ниши _для реализации инвестиционных и инновационных возможностей развития_

5. Проанализировать рыночные (внешние) возможности развития ТЭС |

6. На основе соотношение задач, внутренних и рыночных возможностей развития ТЭС определить ее конкурентные возможности и выявить на их основе наиболее

7. Провести на основе конкурентных преимуществ ТЭС отбор целевых направлений ее развития в целях сосредоточения усилий на приоритетных направлениях ИИД

8. Разработать стратегии развития ИИД ТЭС, способствующие достижению ее целей на основе поддержания стратегического соответствия между ними, потенциальными

инвестиционно-инновационными возможностями и возможностями ТЭС в области

9. Разработать планы текущей ИИД, направленные на реализацию стратегического

10. Разработать организационно-экономическое обеспечение стратегического

развития ТЭС на основе реализации текущих планов ИИД_

Рисунок 2 - Этапы разработки и реализации стратегии инвестиционно-инновационной деятельности территориальных экономических систем на основе предложенных укрупненной модели стратегического управления трансформацией НЭС по видам экономической деятельности и базовых инвестиционно-инновационных стратегий

ее обеспечения Источник: разработано автором.

В таблице 2 представлены основные этапы с соответствующими им видами работ, анализ содержания и обоснование ожидаемых результатов разработки и реализации стратегии инвестиционно-инновационной деятельности территориальных экономических систем.

Таблица 2 - Наименование работ, их содержание и ожидаемый результат разработки и реализации стратегии инвестиционно-инновационной деятельности территориальных экономических систем

Наименование работ Содержание работ Ожидаемый результат

1. Сформулировать стратегическую цель развития ТЭС и определить задачи ее ИИД Формулировка стратегической цели развития ТЭС в соответствии с приоритетами и целями социально-экономического развития Республики Беларусь и ее регионов, собственными целями развития ТЭС. Определение задач ИИД ТЭС как результата декомпозиции стратегической цели ее развития Стратегическая цель развития ТЭС и задачи ее ИИД

2. Провести анализ внутренних возможностей (ресурсного потенциала) ТЭС В соответствии с ресурсным потенциалом анализируются внутренние условия деятельности ТЭС на основе оценки; имеющихся материальных и финансовых ресурсов, состава, структуры и квалификации персонала; осуществляемых видами экономической деятельности; состояния инфраструктуры и основных средств; технического и технологического уровня производства; состояния НИОКР; системы планирования; организационной структуры управления Ресурсный потенциал и внутренние возможности ТЭС

3. Провести анализ инвестиционного климата и инновационной активности ТЭС Определение на основе факторного подхода инвестиционного климата ТЭС как обобщенной характеристики совокупности экономических, организационных, правовых, политических, социальных, культурных предпосылок, предопределяющих привлекательность и целесообразность инвестирования в экономику региона. Оценивается инвестиционный климат как взаимосвязь инвестиционного потенциала (рыночного (потребительского), ресурсно -сырьевого, трудового, производственного, инфраструктурного и т. д.) и инвестиционных рисков (экономических, финансовых, политических, законодательных, криминальных, экологических и т. д.). Анализируется инновационная активность организаций ТЭС с точки зрения их восприимчивости к инновациям и участия в инновационной деятельности Уровень инвестиционной привлекательности и инновационной активности ТЭС

4. Провести отраслевой анализ в разрезе основных видов экономической деятельности с точки зрения их участия в формировании валового добавленной стоимости ТЭС и определить отраслевые ниши для реализации инвестиционных и инновационных возможностей развития Проводится многофакторный анализ видов экономической деятельности ТЭС с целью определения наиболее привлекательных видов экономической деятельности / проектов/продуктов с точки зрения инвестирования с учетом долгосрочного потенциала видов экономической деятельности и региональных, исторических, экономических, ре-гуляторных и иных особенностей. Формирование «longlist» («длинный список») потенциальных инвесторов, рекомендуемых для проактивной коммуникации. Разрабатываются рекомендации по способу продвижения и предпочтительным условиям, которые могут заинтересовать инвесторов Наиболее перспективные виды экономической деятельности / отраслевые ниши для инвестирования, потенциальные инвесторы и рекомендации по способу продвижения и предпочтительным условиям, которые могут заинтересовать инвесторов

Продолжение таблицы 2

Наименование работ Содержание работ Ожидаемый результат

5. Проанализировать рыночные (внешние) возможности развития ТЭС Проводится анализ макро- и микросреды, в рамках которого выявляются контролируемые и неконтролируемые факторы, влияющие на ИИД ТЭС. Анализируется система взаимодействия ТЭС и НЭС, определяется место ТЭС в системе экономических взаимоотношений в НЭС, оценивается ее роль в экономическом развитии Республики Беларусь. Исходя из совокупности внешних условий, в которых функционирует ТЭС, и в соответствии с проводимой социально-экономической политикой Республики Беларусь, формированием нормативно--правовых и экономических условий в сфере инвестиционной и инновационной деятельности, местом Республики Беларусь в международном разделении труда, ее положением на международных рынках, участием страны в различных интеграционных образованиях, доступностью ресурсов на внешних рынках капиталов и др., определяются рыночные (внешние) возможности развития ТЭС как наиболее выгодные и перспективные с точки зрения сложившихся рыночных условий направления ее ИИД Рыночные возможности ТЭС как наиболее выгодные и перспективные с точки зрения сложившихся рыночных условий направления ее ИИД

6. На основе соотношения задач, внутренних и рыночных возможностей развития ТЭС определить ее конкурентные возможности и выявить на их основе наиболее привлекательные направления ИИД Определяются конкурентные (маркетинговые) возможности ТЭС на основе ее рыночных возможностей с учетом согласования последних с задачами и ресурсами (внутренними возможностями) и выявляются на основе конкурентных преимуществ наиболее привлекательные направления развития ИИД ТЭС. Выявляется весь спектр рыночных возможностей развития ИИД ТЭС, из которых отбираются наиболее привлекательные из них. После этого оставшиеся рыночные возможности соотносятся с имеющимися задачами развития ИИД ТЭС. Несоответствие возможности какой-либо задаче развития ИИД приводит к ее отсеву. Анализируются рыночные возможности с точки зрения внутренних условий ИИД ТЭС, и если какая-то возможность оказывается несовместимой хотя бы с одной из имеющихся внутренних возможностей и поправить положение в этой сфере с умеренными социальными, экономическими, финансовыми и иными значимыми затратами нельзя, то ее следует отбросить Конкурентных (маркетинговых) возможности ТЭС и наиболее привлекательные направления развития ИИД

7. Провести на основе конкурентных преимуществ ТЭС отбор целевых направлений ее развития в целях сосредоточения усилий на приоритетных направлениях ИИД На основе конкурентных преимуществ развития ТЭС с учетом выбранной базовой инвестиционно-инновационного стратегии проводится отбор целевых направлений ее развития в целях сосредоточения усилий на приоритетных направлениях ИИД ТЭС. Отбор целевых направлений производится в соответствии с ранее определенными критериями, обеспечивающими конкурентные преимущества развития ТЭС, и включает в себя: - изучение спроса, предусматривающее его оценку и прогнозирование, позволяющее сформировать ИИД ТЭС таким образом, чтобы не направлять усилия в те сферы, где спрос незначителен и/или существует тенденция к его снижению. Проводится оценка емкости и динамики рынков сбыта; выявляются основные «драйверы» спроса, влияющие на его натуральные и стоимостные показатели; изучаются рынки сбыта, степень монополизации покупателей, значимость государственных закупок, соотношение внутреннего и внешнего спроса, зависимость от экспорта и конкуренция с импортом и др.; Целевые направления развития ТЭС и реализации ИИД

Окончание таблицы 2

Наименование работ Содержание работ Ожидаемый результат

- сегментирование рынка, посредством которого достигается его деление на отдельные группы потребителей по определенному признаку, что дает возможность организациям ТЭС сконцентрировать свои усилия на удовлетворении потребностей целевых сегментов. Проводится сегментация видов экономической деятельности на подотрасли с точки зрения продуктовых групп и подгрупп, анализируются тенденции в области ассортимента; оценивается производственная структура видов экономической деятельности; анализируется структура собственности, тенденции приватизации; оценивается рыночная концентрация, степень конкуренции, основные игроки, типовой масштаб и характер хозяйствующих субъектов; - отбор целевых направлений развития ТЭС на основе сегментирования рынка, проведенного на предыдущем этапе и позволяющего сосредоточить усилия на приоритетных направлениях ИИД ТЭС; позиционирование ТЭС и ее организаций, обеспечивающее их строго определенное и конкурентоспособное положение на рынке

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Разработать стратегии развития ИИД ТЭС, способствующие достижению ее целей на основе поддержания стратегического соответствия между ними, потенциальными инвестиционно - инновационными возможностями и возможностями ТЭС в области социально-экономического развития Разрабатываются стратегии развития ИИД ТЭС, способствующие достижению ее стратегической цели и решению задач на основе поддержания стратегического соответствия между ними, потенциальными инвестиционно-инновационными возможностями ТЭС, и ее возможностями в сфере социально-экономического развития Стратегии развития ИИД ТЭС

9. Разработать планы текущей ИИД, направленные на реализацию стратегического развития ТЭС Разрабатываются планы текущей ИИД, направленные на реализацию стратегического развития ТЭС Планы текущей ИИД ТЭС

10. Разработать организационно-экономическое обеспечение стратегического развития ТЭС на основе реализации текущих планов ИИД На основе реализации текущих планов ИИД разрабатывается организационно-экономическое обеспечение стратегического развития ТЭС, включающее распределения ресурсов (материальных, финансовых, трудовых и др.) в пространстве (структура) и во времени (стратегия) Организационно-экономическое обеспечение реализации стратегического развития ТЭС на основе реализации текущих планов ИИД

Источник: разработано автором.

Представленная в таблице 2 методика разработки стратегии инвестиционно-инновационной деятельности, включающая 10 основных этапов ее реализации с соответствующими им видами работ, их содержанием и ожидаемыми результатами, может быть использована для территориальных экономических систем любого уровня с целью обеспечения их инновационной трансформации по видам экономической деятельности на основе проведенного отбора наиболее привлекательных направлений инновационной деятельности с учетом сформулированных задач, имеющихся ресур-

сов и рыночных (внешних) возможностей, формирования организационно -экономических условий развития инновационного сектора страны. При этом необходимым условием успешной разработки и эффективной реализации стратегии инвестиционно-инновационной деятельности территориальных экономических систем является обоснованный выбор базовой инвестиционно-инновационные стратегии трансформации НЭС по видам экономической деятельности, использование которой зависит от различных внешних и внутренних факторов, характерных для рассматриваемого вида экономической деятельности в рамках территориальной экономической системы, и, как отмечалось ранее, позволяет, в отличие от существующих подходов, комплексно подходить к вопросам обоснования направлений инновационной трансформации НЭС по видам экономической деятельности с учетом имеющегося ресурсного, инновационного и инвестиционного потенциала и возможностей по его наращиванию и использованию.

Важным фактором повышения эффективности инвестиционно-инновационной деятельности является информационное обеспечение инновационного развития и создание действенного института венчурного финансирования как важнейшего инструмента инвестирования в создание малых высокотехнологичных перспективных компаний, ориентированных на разработку и производство наукоемких и высокотехнологичных продуктов, а также обеспечение соответствующей поддержки стартап-проектов, направленной на стимулирование инновационной деятельности в системе научно-технического предпринимательства Беларуси.

Выводы. В работе представлена методика разработки и реализации стратегии инвестиционно-инновационной деятельности территориальных экономических систем на основе предложенных укрупненной модели стратегического управления трансформацией НЭС по видам экономической деятельности и базовых инвестиционно -инновационных стратегий ее обеспечения. Указанная методика включает основные ее этапы с соответствующими им видами работ, анализ содержания и обоснование ожидаемых результатов. Ее реализация позволит обеспечить инновационную трансформацию НЭС по видам экономической деятельности на основе проведенного отбора наиболее привлекательных направлений инвестиционно-инновационной деятельности территориальных экономических систем с учетом сформулированных задач, имеющихся ресурсов и рыночных (внешних) возможностей.

Список использованных источников

1. Солодовников, С. Ю. Модернизация белорусской экономики и экономика рисков: актуальные проблемы и перспективы / С. Ю. Солодовников, Т. В. Сергиевич, Ю. В. Мелешко : под науч. ред. С. Ю Солодовникова. - Минск : БНТУ, 2019. - 491 с.

2. Раевский, С. В. Инвестиционная активность в регионе / С. В. Раевский, А. Г. Третьяков. - М. : ЗАО «Издательство «Экономика», 2006. - 158 с.

3. Орехов, В. В. Проблемы и предпосылки выбора стратегии инновационного развития экономики России. Экономическая теория в XXI веке - 4 (11): Институты экономики / под ред. Ю. М. Осипова, В. С. Сизова, Е. С. Зотовой. - М. : Экономистъ, 2006.- С. 14-19.

4. Короткевич, А. И. Качество жизни как критерий эффективности трансформации национальной экономической системы Республики Беларусь / А. И. Короткевич, Д. В. Шпарун // Весн. БДУ. Сер. 3. Псторыя, эканомша, права. - 2015. - № 2. - С. 65-73.

5. Короткевич, А. И. Инвестиционно-инновационные стратегии трансформации национальной экономической системы и реализация стратегии инвестиционно-инновационной деятельности региона / А. И. Короткевич, Д. В. Шпарун, Сюй Цзы-мин // Новая экономика. - 2018. - № 2 (72). - С. 53-58.

6. Короткевич, А. И. Организационно-экономические механизмы трансформации национальной экономической системы Республики Беларусь : моногр. / А. И. Короткевич // Минск : Изд. центр БГУ, 2020. - 351 с.

7. Управление инновационными процессами в региональных системах / А. И. Короткевич и [др.]; под науч. ред. В. А. Голуба. - Минск : Право и экономика, 2008. - 217 с.

_Статья поступила в редакцию 26 января 2022 года

STRATEGY OF INVESTMENT AND INNOVATION ACTIVITIES IN THE

CONTEXT OF TRANSFORMATION OF THE NATIONAL ECONOMIC

SYSTEM BY TYPES OF ECONOMIC ACTIVITIES

A. I. ^^tkevich

Doctor of Economics, associate Professor, Head of the Department of Banking Economics, Belarusian State University, Minsk, Republic of Belarus

The article considers an enlarged model of strategic management of the transformation of the national economic system by type of economic activity, including setting a strategic goal specified in tasks, identifying existing internal and external opportunities and determining, based on their comparison, competitive opportunities for transforming the national economic system by type of economic activity, selecting target directions, strategic planning and organizational and economic support for the implementation of strategic plans. Basic investment and innovation strategies for the transformation of the national economic system are proposed, which allow for a comprehensive approach to the issues of substantiating the directions of its innovative transformation by type of economic activity, taking into account the existing innovation and investment potential and opportunities for its growth and use. Based on an enlarged model of strategic management of the transformation of the national economic system and basic investment and innovation strategies for its provision, a methodology for developing and implementing an investment and innovation activity strategy is proposed, including the main stages with the corresponding types of work, characterization of their content and justification of expected results.

Keywords: national economic system, transformation, types of economic activity, strategy, investment and innovation activity

References

1. Solodovnikov, S. Yu., Serhiyevich, T. V. & Meleshko, Yu. V. (2019) Moderni-zatsiya belorusskoi enekonomiki i ekonomika riskov: aktualnye problemy i perspektivy [Modernization of the Belarusian economy and risk economics: current problems and prospects]. Minsk, BNTU. (In Russian).

2. Raevsky, S. V., Tretyakov, A. G. (2006) Investitsionnaya aktivnost v regione [Investment activity in the region]. Moscow, Economics. (In Russian).

3. Orekhov, V. V., ed. Osipova, Yu. M., Sizova, V. S., Zotova, E. S. (2006) Problemy i predposylki vybora strategii innovatsionnogo razvitiya ekonomiki Rossii. Ekonomich-eskaya teoriya v XXI veke - 4 (11): Instituty ekonomiki [Problems and Prerequisites for Choosing a Strategy for Innovative Development of the Russian Economy. Economic theory in the XXI century]. Moscow: Economist. PP. 14-19. (In Russian).

4. Karatkevich, A. I., Sparun, D. V. (2015) Kachestvo zhizni kak kriterii effektivnosti transformatsii natsionalnoi ekonomicheskoi sistemy Respubliki Belarus [Quality of life as a criterion for the effectiveness of the transformation of the national economic system of the Republic of Belarus]. Minsk: Bulletin of BSU. (2), 65-73. (In Russian).

5. Karatkevich, A. I., Sparun, D. V., Xu Ziming (2018) Investitsionno-innovatsionnye strategii transformatsii natsionalnoi ekonomicheskoi sistemy i realizatsiya strategii investit-sionno-innovatsionnoi deyatelnosti regiona [Investment and innovation strategies for the transformation of the national economic system and the implementation of the strategy of investment and innovation activities of the region]. New Economy. 2 (72), 53-58. (In Russian).

6. Karatkevich, A. I. (2020) Organizatsionno-ekonomicheskie mekhanizmy transformatsii natsionalnoi ekonomicheskoi sistemy Respubliki Belarus [Organizational and economic mechanisms of transformation of the national economic system of the Republic of Belarus]. Minsk, Ed. center of BSU. (In Russian).

7. Karatkevich, A. I. et al. (2008) Upravlenie innovatsionnymi protsessami v region-alnykh sistemakh [Management of innovation processes in regional systems]. Minsk, Law and Economics. (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.