Научная статья на тему 'МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ЦЕЛЕВОЙ ФУНКЦИИ УПРАВЛЕНИЯ ТРАНСФОРМАЦИЕЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ ПО ВИДАМ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ЦЕЛЕВОЙ ФУНКЦИИ УПРАВЛЕНИЯ ТРАНСФОРМАЦИЕЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ ПО ВИДАМ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
36
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Sciences of Europe
Область наук
Ключевые слова
НАЦИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА / ВИДЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / СТРАТЕГИЧЕСКАЯ ЦЕЛЬ / УПРАВЛЕНИЕ / ЦЕЛЕВАЯ ФУНКЦИЯ / ТРАНСФОРМАЦИЯ / МОДЕЛЬ «ЗАТРАТЫ-ВЫПУСК»

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Короткевич А.И.

В статье представлен механизм реализации целевой функции управления трансформацией национальной экономической системы по видам экономической деятельности, включающий: совокупность последовательных этапов достижения стратегической цели социально-экономического развития Республики Беларусь за счет его приведения в соответствие с критериями эффективности; методический инструментарий оценки результатов управленческих решений, принимаемых на макро- и мезоуровне; организационно-экономическое обеспечение их реализации. Разработан критерий и проведена оценка эффективности деятельности национальной экономической системы Республики Беларусь. Также описан инструментарий количественной оценки результатов реализации сценариев трансформации национальной экономической системы по видам экономической деятельности, разработанный на основе модели «Затраты-Выпуск».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Короткевич А.И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODOLOGICAL SUPPORT FOR THE IMPLEMENTATION OF THE TARGET FUNCTION OF MANAGING THE TRANSFORMATION OF THE NATIONAL ECONOMIC SYSTEM OF THE REPUBLIC OF BELARUS BY TYPES OF ECONOMIC ACTIVITY

The article presents a mechanism for implementing the target function of managing the transformation of the national economic system by type of economic activity, including: a set of successive stages of achieving the strategic goal of the socio-economic development of the Republic of Belarus by bringing it into line with the efficiency criteria; methodological tools for evaluating the results of management decisions made at the macro- and meso-levels; organizational and economic support for their implementation. A criterion has been developed and an assessment of the effectiveness of the activity of the national economic system of the Republic of Belarus has been carried out. A toolkit for quantitative assessment of the results of the implementation of scenarios for the transformation of the national economic system by type of economic activity, developed on the basis of the “InputOutput” model, is also described.

Текст научной работы на тему «МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ЦЕЛЕВОЙ ФУНКЦИИ УПРАВЛЕНИЯ ТРАНСФОРМАЦИЕЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ ПО ВИДАМ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

entrepreneurship in Ukraine: current issues]. Ekonomika ta derzhava - Economy and state. № 3. pp. 77-81.

5. Lunkina T., Ivanenko H. (2019) Osoblyvosti rozvytku sotsialnoho pidpryiemnytstva: zakordonnyi dosvid [Features of the development of social entrepre-neurship: foreign experience]. Modern Economics. № 1 (5). pp. 142-147.

6. Pro zatverdzhennia Prohramy diialnosti Kabi-netu Ministriv Ukrainy: Postanova KMU vid 12.06.2021 № 471. [On approval of the Program of Activities of the Cabinet of Ministers of Ukraine: Resolution of CMU] (2021, Jun 12). Available at: https://www.kmu.gov.ua/npas/pro-zatverdzhennya-programi-diyalnosti-kabinetu-ministriv-t120620

7. Pro osnovy sotsialnoi zakhyshchenosti liudei z invalidnistiu v Ukraini: Zakon Ukrainy №875-XII vid

21.03.1991. [On the basics of social protection of people with disabilities in Ukraine: the Law of Ukraine] (1991, Mar 21). Available at: https://za-kon.rada.gov.ua/laws/show/875-12/ed20130804

8. Pro sotsialni posluhy: Zakon Ukrainy № 2671-VIII vid 17.01.2019 [On social services: Law of Ukraine] (2019, Jan 17). Available at: https://za-kon.rada.gov.ua/laws/show/2671-19#Text

9. Smal V. and Kokot V. (2017), "What you need to know about social entrepreneurship". Available at: http://docplayer.net/80494249-V-smal-v-kokot-shcho-slid-znati-pro-socialne-pidpriiemnictvo-posibnik.html

10. Tsyvilnyi kodeks Ukrainy № 435-IV vid 16.01 2003 [Civil Code of Ukraine] (2003, Jan 16). Available at: https://zakon.rada.gov.ua/laws/show/435-15

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ЦЕЛЕВОЙ ФУНКЦИИ УПРАВЛЕНИЯ ТРАНСФОРМАЦИЕЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ ПО ВИДАМ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Короткевич А.И.

Белорусский государственный университет доктор экономических наук, доцент заведующий кафедрой банковской экономики экономического факультета, г. Минск, Республика Беларусь

METHODOLOGICAL SUPPORT FOR THE IMPLEMENTATION OF THE TARGET FUNCTION OF MANAGING THE TRANSFORMATION OF THE NATIONAL ECONOMIC SYSTEM OF THE REPUBLIC OF BELARUS BY TYPES OF ECONOMIC ACTIVITY

Karatkevich A.

Belarusian State University Doctor of Economics, Associate Professor Head of the Department of Banking Economics Faculty of Economics, Minsk, Republic of Belarus

АННОТАЦИЯ

В статье представлен механизм реализации целевой функции управления трансформацией национальной экономической системы по видам экономической деятельности, включающий: совокупность последовательных этапов достижения стратегической цели социально-экономического развития Республики Беларусь за счет его приведения в соответствие с критериями эффективности; методический инструментарий оценки результатов управленческих решений, принимаемых на макро- и мезоуровне; организационно-экономическое обеспечение их реализации. Разработан критерий и проведена оценка эффективности деятельности национальной экономической системы Республики Беларусь. Также описан инструментарий количественной оценки результатов реализации сценариев трансформации национальной экономической системы по видам экономической деятельности, разработанный на основе модели «Затраты-Выпуск».

ABSTRACT

The article presents a mechanism for implementing the target function of managing the transformation of the national economic system by type of economic activity, including: a set of successive stages of achieving the strategic goal of the socio-economic development of the Republic of Belarus by bringing it into line with the efficiency criteria; methodological tools for evaluating the results of management decisions made at the macro-and meso-levels; organizational and economic support for their implementation. A criterion has been developed and an assessment of the effectiveness of the activity of the national economic system of the Republic of Belarus has been carried out. A toolkit for quantitative assessment of the results of the implementation of scenarios for the transformation of the national economic system by type of economic activity, developed on the basis of the "Input-Output" model, is also described.

Ключевые слова: национальная экономическая система, виды экономической деятельности, стратегическая цель, управление, целевая функция, трансформация, модель «Затраты-Выпуск».

Keywords: national economic system, types of economic activity, strategic goal, management, target function, transformation, input-output model.

Постановка проблемы. Управление трансформацией национальной экономической системой (НЭС) по видам экономической деятельности (ВЭД) требует определения показателей оценки эффективности его реализации в соответствии со стратегической целью социально-экономического развития страны. Так в соответствии с Национальной стратегией устойчивого развития Республики Беларусь до 2035 года (НСУР-2035) стратегической целью устойчивого развития Республики Беларусь является «...достижение высоких стандартов уровня жизни населения на основе качественного роста экономики на новой цифровой технологической базе, формирования полноценной конкурентной среды, создания комфортных условий для жизнедеятельности и развития личностного потенциала при сохранении природных систем для нынешних и будущих поколений» [1]. В свою очередь, реализация Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 20212025 гг., главной целью которой является «.рост благосостояния граждан за счет модернизации экономики, наращивания социального капитала, создания комфортных условий для жизни, работы и самореализации человека» [2].

При этом в качестве основного критерия устойчивости демографического развития Республики Беларусь в соответствии с НСУР-2035 выступает увеличение ожидаемой продолжительности жизни (ОПЖ) с 74,5 лет в 2018 г. до 80,2 лет в 2035 г. Ставится амбициозная цель по достижению уровня ОПЖ, максимально приближенного к развитым европейским государствам, где она увеличивается в среднем на 2-3 года каждые десять лет. Действительно, из всей совокупности существующих показателей, характеризующих качество

жизни, наиболее важным является показатель ОПЖ [3; 4]. Этот показатель агрегировано отражает результаты деятельности государства в области управления НЭС, реально фиксирует направленность социально-экономических преобразований, их ориентацию на удовлетворение потребностей человека.

Цель исследований. Сегодня существует необходимость в разработке методического инструментария исследования и моделирования развития НЭС Республики Беларусь и обосновании направлений ее трансформации по ВЭД, обеспечивающей повышение качества жизни человека на основе перехода к высокоэффективной экономике, базирующейся на знаниях и инновациях. Это, в свою очередь, требует формирования обоснованной экономической политики в рамках реализации стратегического управления и трансформации НЭС по ВЭД с количественной оценкой ее последствий на основе математических моделей.

Результаты исследований. Необходимо отметить, что разрабатываемый методического инструментарий исследования и моделирования развития НЭС Республики Беларусь должен быть гармоничной составляющей механизма реализации целевой функции управления трансформацией НЭС по ВЭД, который включает, в том числе, совокупность этапов, обеспечивающих достижение стратегической цели социально-экономического развития страны, непосредственно сам методический инструментарий, необходимый для оценки результатов, принимаемых на макро- и мезоуровне решений, а также организационно-экономическое обеспечение их реализации (рисунок 1).

Формирование модели устойчивого экономического роста на качественно иной технологической базе, нацеленной на инновации, рост конкурентоспособности и обеспечение на этой основе высоких стандартов качества жизни населения

Стратегическая цель

Важнейшие характеристики

Основной показатель

Текущее состояние

Желательное состояние

Фактическое значение

Желательное значение

Критерий

эффективности

деятельности

НЭС с позиции

интересов

домашних

хозяйств

Качество населения

Повышение качества жизни

Уровень жизни населения

Социальная безопасность

Качество окружающей среды

Ожидаемая продолжительность жизни

1. Физиологические

Основные факторы, определяющие продолжительность жизни

2. Социальные 3. Ноосферные

I

.1.

I

.1.

1. Физиологические

2. Социальные I I 3. Ноосферные

1 II

Декомпозиция каждого фактора на характеризующие их показатели

П11, П12, ...ш

П21, П22, ... П2к

П'11, П'12, ...П'ь

~1

___*____

П'21, П'22, ... П'2к

П31, П32, ... Пзр

1

П'31, П'32, '1 3 и

1

Ранжирование показателей в соответствии с расхождением между фактическим и желательным состоянием и степенью воздействия на результат

Интегральная оценка эффективности деятельности НЭС с позиции интересов домашних хозяйств (ИПЭнэс)

Выбор критериев оценки эффективности управления трансформацией НЭС Республики Беларусь по ВЭД

Обоснование и выбор инструментария для исследования НЭС и количественной оценки результатов управленческих решений по ее трансформации по ВЭД в соответствии с критериями эффективности

1

2

Комплекс

моделей

исследования и

моделирования

трансформации

НЭС по ВЭД,

обеспечивающих

количественную

оценку ее

результатов

<

Инновационная трансформация НЭС по ВЭД Республики Беларусь

Разработка и реализация стратегии региональной инвестиционно -инновационной деятельности

Реализация концепции развития научно-технологических парков как системообразующих субъектов инновационной инфраструктуры

Текущее состояние

Желательное состояние

Рисунок 1. - Механизм реализации целевой функции управления трансформацией НЭС по ВЭД Республики Беларусь

Источник: авторская разработка на основе [4; 5, с. 60-61].

Система управления НЭС и ее структура по ВЭД

к.______________

Система управления НЭС и ее отраслевая структура с учетом реализации направлений трансформации НЭС по ВЭД

Одним из важнейших этапов, представленных на рисунке 1, является разработка критерия эффективности деятельности НЭС с позиции домашних хозяйств. Подход к разработке интегральной оценки эффективности деятельности экономической системы возможен на основе положений тео-

рии хозяйственных систем [5, 63-78; 6]. Представление структуры экономической системы как совокупности исходной, промежуточной и замыкающей сфер (рисунок 1) позволяет сформировать перечень показателей, характеризующих процессы, происходящие в каждой из них.

Поступле ние ресурсов

НХК исходной зоны

Преобразование ресурсов

НХК промежуточной зоны

Получение полезных результатов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

НХК замыкающей зоны

Рисунок 2. - Обобщенная структура народного хозяйства как системы Источник: авторская разработка.

Порядок показателей закрепляется в последовательности, которая обеспечивает реализацию возложенных на рассматриваемую систему функций и достижение поставленных целей, т. е. в соответствии с величиной разрыва между фактическим значением показателя и его желательным значением. Установленный порядок изменения показателей называется динамической системой показателей эффективности, или критерием эффективности деятельности.

Критерий эффективности (динамическая система показателей эффективности) представляет собой эталонный ряд, в соответствии с которым должна осуществляться динамика показателей, выраженная отношением значения прироста данного года к значению прироста в предыдущем году. Разница (степень совпадения) между эталонным и реальным порядком ускорений значений показателей характеризует эффективность деятельности.

Интегральный показатель эффективности (ИПЭ) рассчитывается на основе сравнения эталонного порядка изменения значений показателей и реального по формуле (1):

ИПЭ (1 + Котл X1 + Кинв) , (1)

4

где Коткл - коэффициент ранговой корреляции Спирмена (по отклонениям) (формула (2));

Кинв - коэффициент ранговой корреляции Кен-далла (по инверсиям) (формула (3)).

К = 1

откл

,=1

п(п2 -1)'

(2)

У, = , -X,, 5 = 1,2,..., п,

где У5 - разность между рангом в фактическом упорядочении и местом показателя 5;

5 - место показателя в эталонном упорядочении;

п - число показателей, включенных в эталонную динамическую систему;

Хх - ранг показателя в фактическом упорядочении.

К... = 1 —

4]]«

п(п -1)

(3)

=] V

р

1, X, > Хр

0, X < X

где т5 - число инверсий для показателя 5;

5 - место рассматриваемого показателя в эталонном упорядочении;

п - число показателей, включенных в эталонную динамическую систему;

ар - функция, показывающая, находится или нет показатель в инверсии с рассматриваемым показателем 5, и если находится, то ар=1, а если нет, то ар = 0;

Хх (Хр) - ранг, который в фактическом упорядочении имеет показатель, занимающий в эталонном упорядочении место 5(р);

Р - место показателей, сравниваемых с рассматриваемым.

Значения интегрального показателя эффективности ИПЭ изменяются в диапазоне от 0 до 1. В случае совпадения реального порядка увеличения темпов приростов показателей с эталонным значение интегрального показателя эффективности будет равно 1. В случае диаметрально противоположного порядка для значений показателей и эталонного порядка интегральный показатель эффективности будет равен 0.

Предложенная методика оценки эффективности развития НЭС с позиции домашних хозяйств на основе динамической системы показателей включает следующие этапы.

1. Определение целевой функции НЭС.

2. Определение совокупности показателей, соответствующей функции НЭС и адекватно отражающей происходящие в ней процессы.

3. Закрепление эталонного порядка показателей, в соответствии с которым должны изменяться значения отобранных показателей, на основе ре-

,=1

а

р

зультатов экспертного опроса специалистов и исходя из теоретических представлений - формирование критерия эффективности развития НЭС с позиции домашних хозяйств (динамической системы показателей).

4. Расчет на основе ранговых статистик (формулы (1)-(3)) интегрального показателя эффективности развития НЭС с позиции домашних хозяйств на основе измерения динамики изменения значений показателей, включенных в критерий, за анализируемый период времени.

Таблица 1.

Критерий эффективности развития НЭС с позиции домашних хозяйств

Эталонный ранг движения Показатель Единица измерения Зона

1 Ожидаемая продолжительность жизни при рождении лет Замыкающая

2 Реальные денежные доходы населения руб. Замыкающая

3 Чистая прибыль в экономике в постоянных ценах руб. Замыкающая

4 Объем отгруженной инновационной продукции (работ, услуг) организациями промышленности руб. Замыкающая

5 Валовой внутренний продукт в постоянных ценах руб. Замыкающая

6 Объем выполненных научных исследований и разработок, оказанных научно-технических услуг (в сопоставимых ценах) руб. Промежуточная

7 Внутренние затраты на научные исследования и разработки (в сопоставимых ценах) руб. Промежуточная

8 Инвестиции в основной капитал (в сопоставимых ценах) руб. Промежуточная

9 Численность персонала, занятого научными исследованиями и разработками чел. Промежуточная

10 Среднегодовая численность населения, занятого в экономике чел. Исходная

11 Потреблено электроэнергии организациями республики кВтч Исходная

12 Потреблено тепловой энергии организациями республики Гкал Исходная

13 Материальные затраты организаций (в сопоставимых ценах) руб. Исходная

С помощью разработанного критерия эффективности развития НЭС с позиции домашних хозяйств и расчета на его основе интегрального показателя деятельности можно оценивать успешность движения НЭС к желательному состоянию, характеризующемуся достижением определенных результатов.

Критерий эффективности развития НЭС с позиции домашних хозяйств приведен в таблице 1.

Источник: авторская разработка.

Отличиями предлагаемой методики от существующих являются учет динамического характера деятельности НЭС и возможность интегральной оценки эффективности ее развития с позиции домашних хозяйств, а также наличие условий для сопоставления результатов с поставленными целями

развития. Для проведения указанной оценки необходимо выполнить следующие шаги.

1. За несколько периодов (п) сводятся в таблицу 2 абсолютные значения показателей, входящих в критерий эффективности развития НЭС Республики Беларусь с позиции домашних хозяйств, представленный в таблице 1.

Таблица 2.

Абсолютные значения показателей критерия эффективности развития НЭС Республики Беларусь с пози-_ции домашних хозяйств_

Показатель Значение показателя по годам Эталонный ранг движения

2016 2017 2018 2019 2020

Ожидаемая продолжительность жизни при рождении, лет 72,6 73,2 73,9 74,1 74,4 1

Реальные денежные доходы населения, млн руб. 73194 75244 81188 86140 90189 2

Чистая прибыль в экономике в постоянных ценах, млн руб. 8994 14690 9854 17596 8695 3

Объем отгруженной инновационной продукции (работ, услуг) организациями промышленности в сопоставимых ценах, млн руб. 15226 17479 19335 16833 16696 4

ВВП в постоянных ценах, млн руб. 138433 141894 146293 148341 147006 5

Объем научных исследований и разработок, оказанных научно-технических услуг (в сопоставимых ценах), млн. руб. 868 973 915 887 879 6

Внутренние затраты на научные исследования и разработки (в сопоставимых ценах), млн руб. 692 828 884 856 807 7

Инвестиции в основной капитал (в сопоставимых ценах), млн руб. 27235 28193 29897 31708 29633 8

Численность персонала, занятого научными исследованиями и разработками, чел. 28937 27208 26153 25942 26483 9

Среднегодовая численность населения, занятого в экономике, тыс. чел. 4578 4551 4496 4406 4354 10

Потреблено электроэнергии организациями республики, млн кВтч 24 946 25 537 26 313 26 675 26 490 11

Потреблено тепловой энергии организациями республики, тыс. Гкал 32 036 32 719 34 381 32 860 31 125 12

Материальные затраты организаций, млн руб. 92028 105645 101198 97932 87746 13

Источник: на основе данных Белстата [7].

2. Определяются приросты значений показателей, представленных в таблице 2, за периоды времени Т2-Т1, Т3-Т2,..., Тп-Тп-1 (2017-2016, 2018-2017, 2019-2018, 2020-2019): отношение значения показателя последующего года к значению показателя предыдущего года.

3. Определяются значения темпов изменения приростов значений показателей за периоды Т3-Т1,

Т4-Т2, ... , Тп-Тп-2 (2018-2016, 2019-2017, 20202018): отношение последующего значения прироста показателя к предыдущему значению прироста.

4. На основе полученных результатов расчетов темпов изменения приростов значений показателей определяется их фактический ранг (таблица 3).

Таблица 3.

Определение фактического ранга движения показателей критерия эффективности развития НЭС Респуб-_лики Беларусь с позиции домашних хозяйств на основе темпов изменения их приростов_

Нормативный ранг движения показателей Темп прироста и фактический ранг показателей критерия

темп прироста фактический ранг темп прироста фактический ранг темп прироста фактический ранг

1 0,9973 7 0,9987 6 1,0040 5

2 1,0496 1 0,9833 10 0,9868 7

3 0,4107 13 2,6623 1 0,2767 13

4 0,9636 9 0,7870 13 1,1394 1

5 1,0059 6 0,9835 9 0,9773 9

6 0,8395 11 1,0309 3 1,0220 3

7 0,8922 10 0,9074 12 0,9727 10

8 1,0244 3 1,0001 5 0,8812 12

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9 1,0223 4 1,0319 2 1,0292 2

10 0,9938 8 0,9920 7 1,0084 4

11 1,0065 5 0,9839 8 0,9796 8

12 1,0289 2 0,9096 11 0,9910 6

13 0,8344 12 1,0102 4 0,9259 11

Источник: авторская разработка.

5. Далее, используя формулы (1)-(3), рассчитываются значения коэффициентов ранговой корреляции Спирмена (Коткл) и Кендала (Кине) и интегрального показателя эффективности развития НЭС Республики Беларусь с позиции домашних хозяйств (ИПЭнэс) для различных периодов. При этом первый период включает сверстку значений показателей за 2016-2018 гг., второй - за 20172019 гг. и третий - за 2018-2020 гг. соответственно.

6 Х 388 =-0,066

К = 1

откл1

13 х (132 - 1)

• к = 1 - 6 Х 382 =-0049 •

' Коткл 2 1 2184 0,049 •

К 1 - 6 х 334 = 0,082

откл3 2184 ,

К = 1 —= -0,103; инв1 13х (13 -1)

Кинл = 1 - 4Х41=-0,051;

156 4 Х 35

Кин.3 = 1 - = 0,103 156

_ (1 - 0,066X1 - 0,103)

4

= 0,210;

_ (1 - 0,049)(1 - 0,051) _

нэс 2

4

= 0,225;

(1 + 0,082)(1 + 0,103)

4

= 0,298

Сведем полученные результаты в таблицу 4 и отобразим их графически на рисунке 3.

Значения коэффициентов Ко

откл, Кине

Кин

Таблица 4.

и интегрального показателя эффективности развития НЭС Респуб-

лики Беларусь с позиции домашних хозяйств (ИПЭНэс)

Наименование показателя Номер периода (годы)

1 (2016-2018 гг.) 2 (2017-2019 гг.) 3 (2018-2020 гг.)

Коткл -0,066 -0,049 0,082

Кине -0,103 -0,051 0,103

ИПЭнэс 0,210 0,225 0,298

Источник: авторская разработка на основе расчетов.

0,298

0,300 0,250 0,200 0,150 0,100 0,050 0,000 -0,050 -0,100 -0,150

(1016-2018гг 066

-0,103

Коткл

Кинв

ИПЭнэс

Номер периода (годы)

Рисунок 3. - Динамика коэффициентов Коткл, Кинв и интегрального показателя эффективности развития НЭС Республики Беларусь с позиции домашних хозяйств (ИПЭНЭС) Источник: построено по данным таблицы 4.

Как видно из таблицы 4 и рисунка 3, в соответствии с разработанным критерием эффективности развития НЭС Республики Беларусь с позиции домашних хозяйств в период с 2016 по 2020 г. интегральный показатель эффективности, несмотря на низкое его значение, имел положительную динамику. Так, наибольшего значения (0,298) интегральный показатель достиг в третьем периоде, включающем сверстку показателей за 2018-2020 гг. Это свидетельствует о некотором повышении эффективности развития НЭС Республики Беларусь в данном периоде по сравнению с первым периодом, включающим сверстку показателей за 2016-2018 гг. (значение интегрального показателя составило 0,210), и вторым периодом, включающим сверстку показателей за 2017-2019 гг. (значение интегрального показателя составило 0,225). Однако значение интегрального показателя во всех трех периодах, охватывающих 2016-2020 гг., значительно ниже максимально возможного - 1, что свидетельствует о низкой эффективности развития НЭС Республики Беларусь с позиции домашних хозяйств.

В соответствии с предложенными критериями НЭС должна достичь следующих результатов:

1. Увеличение длительности жизни населения и доходов населения за счет повышения инно-вационности развития.

2. Сокращение энергоемкости и материалоемкости выпускаемой продукции за счет увеличения затрат на научно-исследовательские работы и внедрение новых технологий в процесс производства.

3. Увеличение производительности труда за счет более быстрого роста инвестиций и расходов на научные исследования.

4. Снижение себестоимости производства продукции на основе обеспечения роста более быстрыми темпами результатов производства по сравнению с затратами.

Таким образом, разработанная методика оценки эффективности развития НЭС Республики Беларусь с позиции домашних хозяйств с использованием динамической системы показателей позволяет измерять эффективность целенаправленной деятельности в динамике и с учетом тенденций развития экономики страны, а также обоснованно подходить к разработке механизмов достижения поставленных целей развития в соответствии с предложенным критерием эффективности.

Необходимо особо подчеркнуть, что при планировании трансформации НЭС необходимо учитывать ее влияние на показатели, характеризующие качество жизни. Как уже отмечалось выше, представленный на рисунке 1 механизм включает методический инструментарий, необходимый для оценки результатов, принимаемых на макро- и ме-зоуровне управленческих решений в отношении трансформации НЭС. При этом модель НЭС должна отражать деятельность и взаимодействие ее субъектов, быть равновесной и вычислимой. Указанным требованиям соответствуют модели, сформированные на основе методологии межотраслевого баланса и системы таблиц «Затраты-Выпуск», так как только они моделируют с необходимой степенью детализации экономические отношения между субъектами национальной экономической системы и позволяют вычислять полные затраты потребляемых ими ресурсов на производство главного результата экономического процесса - конечного продукта [8].

Как видно из рисунка 1 методическое обеспечение реализации целевой функции включает четыре модели исследования и моделирования трансформации НЭС по ВЭД, обеспечивающих количественную оценку ее результатов:

1. Модель НЭС для определения и планирования полных затрат импорта на конечные продукты [5, с. 113-119; 9-11], позволившая проанализировать уровень прямого и косвенного использования

импортируемых ресурсов различными ВЭД Республики Беларусь, провести оценку результативности их внешнеэкономической деятельности, определять значения коэффициентов прямых и полных затрат импорта в процессе моделирования объемов потребления импорта различными ВЭД. Таким образом, предложенный подход к модификации важнейшего в экономике инструмента анализа и планирования межотраслевого баланса, в рамках которого потребление импорта и затраты на него явно вошли в таблицу «Затраты-Выпуска» Республики Беларусь, позволил создать инструментарий для определения и планирования полных затрат импортируемых ресурсов различных ВЭД на производимые ими конечные продукты, в том числе поставляемые на экспорт.

2. Модель взаимодействия домашних хозяйств с другими субъектами НЭС Республики Беларусь [5, с. 119-153; 12; 13]. Разработанная модель, использующая в качестве производственной функции модифицированную модель Леонтьева, позволяет определять и планировать полные затраты не только ресурсов, поставляемых обычными ВЭД, но и рабочей силы, предоставляемой домашними хозяйствами. При этом объемы ресурсов рабочей силы рассматриваются дифференцировано по группам занятий. Предлагаемая модель позволяет планировать полные затраты любого из ресурсов на любой вид конечного продукта, а разработанный алгоритм - проводить анализ НЭС на основе существующей отчетной модели «Затраты-Выпуска» и статистических данных по структуре рабочей силы и оплате труда. На основе предложенной модели разработаны базовые варианты реализации прогнозных сценариев экономического развития Республики Беларусь, объектами прогнозирования и планирования в которой являются виды экономической деятельности, а в качестве основных планируемых параметров выступают объемы выпуска продуктов; количество используемых ресурсов, в том числе рабочей силы; прибыль; цена ресурсов, включая заработную плату; объемы и цены конечного, итогового и промежуточного продуктов; размеры накопления и потребления; движение национального богатства, импорта и экспорта [13].

3. Модель налоговых потоков и отчислений НЭС [14], включающая их потоки между различными ВЭД и государством, которая обеспечила

возможность количественной оценки результатов принимаемых решений в системе бюджетно-налоговой политики в части анализа изменения доходов бюджета в зависимости от объемов производства конечного продукта каждого ВЭД и изменения налоговых ставок выбранного ВЭД с учетом различных вариантов поведения ВЭД, являющихся потребителями продуктов рассматриваемого ВЭД. В отличие от существующих моделей налоговых потоков и отчислений предлагаемая модель позволяет определять не только прямые, но и полные затраты каждого вида экономической деятельности на налоги и отчисления. Эта модель может быть использована при отраслевом планировании, когда одной из основных задач является определение изменения затрат при вариации объемов производства не только каждого экономического субъекта (прямых затрат), но и затрат всей экономической системы (полных затрат).

4. Комплексная модель НЭС, включающая три представленные выше модели. Так модель для вычисления полных затрат импорта определяет полные его затраты на производство конечного продукта, однако при этом затраты импорта на конечное потребление домашними хозяйствами остаются в данной модели экзогенными величинами. И только объединение указанной модели и модели с включением услуг по предоставлению рабочей силы позволит сделать затраты импорта на конечное потребление домашними хозяйствами эндогенными. Необходимо также отметить, что в вышеупомянутых моделях не представлено взаимодействие государственного управления с домашними хозяйствами, выражающееся в виде взимания налогов и отчислений с домашних хозяйств, что приводит к необходимости вводить эти сборы экзо-генно при определении доходов домашних хозяйств, используемых на потребление (в частности, импорта) и накопление. Для того чтобы сделать указанные величины эндогенными, на основе вышеупомянутых моделей была разработана комплексная модель, объединяющая все эти три модели [5, с. 153-156; 15; 16]. Графически основная часть разработанной комплексной модели НЭС представлена на рисунке 4.

Наименование строк Код строки ВЭД 1-71 ВЭД 72 «Государственное управление» ВЭД 73-83 Расходы на конечное потребление ДХ (без трансфертов) ВЭД «ИД» Промежуточный спрос Расходвы на конечное потребление Валовое накопление основного капитала Изменение запасов материальных оборотных средств Экспорт товаров н услуг Всего исполыовано ресурсов товаров н услуг в основных ценах

ДХ из трансфертов некоммерческих организа-шш. обслуживающих ДХ

А Б 1-71 72 73-83 84-93 94 95 96 97 98 99 100 101

ВЭД 1-71 1-71 I квадрант П квадрант

ВЭД 72 «Госу дарственное управление» 72

ВЭД 73-83 73-83

Услуги ГЗ 1-10 84-93

ВЭД «ИД» 94

Торговая наценка на использованные товары 95

Транспортная наценка на использованные товары 96

Итого испо льзовано в пенах покупателей 97

Используемые на накопление заработная плата, чистая прибыль, смешанный лоход и амортизация 98 П1 квадрант

Выпуск товаров ■ услуг в основных пенах X 99

Рисунок 4. - Графическое представление основной части комплексной модели НЭС на основе модификации таблицы

Источник: авторская разработка.

Основное отличие разработанной модели, графическое представление основной части которой показано на рисунке 4, от вышерассмотренных заключается в том, что в этой модели в первом квадранте таблицы «Затраты-Выпуск» отражается взаимодействие домашних хозяйств не только с различными ВЭД, как это осуществляется в модели взаимодействия домашних хозяйств с другими субъектами НЭС, но и с ВЭД «Импортная деятельность», введенным в модель НЭС для определения и планирования полных затрат импорта на конечные продукты. При этом соответственно меняется и функция потребления, которая отражает зависимость потребления работниками различных групп занятий продуктов различных ВЭД от получаемых этими работниками доходов. В комплексной модели учитывается потребление продуктов не только существующих в системе таблиц «Затраты-Вы-пуск» ВЭД, но и импорта. Таким образом, потребление импорта домашними хозяйствами становится эндогенной величиной. Кроме этого, комплексна модель содержит в себе модель для анализа и планирования налогов и отчислений, взыскиваемых государством с различных ВЭД, а также дополнена включением налогов и отчислений, собираемых государством с домашних хозяйств.

По сравнению с рассмотренными выше 3-мя модифицированными моделями Леонтьева основные преимущества, разработанной комплексной модели НЭС на основе модификации таблицы «За-траты-Выпуск», заключаются:

1. Во включении в состав полных затрат импорта различных ВЭД потребления импорта работниками этих ВЭД. Это позволит точнее определять как полные затраты импорта на производство конечного продукта каждым ВЭД, так и полные затраты импорта на итоговый продукт, т. е. на продукты, приобретаемые за счет трансфертов домашних хозяйств, расходы на конечное потребление государства и некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства, а также на валовое накопление основного капитала, изменение запасов

материальных оборотных средств и на чистый экспорт.

2. Во включении в затраты домашних хозяйств как хозяйствующих субъектов затрат на уплату налогов и отчислений. Это позволит моделировать финансовые отношения между домашними хозяйствами и государством.

Таким образом, разработанная комплексная модель для количественной оценки реализации принимаемых на различных уровнях управления экономикой решений с учетом взаимодействия всех ее субъектов - домашних хозяйств, организаций различных ВЭД, производящих товары и услуги, и государства, а также с учетом использования импорта этими субъектами, объединяет в себе модифицированные модели Леонтьева с включением рабочей силы по группам занятий, с включением импортной деятельности и с деятельностью государства, оцениваемой налогами и отчислениями. Созданная на основе указанных преобразований таблицы «Затраты-Выпуск» комплексная модель НЭС Республики Беларусь дает принципиально новые возможности мезо- и макроэкономического анализа и прогнозирования, количественной оценки возможных результатов реализации принимаемых на различных уровнях управления экономикой решений и повышения их качества при формировании социально-экономической политики государства.

Также управление трансформацией НЭС по ВЭД в соответствии с критерием эффективности ее развития с позиции домашних хозяйств требует изменения системы управления, в том числе путем разработки организационной структуры управления НЭС. Рассмотрение НЭС как системы позволяет выделить ее подсистемы со следующими составляющими: по целям развития НЭС; по этапам жизненного цикла объекта целеполагания; по обеспечивающим подсистемам; по уровням вертикальной структуры НЭС; по основным этапам цикла управления. Это дает возможность сформировать множество комплексов задач, организация решения

которых позволит эффективно осуществлять деятельность по достижению стоящих перед НЭС целей управления ее трансформацией по ВЭД в соответствии с критерием эффективности. Организационной структурой, способной обеспечить реализацию решений всего многообразия задач, является структура объемного матричного типа, в процессе построения которой необходимо привести ее в соответствие с этапами жизненного цикла объекта целеполагания, обеспечивающими подсистемами, уровнями управления НЭС по ВЭД.

Выводы и предложения. Таким образом в работе представлен механизм реализации целевой функции управления трансформацией национальной экономической системы по видам экономической деятельности, включающий: совокупность последовательных этапов достижения стратегической цели социально-экономического развития Республики Беларусь за счет его приведения в соответствие с критериями эффективности; методический инструментарий оценки результатов управленческих решений, принимаемых на макро- и мезо-уровне; организационно-экономическое обеспечение их реализации. На основе разработанного критерия проведена оценка эффективности деятельности национальной экономической системы Республики Беларусь. Предложенная методика оценки эффективности развития НЭС Республики Беларусь с позиции домашних хозяйств с использованием динамической системы показателей позволяет измерять эффективность целенаправленной деятельности в динамике и с учетом тенденций развития экономики страны, а также обоснованно подходить к разработке механизмов достижения поставленных целей развития в соответствии с предложенным критерием эффективности. Также описан инструментарий количественной оценки результатов реализации сценариев трансформации национальной экономической системы по видам экономической деятельности, разработанный на основе модели «Затраты-Выпуска». Созданная на основе модификации таблицы «Затраты-Выпуска» комплексная модель НЭС Республики Беларусь дает принципиально новые возможности мезо- и макроэкономического анализа и прогнозирования, количественной оценки возможных результатов реализации принимаемых на различных уровнях управления экономикой решений и повышения их качества при формировании социально-экономической политики государства.

Литература

1. Национальная стратегия устойчивого развития Республики Беларусь до 2035 года [Электронный ресурс]: протокол заседания Президиума Совета Министров Республики Беларусь от 4 февраля 2020 г. № 3 // Министерство экономики Республики Беларусь. - Режим доступа: ШрБ У/еготту. gov.by/uploads/files/macгo -pгognoz/Ukaz-292--1.pdf. - Дата доступа: 05.01.2022.

2. Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2021-2025 годы

[Электронный ресурс]: утв. постановлением Указом Президента Респ. Беларусь, 29 июля 2021 г., № 292 // Министерство экономики Республики Беларусь. - Режим доступа: https://economy.gov.by/uploads/files/macгo-pгognoz/Ukaz-292--1.pdf. - Дата доступа: 05.01.2022.

3. Короткевич, А. И. Разработка модели формирования уровня и качества жизни / А. И. Корот-кевич, Б. В. Лапко, Л. М. Короткевич // Вестник Академии труда и социальных отношений Федерации профсоюзов Украины. - 2011. - № 3 (59). - С. 59-66.

4. Короткевич, А. И. Качество жизни как критерий эффективности трансформации национальной экономической системы Республики Беларусь /

A. И. Короткевич, Д. В. Шпарун // Весшк БДУ. Сер. 3. Псторыя. Эканомжа. Права. - 2015. - № 2. - С. 65-73.

5. Короткевич, А. И. Организационно-экономические механизмы трансформации национальной экономической системы Беларуси: моногр. / А. И. Короткевич. - Минск: Изд. центр БГУ, 2020. -352 с.

6. Короткевич, А. И. Оценка инновационно-сти развития национальной экономической системы Республики Беларусь / А. И. Короткевич, Д.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

B. Шпарун // Труд. Профсоюзы. Общество. - 2015.

- № 3 (49). - С. 33-38.

7. Статистический ежегодник Республики Беларусь, 2021: стат. сб. / Национальный статистический комитет Республики Беларусь. - Минск, 2021.

- 407 с.

8. Короткевич, А. И. Полные затраты ресурсов на производство конечного продукта при планировании развития национальной экономической системы / А. И. Короткевич, Б. В. Лапко, Д.В. Шпарун // Тенденции экономического развития в XXI веке: материалы Междунар. науч. конф., посвящ. 20-летию образования эконом. фак. БГУ, Минск, 28 февр. 2019 г. / Белорус гос. ун-т; редкол.: В. Ф. Бай-нев [и др.]. - Минск: Право и экономика, 2019. - С. 256-259.

9. Короткевич, А. И. Модификация модели «Затраты - Выпуск» и ее использование для определения и планирования полных затрат импорта на экспортируемую продукцию / А. И. Короткевич, Б. В. Лапко // Белорус. экон. журн. - 2015. - № 4. - С. 113-125.

10. Короткевич, А. И. Инструментарий определения полных затрат импорта на производство конечного продукта и экспорт / А. И. Короткевич // Банк. весн. - 2019. - № 9. - С. 44-50.

11. Короткевич, А. И., Лапко, Б.В., Гайшун, А. Н. Анализ методик определения полных затрат импорта на производство конечного продукта/ А. И. Короткевич, Б.В. Лапко, А.Н. Гайшун // Банк. весн.

- 2022. - № 1. - С. 54-61.

12. Короткевич, А.И. Моделирование национальной экономической системы Беларуси и направления ее трансформации / А.И. Короткевич // Экономика и управление: проблемы, решения, 2017 - № 6, том 3 (66) - С. 83-94.

13. Короткевич, А.И. Разработка базовых вариантов реализации прогнозных сценариев экономического развития Республики Беларусь на основе модифицированной модели межотраслевого баланса / А.И. Короткевич // Журнал Белорусского государственного университета. Экономика. -2017. — № 2. - С. 140-150.

14. Шпарун, Д. В. Модель для анализа и планирования налоговых потоков и отчислений / Д. В. Шпарун, А. И. Короткевич, Б. В. Лапко // Банк. весн. - 2020. - № 6 (683). - С. 42-55.

15. Короткевич, А. И. Синтетическая модель национальной экономической системы Республики Беларусь на основе модифицированных таблиц

«Затраты - Выпуск» / А. И. Короткевич // Экономическая наука сегодня: сб. науч. ст. / Белорус. нац. техн. ун-т. - Минск, 2017. - Вып. 6. - С. 56-63.

16. Короткевич, А.И. Комплексная модель национальной экономической системы на основе методологии межотраслевого баланса для прогнозирования и планирования социально-экономических процессов / А. И. Короткевич // Информационные технологии и математические методы в экономике и управлении: сборник статей X междунар. науч.-практ. конф. имени А. И. Китова (ИТиММ-2020), Москва, 15-16 окт. 2020 г. / ФГБОУ ВО «РЭУ им. Г. В. Плеханова». - Москва, 2020. - С. 4856.

МЕТОДИЧНИЙ ЩДХ1Д ДО ОЦ1НЮВАННЯ ЕФЕКТИВНОСТ1 ВИКОНАННЯ БЮДЖЕТНИХ ПРОГРАМ М1Н1СТЕРСТВА ОБОРОНИ УКРА1НИ

Семененко О.,

https://orcid.org/0000-0001-6477-3414 доктор втськових наук, професор начальник науково-дослгдного в1дд1лу економ1чного анализу Центрального науково-дослгдного тституту Збройних Сил Украти, Кшв, Украта

Онофршчук П., https://orcid. org/0000-0003-2203- 5282 кандидат економ1чних наук, старший науковий ствробтник, Центрального науково-дослгдного тституту Збройних Сил Украти

Тарасов О., кандидат втськових наук доцент Кафедри вшськовог пгдготовки Нацгонального авгацшного утверситету

Баранов С.,

https://orcid.org/0000-0002-3306-943X слухач Нацгонального утверситету оборони Украти 1мет 1вана Черняховського

Мотрунич I., https://orcid.org/0000-0001-6117-1784 начальник ф1нансово-економ1чного в1дд1лу Генеральний штаб Збройних Сил Украти

Киев, Украина Шевчук О.

https://orcid.org/0000-0001-9058-8474 слухач Нацгонального утверситету оборони Украти 1мет 1вана Черняховського

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.