Научная статья на тему 'Проблемы интегрированной оценки эффективности деятельности народнохозяйственных комплексов территориальных систем'

Проблемы интегрированной оценки эффективности деятельности народнохозяйственных комплексов территориальных систем Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
115
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАРОДНОХОЗЯЙСТВЕННЙ КОМПЛЕКС

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Короткевич Алексей Иванович

Реализация модели социально ориентированной рыночной экономики предполагает использование в оценке управления социально-экономическими системами показателей, отражающих, прежде всего, достижение определенных социальных целей. Для построе-ния критерия эффективности деятельности социально-экономической системы, позво-ляющего в динамике оценить эффективность ее управления, целесообразно использо-вать подход, основанный на формировании порядка роста значений показателей, харак-теризующих реализацию целей развития социально-экономи-ческой системы. Разработ-ка на основе данного подхода критериев эффективности деятельности территориальной социально-экономической системы как системы с собственными интересами и как под-системы системы более высокого уровня позволяет оценить с помощью ранговых стати-стик эффективность деятельности на основе измерения динамики изменения значений показателей, входящих в соответствующий критерий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Короткевич Алексей Иванович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы интегрированной оценки эффективности деятельности народнохозяйственных комплексов территориальных систем»

УДК 65.050.9(2)

ПРОБЛЕМЫ ИНТЕГРИРОВАННОЙ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НАРОДНОХОЗЯЙСТВЕННЫХ КОМПЛЕКСОВ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ СИСТЕМ

А. И. КОРОТКЕВИЧ

Гомельский государственный технический университет имени П.О. Сухого, Республика Беларусь

Начиная с декабря 1991 года Республика Беларусь стала на путь построения независимого государства, процесс создания которого стал сопровождаться переходом к рыночной экономике. Являясь на постсоюзном пространстве своего рода «сборочным цехом», имея материало- и энергоемкую структуру общественного производства и не обладая, при этом, сколько-нибудь серьезными запасами природных ресурсов, вхождение республики в рыночные отношения привело к обострению старых и появлению новых проблем, важнейшими из которых были низкая эффективность общественного производства и несоответствие структуры народного хозяйства структуре потребления. При этом неэффективность общественного производства, с одной стороны, и его полная индифферентность к социальным ориентирам, с другой, привели к тому, что существующая экономическая система стала не в состоянии обеспечить людям нормальный для конца двадцатого века уровень жизни, которым в большинстве своем обладали не только развитые капиталистические страны, но и многие развивающиеся.

В связи с этим в 1996 году была принята программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 1996-2000 гг., основной целью которой декларировалося «переход к социально ориентированной экономике с целью повышения уровня жизни народа». Таким образом, с 1996 года Республике Беларусь надлежало реализовывать модель социально ориентированной рыночной экономики. Однако, при реализации модели социально-ориентированной рыночной экономики с целью повышения уровня жизни народа необходимо учитывать, что это возможно только в случае обеспечения высокой эффективности общественного производства. В связи с этим, возникает проблема выбора показателей для оценки эффективности управления.

Сегодня в качестве последних используются показатели, характеризующие валовые приросты (ВВП, промышленной продукции, продукции сельского хозяйства и т.д.). Подобный подход не позволяет рассматривать народнохозяйственный комплекс (НХК) с точки зрения системы жизнеобеспечения человека. Это обуславливает необходимость использования для оценки эффективности деятельности НХК показателей, характеризующих уровень и качество жизни (реальные доходы населения, обеспеченность жильем, количество заболеваний и др.). Из всей совокупности существующих показателей, характеризующих уровень и качество жизни, наиболее важным является показатель «Ожидаемая длительность жизни при рождении». Этот показатель агрегировано отражает результаты деятельности государства в области управления народным хозяйством, реально фиксирует направленность социально-экономических мероприятий, их ориентацию на удовлетворение потребностей человека. В связи с этим процесс социальной переориентации НХК предполагает переход к его управлению на основе показателей, отражающих, прежде всего, достижение определенных социальных целей.

Таким образом, важнейшим направлением осуществляемых в нашей стране преобразований должно стать усиление социальной ориентации экономического развития,

подчинение всех изменений, происходящих в структуре и механизме управления экономикой, целям удовлетворения потребностей людей. Центр тяжести в решении этих проблем в соответствии с логикой реформы должен быть перенесен на региональный уровень, т.е. туда, где эти проблемы наполняются конкретным содержанием - привязаны к запросам конкретного населения, условиям той или иной местности с учетом наличных ресурсов и реальных возможностей.

Реализация эффективного управления НХК территориальных систем невозможна без осуществления процесса стратегического управления в соответствии с поставленными целями и выбранными критериями эффективности. Это обусловлено сложностью и слабой предсказуемостью, нарастанием динамизма социально-экономических процессов, происходящих в обществе. При этом основополагающими вопросами для реализации стратегического управления являются выбор цели на любом уровне управления и возможность согласования целей различных уровней и звеньев между собой.

Выявление стратегических целей развития НХК требует сочетания собственных стратегических целей НКК и стратегических целей, устанавливаемых для них вышестоящими социально-экономическими системами (СЭС), подсистемами которых они являются. Для этого необходимо определить последовательно стратегические цели всех вышестоящих СЭС. СЭС самого высокого уровня, от которой зависит многообразие целей НХК всех уровней, является НХК республики.

Выявление стратегических целей развития народнохозяйственного комплекса возможно исходя из его рассмотрения с системных позиций. С этой точки зрения НХК можно представить как систему, на вход которой поступают разнообразные ресурсы, преобразуемые в системе, что позволяет получить на выходе необходимые полезные результаты.

Структуру НХК, исходя из ее рассмотрения с позиций системного подхода, можно представить в виде системы, состоящей из трех блоков НХК [2]:

• исходной зоны, комплексы которой объединяют НХК, обеспечивающие снабжение необходимыми для жизнедеятельности ресурсами;

• промежуточной зоны, в которой сгруппированы НХК, реализующие преобразование поступающих ресурсов в полезные результаты, необходимые для удовлетворения потребностей населения;

• замыкающей зоны, в которой сгруппированы НХК, осуществляющие удовлет-ворение общественных потребностей.

В соответствии с предлагаемым подходом народное хозяйство представляет собой систему, состоящую из отдельных блоков - народнохозяйственных комплексов. НХК -это группа структурных элементов, объединенных по признаку высокого уровня связи всей их деятельности с функцией народного хозяйства, завершенностью цикла выработки и реализации решений.

Каждая зона характеризуется теми полезными результатами, которые в ней «производятся». При условии интенсивного развития хозяйства темпы прироста полезных результатов замыкающей зоны должны превышать темпы прироста полезных результатов промежуточной зоны, которые, в свою очередь, должны опережать прирост показателей исходной зоны.

Одной из наиболее актуальных проблем совершенствования территориального управления является проблема построения интегрированного показателя эффективности деятельности НХК территориальных систем.

Для существующих подходов к проблеме измерения эффективности деятельности характерен один существенный общий недостаток - статичность измерений. Кроме того, эти подходы совершенно не учитывают тенденции развития СЭС.

Для построения критериев эффективности деятельности НХК территориальных систем целесообразно использовать подход, основанный на формировании порядка роста значений показателей, характеризующих реализацию целей развития СЭС. Более

эффективной признается деятельность, при которой порядок роста темпов прироста значений показателей, отобранных в нормативный ряд, приближается к нормативно закрепленному порядку.

Представление структуры НХК в виде совокупности комплексов исходной, промежуточной и замыкающей зон позволяет установить критерий эффективности деятельности НХК. Определение места любой СЭС в структуре НХК и выявление ее функций дают возможность сформировать структуру СЭС и найти критерий эффективности деятельности этой системы.

Выявление конкретных проблем жизнедеятельности СЭС позволяет установить структуру и построить критерий эффективности ее деятельности как системы с собственными интересами.

Таким образом, построение критериев эффективности деятельности территориального НХК требует рассмотрения его с двух точек зрения:

• как СЭС с собственными интересами;

• как подсистемы СЭС более высокого уровня, которая определяет для

рассматриваемого территориального НХК цели, вытекающие из ее потребностей.

Рассмотрение территориального НХК в виде системы предполагает определение его

функций как подсистемы системы более высокого уровня и как системы с собственными интересами и целями. Функция территориального НХК как подсистемы системы более высокого уровня выявляется в соответствии с его местом и специализацией в НХК территориальной системы более высокого уровня. Функция территориального НХК как системы с собственными интересами и целями устанавливается исходя из понимания назначения территориальной СЭС в решении социально-экономических проблем проживающего в регионе населения.

Определение функции территориального НХК дает возможность выделить показатели замыкающей, промежуточной и исходной зон НХК как системы. Выделение показателей возможно двумя путями. Первый путь предполагает выбор показателей, характеризующих реализацию функции НХК территориальной системы, подготовленными специалистами исходя из теоретических соображений. Второй путь основан на выборе показателей и построения на их основе критерия эффективности деятельности группой экспертов, интересы которых связаны с интересами развития НХК территориальной системы.

Таким образом, формирование набора и закрепления порядковых показателей промежуточной и замыкающей зон происходит по двум направлениям:

• проведение экспертного опроса и заинтересованных субъектов управления;

• исходя из теоретических соображений.

Реализацию данного подхода продемонстрируем на НХК Гомельской области. Критерий эффективности деятельности НХК Гомельской области как подсистемы системы более высокого уровня - НХК Республики Беларусь - строится исходя из требований наибольшего увеличения объемов выпуска продукции сельского хозяйства, производства товаров и оказания услуг. В замыкающей зоне этого критерия помещены показатели, характеризующие увеличение темпов прироста значений этих показателей. Выбор и закрепление набора показателей в замыкающей зоне критерия эффективности деятельности НХК Гомельской области как подсистемы позволяют определить структуру показателей промежуточной и исходной зон.

В промежуточной зоне должен осуществляться процесс преобразования ресурсов в результаты, которые нашли свое отражение в замыкающей зоне критерия эффективности. Показателями процесса преобразования могут быть: количественное выражение

численности специалистов с высшим и средним специальным образованием, стоимости ввода в действие основных фондов, а также численность основных видов скота. Выбор набора показателей и закрепление их порядка в исходной зоне осуществляется исходя из выделения наиболее важных ресурсов, поступающих на вход НХК Гомельской области. К ним могут быть отнесены количественное выражение потребленных топлива, энергии,

минеральных удобрений, металлов, а также численность населения, занятого в народном хозяйстве области.

Проектирование состава и выявление порядка закрепления показателей в соответствии с вышеописанным подходом позволяет сформировать критерий эффективности деятельности территориальной СЭС как подсистемы СЭС более высокого уровня. В соответствии с данным подходом критерий эффективности деятельности НХК Г омельской области как подсистемы НХК Республики Беларусь представлен в табл. 1.

Критерий эффективности деятельности НХК Гомельской области как ТСЭС с собственными интересами и целями строится исходя из достижения собственных социальных целей проживающего на территории Гомельской области населения. НХК Гомельской области является социальным образованием, призванным обеспечить жизнедеятельность проживающих в данном регионе людей. Отсюда основной целью функционирования и развития НХК Гомельской области как системы с собственными интересами является повышение уровня народного благосостояния, максимальное удовлетворение материальных и духовных потребностей населения, проживающего на территории области. В связи с этим в замыкающую зону критерия эффективности внесены показатели, требующие увеличения темпов прироста таких параметров, как продолжительность активной жизни, уменьшение числа заболеваний, реальные доходы населения, обеспеченность жильем.

Таблица 1

Критерий эффективности деятельности НХК Гомельской области как подсистемы НХК Республики Беларусь

Нормативный ранг движения Наименование показателя Единица измерения Зона системы

1 2 3 4

1 Прибыль по народному хозяйству млрд. руб. замыкающая

2 Производство продукции сельского хозяйства млрд. руб. -//-

3 Объем платных услуг населению через все каналы реализации млрд. руб. -//-

Продолжение таблицы 1

1 2 3 4

4 Розничный товарооборот, включая общественное питание млрд. руб. -//-

5 Производство потребительских товаров млрд. руб. -//-

6 Производство продукции промышленности млрд. руб. -//-

7 Инвестиции в основной капитал млрд. руб. промежуточная

8 Ввод в действие основных фондов млрд. руб. -//-

9 Численность специалистов с высшим и средним специальным образованием тыс. чел. -//-

10 Поголовье основных видов скота тыс. голов -//-

11 Численность населения, занятого в народном хозяйстве тыс. чел. исходная

12 Потребление электроэнергии млн.кВт.ч -//-

13 Объем видимого потребления черных металлов тыс. тонн -//-

14 Потребление минеральных удобрений (в пересчете на 100% условного топлива) тыс. тонн -//-

15 Потребление теплоэнергии млн.гкалл -//-

16 Потребление важнейших видов топлива (условного топлива) тыс. тонн -//-

Выбор и закрепление порядка показателей промежуточной зоны критерия эффективности деятельности НХК Гомельской области осуществляется следующим образом. Анализируемый НХК является типичным для Республики Беларусь и осуществляет производство и реализацию товаров и услуг. Это позволяет области проводить активную социальную политику, выражающуюся в росте значений показателей замыкающей зоны. Наибольший прирост средств для осуществления социальной политики может дать увеличение производства продукции сельского хозяйства, потребительских товаров, продукции промышленности, рост объема платных услуг населению и розничного товарооборота. Важнейшими факторами производства товаров и услуг являются активность инвестиционной деятельности и темпы обновления основных фондов, поголовья основных видов скота и наличие квалифицированных специалистов.

Обобщенным показателем промежуточной зоны критерия эффективности НХК области будет областной бюджет, который составляет материальную основу для осуществления необходимой социальной политики. При этом, величина бюджета будет напрямую зависеть от эффективности общественного производства и прибыли, получаемой по народному хозяйству области.

При построении критерия эффективности деятельности НХК Гомельской области как подсистемы системы более высокого уровня в исходной зоне использованы показатели, приведенные в табл. 1. Эти показатели и порядок их закрепления могут применяться и при построении показателей исходной зоны в данном случае, так как в отличие от рассмотренного случая показатели замыкающей зоны перемещены в показатели промежуточной зоны критерия эффективности.

Таким образом, определив состав и порядок закрепления показателей в замыкающей, промежуточной и исходной зонах можно сформировать критерий эффективности деятельности НХК Гомельской области как системы с собственными интересами и целями, который приведен в табл. 2.

Наличие критериев эффективности деятельности НХК Гомельской области как подсистемы НХК Республики Беларусь и как системы с собственными интересами и целями дает возможность оценить с помощью ранговых статистик эффективность деятельности на основе измерения динамики изменения значений показателей. Реализация данного подхода приведена в [1].

Таблица 2

Критерий эффективности деятельности НХК Гомельской области как системы с

собственными интересами и целями

Нормативный ранг движения Наименование показателя Единица измерения Зона системы

1 Ожидаемая продолжительность жизни лет замыкающая

2 Количество заболеваний с впервые установленным диагнозом на 100 чел. 1/шт. -//-

3 Реальные денежные доходы млрд. руб. -//-

4 Число семей (включая одиночек), улучшивших свои жилищные условия ед. -//-

5 Доходы бюджета области млрд. руб. промежуточная

6 Прибыль по народному хозяйству млрд. руб. -//-

7 Производство продукции сельского хозяйства млрд. руб. -//-

8 Объем платных услуг населению через все каналы реализации млрд. руб. -//-

9 Розничный товарооборот, включая общественное питание млрд. руб. -//-

10 Производство потребительских товаров млрд. руб. -//-

11 Производство продукции промышленности млрд. руб. -//-

12 Инвестиции в основной капитал млрд. руб. промежуточная

13 Ввод в действие основных фондов млрд. руб. -//-

14 Численность специалистов с высшим и средним специальным образованием тыс. чел. -//-

15 Поголовье основных видов скота тыс. голов -//-

16 Численность населения, занятого в народном хозяйстве тыс. чел. исходная

17 Потребление электроэнергии млн.кВт.ч -//-

18 Объем видимого потребления черных металлов тыс. тонн -//-

19 Потребление минеральных удобрений (в пересчете на 100% условного топлива) тыс. тонн -//-

20 Потребление теплоэнергии млн.гкалл -//-

21 Потребление важнейших видов топлива (условного топлива) тыс. тонн -//-

Результаты расчета интегральных показателей эффективности деятельности НХК Гомельской области как подсистемы НХК Республики Беларусь и как системы с собственными интересами и целями за 1993 - 2000 гг. приведены в табл. 3. и на рис. 1.

Таблица 3

Значения интегральных показателей эффективности деятельности НХК Гомельской области как системы с собственными целями (Р) и как подсистемы НХК Республики Беларусь (Р2)

Показатель Н омер периода

1 2 3 4 5

Р2 0,418 0,538 0,638 0,438 0,416

Р1 0,166 0,225 0,367 0,205 0,158

Рис. 1. Динамика значений интегральных показателей эффективности НХК Гомельской области

В результате расчета значений интегральных показателей эффективности

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

деятельности НХК Гомельской области было установлено:

• динамика значений интегральных показателей эффективности деятельности НХК Гомельской области как ТСЭС с собственными интересами и целями и как подсистемы НХК Республики Беларусь с 1993 по 2000 гг. имеет тенденцию к уменьшению, что свидетельствует о снижении эффективности управления;

• значения интегральных показателей эффективности деятельности НХК Гомельской области как ТСЭС с собственными интересами и целями во всех случаях ниже, чем соответствующие значения интегральных показателей эффективности деятельности НХК Гомельской области как подсистемы НХК Республики Беларусь. С учетом первого замечания можно сделать вывод о том, что деятельность государства в области управления НХК Гомельской области слабо ориентирована на удовлетворение потребностей человека, на повышение уровня и качества жизни народа.

• На основе результатов проведенного анализа динамики значений интегральных показателей эффективности деятельности НХК Гомельской области можно сделать вывод о необходимости пересмотра проводимой экономической политики в сторону придания ей большей социальной направленности.

Литература

1. Голуб В.А. Эффективность территориального управления. - Мн.: Вышэйшая школа, 1992.- 106 с.

2. Сыроежин И.М. Планомерность. Планирование. План: Теоретические очерки /Науч. ред. Е.З. Майминас. - М.: Экономика, 1986. - 248 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.