УДК 338.434:634 Н.Ю. Кузичева
ФОРМИРОВАНИЕ ВОСПРОИЗВОДСТВЕННОГО КОНТУРА РАЗВИТИЯ САДОВОДСТВА
НА ИННОВАЦИОННОЙ ОСНОВЕ
В статье представлена схема формирования воспроизводственного контура развития садоводства на инновационной основе, базирующаяся на авторских предложениях совершенствования мер прямых и косвенных методов государственного регулирования. Подчеркнуто повышение эффективности функционирования отрасли при условии реализации такого подхода к экономическому стимулированию наращивания объемов производства плодово-ягодной продукции.
Ключевые слова: садоводство, воспроизводственный контур, инновации, государственное регулирование, налогообложение, эффективность.
N.Yu. Kuzicheva
THE REPRODUCTION CONTOUR FORMATION OF GARDENING DEVELOPMENT
ON THE INNOVATIVE BASIS
The scheme for the reproduction contour formation of gardening development on the innovative basis which rests on author's suggestions for measures perfection of state regulation direct and indirect methods is presented in the article. The increase of the branch functioning efficiency is emphasized provided that such approach to economic stimulation of fruit and berry production volume increase is realized.
Key words: gardening, reproduction contour, innovations, state regulation, taxation, efficiency.
Устойчивое развитие садоводства на инновационной основе предполагает поддержание некоего оптимального положения отрасли во внешней среде посредством реализации совокупности мероприятий, позволяющих более полно использовать потенциал производственной системы (биологический, технологический, экономический, социальный) на принципах эффективности производства плодово-ягодной продукции и допускающих колебания социально-экономических показателей деятельности в определенной экономической зоне. Достигается это посредством сформированного вокруг нее воспроизводственного контура.
Воспроизводственный контур - это совокупность условий, направленных на непрерывное осуществление воспроизводственных процессов в отношении ресурсного потенциала сельского хозяйства (в том числе садоводства), а также допускающих и стимулирующих внедрение в широкую практику производства его продукции технологий, обеспечивающих получение дополнительного эффекта в соответствии с требованиями интенсификации на инновационной основе. Он формируется в ходе регулирующих воздействий на систему АПК и сельского хозяйства, в частности со стороны государства и рыночной среды.
Рассматривая понятие воспроизводственного контура в контексте системного подхода к его исследованию, необходимо обозначить четыре макроподсистемы, формирующие внешние и внутренние пределы полей экономического маневра сельскохозяйственных товаропроизводителей в вопросах совершенствования механизмов экономико-технологического стимулирования повышения эффективности производства сельскохозяйственной продукции. К ним относятся: подсистема государственного регулирования, силой своего влияния оказывающая воздействие на макроподсистемы более низкого уровня управления; рыночная подсистема, в которой большую силу имеют факторы экономического характера, определяемые направленностью интересов ее участников на получение дохода от хозяйственной деятельности или приобретение более стабильного положения на рыночном пространстве; ресурсная подсистема, обеспечивающая сельскохозяйственных товаропроизводителей необходимыми ресурсами; производственная подсистема - подсистема, потребляющая поставляемые ресурсы и посредством технологических операций (в данном случае
выращивания плодов и ягод) преобразующая их в готовый продукт, имеющий дополнительную стоимость, поставляемый на потребительский рынок.
Более «близкое» расположение подсистемы к внешнему контуру системы хозяйствования определяет высокое влияние на ее структурные макроединицы. В связи с этим следует признать, что совокупность мер регулирования как комплекс мер, применяемых государством для коррекции и установления основных экономических процессов развития сельского хозяйства, имеет приоритетное влияние на формирование условий нормального воспроизводства в каждой из отраслей народного хозяйства, в том числе и сельского хозяйства. Оно должно быть направлено на создание благоприятной экономической ситуации в рыночном пространстве (поддерживая баланс спроса, предложения, уровня конкуренции), стимулирование развития ресурсной подсистемы, в том числе путем реализации эффективной социальной политики на селе, формирование адекватной экономическим потребностям и интересам товаропроизводителей производственной системы. Именно комплексное наложение влияющих сил государственного регулирования на данные сферы позволяет максимизировать эффект реализации возможностей экономического маневра сельскохозяйственных товаропроизводителей. Его поле складывается из возможностей:
1) интенсификации производства сельскохозяйственной продукции (особенно в условиях высокого уровня нестабильности и несбалансированности производственных факторов), в том числе на инновационной основе;
2) формирования эффективного внутрихозяйственного механизма роста производства сельскохозяйственной продукции на основе существующей системы ценообразования;
3) использования стимулов внешнего экономического воздействия (субсидирование, налогообложение, внешнеэкономическая деятельность, информационное обеспечение).
Величины роста эффективности и целесообразности приложения результата производства к размеру прироста пространства экономического маневра для сельскохозяйственных товаропроизводителей каждого вида возможностей, формирующихся различными подсистемами, не равны между собой. Кроме того, они потенциально могут нивелировать друг друга или иметь отрицательное воздействие. Это зависит от силы и векторной направленности системы экономических интересов субъектов различного уровня, входящих в систему сельского хозяйства.
Таким образом, внешний воспроизводственный контур формирует совокупности комплекса действий государственного регулирования и экономического (рыночного) стимулирования, а внутренний ориентирован на использование побуждающего действия информационного, технологического характера, а также внутрихозяйственного механизма. В комплексе они определяют эффективность функционирования каждой производственной единицы с учетом уровня скорости ее технико-технологической, организационноуправленческой и экономической адаптации к новым условиям функционирования.
Садоводство в этом аспекте является менее гибкой отраслью сельского хозяйства в силу пространственного и временного постоянства размещения производства плодов и ягод. Несмотря на это, в системах научно-исследовательских институтов и высшего профессионального образования на протяжении не одного десятка лет сделан комплекс разработок, представляющий производственно-экономический интерес для сельскохозяйственных товаропроизводителей различных категорий хозяйствования, развивающих садоводство. Инновационный тип развития садоводства предполагает увеличение объемов производства плодовоягодной продукции на основе эффективного использования селекционно-генетических, техникотехнологических и организационно-управленческих. В частности, он предполагает: 1) внедрение в производство новых сорто-подвойных комбинаций плодовых культур, устойчивых к стрессовым и абиотическим факторам; 2) применение новой специализированной техники и высокоинтенсивных технологий выращивания садов, ягодников на основе использования оздоровленного посадочного материала; 3) развитие интегрированных схем межотраслевого взаимодействия, информационного обеспечения.
Главным условием стимулирования выбора инновационного типа развития садоводства должно стать более полное удовлетворение экономических интересов товаропроизводителями в сравнении с использованием ими традиционных методов ведения отрасли. Это может быть достигнуто путем:
1) полного использования возможности прироста эффекта привлечения дополнительных производственных факторов [1];
2) внешнего экономического побуждения к использованию прогрессивных технологий производства, хранения, переработки со стороны государства как надындивидуального субъекта хозяйствования.
Существует острая потребность в создании системы государственного стимулирования массового перехода на интенсивные инновационные технологии выращивания садов и ягодников как главного направления увеличения производства и, следовательно, обеспечения населения плодами и ягодами. Но эти меры будут иметь высокий эффект только в случае стабилизации общеэкономической ситуации.
Государственное стимулирование развития садоводства на инновационной основе представляет собой систему рычагов экономического побуждения, применяемую государством, к внедрению и эффективному использованию в производстве технологий выращивания, хранения и переработки плодово-ягодной продукции, способствующих реализации частных и общественных интересов путем производства большего объема плодов и ягод в расчете на единицу привлеченного ресурса (труд, земля, капитал). Оно, как правило, реализуется через непосредственное государственное вмешательство, имеет отраслевое, прямое и косвенное финансово-экономическое действие и реализуется в стратегической перспективе. Следует отметить, что в отношении садоводства все меры (формирование экономических отношений в хозяйственном пространстве, выравнивание экономических условий вступления в агробизнес, экономическое стимулирование развития отрасли) должны применяться в комплексе и быть ориентированы на достижение единой цели - полного удовлетворения потребностей населения в плодово-ягодной продукции по доступным для широких масс ценам. К сожалению, современные рычаги государственного вмешательства в экономические процессы развития садоводства имеют системный характер, но объем их применения ограничен и не оказывает эффективного стимулирующего воздействия на экономические интересы сельскохозяйственных организаций в развитии интенсивного садоводства.
Применяемым в практике развития садоводства всех стран главным инструментом стимулирования развития отрасли является покрытие части затрат на закладку садов и ягодников. Исследования показали, что чем выше доля участия государства в финансировании инвестиций в посадку садов и ягодников, тем более динамичное увеличение активного капитала отрасли происходит. Примером этого является Китайская Народная Республика, в которой созданы условия экономического стимулирования развития садоводства на инновационной и органической основе: среднее ежегодное увеличение площадей посадки садов (яблоневых) и ягодников (черной смородины, земляники садовой) за 1990-2010 годы составляет 6,3% (что практически в 3 раза больше, чем в России), а доля в общемировом производстве этих культур к 2010 году составила 44,6 против 2% в России. Кардинальное изменение ситуации возможно только в случае создания условий реального выравнивания экономической ситуации.
В настоящее время производство зерновых в 3 и более раз является более привлекательным, чем плодово-ягодной продукции. Это определяется более низкими инвестиционными затратами (на посев зерновых и закладку/уход за плодово-ягодными насаждениями в расчет на 1 год хозяйственного использования), различиями в уровне механизации производственных процессов (98 против 30%), влияющими на трудоемкость единицы продукции (зерна 0,9 чел-ч/ц, плодов 4,1 чел-ч/ц); качественными характеристиками продукции (при создании оптимальных условий срок хранения зерна составляет 5 лет, плодов - 9 месяцев, ягод -2-3 месяца). В связи с этим развитие садоводства возможно только при формировании алгоритма реальной экономической заинтересованности сельскохозяйственных товаропроизводителей, имеющих право получения субсидий на развитие садоводства по действующему законодательству. Необходимость соблюдения принципа экономического побуждения к участию в финансировании инвестиционных расходов в садоводстве региональных бюджетов и принципа эффективности инвестирования в отрасль при использовании разных технологий выращивания плодово-ягодных насаждений требует создания механизма государственного стимулирования ее развития с учетом экономической целесообразности применения разнообразных подходов к формированию эффективных технологических совокупностей.
Алгоритм расчета субсидий на закладку садов и ягодников по предлагаемой схеме будет включать:
1. Определение суммы компенсации сельскохозяйственным товаропроизводителям (в долях фактически произведенных затрат) с учетом качества используемого посадочного материала (табл. 1).
Таблица 1
Процент субсидирования затрат за закладку садов, в том числе маточных в питомниках, и ягодников в зависимости от качества используемого посадочного материала
Процент субсидирования затрат за закладку садов и ягодников за счет средств консолидированного бюджета, % Качественная характеристика посадочного материала (подтверждение сертификатом качества) Экономическое обоснование
75%, но не более 380 тыс. руб/га за счет федерального бюджета Оздоровленный высший сорт посадочного материала по ГОСТ Р 53135-2008 [2] Выравнивание инвестиционных затрат на закладку в сравнении с затратами на посев культур эталонной отрасли -зернопроизводства
50%, не более 40 тыс. руб/га за счет федерального бюджета Высший, 1-й сорт посадочного материала по ГОСТ Р 53135-2008 -
20%, но не более 20 тыс. руб/га за счет федерального бюджета 2-й сорт (по ГОСТ Р 531352008), несертифицирован-ный посадочный материал По сложившейся практике
В связи с тем, что расходы федерального бюджета могут значительно увеличиться и это может стать причиной дефицитного состояния портфеля отраслевых субсидий федерального уровня, целесообразно сохранить практику предварительных соглашений между регионами и Министерством сельского хозяйства РФ о покрытии части затрат на закладку садов и ягодников с одновременным увеличением верхней границы субсидий на уровне 380 тыс. руб/га.
2. Распределение затрат на выплату субсидий по бюджетам разных уровней в зависимости от качественных характеристик закладываемых садов (табл. 2).
3. Корректировка пропорций распределения затрат на выплату субсидий сельскохозяйственным товаропроизводителям в зависимости от достигнутого эффекта в системе регулирования ценообразования на ресурсы. Ее следует проводить с учетом корректировочного коэффициента, рассчитываемого по формуле
кор jp > n
где ^ор - корректирующий коэффициент распределения субсидий по разным уровням бюджетов;
IPr (index price region) - индекс соотношения цен на продукцию сельского хозяйства (плоды, ягоды) и используемые им промышленные ресурсы в регионе;
IPn (index price nation) - индекс соотношения цен на продукцию сельского хозяйства (плоды, ягоды) и используемые им промышленные ресурсы в стране.
Таблица 2
Пропорции распределения субсидий на закладку садов и ягодников в зависимости от величины процента покрытия затрат за счет средств бюджетов разных уровней
Процент субсидирования затрат за закладку садов и ягодников за счет консолидированного бюджета, % Нормативная доля покрытия субсидий на закладку садов и ягодников федерального центра, % от п.1 Нормативная доля покрытия субсидий на закладку садов и ягодников регионального уровня, % от п.1
75 75 25
50 50 50
20 50 50
Размер субсидий на закладку садов и ягодников, выплачиваемый из федерального центра, рассчитывается по формуле
$бфу ^'всего ^бфу ^ ~ ^кор ) 1
где Эбфу - субсидии на закладку садов и ягодников, выплачиваемые за счет бюджета федерального уровня, тыс. руб.;
Sвсего - субсидии на закладку садов и ягодников, выплачиваемые за счет бюджетов разных уровней, тыс. руб.;
Обфу - доля субсидий в общей сумме покрытия части затрат на закладку садов и ягодников за счет федерального бюджета, %.
S = D-C
всего закл ’
где D - доля затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей на закладку садов и ягодников, подлежащая субсидированию за счет бюджетов разных уровней, %;
Сзакл - затраты (cost) на закладку садов и ягодников - всего, тыс. руб.
Размер субсидий на закладку садов и ягодников, выплачиваемый из бюджета регионального уровня, рассчитывается по формуле
S = S — S
бру всего бфу 1
где Эбру - размер субсидий на закладку садов и ягодников, предоставляемый за счет бюджета региональ-
ного уровня, тыс. руб.
Соответственно, если значение корректирующего коэффициента меньше единицы, пропорционально увеличиваются расходы федерального центра на субсидирование части затрат на закладку садов и ягодников; если больше - возрастают расходы регионального бюджета; если равны единице - распределяются по нормативным пропорциям, представленным в таблице 2. Расчет величины субсидий на закладку садов, ягодников кустарниковых насаждений и питомников плодовых и ягодных культур по применяемой и предлагаемой методикам представлен в таблице 3.
В целом данная методика позволяет стимулировать:
• регионы к стремлению более эффективно регулировать ценообразование на производственные ресурсы, применяемые в сельском хозяйстве (садоводстве);
• сельскохозяйственных товаропроизводителей плодово-ягодной продукции к использованию высокоинтенсивных технологий выращивания садов и ягодников на инновационной основе, что при условии соблюдения технологической дисциплины позволит повысить эффективность производства плодов и ягод;
• организации, производящие посадочный материал плодовых и ягодных культур для товарных хозяйств, в целях наращивания объемов его выращивания по инновационным технологиям с использованием оздоровленного материала в маточниках клоновых подвоев.
В свою очередь, это требует организации тесного сотрудничества с центрами по оздоровлению и первичному размножению клонов плодовых и ягодных культур при профильных институтах садоводства по вопросам приобретения исходного посадочного материала. Таким образом, эволюционно будет формироваться система садоводства регионов, включающая все звенья производства промежуточного и конечного продукта отрасли, сферы науки, производства фондов и продукта, а также консервные заводы как замыкающий элемент переработки.
Недостатком применения этой методики расчета субсидий затрат на закладку садов и ягодников можно назвать возникающую отсрочку платежей по ее покрытию до момента определения индексов цен на сельскохозяйственную продукцию (плоды, ягоды) по региону и стране. Распределение субсидий, предоставляемых из бюджетов разных уровней на финансирование уходных работ, предлагается осуществлять по аналогичной методике.
26
Таблица 3
Величина субсидий за закладку садов, ягодников кустарниковых насаждений и питомников плодовых и ягодных культур в некоторых регионах России,
рассчитанная по предлагаемой методике государственного регулирования развития садоводства
Применяемая методика государственного стимулирования развития садоводства Предлагаемая методика государственного стимулирования развития садоводства
Регион Ставка субсидий на закладку садов, ягодников кустарниковых, питомников, тыс. руб. Доля субсидий в затратах (нормативных) на закладку садов, ягодников кустарнико- Нормативные затраты на закладку садов, ягодников кустарниковых насаждений, питомников, руб. Субсидии на закладку садов, ягодников кустарниковых насаждений, питомников, выделяемые из федерального бюджета, % от затрат
выплачиваемая из федерального бюджета выплачиваемая из регионального бюджета вых насаждений, пи-томников,% 75 50
сад трад. сад интен- сад трад. сад интен- сад трад. сад интенсив. сад трад. сад интенсив. сад трад. сад интенсив. сад трад. сад интен-
типа сив. типа типа сив. типа типа типа типа типа типа типа типа сив. типа
Белгородская область 35,5 138,3 13,7 53,2 34,6 31,4 142,2 610,7 160,0 372,6 71,1 165,6
Воронежская область 35,5 138,3 5 15 28,5 25,1 142,2 610,7 74,5 320,1 31,1 142,3
КабардиноБалкарская Республика 35,5 138,3 30 61,7 46,0 32,7 142,2 610,7 69,3 297,7 30,8 132,3
Саратовская область 35,5 138,3 30 30 46,0 27,6 142,2 610,7 78,3 336,0 34,8 149,3
Ставропольский край 35,5 138,3 35,5 8,3 49,9 24,0 142,2 610,7 81,1 348,3 36,1 154,8
Тамбовская область 35,5 138,3 10 30 32,0 27,6 142,2 610,7 81,6 350,1 36,2 155,6
Тульская область 35,5 138,3 6,5 25,6 29,5 26,8 142,2 610,7 80,8 347,0 35,9 154,2
Ульяновская область 35,5 138,3 17,7 17,7 37,4 25,5 142,2 610,7 86,4 370,9 38,4 147,2
В среднем 35,5 138,3 18,6 30,2 38,0 27,6 142,2 610,7 89,0 342,8 39,6 162,7
гіїтжоноиє
Нивелирование возможности территориального перемещения садоводства из регионов зон товарного садоводства, которые обладают благоприятными природно-климатическими условиями, в зоны, где отрасль исторически была ориентирована лишь на удовлетворение внутрирегиональных потребностей, может быть достигнуто через организацию открытых конкурсов среди сельскохозяйственных организаций, претендующих на возмещение части капитальных затрат в садоводстве. При этом критериями отбора должны служить урожайность плодов и ягод, а также себестоимость производства единицы веса плодово-ягодной продукции. Результат - более высокая бюджетная эффективность проектов развития отрасли.
Возрастающая роль в условиях вступления России во Всемирную торговую организацию принадлежит инструментам косвенного государственного регулирования развития сельского хозяйства и садоводства в частности (налогообложение, кредитование, страхование). Каждый из них должен иметь стимулирующую направленность увеличения объемов производства на условиях повышения его эффективности.
Современные схемы уплаты налогов сельскохозяйственными организациями носят благоприятный характер. Доля сельского хозяйства в структуре налоговых поступлений в бюджетную систему России в 2011 году составила 24,4%, что на 11,3% больше, чем в 2008 году. Следует отметить, что налоговые платежи от производства продукции садоводства составили в 2011 году 9,7 млрд руб., что в структуре налоговых поступлений от сельского хозяйства составило 16,4%.
Добровольность выбора и перехода на уплату единого сельскохозяйственного налога позволила повысить налоговую дисциплину сельскохозяйственных товаропроизводителей вследствие снижения собственно налоговой нагрузки на агробизнес и упрощения системы ведения бухгалтерского учета в организациях.
В системе налогообложения сельскохозяйственных товаропроизводителей в России в дальнейшем следует проводить политику снижения величины налоговой нагрузки до минимального уровня (6-8% совокупных затрат), позволяющего нивелировать ряд экономических негативных моментов. К ним относятся:
• относительно небольшие объемы производства плодово-ягодной продукции (в расчете на 1 хозяйство);
• малодоходность агробизнеса;
• высокая затратность аграрного производства и его капиталоемкость.
Кроме того, следует отметить, что фискальная система должна создавать обстановку большего благоприятствования аграрному сектору экономики, стимулируя рост его эффективности. Для этого целесообразно предусмотреть в налоговом законодательстве специальные льготные условия налогообложения. Особое значение это будет иметь для садоводства России. К ним можно отнести:
• бюджетную компенсацию налоговых платежей на прирост инвестиций;
• пролонгацию налоговых платежей на прирост капиталовложений на период завершения инвестиционного процесса.
Следует отметить, что отдаленность момента получения экономического эффекта от государственных вложений в садоводство и длительность периода, в течение которого будут производиться налоговые поступления от доходов отрасли, обуславливают необходимость использования комплексного подхода к расчету коэффициента бюджетной эффективности, сочетающего ретро и перспективные коэффициенты корректировки экономических величин. В связи с этим при расчете данного показателя был использован авторский вариант методики расчета.
В формульном виде коэффициент бюджетной эффективности налогообложения садоводства имеет
вид
где kbe - коэффициент бюджетной эффективности (budgetary efficiency);
PV(D) - дисконтированная стоимость налоговых поступлений (due), млн руб.;
DV(s) - дефляторная стоимость субсидий (subsidy), то есть стоимость субсидий, произведенных в i-м году (i=0), приведенная к стоимости года, проведения оценки эффективности бюджетной эффективности субсидирования инвестиций в закладку садов.
к PV{D) Ъе DV(S)'
где D(due) - совокупные налоговые платежи, млн руб.; г - индекс дисконта, доли;
N - период хозяйственного использования сада, лет.
п
г-0
где Si=o - сумма субсидий на закладку садов и ягодников, млн руб.;
IDi - индекс-дефлятор (факт), доли;
i- год финансирования;
п - количество лет до вступления в плодоношение сада, заложенного в ьй год, где i=0 - начальный
год.
По оценке, на основании приведенной методики расчета бюджетной эффективности субсидирования части затрат на закладку садов, наибольшее значение коэффициента бюджетной эффективности наблюдалось в 2008 году, наименьшее - в 2009 году. С учетом внедрения предлагаемых мер по совершенствованию налоговой системы, применяемой в сельском хозяйстве, величина этих значений будет на 0,6-1,0 ед. выше, что свидетельствует о больших значениях налоговых поступлений в расчете на единицу государственных вложений в отрасль, что, в свою очередь, может быть достигнуто только при увеличении производства плодовой продукции.
В таблице 4 приведен расчет эффективности производства плодов с учетом предложений по совершенствованию воспроизводственного контура садоводства. Он наглядно показывает, что их применение позволит снизить финансовую нагрузку при формировании текущих затрат на производство плодов семечковых культур по интенсивной технологии (на слаборослых подвоях) на 21,7%, что будет являться основанием для повышения уровня рентабельности производства этой продукции на 47%. Кроме того, внешний воспроизводственный контур может включать и косвенный эффект от агрострахования, выраженный в сохранении ресурсной базы в случае наступления критических условий функционирования садоводства.
Таблица4
Эффективность производства плодов с учетом предложений по совершенствованию воспроизводственного контура садоводства
Показатель Нормативное значение показателя при сохранении современных финансовых мер государственной поддержки развития садоводства Суммарный эффект предлагаемых мер государственной поддержки развития садоводства Отношение (отклонение) п.3 к (от) п.2, %
Урожайность плодов, ц/га 260,0 260,0 100,0
Затраты на производство плодов, всего,
тыс. руб/га 151,4 118,6 78,3
В т.ч. оплата труда с начислениями: 26,3 26,3 100,0
удобрения 5,8 5,8 100,0
средства защиты 19,4 19,4 100,0
амортизация 78,4 48,5 61,9
работы и услуги 0,5 0,5 100,0
общепроизводственные и общехозяйствен-
ные расходы 8,1 8,1 100,0
прочие 13,0 10,0 77,0
Затраты на производство 1 ц плодов, руб/га 582,5 456,1 78,3
Полная себестоимость 1 ц плодов, ц/га 652,4 510,9 78,3
Цена от реализации 1 ц плодов, руб. 1107,2 1107,2 100,0
Прибыль от реализации плодов, тыс. руб/га 118,3 155,0 131,1
То же в расчете на 1 ц плодов, руб. 454,8 596,3 131,1
Уровень рентабельности, % 69,7 116,7 47,0
В целом предлагаемые меры совершенствования воспроизводственного контура садоводства должны быть направлены на оптимизацию финансовой нагрузки на сельскохозяйственные организации, специализирующиеся на производстве плодов и ягод с целью их побуждения к увеличению производства плодовоягодной продукции с применением высокоинтенсивных технологий выращивания садов и ягодников на инновационной основе. Это позволит создавать достаточные фонды для инвестиционной и производственной составляющих воспроизводственного цикла отрасли, а также будет способствовать повышению заинтересованности сельскохозяйственных товаропроизводителей в развитии отечественного садоводства.
Литература
1. Глазьев С.Ю. Интеллектуальная рента теснит природную. - URL: http://www.glazev.ru/edinom/2413 (дата обращения: 20.03.2011).
2. Национальный стандарт Российской Федерации. Посадочный материал плодовых, ягодных, субтропических, орехоплодных, цитрусовых культур и чая. Технические условия. - URL: http://tehnorma.ru/gosttext/gost/gostdop_838.htm (дата обращения: 4.04.2012).