И. КУЛИКОВ, академик РАСХН
СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПЛОДОВО-ЯГОДНОГО ПОДКОМПЛЕКСА АПК
Садоводство, как уникальная отрасль сельского хозяйства, играющая важную роль в его экономике, в обеспечении человека ценнейшими, незаменимыми продуктами питания, находится в сложных условиях переходного периода.
Несмотря на определенные позитивные тенденции в производстве плодово-ягодной продукции за 2001-2007 гг. в сравнении с показателями 1991-2000 гг. (урожайность насаждений, валовой сбор, качество продукции), в целом нынешнее состояние развития садоводства не отвечает ни потребностям населения в этой продукции, ни возможностям страны в удовлетворении этих потребностей за счет отечественного производства, прежде всего, в специализированных крупных хозяйствах. Сельхозпредприятиями в которых имеются лучшие возможности вести интенсивное промышленное производство, использовать достижения научных и опытных учреждений в садоводстве, производится менее 1/5 не всегда высококачественной продукции отрасли, причем экономическое положение этих хозяйств остается крайне неблагоприятным.
Между тем прогресс в развитии плодово-ягодного подкомплекса АПК в современных условиях, связанных с становлением системы рыночных отношений, лежит на пути достижения высокой степени конкурентоспособности отечественной продукции. Это возможно только на основе повышения экономической эффективности и устойчивости производства, прежде всего непосредственно садоводства. При всем несовершенстве действующего рыночного механизма экономических отношений в АПК необходимо признать, что эти отношения стали безальтернативной реальностью и стержнем новой аграрной политики.
Теперь товаропроизводителям приходится уже на деле работать в условиях полного хозрасчета и самофинансирования, а это возможно лишь на основе эффективного хозяйствования при необходимой целенаправленной активной государственной протекционнистской поддержке.
Соответственно, требуются и новые подходы к исследованию воспроизводственного процесса в аграрном производстве любой его специализации и в рамках межотраслевых подкомплексов АПК, в данном случае, плодово-ягодного. Необходимы соответствующие организационные и технологические решения на местах, такие изменения в социальной структуре и системе управления, которые бы согласовывались с закономерностями рыночного организационно-экономического механизма. Из этого следует, что при решении проблемы устойчивого развития садоводства и всего плодово-ягодного подкомплекса нужно опираться на общие, принятые в мировой практике принципы построения этого механизма, на рыночные стимулы повышения показателей эффективности производства и его устойчивости.
Научно-методические и прикладные вопросы исследования устойчивости сельскохозяйственного производства, межотраслевых подкомплексов АПК, включая плодово-ягодный, в дореформенный период и в современных условиях отражены в публикации многих экономистов-аграрников. Однако, во-первых, подход к изучению этой основополагающей в экономической науке проблемы с позиций закономерностей рыночного хозяйства не всегда последовательно выдерживается, и во-вторых, сами разработки проблемы ограничены по их «удельному весу» в научных исследованиях по садоводству. В имеющихся специальных работах, научных отчетах институтов, научно-производственных, опытных учреждений, разрабатывающих весь комплекс проблем устойчивого развития плодово-ягодного хозяйства в стране, акценты делаются на селекционных, агротехнических, технологических и других, преимущественно прикладных аспектах этого развития, часто без необходимых всесторонних обоснований в части экономической эффективности с широких народнохозяйственных позиций. Недостаточно глубоко используется современная методическая база исследования устойчивости в самом производстве, а также на микроуровне плодово-ягодного подкомплекса в рамках соответствующего организационно-экономического механизма. На эффективности последнего сказываются сохранившиеся с советских времен экономически и социально несостоятельные представления о сельском хозяйстве как
доноре для решения других общенациональных проблем страны. Негативные последствия таких представлений испытывают на себе практически все структуры плодово-ягодного подкомплекса.
В современных условиях создаются предпосылки для устойчивого развития плодово-ягодного подкомплекса АПК как сложной сбалансированной динамической социально-экономической и биологической системы. При этом методические подходы к выявлению и раскрытию сущности исследуемой проблемы определяются во многом теорией устойчивости социальных и органических систем. Под экономической устойчивостью понимается свойство сложной экономической системы
- предприятия, группы предприятий, региона, страны - восстанавливать ранее заданные параметры или достигать нового качества с лучшими параметрами за счет использования системных решений. Формирующаяся система экономической устойчивости развития плодовоягодного подкомплекса АПК России должна опираться на новый механизм хозяйствования, складывающийся во многом в ходе реализации национального проекта «Развитие АПК» и «Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 гг.».
Непосредственная зависимость плодово-ягодного подкомплекса АПК от природных факторов с неизбежностью диктует жесткие требования к методам управления, планирования, прогнозирования, маркетинга, инновационного проектирования и бизнес-планирования. Комплексное использование многообразия всех этих требований предопределяет устойчивость развития подкомплекса.
Отклонение параметров системы от равновесия и постоянное балансирование заданных параметров - это проявление динамических характеристик в изменяющейся среде, и это во многом определяется взаимодействием данной системы со средой и внутренней динамикой системы. Экономические системы в АПК, в частности, плодово-ягодный подкомплекс - это отрытые системы, в значительной степени, зависящие от многих природных и социально-экономических факторов.
Если посмотреть на проблему в целом то, очевидно, что организационно-производственные структуры сельского хозяйства и их подразделения могут функционировать устойчиво только на базе развитых основ самоуправления, на базе учета динамичной природно-экономической обстановки, и корректирования ее через систему мер государственной поддержки. Оптимизируя структуру элементов сложной системы АПК, их пропорции и качественные характе-
ристики - соотношение ресурсов и планов производства, рабочей силы и средств про-извсдства - можно получить эффект достижения устойчивости развития.
В плодово-ягодном подкомплексе эффект «повышения устойчивости» проявляется на длительных промежутках времени и увязывается со скоростью воспроизводства основных ресурсов:
• генетического потенциала плодово-ягодных культур - от 1 года до десятка лет;
• гумуса и питательных веществ в почве - несколько десятков лет;
• трудовых ресурсов - молодежь до трудоспособного возраста- 15-17 лет;
• новой техники - от 4-5 лет до 20-25 лет.
В соответствии с иерархией производственных систем на уровнях «хозяйство - район - регион - государство» в контексте экономической устойчивости развития плодово-ягодного подкомплекса АПК России можно выделить следующие виды экономической устойчивости воспроизводства подкомплекса:
• устойчивость воспроизводства валового внутреннего продукта;
• устойчивость производственных отношений, включая динамическое развитие отношений собственности;
• устойчивость производства плодов и ягод для населения страны и нужд перерабатывающей промышленности;
• устойчивость эквивалентного межотраслевого обмена;
• устойчивость инвестиций в основной капитал;
• устойчивость поддержания, развития и защиты экономических
интересов занятых в подкомплексе работников, устойчивость кадрового
обеспечения;
• устойчивость воспроизводства почвенного плодородия.
Плодово-ягодный подкомплекс АПК - важнейший сектор национальной экономики, который призван обеспечить потребности населения плодами, ягодами по доступным ценам и в широком ассортименте. Здесь, по сравнению с другими отраслями, стоят более сложные задачи не только в необходимости произвести продукцию, но и как можно полнее ее сохранить, переработать в высококачественные продукты питания с биологически активными веществами - витаминами, макро- и микроэлементами, органическими кислотами, сахарами.
При значительном импорте плодов и ягод, а в 2007 г. было закуплено 3,4 млн. тонн на сумму 37 млрд. руб., потребление их на душу населения отстает от показателей многих зарубежных стран. При научнообоснованной медицинской норме потребления 130 кг в год на человека
в России эта норма удовлетворяется на 20% - 25%, почти 2/3 потребляемых фруктов - импорт. Одна из причин такого положения состоит в том, что за последние годы площади, валовой сбор и урожайность плодово-ягодных насаждений продолжали сокращаться, что свидетельствует о неустойчивости развития садоводства (табл. 1).
Таблица 1
Площади, валовой сбор и урожайность плодово-ягодных Насаждений в Российской Федерации
Наименование В среднем за год 2006 2007 2007 г. в % к
1996- 2000 2001- 2005 2006 2001- 2005
Хозяйства всех категорий
Всего насаждений, тыс. га 918,0 894,6 879,5 853,5 97,0 95,4
в том числе: В плодоносящем возрасте 743,3 754,6 742,1 720,1 97,0 95,4
Валовой сбор, тыс. ц. 27146,3 32558,6 33763,7 29374,0 87,0 90,2
Урожайность, ц с 1 га 36,2 42,7 44,9 40,1 89,3 93,9
Сельскохозяйственные организации
Всего насаждений, тыс. га 286,8 226,4 206,8 184,5 89,2 81,5
в том числе: в плодоносящем возрасте 224,7 184,2 163,9 143,1 87,3 77,7
Валовой сбор, тыс. ц 4402,1 4446,0 4980,8 3166,5 63,6 71,2
Урожайность, ц с 1 га 19,2 24,2 30,0 22,0 73,3 90,9
Несмотря на сокращение площадей и валовых сборов плодовоягодных культур в сельскохозяйственных организациях, а также на высокую трудоемкость их выращивания, производство плодов и ягод в них в целом экономически эффективно. Уровень рентабельности производства плодов и ягод в среднем за последние 5 лет составил 22%, причем в сельскохозяйственных организациях производство плодов более экономически эффективно, чем производство ягод. В 2007 г. уровень рентабельности производства плодов был на 53% выше, чем ягод. Это связано с тем, что урожайность плодов была в 1,9 раза выше, а затраты труда в расчете на 1 т продукции в среднем в 3,4 раза ниже, чем у ягод.
Поэтому особое внимание со стороны органов управления АПК должно уделяться именно производству ягод, сокращение площадей и валовых сборов которых по сравнению с плодовыми деревьями происходит гораздо более быстрыми темпами.
Сокращение площадей и валовых сборов плодово-ягодных культур в значительной мере предопределило неустойчивость деятельности перерабатывающей промышленности. В 2007 г. производство плодово-ягодных консервов составило - 27,1 и 16,4% соответственно к уровню 1970 и 1990 гг. (табл.2).
Таблица 2
Производство основных видов плодово-ягодной продукции в перерабатывающей промышленности Российской Федерации
Продукция 1970 1980 1990 2000 2007 2007, в % к
1970 1990
Соки фруктовые, муб. 312 334 1131 705 5386 1726 476
Фрукты сушеные, тонн 3989 1672 2116 238 100 3 4
Консервы плодовоягодные, муб. 535 584 886 114 145 27 16
В 2007 г. производство плодово-ягодных консервов в целом по Российской Федерации, увеличилось по сравнению с уровнем 2000 г., на 27%. Такой рост в значительной степени связан с поставками по импорту концентрированных продуктов. Неоправданной является тенденция к снижению производства сушеных фруктов. Например, в Германии детям в дошкольных и школьных учреждениях вместо чипсов в рационе питания предусматривают наличие сушеных фруктов.
В настоящее время к производителям готовых к употреблению соков, нектаров и сокосодержащих напитков относятся четыре компании: ЭКЗ «Лебедянский», «Мултон», «Вимм-Биль-Данн» и «Нидан-Фудс».
Анализ показывает, что производство консервной плодово-ягодной продукции снизилось из-за жесткой конкуренции со стороны импортеров аналогичных товаров, которые продолжают поставки по демпинговым ценам, зачастую низкого качества. Так, импорт яблок в 2007 г., по сравнению с 2000 г., увеличился в 3.3 раза, фруктовых соков - в 2,2 раза.
Экономическая эффективность плодоводства характеризуется системой многочисленных натуральных и стоимостных показателей, тесно связанных
между собой, которые отражают специфику и раскрывают отдельные стороны производства. При анализе факторов эффективности производства плодов и ягод их можно сгруппировать в три блока: факторы сада, факторы инфраструктуры и социально-экономические факторы (рис. 1).
Факторы эффективности производства плодов и ягод
Использование пород и сортов на слаборослых клоновых подвоях
Размещение насаждений в оптимальных экологических условиях
Использование качественного посадочного материала
Компактная формировка кроны и стабилизация плодоношения
Система почвосодержания, обеспечение минеральным питанием и влагой
Своевременная реконструкция насаждений, замена устаревших новыми на основе севооборотов
Интегрированная система защиты от вредителей и болезней
Механизация возделывания плодово-ягодных культур на основе последних достижений в области энерго- и ресурсосбережения
Развитие транспортных средств, дорожной сети
База и уровень инновационных
технологий хранения
Внедрение в производство инновационных методов переработки плодово-ягодной продукции, выпуск новых ее видов и импорт экспериментальных передовых образцов
Стоимость и доступность энергетических ресурсов и материалов
Рыночная инфраструктура
Форма собственности, организационноправовая форма
Кредитная и налоговая
политика государст-
Система ценообразования на средства производства
Трудовые ресурсы и их квалификация
Организация труда и материальное стимулирование
Кооперация и агропромышленная интеграция
Маркетинг
Рис. 1.
Среди факторов эффективности производства плодов и ягод наиболее значимыми для сельскохозяйственных организаций подкомплекса
49
являются, внедрение в производство инновационных методов переработки плодово-ягодной продукции, выпуск новых ее видов; своевременная реконструкция насаждений; кооперация и агропромышленная интеграция сельскохозяйственных плодоводческих организаций.
При определении устойчивости развития плодово-ягодного подкомплекса мы исходим из характерных взаимосвязей следующих основных процессов: «производство - доставка - переработка - распределение - потребление». На основе предложенного концептуального подхода, устойчивость плодово-ягодного подкомплекса АПК рассматривается как такое развитие его экономики, которое позволяет, с учетом воздействия внутренних и внешних, макроэкономических факторов, обеспечить интенсификацию производства при минимальных колебаниях от равновесного уровня, лага времени по годам и сезонам с целью удовлетворения спроса на плодово-ягодную продукцию, обеспечения расширенного воспроизводства, роста уровня и качества жизни населения, поддержания экологической безопасности.
Устойчивое, динамичное развитие плодово-ягодного подкомплекса АПК в современных условиях оказывает позитивное воздействие на общую динамику агропродовольственной системы, улучшает качество питания. При решении проблем устойчивого развития отраслей подкомплекса необходимы: совершенствование организационно-
экономического механизма хозяйствования, формирование современной материально-технической базы, развитие кооперации и интеграции, оптимизация рынка. Важным также является обоснованное регулирование внешнеэкономических отношений, разработка и освоение эффективных, экологически безопасных технологий, создание необходимых социальных условий работникам.
Основываясь на указанных системообразующих факторах, обусловливающих устойчивое развитие плодово-ягодного подкомплекса АПК, системном анализе наиболее важных элементов устойчивости, выявлении роли экономического механизма, развитии интеграционных процессов и их моделирования, повышении роли управления в регулировании организационно-экономических процессов, можно выделить пять основных блоков, определяющих устойчивое развитие подкомплекса: ресурсные; экономические; организационные; политические; правовые.
Анализ показывает, что удорожание материально-технических ресурсов и энергоносителей привели к резкому сокращению обмена пло-
50
дово-ягодной продукцией на межрегиональном уровне. Обозначились тенденции к снижению уровня территориальной специализации и кооперации.
Снижение объемов производства, старение основных фондов предопределило ухудшение финансового положения предприятий. В сельском хозяйстве в 1990 г. было 3% убыточных сельскохозяйственных предприятий, в 2007 г. их доля увеличилась до 42%. Все это требует создания макроэкономических условий, способствующих устойчивому и конкурентоспособному развитию садоводства и сельскохозяйственного производства в целом.
Государственная поддержка аграрного сектора экономики США, Канады и стран Европейского союза дает свои позитивные результаты. На основе интенсификации производства в США среднегодовое потребление фруктов превышает уровень Российской Федерации в 2,4 раза, в Канаде - в 2,8 раза.
В решении задач устойчивого развития предприятий плодовоягодного подкомплекса АПК важное место принадлежит активизации инвестиционных процессов, направленных на интенсификацию производства плодово-ягодной продукции. Увеличение инвестиций на основе разработки и внедрения высокоэффективных инновационных проектов
- один из ведущих факторов повышения устойчивости развития производства, основанного на единовременном вложении средств, ориентированных на расширение производства, получение прибыли, насыщение рынка плодово-ягодной продукцией.
Активизация инновационных процессов в плодово-ягодном подкомплексе АПК поддерживается практической деятельностью различных правительственных органов, подготовивших в последние годы ряд законодательных актов по этой проблеме. В частности, приняты Федеральный закон «Об инновационной деятельности и о государственной инновационной политике». Федеральный закон «О науке и государственной научно-технической политике».
Все проекты, связанные с глубокой переработкой плодов и ягод, являются высокорентабельными. При внедрении высоких технологий определены лучшие условия сохранения естественных и органолептических свойств плодов и ягод. Например, бизнес-план по производству быстрозамороженных ягод, требует для своей реализации кредита в размере 750 тыс.руб. под 20% годовых. Согласно проведенным расчетам,
при полном погашении кредита прибыль от проекта составит 350 тыс.руб. на первом и последующих годах реализации проекта.
Глубокая переработка плодов и ягод в больших объемах производится во многих странах мира. В последние годы в Австрии, Болгарии, Германии, Дании, Швеции наряду с традиционным способом переработки плодов и ягод, широкое распространение при производстве сока получает комплексная переработка сырья с применением диффузионных процессов. Сущность способа заключается в выщелачивании водой экстрактивных веществ из плодово-ягодной мезги при максимальном извлечении растворимых сухих и ароматических веществ.
Для получения диффузионных соков плодово-ягодные выжимки (2550% отхода при производстве натурального сока) экстрагируют в экстракторе непрерывного действия. По содержанию сахаров, органических кислот, а также минеральному составу диффузионные соки соответствуют натуральным сокам, красящих веществ в них в два-три раза больше. Общий выход сока в пересчете на исходное сырье в среднем составляет 82-85%, что на 15-20% больше, чем при переработке ягод по традиционной технологии с использованием гидравлических прессов.
Диффузионные соки являются многоплановыми полуфабрикатами для промышленного производства консервов. Их используют в качестве заливы ягод и плодов, основы для приготовления сиропов, ими улучшают вкус готовых продуктов, корректируя расход сахара, применяют для обогащения консервов биологически активными веществами. Глубокая переработка плодов и ягод и другие инновации в указанных странах достигаются благодаря растущим инвестициям.
В России за 1990-2007 гг. объемы инвестиций в сопоставимых ценах в сельское хозяйство сократились более чем в 10 раз. Если в 1990 г. удельный вес их в экономике страны составлял 16%, то в 2007 г. сократился до 4%, в основных фондах, соответственно, с 11 до 4%. Произошли коренные изменения в структуре инвестиций по источникам финансирования (табл. 3).
Таблица3
Структура инвестиций в основной капитал России в сельском хозяйстве по источникам финансирования, %
Источники финансирования 1990 1995 1999 2000 2001 2005 2007
Все источники финансирования 100 100 100 100 100 100 100
из них: собственные средства предприятий и организаций 56 63 60 74 75 67 68
средства федерального бюджета 17 9 3 9 7 5 4
средства бюджетов субъектов федерации и местных бюджетов 14 12 3 10 7 4 4
привлечение средств инвесторов 13 16 34 7 11 24 24
За 1990-2007 гг. доля инвестиций из собственных средств увеличилась с 56 до 68%. Более чем в 4 раза сократилась доля федерального бюджета, в 3 раза - средств бюджетов субъектов федерации и органов местного самоуправления. На конец 2007 г. полная учетная стоимость основных фондов составила 1,2 трлн.руб., их удельный вес в стоимости основных фондов России снизился с 11 до 4%. Коэффициент обновления основных фондов в сельском хозяйстве снизился с 8 до 3% , выбытия возрос с 3 до 4%, степень износа достигла 46%.
Аналогичное положение и в промышленности, перерабатывающей сельскохозяйственное сырье, в том числе плоды и ягоды. Здесь коэффициент обновления основных фондов снизился с 9 до 4%. Коэффициент выбытия, соответственно, возрос с 3 до 7%, степень износа достигла 58%.
Снижение активизации инвестиционных процессов оказало негативное влияние на оснащенность сельскохозяйственного производства средствами механизации. За 1990-2007 гг. количество тракторов у сельскохозяйственных товаропроизводителей уменьшилось в 2,8 раза. При средней нормативной нагрузке 70 га на один трактор, фактически она составляет более 150 га. Аналогичные изменения произошли и в садоводстве.
Основными элементами инвестиционной политики в плодовоягодном подкомплексе АПК следует считать: финансовое оздоровление товаропроизводителей; выбор конкурентоспособных инновационных проектов на конкурсной основе; ориентация товаропроизводителей на быструю отдачу затрат финансовых ресурсов; учет достижений научнотехнического прогресса.
К основным объектам, имеющим приоритетное значение, следует отнести: строительство, реконструкцию и модернизацию производственных мощностей; техническое перевооружение производства при
53
возделывании плодово-ягодных культур; строительство и реконструкцию мелиоративных сооружений; закладку новых эффективных садов, ягодников и других многолетних насаждений.
Определение объемов инвестиций должно основываться на разработке целевых проектов устойчивого развития предприятий с учетом их финансового состояния и маркетинговых исследований рынка плодово-ягодной продукции.
Из всего комплекса мер, обеспечивающих повышение уровня устойчивости развития плодово-ягодного подкомплекса АПК, особое значение имеет активизация инновационных процессов, которые рассматриваются нами как система превращения научных разработок в новые эффективные технологии и другие достижения для непосредственного использования. Исследования, в частности, проводимые во Всероссийском селекционно-технологическом институте садоводства и питомни-ководства Россельхозакадемии, показывают, что за счет наиболее полного использования биологического потенциала основных сортов яблонь, груш и вишен их продуктивность можно повысить на 25-30%.
Перспективной по уже имеющимся разработкам является модель организационной структуры управления инновационно-инвестиционными процессами, в которой предусмотрено, что основным звеном в ней должны быть научные учреждения и вузы, координирующие свою работу через центры научного обеспечения республик, краев и областей с выходом на научно-производственные системы, селекционные центры, опытно-и учебно-производственные хозяйства. Это позволит системно развивать следующие направления инновационной деятельности:
• селекция и интродукция плодовых и ягодных культур;
• создание банка генетических ресурсов плодовых и ягодных культур в целях практического использования в селекции, производстве и для межгосударственного обмена;
• разработка и усовершенствование технологий производства, хранения и переработки плодов и ягод;
• диагностика вирусных и вирусоподобных патогенов и создание базовых коллекций безвирусных растений;
• разработка и усовершенствование технологий и производство оздоровленного посадочного материала плодовых и ягодных культур;
• селекционное улучшение племенных и продуктивных качеств пчел;
• разработка государственных национальных стандартов на посадочный материал, сырье плодовых и ягодных культур и продукты их переработки;
• разработка научных и экономических прогнозов и комплексных программ по развитию плодоводства и пчеловодства в России;
• проектирование и закладка садов и ягодников;
• осуществление патентно-лицензионной и изобретательской работы, проведение широкой пропаганды результатов научных исследований путем информационной, рекламной и издательской деятельности.
Исследования показывают, что основными условиями активизации инновационных процессов следует считать:
• формирование четкого экономического механизма функционирования рынка научно-технической продукции, механизма экономического стимулирования инноваций;
• повышение качества и эффективности научно-технической продукции;
• экономическая поддержка науки со стороны государства, достаточно высокий уровень материально-технического обеспечения научных и внедренческих структур;
• развитие маркетинга, информационно-консультационной службы, рекламы и пропаганды научных достижений и научно-технической продукции, организация выставок, аукционов.
Повышению уровня устойчивости предприятий плодово-ягодного подкомплекса АПК должно способствовать активное развитие кооперации и агропромышленной интеграции. Обобщение опыта работы кооперативных и интегрированных формирований показывает, что их рациональная организация в плодово-ягодном подкомплексе АПК позволяет: повысить уровень специализации и концентрации производства; вовлечь в оборот дополнительные мощности; оптимизировать размеры производства; расширить производственные связи и улучшить организационно-экономические отношения. Вместе с тем, сложившиеся в последние годы методы структурных преобразований, приватизации, банкротства ставят кооперацию и интеграцию в ряд достаточно сложных в теоретическом и практическом плане проблем.
Кооперация в плодово-ягодном подкомплексе АПК должна базироваться на формировании хозяйствующих субъектов с использованием следующих основных принципов: добровольное членство в кооперативе; участие членов кооператива в хозяйственной деятельности, обеспечивающей экономическую выгоду; получение прибыли и ведение рас-
ширенного воспроизводства; оптимальное распределение прибыли и убытков кооператива между его членами на хозяйственном и межхо-зяйственном уровнях; управление деятельностью кооператива на демократических началах; обеспечение высокого уровня информации в работе, особенно в части производства, переработки и реализации плодово-ягодной продукции.
Развитие кооперации производителей плодов и ягод с перерабатывающими предприятиями должно охватывать следующие уровни:
• создание кооперативных структур на уровне предприятия, предусматривающее совершенствование внутрипроизводственных отношений;
• межхозяйственная кооперация;
• территориальная кооперация на районном и межрайонном уровнях;
• региональная и межрегиональная кооперация.
В современных условиях в плодово-ягодном подкомплексе АПК особое значение имеет горизонтальная и вертикальная интеграция. При создании соответствующих интегрированных формирований необходима разработка такого механизма экономических отношений, который обеспечивал бы равные условия для эффективной работы всех участников этих процессов, усиления роли хозяйственных договоров при материальном стимулировании на основе нормативных расчетов затрат и результатов.
Решение проблем устойчивого развития предприятий плодовоягодного подкомплекса предполагает необходимость решения следующих задач: совершенствования внутрихозяйственных отношений как основы рациональной организации производства на уровне предприятия; снижения негативного влияния внешних факторов, связанных с деформациями ценового и кредитно-финансового механизма.
В рыночных условиях эти проблемы решаются в рамках предпринимательской деятельности, направленной на получение прибыли, обеспечение пропорциональности в осуществлении воспроизводственного процесса. При этом к основным принципам предпринимательства мы относим: самоорганизацию деятельности первичных трудовых коллективов; обеспечение конкурентоспособности производимой продукции; материальное стимулирование труда в сочетании с личными, коллективными и общественными интересами; ответственность за результаты производства; учет и контроль.
При внешнем воздействии наибольшее влияние на экономику предприятий оказывает система ценообразования как в процессе производства и переработки плодоовощной продукции, так и в сферах их материально-технического обеспечения. Анализ показывает, что ценообразование на плодово-ягодном рынке носит дискриминационный характер. По различным оценкам, в структуре розничной цены реализация яблок в 1991 г. доля товаропроизводителей составляла 70%, в 2007 г. она снизилась до 27%, в сфере переработки эта доля увеличилась с 23 до 51%, в торговле, соответственно, с 8 до 23%.
Ценовые отношения для производителей плодов и ягод необходимо строить на сочетании свободного ценообразования с экономически обоснованным государственным регулированием, позволяющим обеспечить стоимостную эквивалентность обмена плодово-ягодной и промышленной продукции; доходность товаропроизводителей на уровне, достаточном для ведения расширенного воспроизводства; активное стимулирование использования в практике достижений науки и техники.
Нуждаются в совершенствовании внешнеэкономические отношения. Закупки многих производимых в России плодов, ягод, консервов для государственных ресурсов целесообразно производить у отечественных товаропроизводителей. Отсутствие целостной, экономически обоснованной концепции внешнеэкономических отношений играет весьма негативную роль в увеличении диспаритета цен. В настоящее время, по существу, открыт доступ на российский рынок продовольствия по демпинговым ценам со стороны США, стран Западной Европы и ряда других государств. Российские же товаропроизводители оказываются в крайне невыгодном положении. Они не могут проводить эффективную ценовую политику, так как этому препятствует дешевый импорт, экономическая разрозненность субъектов хозяйствования, низкая покупательная способность населения, ценовой диктат монополий в сфере переработки плодов и ягод.
В системе государственного регулирования и саморегулирования необходимо дальнейшее совершенствование по следующим направлениям: взаимодействие государственных органов управления с объектами рынка сельскохозяйственной продукции и материально-технических ресурсов на основе экономического регулирования; взаимосвязи производителей сельскохозяйственной продукции с перерабатывающими предприятиями, сферами хранения и переработки; государственное регулирование с учетом действия соотношения спроса и предложения на продукты питания, инве-
стиции и материально-технические ресурсы; формирование инвестиций и материально-технических ресурсов (рис.2).
Система государственного регулирования и саморегулирования рынка плодово-ягодной продукции
_____и материально-технических ресурсов_____
Федеральные и региональныеорганы управления АПК
Рынок плодово-ягодной Рынок материально-технических
продукции ресурсов
Производство Переработка Хранение и Материально-
плодово-ягодной продукции Реализация техническое
продукции обеспечение
Мониторинг
ценообразования
Государственное регулирование и поддержка
Спрос на плоды и ягоды, инвестиции и материально-технические ресурсы
Система Информации о рынке
Механизм государственного регулирования и саморегулирования
Потребление плодов и ягод. Спрос на материальнотехнические ресурсы
Экспорт-импорт плодово-ягодной продукции и продукции ее глубокой переработки
Рис.2.
Острой проблемой для плодово-ягодного подкомплекса является ре-сурсообеспечение, которое требует государственного и хозяйственного регулирования, ценовой поддержки, формирования льготного кредитования, совершенствования налоговой, бюджетной систем, а также амортизационной политики.
Для устойчивого развития плодово-ягодного подкомплекса АПК на федеральном и региональном уровнях необходимы разработка и реализация мер по улучшению организационного механизма хозяйствования. Здесь принципиально важно обеспечить организационноправовое оформление и выделение сельского хозяйства и АПК, включая плодово-ягодный подкомплекс, в единый объект координации и управления; упорядочение функций государственного управления в системе Минсельхоза России; более четкое определение функций органов хозяйственного и государственного управления; оптимизация организационно-правовой структуры. Поскольку в Федеральном законе « О развитии сельского хозяйства» предполагается систематическое составление и доведение до товаропроизводителей прогнозов различного временного периода, целесообразно для сельскохозяйственных предприятий плодово-ягодного подкомплекса АПК создать при Всероссийском селекционно-технологическом институте садоводства и питомни-ководства Центр по разработке прогнозов, который привлекал бы для этих целей профессионалов многих научных учреждений данного профиля, чтобы обеспечить высокое качество и достоверность таких исследований.
Одна из сложных проблем воспроизводства в плодово-ягодном подкомплексе АПК - развитие межотраслевых организационных связей. Важной здесь является активизация создания агропромышленных союзов, ассоциаций, агрохолдингов и других форм объединений. В условиях реализации Государственной программы развития сельского хозяйства до 2012 г. эти структуры позволят коренным образом улучшить социально-экономические условия функционирования и устойчивость плодово-ягодного подкомплекса АПК.