КРИТЕРИИ ВЫБОРА И СОДЕРЖАНИЕ БАЗОВЫХ ИНВЕСТИЦИОННО-ИННОВАЦИОННЫХ СТРАТЕГИЙ ПРОМЫШЛЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ
Сюй Цзымин
Белорусский государственный университет аспирант, магистр экономических наук г. Минск, Республика Беларусь
SELECTION CRITERIA AND CONTENT OF THE BASIC INVESTMENT AND INNOVATION STRATEGIES OF THE INDUSTRIAL ENTERPRISE
Xu Ziming
Belarusian State University PhD student, Master of Economics Minsk, Republic of Belarus
АННОТАЦИЯ
В статье предложена подход к формированию критериев выбора инвестиционно-инновационных стратегий промышленного предприятия, который позволяет на основе системы показателей рыночного положения субъекта хозяйствования и результатов его инвестиционной и инновационной деятельности сформировать комплекс из 27 базовых инвестиционно-инновационных стратегий с их характеристиками и содержанием. В свою очередь это обеспечивает возможность проведения промышленным предприятием обоснованного выбора инвестиционно-инновационных стратегий, которые в наибольшей степени отвечают целям его стратегического развития, обеспечивают согласование его инвестиционной и инновационной деятельности, основываясь на существующем положении субъекта хозяйствования на рынке и учитывая его конкурентоспособность.
ABSTRACT
The article proposes an approach to the formation of criteria for choosing investment and innovation strategies for an industrial enterprise, which allows, based on a system of indicators of the market position of a business entity and the results of its investment and innovation activities, to form a complex of 27 basic investment and innovation strategies with their characteristics and content. In turn, this provides an opportunity for an industrial enterprise to make a reasonable choice of investment and innovation strategies that best meet the goals of its strategic development, ensure the coordination of its investment and innovation activities, based on the current position of the business entity in the market and taking into account its competitiveness.
Ключевые слова: стратегия, планирование, предприятие, инвестиции, инновации, конкурентоспособность, эффективность.
Keywords: strategy, planning, enterprise, investments, innovations, competitiveness, efficiency.
Инвестицио нно -инновационная стратегия (ИИС) является комплексным понятием, которое состоит из двух составляющих - инвестиционной и инновационной стратегии, и фактически формируется на пересечении целей как инвестиционной, так и инновационной деятельности и являются производными от общекорпоративной и деловой стратегий организации. При этом, инвестиционная может формироваться независимо от инновационной стратегии, однако реализация инновационной стратегии невозможна без использования инвестиционных ресурсов. ИИС является межфункциональной стратегией, разрабатываемой для согласования за-
дач инновационной и инвестиционной деятельности предприятия при достижении целей общекорпоративной и деловой стратегий. Она представляет собой интегрированную систему направлений, планов и программ, способствующих достижению целей развития предприятия на основе стратегического поддержания соответствия между ними, потенциальными инвестиционно-инновационными возможностями предприятия и его внешней среды с использованием методов, способов и инструментов распределения ресурсов (инвестиционных, научно-технических, кадровых, материальных, информационных и др.) в пространстве и времени (рисунок 1).
Рисунок 1. - Иерархия планов ПП в процессе реализации ИИС Источник: авторская разработка.
Одной из важнейших задач при разработке и реализации ИИС промышленного предприятия (ПП) является выбор той из них, которая в наибольшей степени отвечает целям стратегического развития субъекта хозяйствования, обеспечивает согласование инвестиционной и инновационной деятельности, основывается на существующем положении ПП на рынке и учитывает его конкурентоспособность. В связи с этим возникает проблема разработки критериев выбора ИИС ПП на основе системы показателей рыночного положения субъекта хозяйствования и результатов его инвестиционной и инновационной деятельности.
Необходимо отметить, что для выделения ИИС на макро- и мезоуровне можно использовать подход, изложенный в работах [1; 2]. Предлагается на ос-
нове сочетания инвестиционных (отечественного лидерства, зарубежного лидерства, совместного инвестирования и инновационной диверсификации) и инновационных (наращивания, переноса и заимствования) стратегий сформировать базовые ИИС трансформации национальной экономической системы по видам экономической деятельности (таблица 1). При этом выбор той или иной ИИС стратегии может зависеть от множества внешних и внутренних факторов, характерных для рассматриваемой национальной экономической системы или ее административно-территориальных единиц в разрезе видов экономической деятельности. Причем со временем одна стратегия может трансформироваться в другую или даже может возникнуть конгломерация из нескольких видов инвестиционных и инновационных стратегий.
Таблица 1.
ИИС трансформации национальной экономической системы по видам экономической деятельности
Инвестиционные стратегии
Инновационные стратегии стратегия отечественного лидерства (ОЛ) стратегия зарубежного лидерства (ЗЛ) стратегия совместного инвестирования (СИ) стратегия инновационной дифференциации (ИД)
Наращивания (Н) Н / ОЛ Н / ЗЛ Н / СИ Н / ИД
Переноса(П) П / ОЛ П / ЗЛ П / СИ П / ИД
Заимствования (З) З / ОЛ З / ЗЛ З / СИ З / ИД
Источник: [1, с.; 2, с.'
Предложенные ИИС позволяют комплексно инновационной трансформации национальной эко-подходить к вопросам обоснования направлений номической системы по видам экономической деятельности с учетом имеющегося инновационного и
инвестиционного потенциала и возможностей по его наращиванию и использованию. Как видно из таблицы 1 можно выделить 12 базовых ИИС. Так, например, инвестиционно-инновационная стратегия, обозначенная как П / ЗЛ, предполагает аккумулирование и корпоративное объединение инвестиционных ресурсов частных национальных инвесторов и государства для их использования в финансировании приобретения имеющегося научно-технического потенциала (зарубежных технологий) и перенесении нововведений в различные виды экономической деятельности национальной экономической системы. Завоевание в данном случае отечественными инвесторами как можно большего инвестиционного рынка достигается посредством приобретения, например, лицензий на высокоэффективные технологии с последующим созданием и развитием собственного научно-технического и научно-производственного потенциала, обеспечившего в дальнейшем весь инновационный цикл - от фундаментальных исследований и разработок до внедрения инноваций и их реализации их внутри страны и на мировом рынке.
Использование той или иной ИИС зависит от характеристик экономической системы, в качестве которых может выступать научно-технологический, инновационный, кадровый потенциал, инвестиционная привлекательность и др. В этой связи возникает потребность в разработке четких критериев выбора ИИС в наибольшей степени обеспечивающих достижения стратегической цели развития экономической системы.
Для решения проблемы разработки критериев выбора ИИС на микроуровне, т.е. на уровне ПП, необходимо отобрать такие показатели, которые в наибольшей степени будут отвечать требованиям реализации функций субъекта хозяйствования и обеспечивать достижение стратегических целей на различных уровнях управления. В качестве таких критериев, с нашей точки зрения, должны выступать показатели конкурентоспособности ПП, инвестиционная и инновационная привлекательность рынков, на которых действует субъект хозяйствования. Таким образом можно выделить три основные составляющие выработки критериев выбора ИИС: инвестиционная, определяемая инвестиционной привлекательностью рынка; непосредственно рыночная, характеризуемая конкурентоспособностью ПП; инновационная, связанная с оценкой инновационной деятельности субъекта хозяйствования. Далее рассмотрим три перечисленные составляющие выработки критериев выбора ИИС.
После проведения анализа рыночно-производ-ственных характеристик и на основе его результатов необходимо оценить относительную инвестиционную привлекательность каждого из рынков, где действует ПП. Для этого можно использовать целый ряд показателей, которые позволяют исследовать рынки всесторонне, что помогает выработать для каждого из них подходящую инвестиционную стратегию. В качестве показателей, характеризующих инвестиционную привлекательность рынка, можно использовать следующие:
1) размер рынка характеризуется его емкостью и позволяет ПП ориентироваться при разработке мероприятий, направленных на формирование такой доли рынка и, соответственно, объема сбыта, который в свою очередь, должен обеспечить необходимые уровень финансовых результатов и эффективность инвестиционных вложений в производственно-хозяйственную деятельность организации;
2) сложившиеся и предполагаемые темпыро-ста рынка необходимы для прогнозирования его будущих тенденций, разработки инвестиционной стратегии развития ПП;
3) общее количество и степень концентрации потребителей для определения их относительной мощи. Сравнительно высокая сила потребителей позволяет им диктовать ПП свои условия в области дистрибуции, продуктовой и ценовой политики, увеличивает возможности потребителей для давления на субъект хозяйствования в различных сферах деятельности, связанных со сбытом продукции, снижает его возможности для варьирования в сфере производственно-хозяйственной деятельности.
4) объем и частота приобретения продуктов обуславливают легкость их проникновения на рынок, а соответственно подверженность колебаниям цен на них;
5) важность продукта для потребителя и анализ процесса принятия решений о его приобретении. Продукты, в которых потребители нуждаются больше всего, менее всего подвержены снижению цен на них, характеризуются высокой степенью приверженности к ним потребителей, что уменьшает сомнения при принятии решения об их приобретении;
6) система дистрибуции (процесс доведения продуктов до потребителей) зависит от предыдущих двух показателей, а затраты времени и средств на данный процесс ниже на более привлекательных рынках;
7) финансовые характеристики потребителей определяются показателями их финансового состояния (ликвидности, финансовой устойчивости, деловой активности), финансовых результатов (прибыли, рентабельности), характеризуют степень их платежеспособности, финансовой независимости, интенсивности и эффективности использования ресурсов и напрямую определяют инвестиционную привлекательность рынка;
8) степень дифференциации продуктов на рынке характеризует их предложение, а высокая степень дифференциации обуславливает привлекательность рынка в связи с тем, что она находится в обратно пропорциональной зависимости с уровнем ценовой конкуренции;
9) относительная капитало- и материалоемкость продуктов. Высокий уровень капитало- и материалоемкости продуктов, как правило, снижает инвестиционную привлекательность рынка. Это связано с необходимостью существенных инвестиций в основной капитал при расширении производ-
ства капиталоемких продуктов. В свою очередь высокий уровень материалоемкости промышленного производства вызывает ряд рисков, связанных с необходимостью обеспечения устойчивого снабжения ПП материальными ресурсами, повышением цен на них, зависимостью субъекта хозяйствования от поставщиков и др.;
10) рентабельность отдельных продуктов, определяемая как отношение прибыли от реализации продукции к затратам на ее производство и реализацию, является непосредственным показателем инвестиционной привлекательности рынка;
11) доходность отдельных продуктов по маржинальной прибыли является важнейшим показателем, рассчитываемым как отношение маржинальной прибыли (разнице между ценой продукта и переменными затратами на его производство и реализацию) к цене реализации. Данный показатель используется для обоснования управленческих решений в области товарной, инвестиционной, ценовой и других видов политики ПП;
12) тенденции доходности позволяют оценить правильность выбора обслуживаемого рынка и соответствующей инвестиционной стратегии;
13) возможности и реакция рынка на производство и реализацию новых продуктов. Данный показатель оценивает привлекательность рынка с точки зрения его восприимчивости к нововведениям. В свою очередь при наличии у ПП достаточного инвестиционно-инновационного потенциала, а рынок, на котором оно действует, высоко оценивает все новшества, то и инвестиционная привлекательность такого рынка также высока;
14)число конкурентов и степень их концентрации напрямую определяет инвестиционную привлекательность рынка. Чем меньше число конкурентов на рынке, тем он привлекательнее. В свою очередь рынки с низкими показателями концентрации, свидетельствующие о силе конкурентов, как правило, менее привлекательны, так как создаются все условия для ужесточения конкуренции;
15) тенденции в разделении сфер влияния рассматриваются с целью выявления возможных перспектив расширения и диверсификации деятельности ПП, увеличения объемов и номенклатуры реализуемых продуктов на исследуемом рынке;
16) барьеры вхождения на рынок. Для действующих ПП высокие барьеры для проникновения на рынок создают благоприятные условия для их деятельности, а низкие входные барьеры ведут к усилению конкуренции;
17) выходные барьеры. Высокие барьеры выхода, как правило, приводят к более сильной конкуренции, особенно на медленно растущих рынках, и наоборот;
18) показатели сравнительного анализа. Данные показатели носят комплексный характер и включают сравнительный их анализ с аналогичными показателями конкурентов: качество продуктов во взаимосвязи с процессом их доведения до потребителя, цены, фактор времени и т.д. Все это определяет конкурентоспособность продуктов ПП,
влияет на его конкурентоспособность и непосредственно соотносится со степенью привлекательности рынка;
19) Показатели макроэкономического порядка (динамика ВВП, инфляция, ставки по кредитам, уровень доходов населения и их дифференциация, уровень безработицы и др.) должны учитываться при оценке степени привлекательности рынка несмотря то, что они зачастую оказывают на нее несколько опосредованное воздействие.
Необходимо отметить, что не все указанные выше показатели, характеризующие инвестиционную привлекательность рынков, могут быть оценены объективно с учетом имеющихся устоявшихся в экономической науке показателей. В связи с этим формирование набора показателей, определения относительной их важности и фактической оценки, целесообразно осуществляется по двум направлениям:
- исходя из сложившихся теоретических соображений и практики функционирования ПП на различных рынках и реализации инвестиционных и инновационных стратегий развития субъектами хозяйствования;
- на основе проведения экспертного опроса специалистов.
Сущность метода экспертных оценок заключается в проведении экспертами интуитивно-логического анализа проблемы с количественной оценкой суждений и формализованной обработкой результатов [3; 4]. Получаемое в результате обработки обобщенное мнение экспертов принимается как решение проблемы. Определение параметров развития экономической системы и ее субъектов методом экспертных оценок сводится к отбору наиболее значимых показателей, отражающих их деятельность, а оценка может быть проведена на основе следующих действий:
- определение перечня показателей, объективно отражающих деятельность рассматриваемого ПП;
- разработка методики опроса экспертов;
- разработка анкет и таблиц;
- подбор квалифицированных экспертов;
- выявление и обобщение индивидуальных мнений экспертов.
Для оценки степени согласованности экспертов используется коэффициент конкордации - общий коэффициент ранговой корреляции для группы, состоящей из т экспертов.
Так, в нашем случае каждый из указанных факторов может быть оценен по 5-балльной системе с точки зрения его влияния на инвестиционную привлекательность рынка. Соответственно, критерии оценки следующие: высшей степени важности фактора с точки зрения его влияния на привлекательность рынка соответствует высший балл - 5, низшей - 1. Далее проводится фактическая оценка инвестиционной привлекательности каждого рынка 1111 по отдельным факторам в диапазоне от 10 (низший уровень привлекательности), до 50 (наивысший уровень привлекательности).
Для оценки инвестиционной привлекательности рынка ПП предлагается использовать таблицу следующей формы (таблица 2).
Форма таблицы для оценки инвестиционной привлекательности рынка ПП
Таблица 2.
Факторы Относительная важность факторов (ВФ) Инвестиционная привлекательность рынка ПП по отдельным факторам (ИПРФ) Расчет Инвестиционная привлекательность рынка ПП (ИПРПП)
1 - 5 10 - 50
1. Ф1 ВФ1 ИПРФ1 ВФ: х ИПРФ: КПП1
2. Ф2 ВФ2 ИПРФ2 ВФ2 х ИПРФ2 КПП2
п. Фп ВФп ИПРФп ВФп х ИПРФп КППп
Итого - - - п £ (вф, • ипрф,) ¿=1
Источник: авторская разработка.
На основе фактических данных можно рассчитать общую инвестиционную привлекательность рынка ПП в абсолютном выражении
п
£ (вф • ипрф), которая измеряется в баллах.
¿=1
Зная максимально возможный балл инвестиционной привлекательности рынка в данных условиях (при неизменном значении оценок относительной важности показателей), можно рассчитать отношение общего уровня инвестиционной привлекательности рынка ПП в данный момент к идеальному ее уровню. Расчет инвестиционная привлекательности рынка ПП в нашем случае будет проводится по формуле 1.
п п
£ (ВФ, • ИПРФ,) - ИПРФтп • £ВФ,. ИПРПП = —.=-¿=-( )
пп
ИПРФтх •£ИПРФ, - ИПРФтп •£ ВФ, ¿=1 ¿=1
После анализа инвестиционной привлекательности рынка ПП необходимо провести оценку его конкурентоспособности, для чего сопоставляется положение субъекта хозяйствования с положением основных конкурентов на изучаемом рынке. Подобное сопоставление может осуществляться на основании следующих критериев:
1) доля рынка определяется как отношение объемов реализации продуктов ПП и совокупных объемов реализации продуктов всеми предприятиями на данном рынке (емкости рынка);
2) тенденция и прогноз доли рынка - изменение доли рынка за анализируемый период и предполагаемая ее динамика на перспективу;
3) относительная доходность деятельности ПП определяется путем сопоставления рентабельности основных средств, краткосрочных активов, совокупного и собственного капитала с аналогичными среднеотраслевыми показателями и показателями основных конкурентов;
4) относительное качество продуктов определяется в результате анализа и сопоставления качества продуктов, реализуемых ПП, с аналогичными показателями основных конкурентов;
5) относительная стоимость продуктов предполагает сравнительную оценку цен на продукты ПП с ценами на аналогичные продукты основных конкурентов;
6) появление новых продуктов оценивается путем расчета доли новых продуктов, появившихся в линейке ПП за анализируемый период (3-5 лет), в общем объеме его продуктов, и сравнения ее со средним аналогичным показателем основных конкурирующих предприятий. Чем выше эта доля, тем выше конкурентоспособность ПП;
7) концентрация клиентов определяется путем расчета числа потребителей, на удовлетворение потребностей которых приходится 4/5 всего объема деятельности ПП, и сравнивается с аналогичными показателями конкурентов. Чем меньше это число, т.е. чем меньше концентрация потребителей, тем более существенное давление они могут оказывать на ПП, что является крайне нежелательным;
8) относительная капитало- и материалоемкость. Определяется соотношение капитало- и материалоемкости реализуемых продуктов ПП и аналогичного показателя основных конкурентов. Чем выше капитало- и материалоемкость, тем меньше возможности и мощь ПП.
Далее, по аналогии с определением инвестиционной привлекательности рынка, методом экспертных оценок оценивается относительная важность каждого из указанных показателей для деятельности ПП в конкретной рыночной ситуации по шкале от 1 до 5 баллов. Затем дается оценка его конкурентоспособности в разрезе данных критериев по пятибалльной шкале от 10 до 50. Все данные заносят в таблицу для расчета конкурентоспособности ПП (таблица 3).
Таблица 3.
Форма таблицы для оценки конкурентоспособности 1111_
Факторы Относительная важность факторов (ВФ) Конкурентоспособность ПП по отдельным факторам (КФ) Расчет Конкурентоспособность ПП (КПП)
1 - 5 10 - 50
1. Ф: ВФ1 КФ1 ВФ1 х КФ1 КПП1
2. Ф2 ВФ2 КФ2 ВФ2 х КФ2 КПП2
п. Фп ВФп КФп ВФп х КФп КППп
Итого - - - п x (вф, - кф,) 1-1
Источник: авторская разработка.
На основе фактических данных можно рассчитать общую конкурентоспособность ПП в абсолютном выражении, которая измеряется в баллах. Зная максимально возможный балл конкурентоспособности в данных условиях рынка (при неизменном значении оценок относительной важности показателей), можно подсчитать отношение общего уровня конкурентоспособности 1111 в данный момент к идеальному уровню конкурентоспособности в данных условиях. Расчет конкурентоспособности 1111 (КПП) в этом случае будет проводится по формуле 2.
X(вф, - кф,)-кфшп-Xвф,
V — ,=1 КПП --
кф -xкф -кф -xвф
тну / , , т1Т1 / . ,
Необходимо отметить, что интенсивность инвестиций в инновационную деятельность можно рассчитывать и по видам затрат на НИОКР, таким как, затраты на фундаментальные исследования, на прикладные исследования и на экспериментальные разработки.
Эффективность инновационной деятельности (ЭИД) может быть рассчитана как отношение прироста ВДС в сопоставимых ценах к объему инвестиций в НИОКР за базовый период (4):
ВДСХ - ВДС0
ЭИНД - -
НИОКРп
(4)
(2)
В качестве третьего критерия выбора ИИС ПП выступает инновационная составляющая деятельности ПП, включающая инновационную привлекательность рынка, на котором действует ПП, его инновационный потенциал, инновационную активность и восприимчивость. Для проведения оценки инновационной составляющей можно использовать ряд показателей инновационной деятельности ПП, расчет которых позволяет их сравнить со среднеотраслевыми результатами. В случае, если полученные результаты расчетов анализируемого ПП выше среднеотраслевых, то можно говорить, что инновационная составляющая его детальности относится к категории «высокая». Если уровень результатов окажется на сравнимом со среднеотраслевыми значениями, то «средняя». И, наконец, если полученные результаты расчетов ниже среднеотраслевых, то «низкая».
В качестве показателей, характеризующих инновационную составляющую деятельности ПП, предлагается использовать показатели ее интенсивности и эффективности.
Интенсивность инвестиций (затрат на НИОКР) в инновационную деятельность (ИнтИНИОКР) рассчитывается как отношение этих затрат к операционному доходу ПП (3).
НИОКР
ИнтИНИОКР- -
ОД
(3)
Расчет данного показателя можно вести также в разрезе различных видов затрат на НИОКР (фундаментальных, прикладных и экспериментальных).
Проведя оценку трех основных составляющих выбора ИИС ПП в разрезе инвестиционной, рыночной и инновационной характеристик его деятельности, сформируем базовые ИИС субъекта хозяйствования, схематично представленные на рисунке 2. В качестве основных инновационных стратегий, используемых ПП для формирования ИИС, будем использовать стратегии заимствования, переноса и наращивания. При этом при низком уровне инновационной привлекательности преимущественно будет использоваться стратегия заимствования, при среднем - стратегия переноса, а при высоком уровне - стратегия наращивания. В свою очередь данные виды инновационных стратегий должны быть сопряжены с такими инновационными стратегиями, которые в соответствии с классификационным признаком «зависимость от реакции на внешнюю и внутреннюю среду предприятия», дифференцируются на стратегию технологического лидерства (наступательная, пионерная) и стратегию следования за лидером (оборонительная). При этом при низком уровне инновационной привлекательности ПП преимущественно будет использоваться оборонительная инновационная стратегия, при высоком уровне - инновационная стратегия технологического лидерства. Если же уровень инновационной привлекательности ПП будет находится на среднем уровне, то от ПП потребуется сочетание элементов двух названных стратегий.
,■=1
п
п
,-1
г-1
Конкурентоспособность ПП
Расти / балансировать Защищать / инвестировать Пожинать плоды
Расти / внедряться Выборочно инвестировать / выбирать сегмент Аккуратно изымать инвестиции
Пожинать плоды/ изменить структуру/ перестроить деятельность Аккуратно изымать инвестиции / искать нишу Немедленно прекратить деятельность / использовать для атаки на конкурентов
1,00 Высокая
Высокая
Средняя Инновационная привлекательное
Низкая
1,00 Высокая 0,67 Средняя 0,33 Низкая 0
Инвестиционная привлекательность рынка
Рисунок 2. - Классификация и содержание базовых ИИС ПП в процессе их реализации Источник: авторская разработка.
Как видно из представленной на рисунке 2 информации, можно выделить 27 базовых ИИС ПП на основе трех основных составляющих выработки критериев выбора ИИС: инвестиционной, определяемой инвестиционной привлекательностью рынка; непосредственно рыночной, характеризуемой конкурентоспособностью ПП; инновационной, связанной с оценкой инновационной деятельности субъекта хозяйствования.
Содержание базовой инвестиционно-инновационной стратегии, например, в случае высоких привлекательности рынка, конкурентоспособности и инновационной привлекательности ПП, можно интерпретировать следующим образом: инвестиционно-инновационная стратегия, соответствующая указанным характеристика, исходит из высокой инвестиционной привлекательности рынка, сильной конкурентоспособности и высокой инновационной привлекательности ПП и направлена на расширение и укрепление позиций субъекта хозяйствования на данном рынке. Направлениям деятельности ПП в рамках данной стратегии, следовательно, должен отдаваться приоритет инвестирования как в НИОКР, так и производственно-хозяйственную деятельность. Этот рынок дает возможности для существенного текущего и продолжительного прироста рентабельности продаж, поэтому основной задачей инвестиционно-инновационной стратегии является постоянная разработка технологических (продукт- и процесс) инноваций и поддержание прочной текущей позиции на развивающемся
рынке при стабильном значении или незначительном снижении показателя рентабельности инвестиций и значительной отдачей расходов на НИОКР в среднесрочной перспективе. Инвестирование должно производиться непрерывно как в НИОКР, так и производственно-хозяйственную деятельность для увеличения объемов производства и реализации продуктов, чтобы поддерживать прочные позиции на рынке. В данном случае с инновационной точки зрения преимущественно должная использоваться стратегия наращивания, предполагающая, что на основе собственного научно-технического потенциала ПП, привлечения ученых и конструкторов, интеграции фундаментальной науки университетов и прикладных разработок идет непрерывное создание новых технологий, которые реализуются в производстве, то есть происходит постоянное наращивание инновационного потенциала компании. При этом приемлем средний уровень инвестиционного риска.
Таким образом, использование представленного в работе подхода к формированию критериев выбора ИИС ПП позволяет на основе системы показателей рыночного положения субъекта хозяйствования и результатов его инвестиционной и инновационной деятельности сформировать комплекс из 27 базовых ИИС с их характеристиками и содержанием. В свою очередь это позволит провести ПП обоснованный выбор ИИС, которые в наибольшей степени отвечают целям его стратегического развития, обеспечивают согласование его
инвестиционной и инновационной деятельности, основываясь на существующем положении субъекта хозяйствования на рынке и учитывая его конкурентоспособность.
Литература
1. Короткевич, А.И., Сюй, Цзымин, Цяо, Тяньхуа. Инвестиционно-инновационные стратегии и кластерный подход в промышленности КНР в контексте реализации стратегического управления / А.И. Короткевич, Цзымин Сюй, Тяньхуа Цяо // Новая экономика, № 2 [76], 2020 - с. 338-364.
2. Короткевич, А. И. Организационно-экономические механизмы трансформации национальной экономической системы Республики Беларусь: моногр. / А. И. Короткевич. - Минск: Изд. центр БГУ, 2020. - 351 с.
3. Бешелев С.Д., Гурвич Ф.Г. Экспертные оценки. / С.Д. Бешелев, Ф.Г. Гурвич. - М.: Наука, 1973. - 161 с.
4. Орлов, А.И. Экспертные оценки: учебное пособие / А.И. Орлов. - М.: 2002. - 31 с.