Научная статья на тему 'Управление текущим функционированием и перспективным развитием учреждений дополнительного образования'

Управление текущим функционированием и перспективным развитием учреждений дополнительного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
204
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Управление текущим функционированием и перспективным развитием учреждений дополнительного образования»

В.В. ЛЕБЕДЕВ

УПРАВЛЕНИЕ ТЕКУЩИМ ФУНКЦИОНИРОВАНИЕМ И ПЕРСПЕКТИВНЫМ РАЗВИТИЕМ УЧРЕЖДЕНИЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Раскрытие сущности понятия «управление» в общепринятом представлении как функции организованных систем, обеспечивающей сохранение определенной структуры, систем, поддержание условий и режима их функционирования, реализацию их программ и достижение целей, на наш взгляд, нуждается в некоторой конкретизации применительно как к социально-экономическим системам макро-, микросред, так и к локальным социально-экономическим системам в составе конкретной отрасли народного хозяйства, какими, например, являются учреждения дополнительного образования.

В процессе управления деятельностью образовательного учреждения участвуют субъект и объект управления. Непосредственным субъектом управления государственным и муниципальным образовательным учреждением в соответствии со ст. 35 Закона РФ «Об образовании» [1] выступает прошедший соответствующую аттестацию заведующий, директор или ректор. Субъектом управления негосударственного образовательного учреждения является его учредитель или по его поручению попечительский совет, формируемый учредителем. Объектом управления выступает само образовательное учреждение, в том числе учреждение дополнительного образования, его деятельность, ориентированная на достижение экономических и социальных результатов в соответствии с уставными требованиями.

В то же время следует отметить, что непосредственный субъект управления государственным и муниципальным образовательным учреждением в процессе плановых, организационных, регулирующих, контрольных и иных воздействий на его текущую деятельность и перспективное развитие входит в состав органов управления, наряду с такими из них, как федеральные (центральные), федеральные ведомственные, региональные и муниципальные. При этом установленные компетенции данных органов управления, имея конкретно определенные законом РФ «Об образовании» разграничения (ст. 30), взаимодополняет друг друга с тем, чтобы каждый из разноуровневых органов управления в области образования выполнял предписанные для него обязанности и соблюдал права в пределах своей компетенции.

Разноуровневость управления текущим функционированием и перспективным социально-экономическим развитием учреждений образования необходима для обеспечения как нормального осуществления образовательной деятельности на основе: установленных федеральных и региональных (национально-региональных) компонентов государственных образовательных стандартов; осуществляемых целевых федеральных, международных и региональных образовательных программ; лицензирования, аттестации и государственной аккредитации образовательных учреждений; федеральных и региональных нормативов финансирования; информационного и научно-методического обеспечения учреждений образования; организации федеральной и региональной системы подготовки и переподготовки педагогических работников и работников государственных органов управления образованием, так и предоставления государственных гарантий прав гражданам на получение общедоступного и бесплатного общего образования (начального общего, основного общего, среднего общего), а также дополнительного образования в об-

щеобразовательных учреждениях, проведения государственной аттестации обучающихся, освоивших образовательные программы всех видов общего образования, в том числе в форме единого государственного экзамена.

Управление системой образования разноуровневого характера федеральными, региональными, муниципальными и непосредственно учреждениями образования органами управления должно осуществляться в соответствии с Законом РФ «Об образовании» на принципе не только единоначалия, но и самоуправления.

В данном случае многоуровневость управления образовательными учреждениями, в том числе и учреждениями дополнительного образования, несмотря на наличие многоступенчатых, иерархических управленческих структур, на первый взгляд осложняющих целенаправленность воздействий различных органов управления на текущее функционирование и перспективное развитие с целью роста экономических и социальных результатов учреждений образования может успешно сочетаться с принципом самоуправления.

Такого рода рациональное сочетание принципов единоначалия и самоуправления, многоуровневости управленческих воздействий на образовательный процесс учреждений в настоящее время может быть реализовано на основе: соблюдения предоставленных законом Российской Федерации «Об образовании» компетенции для разноуровневых органов управления учреждениями образования; разграничения компетенций органов управления образованием; контроля за выполнением комплекса организационных, регулирующих, плановых, программных, контрольных и иных мер, осуществляемых федеральными, региональными, муниципальными и в целом органами управления образовательных учреждений.

Самоуправление образовательного учреждения дополняет и рационализирует действия его руководителя, избираемого персоналом (коллективом образовательного учреждения или назначаемым, нанимаемым учредителем, посредством таких форм самоуправления, как педагогический, попечительский совет, общее собрание персонала, совет образовательного учреждения).

Таким образом, управление учреждением дополнительного образования в процессе разноуровневых управленческих мер воздействия для достижения учреждением как социально-экономической системы установленных целей текущего функционирования и перспективного развития в основном может быть идентифицировано с управлением других образовательных учреждений в общей постановке решаемых управленческих задач и целевых ориентаций на соблюдение государственных образовательных стандартов, включающих в себя как федеральный и региональный компоненты, так и компонент образовательного учреждения.

В то же время особенности управления учреждениями дополнительного образования, осуществляющими образовательные услуги потребителям на базе дополнительных образовательных программ, в отличие от других образовательных организационно-правовых структур заключаются в том, что разноуровневые меры управленческого воздействия на текущую деятельность и перспективное социально-экономическое развитие состоят в соблюдении целевой ориентации и функциональной предназначенности этих учреждений, выражающихся в непрерывности повышения квалификации рабочего, служащего, специалиста в связи с постоянным совершенствованием образовательных стандартов [3]. При этом дополнительное образование на основе специализированных в разной степени и направленности образовательных программ можно получать в различных образовательных учреждениях, где наряду с общими для всех образовательных учреждений обеспечивающими образовательный процесс управленческими воздействиями и нормативно-правовыми

регламентациями существуют свои уровни компетенции, специфика образовательного процесса и достигаемые цели, поставленные перед образовательными учреждениями. Так, например, дополнительное образование можно получить в образовательных учреждениях профессионального образования за пределами определяющих их статус основных образовательных программ.

Кроме того, дополнительное образование может быть получено в образовательных учреждениях дополнительного образования, т.е. в учреждениях повышения квалификации, на курсах, в центрах профессиональной ориентации, музыкальных и художественных школах, детских домах творчества, на станциях юных техников, юных натуралистов и в иных учреждениях, имеющих лицензионный статус учреждения дополнительного образования.

В этой связи следует отметить, что сущностные представления об управлении текущей деятельностью и перспективным социально-экономическим развитием учреждения образования как о комплексном сочетании управленческих мер и взаимодействий разноуровневых органов управления учреждениями образования должны быть конкретизированы и дополнены теми элементами управления, выступающими как система, которые объединяют и классифицируют предпринимаемые меры разноуровневыми субъектами управления для поддержания учреждений образования в том состоянии, которое обеспечивает высокое качество образовательных услуг, приведение складывающегося на рынке спроса на них в соответствии с предположением, доступность и гарантированность прав граждан на получение образования как на бесплатной, так и возмездной основах [2].

Такими взаимодействующими элементами системы управления образовательным учреждением, на наш взгляд, выступают как компетенции, представленные каждому из разноуровневых органов управления коллективно-долевыми и государственными образовательными организационно-правовыми структурами, так и методы управления, предпринимаемые комплексные меры в рамках таких функций управления, как организация, планирование, регулирование, программирование, контроль, учет и анализ, а также в составе стратегических планов развития учреждения образования в долгосрочном периоде.

Разноуровневые, разграниченные компетенции органов управления образовательными учреждениями включают в себя не только комплексные меры, посредством которых выполняются представленные Законом РФ «Об образовании» полномочия федеральных, региональных, муниципальных и локальных органов управления деятельностью учреждений образования, но и функции, в составе которых реализуются данные меры (мероприятия) организационного, экономического, социального, финансового и иного характера.

Так, например, в компетенцию федеральных органов управления входит ведение: правового регулирования отношений в учреждениях образования; разработки и реализации федеральных целевых и международных образовательных программ; организации лицензирования, аттестации и государственной аккредитации образовательных учреждений, проведения единого государственного экзамена на территории РФ, приема учащихся, студентов в государственные и муниципальные образовательные учреждения, установления федеральных нормативов финансирования образования обучающихся; функционирования федеральной системы подготовки и переподготовки педагогических работников государственных органов управления образованием; планирования базисных учебных процессов, примерных программ курсов, дисциплин, объемов учебной литературы и учебных пособий; контроля исполнения нормативно-правового регламентирования деятельности образовательных учреждений, качества оказываемых образовательных услуг.

В состав компетенций региональных органов управления деятельностью учреждений образования, представленных Законом РФ «Об образовании», входит комплекс мер социального, организационного, экономического, финансового и инновационного характера, которые реализуются региональным субъектом управления как индивидуальным порядком, так и в составе конкретных функций управления. Так, например, большинство из мер по реализации полномочий в процессе регионального управления учреждениями образования (учреждениями дополнительного образования в том числе) входят в функцию организации: предоставление общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования; предоставление дополнительного профессионального образования в регионах; создание, реорганизация образовательных учреждений административно-территориального образования; формирование органов управления образованием и руководство ими.

Отдельными мерами социального, финансового, экономического и инновационного характера, реализуемыми региональным субъектом управления учреждениями образования в рамках предоставленных ему законом полномочий, в настоящее время выступают: проведение государственной аттестации обучающихся, освоивших образовательные программы общего образования; информационное обеспечение и содействие инновационному развитию учреждений образования; надзор и контроль в сфере образования и исполнения государственных образовательных стандартов учебными заведениями независимо от их форм собственности; установление нормативов финансирования для учреждений образования.

Для предоставленных полномочий в области муниципального управления учреждениями образования характерны такие комплексные меры организационного характера, как организация предоставления общедоступного и бесплатного общего и дополнительного образования по основным общеобразовательным и специальным программам; содержание зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений; учет детей, подлежащих обязательному обучению в общих образовательных учреждениях.

Литература

1. Закон Российской Федерации «Об образовании» от 10.07.1992 № 3266-1.

2. Кураков А.Л. Профессиональное образование: планирование и прогнозирование его развития. СПб.: Изд-во СПб ГУЭФ, 2005.

3. Щербина В.М. Стратегическое планирование развития профессионального образования в регионе. СПб.: Изд-во «Нестор», 2005.

ЛЕБЕДЕВ ВЯЧЕСЛАВ ВИКТОРОВИЧ родился в 1981 г. Соискатель ученой степени кандидата экономических наук Санкт-Петербургского государственного университета кино и телевидения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.