Научная статья на тему 'Компетенции и функции разноуровневых органов в системе управления образовательными учреждениями'

Компетенции и функции разноуровневых органов в системе управления образовательными учреждениями Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
178
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНЦИИ / ФУНКЦИИ УПРАВЛЕНИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ / COMPETENCE / MANAGEMENT FUNCTION / EDUCATIONAL INSTITUTION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лебедев Вячеслав Викторович

Рассмотрено взаимодействие компетенций разноуровневых органов и функций как элементов системы управления образовательными учреждениями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE COMPETENCE AND FUNCTION OF BODIES OF VARIOUS LEVEL IN A CONTROL SYSTEM OF EDUCATIONAL INSTITUTIONS

In article it is considered interactions компетенций bodies of various levels and functions as elements of a control system of educational institutions.

Текст научной работы на тему «Компетенции и функции разноуровневых органов в системе управления образовательными учреждениями»

ном при страховании производства сельхозпродукции сельхозпроизводителям будет оказываться государственная поддержка: за счет средств федерального бюджета уполномоченным органом будет перечисляться страховщику 50% от начисленной страховой премии. Страхование будет осуществляться по риску утраты (гибели) сельхозкультур и гибели (падежа) сельхозживотных. Поэтому государственная программа должна быть ориентирована на снижение всех этих рисков. Кроме того, будет создан специальный фонд, за счет которого будут возмещаться убытки вследствия гибели урожая и чрезвычайных ситуаций. Указанный фонд будет формироваться за счет перечисления страховщиками 10% от полученной страховой премии по договорам сельхозстрахования, что позволяет эффективно организовать господдержку сельхозстрахования и снизить финансовые риски в случае возникновения чрезвычайных ситуаций.

В бюджете 2011 г. не страхование катастрофических рисков предусмотрено 5 млрд руб., что в 1,5 раза больше, чем в 2010 г.

Таким образом, данный закон позволяет снизить стоимость страхования, увеличить застрахованные площади и сократить расходы федерального бюджета на компенсацию ущерба в случае катастрофических ситуаций.

Литература

1. Россия в цифрах / Росстат. М., 2010.

2. Российский статистический ежегодник: стат. сб. / Росстат. М., 2010

3. Серегин С.Н. Модернизация - ключевой фактор в достижении целевых установок продовольственной безопасности России // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2010. № 7.

4. Трушин Ю. Государственная программа развития сельского хозяйства // Сельский кредит. 2007. № 9.

КУЗНЕЦОВА ЭЛЬВИРА ГЕОРГИЕВНА - кандидат экономических наук, доцент кафедры экономической теории, Чувашский государственный университет, Россия, Чебоксары (polyakovalya@mail.ru).

KUZNETSOVA ELVIRA GEORGIEVNA - candidate of économies sciences, assistant professer of Economie Theory Department, Chuvash State University, Russia, Cheboksary.

УДК 338.262.4

В.В. ЛЕБЕДЕВ

КОМПЕТЕНЦИИ И ФУНКЦИИ РАЗНОУРОВНЕВЫХ ОРГАНОВ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ УЧРЕЖДЕНИЯМИ

Ключевые слова: компетенции, функции управления, образовательное учреждение.

Рассмотрено взаимодействие компетенций разноуровневых органов и функций как элементов

системы управления образовательными учреждениями.

V.V. LEBEDEV

THE COMPETENCE AND FUNCTION OF BODIES OF VARIOUS LEVEL IN A CONTROL SYSTEM OF EDUCATIONAL INSTITUTIONS

Key words: competence, management function, educational institution.

In article It is considered interactions компетенций bodies of various levels and functions as elements of a

control system of educational Institutions.

Взаимодействующими элементами системы управления образовательным учреждением, на наш взгляд, выступают как компетенции, представленные каждому из разноуровневых органов управления коллективно-долевыми и государственными образовательными организационно-правовыми структурами, так и методы управления, предпринимаемые комплексные меры в рамках функций управления организации, планирования, прогнозирования, регулирования, программирования, контроля, учета и анализа, а также в составе стратегических планов развития учреждения образования в долгосрочном периоде времени.

Разноуровневые, разграниченные компетенции органов управления образовательными учреждениями включают в себя не только комплексные меры, по-

средством которых выполняются представленные законом Российской Федерации «Об образовании» полномочия федеральных, региональных, муниципальных и локальных органов управления деятельностью учреждений образования, но и функции, в составе которых реализуются данные меры (мероприятия) организационного, экономического, социального, финансового и иного характера.

Так, например, в компетенцию федеральных органов управления входит ведение: правового регулирования отношений в учреждениях образования; разработки и реализации федеральных целевых и международных образовательных программ; организации лицензирования, аттестации и государственной аккредитации образовательных учреждений, проведения единого государственного экзамена на территории Российской Федерации, приема учащихся, студентов в государственные и муниципальные образовательные учреждения, установления федеральных нормативов финансирования образования обучающихся; функционирования федеральной системы подготовки и переподготовки педагогических работников государственных органов управления образованием; планирования базисных учебных процессов, примерных программ курсов, дисциплин, объемов учебной литературы и учебных пособий; контроля исполнения нормативно-правового регламентирования деятельности образовательных учреждений, качества оказываемых образовательных услуг [2].

В состав компетенций региональных органов управления деятельностью учреждений образования, представленных законом Российской Федерации «Об образовании», входит комплекс мер социального, организационного, экономического, финансового и инновационного характера, которые реализуются региональным субъектом управления как индивидуальным порядком, так и в составе конкретных функций управления. Так, например, большинство из мер по реализации полномочий в процессе регионального управления учреждениями образования (учреждениями дополнительного образования в том числе) входят в функцию организации: предоставление общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования; предоставление дополнительного профессионального образования в регионах; создание, реорганизация образовательных учреждений административно-территориального образования; формирование органов управления образованием и руководство ими.

Отдельными мерами социального, финансового, экономического и инновационного характера, реализуемыми региональным субъектом управления учреждениями образования в рамках представленных ему законом полномочий, в настоящее время выступают: проведение государственной аттестации обучающихся, освоивших образовательные программы общего образования; информационное обеспечение и содействие инновационному развитию учреждений образования; надзор и контроль в сфере образования и исполнения государственных образовательных стандартов учебными заведениями независимо от их форм собственности; установление нормативов финансирования для учреждений образования.

Для предоставленных полномочий в области муниципального управления учреждениями образования характерны такие комплексные меры организационного характера, как: организация предоставления общедоступного и бесплатного общего и дополнительного образования по основным общеобразовательным и специальным программам; содержание зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений; учет детей, подлежащих обязательному обучению в общих образовательных учреждениях.

Однако основные управленческие воздействия на социально-экономическое развитие образовательного учреждения в рамках предоставленных законом Российской Федерации «Об образовании» относятся непосредствен-

но к субъекту управления образовательным учреждением. При этом весь комплекс полномочных мер экономического, социального, финансового и инновационного характера осуществляется как в составе функций управления, так и в индивидуальном порядке.

Поэтому текущее и перспективное планирование деятельности учреждения дополнительного образования должно предусматривать нормальное функционирование образовательного процесса, для которого необходимы постоянное обновление и модернизация материально-технического комплекса, включающего не только технические и информационные средства обучения, но и оборудование, оснащение помещений (аудиторий, лабораторий, преподавательских комнат, помещений для управленческого персонала) в соответствии с государственными и муниципальными нормами и требованиями, но в пределах обновления и модернизации их за счет собственных финансовых средств.

Кроме того, планово-расчетные обоснования учреждения дополнительного образования должны на текущий, средне-, долгосрочный периоды времени предусматривать и такое ресурсное обеспечение, как формирование профессорско-преподавательского (учительского) состава с учетом их уровня квалификации и специализации по учебным дисциплинам.

В качестве учебно-методического и информационного обеспечения план текущей деятельности и перспективного развития должен предусматривать приобретение, создание и совершенствование на инновационной основе учеб-но-методического комплекса, образовательных технологий, включая программное и контентное обеспечение процесса дистанционного обучения [3, 5].

Организация учебного процесса учреждения дополнительного образования должна предусматривать меры и действия по разработке, утверждению и использованию рабочих программ учебных курсов и дисциплин, годовых календарных учебных графиков, устава образовательного учреждения, правил внутреннего распорядка. Эти меры необходимы не только для нормальной, в соответствии с существующими требованиями, реализации учебно-образова-тельного процесса учреждения дополнительного образования, но и рационального организационного соединения всех видов ресурсов (материально-технических, трудовых, финансовых, учебно-методических и информационных) в образовательном процессе, их эффективного использования.

К функции организации в ходе управленческих воздействий на процесс получения потребителями образовательных услуг в рамках компетенции учреждения дополнительного образования можно отнести: создание компонента учреждения государственного образовательного стандарта; формирование структуры управления деятельностью учреждения; определение контингента обучающихся; создание в образовательном учреждении необходимых условий для деятельности подразделений общественного питания и медикодиагностического обслуживания обучающихся и работников учреждения; содействие и оказание помощи деятельности общественных некоммерческих организаций и методических объединений.

Наряду с этим к мерам и действиям в составе функции организации образовательного процесса необходимо отнести составление и контроль исполнения расписания учебного процесса как по отдельным дисциплинам и курсам, так и по специальным курсам повышения квалификации работников народного хозяйства, взаимоувязывание учебного процесса с подготовкой для него учебно-методического материала, технических и информационных средств обучения студентов, слушателей, учеников, а также использование результатов выполняемых научно-исследовательских разработок на бюджетной и хозяйственно-договорной основе.

Функция регулирования в системе управления текущей деятельностью и перспективным социально-экономическим развитием учреждения дополнительного образования в своей целевой направленности должна быть ориентирована на устранение возникающих отклонений в образовательном процессе от государственного образовательного стандарта, установленных норм и нормативов потребления трудовых, материально-технических, финансовых и информационных ресурсов. При этом предусматриваемые субъектом управления текущей деятельностью и перспективным социально-экономическим развитием учреждения дополнительного образования меры и действия должны быть, в свою очередь, обеспечены тем объемом ресурсов, который на основе эффективного использования мог бы направить образовательный процесс, при устранении допущенных нарушений режима и условий функционирования, а также отклонений в ресурсопотреблении, на достижение поставленных ориентиров экономической, социальной и финансовой результативности в текущем и перспективном (средне-, долгосрочном) периодах времени.

В качестве таких регулирующих мер, предпринимаемых субъектом управления учреждением дополнительного образования, могут выступать: корректировка численности контингента обучающихся в условиях ограниченных материально-технических, трудовых ресурсов; повышение качества оказания образовательных услуг обучающимся с использованием учебнометодических, информационных и экономико-организационных новшеств непосредственно в образовательном процессе; предпринимаемые меры по повышению уровня квалификации и профессионального мастерства преподавательского состава, в целом всех работников учреждения; устранение неполного изложения в учебном процессе образовательных программ; приведение к нормативному состоянию размеров заработной платы работников образовательного учреждения, надбавок и доплат к должностным окладам; устранение отклонений от установленного порядка и размеров премирования персонала учреждения дополнительного образования.

Функция программирования в системе управления текущим функционированием и перспективным социально-экономическим развитием учреждений дополнительного образования выполняет роль взаимодействующего элемента, обеспечивающего выполнение программных этапов деятельности в соответствии с обоснованными нормами потребления имеющихся ресурсов, целевой ориентации на достижение необходимых результатов (например, число приема и выпуска слушателей, повышающих квалификацию, профессиональное мастерство, стоимостный объем оказания образовательных услуг высокого качества), экономических, социальных и финансовых результатов в текущем (один год) и перспективном периодах времени (2-5 лет), сроками поэтапного и итогового завершения одного или нескольких направлений программной деятельности.

Программирование социально-экономического развития учреждения дополнительного образования, в соответствии с представлениями автора, означает, в отличие от функции планирования, составление поэтапной последовательности выполнения экономических, финансовых, инновационных, социальных и маркетинговых и иных мероприятий в целевой ориентации на достижение в текущем и перспективном периодах времени тех результатов, которые соответствуют целевому (адресному) использованию ресурсов в процессе оказания потребителям дополнительных образовательных услуг в конкретно определенный участниками программы период времени.

Нередко, исходя из содержательности понятия «программа», в экономической литературе программу идентифицируют с планом текущей деятельности и перспективным развитием хозяйствующего субъекта производственной или социальной сферы народного хозяйства.

На наш взгляд, как по содержанию, так и по целевой направленности, функциональной предназначенности понятие «программа» отличается от понятия «план», также как и программирование от планирования, тем, что, соединяя все виды ресурсов конкретной организационно-правовой структуры при возможном участии в программном комплексе работ других хозяйствующих субъектов, обладающих теми или иными индивидуальными видами ресурсов (например, новыми технологиями, техническими устройствами, высоким инновационным уровнем оказания услуг), для целевого выполнения определенного объема работ, реализации мер в соответствии с конкретным видом деятельности хозяйствующего субъекта (учреждения, оказывающего услуги дополнительного образования), программирование как функция управления образовательным учреждением своим результатом имеет поэтапное или итоговое по заранее установленным периодам времени завершение оказания комплексов образовательных услуг, например, в рамках цикла учебных дисциплин и курсов учреждений профессионального образования, повышения квалификации и профессионального мастерства [1, 4].

Контрольная функция в системе управления текущей деятельностью и перспективным развитием учреждений дополнительного образования заключается в контроле за текущей успеваемостью и промежуточной аттестации обучающих образовательного учреждения, за осуществлением образовательного процесса в соответствии со своим уставом и требованиями закона Российской Федерации «Об образовании», за деятельностью вспомогательных подразделений учебного заведения, обслуживающих образовательный процесс.

Функция контроля в достаточной мере должна быть реализована на всех уровнях управления учреждениями образования. При этом надзор и контроль должны осуществляться за соблюдением государственных образовательных стандартов и качества образования в аккредитованных образовательных учреждениях, расходованием финансовых средств учреждением образования.

Функция учета в системе управления деятельностью учреждения дополнительного образования, взаимодействуя с другими функциями, выполняет роль фиксатора состояния экономических процессов учреждения образования, его подразделений посредством сбора информации о них, отражении этих сведений в учетных ведомостях оперативного и бухгалтерского характера.

Взаимосвязь функции учета, например, с планированием деятельности учреждения дополнительного образования проявляется, например, в процессе регистрации отдельных операций непосредственно на месте их осуществления для получения постоянной информации о выполнении текущего (годового) плана в отдельных подразделениях учреждения образования.

Литература

1. Евменьев Н.Ю. Особенности управления социальной сферой в информационном обществе. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2002.

2. Закон Российской Федерации «Об образовании». М.: МП Новая школа, 1992.

3. Кроливецкий Э.Н. Система планирования деятельности хозяйствующих субъектов сферы услуг: препринт. СПб.: Нестор, 2001.

4. Тнерина И.О. Кадровый менеджмент: процесс отбора персонала // Социол. исслед. 2000. № 4. С. 22-31.

5. Щербина В.М. Планирование деятельности образовательных учреждений // Вопросы совершенствования социально-экономических отношений в условиях рынка: межвузовский сборник научных трудов. М.: Вуз и школа, 2003. С. 309-312.

ЛЕБЕДЕВ ВЯЧЕСЛАВ ВИКТОРОВИЧ - кандидат экономических наук, докторант, Санкт-Петербургский государственный университет кино и телевидения, Россия, Санкт-Петербург (britrus@yandex.ru).

LEBEDEV VYACHESLAV VIKTOROVICH - candidate of economics sciences, doctoral candidate, St. Petersburg State University of Cinema and Television, Russia, St. Petersburg.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.