Научная статья на тему 'УПРАВЛЕНИЕ СТРУКТУРОЙ ТОВАРНОГО ПОРТФЕЛЯ ПРЕДПРИЯТИЯ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ ЕГО КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ'

УПРАВЛЕНИЕ СТРУКТУРОЙ ТОВАРНОГО ПОРТФЕЛЯ ПРЕДПРИЯТИЯ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ ЕГО КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
11
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АССОРТИМЕНТНАЯ ПОЛИТИКА / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / ПРОДУКТОВЫЙ ПОРТФЕЛЬ / АССОРТИМЕНТ ПРОДУКЦИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Авдеева А.А.

В статье рассматривается вопрос о конкурентоспособности предприятия и факторах, которые на это влияют. В рамках политики компании по управлению конкурентоспособностью обозначена концепция формирования оптимальной структуры ассортимента продукции, представлены основные этапы построения данной модели и стратегические варианты дальнейших действий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Авдеева А.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MANAGEMENT OF THE PRODUCT PORTFOLIO STRUCTURE OF COMPANY AS A FACTOR OF COMPETITIVENESS INCREASE

The article reports about the issue of company’s competitiveness and the factors affect this. It discusses the concept of formation of optimal product assortment structure. The main stages of model building are presented in the article. Also it reports about the strategic options for further action.

Текст научной работы на тему «УПРАВЛЕНИЕ СТРУКТУРОЙ ТОВАРНОГО ПОРТФЕЛЯ ПРЕДПРИЯТИЯ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ ЕГО КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ»

УДК 330

Авдеева А.А. студент-магистрант 2 курса факультет «инженерно-экономический» кафедра экономики и финансового менеджмента Рязанский государственный радиотехнический университет

Россия, г. Рязань

Avdeeva A.A.

Student-master 2 course faculty of radio-engineering Department of Economics and financial management Ryazan state radio-engineering university

Ryazan, RU

УПРАВЛЕНИЕ СТРУКТУРОЙ ТОВАРНОГО ПОРТФЕЛЯ ПРЕДПРИЯТИЯ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ ЕГО КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ THE MANAGEMENT OF THE PRODUCT PORTFOLIO STRUCTURE OF COMPANY AS A FACTOR OF COMPETITIVENESS

INCREASE

Аннотация. В статье рассматривается вопрос о конкурентоспособности предприятия и факторах, которые на это влияют. В рамках политики компании по управлению конкурентоспособностью обозначена концепция формирования оптимальной структуры ассортимента продукции, представлены основные этапы построения данной модели и стратегические варианты дальнейших действий.

Abstract. The article reports about the issue of company's competitiveness and the factors affect this. It discusses the concept offormation of optimal product assortment structure. The main stages of model building are presented in the article. Also it reports about the strategic options for further action.

Ключевые слова: ассортиментная политика,

конкурентоспособность, продуктовый портфель, ассортимент продукции, оптимальный портфель продукции.

Keywords: the assortment policy, competitiveness, product portfolio, range of goods, product portfolio balance.

Современное состояние экономики Российской Федерации характеризуется усилением конкурентной борьбы между участниками рынка. Данный фактор способствует повышению уровня качества выпускаемых товаров и оказываемых услуг. При этом наблюдается рост эффективности производственной деятельности путем развития и внедрения инновационных идей, путем привлечения научных разработок и опыта в определенных областях. В конечном итоге, данная политика позволяет наиболее полно обеспечить удовлетворение потребностей покупателей.

В подобных условиях каждое предприятие ставит перед собой цель повысить свою конкурентоспособность. Для выполнения данной задачи фирме необходимо сформировать концепцию или политику по управлению конкурентоспособностью, которая должна быть основана на современных подходах развития организации.

Для того чтобы добиться успеха при разработке подобной концепции и иметь успех в будущем, предприятию необходимо определить задачи и цели в рамках данной политики, основываясь на свои конкурентные преимущества и недостатки.

Вполне логично, что предложение на рынке должно максимально соответствовать желаниям потребителей по всем параметрам, включая цену, качество, разнообразие выбора, сервис, обслуживание и прочее. То есть для повышения конкурентоспособности необходимо грамотно управлять структурой товарного портфеля предприятия.

Управление товарным ассортиментом сводится к построению оптимальной его структуры. При этом должны учитываться не только интересы потребителей, но и вопросы эффективного использования производственных возможностей и ресурсов с целью минимизации издержек. Ключевым и наиболее удобным индикатором успешного управления товарным портфелем в данной концепции служит маржинальный доход 11.

Модель построения оптимальной структуры ассортимента включает следующие этапы 12:

1. Выделение групп товаров, которые пользуются наибольшим спросом среди клиентов;

2. Изучение вкуса и предпочтений потребителей;

3. Изучение и оценка товаров-заменителей, аналогичной продукции конкурентов, выделение преимуществ и недостатков данных продуктов;

4. Сегментация рынка;

5. Доработка существующего выпуска продукции или внедрение новых видов товара в соответствии с запросами рынка;

6. Выявление производственных возможностей;

7. Определение оптимального портфеля продукции;

8. Разработка ассортиментной политики и стратегии развития и реализации в данной области.

При работе с ассортиментом очень важным является вопрос определения стратегии дальнейших действий для предприятия. В настоящее время существуют следующие основные направления действий:

1. Расширение ассортимента;

11 Прокопчук А. А. Современные подходы к формированию оптимальной структуры товарного ассортимента торговой организации // Этап: экономическая теория, анализ, практика. - 2014. - № 5. - С. 127132.

12 Гордеев Д. Управление ассортиментом в современных экономических условиях // РИСК: ресурсы, информация, снабжение, конкуренция. - 2012. - № 2. - Ч. 1. - С. 59-63

2. Углубление ассортимента;

3. Упорядочение ассортимента;

4. Ограничение ассортимента.

Первое направление сводится к тому, что в портфель товаров должны быть добавлены новые позиции и сформирован широкий ассортимент. Углубление портфеля продукции означает, что на рынок выводятся различные модификации товаров с целью удовлетворения специфических потребностей. Следующая стратегия основана на том, что ассортимент периодически пересматривается, выявляются, например, неликвидные группы товаров, к которым можно применить скидки или дисконтную систему и наоборот, можно увеличить долю выпуска или поднять цену на товары с наиболее высоким объемом продаж.

Стратегия ограничения ассортимента основана на том, что руководство предприятия отказывается от дифференциации или расширения выпуска. Существующее предложение полностью соответствует рынку и всем основным показателям эффективности на предприятии. Либо причинами выбора данной стратегии могут служить ограничения в производственных, финансовых, экономических, кадровых,

административных и прочих возможностях фирмы. 13

При формировании своей ассортиментной политики руководство компании должно обратить внимание не только на текущее состояние товарного портфеля и его анализ, но и выявить перспективу дальнейших действий, основываясь на определении будущих тенденций, предпочтений и возможностей. Оптимальная ассортиментная политика также предполагает оценку текущей программы сбыта, поиск новых способов реализации продукции.

Таким образом, для любой фирмы грамотная политика по части ассортимента выступает в качестве фундамента ее стабильности, эффективности, рентабельности и конкурентоспособности. Данный инструмент очень важен для компании, т.к. он помогает ей осуществлять и направлять свою деятельность на рынке. Основной задачей, которую выполняет ассортиментная политика, является то, чтобы портфель продукции предприятия в любой момент времени соответствовал спросу по всем характеристикам и параметрам. В свою очередь, это способствует повышению конкурентоспособности и прибыльности компании.

Использованные источники:

1. Прокопчук А. А. Современные подходы к формированию оптимальной структуры товарного ассортимента торговой организации // Этап: экономическая теория, анализ, практика. - 2014. - № 5. - С. 127-132.

2. Гордеев Д. Управление ассортиментом в современных экономических условиях // РИСК: ресурсы, информация, снабжение, конкуренция. - 2012. -

13 Тебекин, А.В. Менеджмент организации: учебник А.В. Тебекин, Б.С. Касаев. 3-е изд., перераб. и доп. -М.: КНОРУС, 2014.

№ 2.-Ч. 1. - С. 59-63.

3. Тебекин, А.В. Менеджмент организации: учебник А.В. Тебекин, Б.С. Касаев. 3-е изд., перераб. и доп. - М.: КНОРУС, 2014.

УДК 519.86

Агафонцева К.А. студент, 4 курс институт Экономики и управления Самарский национальный исследовательский университет

имени академика С.П. Королева Россия, г. Самара

Agafontseva K.A., student 4 year, Institute of Economics and Management Samara University, Russia, Samara АНАЛИЗ МАТЕМАТИЧЕСКИХ МОДЕЛЕЙ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ANALYSIS OF MATHEMATICAL MODELS SOCIO-ECONOMIC INDICATORS

Статья посвящена исследованию и сравнению математических моделей социально-экономических показателей. Проанализирована взаимосвязь инвестиций в основной капитал и ВРП, динамика экономического развития региона за счет изменения количества привлеченных факторов производства, а также численность занятых в экономике и стоимость основных фондов.

Ключевые слова: социально-экономические показатели, математические модели, валовой региональный продукт, инвестиции в основной капитал, факторы производства.

The article is devoted to the study and comparison of mathematical models of socio-economic indicators. The interrelation of investments in fixed assets and GRP, the dynamics of the region's economic development due to the change in the number of involved factors of production, as well as the number of employed in the economy and the value of fixed assets were analyzed.

Keywords: socio-economic indicators, mathematical models, gross regional product, investment in fixed assets, factors of production.

Стимулирование экономического роста региона, поддержание его темпов на стабильном уровне является одной из главных долгосрочных целей экономической политики правительства. Важнейшим показателем экономического роста является валовой региональный продукт.

Одним из современных методов исследования взаимосвязей инвестиций в основной капитал и ВРП, позволяющих выявлять их количественные и качественные закономерности, является эконометрическое моделирование. Например, в статье [1] авторы рассматривают показатели, характеризующие исследуемые социально-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.