«Гуманитарный научный журнал»
2021, №1
Электронный научный журнал ISSN 2078-9661
УДК 338.45
Алиев А.А.
Поволжский институт управления им. П.А. Столыпина - филиал РАНХиГС,
г. Саратов, Россия
Диверсификация ассортиментного портфеля как фактор повышения эффективности деятельности производственного
предприятия
Аннотация. В статье проанализированы современные методы анализа продуктового портфеля предприятия, позволяющие формировать его эффективную ассортиментную политику. Описаны факторы управления ассортиментной политикой организации в условиях возрастающих требований к товарам, Проведены исследования ассортиментного портфеля ООО «Мебельная фабрика Мария», предложены рекомендации по диверсификации ассортиментного портфеля в целях улучшения экономического положения компании.
Ключевые слова: ассортиментный портфель, ассортиментная политика, управление ассортиментом, диверсификация продукции, эффективность деятельности производственного предприятия.
Образец цитирования: Алиев А.А. Диверсификация ассортиментного портфеля как фактор повышения эффективности деятельности производственного предприятия // Гуманитарный научный журнал. 2021. №1. С. 117-122. DOI: https ://doi.org/10.24412/2078-9661-2021-1-017
Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution License (CC-BY 4.0).
Aliev A.A.
Diversification of the product portfolio as a factor in increasing the efficiency of the organization
Abstract. The article analyzes modern methods of analyzing the product portfolio of an enterprise, which make it possible to form its effective assortment policy. The factors of managing the assortment policy of the organization in the face of increasing requirements for goods are described. Research is carried out on the assortment portfolio of Furniture Factory Maria LLC, recommendations for diversifying the assortment portfolio in order to improve the economic situation of the company are proposed.
Key words: assortment portfolio, assortment policy, assortment management, product diversification, efficiency of a manufacturing enterprise.
For citation: Aliev A.A. Diversification of the product portfolio as a factor in increasing the efficiency of the organization // Humanitarian scientific journal. 2021. №1. P 117-122 (In Russ.) DOI: https://doi.org/10.24412/2078-9661-2021-1-017
This is an open access article distributed under the terms of Creative Commons Attribution License (CC-BY 4.0).
На сегодняшний день экономическая ситуация в России и в мире характеризуется ростом конкуренции, компании стремятся выделиться, занять большую долю рынка. Из современных компаний наибольшую прибыль получают те, которые обладают наиболее качественной и эффективной ассортиментной политикой. Интересы потребителей постоянно меняются под влиянием моды и трендов. Покупатели хотят, чтобы
«Гуманитарный научный журнал» ^^Ьч Электронный научный журнал
2021, №1 ПАРАДИГМА ^БЫ 2078-9661
купленные ими товары были более красивыми, долговечными, практичными и, конечно же, максимально дешёвыми. А производителям необходимо удовлетворять постоянно изменяющиеся и возрастающие требования своих клиентов, путём совершенствования своей деятельности и своего ассортимента.
Необходимыми условиями повышения эффективности деятельности в условиях рынка является гибкое приспособление к изменяющейся рыночной конъюнктуре, то есть, прежде всего, совершенствование ассортиментной политики компании. Это обусловлено тем, что колоссальный объем средств, вложенных в производство, придает проблеме управления ассортиментным портфелем предприятия первостепенное значение.
Политика ассортиментов товара - одно из основных направлений деятельности современной организации. Данное направление обладает особой актуальностью в текущих условиях рыночной экономики, когда со стороны покупателя к товару предъявляются повышенные требования по ассортименту и качеству, от работы с которыми зависят все экономические показатели организации. [2, с. 54]
Важной частью ассортиментной политики является ассортиментный портфель и его своевременные изменения, которые базируются на учете потребительской ценности товара и расширяют круг его возможных покупателей. [4, с. 257]
Значительная роль в разработке эффективной ассортиментной политики компании отводится методам анализа, которые можно и нужно совмещать, приспосабливая к деятельности определённого предприятия. [5, с. 32]
Одним из самых простых и распространенных методов анализа ассортиментной политики является метод АВС. Данный метод базируется на основании принципа Парето. В ходе АВС-анализа формируется определённых рейтинг товаров. К выбору объектов и параметров анализа можно подойти творчески. Объединив товар по одному параметру нужно сопоставить полученный результат с другими параметрами. [6, с. 113]
Другим распространенным методом анализа ассортимента можно назвать анализ по адаптированной матрице БКГ (Бостонской консалтинговой группы). Матрица БКГ составляется на основании внутренней информации предприятия и даёт возможность сделать полноценный ассортиментный анализ и выводы по структуре продукции. По результатам построения матрицы БКГ выделяются четыре группы товаров (в соответствии с попаданием конкретного товара в соответствующий квадрант): «звезды», «дойные коровы», «трудные дети», «собаки», стоит отметить, что названия в зависимости от источников отличаются, но смысл всегда остаётся одним.
Для оптимизации ассортимента предприятия используется также ряд экономических моделей, среди которых наибольшее распространение получила «Модель экономически обоснованного размера заказа» (EOQ).
«Гуманитарный научный журнал»
2021, №1
Электронный научный журнал ¡88М 2076-96бГ
Данная модель даёт возможность определить оптимальный размер партии поставки товаров, а потом и оптимальный размер заказа. В экономической литературе эта формула известна, как формула Уилсона. [3, с. 8]
Одной из наиболее популярных моделей формирования ассортиментного портфеля является модель, разработанная известным специалистом Э. Таубером. В данной модели стратегии рассматриваются в зависимости от двух параметров:
1) в какой товарной категории оперирует бренд (прежней или новой для компании);
2) какое марочное имя используется для выхода в товарную категорию (прежнее или новое). [1, с. 81]
В зависимости от указанных условий предлагаются следующие стратегии:
1) стратегия линейного расширения бренда - использование имеющегося марочного названия для идентификации нового товара той же товарной категории, выпущенного для нового сегмента рынка; [7, с. 368]
2) стратегия расширения границ бренда (категориальное расширение, совместный брендинг) - использование существующего марочного имени для выхода в новую товарную категорию;
3) мультимарочная стратегия - создание дополнительных брендов под новым именем в рамках одной товарной категории; [9, с. 11]
4) стратегия диверсификации брендов - использование нового марочного названия для продвижения продукции в новой товарной категории, распространение сферы деятельности фирмы на производство различных видов продукции или на различные рынки. [8, с. 137]
В рамках исследования был проведен анализ ассортиментного портфеля одной из крупнейших компаний по производству мебели для кухни, ванных комнат и помещений делового назначения - ООО «Мебельная фабрика Мария».
Анализ матрицы БКГ показал (см. рисунок 1), что две из трёх позиций, а именно, 1 - «мебель кухонная», 2 - «шкафы» компании ООО «Мебельная фабрика Мария» относятся к разделу «проблемы», это говорит о несбалансированности продуктового портфеля предприятия. В случае, если позиция находится в области «проблем», необходимо увеличивать инвестиции в эту позицию, с целью удержать уже имеющуюся долю рынка, а также «переместить» товар в раздел «звёзд», то есть увеличить долю рынка.
Одна позиция 3 - «мебель для ванны» - оказалась в разделе «собаки», что ещё больше усугубляет ситуацию с корпоративным портфелем компании ООО «Мебельная фабрика Мария». Данное направление бизнеса приносит мало прибыли и является неперспективным для организации. В ситуации, если товарная группа находится в области «собаки», её необходимо «вывести» из портфеля в кратчайшие сроки. Эта группа лишает свободных
«Гуманитарный научный журнал» Электронный научный журнал
2021, №1 ПАРАДИГМА ISSN 2078-9661
денежных средств, замедляя тем самым развитие в наиболее перспективных направлениях.
20% 18% 16% Проблемы о1 Звёзды
14%
12% о2
10% 8% Собаки Дойные коровы
6%
4% 2% 3 О
0 0,1 0,2 0,3 0,4 0,5 0,6 0,7 0,8 0,9 1 Сравнительная доля рынка
Рисунок 1. Матрица БКГ
В ассортименте компании находится 47 позиций. Проведенный АВС-анализ, позволяет сделать вывод, что к категории «А» на предприятии можно отнести 12 позиций, что составляет 25,5% от общей доли. Это самые важные позиции кампании, они приносят максимальную выручку от продаж 80%. Компания ООО «Мебельная фабрика Мария» будет нести очень серьёзные потери в случае резкого снижения эффективности данной группы ассортимента. К категории «В», можно отнести 7 позиций, что составляет 14,9% от общей доли. Данная группа товаров приносит хорошую стабильную 15% выручку компании. Самая обширная группа «С» вмещает в себя 28 позиций ассортимента или 59,6% от общего числа наименований и приносит только 5% общей выручки компании. Это наименее важная группа для компании. Позиции ассортимента, которые входят в эту группу требуют улучшения либо полного избавления от них.
100% 50% 0%
80%
25%
60%
5%
Категория Категория Категория
ИД!! "В" "С"
i Доля в доходах Доля в ассортименте
Рисунок 2. ABC - анализ
Одним из способов улучшить положение для «Марии» - это пересмотр ценовой политики, то есть снижение цен на готовую
«Гуманитарный научный журнал» ^^Ьч Электронный научный журнал
2021, №1 ПАРАДИГМА ^БЫ 2078-9661
продукцию. Потенциально эффективным решением этой проблемы может стать открытие линии по производству бюджетных моделей кухонь. Помимо этого, перспективным направлением деятельности может стать диверсификация продукции посредством запуска автоматизированной линии по производству корпусной мебели. Факторами успешной реализации корпусной мебели станут сила и узнаваемость бренда, высокое качество продукции и надежно отлаженные каналы сбыта.
Поскольку в структуре корпоративного портфеля компании ООО «Мебельная фабрика Мария» прослеживаются намерения выхода на рынок производства и продажи корпусной мебели через производство шкафов, было бы целесообразно развивать производство «тумб с ящиками» на новой линии. Расчетные данные представлены в таблице 1.
Реализации предлагаемого проекта позволит увеличить выручку на 20127,87 тыс. руб., а рентабельность продаж составит 7,21%.
В заключение следует отметить, что реализация комплекса мероприятий по расширению ассортимента продукции позволяет повысить эффективность деятельности компании, дифференциация продукции увеличит доходы фирмы и показатели рентабельности, увеличит прибыль и займёт большую долю рынка.
Таблица 1. Планируемые финансовые результаты от запуска _автоматизированной линии_
Показатели 2021 год (1800 ед.) 2022 год (1980 ед.) 2023 год (2180 ед.)
На 1 ед., руб. На весь объём, тыс. руб. На 1 ед., руб. На весь объём, тыс. руб. На 1 ед., руб. На весь объём, тыс. руб.
Выручка 11182,15 20127,87 11538,49 22846,21 11991,96 26142,47
Полная себестоимость 6752,5 12155,2 6567,9 13004,7 6662,2 14523,8
Прибыль от продаж 4429,65 7972,67 4970,59 9841,51 5329,76 11618,67
Налог на прибыль 885,93 1594,53 994,12 1968,3 1065,95 2323,73
Чистая прибыль 3543,72 6378,14 3976,47 7873,21 4263,81 9294,94
Рентабельность продукции, % 65,6 65,6 75,68 75,68 80 80
Рентабельность продаж, % 39,61 39,61 43,08 43,08 44,4 44,4
Таким образом, выбрав правильную стратегию ведения бизнеса и применив меры противодействия основным рискам (росту цен на сырьё и материалы, сбою поставок, усилению конкурентной борьбы), компания сможет в скором времени окупить все вложения и выйти на стабильный высокий доход. Спрос на мебель стабилен, а сезонность практически не сказывается на объемах производства. В целом, если клиентам
2021, №1
«Гуманитарный научный журнал»
Электронный научный журнал
ISSN 2078-9661
предоставляется качественная мебель в установленные сроки и по привлекательной цене, факторы риска имеют минимальное значение.
1. Зуб, А. Т. Стратегический менеджмент: учебник и практикум для вузов / А. Т. Зуб. — 4-е изд., перераб, и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2020. — 375 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-03013-6;
2. Малюк, В. И. Производственный менеджмент: учебник для вузов / В. И. Малюк. — 2-е изд., испр. — Москва: Издательство Юрайт, 2020. — 249 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-07364-5;
3. Мастеров А.И. Управленческий учет и анализ ассортиментной и ценовой политики как инструмент повышения эффективности деятельности организации // Международный бухгалтерский учет. - 2017. - №9. - С. 7-9.
4. Мескон М.Х. Основы менеджмента / М.Х. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури. - М.: Дело, 2018. - С.701;
5. Павлова И. Маркетинг в практике современной фирмы. М.: Норма, 2018. С. 81.;
6. Стерлигова А.Н Управление запасами в цепях поставок: Учебник. - М.: ИНФРА -М, 2017. - 430 с.;
7. Томпсон А.А., Стрикленд А. Дж. Стратегический менеджмент. Концепции и ситуации для анализа. М.: Вильямс, 2018. 928 с.;
8. Экономика. Толковый словарь. — М.: «ИНФРА-М», Издательство «Весь Мир». Дж. Блэк. Общая редакция: д.э.н. Осадчая И.М. 2018.;
9. Шибаков, В.Г. Методика оперативного управления товарным ассортиментом предприятия на основе изучения потребительских предпочтений // Экономический анализ. - 2018. - №11. - С. 10-12.
Об авторе:
Алиев Аслан Алигусейнович - магистрант ПИУ им. П.А.Столыпина - филиала РАНХиГС, г. Саратов, Россия Научный руководитель
Бурмистрова Елена Валериевна, кандидат социологических наук, доцент кафедры менеджмента организации ПИУ им. П.А.Столыпина - филиала РАНХиГС, г. Саратов, Россия
Библиографический список