С. В. Лепешкина
Управление структурной безработицей на современном этапе
Вступление России на путь реформирования экономики вызвало появление такого социального явления, как безработица, которая явилась следствием сокращения производства, изменения доли участия различных отраслей в экономике России, снижения реальных инвестиций, перераспределения работников между отраслями. Давая определение данному социально-экономическому явлению, хотелось бы особое ударение сделать на то, что безработица -это явление, при котором часть населения не может найти работу. Однако в современной отечественной и зарубежной экономике труда существует множество типов безработицы (вынужденная, добровольная, естественная, классическая, массовая, структурная, скрытая и т.д. ), которые образовались в результате различных подходов к существующей проблеме, например, уровень средней заработной платы, установившийся на определенной территории, влияет на установление добровольной безработицы, стремление к получению работы в соответствии с квалификацией определяет вынужденную безработицу, продолжительность рабочей недели - скрытую безработицу и т.д.
На современном этапе экономического развития России актуальной становится проблема структурной безработицы, представляющей собой чрезмерную занятость трудоспособных людей в ненужных и не-дозанятость в нужных отраслях, нехватку рабочей силы при наличии рабочих мест в развивающихся отраслях и избыток рабочей силы при нехватке рабочих мест в неперспективных отраслях [1, с. 53] , т.е. это безработица, возникающая в случае структурного изменения спроса на труд,
результатом чего становится несбалансированность между спросом и предложением работников определенной квалификации. В данном случае мы имеем дело с лицами определенной квалификации и, соответственно, определенного уровня образования и стажа работы. Структурная безработица - новое явление в российской экономике, так как в «дореформенный» период плановой экономики существовала полная занятость населения и имело место наличие значительного количества вакантных мест, однако данное явление было вызвано тем, что экономика России шла по экстенсивному пути развития, в этот период сложилась низкая цена на рабочую силу. Структурные изменения отраслевого развития повлекли за собой возникновение излишка рабочей силы в одних отраслях и нехватку в других, в то же время на рынке рабочей силы высококвалифицированных специалистов в определенной отрасли, не имеющих возможность найти занятие в соответствии с их профессиональным профилем.
19 апреля 1991 г. был принят закон Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» (в последствии с изменениями и дополнениями), в котором были определены порядок признания граждан безработными, государственная политика в области содействия занятости населения, права граждан в области занятости и т.д. В ст. 9 зафиксировано право граждан, признанных безработными, на консультацию, профессиональные ориентацию, подготовку и переподготовку, повышение квалификации и получение информации в органах службы занятости, а в ст. 23 указаны случаи, когда осуществляется профессиональная подготовка, повыше-
ние квалификации и переподготовка по направлению службы занятости (невозможность подобрать подходящую работу из-за отсутствия нужной квалификации, необходимость изменения профессии в связи с отсутствием работы, утрата гражданином способности к выполнению работы по прежней профессии) .
Итак, мы видим, что наиболее эффективным средством управления структурной безработицей, зафиксированным в законодательстве Российской Федерации, являются профессиональное обучение и переподготовка кадров, получившие в последнее время широкое развитие в создании небольших учебных центров, осуществляющих обучение по различным направлениям на курсах сроком от 1 дня до 6 месяцев по наиболее привлекательным с точки зрения трудоустройства специальностям. Однако суть проблемы состоит в том, что возможности профессионального обучения безработных граждан определяются объемом средств, выделяемых на финансирование этого направления службы занятости, а на сегодняшний момент их катастрофически не хватает [2].
Но прежде чем говорить о финансовых проблемах, охарактеризуем положение на
рынке труда Алтайского края, используя данные Алтайского комитета статистики [3] .
Как видно из таблицы, происходит сокращение занятости в государственном и муниципальном секторах, на предприятиях смешанной формы собственности, однако существует тенденция роста занятых в общественных объединениях и организациях, а также на предприятиях с иностранным участием; 6 тыс. чел. принято на работу на вновь введенные места в 1997 г., выбытие работников за этот же период на 79% компенсировалось приемом новых кадров (в 1996 г. - 82%), количество предлагаемых рабочих мест на крупных и средних предприятиях и организациях в 1997 г. уменьшилось на 12%. В органы государственной службы занятости, как показывают материалы обследования населения, обратилось около 50% безработных, что составило 71,6 тыс. чел. неработающих граждан, а общая численность безработных составила 14 6 тыс. чел. Средняя продолжительность безработицы - 7,5 месяца; 18,8 % безработных ищут работу 8 месяцев и более, 24,9% - более года. Согласно законодательству Российской Федерации пособие по безработице выплачивается в среднем в течение 12 месяцев (не учитывая сроки продления выплат для некото-
Численность экономически
активного тыс. чел.
населения
Экономически активное население 1995 1996 1997
Всего 1109,1 1073,2 1018,0
в том числе:
Государственный и муниципальный секторы 472,3 443,8 430,6
Предприятия и организации смешанной формы собственности 166,8 169,9 159,8
Общественные объединения и организации 6,1 7,0 7,1
Предприятия и организации с иностранным участием 2,1 0,9 2,0
Частный сектор 461,8 451,6 418,4
рых категорий граждан) . С начала 1997 г. 2,4 тыс. чел. прошли профессиональное обучение по направлениям службы занятости, что на 16, 6 % меньше, чем в 1996 г. После обучения 71% граждан был трудоустроен, 5% вновь признаны безработными. Эффективность профессиональной подготовки налицо.
Вернемся к вопросу о финансировании подобного рода мероприятий, так как профессиональная подготовка и переподготовка способствуют формированию гибкого рынка труда, при котором возможно более полное использование возможностей постоянной и временной занятости, самозанятости, предпринимательства. Средства на финансирование этих мероприятий формируются за счет обязательных страховых взносов с заработка работающих, при необходимости - ассигнований из федерального бюджета, бюджетов субъектов федерации и местных бюджетов, добровольных взносов, а также средств, взыскиваемых с работодателей за нарушение требований, что закреплено в ст. 22 Закона «О занятости населения в Российской Федерации»
Но ни для кого не секрет, как осуществляется финансирование служб занятости, когда денежных средств не хватает на выплату пособий по безработице, не говоря уже об оплате за обучение и переподготовку в учебных центрах, ведь для того, что бы пройти обучение, например, профессии оператора ЭВМ, необходимо уплатить от 600 до 1000 руб. Возможным выходом из ситуации может стать обращение к развивающейся отрасли в России - страхованию, а именно создание нового вида личного страхования на случай невозможности найти работу. При этом в основу договора страхования кладется средний срок поиска работы (как говорилось выше, в Алтайском крае он составляет 7,5 месяца), наличие определенной квалификации и стажа, а также условия признания гражданина безработным в соответствии со ст. 3 Федерального закона «О занятости населения в Российской Федерации».
При этом особое внимание необходимо обратить на пункт 3, в котором говорится, что если гражданин в течение 10 дней со дня регистрации безработным отказался от двух вариантов подходящей работы, включая работы временного характера, то он лишается статуса безработного, договор страхования, соответственно, теряет силу.
Договор может заключаться на добровольной основе при регистрации физического лица в государственной или частной службе занятости сроком на один год с единовременной уплатой страховых взносов или с уплатой взносов в рассрочку, при этом страховыми агентами могут выступать работники службы занятости, получая за это комиссионное вознаграждение (т.е. для этой категории работников появляется дополнительный денежный стимул). Страховым случаем будет считаться нетрудоустройство на работу при истечении периода, равного средней продолжительности безработицы, сложившейся в регионе на момент заключения договора страхования. Во время действия договора страхования обязанностью страхователя считается активный поиск места работы посредством обращения на биржи труда, использования печатных средств и т.д. При наступлении страхового случая страхователь обращается в страховую компанию, сообщая о не-нахождении места работы, а та, в свою очередь, направляет застрахованное лицо в учебный центр для получения профессиональной подготовки или переподготовки по заранее оговоренной специальности, при этом перечисление денежных средств на счет учебного центра осуществляет страховая компания. Срок действия договора - один год, т.е. застрахованный может обратиться в страховую компанию по истечении оговоренного периода, но в срок, не превышающий одного года с мо-
мента заключения договора. По истечении действия договора, если не наступил страховой случай, т.е. гражданин нашел место работы, страховые взносы не возвращаются.
Возможным примером такого вида переподготовки могло бы служить сотрудничество службы занятости и Алтайского государственного университета, а именно факультета переподготовки кадров (ФПК) , а также какой-либо страховой компании.. ФПК основывает свою деятельность на повышении квалификации и переподготовке граждан, уже имеющих специальность и стаж работы. Сейчас большая роль отводится правительством на подготовку специалистов в области бизнеса, этим требованиям отвечает обучение по такой специальности, как маркетинг в современном бизнесе, имеющая своей целью получение знаний слушателями в области исследования рынка, формирования стратегии и политики как фирмы, так и частного предпринимателя, а также применение на практике знаний в области сбыта, сервиса и рекламы, следователь -но, существуют широкие возможности в области прикладного применения данной профессии.
Служба занятости может сотрудничать со страховыми компаниями
1. Большой энциклопедический словарь . М., 1997.
2. Мамай С. Отношение безработных к профессиональному обучению //
через администрацию субъекта федерации, которая выбирает страховую компанию на конкурсной основе, при этом со стороны администрации для этой компании и учебных центров могут выделяться льготы (например, снижение ставки налогов в местный бюджет, бюджет субъекта федерации).
Подводя итог, необходимо еще раз отметить, что структурная безработица - явление новое, появившееся в результате изменения доли различных отраслей в экономике в целом, что вызывает незанятость людей, уже имеющих квалификацию и стаж работы. Предлагаемый вид страхования не сможет полностью решить проблемы финансирования профессиональной подготовки и переподготовки безработных, но должен частично повлиять на изменение структурной безработицы, дать возможность гражданам, стоящим на учете в службе занятости и нуждающимся в переквалификации, потому что в данное время они не могут найти работу по специальности, получить желаемую профессию и вступить на рынок рабочей силы уже с новой квалификацией.
Литература
Человек и труд. 1997. №5.
3. Социально-экономическое развитие Алтайского края. 1997 г. Барнаул, 1998.