Научная статья на тему 'Управление стоимостью как ключевой ориентир управления промышленным предприятием'

Управление стоимостью как ключевой ориентир управления промышленным предприятием Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
109
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТОИМОСТНО-ОРИНТИРОВАННОЕ УПРАВЛЕНИЕ / СТОИМОСТЬ КОМПАНИИ / УПРАВЛЕНИЕ СТОИМОСТЬЮ / VALUE BASED MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Фарзетдинов И. Р.

В данной статье рассмотрены проблемы снижения инвестиционной привлекательности российских промышленных компаний, а также при­чины, определяющие данный факт. Выявлена и обоснована необходимость смены устаревших парадигм менеджмента и принятия стоимостно-ориентированного управления как ключевого ориентира деятельности предприятия. Проанализированы основные способы создания стоимости компании на разных уровнях прогнозного горизонта. Автором представлены и пояснены основные элементы системы стоимостно-ориентированного управления промышленным предприятием, реализация которых ведет к формированию и успешному функционированию устойчивой системы управления стоимостью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Управление стоимостью как ключевой ориентир управления промышленным предприятием»

УПРАВЛЕНИЕ СТОИМОСТЬЮ КАК КЛЮЧЕВОЙ ОРИЕНТИР УПРАВЛЕНИЯ ПРОМЫШЛЕННЫМ ПРЕДПРИЯТИЕМ

© Фарзетдинов И.Р.*

Институт экономики и финансов

Казанского (Приволжского) федерального университета, г. Казань

В данной статье рассмотрены проблемы снижения инвестиционной привлекательности российских промышленных компаний, а также причины, определяющие данный факт. Выявлена и обоснована необходимость смены устаревших парадигм менеджмента и принятия стоимо-стно-ориентированного управления как ключевого ориентира деятельности предприятия. Проанализированы основные способы создания стоимости компании на разных уровнях прогнозного горизонта. Автором представлены и пояснены основные элементы системы стоимост-но-ориентированного управления промышленным предприятием, реализация которых ведет к формированию и успешному функционированию устойчивой системы управления стоимостью.

Ключевые слова стоимостно-оринтированное управление, стоимость компании, управление стоимостью, value based management.

2011 год ознаменовался довольно значимым событием для Российской экономики в виде долгожданного вступления во Всемирную Торговую Организацию (ВТО). Членство в данной международной организации предполагает принятие определенных правил, направленных на либерализацию международной торговли. Это, в свою очередь, влечет возникновение как положительных, так и негативных последствий. Негативные последствия, в большей степени характерны для отечественных промышленных предприятий, которые больше не могут надеяться на покровительство государства в виде систематического субсидирования и ограничения конкуренции посредством импортных пошлин и квот. Текущая ситуация ставит отечественные предприятия в довольно тесную зависимость от уровня производительности и качества производимой продукции. Учитывая же существующий уровень большинства российских промышленных предприятий, характеризуемый высоким физическим и моральным износом оборудования, низкой квалификацией и реализацией потенциала кадров, отсутствием стабильных источников финансирования и т.п., свободная конкуренция с зарубежными производителями может привести к потере рынка и вполне ожидаемому банкротству компаний.

Вместе с тем, не смотря на высокую конкуренцию на потребительском рынке, наряду с ним, предприятия вынуждены конкурировать на рынках

* Магистрант.

капитала. Для того чтобы поддерживать свой потребительский рынок в оптимальном состоянии в долгосрочной перспективе предприятия, привлекая инвестиционный капитал, должны инвестировать в инновации, модернизацию основных средств, персонал и т.д. Способность предприятия быть конкурентным на рынке капитала во многом определяет его возможности по финансированию необходимых мер поддержки и развития ее потребительского рынка. Поэтому успех в борьбе за инвестиционные ресурсы является существенным фактором жизнеспособности предприятия в долгосрочной перспективе [4].

За 2012 год чистый отток капитала из Российской Федерации составил 56,8 млрд. долл. [2], а в совокупности за последние 5 лет более 350 млрд. долл. Не смотря на реализацию государственной стратегической цели по повышению инвестиционной привлекательности российской экономики, сложившаяся неблагоприятная ситуация, на сегодняшний день, является уже вполне устойчивой закономерностью.

Очевидно, что модернизация отечественной экономики едва ли реализуема при столь негативном инвестиционном климате. Основные проблемы, по нашему мнению, заключены в двух ключевых областях: неразвитая институциональная среда и наличие политических рисков, отсутствие стоимостного мышления как стратегического ориентира управления.

Первая проблема лежит в области государственного управления, решение данной проблемы требует формирования и развития институтов защиты собственности, институтов независимого правосудия, реализации грамотной политики в отношении поддержки предприятий и отраслей. Вторая же проблема характеризуется наличием агентского конфликта, а также морально устаревшими взглядами на конечные цели и методы управления компанией, решением данной проблемы является принятие стоимостного мышления как основного ориентира управления промышленным предприятием, чему посвящена основная часть данной статьи.

В теории управления финансами стоимость публичной компании рассматривается в двух аспектах: рыночная стоимость - рыночная стоимость долевых ценных бумаг - акций фирмы и внутренняя (фундаментальная) стоимость, которая представляет справедливую оценку стоимости долевых ценных бумаг для конкретного интересанта. Общим принципом управления на основе критерия стоимости является принятие управленческих решений, максимизирующих благосостояние собственников компании в долгосрочной перспективе.

На сегодняшний день цель максимизации стоимости, как на развитых, так и на развивающихся рынках, является ключевым ориентиром менеджмента. Это определило необходимость формирования обособленного направления менеджмента - стоимостно-ориентированного управления, а в зарубежной трактовке Value Based Management (VBM).

Управление на основе критерия стоимости основывается на допущениях об эффективности рынков капитала. В соответствии с концепцией информационной эффективности рынка при условии полного и свободного доступа участников финансового рынка ко всей релевантной информации, рыночная цена финансового актива на конкретный момент времени является наилучшим отражением ее реальной стоимости, т.е. любая новая информация по мере ее поступления мгновенно отражается в цене финансовых активов. Вместе с этим, время поступления информации и степень ее важности заранее предсказать также невозможно. Тем не менее, стоит понимать, что различные рынки характеризуются разной формой эффективности, что может оказывать существенное влияние на выбор методов управления компанией и конкретных управленческих решений относительно повышения благосостояния собственников в стратегической перспективе. Собственно, невоз-мозможность в полной мере ориентироваться на показатели рыночной оценки стоимости компании наряду с другими факторами (необходимость оценки дивизионов компании и т.д.) и обусловила возникновение современных подходов стоимостно-ориентированного менеджмента.

В условиях высокой эффективности рынков стоимость компании равна приведенной стоимости создаваемых ею денежных потоков, дисконтируемых по ставке ожидаемой доходности на вложенный капитал. Таким образом, стоимость компании может быть увеличена за счет следующих факторов [1]:

- рост денежного потока, создаваемого существующими инвестициями;

- рост ожидаемого темпа роста прибыли;

- увеличения продолжительности периода быстрого роста;

- снижения ожидаемой доходности на вложенный капитал.

Соответственно, действия, не влияющие на вышеперечисленные факторы, не способны создать стоимость. Не смотря на то, что данное утверждение выглядит очевидным, многие принимаемые решения, не влияющие на итоговое приращение стоимости, привлекают чрезмерно высокое внимание менеджеров и аналитиков1. Наиболее универсальные способы формирования стоимости во взаимовязке со способностью менеджмента контролировать подобный процесс обобщены в табл. 1.

Переход к концепции управления промышленным предприятием на основе критерия стоимости ведет к фокусированию на задаче долгосрочного роста стоимости капитала собственников компании. Эта задача решается, если в компании систематически создается экономическая прибыль или получается доход, который является более привлекательным, чем в альтернативные вложения капитала с аналогичным риском. С точки зрения финансов, это означает, что в операциях компании должен генерироваться свобод-

1 В частности, примерами подобных решений являются: дробление акций, изменение способов бухгалтерского учета запасов и т.д.

ный поток денежных средств, достаточный для решения ее стратегических задач и компенсации риска инвесторов.

Таблица 1

Цепь увеличения стоимости [1]

Больше контроля Меньше контроля

Быстрое вознаграждение Вознаграждение в долгосрочной перспективе

Краткосрочная перспектива Дополнительные действия Долгосрочная перспектива

Существующие инвестиции - Изъять капитал из активов / проектов по ценности изъятия капитала > ценности продолжения; - Ликвидировать проекты с ликвидационной ценностью > ценность продолжения; - Отказаться от операционных затрат, не создающих выручку и не приводящих к росту; - Получить преимущество от налогового законодательства для увеличения денежных потоков. - Снизить чистые требования к оборотному капиталу за счет сокращения запасов и дебиторской задолженности или путем увеличения кредиторской задолженности; - Снизить затраты на поддержание капитала по установленным активам; - Снизить предельную ставку налога. - Изменить ценовую стратегию для максимального увеличения доходности капитала и ценности; - Изменить ценовую стратегию для максимального увеличения доходности капитала и ценности; - Перейти к более эффективной технологии осуществления операций с целью снижения затрат и увеличения маржи.

Ожидаемый рост - Отказаться от новых капитальных затрат с ожидаемым заработком меньше стоимости капитала; - Увеличить коэффициент реинвестиций или предельную доходность капитала или и то, и другое в текущих сферах деловых интересов фирмы - Увеличить коэффициент реинвестиций или предельную доходность капитала или и то, и другое в новых сферах бизнеса.

Продолжительность периода быстрого роста - Сделать это, если любой из товаров (или услуг) может быть запатентован и защищен - Использовать экономию от масштаба или преимущества в издержках для создания более высокой доходности капитала - Создать новый бренд; - Увеличить стоимость переключить от продукта и снизить издержки переключения к нему;

Издержки финансирования - Использовать свопы и производные ценные бумаги с целью достижения большей близости между долгом и активами фирмы; - Изменить структуру капитала, чтобы переместить фирму в сторону оптимального коэффициента долга - Изменить тип финансирования или использовать инновационные ценные бумаги для отражения типов финансируемых активов; - Использовать оптимальное сочетание элементов финансирования для финансирования новых инвестиций; - Сделать структуру издержек более гибкой для снижения операционного рычага - Снизить операционный риск фирмы, делая продукты менее дискреционными для потребителя (т.е. имеющими повседневный спрос).

Таким образом, управление стоимостью - это целенаправленный процесс достижения устойчивого положительного потока свободных денежных средств, превышающего требуемый за инвестиционный риск доход.

Для эффективной реализации процесса управления стоимостью необходимо постоянное управление ключевыми элементами системы стоимостного управления промышленным предприятием. Основные элементы системы стоимостного управления представлены на рис. 1 [3].

Первый элемент - стратегическое планирование стоимости. Основной акцент в данном случае уделяется формированию и обоснованию решений

о перспективных направлениях развития компании. Эффективность стратегии компании и целесообразность ее реализации определяется возможностью долгосрочного приращения стоимости компании.

Второй элемент - оперативное планирование создания стоимости предполагает разработку и внедрение комплекса специальных показателей, являющихся индикаторами создания стоимости, для оперативного мониторинга результатов компании в ходе реализации ее рыночной стратегии. К числу наиболее популярных индикаторов создания стоимости в теоретических и практических кругах относят: MVA (Market Value Added), SVA (Shareholder Value Added), EVA (Economic Value Added), CVA (Cash Value Added), CFROI (Cash flow return on investment). Не останавливаясь подробно на данных показателях, стоит упомянуть о том, что их необходимо детализировать на компоненты, которые впоследствии формируют ключевые факторы эффективности и за которые впоследствии несет ответственность то или иное структурное подразделение компании.

(--\

Оперативное ^ планирование создания стоимости

Ч_4

Рис. 1. Ключевые элементы системы управления стоимостью промышленного предприятия

Третий элемент - мониторинг ведущих факторов стоимости и управление ими, представляет собой систему идентификации ключевых факторов создания и разрушения стоимости промышленного предприятия, а так же мероприятий усиливающих воздействие на факторы создания стоимости и нивелирования влияния факторов, разрушающих стоимость.

Четвертый элемент - система мотивации и вознаграждения, обеспечивает увязку систем вознаграждения персонала и вклада работников в создание стоимости. Наиболее популярными инструментами мотивации персонала в системе стоимостно-ориентированного управления на сегодняшний день являются: опционные программы и программы долевого участия, бан-

ки бонусов и отсроченные банки бонусов на основе ключевых индикаторов создания стоимости и т.д.

Пятый элемент - коммуникации с инвесторами, предполагают обеспечение должного уровня транспарентности компании, создание стратегической публичной отчетности и активному взаимодействию с инвестиционным сообществом и инвестиционными аналитиками.

Воплощение всего комплекса и системное управление всеми элементами системы стоимостно-ориентированного менеджмента требует перестройки многих управленческих процессов, и в этом смысле необходимо говорить о цикле управления стоимостью промышленного предприятия, или организации самого процесса перехода к этой концепции [3]. Учитывая довольно сложную структуру промышленных предприятий, иерархическую многоуровневость, огромное количество основных, вспомогательных и обеспечивающих процессов, переход к системе управления на основе критерия стоимости требует высоких усилий менеджмента как в части перестройки всех действующих систем управления компанией, так и принятия и распространения среди работников самой идеи повышения благосостояния собственников как ключевого ориентира деятельности, что, в основном, и является наиболее затруднительной задачей.

Реализация стоимостно-ориентированного управления на промышленных предприятиях России позволит обеспечить повышение эффективности деятельности компании, усиление конкурентных позиций как на потребительском рынке, так и на рынке капитала за счет повышения инвестиционной привлекательности компаний. Это, в свою очередь, позволит направить потоки капитала на внутренний рынок и сформировать долгосрочную финансовую ресурсную базу российской экономики, что может являться мощным драйвером модернизации российских промышленных предприятий и экономики в целом.

Список литературы:

1. Дамодаран А. Инвестиционная оценка. Инструменты и методы оценки любых активов: перевод с англ. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2004.

2. Журавлёв С. Бухгалтерский отток // Эксперт. - 2013. - № 3.

3. Ивашковская И.В. Модели экономической прибыли и контроль создания стоимости компании: дискуссионные вопросы // Российский журнал менеджмента - 2004. - № 4. - С. 113-132.

4. Шишкин А.А. Оценка эффективности управления стоимостью промышленного предприятия: дисс. ... канд. эконом. наук: 08.00.05. - СПб.: СПбГУЭиФ (ФИНЭК).

5. Copeland T., Koller T., Murrin J. Valuation: measuring and managing the value of companies. - N.Y.: Wiley, 2000.

6. Stewart GB. The Quest for Value: A Guide for Senior Managers. - NY.: Harper Business, 1991.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.