ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
УПРАВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНЫМИ КОНФЛИКТАМИ
В ОБЩЕСТВЕ
1 2 Логачева Л.Р. , Васильева О.А.
1Логачева Лейсян Рамилевна - кандидат педагогических наук, доцент;
2Васильева Ольга Анатольевна - магистрант, кафедра психологии, педагогики и социальной работы, Бирский филиал Башкирский государственный университет, г. Бирск
Аннотация: в статье рассматривается понятие «управление социальным конфликтом», раскрывается сущность и содержание проблемы управления социальным конфликтом, динамика и этапыразвития социальных конфликтов. Анализруются стадии развития социального конфликта: латентная, открытая и завершение (разрешение). Особое внимание было уделено выявлению особенностей процесса и методов управления социальными конфликтами, сотрудничество, компромисс, принуждение, уклонение и приспособление, их характеристике.
Ключевые слова: конфликт, управление, урегулирование конфликта, разрешение конфликта, стратегии конфликтного поведения.
УДК 316.48
Управление социальным конфликтом - сознательная деятельность, обусловленная объективными законами воздействия на динамику конфликта в интересах возникновения, развития или разрушения социальных отношений субъектов конфликта. Деятельность по управлению социальным конфликтом более эффективна, если осуществляется на ранних этапах возникновения социальных противоречий. В мире существуют несколько эффективных способов управления конфликтной ситуацией. Их можно разделить на две категории: структурные и межличностные. Отметим, однако, что управлять конфликтной ситуацией теоритически может любой его участник, но практически такой возможностью обладают не все, в большинстве случаев это начальник, руководитель или просто авторитетный человек. Более того, управлять конфликтом может и посторонний человек, если он наделён управленческими полномочиями.
Следовательно, под управлением конфликтом понимается целенаправленное воздействие на процесс конфликта, обеспечивающее решение социально значимых задач [3, с. 119]. Из этого определения видно, что конфликт выступает не только как система, состоящая из определенных элементов (стороны конфликта; предмет и объект конфликта; цель, интересы и причины конфликта и др.), но и как процесс. Конфликт как процесс представлен 3 основными стадиями развития: от первой -латентной (скрытой) стадии (предконфликтной ситуации) — конфликт переходит во вторую стадию - стадию открытого конфликта (активная стадия), из которой переходит в третью стадию - стадия завершения (разрешения) конфликта.
Говоря о самом процессе управления конфликтом, необходимо отметить, что здесь «различают два противостоящих друг другу процесса завершения конфликтной ситуации - ее урегулирование и разрешение» [2, с. 25]. Если в результате урегулирования достигаемого за счет принуждения одной из сторон «действовать вопреки собственным интересам или жертвовать какой-то их частью», в результате чего «может быть только или частичный проигрыш каждой из сторон, или частичный выигрыш их обеих» [3, с. 123], то «подлинным завершением конфликта может быть только его разрешение, которое достигается в процессе обоюдного анализа
противниками истоков и содержания их спора» [1, с. 25]. В качестве основных методов урегулирования конфликтов выделяют:
1. Сотрудничество, которое считается наиболее эффективным и предпочтительным способом разрешения конфликта, предполагающий процесс совместного и взаимовыгодного поиска путей выхода из проблемы.
2. Компромисс предполагает тактику взаимных уступок конфликтующих сторон, является наиболее распространенной тактикой урегулирования конфликтов в организациях, в условиях невозможности полного устранения возникающих между субъектами конфликтного взаимодействия противоречий.
3. Принуждение - настойчивость, соперничество, противоборство, силовое давление. Суть его заключается в стремлении одной из противодействующих сторон навязать другой способ решения проблем, отвечающий лишь собственным интересам.
4. Уклонение характеризуется стремлением одной из сторон уйти от конфликтного взаимодействия.
5. Приспособление - отказ от собственных притязаний и интересов (жертвование ими) в условиях, когда большей ценностью для субъекта является не само обладание объектом, из-за чего произошел сам конфликт, а сохранение «дружеских» отношений с конфликтующей стороной [3, с. 103].
Таким образом, социальные конфликты, с одной стороны, разрушают социальные структуры, приводят к значительным необоснованным затратам ресурсов, а с другой -являются тем механизмом, который способствует решению многих проблем, сплачивает группы и в конечном счете служит одним из способов достижения социальной справедливости. Социальный конфликт является важнейшим фактором социализации человека, и развития его личности. В процессе конструктивного конфликта человек получает столько жизненного опыта, сколько он, возможно, не получил бы никогда вне конфликта.
Список литературы
1. Бальшаков А.Г., Немелова М.Ю. Конфликтология организаций. М.: МЗ Пресс,
2001. 184 с.
2. ЗдравомысловА.Г. Социология конфликта. М.: Просвещение, 1996. 317 с.
3. СоломатинаЕ.Н. Социология конфликта. М.: Альма Матер, 2016. 199 с.