Научная статья на тему 'Управление социально ответственной деятельностью промышленных предприятий как способ повышения конкурентоспособности'

Управление социально ответственной деятельностью промышленных предприятий как способ повышения конкурентоспособности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
186
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
π-Economy
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Харитонова Екатерина Николаевна

Предложена концепция внутрифирменного управления социальной ответственностью бизнеса: от политики добросовестного взаимодействия с партнерами до дивидендной политики. Изучены взаимосвязи между социальной ответственностью бизнеса и ростом конкурентоспособности промышленных предприятий. Предложено использовать в годовой отчетности социальные нематериальные активы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The methodology of the management of the social responsibility of the business is offered: from a policy of the diligent interaction with partners up to policy of the payment of the dividends. Interrelations between the social responsibility of the business and growth of the competitiveness of the industrial enterprises are investigated. Social non-material assets is offered to use in the annual reporting of the industrial enterprise.

Текст научной работы на тему «Управление социально ответственной деятельностью промышленных предприятий как способ повышения конкурентоспособности»

Харитонова Е.Н.

управление социально ответственной деятельностью промышленных предприятий как способ повышения конкурентоспособности

Формирование социального государства, совершенствование развития рыночных отношений в России, введение принципиально нового экономического законодательства, соответствующего мировой практике, повышение самостоятельности и ответственности экономических субъектов обуславливают необходимость исследования механизмов управления социально ответственной деятельностью промышленных предприятий.

Учитывая актуальность поставленной проблемы, автором предпринята попытка сформировать методологию внутрифирменного управления социально-ответственной деятельностью промышленных предприятий в рамках интересов всех заинтересованных сторон: государства, персонала предприятия и его собственников, окружающего сообщества и партнеров по бизнесу, которая в качестве конечной цели ставит задачу повышения конкурентоспособности промышленного предприятия и рост его капитализации.

Под социально ответственной деятельностью промышленных предприятий большинство исследователей понимает все те аспекты деятельности организаций, которые каким-либо образом (прямым или косвенным) связаны с социумом и людьми. Следует подчеркнуть, что промышленные предприятия изначально являются социально-ориентированными системами, поскольку даже в условиях материалоемкого производства до 20,0 % их текущих расходов приходятся на социально ответственную деятельность.

На основании положений концепции "устойчивого развития" [1] автор предлагает классифицировать социально-ответственные расходы в целях получения дополнительных управленческих возможностей на прямые и косвенные (в том числе, первого и второго порядка), как в основной, финансовой и инвестиционной деятельности, так и в разрезе основных бизнес - процессов, а также экологической и социальной деятельности.

При этом целесообразно рассматривать семь взаимосвязанных направлений социально-ответственной политики хозяйствующего субъекта, включающей в себя политику в области добросовестного взаимодействия с партнерами;

политику в области качества продукции, товаров, работ, услуг; экологическую политику; кадровую, налоговую, социальную, а также дивидендную политику (рисунок).

Обобщив сформированные в экономической науке категории и понятия, в соответствии с которыми чаще всего исследуются экономические явления, автор предложил основные направления видов социально-ответственной деятельности промышленных предприятий, а также необходимые для управления ими основные характеристики социально-ответственных расходов промышленных предприятий (табл. 1).

Кроме указанных характеристик социально-ответственных расходов целесообразно их исследовать по следующим направлениям:

- характер расходов (текущий или капитальный);

- состав затрат (комплексные или одноэлементные затраты);

- источник финансирования (выручка, себестоимость, прибыль до налогообложения или чистая прибыль);

- регулярность осуществления (единовременно или регулярно (ежемесячно, ежеквартально или ежегодно - в зависимости от вида расходов));

- степень государственного регулирования (от низкой до высокой или отсутствие государственного регулирования).

В целом, величина и направление расходов по социально-ответственной деятельности промышленных предприятий позволяют заинтересованным сторонам судить о степени социальной ответственности бизнеса.

В соответствии с предложенными характеристиками целесообразно проведение классификации, экономической оценки и моделирования социально-ответственной деятельности промышленных предприятий (в частности, социально-ответственных расходов) по четырем направлениям:

- соответствие миссии и целям организации;

- общие классификационные признаки;

- взаимоотношения с заинтересованными сторонами;

- достижениецелей формирования отчетности.

Развитие социальной

инфраструктуры, благотворительность

Дивидендная политика

Оптимизация качества бизнес-процессов

Направление развития конкурентоспособного бизнеса

Рисунок. Иерархическая структура уровней социально-ответственной деятельности

промышленных предприятий

Результатом социально ответственной деятельности промышленных предприятий выступают следующие виды доходов (1):

1SRB 1'dip + 1TQM + 1'eco + 1 Soc' (1)

где ISRB (income, social responsibility of the business) - доходы промышленных предприятий, связанные с социально ответственной деятельностью; I (income, diligent interaction with partners) - дополнительные доходы промышленных предприятий от осуществления своей политики добросовестного взаимодействия с партнерами (например, доходы от полученных от поставщиков скидок); ITqM (income, total management of a quality) - дополнительные доходы промышленных предприятий от осуществления своей политики в области качества продукции, товаров, работ, услуг (например, доходы от продажи патентов); IEco (income, ecological) - доходы промышленных предприятий от осуществления своей экологической политики (например, доходы от экологических объектов); ISoc (income, social) - доходы промышленных предприятий от осуществления своей социальной политики (например, доходы от социальных объектов).

Как показали проведенные автором исследования, социально ответственной деятельности соответствуют следующие виды расходов (2): SRB = E + ETQM + InvTQM + Ee + InvE +

DIP TQM TQM Eco Eco

+ W + SG + WT + T + ES + InvS + Div, (2)

где SRB (social responsibility of the business) - расходы промышленных предприятий, связанные с социальной ответственностью бизнеса; ED[P (expenses, diligent interaction with partners) - текущие расходы промышленных предприятий для осуществления политики в области добросовестного взаимодействия с партнерами; ETQM (expenses, total management of a quality) - текущие расходы промышленных предприятий для функционирования системы менеджмента качества; InvTQM (investments, total management of a quality) - инвестиции промышленных предприятий в систему менеджмента качества; EEco (ecological expenses) - текущие "экологические" расходы промышленных предприятий; InvEco (ecological investments) - "экологические" инвестиции промышленных предприятий; W (wage) - расходы промышленных предприятий на оплату труда персонала; SG (social guarantees) - расходы промышленных предприятий на "социальный" пакет и развитие своего персонала; WT (wages tax) - уплата налогов и сборов промышленными предприятиями во внебюджетные фонды; T (tax) - уплата налогов и сборов промышленными предприятиями в бюджет; ESoc (social expenses) - текущие "социальные" расходы промышленных предприятий; InvSoc (social investments) - "социальные" инвестиции промышленных предприятий; Div (dividends) - дивиденды промышленных предприятий.

Таблица 1

Основные характеристики социально ответственной деятельности промышленных предприятий

№ п/п Наименование вида деятельности Доходы в бухгалтерском учете Расходы в бухгалтерском учете Последствия Основные заинтересованные стороны Вид развиваемых социальных ресурсов

Материальные Нематериальные

1 Политика в области добросовестного взаимодействия с партнерами Доходы от полученных от поставщиков скидок Текущие расходы на осуществление политики добросовестного взаимодействия с партнерами Увеличение объемов продаж Имидж бизнеса, лояльность покупателей и клиентов Бизнес - партнеры, государство, окружающее сообщество, персонал, собственники Внешние и внутренние социальные ресурсы

2 Политика в области качества продукции, товаров, работ, услуг Доходы от продажи патентов Текущие расходы системы менеджмента качества Увеличение объемов продаж Имидж бизнеса, лояльность покупателей и клиентов Бизнес - партнеры, государство, окружающее сообщество, персонал Внешние и внутренние социальные ресурсы

Инвестиции в систему менеджмента качества

3 Экологическая политика Доходы от экологических объектов Текущие «экологические» расходы Утилизация отходов, минимизация выбросов Имидж бизнеса, охрана окружающей среды Бизнес - партнеры, государство, окружающее сообщество, персонал Внешние и внутренние социальные ресурсы

«Экологические» инвестиции

4 Кадровая политика - Заработная плата Повышение производительности труда Привлечение новых кадров,лояльность персонала Персонал Внутренние социальные ресурсы

- Расходы на «социальный» пакет и развитие персонала

- Уплата налогов и сборов во внебюджетные фонды Регрессионная ставка по ЕСН, реструктуризация Имидж бизнеса Государство, персонал Внешние и внутренние социальные ресурсы

5 Налоговая политика - Уплата налогов и сборов в бюджет Налоговые льготы, реструктуризация Имидж бизнеса Государство Внешние социальные ресурсы

6 Социальная политика Доходы от социальных объектов Текущие «социальные» расходы - Имидж бизнеса, привлечение новых кадров,лояльность персонала Государство, персонал, окружающее сообщество Внешние и внутренние социальные ресурсы

«Социальные» инвестиции Развитие социальной инфраструктуры

7 Дивидендная политика - Дивиденды Привлечение дополнительного акционерного капитала Привлечение новых акционеров (инвесторов) Собственники Внешние и внутренние социальные ресурсы

Для управления социально ответственной деятельность промышленных предприятий необходима объективная оценка указанной деятельности [2], которая включает в себя четыре взаимосвязанных этапа:

- определение абсолютной величины социально ответственных расходов промышленных предприятий;

- расчет относительных коэффициентов, подтверждающих их динамику1;

- расчет относительных показателей, отражающих степень соответствия фактического уровня социально ответственных расходов эталонным (базовым) значениям2;

- определение уровня социальной ответственности промышленного предприятия с учетом мнения заинтересованных сторон.

Оценка социально ответственной деятельно сти промышленных предприятий является одним из ключевых инструментов "социального контроллинга", представляющего собой основу управления указанной деятельностью в целях максимального удовлетворения социальных ожиданий всех заинтересованных сторон при ограниченности имеющихся ресурсов.

Развитие социального контроллинга, использующего современные информационные системы и технологии, связано с использованием следующих инструментов:

- бюджетирования социально ответственной деятельности;

- системы сбалансированных показателей с учетом дополнительных проекций3, предложенных автором: "экологическая" и "социальная ответственность бизнеса";

- моделирования процесса создания социальной стоимости хозяйствующего субъекта как части его рыночной стоимости;

1 В числителе дроби - сумма социально ответственных расходов определенного вида, в знаменателе дроби -численность персонала промышленного предприятия, выпуск продукции (в натуральном и стоимостном выражении), выручка-нетто от продажи продукции, товаров, работ, услуг, чистая прибыль и другие аналогичные показатели.

2 В качестве эталонного (базового) значения могут быть приняты такие параметры, как "планируемые (по бюджету предприятия)", "лучшие по отрасли", "средние по отрасли", "нормативные" (при наличии) и т. п.

3 Традиционно в системе сбалансированных показателей используется четыре проекции: "финансы", "маркетинг (клиенты)", "внутренние бизнес-процессы" и "обучение и рост (персонал)" [3].

- социального учета;

- нефинансовой (социальной) отчетности;

Следует подчеркнуть, что достижение целей

социально ответственного поведения промышленных предприятий должно осуществляться с учетом согласования мнений всех заинтересованных сторон о величине социально ответственных расходов организаций.

В целях формирования достоверной и своевременной информации о социально ответственной деятельности промышленных предприятий автор предлагает, опираясь на опыт российской и международной практики финансового (бухгалтерского) учета, организовать комплексную систему ведения социального учета и подготовки публичной нефинансовой (социальной) отчетности, как самостоятельного направления хозяйственного учета.

Автором предложено отражать в финансовой (бухгалтерской) отчетности промышленных предприятий их социально ответственные расходы, а также "социальные нематериальные активы", что не только повысит прозрачность информации о социально ответственной деятельности, но и увеличит капитализацию бизнеса за счет роста стоимости его чистых активов, рассчитанных по законодательно утвержденной методике [4].

В целом, увеличение стоимости нематериальных активов за счет "социальных" нематериальных активов при прочих равных условиях приводит к увеличению стоимости чистых активов общества.

Расчеты, осуществленные на основании публичной финансовой (бухгалтерской) отчетности одной из крупнейших российских металлургических компаний подтвердили целесообразность отражения в отчетности "социальных" нематериальных активов. Так, в случае отражения в отчетности "социальных" нематериальных активов стоимость чистых активов организации к концу исследуемого периода возросла на 2,84 %, что также может положительно сказаться на капитализации компании (табл. 2).

Исследуя основные направления корпоративной социальной ответственности, автор отмечает несомненную их взаимосвязь со степенью капитализации бизнеса. Так, ряд социально ответственных расходов промышленных предприятий увеличивает стоимость их интеллектуального капитала и повышает капитализацию, однако, отсутствие комплексной системы социального учета не позволяет отслеживать и фиксировать указанные конкретные изменения.

Таблица 2

Анализ чистых активов крупнейшей металлургической компании России с учетом появления "социальных" нематериальных активов, млрд. руб.

№ п/п Наименование показателей По состоянию на 31.12.2005 г. По состоянию на 31.12.2006 г. Отклонение

Абсолютное Темп прироста

1 Активы, принимаемые к расчету (А) 118,38 123,22 4,84 4,09 %

2 Пассивы, принимаемые к расчету (Ь) 30,71 28,74 -1,97 -6,41 %

3 Чистые активы 87,67 94,48 6,81 7,77 %

4 "Социальные" нематериальные активы 1,23 1,114+ 1,57 1,45 117,89 %

5 Чистые активы с учетом "социальных" нематериальных активов 88,90 97,16 8,26 9,29 %

6 Темп прироста стоимости чистых активов ((п. 5 - п.3) / п.3) +1,40 % +2,84 % 1,44 % х

Поскольку особое значение при предоставлении любой информации имеет ее прозрачность и достоверность, а также соответствие определенным нормам и стандартам, нефинансовая (социальная) отчетность обязательно должна подвергаться процедуре аудиторской проверки.

Большинство специалистов, занимающихся социальным аудитом [5], отмечают три его разновидности:

- "аудит соответствия" нормам социального законодательства (фактически разновидность юридического аудита);

- "аудит эффективности" социальной политики предприятия и мотивации его персонала;

- "аудит социальной стратегии", который должен найти ответ на вопрос о том, располагает ли предприятие человеческими ресурсами, способными реализовать стратегические цели предприятия.

По мнению автора, целесообразно рассматривать "четвертую компоненту социального аудита": "аудит социальной конкурентоспособности", когда организация не только выполняет минимальные обязательства перед своими социальными партнерами, а является лидером по отрасли в решении ряда социальных вопросов.

В качестве комплексной методики социального аудита (в рамках подтверждения достоверности нефинансовой (социальной) отчетности экономического субъекта), может быть предложен следующий перечень основных этапов социального аудита:

- аудит политики промышленного предприятия в области добросовестного взаимодействия с партнерами;

- аудит политики промышленного предприятия в области качества продукции, товаров, работ, услуг;

- аудит экологической политики промышленного предприятия;

- аудит кадровой политики промышленного предприятия;

- аудит налоговой политики промышленного предприятия;

- аудит социальной политики промышленного предприятия;

- аудит дивидендной политики промышленного предприятия;

- аудит формирования и представления нефинансовой (социальной) отчетности промышленного предприятия.

Следует отметить, что в рамках социального аудита первоначально исследуются частные вопросы по различным его разделам, а затем производится комплексная оценка социальной ответственности бизнеса.

Для проведения социального аудита целесообразно использовать стандартный перечень аудиторских процедур (инвентаризация, осмотр, наблюдение, технологический контроль, подтверждение, просмотр документов, пересчет арифметических итогов, формальная проверка документов, встречная проверка и аналитические процедуры) и рабочие документы аудитора, которые по своей сущности не отличаются от рабочих документов аудитора при проверке достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности.

Таким образом, активное управление социально ответственной деятельностью промышленных

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4 1,11 млрд. руб. - остаток "социальных" нематериальных активов (с учетом срока амортизации - 10 лет).

предприятий на основе организации социального контроллинга, учета и аудита позволяет перейти на качественно новый уровень организации их менеджмента, а также взаимодействий со всеми заинтересованными сторонами, начиная от госу-

дарства, персонала экономических субъектов и их собственников, до окружающего сообщества и бизнес - партнеров, повышая долгосрочную конкурентоспособность бизнеса и его капитализацию.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Эндрес А., Квернер И. Экономика природных ресурсов, 2-е изд. СПб.: Питер. 2004. 256.: ил. (Серия "Учебник для вузов").

2. Харитонова Н.А., Харитонова Е.Н. Экономическая оценка социальной деятельности металлургического предприятия. М.: Издательство "Учеба" МИСиС. 2006. 170 с.

3. Баланс между стратегией и контролем / Пер. с англ.

Н.-Г. Олве, К.-Й. Петри, Ж. Рой, С. Рой. СПб.: Питер. 2005. 320 с.

4. Порядок оценки стоимости чистых активов акционерных обществ, утвержденный приказом Министерства финансов РФ и Федеральной комиссией по рынку ценных бумаг от 29.01.2003 г. № 10н/03-6/пз.

5. Couret A., Igalens J. L'audit social, Coll. "Que sais-je?", PUF, 1988.

Зубков А.Ф., Гусынина Ю.С., Наумов Р.В. Выбор предприятия в системе контракции заказов

При формировании портфеля заказов, как правило, объявляется конкурс для предприятий, способных их выполнить. Оценка конкурсной комиссии для определения конкретного предприятия и выделения ему тендера основывается на анализе потенциала данного предприятия, количественно характеризующегося числовыми характеристиками.

Рассматриваемые числовые характеристики носят случайный характер, поэтому необходим вероятностный подход к получению оценок, дающих возможность конкурсной комиссии принять оптимальное решение.

Основным количественным показателем является время, отводимое на операции по получению заказа и его выполнение. Операции экономической системы можно представить определенным набором состояний и матрицей состояний, показывающей переходы системы из одного состояния в другое. Данная матрица представлена табл. 1 и является классической для любой системы.

Таблица 1

Матрица состояний

Состояния 1 2 3 4 5

1 - Р12 - - Р15

2 - - Р23 - Р25

Состояния 1 2 3 4 5

3 - - - Р34 Р35

4 - - - - Р45

5 Р51 - - - -

Традиционно работу предприятия можно описать следующими состояниями:

1. Объявление конкурса (тендера) на выполнение заказа.

2. Подготовка и подача документации для участия в конкурсе.

3. Объявление результатов конкурса.

4. Выполнение производственной задачи, соответствующей объявленному конкурсу, прием выполненного заказа.

5. Ожидание объявления нового конкурса.

Графически это можно представить с помощью размеченного графа состояний системы, который показывает временные характеристики и условия перехода из состояния в состояние. Граф состояний представлен на рисунке 1.

Переход из одного состояния модели в другое характеризуется временными параметрами:

¿р - время, отведенное для принятия решения об участии в конкурсе;

?д - время подготовки документации для участия в конкурсе;

- время выполнения производственных операций в системе;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.