Научная статья на тему 'Развитие системы управления социально ответственной деятельностью промышленных предприятий'

Развитие системы управления социально ответственной деятельностью промышленных предприятий Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
227
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Управленец
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Харитонова Екатерина Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие системы управления социально ответственной деятельностью промышленных предприятий»

ХАРИТОНОВА Екатерина Николаевна

Доктор экономических наук

Национальный исследовательский технологический университет «Московский институт стали и сплавов»

119049, РФ, г. Москва, Ленинский пр., 4 e-mail: [email protected]

Выдержки из доклада

РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО ОТВЕТСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

Современное состояние мировой экономики, связанное с глобальным финансовым кризисом, сопровождается дополнительными рисками нестабильности окружающей природной и социальной среды, снижение которых возможно при реализации концепций «устойчивого развития» и «корпоративной социальной ответственности» на основе формирования социально ориентированного общества с достойным уровнем жизни.

Понятие «социальная ответственность бизнеса» включает в себя, кроме меценатства, политику добросовестного взаимодействия с партнерами, законопослушность (своевременную и добросовестную уплату налогов и сборов), выплату достойной заработной платы, улучшение качества выпускаемой продукции, экологические инициативы, проведение различных социально значимых мероприятий и др.

При этом выделяют внутреннюю и внешнюю составляющую социальной ответственности бизнеса1.

В иерархической структуре социально ответственной деятельности промышленных предприятий (см. рисунок) учтено стремление хозяйствующих субъектов создавать, в первую очередь, продукцию, отвечающую высоким мировым стандартам качества и экологической безопасности, а затем решать проблемы экологической, кадровой, налоговой, социальной и дивидендной политик.

Внедрение в теорию и практику управленческой деятельности предприятий указанного подхода позволит ранжировать различные направления социально ответственной деятельности, выбирая наиболее подходящие из них для конкретного этапа развития экономического субъекта в целях достижения выбранной им миссии. При этом целесообразно учитывать влияние следующих основных факторов: общих экономических, нормативно-правовых, отраслевых, индивидуальных, финансовых, связанных с особенностями экономической деятельности предприятия, а также с ожиданиями заинтересованных сторон - социальных партнеров. Кроме того, особую роль

1 Во внутреннем блоке сосредоточены все корпоративные программы, которые используются для мотивации собственных кадров (различные социальные пособия, льготы, досрочные пенсии, система ссуд для сотрудников, компенсации и другие аналогичные выплаты). Внешний блок программ, направленный на взаимодействие с окружающей средой, в большей степени определяется существующими в обществе традициями и отвечает современным представлениям о социальной ответственности бизнеса. Он включает в себя различные направления деятельности: от спонсорства и корпоративной благотворительности до охраны природных ресурсов и осуществления экологической деятельности, а также выпуска высококачественной продукции, характеризующего ответственность перед потребителями товаров и услуг.

Upravlenets №5-6 (9-10) 2010

играют условия, в которых осуществляется подготовка финансовой (бухгалтерской), социальной и экологической отчетности экономического субъекта1^, 2].

На основании обобщения международного и российского опыта корпоративной социальной ответственности автором комплексно систематизированы характеристики социально ответственной деятельности (табл. 1) и социально ответственных расходов (табл. 2), что дает возможность реального управления социальной ответственностью бизнеса посредством формализации необходимых функций управления, таких как планирование, контроль, учет и анализ.

В целом, решение проблемы недостаточного развития социально ответственной деятельности хозяйствующих субъектов России требует создания методологической

Развитие социальной инфраструктуры, благотворительность

Оптимизация качества / бизнес-процессов

А

Дивидендная

политика

Социальная

политика

Направление развития конкурентоспособного бизнеса

Политика в области качества продукции, товаров, работ, услуг

А

Политика в области добросовестного взаимодействия с партнерами

к

Иерархическая структура уровней корпоративной социальной ответственности 2

Таблица 1 - Основные характеристики социально ответственной деятельности предприятий

Вид Доходы в бухгалтерском учете Расходы в бухгалтерском учете Последствия Основные Вид развивае-

деятельности материальные нематериальные стороны ресурсов

1. Политика в области добросовестного взаимодействия с партнерами Доходы от полученных от поставщиков скидок Текущие расходы на осуществление политики добросовестного взаимодействия с партнерами Увеличение объемов продаж Имидж бизнеса, лояльность покупателей и клиентов Бизнес-партнеры, государство, окружающее сообщество, персонал, собственники Внешние и внутренние социальные ресурсы

2. Политика в области качества продукции, товаров, работ, услуг

Доходы от продажи патентов

Текущие расходы системы менеджмента качества

Инвестиции в систему

менеджмента

качества

Увеличение объемов продаж

Имидж бизнеса, лояльность покупателей и клиентов

Бизнес-партнеры, государство, окружающее сообщество, персонал

Внешние и внутренние социальные ресурсы

3. Экологическая Доходы от экологи- Текущие «экологические» расходы Утилизация отходов, Имидж бизнеса, Бизнес-партнеры, государство, Внешние и внутренние

политика ческих объектов «Экологические» инвестиции выбросов охрана окружающей среды окружающее сообщество, персонал социальные ресурсы

- Заработная плата Привлечение новых кадров, лояльность персонала

4. Кадровая политика - Расходы на «социальный» пакет и развитие персонала Повышение производительности труда Персонал Внутренние социальные ресурсы

- Уплата налогов и сборов во внебюджетные фонды Регрессионная ставка по ЕСН, реструктуризация Имидж бизнеса Государство, персонал Внешние и внутренние социальные ресурсы

5. Налоговая политика - Уплата налогов и сборов в бюджет Налоговые льготы, реструктуризация Имидж бизнеса Государство Внешние социальные ресурсы

6. Социальная Доходы Текущие «социальные» расходы - Имидж бизнеса, привлечение новых Государство, пер- Внешние и внутренние

политика от социальных объектов «Социальные» инвестиции Развитие социальной инфраструктуры кадров, лояльность персонала сообщество социальные ресурсы

7. Дивидендная политика Привлечение допол- Привлечение новых Внешние и

- Дивиденды нительного акцио- акционеров (инве- Собственники внутренние соци-

нерного капитала сторов) альные ресурсы

1 Следует отметить, что в России имеет место негативное восприятие информации о социальной ответственности бизнеса как «конъюнктурных играх» представителей бизнес-структур.

2 Разработана автором на основе трехуровневой модели корпоративной социальной ответственности, предложенной «The London Benchmarking Group».

Таблица 2 - Характеристики социально ответственных расходов предприятий

Вид социально направленной деятельности Расходы в бухгалтерском учете Характер расходов Состав затрат Источник финансирования Регулярность осуществления Степень государственного регулирования

1. Политика в области добросовестного взаимодействия с партнерами Текущие расходы на осуществление политики добросовестного взаимодействия с партнерами Текущий Комплексные затраты Выручка, себестоимость, чистая прибыль Ежемесячно, ежеквартально, ежегодно (в зависимости от вида расходов) Низкая

2. Политика в области качества продукции, Текущие расходы системы менеджмента качества Текущий Комплексные затраты Себестоимость, чистая прибыль (в зависимости от вида расходов) Ежемесячно, ежеквартально, ежегодно (в зависимости от вида расходов) Низкая

товаров, работ, услуг Инвестиции в систему менеджмента качества Капитальный Чистая прибыль Единовременно

3. Экологическая политика Текущие «экологические» расходы Текущий Комплексные затраты Себестоимость, чистая прибыль (в зависимости от вида расходов) Ежемесячно, ежеквартально, ежегодно (в зависимости от вида расходов) Средняя

«Экологические» инвестиции Капитальный Чистая прибыль Единовременно Низкая

Заработная плата Одноэлементные затраты Ежемесячно

4. Кадровая политика Расходы на «социальный» пакет и развитие персонала Текущий Комплексные затраты Себестоимость, чистая прибыль (в зависимости от вида расходов) Ежемесячно, ежеквартально, ежегодно или единовременно (по решению предприятия) Низкая

Уплата налогов и сборов во внебюджетные фонды Текущий Одноэлементные Выручка, себестоимость, прибыль до налогообложения, чистая прибыль (в зависимости от вида налогов и сборов) Ежемесячно, ежеквартально, ежегодно (в зависимости Высокая

5. Налоговая политика Уплата налогов и сборов в бюджет затраты от вида налогов и сборов)

6. Социальная политика Текущие «социальные» расходы Текущий Комплексные затраты Чистая прибыль Ежемесячно, ежеквартально, ежегодно или единовременно(по решению предприятия) Нет

«Социальные» инвестиции Капитальный Единовременно

7. Дивидендная политика Дивиденды Текущий Одноэлементные затраты Чистая прибыль Ежеквартально, ежегодно или единовременно (по решению предприятия) Нет

основы управления указанными аспектами бизнеса, а также благоприятных условий взаимодействия всех заинтересованных сторон. Для этого

Основной целью социального контроллинга является снижение социальных потерь, возникающих по различным причинам. Чем более развита и структурирована

система социального контроллинга, тем выше результат ее действия, поскольку регулируются практически все аспекты бизнеса. В абсолютном выражении резуль-

необходима разработка современных инструментов управления корпоративной социальной ответственностью в целях развития хозяйствующих субъектов как социально ориентированных систем: социального контроллинга, бюджетирования социально ответственной деятельности, ведения социального учета и формирования нефинансовой (социальной) отчетности, а также социального аудита1 .

1 Выполненные другими авторами исследования (см. авторефераты докторских диссертаций, размещенные на сайте ВАК Министерства образования и науки РФ до 2010 г.) в основном были посвящены институциональным основам социальной ответственности бизнеса и не затрагивали практических вопросов комплексного управления.

Upravlenets №5-6 (9-10) 2010

тат действия системы социального контроллинга представляет собой размер снижения потерь, устраненных благодаря функционированию этой системы:

SSC

где RSSC (result, system of the social controlling) - результат функционирования системы социального контроллинга;

Lo и L ^, (losses) - соответственно потери 1 (убытки) в условиях отсутствия системы социального контроллинга и при ее наличии.

Развитие социального контроллинга, применяющего современные информационные системы и технологии, должно быть связано с использованием следующих инструментов:

• бюджетирование социально ответственной деятельности;

• формирование системы сбалансированных показателей;

• моделирование процесса создания социальной стоимости хозяйствующего субъекта как части его рыночной стоимости;

• ведение социального учета и формирование нефинансовой (социальной) отчетности.

По мнению большинства аналитиков [3], формирование стратегии развития экономического субъекта основано на реализации следующих основных принципов:

• трансформирование стратегии на оперативном уровне;

• построение организационной и бизнес-структуры в соответствии с принятой стратегией;

• реализация стратегии в процессе ежедневной работы всего персонала промышленного предприятия;

• непрерывность процесса разработки и реализации стратегии;

• стимулирование сильного, эффективного лидерства.

К вышеуказанным принципам предлагаем добавить следующие:

• взаимосвязь системы сбалансированных показателей и комплексной системы бюджетирования, сформированной в рамках корпоративной информационной системы;

• определение ключевых параметров системы сбалансированных показателей исходя из оценки эффективности экономической, экологической и социальной деятельности1 (по рассматриваемым направлениям социально ответственной деятельности) каждого структурного подразделения предприятия.

В систему сбалансированных показателей предприятия помимо общепринятых проекций («финансы», «клиенты», «внутренние бизнес-процессы», «обучение и рост») целесообразно добавить еще две дополнительные проекции: «экология» и «социальная ответственность бизнеса» в целях комплексного управления социально ответственной деятельностью промышленных предприятий.

Фактические данные в системе сбалансированных показателей рассчитываются на основе показателей социального учета. Методические аспекты социального учета должны соответствовать положениям бухгалтерского учета, что позволит экономическим субъектам вести учет и контроль своей социально ответственной деятельности с минимизацией дополнительных трудозатрат.

В целом, развитие и широкое внедрение в экономическую

практику социального учета (на основе бухгалтерского учета) обеспечит все заинтересованные стороны необходимой информацией о социально ответственной деятельности промышленных

предприятий и облегчит процесс формирования нефинансовой

(социальной) отчетности.

Следует отметить, что в социальном учете особое место занимает учет нематериальных (неосязаемых) активов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

До последнего времени стоимостная оценка неосязаемых активов промышленных предприятий практически не находила отражения в финансовой (бухгалтерской) или нефинансовой (социальной) отчетности. Исключение составляют только объекты интеллектуальной собственности. Вместе с тем не вызывает сомнение тот факт, что

социально ответственная деятельность промышленного предприятия влияет на различные составляющие его интеллектуального капитала (социальный, структурный и потребительский капитал).

Целесообразно создать такую систему социального учета, которая позволит отражать величину (стоимость) интеллектуального капитала организации, формируемую благодаря социально ответственной деятельности хозяйствующего субъекта.

Отсутствие в современной методологии российского бухгалтерского учета элементов, позволяющих учитывать во всех аспектах социально ответственную деятельность промышленных предприятий, снижает

1 Термины «экономическая», «экологическая» и «социальная» деятельность используются автором в рамках концепции «устойчивого развития».

потенциальные возможности предприятий в части их капитализации. Результаты расчетов, выполненных на основании данных публичной отчетности ряда крупнейших металлургических компаний, показали, что даже при сложившемся уровне их социально ответственных расходов стоимость чистых активов данных предприятий может быть увеличена при прочих равных условиях на несколько процентов только за счет отражения в отчетности «социальных» нематериальных активов [1].

В настоящее время, в соответствии с принятой методологией учетного процесса, часть социально ответственных расходов отражается в себестоимости продукции промышленных предприятий, снижая размер налогооблагаемой прибыли. Другая часть расходов, осуществляемых в целях развития как внутренних, так и внешних социальных ресурсов, в соответствии с Налоговым кодексом РФ не принимается в качестве расходов до налогообложения прибыли, т.е. финансируется за счет чистой прибыли, сокращая ее размер. Таким образом, в любом из имеющих место вариантов снижается величина чистой прибыли и, соответственно, размер собственного капитала, а также величина чистых активов хозяйствующего субъекта.

Нами предложены формы нефинансовой (социальной) отчетности, структурированные по семи взаимосвязанным видам политики социальной ответственности бизнеса, что дает возможность не только широко информировать заинтересованные стороны о масштабах социально ответственной деятельности промышленных предприятий, но и сформировать новый механизм взаимодействия с муниципальными, региональными и федеральными органами власти, заинтересованны-

ми в широком участии бизнеса в социальном развитии регионов.

Лидерами в области формирования нефинансовой (социальной) отчетности в России являются крупнейшие компании (нефтегазовой, металлургической, электроэнергетической и деревообрабатывающей отраслей промышленности), занимающие верхние строчки рейтингов и вносящие наибольший вклад в благосостояние страны, как своей прямой экономической деятельностью, так и реализацией современных подходов к корпоративной ответственности.

Большинство изученных нами нефинансовых (социальных) отчетов промышленных предприятий посвящены представлению результатов в области формирования эффективной кадровой политики и социальных программ для работников1. Во всех нефинансовых (социальных) отчетах опубликована стратегия на будущее, в некоторых указан конкретный период достижения целей. В планы компаний, как правило, входит строительство новых производственных мощностей, улучшение качества продукции, снижение себестоимости, сохранение и расширение рынков сбыта, сокращение вредных воздействий на окружающую среду, что, несомненно,явля-ется элементами социально ответственной политики организаций.

Подготовка нефинансовой (социальной) отчетности - это непрерывный процесс. Следует подчеркнуть, что широкое распространение среди российских предприятий обязательной практики подготовки нефинансовой (социальной) отчетности зависит прежде всего от того, насколько глубоко сами организации понимают необходимость этого процесса для своего бизнеса.

В рамках семи взаимосвязанных видов политики организаций в

области социальной ответственности бизнеса нами предложены формы нефинансовой (социальной) отчетности, позволяющие раскрыть всю информацию о социально ответственной деятельности промышленных предприятий (табл. 3).

Развитие системы социального учета неизбежно связано с появлением социального аудита как технологии многовекторного диалога с социальной средой, способствующего консолидации общества и его устойчивому развитию в долгосрочной перспективе.

В настоящее время в отечественной научной экономической литературе единой трактовки понятия «социальный аудит» не существует. Часто под ним понимают только проверку и подтверждение нефинансовой (социальной) отчетности (social reporting), как правило, внешнюю. Иногда понятие «социальный аудит» используется значительно шире, ориентируясь на оценку различных социально ориентированных проектов на любом уровне, в том числе государственном.

Нами понятие

«социальный аудит» рассматривается непосредственно в рамках независимой проверки социального учета и нефинансовой (социальной) отчетности организаций (промышленных предприятий) как способ всесторонней и объективной оценки состояния социальных отношений на различных уровнях (корпоративном, муниципальном, отраслевом, региональном, национальном), позволяющий выявить потенциальные угрозыухуд-шения социального климата, вскрыть резервы развития социальных ресурсов.

1 Социологические опросы, встречи с общественностью, круглые столы, Интернет-конференции, горячие телефонные линии, корпоративные средства информации и пр.

Upravlenets №5-6 (9-10) 2010

Более того, результаты аудиторского обследования могут стать основанием для диалога социальных партнеров (от собственников и персонала до государства и окружающего сообщества), который является единственной альтернативой конфронтации.

В западной практике выделяют три разновидности социального аудита:

1) «аудит соответствия» нормам социального законодательства;

2) «аудит эффективности» социальной политики предприятия и мотивации его персонала;

3) «аудит социальной стратегии», который должен ответить на вопрос о том, располагает ли предприятие человеческими ресурсами, способными реализовать стратегические цели предприятия [1].

Целесообразно, на наш взгляд, рассматривать четвертую компоненту социального аудита:

«аудит социальной конкурентоспособности», когда организация не просто выполняет минимальные обязательства перед своими социальными партнерами, а является лидером отрасли в решении ряда социальных вопросов.

Одним из ключевых показателей социального аудита может стать показатель «а-социальная прибыль» (PASoc (a-socialprofit), представляющий собой часть прибыли организации, которая получена благодаря минимизации выплат социальным партнерам относительно общемировых или российских стандартов1:

Таблица 3 - Предложенное содержание публичной нефинансовой (социальной) отчетности промышленных предприятий

Подразделы отчетности

Раздел публичной нефинансовой (социальной) отчетности

1. Политика в области добросовестного взаимодействия с партнерами + + - + + + + +

2. Политика в области качества продукции, товаров, работ, услуг + + + + + + + +

3. Экологическая политика + + + + + + + +

4. Кадровая политика - + + + + + + +

5. Налоговая политика - + - - + + + +

6. Социальная политика + + + + + + + +

7. Дивидендная политика - + - - + + + +

PASoc = ASRBS + ASRBP

+ ASRBS

где ASRBS (.. the state) - «отклонения» при уплате налогов и сборов за счет несоблюдения требований законодатель-

ства;

ASRBP (... the personnel) - «отклонения» при выплате заработной платы (относительно уровня развитых стран) и при предоставлении сотрудникам «социального» пакета (относительно уровня «лучший по отрасли»);

ASRBSPC (... the state, the personnel, the community) - «отклонения» по «экологическим» расходам относительно российских или мировых норм и стандартов.

Использование предлагаемого показателя в аналитических целях даст возможность выявления направления финансирования социально ответственных расходов

в сравнении с предыдущими периодами, а также с предприятиями, достигшими в данной области бизнеса лучших результатов.

ИСТОЧНИКИ

1. Харитонова Е.Н. Управление социально ответственной деятельность промышленных предприятий. СПб.: СПбГПУ, 2008.

2. Харитонова Н.А., Харитонова Е.Н. Экономическая оценка социальной деятельности металлургического предприятия. М.: Изд-во «Учеба» МИСиС, 2006.

3. Каплан Р., Нортон Д. Сбалансированная система показателей: от стратегии к действию. М.: Изд-во «Олимп-Бизнес», 2005. Ö

1 Например, среднемесячная начисленная и выплаченная заработная плата по черной металлургии России значительно ниже, чем заработная плата в аналогичных отраслях высокоразвитых капиталистических стран. Сумма отклонений по заработной плате с учетом предусмотренных законодательством РФ налоговых платежей между данными по предприятиям России и мира и составит часть «а-социальной прибыли».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.