Научная статья на тему 'УПРАВЛЕНИЕ СОСТОЯНИЕМ РАСЧЕТОВ В ОРГАНИЗАЦИИ'

УПРАВЛЕНИЕ СОСТОЯНИЕМ РАСЧЕТОВ В ОРГАНИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
25
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Мировая наука
Область наук
Ключевые слова
расчеты / платежи / дебиторская задолженность / кредиторская задолженность / settlement status / accounts receivable / accounts payable / workflow

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Иоффе Л.А., Панова Т.И.

В статье рассмотрены направления совершенствования расчетных операций в организациях Республики Беларусь и управления платежами: совершенствование документооборота, ведение справочников контрагентов, анализ дебиторской и кредиторской задолженности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MANAGEMENT OF AN ORGANIZATION SETTLEMENT STATUS

The article deals with the ways of improving settlement operations in organizations of the Republic of Belarus as well as payment management: perfection of the workflow, keeping records of contractors, analysis of accounts receivable and accounts payable.

Текст научной работы на тему «УПРАВЛЕНИЕ СОСТОЯНИЕМ РАСЧЕТОВ В ОРГАНИЗАЦИИ»

УДК 658.5

Иоффе Л. А., к. э. н., доцент

доцент кафедры ИУСиТ

Белорусский государственный университет транспорта

Панова Т.И., к. э. н., доцент

доцент кафедры ЭИУиК

Гомельский государственный университет имени Ф.Скорины

Беларусь, г. Гомель

УПРАВЛЕНИЕ СОСТОЯНИЕМ РАСЧЕТОВ В ОРГАНИЗАЦИИ

Аннотация: В статье рассмотрены направления совершенствования расчетных операций в организациях Республики Беларусь и управления платежами: совершенствование документооборота, ведение справочников контрагентов, анализ дебиторской и кредиторской задолженности.

Ключевые слова: расчеты, платежи, дебиторская задолженность, кредиторская задолженность.

Ioffe L.I.,cand. sc. (econ.)

assoc. prof. of department of IMOTS BelSUT

Panova T. I., cand. sc. (econ.)

assoc. prof.

of department of accounting and analysis Francisk Scorina Gomel state university

Belarus, Gomel

MANAGEMENT OF AN ORGANIZATION SETTLEMENT STATUS

Annotation: The article deals with the ways of improving settlement operations in organizations of the Republic of Belarus as well as payment management: perfection of the workflow, keeping records of contractors, analysis of accounts receivable and accounts payable.

Key words: settlement status, accounts receivable, accounts payable, workflow.

На первый взгляд, основным объектом управления в коммерческой организации является прибыль, однако именно состояние расчетов чаще всего создает проблемы, влияющие на финансовое состояние организации. Поэтому возникает необходимость снижения степени риска при расчетах с дебиторами путем выбора форм и методов расчета, слежения за сроками оплаты расчетных документов. В то же время, необходимо внимательно относиться и к расчетам с кредиторами, своевременно возвращать им долги,

иначе предприятие может потерять доверие своих партнеров, а также будет иметь штрафные санкции.

Работа с задолженностью требует планирования, четко построенного процесса управления рисками неплатежей. Эта работа начинается с организации документооборота внутри компании и с контрагентами. В положении о порядке внутреннего документооборота рекомендуется отразить ряд существенных моментов: перечень, формы и порядок оформления документов, предоставляемых в отдел бухгалтерского учета, сроки предоставления и обработки первичных документов, перечень лиц, ответственных за предоставление документов в соответствующих отделах, санкции за нарушение установленного в организации порядка документооборота. Возможный пример графика документооборота представлен в таблице 1.

Весьма важным моментом также является рациональная автоматизация учета. Правильно выбранная конфигурация и настройка программного комплекса позволит своевременно получать необходимую информацию, характеризующую кредиторскую и дебиторскую задолженность, вследствие чего данная информация не будет терять свою актуальность.

Таблица 3.1 - Предлагаемый график документооборота по

расчетным операциям

Наименова ние документа Создание (получение) документа Обработка документа Передача в архив

Ответстве нный за выписку Ответств енный за оформле ние Срок исполнен ия Ответстве нный Срок исполнени я Ответстве нный Срок

Счет-фактура Бухгалтер по расчетам Бухгалте р по расчетам 10 дней с момента передачи Старший бухгалтер До 10 числа следующег о месяца Главный бухгалтер Ежемес ячно

Акт выполненн ых работ Бухгалтер по расчетам Бухгалте р по расчетам Ежеднев но Старший бухгалтер Ежедневно Главный бухгалтер Ежемес ячно

Платежное поручение Бухгалтер по расчетам Бухгалте р по расчетам Ежеднев но Старший бухгалтер Ежедневно Главный бухгалтер Ежемес ячно

Платежное требоване Бухгалтер по расчетам Бухгалте р по расчетам Ежеднев но Старший бухгалтер Ежедневно Главный бухгалтер Ежемес ячно

Выписка банка Ответстве нный исполните ль в банке Ответств енный исполнит ель в банке Ежеднев но предоста вляет в бухгалте рию Старший бухгалтер Ежедневно Главный бухгалтер Ежемес ячно

Особое внимание при этом надо уделить заполнению информации о сроках исполнения договоров.

Важно определить круг сотрудников, отвечающих за работу с дебиторами и кредиторами, обязательно предусмотреть меры поощрения, мотивирования сотрудников за работу по минимизации задолженности.

Не менее важным является проведение регулярного анализа задолженностей, составление документов с описанием порядка действий по возврату долгов. Уже на этапе подготовки договора купли-продажи необходима проверка деловой репутации покупателя, которую можно провести через деловых партнеров, а также анализируя сообщения в СМИ или обращаясь к помощи Интернета, где есть «черные списки» компаний. На основе собранной информации организации могут составить свой «черный список», в который будут включаться компании, периодически нарушающие условия договора. После проверки деловой репутации покупателя необходимо провести предварительную оценку его платежеспособности.

Для управления задолженностью организации должны определить допустимые и критические ее значения. Эти показатели являются индикаторами, которые сигнализируют о необходимости усилить работу с должниками. Можно провести ранжирование покупателей и поставщиков в зависимости от объемов поставок, закупок, предлагаемых условий оплаты.

Одним из способов снижения дебиторской задолженности является стимулирование покупателей к досрочному погашению задолженностей. Для этого покупателям можно предоставлять скидки на продукцию, если платеж осуществлен ранее договорного срока.

Кроме того, в случае обнаружения просроченной дебиторской задолженности, незамедлительно направлять претензию в адрес дебитора с указанием размера штрафных санкций, ссылаясь на статью 366 Гражданского кодекса Республики Беларусь, а далее действовать в соответствии с законодательством Республики Беларусь [1].

Проблема управления дебиторской и кредиторской задолженностями в значительной степени осложняется несовершенством нормативной и законодательной базы в части востребования задолженности. В белорусской практике ведения бухгалтерского учета отсутствует единый стандарт, регламентирующий ведение учета дебиторской и кредиторской задолженности. Нормативное регулирование порядка ведения учета осуществляется посредством различных правовых норм и положений по ведению бухгалтерского учета. В связи с этим рекомендуется разработка внутреннего нормативного документа (положения), отражающего процессы возникновения, погашения, оценки и списания дебиторской и кредиторской задолженности, с учетом специфики организационно правовой формы и видов деятельности организации.

Также необходимо установить фактическое соотношение дебиторской и кредиторской задолженности и сравнить его с оптимальным. Считается, что превышение дебиторской задолженности над кредиторской является положительным моментом, так как поступление денежных средств от покупателей позволяет своевременно рассчитываться с поставщиками и подрядчиками. Однако значительный объем дебиторской задолженности

увеличивает потребность в оборотных средствах для обеспечения текущей деятельности организации, вынуждает обращаться к кредитам и создает угрозу финансовой стабильности предприятия. А значительное превышение кредиторской задолженности над дебиторской приводит к снижению финансовой независимости организации. Целесообразно сопоставлять не только размеры, но и показатели оборачиваемости дебиторской и кредиторской задолженности. Если оборачиваемость дебиторской задолженности опережает оборачиваемость кредиторской, то это расценивается как положительный фактор, поскольку поступившие от дебиторов суммы позволяют производить своевременные расчеты с кредиторами.

Работа по управлению задолженностью и совершенствование организации расчетов на предприятии, позволяют снизить риск неплатежей и в целом размер задолженности, а следовательно, улучшить финансовое состояние организации.

Использованные источники: 1. Гражданский кодекс Республики Беларусь. Беларусь : принят Палатой представителей 28 октября 1998г.; одобрен Советом Респ. 19 ноября 1998 г. - Мн.: Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь, 1999.[Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.minfin.gov.by

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.