УДК 621.313.333
М. А. Глазко
УПРАВЛЕНИЕ СОСТОЯНИЕМ МНОГОДВИГАТЕЛЬНОГО
ЭЛЕКТРОПРИВОДА
Количество электроприводов, имеющих в своем составе несколько асинхронных электродвигателей с короткозамкнутым ротором (АД), увеличивается. Естественно при этом, что моменты сопротивлений на валах данных электродвигателей могут иметь различный характер изменения. Каждый из входящих в систему электродвигателей может работать либо на индивидуальную нагрузку, либо входить в состав взаимосвязанного электропривода [1-2].
Созданию систем управления многодвигательным электроприводом уделяется достаточно много внимания [1, 3-4]. Так как управляемый электропривод по системе преобразователь частоты - асинхронный электродвигатель ПЧ - АД широко распространен [5], то возникает необходимость использования возможностей этой системы для управления в варианте ПЧ - АД - АД ... АД (рис.1), при котором управление осуществляется от одного управляющего устройства (ПЧ) путем изменения частоты и амплитуды питающего напряжения, которые являются общими управляющими воздействиями для всех электродвигателей. При этом ПЧ может располагаться на значительном удалении от самих электродвигателей.
Для описания процессов, происходящих в подобных системах, можно применить математическую модель [1] в системе синхронных вращающихся координат u-v в виде:
dW N 1 dW
----— + L, "V —------— = U + item iNu,
dt L. dt u
dY.
N / dY
L У___________S. = и
dt k~~! Lsj dt v
- item iNv,
dYu
dt dY v
dt
- = -Rniru1 +(®na- Pi®i ) f i3,
■ = - Rriirvi- (na - Pi®i ) = f4’
(1)
где
J—1 Lsj
N к
j=1 N
item _ iNv = Lk У -Lrf4j - Rk У .vj - Rsiv -anaYu
j=i
Р,т, Рм, Р,Гик Рм - составляющие векторов пото-косцеплений статоров и роторов АД; ии, им - составляющие вектора выходного напряжения преобразователя частоты; Я,, Я,^ - активные сопротивления обмоток статоров и роторов АД; 1и, 1м,
г,т, - составляющие векторов токов статоров и
роторов АД; Ьк, Як - индуктивное и активное сопротивления общего участка кабеля от преобразователя к электродвигателям; Ь ,■ - переходные индуктивности обмоток статоров АД; тп - номинальная скорость вращения поля статора; а - относительная частота тока статора; рг - числа пар полюсов; кц - коэффициенты электромагнитной связи роторов; тг - геометрические скорости вращения роторов АД; /(/)=-/, ... , N N - количество электродвигателей в приводе.
Для решения общей задачи управления со-
Рис. 1. Схема многодвигательного электропривода
стоянием такого класса электроприводов функционал, количественно оценивающий состояние электропривода и выражающий цель управления, запишем в виде:
(t Л
J = inf
Уа.и єА
| f0 („Yi.U.a})
0
j
(2)
где Фці, х¥п - векторы потокосцеплений статоров и роторов АД, и - вектор выходного напряжения преобразователя частоты, А - допустимая область изменения а и и.
Решая задачу управления объектом (1) при целевом функционале (2) классическими методами вариационного исчисления, можно получить результат - синтезирующую функцию вида:
1°
a = a+-
N
У
i=1
kR
Yv
df0
6Y,„
-Yu
df
0
dYv
item iNu = LkУ-r-f3 -RkУ i ■ -R i ■ +a aY
— k T J k suj s. su. n sv. ’
''гг V ^ ^ ж у
где а, а - текущее и необходимое значения относительной частоты тока статоров АД.
Обратим внимание на отсутствие в правой части функции информации о скоростях вращения роторов АД. Это существенно, поскольку при практической реализации синтезирующей функции отпадает необходимость в использовании датчиков скорости. Необходимо также отметить, что построение синтезирующей функции требует знания параметров магнитной цепи электродвигателя (значений индуктивностей цепи намагничи-
Электротехнические комплексы и системы
27
вания и рассеяния статорной обмотки), а также параметров роторной цепи - активного и реактивного сопротивлений.
Конкретизируем цель управления через запись интегранта целевого функционала в виде:
N 2
=ХЯ К -Ы,)■
1=1
где Я1 - весовые коэффициенты, определяющие “важность” минимизации колебаний электромагнитного момента 1-го электродвигателя, Ы' - текущее значение электромагнитного момента 1-го электродвигателя, Ыщ - необходимое значение электромагнитного момента. С учетом этого после дополнительных преобразований запишем:
X Я К -Ы,)
При реализации данного способа управления не возникает необходимости в использовании датчиков скорости для определения частоты вращения роторов входящих в систему электродвигателей, что дает возможность использования такого управления в системах, где применение датчиков скорости невозможно либо вызывает трудности при реализации.
На представленных ниже графиках представлены результаты моделирования систем, содержащих два (рис. 2) и три (рис. 3) электродвигателя, питающихся через общий участок кабельной сети при управлении от одного управляющего устройства - преобразователя частоты.
В качестве примера было произведено моделирование систем, содержащих двигатели ЭВР280Ь4 мощностью 160 кВт. При этом мо-
менты сопротивлений на валах электродвигателей имели различный характер изменения, а управляемый режим начинался через 1 с после запуска двигателей.
Зависимости на рис. 2 соответствуют управляемому режиму для двухдвигательного электропривода со значениями Я1=°,85, Я2=°,15. Зависимости на рис. 3 соответствуют управляемому режиму для трехдвигательного электропривода со значениями Я1=°,7, Я2=°,2, Я3=°,1 - (рис. 3, а) и Я1=°,°°5, Я2=°,99, Я3=°,°°5 - (рис. 3, б). Моделирование для всех случаев производилось с учетом влияния общего участка кабельной сети от преобразователя к двигателям протяженностью 100 метров.
Изменение амплитуды питающего напряжения при этом производилось прямопропорционально изменению частоты.
Анализируя полученные в результате моделирования данные, можно сделать вывод, что данный способ частотного управления многодвига-
Электромапп пные моменты двигателей
Моменты сопротивления на валах
Относительная частота тока статора
Рис. 2. Управление двумя электродвигателями от одного управляющего устройства
Момсжы сонрошклсння на калах
Относительная частота тока статора
; : ; і; і : і
ОД 0.65 0.7 0.75 ОД 0,85 ОД 0.95 1 1.05 1.1 1.15 \2 1.25 1.3 ІД5 1.4 1.45
а)
Относительная частота тока статора
б)
Рис. 3. Управление тремя электродвигателями от одного управляющего устройства
тельным электроприводом позволяет:
- распределять нагрузку между электродвигателями;
- при работе двигателей с моментами сопротивлений, имеющими пульсирующий характер, снизить амплитуды пульсаций электромагнитных
моментов электродвигателей;
- использовать в качестве управляющего устройства один частотный преобразователь;
- исключить из системы управления датчики скоростей вращения роторов электродвигателей.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Ещин Е. К. Электромеханические системы многодвигательных электроприводов. Моделирование и управление. - Кемерово: Кузбасский гос. техн. ун-т, 2003. - 247 с.
2. Москаленко В. В. Электрический привод. - М.: Мастерство: Высшая школа, 2000. - 368 с.
3. Дочвири Д. Н. Многодвигательный автоматизированный электропривод с упругими связями II Радюелектрошка. Інформатика. Управлшня. 2001. №2. С. 114-119.
4. Кунинин П. Н., Егоров С. В. Выравнивание нагрузок в микропроцессорных многодвигательных электроприводах II Проблемы развития автоматизированного электропривода промышленных установок: Труды Всероссийской научно-практической конференции I Под общ. ред. В. Ю. Островлянчика, П. Н. Кукинина. - Новокузнецк: СибГИУ, 2002. С. 102-109.
5. MITSUBISHI transistorized inverter FR-E500 instruction manual. Mitsubishi Electric Corporation. Jul. 2001. - 198 p.
□ Автор статьи:
Глазко
Михаил Александрович
- аспирант каф. вычислительной техники и информационных технологий
УДК 621.313.33
В.Г. Каширских, А.В.Нестеровский
ОЦЕНКА ИНДУКТИВНОСТИ ЦЕПИ НАМАГНИЧИВАНИЯ АСИНХРОННОГО ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ В ПРОЦЕССЕ ЕГО РАБОТЫ
Как показано в [1], при оценке параметров и состояния асинхронного электродвигателя с короткозамкнутым ротором (АД) величина индуктивности цепи намагничивания мало влияет на точность оценок, при условии ее достаточно большого по сравнению с индуктивностями рассеяния значения.
Это справедливо для переходных процессов, например процесса пуска АД, когда величины намагничивающего тока и потокосцепления цепи намагничивания относительно малы, а также для статических режимов с существенным скольжением. Чем ближе режим работы машины к режиму холостого хода, тем сильнее сказывается влияние индуктивности цепи намагничивания Ьт на точность оценок состояния АД, но, с другой стороны, более точно можно оценить саму величину Ьт .
Для оценки индуктивности цепи намагничивания воспользуемся следующей моделью АД:
^ = и,ч — ^ ‘ ; (1)
г — — I г ■ ^ jp ’ ® г г;,
—
_ЧГ - ks т W. - kr -Wr
If —
где Ч'г - векторы потокосцепления статора и ротора; и$ , 1$ - векторы напряжения и тока статора; 1$ - вектор тока ротора; , Яг - активные
сопротивления статора и ротора; р - число пар полюсов; (йг - частота вращения ротора;
kr _ ■
^т + ^иї ^т + ^гї
- коэффициенты электромагнитной связи статора и ротора;
^ $ = ^иї + кг ' ^гі, Ь'г = Ьгі + к$ ■ Ь$і
- переходные индуктивности статора и ротора;
Ьт - индуктивность цепи намагничивания;
Ьці , Ьгі - индуктивности рассеяния статора и
ротора. Параметры , Яг , Ь \ , Ь’г , а также величины, определяющие состояние АД - Фг,
(йг , определяются согласно [1, 2], при этом знание величины индуктивности цепи намагничивания не требуется.
Определение величины Ьт будем производить следующим образом: для относительно небольшой выборки по времени (порядка 20-60 мс, т.е. 1-3 периода сетевого напряжения) осуществ-