Научная статья на тему 'Оценка индуктивности цепи намагничивания асинхронного электродвигателя в процессе его работы'

Оценка индуктивности цепи намагничивания асинхронного электродвигателя в процессе его работы Текст научной статьи по специальности «Электротехника, электронная техника, информационные технологии»

CC BY
977
140
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям, автор научной работы — Каширских Вениамин Георгиевич, Нестеровский Александр Владимирович

Описан метод определения индуктивности цепи намагничивания асинхронного двигателя в различных режимах работы по результатам измерения напряжений и токов обмотки статора. Приведены результаты использования метода для идентификации реальных электродвигателей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям , автор научной работы — Каширских Вениамин Георгиевич, Нестеровский Александр Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Оценка индуктивности цепи намагничивания асинхронного электродвигателя в процессе его работы»

28

М. А. Глазко

тельным электроприводом позволяет:

- распределять нагрузку между электродвигателями;

- при работе двигателей с моментами сопротивлений, имеющими пульсирующий характер, снизить амплитуды пульсаций электромагнитных

моментов электродвигателей;

- использовать в качестве управляющего устройства один частотный преобразователь;

- исключить из системы управления датчики скоростей вращения роторов электродвигателей.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Ещин Е. К. Электромеханические системы многодвигательных электроприводов. Моделирование и управление. - Кемерово: Кузбасский гос. техн. ун-т, 2003. - 247 с.

2. Москаленко В. В. Электрический привод. - М.: Мастерство: Высшая школа, 2000. - 368 с.

3. Дочвири Д. Н. Многодвигательный автоматизированный электропривод с упругими связями II Радюелектрошка. Інформатика. Управлшня. 2001. №2. С. 114-119.

4. Кунинин П. Н., Егоров С. В. Выравнивание нагрузок в микропроцессорных многодвигательных электроприводах II Проблемы развития автоматизированного электропривода промышленных установок: Труды Всероссийской научно-практической конференции I Под общ. ред. В. Ю. Островлянчика, П. Н. Кукинина. - Новокузнецк: СибГИУ, 2002. С. 102-109.

5. MITSUBISHI transistorized inverter FR-E500 instruction manual. Mitsubishi Electric Corporation. Jul. 2001. - 198 p.

□ Автор статьи:

Глазко

Михаил Александрович

- аспирант каф. вычислительной техники и информационных технологий

УДК 621.313.33

В.Г. Каширских, А.В.Нестеровский

ОЦЕНКА ИНДУКТИВНОСТИ ЦЕПИ НАМАГНИЧИВАНИЯ АСИНХРОННОГО ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ В ПРОЦЕССЕ ЕГО РАБОТЫ

Как показано в [1], при оценке параметров и состояния асинхронного электродвигателя с короткозамкнутым ротором (АД) величина индуктивности цепи намагничивания мало влияет на точность оценок, при условии ее достаточно большого по сравнению с индуктивностями рассеяния значения.

Это справедливо для переходных процессов, например процесса пуска АД, когда величины намагничивающего тока и потокосцепления цепи намагничивания относительно малы, а также для статических режимов с существенным скольжением. Чем ближе режим работы машины к режиму холостого хода, тем сильнее сказывается влияние индуктивности цепи намагничивания Ьт на точность оценок состояния АД, но, с другой стороны, более точно можно оценить саму величину Ьт .

Для оценки индуктивности цепи намагничивания воспользуемся следующей моделью АД:

= и,ч — ^ ‘ ; (1)

г = — I г ■ Кг + jp ■ ® г г;,

=

где Ч'г - векторы потокосцепления статора и ротора; и$ , 1$ - векторы напряжения и тока статора; 1$ - вектор тока ротора; , Я-г - активные

сопротивления статора и ротора; р - число пар полюсов; (йг - частота вращения ротора;

ks _■ Lm

kr _ ■

L's

^т + ^$1 ^т + ^г1

- коэффициенты электромагнитной связи статора и ротора;

^ + кг ' ^гI, Ь'г = ЬГ1 + к$ ■ Ь$1

- переходные индуктивности статора и ротора;

Ьт - индуктивность цепи намагничивания;

Ь$1 , ЬГ1 - индуктивности рассеяния статора и

ротора. Параметры , Яг , Ь’$ , Ь’г , а также величины, определяющие состояние АД - Рг,

(йг , определяются согласно [1, 2], при этом знание величины индуктивности цепи намагничивания не требуется.

Определение величины Ьт будем производить следующим образом: для относительно небольшой выборки по времени (порядка 20-60 мс, т.е. 1-3 периода сетевого напряжения) осуществ-

Электротехнические комплексы и системы

29

111111II11111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111

О 10 20 30 40 50 60 70 80 90 100 110 120 130 140 150 160 170 180 190 200 210 220 230 240

1:, мс

Измеренная частота вращения ротора и результаты оценки индуктивности цепи намагничивания с

различными размерами выборки

ляем минимизацию квадратичной ошибки t2

е(1т) = ] — I*(t))2dt,

t1

*

где ^ (?), ^ (?) - рассчитанные и измеренные

величины тока статора, соответственно.

Расчет производим методом Эйлера согласно (1), а начальное значение получаем по формуле

Рг(1) = Ъ«1)—. kг

Поскольку варьируемый параметр только один, то численная минимизация целевой функции 8 (Ьт) не вызывает трудностей и может быть реализована любым из известных методов.

Проверка метода была проведена на математической модели, а также практически по результатам пуска нескольких двигателей. Результаты оценок для двигателя 4АМ80А4 мощностью 1.1 кВт приведены на рисунке, где изображена измеренная скорость вращения и результаты оценок с различными размерами выборки - 2; 2,2; 2,4 и 3 периода сетевого напряжения.

Найденная из опыта холостого хода индуктивность цепи намагничивания для этого двигателя составила 0,243 Гн. По рисунку хорошо видно, что погрешность оценок максимальна в переходном процессе, где она достигает 15%, и чем ближе режим работы к режиму холостого хода, тем меньше погрешность - в установившемся режиме она не превышает 5%.

Данная работа является продолжением [1] и полученные результаты доказывают возможность осуществления динамической идентификации асинхронных электродвигателей на основе предложенного варианта математической модели АД с упрощениями, основанными на учете значимости ее параметров в различных режимах.

Основным достоинством изложенного метода идентификации АД является возможность определения текущих значений параметров непосредственно в процессе функционирования асинхронного электропривода, а также устойчивость вычислительных процедур процесса идентификации.

Полученная таким образом информация может быть использована для функционального диагностирования, превентивной защиты и управления асинхронными электроприводами.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Каширских В.Г., Нестеровский А.В. Динамическая идентификация асинхронных электродвигателей с учетом значимости параметров // Вестн. КузГТУ. -2005. -№1. -С.73-74.

2. Каширских В.Г., Нестеровский А.В. Оценка активного сопротивления ротора асинхронного электродвигателя с помощью искусственной нейронной сети // Вестн. КузГТУ. -2004. -№6. -С.64-65.

□ Авторы статьи:

Каширских Вениамин Георгиевич

- канд. техн. наук, доц., зав. каф. электропривода и автоматизции

Нестеровский Александр Владимирович

- аспирант каф. электропривода и автоматизции

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.