УПРАВЛЕНИЕ ПРЕДПРИЯТИЕМ
УПРАВЛЕНИЕ СОСТАВЛЯЮЩИМИ ЭЛЕМЕНТАМИ ДЕЛОВОЙ
АКТИВНОСТИ Ю.П. Анискин, д-р экон. наук, профессор
Национальный исследовательский университет МИЭТ, г. Москва
В статье предлагается методический подход к учету активности различных видов деятельности для целенаправленного управления результирующим показателем деловой активности
Деятельность любого вида бизнеса характеризуется уровнем деловой активности. Данная характеристика является комплексной, т.к. включает различные виды активностей деятельности, действующие одновременно в каждый период функционирования компании.
Под деловой активностью в дальнейшем понимается совокупность целенаправленных видов деятельности (процессов), обеспечивающих темпы экономического роста предприятия на основе согласованного развития его составляющих в гармонии с внешней средой [3].
Любая активность характеризуется темпом изменения (ростом или спадом) количественных показателей той или иной деятельности.
Учитывая наличие внешних и внутренних воздействующих факторов, интегральная деловая активность предприятия обусловлена [1]:
• динамикой темпов изменения текущей деятельности, включающей активности: маркетинговой деятельности; интеллектуальной (креативной); трудовой; производственной; финансовой; экономической;
• темпами стратегического развития, включающей активности: инвестиционную; инновационную; внешнеэкономическую активности.
На деловую активность предприятия воздействует активность внешней среды, включающей: активности конкурентов на потребительском (или промышленном) рынке; поставщиков материалов, комплектующих; потребителей (заказчиков); финансово -кредитных организаций и финансового рынка; международных экономических связей; органов государственного управления; законодательно-политическую активность.
Воздействие множества факторов на деловую активность позволяет сделать вывод, что предприятия работают в условиях устойчивой неравновесности. Это не противоречит заключению Шумпетера Й., что «экономическая система не может находиться в состоянии равновесия, по крайней мере, в долгосрочном периоде, а источником ее развития как раз является нестабильность, неравновесность, которая поддерживается именно эндогенными факторами» [7].
Как правило, каждое предприятие в определенный плановый период находится в режимах текущего (установившегося) функционирования (при выпуске серийной продукции) и последовательного развития (при обновлении продукции, техникотехнологической базы) с целью обеспечения текущего
и будущего экономического роста предприятия в каждом цикле деятельности производственной системы.
Необходимо учитывать, что если текущее планирование производства направлено на сохранение равновесия и устойчивости системы, то появление нововведений для целей развития предприятия нарушает на определенный период равновесие и устойчивость, что негативно отражается на экономическом состоянии компании.
Экономические цели текущей деятельности и развития также различны. Текущая деятельность направлена на обеспечение платежеспособности предприятия в плановый период. Развитие компании обеспечивает рост добавочной стоимости капитала, что создает условия для будущего экономического роста.
Развитие означает целенаправленные инновационные изменения деятельности с целью перехода: на более высокий качественный уровень выполняемых функций, на выпуск новой продукции, на эффективную структуру организации и на создание прогрессивной технико-технологической базы компанию. Период развития характеризуется переходными процессами от достигнутого уровня качества в процессе текущего функционирования к планируемому повышенному уровню качества деятельности организации.
Любые переходные процессы, как известно объективно нарушают достигнутое равновесие производственной системы, поэтому главной задачей управления в этот период является сохранение устойчивости компании в допустимых пределах.
Неустойчивость компании в период развития обусловлена разными причинами, главными из которых являются нарушение рациональных экономических пропорций и соотношений, достигнутых в условиях равновесия текущего функционирования.
В результате появляется задача обеспечения устойчивого развития.
Это означает минимизацию возможного спада финансовой устойчивости компании в переходный период развития.
Однако, категория «устойчивое развитие» трактуется специалистами неоднозначно.
Одни исследователи считают, что устойчивое развитие - это способность организации сравнительно долго сохранять собственные генетические свой-
ства и функционировать без серьезного влияния внутренних и внешних источников возмущения.
Другие исследователи утверждают, что устойчивое развитие - это способность предприятия при значительных возмущающих действиях изменять систему в направлении, сохраняющем баланс связей и пропорций в хозяйственном развитии.
Гусаров Ю.В. считает, что следует учитывать оба суждения [4].
Таким образом, объединяя сущность разных трактовок можно принять, что устойчивость организации выражается в сохранении относительной целостности, структурированности и доходности при обеспечении воспроизводства рабочей силы и предотвращении кризисной ситуации в период развития [5].
Из обобщения различных исследований следует, что устойчивое развитие компании - понятие комплексное и чувствительное к воздействиям каждого вида деятельности компании.
Активность развития каждого вида деятельности компании различна и для обеспечения устойчивости компании системе управления необходимо соблюдать экономические пропорции и соотношения, обеспечивающие сохранение устойчивости в неравновесном состоянии.
По своей сути процессы развития относятся к циклическим процессам, когда в конце каждого цикла развития синтез эволюционных и революционных преобразований приводит к переходу объекта обновления на качественно новый уровень текущего функционирования.
Циклическое движение характеризуется тем, что действие совокупности факторов деловой активности, определяющих подъем, со временем исчерпывается, превращаясь постепенно в тормозящий фактор и являясь причиной спада производства. В свою очередь спад производства и кризисное состояние являются катализатором для будущего подъема на основе инновационного развития, т.е. появления инноваций.
К инновациям относятся те новшества, которые прошли все стадии инновационного цикла (НИОКР, ПП, освоение) прежде, чем стать конечным новым продуктом (результатом).
Те новшества, для осуществления которых не требуется проведения инновационного цикла, считаются новациями и не относятся к категории инноваций, т.к. инновации требуют привлечения значительных инвестиций для реализации этапов инновационного цикла и повышения активности различных видов деятельности компании.
Таким образом, под экономическим циклом развития хозяйствующих объектов понимается последовательное чередование стадий изменения потенциала компании, включающих интенсивный подъем (рост) -стабильное функционирование на проектном уровне
(насыщение) - спад деятельности (рецессия) - кризисное состояние (депрессия) - рост.
Каждая стадия развития характеризуется специфическими условиями функционирования и требует специальных методов управления составляющими элементами деловой активности компаний.
Инструментом планирования и осуществления экономически оправданного уровня развития предприятия должен быть организационно-экономический механизм управления развитием, позволяющий осуществлять комплексный подход к реализации стадий цикла развития.
Целью такого механизма управления является обеспечение сбалансированности активности различных видов деятельности на каждой стадии развития на основе соблюдения экономических пропорций и соотношений. Для формирования механизма управления устойчивым развитием необходимо рассмотреть логические взаимосвязи и особенности различных видов активности деятельности наукоемкой компании.
Наукоемкие компании обладают инновационным и производственным потенциалами, обеспечивающими реализацию инновационных циклов, промышленное производство и коммерциализацию наукоемкой продукции.
Предприятия, выпускающие наукоемкую продукцию, отличаются, как известно, высокой капиталоемкостью, повышенной фондовооруженностью, использованием высоких технологий и повышенным уровнем инженерных и научных кадров.
В наукоемких компаниях катализатором всех видов деятельности компании является интеллектуальная (творческая, креативная) активность персонала.
На основании анализа творческих процессов профессором Лукичевой Л.И. были выделены следующие составляющие интеллектуальной активности (ИНТА) [6]:
• логическая активность - работоспособность мозга, направленная на анализ и систематизацию существующих знаний, образование связей и иерархий знаний;
• креативная активность - работоспособность мозга, направленная на генерацию новых идей;
• синергетическая активность - работоспособность мозга, характеризующаяся ассоциативным развитием идеи и возникновением цепной творческой реакции;
• комбинаторная активность - работоспособность мозга, направленная на синтез полученных знаний по результатам анализа.
Интеллектуальная активность (ИНТА) персонала характеризует возможности творческого потенциала компании к генерации инновационных идей по преобразованию и развитию всех видов деятельности компании.
На основе полученных новых идей и знаний возникает инновационная деятельность, активность которой влияет на скорость (длительность) осуществления инновационного цикла по созданию инноваций и их коммерциализации.
На инновационную активность (ИА) влияют факторы: качество управления инновационными циклами; уровень организационно-технического потенциала основных и обеспечивающих структур компании; состояние интеллектуального потенциала предприятия.
Уровень инновационной активности определяется величиной таких ключевых показателей, как [1]:
• Коэффициент (процент) обновления продукции, который характеризуется долей новых изделий в общей номенклатуре выпускаемой продукции.
Для каждой отрасли эти коэффициенты различны. Например, для электронной промышленности базовым процентом обновления элементной базы считается 20%, т.е. в течении 5-ти лет обновляется вся номенклатура выпускаемой продукции, тогда как для машиностроительной или станкостроительной отраслях эти коэффициенты находятся в диапазоне 10-15 %.
• Коэффициент прогрессивности используемых технологий или технико-технологической базы.
Для его определения выбирается ключевой показатель, характеризующий уровень прогрессивности технико-технологической базы производства. Например, для микроэлектроники точность совмещения планарных слоев при изготовлении микрочипов. Существующие типы оборудования обеспечивают точность совмещения 180 нанометров, 90, 32, 19, что позволяет изготавливать интегральные схемы с различным быстродействием.
Аналогичные ключевые показатели характеризуют уровень прогрессивноси в других отраслях.
• Коэффициент интенсивности освоения новой продукции, характеризующий инновационный потенциал и уровень организационно-технической готовности предприятия к промышленному освоению новой продукции. Например, у одних предприятий коэффициент - 3 изд./мес., у других - 0,5 изд./мес.
• Доля инновационных затрат относительно совокупного объема продаж компании.
Данный показатель характеризует уровень наукоемкости компании. Например, если затраты на НИОКР составляют 7-10 % от уровня годовых продаж, то эта величина характерна для наукоемких предприятий.
Для оценки уровня затрат для всего инновационного цикла необходимо к затратам НИОКР прибавить затраты на подготовку производства и промышленного освоения, т.к. эти затраты являются инвестиционными, а не текущими производственными.
Суммарный индекс инновационной активности (ИА) определяется как произведение локальных индексов, т.е.:
если ИА >1 - характеризует повышение активности;
= 1 - сохранение темпов развития;
<1 - снижение активности, т.е. активность находится в диапазоне 1<ИА>1.
Динамика изменения данной составляющей деловой активности характеризует состояние инновационной деятельности компании.
Инновационная деятельность осуществляется циклически, т.е. темпы активности либо растут, либо сохраняются на определенном уровне, либо падают, т.е. активность изменяется в зависимости от воздействия различных внешних факторов и планов развития.
Аналогичный подход к оценке и анализу темпов развития составляющих элементов деловой активности используется для: маркетинговой активности (МА), производственной (ПА), трудовой (ТА), инвестиционной (ИнвА), финансовой (ФА), экономической (ЭА).
Показатели каждой компоненты деловой активности отмечаются на круговой диаграмме, которая используется для принятия решений на соответствующий плановый период (рисунок).
Различные виды деятельности компании не могут развиваться с одинаковой активностью, т.к. это приведет к резкому увеличению затрат и нарушению стабильности функционирования и появлению диспропорций.
Темпы развития составляющих элементов деловой активности должны быть сбалансированными, т.е. подчиняться определенным экономическим соотношениям или пропорциям.
В результате логического анализа и практического опыта можно считать, что темпы интеллектуальной активности персонала должны быть выше, чем темпы инновационной активности, т.к. реализация инновационного цикла характеризуется более высокой капиталоемкостью, трудоемкостью и длительностью, чем процессы генерации идей.
В свою очередь темпы инновационной активности дают основания для развития маркетинговой деятельности.
Маркетинговая активность дает основания для активизации трудовой и производственной деятельности, однако темпы роста объемов производства должны превышать темпы роста ресурсов (т.е. экономической активности), чтобы обеспечить гарантированный рост производительности и эффективности производства.
В свою очередь экономическая активность, обеспечивающая снижение затратоемкости и повышение рентабельности производства способствует изменению динамики финансовой активности, т.е. темпов роста (или падения) денежного потока. Финансовая активность обуславливает динамику изменения инвестиционной активности. Если рост ФА способствует накоплению собственных денежных
средств компании, то это позволит снизить объем привлекаемых инвестиций.
ИНТА
2
МА
Изменения темпов роста составляющих элементов деловой активности компании
Учитывая взаимосвязь локальных активностей, можно установить следующие экономические соотношения между темпами изменения активностей:
а(ИНТА)>а(ИА)>а(МА)>а(ТА)>а(ПА)>а(ЭА)>
>а(ФА)>а(ИнвА)
В реальной практике допустимы отклонения от данных экономических соотношений, однако, диапазон изменений не должен влиять на сохранение необходимого уровня финансовой устойчивости компании.
Для целей планирования важным показателем является результирующая величина деловой активности компании, учитывающая локальные активности различных видов деятельности.
Такой показатель предлагается определять на основе векторного подхода, который представлен исследователем научной школы МИЭТ Кремеровым А.М. в статье [5].
Определение результирующего показателя деловой активности позволит обеспечить сбалансированное планирование развития компании с учетом активности различных видов деятельности.
1. Анискин Ю.П., Бударов А.Ю. и др. Управление инвестиционной активностью / под ред. Анискина Ю.П. - М.: Омега-Л, 2002. - 272 с. (с.25-31).
2. Анискин Ю.П., Бульканов П.А. и др. Управление корпоративными изменениями по критерию устойчивости / под ред. Ю.П. Анискина. - М.: Омега-Л, 2010. - 404 с.
3. Анискин Ю.П., Моисеева Н.К. Цикличность в инновациях и развитии организации // Организатор производства, 1996, № 1. С.33-41.
4. Гусаров Ю.В. Управление: динамика нерав-новесности. - М.: Экономика, 2003.
5. Кремеров А.М. Деловая активность компании в экономической среде // Организатор производства. -2011. - № 3. - С.51-55.
6. Лукичева Л.И. Управление интеллектуальным капиталом. - М.: Омега-Л, 2007. - 552 с. (с.309)
7. Шумпетер Й. История экономического анализа. - СПб: Экономическая школа, 2004. - 502 с.
Э 8 (473)2-43-76-67
Ключевые слова: деловая активность, устойчивая неравновесность, сбалансированное планирование.
Литература