Научная статья на тему 'Управление собственнымкапиталом в туристской организации'

Управление собственнымкапиталом в туристской организации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
615
150
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник РМАТ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КАПИТАЛ / ФИНАНСОВЫЕ РЕСУРСЫ / ПРИБЫЛЬ / ТЕМПЫ УСТОЙЧИВОГО РОСТА СОБ-СТВЕННОГО КАПИТАЛА ТУРИСТСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ / CAPITAL / FINANCIAL RESOURCES / PROFIT / STABLE GROWTH OF CAPITAL

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Козырева Т. В.

Эффективность финансово-хозяйственной деятельности туристской организации вомногом определяется целенаправленным формированием объема и структуры капита-ла организации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article shows via examples that the effectives of financial and management activities arepredetermined by focused forming of structure and volume of own capital in the organization.

Текст научной работы на тему «Управление собственнымкапиталом в туристской организации»

5В ВЕСТНИК РМАТ № 1(10) • 2014

УДК 338.48

Т.В. КОЗЫРЕВА

Цикл статей для студентов «Бизнес-школы в сфере туризма»

УПРАВЛЕНИЕ СОБСТВЕННЫМ КАПИТАЛОМ В ТУРИСТСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Эффективность финансово-хозяйственной деятельности туристской организации во многом определяется целенаправленным формированием объема и структуры капитала организации.

Ключевые слова: капитал, финансовые ресурсы, прибыть, темпы устойчивого роста собственного капитала туристской организации.

This article shows via examples that the effectives of financial and management activities are predetermined by focused forming of structure and volume of own capital in the organization.

Key words: capital, financial resources, profit, stable growth of capital.

Капитал характеризует общую стоимость средств, инвестированных в формирование его активов. Целью управления капиталом турфирмы является удовлетворение потребностей в приобретении необходимых активов, оптимизации структуры капитала для минимизации его стоимости и максимизации стоимости турфирмы при допустимом уровне риска.

Задачами управления капиталом являются:

1) обеспечение соответствия величины капитала стоимости формируемых активов турфирмы;

2) минимизация затрат по формированию капитала из различных источников;

3) эффективное использование капитала в процессе осуществления туристской деятельности;

4) формирование оптимальной структуры капитала туристской организации.

© Козырева Т.В., 2014

Финансовую основу деятельности туристской организации представляет сформированный ею собственный капитал, который характеризуется простотой привлечения и высокой способностью генерирования прибыли, так как не требуется уплата ссудного процента.

Успешная реализация разработанной политики формирования собственных финансовых ресурсов обеспечивает туристской организации:

• максимизацию массы прибыли с учетом допустимого уровня финансового риска;

• формирование рациональной структуры использования чистой прибыли на реинвестирование бизнеса и на выплату дивидендов;

• разработку эффективной амортизационной политики по основным фондам;

• формирование рациональной эмиссионной политики организации.

Управление собственным капиталом связано не только с рациональным

использованием накопленной его части, но и с формированием собственных источников финансирования, обеспечивающих потенциал для экономического роста в будущем.

В процессе управления собственным капиталом туристской организации источники его формирования классифицируются на внутренние и внешние.

К внутренним источникам формирования собственного капитала туристской организации относят:

• накопления нераспределенной прибыли;

• средства, присоединяемые к собственному капиталу в результате переоценки основных фондов в сторону увеличения (добавочный капитал);

• прочие внутренние финансовые источники;

• амортизационные отчисления, которые не влияют на величину собственного капитала туристского предприятия, но являются внутренним источником формирования собственных денежных ресурсов и тем самым служат способом их реинвестирования.

Внешние финансовые источники включают:

• мобилизацию дополнительного паевого капитала (путем взносов средств учредителей в уставный капитал);

• привлечение дополнительного акционерного капитала в результате эмиссии новых акций;

• безвозмездную финансовую помощь от юридических лиц и государства;

• конверсию заемных средств в собственные (конвертация корпоративных облигаций на акции);

• прочие внешние финансовые источники (эмиссионный доход, образуемый при перепродаже акций).

Политика формирования собственных финансовых ресурсов, направленная на обеспечение самофинансирования туристской организации, включает следующие этапы:

1) анализ формирования и использования собственных финансовых ресурсов;

2) определение общей потребности в собственных финансовых ресурсах;

3) оценку стоимости привлечения собственного капитала из различных источников с целью обеспечения максимальной величины собственного капитала туристской организации;

4) оптимизацию соотношения внутренних и внешних источников формирования собственного капитала.

Политика формирования собственного капитала туристской организации направлена на решение определенных задач:

• формирование за счет собственных источников основного капитала туристской организации (внеоборотных активов);

• формирование за счет собственных источников необходимой доли оборотных активов (собственных оборотных средств).

Превышение собственного капитала над величиной внеоборотных активов и долгосрочных обязательств туристской организации представляет собой чистый оборотный актив (ЧОА).

Чистый оборотный капитал характеризует величину свободных денежных средств, которыми турфирма может маневрировать в отчетном периоде.

Целью анализа формирования собственного капитала туристской организации является определение финансового потенциала для будущего экономического развития туристской организации.

60 вестник РМАТ № 1(10) • 2014

На первом этапе анализа формирования собственного капитала определяют: соотношение темпов роста прибыли, собственного капитала и темпов роста активов (имущества туристской организации), выручки продаж туристских

услуг; динамика удельного веса собственных источников в общем объеме финансовых ресурсов за ряд периодов.

Оптимальное соотношение между данными показателями выглядит следующим образом:

Темп роста Темп роста Темп роста Темп роста

прибыли > выручки от > собственного > активов > 100% продаж капитала

Оптимальна ситуация, при которой прибыль увеличивается более высокими темпами, чем прочие показатели; издержки туристского предприятия снижаются, выручка от продаж туристских услуг растет, а собственный капитал и активы используются более эффективно за счет ускорения их оборачиваемости.

Любое отклонение свидетельствует о финансовых трудностях в деятельности туристской организации. Причины их возникновения могут быть самыми разнообразными, например, большие затраты на освоение новых туристских направлений, новых видов турпродук-ции, существенные капиталовложения на обновление и модернизацию основных фондов, реорганизация структуры управления и т.д. Все это требует значительных капитальных затрат, которые окупятся в будущем.

Но подобные отклонения могут быть связаны и с ухудшением результатов деятельности туристской организации, снижением объемов продаж, замедлением оборачиваемости активов и капитала, уменьшением прибыли и т.п.

На втором этапе анализа формирования собственного капитала исследуются соотношение между внутренними и внешними источниками формирования собственного капитала, а также стоимость его привлечения.

На третьем этапе оценивается достаточность у туристской организации собственных финансовых ресурсов.

Критерием такой оценки выступает коэффициент самофинансирования (Ксф) развития:

Ксф = ±СК : ±А,

где ±СК - прирост собственных финансовых ресурсов предприятия;±А - прирост имущества (активов) в прогнозном периоде по сравнению с базисным (отчетным).

Общая потребность в собственных источниках финансирования деятельности туристской организации на перспективу определяется по следующей формуле:

Пофр = (Пк х Уск - СК + Пр) / 100,

где Пофр - общая потребность в собственных источниках финансирования на предстоящий период; Пк - общая потребность в капитале на конец прогнозного периода; Уск - удельный вес собственного капитала в общей его величине на конец прогнозного периода; Пр - сумма чистой прибыли, направленная на потребление в прогнозном периоде.

Основными внутренними источниками являются чистая прибыль и амортизационные отчисления. В процессе

прогнозирования данных источников целесообразно предусмотреть вероятность их прироста за счет возможных резервов. При этом следует учитывать взаимозависимость чистой прибыли и амортизационных отчислений - использование метода ускоренной амортизации приводит к росту амортизационных отчислений, но сокращает прибыль туристской организации.

Необходимый уровень прибыли является основой для устойчивого развития туристской организации в долгосрочном плане. Количественно это может быть оценено с помощью показателя темпа устойчивого роста собственного капитала, определяемого по формулам

Тур = (Пч - Ду) : СК или Тур = Пч (1 - ку) : СК,

где Ду - прибыль, направляемая на выплату дивидендов; Ку - коэффициент выплаты дивидендов, определяемый отношением прибыли, направляемой на их выплату, к величине чистой прибыли организации; (Пч - Ду) = Пч (1 - Ку) - часть чистой прибыли, реинвестированная в развитие туристской организации.

Показатель Тур характеризует, какими темпами в среднем увеличивается собственный капитал туристской организации только за счет реинвестирования прибыли, т.е. без привлечения заемных средств. Этот показатель может служить ориентировочной характеристикой роста собственного ка-

питала организации за счет внутреннего финансирования в будущем, если предположить, что в развитии турфирмы не произойдет резких изменений в структуре источников финансирования, дивидендной политике, рентабельности.

Рост объема продаж туристских услуг при правильно выбранной ценовой политике ведет к увеличению прибыли, темпов устойчивого роста собственного капитала турфирмы. Изменение всех показателей, определяющих темпы устойчивого роста туристской организации, имеет свои рациональные экономически оправданные границы, что необходимо учитывать при управлении прибылью.

Изучение проблемы темпов устойчивого роста туристской организации свидетельствует о том, что на эту характеристику оказывают также влияние параметры, характеризующие текущее финансовое состояние турфирмы, и прежде всего - ликвидность и оборачиваемость текущих активов. Исследование этого аспекта особенно актуально в современных условиях функционирования туристских организаций.

Величина текущих активов, их оборачиваемость, а также показатели ликвидности и платежеспособности весьма мобильны и менее стабильны. Таким образом, устойчивость роста туристской организации прямо зависит от стабильности ее текущей финансово-хозяйственной деятельности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Козырев В.М. Основы современной эко- 3. Селезнева Н.Н., Ионова А.Ф. Финан-номики. М.: Финансы и статистика, 2009. совый анализ. Управление финансами. М.:

2. Козырева Т.В. Управленческий учет в ЮНИТИ, 2003. туризме. М.: Советский спорт, 2011.

62 ВЕСТНИК РМАТ № 1(10) • 2014

УДК 336.221

□.Л. КАРЕЛОВА

ИНСТРУМЕНТЫ СНИЖЕНИЯ НАЛОГОВОЙ НАГРУЗКИ ПРЕДПРИЯТИЙ МАЛОГО БИЗНЕСА

Анализируются инструменты оптимизации налоговых выплат предприятия малого бизнеса - применение различных систем налогообложения, лизинг и аутсорсинг. Расчеты проводятся на примере модельного объекта малого бизнеса ООО «Пример».

Ключевые слова: налоги, оптимизация, система налогообложения, лизинг, аутсорсинг.

The article analyze the set of tools needed to optimize the tax burden for small business, application of different tax systems, leasing and outsourcing.

Key words: tax, optimization, taxing systems, easing, outsourcing.

Необходимым условием существования любого государства являются налоги. Они участвуют в формировании бюджетов разных уровней, являясь одним из источников финансирования выполнения функций государства.

Действующая налоговая система Российской Федерации функционирует с 1 января 1992 г. в соответствии с Законом «Об основах налоговой системы» (от 27 декабря 1991 г.), а с 1 января 2001 г. - Налоговым кодексом Российской Федерации [2, 3].

Согласно определению, изложенному в статье 8 Налогового кодекса, налог - это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований [2].

© Карелова О.Л., 2014

Совокупность всех обязательных платежей и взносов в бюджет и во внебюджетные фонды, методы и принципы их построения и составляют налоговую систему. В соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации обязательные платежи подразделяются на три группы в зависимости от органа, который их изымает и использует: федеральные, региональные и местные.

Федеральные налоги действуют по всей территории России. Они имеют решающее значение как главный ресурс российского государства и в консолидированном (объединенном) бюджете составляют более половины всех налоговых поступлений.

Налоговый кодекс устанавливает следующие виды федеральных налогов [5]:

• налог на добавленную стоимость (НДС);

• акцизы;

• налог на доходы физических лиц (НДФЛ);

• налог на прибыль организаций;

• сборы за пользование объектами животного мира и за пользование

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.