УДК 330.45 : 339.17
В.И. ГОРЕЛОВ
ПРИМЕНЕНИЕ КОГНИТИВНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ К УПРАВЛЕНИЮ РАБОТОЙ ИНТЕРНЕТ-МАГАЗИНОМ
Рассматривается применение методов когнитивного анализа для управления работой интернет-магазином. Структурное моделирование дает возможность построения индикативного управления и создания экспертной системы поддержки принятия менеджерских решений, что позволяет в любой момент времени выявить наиболее эффективное стратегическое управление и разработать конкретные тактические рекомендации для менеджеров магазина.
Ключевые слова: когнитивный анализ, моделирование, интернет-магазин, информационные технологии.
The article is about cognitive analysis methods for Internet shop management. The author develops structural modeling for the exposure of the most effective strategic management and particular tactical recommendation for shop managers.
Key words: cognitive analysis, modeling, Internet shop, informational technologies.
Создание интернет-магазина становится выгодным решением для предпринимателей и предприятий, так как при помощи этой формы ведения бизнеса компания имеет возможность быстрее выйти на новый рынок, укрепить связи с партнерами и потребителями и сократить издержки. За счет автоматизации бизнес-процессов интернет-магазин имеет сокращенный штат сотрудников, кроме того, многие интернет-магазины не имеют своих торговых складских помещений, что также снижает накладные расходы и позволяет предприятию экономить.
Потребители, пользующиеся интернет-магазинами, имеют возможность заказывать и получать товары, не выходя из дома, экономя свое время, а порой и деньги, так как интернет-магазин может снизить цены на товары и услуги и иметь конкурентные преимуще-
© Горелов В.И., 2014
ства в цене. Успех интернет-магазина определяется благодаря доступности информации о товаре через поиск или каталог товаров. После выбора товара покупатель откладывает его в корзину, которую имеет возможность пересмотреть до оплаты. Оплата покупок осуществляется как через онлайн-платежи кредитными картами или электронными деньгами, так и привычными способами (наличными, переводом, наложенным платежом).
В России большинство интернет-магазинов работают либо на основе оффлайного оптово-розничного продавца с имеющимся запасом товаров, либо в роли витрины, хотя встречается и смешанный тип.
Для построения когнитивной модели необходимо было выделить факторы, влияющие на работу интернет-магазина. По литературным источникам было выбрано 35 таких факторов.
1. Положительные отзывы предыдущих покупателей.
2. Минимальный срок доставки, бесплатная доставка и в любой пункт.
3. Качественный дизайн, удобная навигация, количество шагов, необходимых для поиска товаров.
4. Наличие графического и мультимедийного описания товара (видео, звук) и его влияние на скорость загрузки веб-страниц.
5. Полнота текстового описания товара.
6. Регистрация посетителя - на каком этапе, какие сведения требуются.
7. Дополнительные услуги, скидки для повторных клиентов, специальные предложения.
8. Перечисление системы оплаты товара.
9. Товарный ассортимент.
10. Адекватная доступная цена.
11. Наличие всех форм связи с клиентом, контактные данные и адрес интернет-компании.
12. Данные о времени работы интернет-магазина.
13. Конкурирующие сайты.
14. Посещаемость.
15. Реклама.
16. Поставщики.
17. Работа склада.
18. Прибыль.
19. Наличие собственных потребителей.
20. Средняя цена сырья.
21. Покупная способность.
22. Грамотный менеджмент.
23. Программное обеспечение.
24. Зарплата.
25. Накладные расходы.
26. Имидж компании или сайта.
27. Недостатки дизайна сайта.
28. Отсутствие достаточного описания товара.
29. Небольшое количество фотографий.
30. Отсутствие онлайн-консульти-рования.
31. Отсутствие возможности комментировать товар.
32. Доставка: отсутствие доставки или большая цена за доставку.
33. Отсутствие инструкций к оформлению заказа.
34. Уникальность товара.
35. Конкурентность цен.
После выделения 35 факторов была создана и роздана среди разных категорий населения анкета с перечислением этих факторов и предложением: «Выделите факторы, которые вы считаете наиболее важными для работы интернет-магазина». Количество первичных экспертов в данной работе составило 66 человек в возрасте от 23 до 43 лет, среди которых 39 женщин, 27 мужчин.
Далее, была составлена таблица баллов, набранных факторами в результате анкетирования.
Факторы, набравшие менее 10% голосов первичных экспертов, были исключены из дальнейшего рассмотрения.
Обработка заполненных анкет позволила выделить следующие 17 факторов, набравших более 10% голосов экспертов.
1. Конкурирующие сайты.
2. Посещаемость.
3. Реклама.
4. Поставщики.
5. Склад.
6. Прибыль.
7. Уникальность товаров.
8. Доставка.
9. Доступность.
10. Конкурентность цен.
11. Ассортимент.
12. Наличие собственных потребителей.
13. Платежная система.
14. Программное обеспечение.
15. Зарплата.
16. Накладные расходы.
17. Имидж сайта.
Следующим шагом было построение модели работы интернет-магазина. Поскольку весовые коэффициенты связей системы невозможно определить статистическим путем, то было решено выбрать конкретную интернет-компанию и достроить модель с помощью метода экспертных оценок. С этой целью был проведен опрос внутри одной из успешных интернет-компаний. Был составлен новый спи-
сок из 17 факторов и предложен на рассмотрение 17 экспертам для определения взаимосвязи и веса связи фактора.
В результате обработки результатов анкетирования были получены следующие результаты.
1. Усредненные мнения экспертов по видам и характерам связей между факторами.
2. Коэффициент конкордации, который составляет 0,074, что позволяет говорить о согласованности мнений экспертов.
В результате была построена когнитивная модель управления интернет-магазином, представленная на рис. 1.
0 0 0 0 0 0 0 0 0 0,5 0 0 0 0 0 0 0
0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0,3 0 0 0 0 0
0 0,4 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0,3 0 0 0 0 0,5
0 0 0 0 0,1 0 0 0,6 0 0 0,3 0 0 0 0 0 0
0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0,4 0
0,3 0 0,1 0,4 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0,3 0 0 0
0,7 0 0 0 0 0 0 0 0 0,3 0 0,4 0 0 0 0 0
0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0,25 0 0 0 0 0
0 0,2 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0
0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0,4 0 0 0 0 0
0 0 0 0 0 0 0,2 0 0 0 0 0 0 0 0 0,1 0
0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0,1 0 0
0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0,2 0 0 0 0 0
0 0 0 0 0 0 0 0 0,6 0 0 0 0,35 0 0 0 0,2
0 0 0 0 0 0,3 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0
0 0 0 0 0 0,2 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0
0 0,3 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0
Рис. 1. Матрица смежности
Расчет импульсного воздействия на модели интернет-магазина; р - вектор им-систему осуществлялся по формуле пульсного воздействия.
ХИ=Х° + р(Е + А + А2 +-+ А"), После нахождения результирующе-
где А - матрица смежности когнитивной го импульса рассчитывается систем-
ный вес факторов (вклад факторов) в развитие интернет-магазина, равный значениям функции полезности на Парето-оптимальном множестве по формуле
^ =±у а,
к=I
где ук - значения, нормированные по формулам,
У П1
х.
Р} - Р3.
тах
]
тт
-х
Р1 - Р1-
тах тт
3 = 11
3 е 12,
где I - множество факторов, влияющих положительно на работу интернет-магазина; 12 - множество факторов, влияющих отрицательно на работу интернет-магазина.
Полученный вес факторов характеризует вклад факторов в управление интернет-магазином (чем больше значение веса, тем больше вклад фактора).
В результате вычислений были получены следующие значения факторов системы управления интернет-магазином:
1. Конкурирующие сайты 0,26055
2. Посещаемость 1,358167
3. Реклама 2,604163
4. Поставщики 2,244045
5. Склад 0,824
6. Прибыль 2,81255
7. Уникальность товаров 1,737989
8. Доставка 1,297367
9. Доступность 1,271784
10. Конкурентность цен 1,476297
11. Ассортимент 1,301661
12. Наличие собственных потребителей 1,195073
13. Платежная система 1,238554
14. Программное обеспечение 2,477414
15. Зарплата 1,838797
16. Накладные расходы -0,43197
17. Имидж сайта 1,407332
Отметим, что значения факторов совпадают со значениями влияния факторов на развитие интернет-магазина, а это показывает, что управление находится в фазе эффективного менеджмента и допускает две стратегии -сдерживания и дальнейшего развития.
Замечание: результаты моделирования обсуждались с экспертами второй группы и удовлетворили их.
В итоге моделирования было установлено, что наиболее эффективным путем развития является воздействие на самый весомый фактор - прибыль. Все отрицательно влияющие факторы имеют малый системный вес и не оказывают существенного влияния на развитие. Однако остается открытым вопрос о том, через какую связь наиболее эффективно можно увеличить прибыль. Для определения связей, наиболее быстро и значимо изменяющих систему, было проведено дополнительное исследование.
Для этого каждую связь последовательно изменяли на одну и ту же величину, либо усиливая, либо ослабляя. После результаты моделирования сравнили между собой и выбрали наиболее эффективное воздействие.
Выяснилось, что самое минимальное значение имеет связь «Поставщики» -«Ассортимент» (-0,443004377), а самое максимальное - «Поставщики» -«Доставка» (2,864705053). Был сделан
вывод, что для эффективного развития необходимо усилить эти связи.
В результате анализа было предложено продумать способы улучшения доставки от поставщиков исходя из имеющихся средств и методов организации труда.
Было рекомендовано:
• проводить анализ поступления и расхода продуктов по сезонной принадлежности;
• организовывать более качественный сбор информации о наличии и отсутствии надлежащих продуктов;
• проводить поиск новых поставщиков. Как показывает практика, не все поставщики добросовестно выполняют свои обязательства, порой в силу изменения рыночной ситуации и ценовой политики. Для выбора поставщиков нужно собирать о них информацию и, возможно, рекомендации;
• находить лучших поставщиков посредством поиска в Интернете, рекламы, посещения выставок, предложений и информации от торговых организаций, для того чтобы повышать качество работы с ними;
• все договоры с поставщиками осуществлять только в письменной форме;
• необходимо иметь информацию о качестве товара и возможности замены брака;
• необходимо ежеквартально проводить анализ текущей работы с поставщиками;
• для улучшения работы с поставщиками можно вводить штрафные санкции за отсрочку предоставления полного комплекта документов и за поставку бракованных товаров;
• при проблемах с перевозчиками поставщика рекомендовать замену;
• при плохой работе менеджера, обрабатывающего заказы, заменять его.
ЛИТЕРАТУРА
1. Арсеньев Ю.Н., Шелобаев С.И., Давыдова Т.Ю. Информационные системы в технологии: учеб. пособие. М.: Юнити-Дана, 2012.
2. Голиков В.Д. Поведение потребителей. Уфа: УГАТУ, 2005.
3. Горелов В.И. Системное моделирование в социально-экономической сфере. М.: Логос, 2012.
4. Малышев С.А. Основы интернет-экономики: учеб. пособие. М.: Евразийский откры-
тый ун-т, 2001.
5. Репин В.В. Бизнес-процессы: моделирование, внедрение, управление. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2014.
6. Репин В.В., Елиферов В.Г. Процессный подход к управлению. М, 2005.
7. Рябых А. Интернет-магазин. СПб.: Питер, 2012.
8. Салбер А. Как открыть свой интернет-магазин. М.: СмартБук, 2008.
УДК 338.48
Т.В. КОЗЫРЕВА
Цикл статей для студентов «Бизнес-школы в сфере туризма»
УПРАВЛЕНИЕ СОБСТВЕННЫМ КАПИТАЛОМ В ТУРИСТСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Эффективность финансово-хозяйственной деятельности туристской организации во многом определяется целенаправленным формированием объема и структуры капитала организации.
Ключевые слова: капитал, финансовые ресурсы, прибыть, темпы устойчивого роста собственного капитала туристской организации.
This article shows via examples that the effectives of financial and management activities are predetermined by focused forming of structure and volume of own capital in the organization.
Key words: capital, financial resources, profit, stable growth of capital.
Капитал характеризует общую стоимость средств, инвестированных в формирование его активов. Целью управления капиталом турфирмы является удовлетворение потребностей в приобретении необходимых активов, оптимизации структуры капитала для минимизации его стоимости и максимизации стоимости турфирмы при допустимом уровне риска.
Задачами управления капиталом являются:
1) обеспечение соответствия величины капитала стоимости формируемых активов турфирмы;
2) минимизация затрат по формированию капитала из различных источников;
3) эффективное использование капитала в процессе осуществления туристской деятельности;
4) формирование оптимальной структуры капитала туристской организации.
© Козырева Т.В., 2014
Финансовую основу деятельности туристской организации представляет сформированный ею собственный капитал, который характеризуется простотой привлечения и высокой способностью генерирования прибыли, так как не требуется уплата ссудного процента.
Успешная реализация разработанной политики формирования собственных финансовых ресурсов обеспечивает туристской организации:
• максимизацию массы прибыли с учетом допустимого уровня финансового риска;
• формирование рациональной структуры использования чистой прибыли на реинвестирование бизнеса и на выплату дивидендов;
• разработку эффективной амортизационной политики по основным фондам;
• формирование рациональной эмиссионной политики организации.
Управление собственным капиталом связано не только с рациональным