Научная статья на тему 'Управление системой закупок товаров и услуг в образовательном учреждении'

Управление системой закупок товаров и услуг в образовательном учреждении Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
539
134
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ СИСТЕМОЙ ЗАКУПОК / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ / СХЕМЫ НАПРАВЛЕННЫЕ НА ОГРАНИЧЕНИЕ КОНКУРЕНЦИИ / ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Стецюнич Юлия Николаевна

В статье определена роль нормативного регулирования процесса закупок в образовательных организациях, проанализирована система финансирования данного процесса; выявлены самые распространённые способы определения поставщика, описаны преимущества и недостатки применения в практике образовательных организаций; проанализированы схемы направленные на ограничение конкуренции, выявленные в Ленинградской области за последние годы и сформулированы основные проблемы, с которыми сталкиваются образовательные организации при проведении закупок.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Стецюнич Юлия Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Управление системой закупок товаров и услуг в образовательном учреждении»

ЭКОНОМИКА, ОРГАНИЗАЦИЯ И УПРАВЛЕНИЕ ПРЕДПРИЯТИЯМИ, ОТРАСЛЯМИ, КОМПЛЕКСАМИ: ОБРАЗОВАНИЕ

УДК 378.1

Стецюнич Ю. Н.

Управление системой закупок товаров и услуг в образовательном учреждении

В статье определена роль нормативного регулирования процесса закупок в образовательных организациях, проанализирована система финансирования данного процесса; выявлены самые распространённые способы определения поставщика, описаны преимущества и недостатки применения в практике образовательных организаций; проанализированы схемы направленные на ограничение конкуренции, выявленные в Ленинградской области за последние годы и сформулированы основные проблемы, с которыми сталкиваются образовательные организации при проведении закупок.

Ключевые слова: управление системой закупок, образовательные организации Ленинградской области; схемы направленные на ограничение конкуренции; финансовое обеспечение образовательных организаций.

ГРНТИ: Экономика / Экономические науки 06.71.45 Экономика образования.

ВАК: 08.00.05

Stetsunich Yu. N.

Goods and services procurement system management in the Educational institution

The article defines the role of the regulatory process of procurement in educational institutions, analyzes the procurement funding system; identifies the most common ways of determining the suppliers, describes the advantages and disadvantages of the educational organizations practice; analyzes the limiting competition scheme, revealed in the Leningrad region in recent years; and formulated the main problems the educational organizations face.

Key words: management of the procurement system, educational organizations of the Leningrad region; limiting competition schemes; financial support of educational organizations.

JEL classifications: Н 52, I 22

© Стецюнич Ю. Н., 2018 © Stetsunich Yu. N., 2018

На современном этапе развития экономики страны на одно из главных мест выходит управление государственными расходами, в частности государственными и муниципальными закупками. Основным нормативным документом, определяющим требования к организации и проведении государственных и муниципальных закупок является Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» [2], а также множество нормативных актов, регламентирующих отдельные разделы правоприменительной практики в контрактной системе. Часть бюджетных образовательных организаций осуществляют закупки, применяя нормы Федерального закона от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» [1]. Эти нормы регулируют отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.

Вопрос правильности организации закупок является, по нашему мнению, весьма актуальным сегодня и для сферы образования, поскольку для администрации большинства образовательных заведений, сравнительно недавно получивших хозяйственную свободу в жестких нормативных рамках, это вопрос не только экономической эффективности деятельности, но еще и личной ответственности. Однако практика показывает, что не все администраторы способны соответствовать критериям эффективности и законности в этой сфере.

В чем же состоит проблема? Рассмотрим процесс реализации законодательных норм на примере сферы образования.

Данный процесс включает систему управления в сфере закупок -это непрерывная последовательность взаимосвязанных действий по реализации функций планирования, организации, мотивации и контроля осуществления государственных и муниципальных закупок в учреждении. Система управления в образовательном учреждении основана на принятии решений при осуществлении всех функций управления: планирования, мотивирования, координации, контроля и ведет к успешному функционированию любой организации [4, с. 160].

Актуальность темы работы определяется тем, что эффективное управление закупками - это главное условие для результативного развития любого образовательного учреждения. Объектом исследования являются образовательные организации Ленинградской области, а предметом исследования - результаты деятельности данных организаций в сфере осуществления муниципальных закупок.

В образовательных организациях Планом финансово-хозяйственной деятельности (План ФХД) или сметой (для казенных организаций) предусмотрены следующие направления использования средств: приобретение товаров и услуг требуемого качества в необходимом количестве для совершенствования и модернизации работы организации, проектирование желаемого будущего организации, созданию и поддержанию материально-технической базы, необходимой для осуществления высококачественного учебного процесса [4, с. 161].

Главными объектами закупок во многих образовательных учреждениях региона являются: ремонтные работы; услуги по ежедневной комплексной уборке (внутри зданий); организация горячего питания; закупки компьютеров, проекторов и другой оргтехники; приобретение мебели для аудиторий; учебных материалов, игрушек и прочие. Следовательно, изучение особенностей этой сферы позволяет проанали-

зировать практику данной деятельности, выявить проблемы и разработать рекомендации для их устранения.

По данным, размещенным на сайте Комитета общего и профессионального образования Ленинградской области, в регионе 910 образовательных учреждений [11].

Объем финансирования в сфере образования бюджетом определен в рамках государственной программы «Современное образование в Ленинградской области». Согласно сведениям, представленным Комитетом финансов Ленинградской области об исполнении бюджета 2016 г. [12], объем финансирования сферы образования составил в 2014 г. 7,2 млрд р., 2015 г. - 19,4 млрд р., 2016 г. - 26,1 млрд р. (табл. 1, сост. по материалам официального сайта Комитета общего и профессионального образования Ленинградской области [11]).

Таблица 1

Сеть учреждений, занимающихся образованием и воспитанием детей в Ленинградской области за 2016-2017 гг.

Показатель Число учреждений Число обучающихся, детей Финансирование за счет

местного бюджета областного бюджета

учреждений детей учреждений детей

Дневные общеобразовательные школы (вкл. классы ЗПР и шк.-сад) 345 141204 344 140698 1 506

в том числе: в классах ЗПР Х 1893 Х 1764 Х 129

Вечерние (сменные) школы 4 1376 2 956 2 420

в том числе: очно-заочные классы при дневных школах х 820 х 820

Коррекционные школы (вкл. школу с девиантным поведением) 25 2737 1 106 24 2631

Дошкольные учреждения (без школ-садов) 381 77166 380 77117 1 49

Учреждения дополнительного образования 101 109422 96 106790 5 2632

Продолжение табл. 1

Учреждения среднего профессионального образования (включая обучающихся за счет внебюджета) 26 12775 26 12775

(обучается за счет бюджета) 11523 11523

Высшие учебные заведения (включая обучающихся за счет внебюд-жета) 2 15216 2 15216

(обучается за счет бюджета) 6776 6776

Детские дома 11 271 11 271

Всего учреждений, финансируемых за счет местного и областного бюджета 895 360167 823 325667 72 34500

Прочие 15 12 3

ВСЕГО 910 360167 835 325667 75 34500

Рост объемов финансирования за анализируемый период составил 18,9 млрд р. или в 3,6 раза в 2016 г. по сравнению с 2014 г. При этом в 2016 г. были откорректированы плановые финансовые показатели. Первоначально планировалось осуществить финансирование в объеме 20,2 млрд р., но с учетом роста контингента воспитанников и обучающихся, а также потребности в реновации и ремонте образовательных учреждений на реализацию программы было предусмотрено 26,3 млрд р. Исполнение бюджета 2016 г. в сфере образования показало 99,1 % освоения выделенных средств, в общем объеме бюджетных расходов, доля образования составила 24,1 °%. Такие показатели подтверждают, регион реализует задачи по повышению доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики региона и страны в целом [5, с. 99].

В рамках государственной программы «Современное образование в Ленинградской области» в регионе реализуются следующие подпрограммы: «Развитие дошкольного образования детей Ленинградской области»; «Развитие начального общего, основного общего и среднего общего образования детей в Ленинградской области»; «Развитие до-

полнительного образования детей Ленинградской области»; «Реализация государственных гарантий для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»; «Развитие кадрового потенциала социальной сферы»; «Развитие профессионального образования»; «Развитие системы отдыха, оздоровления, занятости детей, подростков и молодежи, в т. ч. детей, находящихся в трудной жизненной ситуации»; «Развитие системы оценки качества образования и информационной прозрачности системы образования»; «Обеспечение реализации государственной программы "Современное образование Ленинградской области"» [12].

Указанные подпрограммы имеют целевое финансирование из регионального бюджета. Освоение получаемых средств в разрезе указанных подпрограмм, а также средств, используемых для осуществления текущей хозяйственной деятельности образовательных организаций, осуществляется в рамках норм федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» [2]. Законом закреплены принципы, активно используемые образовательными организациями при осуществлении закупок: открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок. Контрактная система в сфере закупок в образовательных организациях позволяет обеспечивать государственные и муниципальные нужды посредством планирования и осуществления закупок, их мониторинга, аудита в сфере закупок, а также контроля в сфере закупок. С этой целью создана и функционирует Единая государственная

система в сфере закупок размещенная по адресу URL: http://zakupki.gov.ru [9], а в Ленинградской области функционирует параллельно региональная система «Госзаказ», курируемая Комитетом государственного заказа в Ленинградской области и размещенная по адресу URL: http://goszakaz.lenobl.ru/purchaseOfrRegister.do [10].

Бюджетные учреждения осуществляют закупки за счет субсидий, предоставленных из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, и иных средств в соответствии с требованиями закона о контрактной системе [3, с. 82]. Согласимся, что для ведения эффективной хозяйственной деятельности весь управленческий аппарат образовательных учреждений должен обладать набором соответствующих компетенций не только педагогической, сколько экономической направленности [8].

Определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) проводится, используя следующие процедуры: открытые конкурентные процедуры (открытый конкурс; конкурс с ограниченным участием; двухэтапный конкурс; электронный аукцион; запрос котировок; запрос предложений); открытые неконкурентные процедуры (закупка у единственного поставщика); закрытые способы (закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс и закрытый аукцион).

Согласно сведениям, представленным на официальном сайте Комитета государственного заказа, в Ленинградской области за 2016 г. были проведены электронные аукционы - 12 755 на сумму 22 376,0 млн р.; закрытые аукционы - 3 на сумму 9,6 млн р.; конкурсы (открытые и с ограниченным участием) - 362 на сумму 7 800,5 млн р.; запросы котировок, запросы предложений - 3 381 на сумму 3792,9 млн р.; закупки у единственного поставщика - 25 199 на сумму 4 027,6 млн р. [10].

Самым распространенным конкурентным способом проведения согласно представленным сведениям является электронный аукцион (табл. 2, составлено автором на основе [10]).

Таблица 2

Распределение закупок по способам определения поставщика

в целом по России в динамике

Способ определения поставщика 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г. 2017 г. (январь - ноябрь)

млн р. уд. вес, % млн р. уд. вес, % млн р. уд. вес, % млн р. уд. вес, % млн р. уд. вес, %

Электронный аукцион 3416503,3 57,48 2846217,8 51,84 2798191,9 51,12 3053337,8 56,41 3161209,6 61,48

Открытый конкурс 1042071,3 17,53 1331805,9 24,26 982728,9 17,95 695676,5 12,85 333599,0 6,49

Запрос котировок 170078,5 2,86 65349,7 1,19 56310,5 1,03 50955,5 1,0 41355,2 1,0

Закупка у единственного поставщика 1256360,0 21,14 962762,7 17,54 1215998,9 22,22 1295238,3 23,93 1250229,2 24,31

Иные способы 5444,3 0,99 283691,8 5,17 420484,2 7,68 314956,7 5,82 345694,0 6,73

Итого 5890457,4 100 5489827,9 100 5473714,4 100 5410164,8 100 5132087,0 100

Аукцион в электронной форме (электронный аукцион) - это аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором. Заказчик обязан проводить электронный аукцион в случаях, установленных правительством РФ. Такой способ определения поставщика является самым распространенным как в России, так в Ленинградской области.

По данным, опубликованным в Единой информационной системе, в сфере закупок на долю электронных аукционов, проводимых в рам-

ках норм ФЗ № 44 приходится в 2017 г. (по данным с начала года до 15.11.) - 63,01 % или 2966,28 млрд р.; в 2016 г. - 56,41 %, за 2015 г. -51,12 %, 2014 г. - 51,84; 2013 г. - 57,48 % [9].

К преимуществам электронного аукциона относят:

1) возможность заключить контракт по существенно более низкой по сравнению с начальной ценой благодаря малой вероятности сговора всех участников вследствие конфиденциальности информации об участниках;

2) низкую вероятность проверки на предмет правильности выбора способа определения поставщика в связи с незначительным количеством ограничений на проведение электронного аукциона;

3) возможность привлечь к организации и проведению закупки специализированную организацию (например, в части подготовки документации, размещения извещения в единой информационной системе) (ч. 1 ст. 40 Закона № 44-ФЗ) [2];

4) отсутствие риска того, что к заказчику возникнут претензии относительно тех функций, выполнение которых обеспечивается оператором электронной площадки (прием заявок, их регистрация, возврат обеспечения заявок, хранение электронных документов и т. п.).

В качестве недостатков электронного аукциона выделяют:

1) риск нарушения процедуры проведения аукциона из-за возникновения технических сбоев на электронной площадке по не зависящим от заказчика причинам;

2) более продолжительная процедура определения поставщика по сравнению с запросом котировок, запросом предложений, закупкой у единственного поставщика;

3) существенный риск возникновения претензий в связи с ошибками в ходе процедуры из-за ее сложности и многоэтапности;

4) невозможность гарантировать заключение контракта с участником, предлагающим товары (работы, услуги) нужного (оптимального) качества, так как заявки участников оцениваются только по цене;

5) отсутствие возможности выделить несколько лотов в отличие от конкурса и закрытого аукциона (ч. 6 ст. 24 Закона № 44-ФЗ) [2].

По данным Управления федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области (УФАС по ЛО) на основании рассмотрения жалоб, поступивших как от заказчиков, так и поставщиков были выявлены схемы, направленные на ограничение конкуренции в сфере закупок, используя электронный аукцион.

Так заказчики с целью отклонения части заявок поставщиков при описании показателей в аукционной документации используют ненадлежащие, двусмысленные, сложные к восприятию инструкции по заполнению первых частей заявок, которые не позволяют однозначно определить потребности заказчика и приводят к отказу части поставщиков от дальнейшего участия в электронном аукционе.

Вторая схема, называемая «таран», основана на сговоре участников аукциона (поставщика и заказчика), выявленная при осуществлении закупок в Ленинградской области. Данная схема основана на резком снижении цены, чтобы заставить отказаться от участия в процедуре закупки других поставщиков, и намеренном отказе в конце процедуры победителя от заключения контракта, таким образом, заказчик вынужден обратиться ко второму поставщику и заключить контракт по завышенной (максимально возможной) цене. [12]. Такие нарушения влекут наложение штрафов на должностных лиц в размере от 20 тыс. до 50 тыс. р.; на юридических лиц - от 0,01 до 0,15 размера суммы выручки от реализации товара (работы, услуги), а также могут повлечь и привлечение к уголовной ответственности по ст. 178 УК РФ: недопущение, ограничение или устранение конкуренции путем заключения ограничивающего конкуренцию соглашения (картеля) (в форме взыс-

кания штрафа в размере от 300 тыс. до 500 тыс. р., запрета заниматься определенной деятельностью или занимать определенные должности, либо лишения свободы на срок до трех лет). По сведениям Комитета государственного заказа Ленинградской области [10] (табл. 3) доля закупок, осуществленных при использовании аукциона, составляет от 88,2 % (2017 г.) до 58,9 % (2016 г.). Данные подтверждают, что на региональном уровне электронный аукцион лидирует при определении поставщика.

Таблица 3

Распределение закупок по способам определения поставщика по Ленинградской области в динамике

Способ определения поставщика 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г. 2017 год (январь -октябрь)

млн р. уд. вес, % млн р. уд. вес, % млн р. уд. вес, % млн р. уд. вес, % млн р. уд. вес, %

Электронный аукцион 22449,7 88,2 10602,3 66,6 21035,3 64,6 22376,0 58,9 15697,0 78,6

Конкурсы 2443,4 9,6 2856,0 18,0 7258,4 22,3 7800,5 20,5 1632,0 8,2

Запрос котировок, запрос предложений 588,1 2,3 541,1 3,4 636,4 2,0 3792,9 10,0 472,0 2,4

Закупка у единственного поставщика нет данных х 1914,7 12,0 3627,9 11,1 4027,6 10,6 2162,0 10,8

Иные способы нет данных х нет данных х нет данных х 9,6 нет данных х

Итого 25481,2 100 15914,1 100 3255,8 100 38006,6 100 19963 100

Вторая распространенная конкурентная процедура конкурс, проводится в трех вариантах: открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием и двухэтапный конкурс.

Под открытым конкурсом понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого конкурса, конкурсной документации и к участникам закупки предъявляются единые требования. Заказчик во всех случаях осуществляет закупку путем проведения открытого конкурса. Для проведения открытого конкурса заказчик разрабатывает и утверждает конкурсную документацию.

Под конкурсом с ограниченным участием понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого конкурса и конкурсной документации, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования; победитель такого конкурса определяется из числа участников закупки, прошедших предквалификационный отбор.

Двухэтапный конкурс - это конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого конкурса и конкурсной документации, к участникам закупки предъявляются единые требования либо единые и дополнительные требования и победителем такого конкурса признается участник двух-этапного конкурса, принявший участие в проведении обоих этапов такого конкурса (в том числе прошедший предквалификационный отбор на первом этапе в случае установления дополнительных требований к участникам такого конкурса) и предложивший лучшие условия исполнения контракта по результатам второго этапа такого конкурса. При проведении двухэтапного конкурса применяются положения настоящего Федерального закона о проведении открытого конкурса с учетом особенностей, определенных настоящей статьей. Размещение изве-

щения о проведении двухэтапного конкурса и конкурсной документации осуществляется в порядке и в сроки, которые установлены [7, с. 117].

При выборе конкурса в качестве способа определения поставщика необходимо учитывать следующие преимущества: при выборе победителя помимо предложенной участниками цены учитываются и иные критерии, например качественные характеристики товара; часть функций по организации и проведению закупки (например, подготовка документации, размещение информации в единой информационной системе (ЕИС) (на официальном сайте)) может быть передана специализированной организации (ч. 1 ст. 40 Закона № 44-ФЗ) [2]; отсутствуют риски возникновения технических сбоев на электронной площадке.

В качестве недостатков конкурса выделяют: высокую вероятность проверки на предмет правильности выбора способа определения поставщика (в связи с наличием ограничений на проведение конкурса); длительность процедуры по сравнению с запросом котировок, запросом предложений, закупкой у единственного поставщика; высокий риск возникновения претензий к заказчику и конкурсной комиссии в связи с ошибками в ходе проведения конкурса (из-за сложности и многоэтап-ности процедуры); расширенный (по сравнению с электронным аукционом) перечень обязанностей заказчика, например, по приему и регистрации заявок, обеспечению их сохранности. Анализ нарушений по данному способу определения поставщика, выявленных Управлением федеральной антимонопольной службой по Ленинградской области (УФАС по ЛО) позволяет сделать вывод, что основные нарушения связаны с ограничениями по выбору данного способа (необоснованное применение), и нарушения процедурного характера (несоблюдения требований по оформлению конкурсной документации и сроков) [12].

Согласно опубликованным данным (табл. 2) доля открытого конкурса, используемого в качестве способа определения поставщика в России за период с 2013-2017 гг. варьировалась от 6,49 % (2017 г.) до 24,26 % (2014 г.). В Ленинградской области доля конкурентной процедуры - конкурс (табл. 3) составляет от 8,2 % (2016 г.) до 22,3 % (2015 г.). Региональные данные в целом отражают показатели в среднем по стране.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Следующий распространенный среди образовательных организаций способ определения поставщика - запрос котировок, при котором информация о закупаемых для обеспечения государственных или муниципальных нужд товарах, работах или услугах сообщается неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении запроса котировок и победителем запроса котировок признается участник закупки, предложивший наиболее низкую цену контракта. Как наиболее простой и удобный для заказчиков конкурентный способ закупки, запрос котировок имеет следующие преимущества: оперативность в определении поставщика по сравнению с другими способами закупки (электронный аукцион, конкурс); минимальные риски возникновения претензий, связанные с ошибками в ходе процедуры, благодаря ее доступности, малому объему документации и четкой регламентации проведения; минимальные риски нарушений при проведении процедуры запроса котировок, не зависящих от заказчика (в частности, возникающих в результате технических сбоев на электронной площадке). Однако недостатков запрос котировок также не лишен: высокая вероятность проверки на предмет правомерности выбора данного способа определения поставщика в связи с установлением в ч. 2 ст. 72 Закона № 44-ФЗ ограничений на проведение запроса котировок; более широкая зона ответственности заказчика по сравнению с электронными способами определения по-

ставщика (прием и регистрация заявок, обеспечение их сохранности и конфиденциальности, хранение документов); высокие риски участия в запросе котировок недобросовестных участников закупки вследствие отсутствия возможности установить обеспечение заявки; отсутствие возможности выделять лоты при осуществлении закупки [2].

Доля запроса котировок (табл. 2) в общем объеме закупок, проводимых в России, составляет за анализируемый период от 1,0 % (2016 г., 2017 г.) до 2,86 % (2013 г.). В Ленинградской области сведения представлены по запросу котировок с запросом предложений в совокупности и оставляют от 2,0 % (2015 г.) до 10,0 % (2016 г.).

Запрос предложений - это способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором информация о закупаемых для обеспечения государственных или муниципальных нужд в товаре, работе или услуге сообщается неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении запроса предложений, документации о проведении запроса предложений и победителем запроса предложений признается участник закупки, направивший окончательное предложение, которое наилучшим образом соответствует установленным заказчиком требованиям к товару, работе или услуге.

Одним из самых востребованных способов определения поставщика, используя неконкурентные процедуры, является закупка у единственного поставщика. Такой способ предполагает заключение организациями, осуществляющими образовательную деятельность и признанными в соответствии с законодательством об образовании федеральными или региональными инновационными площадками, контрактов на поставки оборудования (в том числе его техническую эксплуатацию), программного обеспечения, необходимых для внедрения научно-технических результатов и результатов интеллектуальной

деятельности, с обладателем исключительных прав на такие оборудование и программное обеспечение за счет средств, выделенных на развитие инновационной инфраструктуры в системе образования и др. Способ используется как по выбору самой образовательной организацией, а также может является обязательной процедурой в случае признания конкурентных способов не состоявшимися (электронный аукцион, открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двух-этапный конкурс, запрос котировок) [6, с. 30].

Преимущества закупки у единственного поставщика: возможность заключить контракт с известным заказчику поставщиком; минимальный риск нарушения процедуры заключения контракта (например, из-за возникновения технических сбоев); отсутствие необходимости отвлекать значительные ресурсы на проведение процедуры заключения контракта; меньшая длительность и простота процедуры по сравнению с конкурентными способами определения поставщика.

Недостатки закупки у единственного поставщика: ограниченные возможности снизить цену контракта или обеспечить наилучшие условия его выполнения в связи с отсутствием конкурентных процедур выбора поставщика; высокий риск возникновения претензий со стороны проверяющих в связи с тем, что данный способ закупки связан с широкими возможностями для злоупотреблений при расходовании бюджетных средств (риск сговора с поставщиком).

Доля закупок у единственного поставщика (табл. 2) в общем объеме закупок, проводимых в России, составляет за анализируемый период от 17,54 % (2014 г.) до 24,31 % (2017 г.). В Ленинградской области сведения представлены по закупкам у единственного поставщика составляют от 10,6 % (2012 г.) до 12,0 % (2014 г.).

Таким образом, возможность работать в рамках Федерального закона № 44-ФЗ о контрактной системе, нужно расценивать, как префе-

ренцию образовательным учреждениям, поскольку появляется возможность самостоятельно в индивидуальном порядке с учетом особенной функционирования учреждения, а также специфики государственного или муниципального задания организовать процедурную часть закупок. Это позволяет существенно оптимизировать закупочную деятельность образовательных учреждений и будет способствовать повышению результативности и эффективности закупок [2].

Таким образом, мы приходим к выводу, что в закупочной деятельности образовательного учреждения в настоящее время существует достаточное количество организационно-управленческих проблем, а именно:

• необходимость внесения изменений в планы-графики закупок при признании несостоявшимися способов определения поставщиков (проблема переноса сроков заключения и исполнения контактов);

• проблема выбора оптимального способа с разных позиций в связи с разнообразием легитимных способов проведении закупок;

• необходимость предоставления обеспечения исполнения контракта (проблема ограничения числа участников в составе поставщиков);

• необходимость привлечения экспертов, экспертных организаций к проведению экспертизы поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги при закупках у единственного поставщика (проблема осуществления дополнительных расходов);

• проблема организации технической поддержки реализации закупочной деятельности вследствие несоблюдения унификации терминологии в области подключения и технологического присоединения к сетям инженерно-технического обеспечения и т. п.

В заключение отметим, что все перечисленные проблемы на настоящий момент являются сложными управленческими задачами для образовательных организаций, требующими при этом достаточно быстрого решения, поскольку совершенные при осуществлении закупок ошибки не только мешают работе образовательных учреждений, но и дискредитируют систему госуправления в целом. Соответственно, речь идет о новых необходимых управленческих компетенциях высшей администрации учебных заведений, которые могут быть приобретены как в рамках системного, так и дополнительного профильного образования.

Список литературы

1. Федеральный закон от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» // Справочно-правовая система Консультант плюс. - ЫКЬ: http://www.consultant.ru/document/cons_doc _LAW_144624/ (дата обращения: 3.12.2017).

2. Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» // Справочно-правовая система Консультант плюс. - и^: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_144624 (дата обращения: 3.12.2017).

3. Галимова И.В. Проблемы налогового контроля в РФ // XVIII Царскосельские чтения: материалы международной научной конференции / под общ. ред. В. Н. Скворцова, 2014. - С. 80-84.

4. Стецюнич Ю.Н. Знание особенностей финансирования образовательных учреждений в современных условиях как необходимость эффективного управления // XIX Царскосельские чтения: материалы международной научной конференции / под общ. ред. В. Н. Скворцова, 2015. - С. 159-163.

5. Стецюнич Ю.Н., Косякова Л.Н. Оценка эффективности бюджетной политики и деятельности Управления федерального казначейства по ленинградской области // Известия Международной академии аграрного образования. - 2016. -№ 26. - С. 97-101.

6. Стецюнич Ю.Н. Неправомерное банкротство: экономические признаки и возможности предотвращения // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. - 2014. - Т. 6. - № 2. - С. 29-36.

7. Стецюнич Ю.Н. Реализация требования полноты в бухгалтерском учете // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. -2015. - Т. 6. - № 4. - С. 116-122.

8. Черкасская Г. В. Экономическая составляющая неэкономического профессионального образования // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. - 2017. - № 2. - С. 322-329.

9. Единая государственная система в сфере закупок размещенная. - и^: http://zakupki.gov.ru (дата обращения: 3.12.2017).

10. Официальный сайт Комитета государственного заказа в Ленинградской области - региональная система Госзаказ ЛО. - и^: http://goszakaz.lenobl.ru/purchaseOfrRegister.do. (дата обращения: 3.12.2017).

11. Официальный сайт Комитета общего и профессионального образования Ленинградской области. - URL: http://www.edu.lenobl.ru/programm/news/ statis-tic/statotchet (дата обращения: 3.12.2G17).

12. Официальный сайт «Открытый бюджет Ленинградской области». - URL: http://budget.lenobl.ru/upload/iblock/dd3/bdg_proekt2.pdf (дата обращения: 3.12.2G17).

13. Официальный сайт Управления федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области (УФАС по ЛО). - URL: http://lenobl.fas.gov.ru/analytic/138G9 (дата обращения: 3.12.2G17).

References

1. Federal'nyj zakon ot18 iyulya 2G11 goda N 223-FZ «O zakupkakh tovarov, rabot, uslug otdel'nymi vidami yuridicheskikh lits» // Spravochno-pravovaya sistema Konsul'tant plyus URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc _lAw_1 44624/ (data obrashheniya: 3.12.2G17).

2. Federal'nyj zakon ot 5 aprelya 2G13 g. N 44-FZ «O kontraktnoj sisteme v sfere zakupok tovarov, rabot, uslug dlya obespecheniya gosudarstvennykh i munitsipal'nykh nuzhd» // Spravochno-pravovaya sistema Konsul'tant plyus URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_144624 (data obrashheniya: 3.12.2G17).

3. Galimova I.V. Problemy nalogovogo kontrolya v RF // XVIII TSarskosel'skie chteniya, Materialy mezhdunarodnoj nauchnoj konferentsii. Pod obshhej redaktsiej V. N. Skvortsova, 2G14. S. 8G-84.

4. Stetsyunich YU.N. Znanie osobennostej finansirovaniya obrazovatel'nykh uchrezhdenij v sovremennykh usloviyakh kak neobkhodimost' ehffektivnogo upravleniya //XIX TSАRSKOSEL'SKIE CHTENIYA Materialy mezhdunarodnoj nauchnoj konferentsii. Pod obshhej redaktsiej V. N. Skvortsova, 2G15. P. 159-163.

5. Stetsyunich YU.N., Kosyakova L.N. Otsenka ehffektivnosti byudzhetnoj politiki i deyatel'nosti Upravleniya federal'nogo kaznachejstva po leningradskoj oblasti // Izvestiya Mezhdunarodnoj akademii agrarnogo obrazovaniya. 2G16. № 26. P. 97-Ю1.

6. Stetsyunich YU.N. Nepravomernoe bankrotstvo: ehkonomicheskie priznaki i vozmozhnosti predotvrashheniya // Vestnik Leningradskogo gosudarstvennogo universiteta im. AS. Pushkina. 2G14. T. 6. № 2. P. 29-36.

7. Stetsyunich YU.N. Realizatsiya trebovaniya polnoty v bukhgalterskom uchete // Vestnik Leningradskogo gosudarstvennogo universiteta im. А^. Pushkina, 2G15. T. 6. № 4. P. 116-122.

8. CHerkasskaya G.V. EHkonomicheskaya sostavlyayushhaya neehkonomich-eskogo professional'nogo obrazovaniya // Vestnik Leningradskogo gosudarstvennogo universiteta im. AS. Pushkina. 2G17. № 2. S. 322-329.

9. Edinaya gosudarstvennaya sistema v sfere zakupok razmeshhennaya URL: http://zakupki.gov.ru (data obrashheniya: 3.12.2G17).

Ю. Ofitsial'nyj sajt Komiteta gosudarstvennogo zakaza v Leningradskoj oblasti -regional'naya sistema Goszakaz LO URL: http://goszakaz. le-nobl.ru/purchaseOfrRegister.do. (data obrashheniya: 3.12.2G17).

11. Ofitsial'nyj sajt Komiteta obshhego i professional'nogo obrazovaniya Leningradskoj oblasti URL: http://www.edu.lenobl.ru/programm/news/ statistic/statotchet (data obrashheniya: 3.12.2G17).

12. Ofitsial'nyj sajt «Otkrytyj byudzhet Leningradskoj oblasti» URL: http://budget.lenobl.ru/upload/iblock/dd3/bdg_proekt2.pdf (data obrashheniya: 3.12.2G17).

13. Ofitsial'nyj sajt Upravleniya federal'noj antimonopol'noj sluzhby po Leningradskoj oblasti (UFАS po LO). URL: http://lenobl.fas.gov.ru/analytic/138G9 (data obrashheniya: 3.12.2G17).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.