УДК: 338.22+334.723 DOI: 10.22394/2071-2367-2019-14-2-185-198
УПРАВЛЕНИЕ СИСТЕМОЙ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ: ОТ БЮДЖЕТНОЙ ЗАВИСИМОСТИ К МОДЕЛИ МАЛЫХ ИННОВАЦИОННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ И ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЁРСТВА
Репичев А.И., Тугачева Л.В., Павлова А.В.1
Цель статьи - рассматривается необходимость перехода системы управления высшим образованием в России от традиционной модели управления, когда финансирование осуществляется из бюджетов всех уровней, к модели государственно-частного партнерства и создания малых инновационных предприятий.
Представлены ключевые задачи создания и функционирования государственно-частного партнерства и малых инновационных предприятий в сфере высшего образования.
Методология исследования - проанализированы современные механизмы государственно-частного партнерства в высшем образовании. Выделены те из них, которые на сегодняшний день применяются в отечественной практике.
В результате исследования обоснованы направления дальнейшего совершенствования государственно-частного партнерства и малых инновационных предприятий как инструментов управления системой высшего образования в России.
Ключевые слова: система высшего образования, государственно-частное партнерство, механизмы управления, качество образовательных услуг, результативная система управления.
Репичев Александр Иванович — кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры менеджмента и государственного управления Среднерусского института управления — филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, адрес: 302028, Россия, г. Орёл, б. Победы, д.5а, е-mail: [email protected]
Тугачева Лариса Викторовна — кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента и государственного управления Среднерусского института управления — филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, адрес: 302028, Россия, г. Орёл, б. Победы, д.5а, е-mail: [email protected]
Павлова Анна Вячеславовна — кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и экономической безопасности Среднерусский институт управления — филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, адрес: 302028, Россия, г. Орёл, б. Победы, 5а, е-mail: [email protected]
MANAGEMENT OF THE SYSTEM OF HIGHER EDUCATION: FROM BUDGET DEPENDENCE TO THE MODEL OF SMALL INNOVATIVE ENTERPRISES AND PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP
REPICHEV A.I. - Candidate of Economic Sciences, Docent, Associate Professor of the Department of Management and Public Administration, Central Russian Institute of Management - a branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (Russian Federation, Orel), e-mail: [email protected]
TUGACHEVA L.V. - Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of Management and Public Administration, Central Russian Institute of Management - a branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (Russian Federation, Orel), e-mail: [email protected]
PAVLOVA A.V. - Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of Economics and Economic Security, Central Russian Institute of Management - a branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (Russian Federation, Orel), e-mail: [email protected]
The purpose of the article is to consider the need to transfer the system of management of higher education in Russia from the traditional model of management, when funding comes from budgets of all levels, to a model of public-private partnership and the creation of small innovative enterprises.
The key tasks of creating and operating public-private partnerships and small innovative enterprises in higher education are presented.
The methodology of the study - modern mechanisms of public-private partnership in higher education are analyzed. Those of them currently used in domestic practice are highlighted.
As a result of the study, the directions for further improvement of public-private partnerships and small innovative enterprises as tools for managing the higher education system in Russia are substantiated.
Keywords: higher education system, public-private partnership, management mechanisms, quality of educational services, effective management system.
Эффективность концепции государственно-частного партнерства (далее -ГЧП), изначально применяемой в промышленности, со временем была подтверждена результатами внедрения и использования в системе высшего образования. Ключевой задачей развития высшего образования в России является создание и поддержка результативного механизма партнерского взаимодействия между коммерческими организациями и ВУЗами при решении задач финансирования последних, управления эффективностью оказания
образовательных услуг, а также проведения научных исследований.
В современных условиях в системе образования наблюдается постепенный переход от преимущественно административно-властных рычагов регулирования и управления к построению отношений на основе партнерства и мотивации. Государственное финансирование научных исследований и разработок, стипендий для различных категорий студентов продолжается, однако реализация механизмов управления системой высшего образования на основе рыночных инструментов повысит эффективность участия государства в высшем образовании и сформирует условия для привлечения частных инвестиций в сферу образования.
Актуальность применения ГЧП в российской сфере образования подтверждается также тем, что в сложившихся условиях нехватки финансирования из бюджетов всех уровней, а также финансовой и рыночной нестабильности реализация важных проектов и программ в области науки и образования требует создания фундамента на основе мотивации и привлечения внебюджетных финансовых ресурсов и средств частного сектора.
Понятие ГЧП неразрывно связано с его ключевыми особенностями с точки зрения процесса взаимодействия государства и бизнеса. Признаками ГЧП являются1:
- государственные и частные организации, которые участвуют в ГЧП;
- наличие партнерского и равноправного характера развития взаимоотношений;
- заключение официальных документов (контрактов, договоров), которые регулируют отношения участников;
- наличие общих целей, для которых партнеры объединяют собственные усилия;
- совместные результаты, получаемые в ходе реализации проекта, распределяются между партнерами на основании совместной ответственности, затрат и рисков.
Специфика государственно-частного партнерства основывается на том, что при его реализации государство в лице своих уполномоченных органов не является представителем власти, а играет роль партнера в целях достижения совместно с бизнес-структурами общественно важных целей2.
Таким образом, под государственно-частным партнерством в сфере высшего образования следует понимать долгосрочное взаимовыгодное сотрудничество в
1 Козуб Л.А. Государственно-частное партнерство как стратегический ресурс развития высшей школы региона: дис. к.э.н. — Воронеж, 2017.
2 Репичев А.И., Тугачева Л.В., Воробьева А.В., Авдеева Д.А. Возможности разработки региональных инновационных стратегий на принципах «умной специализации» // Вопросы управления. - 2018. -№ 2 (32). -С. 37-45.
сфере реализации проектов ГЧП для достижения приоритетных задач, повышения доступности и качества образовательных услуг за счет привлечения финансирования частного сектора и разделения рисков между партнерами.
Выделим главные задачи создания и функционирования ГЧП в управлении системой высшего образования.
1. Формирование результативной системы управления имущественной базой образовательного учреждения с учетом социальных аспектов его применения. Социальные аспекты применения имущества заключаются в действиях, направленных на строительство и реконструкцию имущественных комплексов, ремонт коммуникаций и оборудования, предоставление базы для обучения, пособий, лабораторного и научного оборудования, приборов и других средств.
2. Формирование экономического механизма поддержки системы образования за счет благотворительных фондов, безвозмездного целевого финансирования, реализуемого путем капитальных и текущих расходов. Капитальными расходами является покупка основных фондов, нематериальных активов. Текущие расходы -программы по выплате стипендий и грантов для преподавателей и студентов; образовательные кредиты и займы; негосударственное пенсионное обеспечение сотрудников образовательных учреждений; покупка расходных материалов; оплата транспортных, коммунальных услуг и услуг связи и другие.
3. Привлечение частного сектора в управление содержанием вузовских образовательных программ. Данные мероприятия должны охватывать ограниченный спектр аспектов и осуществляться путем объединенных ОП (образовательных программ), формирования учебных и методических материалов, реализации общих конференций, стажировок, «круглых столов», презентаций, семинаров, которые позволят наладить отношения между потенциальными работодателями и студентами. Целесообразны организация издательской деятельности, создание образовательных центров в области реализации программ по подготовке или переподготовке сотрудников коммерческих организаций, сотрудников системы высшего образования.
4. Партнерские отношения в сфере НИОКР, а также совместной научно-исследовательской деятельности, которые могут реализовываться в виде создания малых инновационных предприятий, венчурных фондов, бизнес-инкубаторов, технико-внедренческих и инновационно-технологических зон1.
В таблице 1 представлено количество проектов ГЧП в России в сфере образования.
Решение рассмотренных задач в сфере ГЧП должно быть нацелено на
1 Муминова Ш. Государственно-частное партнерство в области взаимодействия образования, бизнеса и власти // Вестник Таджикского национального университета. Серия социально-экономических и общественных наук. - 2018. - № 5. - С. 192-197.
развитие ВУЗов как учебно-научно-производственных комплексов и улучшение ресурсного обеспечения, взаимодействие системы высшего образования и рынка труда, развитие научно-исследовательской деятельности. А развитие системы образования в интересах личностного развития, общества в целом и государства усиливает необходимость формирования и развития механизмов защиты участников системы образования, предоставления гарантий государства в образовательной сфере.
Таблица 1 - Статистика реализации проектов ГЧП в России в образовании в 2016-2017 гг.1
Table 1 - Statistics on the implementation of public-private partnership projects in Russia in education in 2016 - 2017
Уровень реализации проекта 115-ФЗ СГЧП Иные формы Общий итог
Региональный 7 2 9
Муниципальный 19 34 2 55
Форма реализации ГЧП в системе высшего образовании имеет свои особенности. Объектом ГЧП могут быть не только имущественные комплексы, но и интеллектуальная собственность. При этом государственным партнером (ГП) могут быть федеральные, региональные или местные органы власти, а также образовательные учреждения, являющиеся либо государственными, либо муниципальными2. Частные партнерами (ЧП) могут быть представители бизнеса, негосударственные образовательные учреждения.
Механизм действия ГЧП в управлении системой высшего образования имеет свою специфику. Государственный и частный партнеры заключают соглашение (контракт) в отношении конкретного объекта. Необходимо учитывать специфику объекта ГЧП - земля, имущество, результаты интеллектуальной собственности. Контракт регулирует все требуемые условия реализации проекта, обязательства государственного партнера и ответственность частного партнера. К обязательствам ЧП относятся, как правило, проведение строительно-монтажных работ или иная деятельность по эксплуатации, управлению объектом ГЧП. Предметом ГЧП являются обязательства, регулируемые контрактом.
1 Исследование «Государственно-частное партнерство в России 2016—2017: текущее состояние и тренды, рейтинг регионов» / Ассоциация «Центр развития ГЧП». — М.: Ассоциация «Центр развития ГЧП», 2016. — 32 с.
2 Тихонова А.Д. Государственно-частное партнерство в сфере высшего образования // Инновационная наука. - 2016. - № 9 (21). - С. 196-198.
Современная практика государственного регулирования ГЧП в системе высшего образования включает контрактные и институциональные типы взаимодействия участников (рис. 1).
Контрактные виды ГЧП включают частное управление государственными образовательными учреждениями, инвестиции в строительство и обслуживание инфраструктуры, реализацию определенной доли образовательных услуг на коммерческой основе, осуществление актуальных разработок и исследований и др.1. Рассмотрим следующие основные виды контрактных ГЧП.
Контракты на управление необходимы для повышения эффективности государственного управления системой высшего образования. Привлечение негосударственного сектора к управлению образовательными учреждениями путем заключения контракта может быть реализовано с одним учреждением или несколькими и осуществляться в форме финансового управления, управления персоналом или долгосрочного планирования2.
Рисунок 1 - Виды проектов государственно-частного партнерства Figure 1 - Types of public-private partnership projects
1 Мельников М.С. Использование государственно-частного партнерства в образовании // Российское предпринимательство. - 2017. - Т. 18. - № 3. - С. 303-308.
2 Забарина А.Ю., Гусев В.Б. Развитие оценки проектов в сфере образования при участии государственно-частного партнерства // Финансовая жизнь. - 2017. - № 4. - С. 39-43.
Контрактное управление осуществляют частные структуры, при этом государство является собственником и финансирует проект. Обучение для студентов является бесплатным. Создание контрактных школ с частным партнером предполагает заключение двух видов контрактов: управленческий -управление осуществляется частным партнером, но всех сотрудников образовательного учреждения нанимает государство, и операционный, в котором персонал нанимает в том числе частная организация. При этом установлена фиксированная оплата частному партнеру или за каждого студента, или за все управление учреждением в сфере образования.
Образовательные ваучеры и стипендии как форма реализации ГЧП осуществляются в виде предоставления семье ваучеров от государства для оплаты образования своих детей в любом ВУЗе по усмотрению родителей. Некоторые зарубежные страны вместо привлечения негосударственного сектора в управление ВУЗами предпочитают приобретать места для обучающихся в частных образовательных учреждениях, расширяя доступ к образованию без дополнительных расходов на строительство и ресурсное обеспечение новых учреждений. Другие страны используют представленные процедуры для обеспечения доступа к специальным услугам, которые государство не в состоянии обеспечить.
Привлечение частного сектора к инфраструктурным проектам сводится к тому, что частный партнер отвечает за исполнение проектов инфраструктуры в образовании. Такими проектами могут быть строительство или покупка оборудования для образовательного учреждения. Собственником данных объектов может быть как государство, так и частный партнер, что регулирует контракт, по завершении которого права собственности переходят в пользу государства. Подобный контракт имеет свою специфику. Например, срок действия чаще всего составляет 25-30 лет, в контракте прописан состав выполняемых услуг и стандартов качества работ. ГП предоставляет образовательные услуги, а ЧП инвестирует средства в инфраструктуру и обеспечивает содержание и эксплуатацию зданий. Условия контракта могут меняться, однако основная форма остается неизменной. Фактически имеет место инвестиционный проект, в котором ГП выбирает ЧП на основе конкурса.
Примером реализации механизма ГЧП в управлении системой высшего образования является г. Санкт-Петербург, где сформирована система исполнительных органов государственной власти для развития ГЧП в субъекте РФ. Комитет по инвестициям анализирует и проводит первоначальный отбор проектов на предмет реализуемости путем схемы ГЧП, а также контролирует соответствие проектов в сфере ГЧП нормам законодательства. Межведомственная комиссия занимается рассмотрением потенциальных проектов и принятием решения о его реализации путем ГЧП. Профильные комитеты
ответственны за решения по проекту и сопровождают его реализацию в рамках имеющихся обязанностей и полномочий. Управляющая компания (созданное юридическое лицо) осуществляет контроль деятельности победителя конкурса (партнера) после заключения Соглашения о ГЧП. Кроме того, управляющая компания ответственна за реализацию конкурса. Организатором конкурса является СПб ГБУ «Агентство стратегических инвестиций», уполномоченное официально взаимодействовать с участниками конкурса, координировать работу команды проекта, разрабатывать конкурсную документацию по проекту и проводить конкурсные процедуры. Таким образом, в данном субъекте РФ сформирована эффективная организационно-правовая база реализации ГЧП и накоплен достаточный опыт.
ГЧП в сфере разработок инноваций и проведения исследований - это один из типов взаимодействия в контрактной форме ГЧП. В управлении системой высшего образования в данном аспекте осуществляется взаимодействие государства, коммерческих организаций и учреждений, занимающихся научно-исследовательскими разработками. Речь идет о государственных программах поддержки исследований деятельности в промышленной сфере, а также активирующих развитие коммерциализации в исследовательской сфере1.
Некоторые государства-члены Организации экономического сотрудничества и развития - реализуют проекты партнерства промышленного сектора с исследовательскими институтами, реже - с университетами и лабораториями. Современные условия позволяют стимулировать развитие ГЧП между университетами и промышленными предприятиями в области исследований и инноваций. Например, ускорение перехода к экономике знаний, развитие глобализации. При этом бюджетная модель управления научно-исследовательской сферой ограничивает ее развитие и способствует значительным затратам, что требует от всех участников поиска альтернативных вариантов финансирования исследований. Партнерство промышленности с исследовательской сферой может существенно повлиять на развитие последней, ее актуализацию и адаптацию к современным рыночным требованиям.
В России данное сотрудничество на практике осуществляется чаще всего в форме учреждения МИП (малых инновационных предприятий) при образовательных учреждениях и НИИ. Они могут учреждать предприятия, которые реализовывают созданные на базе университетов результаты интеллектуальной деятельности в целях коммерциализации накопленных знаний (изобретения, новые технологии, базы данных, программы и др.). ВУЗы могут быть частичными учредителями МИП, иными учредителями также могут быть физические и другие
1 Романова Т.Ф., Меликсетян С.Н. Развитие государственно-частного партнерства в сфере высшего образования // Экономические науки. - 2018. - № 162. - С. 146-151.
юридические лица. Основная цель создания МИП - это взаимодействие исследователей и представителей бизнеса, стимулирование внедрения инноваций.
МИП, созданные при ВУЗах, имеют возможность коммерциализировать РИД сотрудников образовательного учреждения, при этом последнее сохраняет исключительные права за собой на него. Успешность функционирования МИП при образовательных учреждениях прямо связана со следующими факторами:
- экономической ситуацией в стране;
- имеющимися ресурсами организации;
- конъюнктурой рынка;
- уровнем профессионализма сотрудников;
- эффективностью менеджмента.
Принято выделять три основные группы проблем, возникающих перед МИП при образовательном учреждении:
1) организационные (связаны с оформлением регистрации организации, заключением договоров, постановкой на бухгалтерский учет, привлечением профессиональных сотрудников);
2) материально-технические (связаны с поиском помещений и покупкой оборудования);
3) финансовые (связаны с образованием стартового капитала, получением субсидий, а также грантов и кредитов).
Кроме этих проблем существуют факторы, сдерживающие развитие инновационной деятельности:
- законодательная база;
- имущественно-технологическая база;
- программы поддержки инновационного бизнеса государством;
- слабая мотивация у студентов;
Перечисленные факторы характеризуются слабостью проработки на настоящий момент времени. Воздействие данных факторов минимизируется с помощью облегчения доступности к финансовым ресурсам, стимулирования спроса на инновационные продукты, совершенствования инфраструктурной поддержки МИП, стимулирования молодых исследователей с помощью материальных и моральных приемов. Рассмотренные меры способны осуществить содействие развитию МИП на базе высших учебных заведений, что может обеспечить переход экономики РФ на совершенно иной уровень эффективности в дальнейшем.
Учреждение малых инновационных предприятий при ВУЗе содействует развитию образовательной системы и учебного заведения в целом. Это объяснимо тем, что увеличивается материально-техническая база, оптимизируется качество образовательного процесса, а кроме того развиваются
научные проекты в учебном заведении.
Аутсорсинг (контракты на предоставление вспомогательных профессиональных услуг) - достаточно популярный тип соглашений в сфере ГЧП. В современных условиях в системе высшего образования в рамках аутсорсинга реализуются проекты по разработке учебных программ, профессиональной переподготовке сотрудников и т.д. Однако в России данный вид ГЧП не получил достаточного развития.
Спецификой контрактных типов ГЧП в высшем образовании является то, что основной задачей проекта является обеспечение доступа к образованию всех категорий населения, за исключением взаимодействия в сфере исследований и инноваций1.
К категории многосторонних или институциональных партнерств в ГЧП относятся проекты, которые не предполагают обязательного получения прибыли для ЧП, что является основным условием участия частного сектора в ГЧП. Однако многосторонние партнерства являются формой реализации масштабного, глобального сотрудничества участников в сфере корпоративной социальной ответственности. Ее суть сводится к участию бизнеса в решении проблем, которые традиционно были подконтрольны государству, в том числе и система образования. Даже если для ЧП нет выгоды по причине отсутствия прибыли от участия в подобном проекте, то бизнес-структуры получают другие преимущества, например, повышение уровня позиции в профессиональных рейтингах, выдача дополнительных знаков отличия, рост конкурентоспособности и усиление своих рыночных позиций. Социально активные предприятия могут быть «агентами социальных изменений»2. Фактически такие компании будут непосредственно участвовать в развитии общества. На практике подобные многосторонние или институциональные партнерства реализуются транснациональными компаниями (ТНК), которые привлекают в образовательный процесс следующих субъектов:
- агентства Организации Объединенных Наций (ЮНЕСКО, ЮНИСЕФ, Всемирный банк);
- международные финансовые институты;
- общественные организации3.
Характерным примером подобного взаимодействия является проведение в 2006 году в Санкт-Петербурге международной конференции. На конференции рассматривались вопросы качества образовательных программ в современных
1 Забарина А.Ю., Гусев В.Б. Развитие оценки проектов в сфере образования при участии государственно-частного партнерства // Финансовая жизнь. - 2017. - № 4. - С. 39-43.
2 Мельников М.С. Использование государственно-частного партнерства в образовании // Российское предпринимательство. - 2017. - Т. 18. - № 3. - С. 303-308.
3 Романова Т.Ф., Меликсетян С.Н. Развитие государственно-частного партнерства в сфере высшего образования // Экономические науки. - 2018. - № 162. - С. 146-151.
университетах в рамках реализации «Болонского процесса». На мероприятии обсуждались итоги реализации реформы в системе высшего образования. Участниками конференции являлись Московский офис ЮНЕСКО и международная компания «Бритиш Петролеум». Кроме того, подобным примером может являться заключение ЮНЕСКО мирового соглашения с компанией «Майкрософт» о применении информационно-коммуникационных технологий для развития системы образования1.
Таким образом, механизм ГЧП в России реализуется фрагментарно и отличается нехваткой системности. Некоторые примеры применения ГЧП на практике не могут объективно произвести оценку уровня развития ГЧП в управлении системой высшего образования в России и определить эффективность его внедрения. Специфика развития ГЧП в субъектах РФ характеризуется существенной дифференциацией. Однако можно заключить, что следующим этапом развития механизмов ГЧП в высшем образовании будет стандартизация подходов к разработке и реализации проектов ГЧП.
В современных условиях потенциал ГЧП в управлении системой высшего образования в России используется не в полной мере. Основные сдерживающие факторы развития ГЧП включают несовершенство нормативно-правовой базы, регулирующей соблюдение интересов всех участников ГЧП, неразвитость механизмов обеспечения эффективного управления имуществом и финансами системы высшего образования в России. Для решения выявленных проблем необходимо использовать механизмы ГЧП в рамках имеющейся нормативно-правовой базы; развивать инновационные формы ГЧП в высшем образовании; совершенствовать нормативно-методическую базу ГЧП в образовании.
Реализация модели ГЧП в системе управления высшим образованием в РФ будет способствовать развитию и интеграции его инновационного потенциала, который должен заложить фундамент экономического роста страны, основанного на диверсифицированном производстве конкурентоспособной на мировом рынке продукции с высоким уровнем добавленной стоимости, что возможно осуществить только на основе технологического развития.
Библиография / References:
1. Ахметшина Э.Р., Рахматуллина Д.К. Теоретические аспекты функционирования института государственно-частного партнерства в образовании // Экономика и предпринимательство. - 2018. - № 4 (93). - С. 591-594.
1 Муминова Ш. Государственно-частное партнерство в области взаимодействия образования, бизнеса и власти // Вестник Таджикского национального университета. Серия социально-экономических и общественных наук. - 2018. - № 5. - С. 192-197.
2. Забарина А.Ю., Гусев В.Б. Развитие оценки проектов в сфере образования при участии государственно-частного партнерства // Финансовая жизнь. - 2017. -№ 4. - С. 39-43.
3. Козуб Л.А. Государственно-частное партнерство как стратегический ресурс развития высшей школы региона: дисс. ... к.э.н. - Воронеж, 2017.
4. Кормильцина Т.В. Создание и развитие малых инновационных предприятий в системе высшего образования // Современные научные исследования и разработки. - 2017. - Т. 2. - № 1 (9). - С. 363-364.
5. Машевская О.В. Учреждения высшего образования и деятельность малых инновационных предприятий // Вешк Палескага дзяржаунага уыверсггэта. Серыя грамадсюх i гумаытарных навук. - 2018. - № 2. - С. 41-47.
6. Мельников М.С. Использование государственно-частного партнерства в образовании // Российское предпринимательство. - 2017. - Т. 18. - № 3. -С. 303-308.
7. Минина И.С. Международный и российский опыт применения форм государственно-частного партнерства в сфере высшего образования // Уровень жизни населения регионов России. - 2017. - № 4 (206). - С. 95-101.
8. Муминова Ш.Н. Государственно-частное партнерство в области взаимодействия образования, бизнеса и власти // Вестник Таджикского национального университета. Серия социально-экономических и общественных наук. - 2018. - № 5. - С. 192-197.
9. Репичев А.И., Тугачева Л.В., Воробьева А.В., Авдеева Д.А. Возможности разработки региональных инновационных стратегий на принципах "умной специализации" // Вопросы управления. - 2018. - № 2 (32). - С. 37-45.
10.Романова Т.Ф., Меликсетян С.Н. Развитие государственно-частного партнерства в сфере высшего образования // Экономические науки. - 2018. -№ 162. - С. 146-151.
11.Тихонова А.Д. Государственно-частное партнерство в сфере высшего образования // Инновационная наука. - 2016. - № 9 (21). - С. 196-198.
12.Уметов Т.Э. Государственно-частное партнерство в образовании как веление времени // Научно-методический электронный журнал Концепт. - 2017. -№ Т 41. - С. 95-100.
13.Франк Е.В. Роль государственно-частного партнерства в сфере высшего образования в развитии инновационной экономики региона // Устойчивое развитие социально-экономической системы Российской Федерации: Сборник трудов XX Всероссийской научно-практической конференции. Научное редактирование В.М. Ячменевой. - Симферополь, 2018. - С. 49-52.
1. АкИте1БЫпа, ЕБ., КакИтаУНпа, й.К. (2018) ТеогейсИеБИуе аБрейу ^пкБютшатуа ¡пБШа доБ^агБ^еппо-сИаБ^одо раг^егБ^а V оЬгагоуапИ
[Theoretical aspects of the functioning of the institution of public-private partnership in education] // Ekonomika i predprinimatel'stvo [Economy and entrepreneurship]. - № 4 (93). - P. 591-594. (In Russ.)
2. Zabarina, A.YU., Gusev, V.B. (2017) Razvitiye otsenki proyektov v sfere obrazovaniya pri uchastii gosudarstvenno-chastnogo partnerstva [Development of evaluation of projects in the field of education with the participation of public-private partnership] // Finansovaya zhizn' [Financial Life]. - № 4. - P. 39-43. (In Russ.)
3. Kozub, L.A. (2017) Gosudarstvenno-chastnoye partnerstvo kak strategicheskiy resurs razvitiya vysshey shkoly regiona [Public-private partnership as a strategic resource for the development of higher education in the region]: diss. ... k.e.n. -Voronezh.
(In Russ.)
4. Kormil'tsina, T.V. (2017) Sozdaniye i razvitiye malykh innovatsionnykh predpriyatiy v sisteme vysshego obrazovaniya [Creation and development of small innovative enterprises in the system of higher education] // Sovremennyye nauchnyye issledovaniya i razrabotki [Modern scientific research and development]. - T. 2. - № 1 (9). - P. 363-364. (In Russ.)
5. Mashevskaya, O.V. (2018) Uchrezhdeniya vysshego obrazovaniya i deyatel'nost' malykh innovatsionnykh predpriyatiy [Higher education institutions and the activities of small innovative enterprises] // Vesnik Paleskaga dzyarzhaùnaga universiteta. Seryya gramadskikh i gumanitarnykh navuk. - № 2. - P. 41-47. (In Russ.)
6. Mel'nikov, M.S. (2017) Ispol'zovaniye gosudarstvenno-chastnogo partnerstva v obrazovanii [The use of public-private partnership in education] // Rossiyskoye predprinimatel'stvo [Russian Entrepreneurship]. - T. 18. - № 3. - P. 303-308. (In Russ.)
7. Minina, I.S. (2017) Mezhdunarodnyy i rossiyskiy opyt primeneniya form gosudarstvenno-chastnogo partnerstva v sfere vysshego obrazovaniya [International and Russian experience in the use of forms of public-private partnership in the field of higher education] // Uroven' zhizni naseleniya regionov Rossii [Living Standards and Quality of Life]. - № 4 (206). - P. 95-101. (In Russ.)
8. Muminova, SH.N. (2018) Gosudarstvenno-chastnoye partnerstvo v oblasti vzaimodeystviya obrazovaniya, biznesa i vlasti [Public-private partnership structural in the field of interaction between education, business and government] // Vestnik Tadzhikskogo natsional'nogo universiteta. Seriya sotsial'no-ekonomicheskikh i obshchestvennykh nauk [Bulletin of the Tajik National University. A series of socioeconomic and social sciences]. - № 5. - P. 192-197. (In Russ.)
9. Repichev, A.I., Tugacheva, L.V., Vorob'yeva, A.V., Avdeyeva, D.A. (2018) Vozmozhnosti razrabotki regional'nykh innovatsionnykh strategiy na printsipakh "umnoy spetsializatsii" [Opportunities for the development of regional innovation strategies on the principles of "smart specialization"] // Voprosy upravleniya [Management Issues]. -№ 2 (32). - P. 37-45. (In Russ.)
10. Romanova, T.F., Meliksetyan, S.N. (2018) Razvitiye gosudarstvenno-chastnogo partnerstva v sfere vysshego obrazovaniya [The development of public-private partnership in the field of higher education] // Ekonomicheskiye nauki [Economic Sciences]. - № 162. - P. 146-151. (In Russ.)
11. Tikhonova, A.D. (2016) Gosudarstvenno-chastnoye partnerstvo v sfere vysshego obrazovaniya [Public-Private Partnership in Higher Education] // Innovatsionnaya nauka [Innovation Science]. - № 9 (21). - P. 196-198. (In Russ.)
12. Umetov, T.E. (2017) Gosudarstvenno-chastnoye partnerstvo v obrazovanii kak veleniye vremeni [Public-private partnership in education as the imperative of the time] // Nauchno-metodicheskiy elektronnyy zhurnal Kontsept [Scientific and methodical electronic journal Concept]. - № T 41. - P. 95-100. (In Russ.)
13. Frank, Ye.V. (2018) Rol' gosudarstvenno-chastnogo partnerstva v sfere vysshego obrazovaniya v razvitii innovatsionnoy ekonomiki regiona [The role of public-private partnership in higher education in the development of the region's innovative economy] // Ustoychivoye razvitiye sotsial'no-ekonomicheskoy sistemy Rossiyskoy Federatsii: Sbornik trudov XX Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii [Sustainable development of the socio-economic system of the Russian Federation]. Nauchnoye redaktirovaniye V.M. Yachmenevoy. - Simferopol'. - P. 49-52. (In Russ.)