Научная статья на тему 'Анализ форм и механизмов государственно-частного партнерства в России'

Анализ форм и механизмов государственно-частного партнерства в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
320
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
π-Economy
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО (ГЧП) / КОНТРАКТНАЯ ФОРМА ГЧП / ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ ФОРМА ГЧП / ФОРМА ГЧП В ВИДЕ ОБЩЕСТВЕННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ / ЭНДАУМЕНТ-ФОНДЫ / КОРПОРАТИВНЫЕ ИНСТИТУТЫ / ПОПЕЧИТЕЛЬСКИЕ СОВЕТЫ. / HIGHER EDUCATION / PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP (PPP) CONTRACT FORM OF PPP / PPP INSTITUTIONAL FORM / THE FORM OF PPP IN THE FORM OF SOCIAL INTERACTION / ENDOWMENT FUNDS / CORPORATE INSTITUTIONS / SCHOOL BOARDS.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Харламова Екатерина Евгеньевна

Рассматриваются особенности функционирования системы государственно-частного партнерства в системе высшего профессионального образования в России, в частности вопросы развития перспективных инновационных форм и механизмов. Определяются возможности применения опыта государственно-частного партнерства в практике вузов Волгоградской области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF THE FORMS AND MECHANISMS OF PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIPS IN RUSSIA

In this context, become topical issues of development of promising innovative forms and mechanisms of public-private partnership in the field of higher education. This article discusses the features of the functioning of public-private partnerships in the higher education system in Russia and identify opportunities to use the experience of public-private partnership in the practice of universities Volgograd region.

Текст научной работы на тему «Анализ форм и механизмов государственно-частного партнерства в России»

Теоретические основы экономики и управления

УДК 338.2

Е.Е. Харламова

АНАЛИЗ ФОРМ И МЕХАНИЗМОВ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА В РОССИИ*

E.E. Kharlamova

ANALYSIS OF THE FORMS AND MECHANISMS OF PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIPS IN RUSSIA

Рассматриваются особенности функционирования системы государственно-частного партнерства в системе высшего профессионального образования в России, в частности вопросы развития перспективных инновационных форм и механизмов. Определяются возможности применения опыта государственно-частного партнерства в практике вузов Волгоградской области.

ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ; ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО (ГЧП); КОНТРАКТНАЯ ФОРМА ГЧП; ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ ФОРМА ГЧП; ФОРМА ГЧП В ВИДЕ ОБЩЕСТВЕННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ; ЭНДАУМЕНТ-ФОНДЫ; КОРПОРАТИВНЫЕ ИНСТИТУТЫ; ПОПЕЧИТЕЛЬСКИЕ СОВЕТЫ.

In this context, become topical issues of development of promising innovative forms and mechanisms of public-private partnership in the field of higher education. This article discusses the features of the functioning of public-private partnerships in the higher education system in Russia and identify opportunities to use the experience of public-private partnership in the practice of universities Volgograd region.

HIGHER EDUCATION; PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP (PPP) CONTRACT FORM OF PPP; PPP INSTITUTIONAL FORM; THE FORM OF PPP IN THE FORM OF SOCIAL INTERACTION; ENDOWMENT FUNDS; CORPORATE INSTITUTIONS; SCHOOL BOARDS.

Одна из приоритетных задач развития российской высшей школы — создание условий для формирования эффективного механизма партнерства между представителями бизнес-структур и вузов при оказании финансовой поддержки учебным заведениям, совершенствовании образовательного процесса, а также в научно-исследовательской деятельности.

В российской сфере высшего профессионального образования возможности государственно-частного партнерства (ГЧП) используются сегодня недостаточно полно, существующая практика позволяет выделить лишь

несколько примеров использования допустимых в рамках существующего законодательства форм ГЧП [15]. Анализ и оценка имеющейся практики осложняются низким уровнем раскрытия информации о механизмах и условиях партнерства, результатах его реализации.

Под ГЧП в сфере высшего профессионального образования понимается система долгосрочных отношений между государством и субъектами частного сектора экономики по реализации проектов в сфере высшего профессионального образования на основе

* Исследование выполняется при финансовой поддержке РГНФ и администрации Волгоградской области в рамках научно-исследовательского проекта «Совершенствование механизмов государственно -частного партнерства (ГЧП) как инструмента повышения инвестиционной привлекательности Волгоградской области» № 13-12-34014 а(р).

^ЖаучнО-Технические^ведомости^СПбГПУ.^Эко

объединения ресурсов и распределения рисков, доходов и затрат [3].

Участие в таком партнерстве позволит вузам получить дополнительные источники финансирования своей деятельности, а предпринимательским структурам — внедрить современные технологии управления инновационной деятельностью. В последние годы растет интерес исследователей к проблемам управления инновационной деятельностью вузов и предпринимательских структур [2, 6, 11—13].

ГЧП в сфере высшего профессионального образования может быть реализовано в контрактной форме, не связанной с образованием юридического лица, в институциональной форме, связанной с созданием нового юридического лица или новой институциональной конструкции, в форме общественного взаимодействия, а также в форме соглашения без наступления гражданско-правовых обязательств [3, 4].

1. Направления реализации механизмов ГЧП в контрактной форме:

— совместные проекты с университетами по проведению исследований и опытных разработок, создание исследовательского центра;

— поддержка и модернизация университетской инфраструктуры в рамках проектов совершенствования материально-технической базы университетов, проведение реставрационных и ремонтно-восстановительных работ;

— строительство новых объектов имущества для вузов путем заключения инвестиционных контрактов с органами государственной власти;

— совместное финансирование вузов государством и субъектами частного сектора;

— грантовая и стипендиальная поддержка студентов и преподавателей государственных вузов со стороны бизнеса;

— льготное кредитование и образовательные кредиты;

— участие представителей субъектов частного сектора в разработке учебно-методического обеспечения, в образовательном процессе, руководстве кафедрами;

— проведение конференций и семинаров;

— организация практики для студентов вузов на производстве компании-партнера [4].

Механизмы ГЧП контрактной формы в сфере образования оформляются, как правило, соответствующими гражданско-право-

выми договорами — подряда, дарения, безвозмездного пользования имуществом, выполнения научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ или заключением соглашения или протокола о намерениях.

В качестве примера совместных проектов с университетами по проведению исследований и опытных разработок можно привести создание Российско-Корейского научно-исследовательского центра новых материалов [10]. Центр создан в 2007 г. при поддержке Корейского института материаловедения (KIMM/KIMS) (Республика Корея).

Основная задача центра — проведение совместных научных работ в области технологии и исследования материалов и нанотехно-логий со следующими целями:

— расширение научно-технических связей между научными центрами и исследовательскими группами России и Кореи;

— оказание помощи промышленным предприятиям в проведении научно-исследовательских работ и комплексном внедрении новых технологий;

— укрепление российско-корейских отношений.

Другим примером сотрудничества в данной сфере является Российско-китайская научно-исследовательская лаборатория «Функциональные материалы» [9]. Она была создана в 2010 г. при поддержке компании TSE (Китай). Области деятельности лаборатории включают:

— проведение научно-исследовательских работ по разработке перспективных катодных и анодных материалов для литий-ионных полимерных аккумуляторов;

— получение наноструктурированных покрытий методами газофазного и механохимиче-ского синтеза, а также с использованием установки «PICOSUN»;

— получение наноструктурированных порошковых материалов методами низко- и высокотемпературного механохимического синтеза;

— исследование процессов механического легирования;

— исследование процессов sps- и вакуумно-компрессионного спекания.

Активно развивается и совместное финансирование вузовских проектов государст-

вом и субъектами частного сектора. Примером тому может служить Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ [8]. Система ГЧП позволяет академии активно выходить на рынок консалтинговых и аналитических услуг, что, в свою очередь, расширяет возможности модернизации содержания учебного процесса и приближения его к требованиям современной практики.

В числе основных партнеров академии в этом сегменте деятельности Институт экономики, Институт экономики переходного периода, Ассоциация СОВНЕТ, Учебный центр БОРЛАС, Группа компаний «Альфа Интегратор» — «БААН Евразия», Группа компаний ЛАНИТ, ЗАО «Лаборатория Касперского», «Bauman Innovation», Центр интерактивных имитаций, ФГУП НИИ «Восход». В ходе реализации инновационной программы академией будет создана принципиально новая система образовательного, консультативного и научного партнерства, включающая формирование различного рода образовательно -консультативно-исследовательских команд.

Другим примером по успешной реализации поддержки образовательных программ вузов со стороны бизнеса и государства может стать Новосибирский государственный университет [7]. В последние годы модель образования, реализованная в Новосибирском государственном университете при взаимодействии с базовыми институтами СО РАН, успешно переносится на высокотехнологичные компании, финансовую сферу, происходит создание частно-государственной модели сетевого партнерства «образование— наука—бизнес».

Партнерами НГУ являются ведущие отечественные и зарубежные компании: ОАО «Томскнефть», Сбербанк РФ, Сибакадембанк (с 2007 г. — УРСА Банк), «Карл Цейс», IBM, Microsoft, Intel, SWsoft, Samsung, LG, Schlumberger, SolidWorks, Dassault Systemes и др. При поддержке компаний IBM, SWsoft, Intel, Microsoft созданы учебно-научные лаборатории, занимающиеся разработками наукоемких технологий и продуктов, современного программного обеспечения. С помощью бизнес-компаний в НГУ оснащены учебные классы, лабораторные практикумы, приобретены научно-исследовательские ус-

тановки, технологическое оборудование, которые обеспечивают современные образовательные технологии. Образовательные программы в области экономики и менеджмента осуществляются при поддержке Сибирского банка СБ РФ, крупного новосибирского банка «Сибакадембанк», аудиторской компании «Егш1&Уои^» [7].

2. Направления реализации механизмов ГЧП в институциональной форме:

— учреждение субъектами частного сектора благотворительных фондов (в форме некоммерческих организаций);

— создание исследовательских центров в форме юридических лиц, в которых участвуют государственные университеты и субъекты частного сектора;

— открытие бизнес-школ, учредителями которых являются субъекты частного сектора — физические и юридические лица;

— учреждение корпоративных университетов в форме некоммерческих партнерств с участием государственного университета и субъектов частного сектора [4].

Корпоративные университеты имеют преимущество перед вузами и бизнес-школами, благодаря тому что подстраивают свою работу под проблемы и задачи конкретной компании с учетом корпоративной специфики. К признакам, характерным для корпоративных университетов, можно отнести, во-первых, ориентирование образовательного процесса на определенную целевую группу, во-вторых, наличие единой стратегии развития компании, что предполагает формирование единой концепции развития персонала данной компании.

В практику российской действительности корпоративный университет пришел совсем недавно: появление первых корпоративных университетов в России относится к 1999— 2001 гг. Возникающие корпоративные университеты имеют разные организационно-правовые формы: иногда это проект внутри компании (например, Вимм-билль-данн) или отдельный департамент (Группа Илим, РУ-САЛ, ТНК-ВР, СУЭК). Некоторые корпоративные институты — это самостоятельные юридические лица: Корпоративный энергетический университет РАО «ЕЭС России», Корпоративный университет «Норникель», Корпоративный институт «Газпром», Корпоративный университет «Северсталь», Корпо-

^ЖаучнО-Технические^ведомости^СПбГПУ.^Эко

ративный университет Eni, Академия E.ON, Learning Campus Siemens, Enel University [2].

Причем, и на Западе и в России прототипом корпоративных университетов были экспериментальные лаборатории, исследовательские центры, центры развития и т. д. Эти центры являлись своего рода центрами культуры, исследований, генерации, передачи и сохранения знаний. В них соединялись ноу-хау и самые главные конкурентные преимущества корпораций. Некоторые компании до сих пор сохраняют верность этой традиции. Другие, следуя моде или исходя из потребностей бизнеса, создают корпоративные университеты в своих компаниях.

В Волгоградской области примером реализации институциональной формы государственно-частного партнерства может служить созданный на базе Волгоградского государственного университета (ВолГУ) фонд целевого капитала или эндаумент-фонд.

Фонд целевого капитала ВолГУ — это не имеющая членства негосударственная некоммерческая специализированная организация управления целевым капиталом, учрежденная исключительно для формирования целевого капитала, использования, распределения дохода от целевого капитала в пользу и в интересах получателя дохода — Волгоградского государственного университета — на основе добровольных имущественных взносов [16].

Формирование целевого капитала и использование дохода от целевого капитала в соответствии с законом могут осуществляться Фондом только в целях использования в сфере образования, науки, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта (за исключением профессионального спорта), искусства, архивного дела, социальной помощи (поддержки) [14].

Фонд целевого капитала существует с апреля 2010 г. В 2011 г. накопленные средства фонда переданы в доверительное управление управляющей компании ЗАО «Газпромбанк — Управление активами», которая является крупнейшей компанией, осуществляющей управление средствами эндаумент-фондов в России. На 1 января 2013 г. рыночная стоимость активов, в которые размещен капитал фонда, составила 4753 тыс. р. Доход от целевого капитала Фонда за 2011—2012 гг. составил 467 тыс. р. [16].

3. Направления реализации механизмов ГЧП в форме общественного взаимодействия:

— формирование попечительских советов для вузов, в которых участвуют представители субъектов частного сектора [4].

К функциям попечительского совета в образовательных учреждениях можно отнести:

1) содействие привлечению внебюджетных средств для обеспечения деятельности и развития образовательного учреждения;

2) содействие организации и улучшению условий труда педагогических и других работников образовательного учреждения;

3) содействие организации конкурсов, соревнований и других массовых мероприятий образовательного учреждения;

4) содействие совершенствованию материально-технической базы образовательного учреждения, благоустройству его помещений и территории;

5) рассмотрение других вопросов, отнесенных к компетенции попечительского совета уставом образовательного учреждения.

Несмотря на то, что регламентация деятельности попечительского совета каждого учреждения определяется его уставом, общее для всех образовательных учреждений — содействие администрации в организации уставной деятельности учреждения, осуществление контрольных функций за деятельностью учреждения, укрепление его материально-технической базы.

На сегодняшний день в Волгоградской области попечительские советы созданы в Волгоградском государственном аграрном университете, Волгоградском государственном университете, Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (Волгоградский филиал).

В состав попечительских советов вузов Волгоградской области входят представители волгоградских деловых кругов, органов законодательной и исполнительной власти, люди, имеющие знания, большой опыт управленческой и финансово-хозяйственной деятельности, те, кому не безразлично, как будет развиваться высшее образование в регионе.

Среди задач попечительских советов вузов: содействие расширению связей вуза с государственными, муниципальными и местными органами власти, коммерческими

и некоммерческими организациями; поддержка развития научно-исследовательской и инновационной деятельности; развитие фундаментальных и прикладных исследований, интеграции учебного и научного процессов; развитие международного образовательного и научного сотрудничества.

Несмотря на существующее разнообразие форм на данный момент потенциал ГЧП в сфере образования в России используется не в полной мере, что подтверждается незначительным количеством проектов ГЧП, а также вузов, которые активно взаимодействуют с субъектами частного сектора [5].

Необходимо отметить три перспективных направления в развитии ГЧП в сфере высшего профессионального образования в России: в области финансовой поддержки вузов, совершенствования образовательного процесса и в научно-исследовательской деятельности.

В области финансовой поддержки необходимо выделить финансовые ресурсы для поддержки студентов, молодых ученых и сотрудников вузов, направленные на развитие стипендиальных программ и грантов, организацию стажировок у потенциальных работодателей для студентов и выпускников вузов.

В области совершенствования образовательного процесса необходимо улучшить взаимодействие между вузами и предпринимательскими структурами, увеличить число совместно реализуемых ГЧП-проектов, привлечь бизнес к разработке образовательных программ и стандартов, увеличить число совместно преподаваемых дисциплин и проводимых квалификационных экзаменов и т. д.

В области научно-исследовательской деятельности необходимо усилить сотрудничество в области реализации совместных исследовательских и инфраструктурных ГЧП-проектов (строительство исследовательских центров, лабораторий и их оборудование), позволяющих расширить возможности предпринимательских структур по использованию результатов научных исследований вузов в производстве, а также содействовать созданию технопарков при вузах.

Дальнейшее развитие форм и механизмов ГЧП в сфере высшего профессионального образования будет способствовать повышению интеллектуального, технологического, имущественного и финансового потенциала высшего профессионального образования — важнейшего условия обеспечения устойчивого экономического роста и модернизации экономики России.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бабкин А.В. Задачи принятия решений по развитию предпринимательских систем // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Экономические науки. 2013. № 3(173). 2013. С. 119—130.

2. Голышенкова О. Перспективы развития корпоративного образования // Менеджер по персоналу. 2008. № 4. С. 26—33.

3. Государственно-частное партнерство в образовании : сб. / науч. ред. О.П. Молчанова, А.Я. Лившин. М.: КДУ, 2009. 242 с.

4. Государственно-частное партнерство в образовании: законодательный аспект (рабочие материалы к «Круглому столу» в Государственной думе ФС РФ (Москва, 18.10.07), подготовленные Федеральным агентством по образованию.

5. Государственно-частное партнерство в образовании: сущность, тенденции, социальная ответственность / В.А. Мальгин, А.В. Скоробогатов, Т.В. Крамин и др.; под ред. В.Г. Тимирясова. Казань: Изд-во «Познание» Института экономики, управления и права, 2013. 232 с.

6. Инновационный подход к развитию предприятий, отраслей, комплексов: монография / У.З.В. Ватаманюк-Зелшська, М.В. Жаболенко, Т.В. Иб-рагимхалилова, Н.А. Каменева, С.Н. Лукаш, И.В. Мальцева, Ж.А. Мингалева, Л.И. Мороз, Е.Е. Сидорова, С.В. Смеричевская, И.Б. Хома. Одесса, 2012. 145 с.

7. Материалы официального сайта Новосибирского государственного университета. URL: http://www.nsu.ru/

8. Материалы официального сайта Российской Академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации. URL: http://www.ranepa.ru

9. Материалы официального сайта Российско-китайской научно-исследовательской лаборатории «Функциональные материалы». URL: http://onti.spbstu. ru/public/onti/riimt/lab_kit_fm/

10. Материалы сайта Российско-корейского научно-исследовательского центра новых материалов. URL: http://www.spbstu.ru/collaboration/sec/index1.asp

11. Методология управления инновациями в промышленности: монография / под ред. А.В. Бабкина. Санкт-Петербург, 2013. 285 с.

Научно-технические ведомости СПбГПУ. Экономические науки № 4(199) 2014

12. Сидорова Е.Е. Бенчмаркинг как способ совершенствования инфраструктуры поддержки малого предпринимательства // Бизнес. Образование. Право. Вестник Волгоградского института бизнеса. 2010. № 2. С. 73-78.

13. Сидорова Е.Е., Коваженков М.А., Коротеев М.В. Применение когнитивных моделей для оценки инновационного потенциала высшего учебного заведения // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехническо-

го университета. Информатика. Телекоммуникации. Управление. 2013. № 5. C. 79-86.

14. О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций : Федер. закон № 275-ФЗ от 30.12.2006 г.

15. Об образовании в Российской Федерации : Федер. закон № 273-Ф3 от 29.12.2012 г. (ред. от 05.05.2014 г.).

16. Фонд целевого капитала Волгоградского государственного университета. URL: http://www. volsu.ru/fck/ found/

REFERENCES

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Babkin A.V. The problem of decision making on the development of business systems. St. Petersburg State Polytechnical University Journal. Economics, 2013, no. 3 (173), p. 119-130. (rus)

2. Golyshenkova O. Perspektivy razvitiia korporativnogo obrazovaniia. Menedzher po personalu. 2008. № 4. S. 26-33. (rus)

3. Gosudarstvenno-chastnoe partnerstvo v obrazovanii : sbornik. Nauch. red. O.P. Molchanova, A.Ia. Livshin. M.: KDU, 2009. 242 s. (rus)

4. Gosudarstvenno-chastnoe partnerstvo v obrazovanii: zakonodatel'nyi aspekt (rabochie materialy k «Kruglomu stolu» v Gosudarstvennoi Dume FS RF (Moskva, 18.10.07), podgotovlennye Federal'nym agentstvom po obrazovaniiu. (rus)

5. Gosudarstvenno-chastnoe partnerstvo v obrazovanii: sushchnost', tendentsii, sotsial'naia otvetstvennost'. V.A. Mal'gin, A.V. Skorobogatov, T.V. Kramin i dr.; pod red. V.G. Timiriasova. Kazan': Izd-vo «Poznanie» Instituta ekonomiki, upravleniia i prava, 2013. 232 s. (rus)

6. Innovatsionnyi podkhod k razvitiiu predpriiatii, otraslei, kompleksov: monografiia. U.Z.V. Vatamaniuk-Zelins'ka, M.V. Zhabolenko, T.V. Ibragimkhalilova, N.A. Kameneva, S.N. Lukash, I.V. Mal'tseva, Zh.A. Mingaleva, L.I. Moroz, E.E. Sidorova, S.V. Smerichevskaia, I.B. Khoma. Odessa, 2012. 145 s. (rus)

7. Materialy ofitsial'nogo saita Novosibirskogo gosudarstvennogo universiteta. URL: http://www.nsu.ru/ (rus)

8. Materialy ofitsial'nogo saita Rossiiskoi Akademii narodnogo khoziaistva i gosudarstvennoi

sluzhby pri Prezidente Rossiiskoi Federatsii. URL: http://www.ranepa.ru (rus)

9. Materialy ofitsial'nogo saita Rossiisko-kitaiskoi nauchno-issledovatel'skoi laboratorii «Funktsional'nye materialy». URL: http://onti.spbstu.ru/public/onti/riimt /lab_kit_fm/ (rus)

10. Materialy saita Rossiisko-koreiskogo nauchno-issledovatel'skogo tsentra novykh materialov. URL: http://www.spbstu.ru/collaboration/sec/index1.asp (rus)

11. Metodologiia upravleniia innovatsiiami v promyshlennosti: monografiia. Pod red. A.V. Babkina. Sankt-Peterburg, 2013. 285 s. (rus)

12. Sidorova E.E. Benchmarking kak sposob sovershenstvovaniia infrastruktury podderzhki malogo predprinimatel'stva. Biznes. Obrazovanie. Pravo. Vestnik Volgogradskogo instituta biznesa. 2010. № 2. S. 73—78. (rus)

13. Sidorova E.E., Kovazhenkov MA, Koroteev M.V. Primenenie kognitivnykh modelei dlia otsenki innovatsionnogo potentsiala vysshego uchebnogo zavedeniia. Nauchno-tekhnicheskie vedomosti Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo politekhnicheskogo universiteta. Informatika. Telekommunikatsii. Upravlenie. 2013. № 5. C. 79—86. (rus)

14. O poriadke formirovaniia i ispol'zovaniia tselevogo kapitala nekommercheskikh organizatsii : Feder. zakon № 275-FZ ot 30.12.2006 g. (rus)

15. Ob obrazovanii v Rossiiskoi Federatsii : Feder. zakon № 273-FZ ot 29.12.2012 g. (red. ot 05.05.2014 g.). (rus)

16. Fond tselevogo kapitala Volgogradskogo gosudarstvennogo universiteta. URL: http://www.volsu.ru/fck/found/ (rus)

ХАРЛАМОВА Екатерина Евгеньевна — доцент Волгоградского государственного технического университета, кандидат экономических наук.

400005, пр. им. Ленина, д. 28, г. Волгоград, Россия. E-mail: [email protected]

KHARLAMOVA Ekaterina E. — Volgograd State Technical University. 400005. Lenina av. 28. Volgograd. Russia. E-mail: [email protected]

© Санкт-Петербургский государственный политехнический университет, 2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.