ствования и высшего спортивного мастерства : примерная программа спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва / В.Г. Никитушкин [и др.] ; Гос. комитет РФ по физ. культуре и спорту. - М. : Советский спорт, 2004. - 88 с.
4. Никитушкин, В.Г. Теория и методика юношеского спорта : учебник / В.Г. Никитушкин. - М. : Физическая культура, 2010. - 208 с.
5. Никитушкин, В.Г. Многолетняя подготовка юных спортсменов : монография / В.Г. Никитушкин. - М. : Физическая культура, 2010. - 240 с.
6. Основы управления подготовкой юных спортсменов / под ред. М.Я. Набатни-ковой. - М. : Физкультура и спорт, 1982. - 280 с.
REFERENCES
1. Germanov, G.N., Germanova, E. G. (2005). “Program and target creation of training tasks in microcycles of competitive preparation of young runners on 400 meters ”, ^ltura fizicheskayaIzdorove, Vol.6, No.4, pp.29-33.
2. Germanov, G.N., Krokhina, T.V., Shvazhun, O.A. (2010). “The technological solution of questions of an individualization of sports preparation of runners on 400 meters in UTG and GSS SDYUSSHOR when using model training tasks”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol.70, No.12, pp.41-49.
3. Ed. Nikitushkin, V.G. (2004), Track and field athletics. Sprint. Stages of sports improvement and the highest sports skill: approximate program of sports preparation for child junior sports schools, specialized child junior schools of the Olympic reserve, publishing house “Soviet sports”, Moscow, Russian Federation.
4. Nikitushkin, V.G. (2010), Theory and technique of youthful sports of the Olympic reserve, publishing house “Fizicheskaja kul'tura”, Moscow, Russian Federation.
5. Nikitushkin V.G. (2010), Long-term preparation of young athletes, publishing house “Fizicheskaja kul'tura”, Moscow, Russian Federation.
6. Nabatnikova M.Ja. (1982), Bases of management of preparation of young athletes, publishing house “Fizkul'tura i sport”, Moscow, USSR.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 17.03.2013.
УДК 796.075; 796:338.2; 796:658
УПРАВЛЕНИЕ СИСТЕМОЙ СТУДЕНЧЕСКОГО СПОРТА В НОВЫХ
УСЛОВИЯХ
Валерий Иванович Григорьев, доктор педагогических наук, профессор,
Александр Владимирович Таймазов, кандидат экономических наук, доцент,
Юрий Константинович Шубин, аспирант,
Санкт-Петербургский государственный экономический университет
Аннотация
В материалах статьи раскрывается инновационный механизм управления студенческим спортом под патронатом Российского студенческого спортивного союза. Характеризуются таксономические связи в системе кластеров: госзаказ ^ идеология ^ право ^ финансы ^ НИОКР ^ подготовка ^ кадры, вскрывающие новые стимулы для развития студенческого спорта.
Предлагаемая кластерная модель - как альтернатива традиционной схеме «кафедра - спортивный клуб» повышает эффективность управления системой российского студенческого спорта на основе оптимизации взаимодействия разных сегментов физической культуры и олимпийского спорта по самому широкому кругу задач. Спортивный клуб в контексте предлагаемого подхода становится навигатором инновационного развития отрасли: в развитии спортивной инфраструктуры, в применении эффективных организационных форм и технологий подготовки, в реализации
принципа разграничения регулятивных и исполнительно-распорядительных полномочий.
Ключевые слова: студенческий спорт, инновации, таксон, кластеры, стратегия развития, технологии, компетенции, эффективность.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2013.03.97.p47-52
MANAGEMENT OF THE STUDENTS SPORT IN MODERN CONDITIONS
Valeri Ivanovich Grigoriev, the doctor of pedagogical sciences, professor,
Alexandr Vladimirovich Taimazov, the candidate of economic sciences, senior lecturer,
Yuri Konstantinovich Shubin, the post-graduate student.
Saint-Petersburg State Economical University
Annotation
The materials of article reveal the innovative mechanism for students sport control under the auspices of the Russian Student Sports Union. The taxonomic communications in clusters system are characterized; state order ^ ideology ^ statutory power ^ finances ^ R & D ^ training ^ staff, revealing new incentives for the students sport development.
The offered cluster model - as alternative to the traditional scheme "chair - sports club" increases effective management of system of the Russian student's sports on the basis of optimization of interaction of different segments of physical culture and the Olympic sports on the widest range of tasks. The sports club in a context of offered approach becomes the navigator of innovative development of branch in development of sports infrastructure, in application of effective organizational forms and technologies of preparation, in realization of the principle of differentiation of regulatory, executive, and administrative powers.
Keywords: students sport, innovations, taxon, clusters, development strategy, technologies, competences, efficiency.
ВВЕДЕНИЕ
Кульминационным этапом реформы системы высшего профессионального образования РФ стал процесс объединения профильных вузов в крупные научнообразовательные центры федерального значения. В указе Президента РФ В. В. Путина подчеркивается, что создание таких консорциумов является приоритетным направлением государственной политики в области образования и науки России [1]. Безусловно, появление вузов федерального уровня, открывает невиданные ранее возможности для создания спортивных клубов, сопоставимых по масштабам, инфраструктуре, кадрам и ресурсам, европейским и американским аналогам.
Однако при ближайшем рассмотрении этой проблемы ощущается методологическая неопределенность. Технологически неясными остаются вопросы, связанные с разработкой управленческих механизмов, финансовым, информационным и кадровым обеспечением студенческого спорта. Отсутствие научно обоснованной стратегии развития студенческого спорта, механизмов его взаимодействия с системой физического воспитания и олимпийского спорта, порождает методологические и организационные проблемы, требующие проведения научных исследований.
Для решения выдвинутых задач проведен анализ нормативных документов, интернет-сайтов, опрос специалистов, а также выборочный мониторинг параметров деятельности спортивных клубов в 23 государственных учреждениях ВПО Санкт-Петербурга, подведомственных Минобрнауки России. В задачи исследования входило обоснование стратегии управления системой студенческого спорта, обоснование критериев, описывающих механизмы экономического развития; анализ причинноследственных связей функционирования системы и определение информационных потоков, обеспечивающих переход к новому технологическому укладу.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Решение заявленной проблемы связано с идентификацией структуры и функций студенческого спорта. В первом приближении эта проблема может быть рассмотрена как вопрос группировки признаков, характеризующих организационную специфику студенческого спорта в рамках общественных объединений. А при более глубоком рассмотрении - как вопрос, связанный с разработкой системных механизмов интеграции студенческого спорта в систему физического воспитания и олимпийского спорта.
Выявленные отличия в структуре российской системы студенческого спорта от европейской модели проявляются в вертикальной мобильности государственного управления системой физкультурного образования, частью которой он является. Наиболее полно механизм государственного регулирования российского студенческого спорта можно охарактеризовать, опираясь на теорию кластеров в координатах «объект - признак» [2]. В основе моделирования масштабных процессов развития студенческого спорта РФ, лежит анализ интегрируемых кластеров системы. Графическая интерпретация взаимосвязи управленческой деятельности, функций и задач, реализуемых в кластерах, представлена на рис. 1 (Григорьев В.Г.. Инновационное развитие студенческого спорта России / В.Г. Григорьев // ЦКГ : http://www.rusnauka.com/4_SND_2013/Sport/2_127392.doc.htm).
Этот подход вполне оправдан с точки зрения методологии науки, поскольку даёт возможность моделирования системы по интерполяции формализованной группы кластеров: госзаказ ^ идеология ^ право ^ финансы ^ НИОКР ^ подготовка ^ кадры, образующих инновационную модель управления системой студенческого спорта.
Первая группа таксономических признаков характеризует кластер государственного регулирования общественных институций студенческого спорта. Научная проблема «государственного регулирования» студенческого спорта обладает собственным генезисом. Формально преемником упраздненного в 1987 г. Всероссийского ДСО «Буревестник» стал РССС, представляющий Россию в международной федерации студенческого спорта (БШи) и в Европейской ассоциации студенческого спорта (Е^А). Однако его влияние на развитие студенческого спорта ограничено координационными функциями, поскольку система находится под юрисдикцией Министерства образования и науки РФ. Это указывает на отсутствие единого субъекта, осуществляющего управляющее и регулирующее воздействие, что препятствует преобразованию системы. Поэтому, не обладая реальными механизмами воздействия, союз не оказывает существенного влияния на динамику развития студенческого спорта и не обеспечивает условий для достижения институциональных норм.
Выступая с посланием перед Федеральным Собранием 12 декабря 2012 г. [3], президент РФ В.В. Путин заявил о необходимости преодоления препятствий к возрождению студенческого спорта путем создания Ассоциации студенческих спортивных клубов. Первым шагом к решению этой задачи является внесение соответствующих изменений в законодательство РФ о физической культуре и спорте, направленных на расширение функций и полномочий РССС.
Второй кластер раскрывает механизм идеологического вектора воспитательной работы в студенческой среде. Базовой методологической предпосылкой решения этой задачи является идея коллективизма, выраженная духовным наследием российского народа в идеях цивилизованности, толерантности и социальной справедливости.
В качестве целей идеологической работы в клубе 49% тренеров указывают на: духовно-нравственные, эстетические качества и идеалы; на гармонизацию социальных отношений, позволяющие корректировать эндогенные механизмы внутреннего мира, комплекса мотивационных подструктур, стимулирующих мотивы отношения к спорту.
Третий кластер предусматривает группировку таксономических признаков правового регулирования общественных отношений. Анализ проводимой государственной политики в развитии студенческого спорта указывает на полисубъектный характер дей-
ствующей нормативной базы, где право рассматривается как неотъемлемый компонент управления отраслью. Подчеркнем, что конституционные положения и законодательноправовые акты РФ о физической культуре и спорте являются базовыми, поскольку они детерминируют отраслевую государственную политику, создают юридические основы управления отраслью.
Рис. 1. Кластерная стратегия управления системой студенческого спорта
Структура четвертого кластера интегрирует таксоны, позволяющие моделировать экономический механизм перехода системы к новому технологическому укладу в виде экономически формализованного тренда. Модель кластера отражает признак перманентности развития, определяя объём инвестиционных средств, направляемых на реализацию национального проекта студенческого спорта РФ, развитие спортивной инфраструктуры, подготовку спортсменов высокого класса и проведение научных исследований в условиях финансово-экономической рецессии.
В пятом кластере сгруппированы таксоны, связанные с научным обеспечением студенческого спорта. Анализ результатов научно-исследовательской деятельности тренерского состава (по числу разработанных методик обучения и тренировки, опубликованных монографий, учебных пособий, научных статей) указывает на явное несоответствие имеющихся компетенций современным технологическим вызовам современного спорта.
В кластере проявляется противоречие между высоким трендом обновления специальных знаний и технологических изменений, например, достижениями био- и нано технологий, и неспособностью тренеров к их овладению. 67% респондентов указали в этой связи, что испытывают трудности в освоении новых информационных технологий, не могут составить заявку на получение грантов, контрактов и договоров на НИОКР. Следствием этого является низкая продуктивность тренеров в разработке инновационных методик тренировки, в подготовке монографий, научных материалов для опубликования в журналах.
В шестом кластере проявляется функциональность связей таксонов, раскрываю-
щих структуру и содержание подготовки спортсменов. Установлено, что применяемые в вузах организационные подходы, в силу недостаточной гибкости и вариативности становятся сегодня крайне не эффективными. Их применение, как подчеркивают 65% респондентов, сопряжено с чрезмерными затратами ресурсов, повышением рисков перенапряжения спортсменов, ростом травматизма. Наиболее слабым звеном является неполнота информационного обеспечения тренировочного процесса, возникающая в силу многомерности объектов управления, высокой динамичности морфофункциональных преобразований объекта и стохастической специфики тренировочных воздействий.
Повышение эффективности подготовки 72% тренеров связывают с использованием адаптивно-формирующих методов управления, построением блочно-модульной структуры подготовки, нацеленных на достижение модельных параметров спортивнотехнического мастерства спортсменов за счет концентрации тренировочных и соревновательных нагрузок.
В.Н. Платонов, 2010 [4] указывая на возможность переноса модели подготовки национальных команд на практику клубной работы, реализованные в Американских и Азиатских университетах. Синтезируемые факторы в инновационной модели кластера образуют новую конфигурацию её таксонов: это интеллектуализация и повышение динамичности тренировочного процесса, ориентация подготовки на использование новаторских идей, приведение используемых методик в соответствие с достижениями мирового уровня.
Седьмой кластер ориентирован на кадровое обеспечение студенческого спорта, реализацию функций менеджмента управления интеллектуальным потенциалом, развитие аналитических способностей, на лицензирование и сертификацию деятельности тренеров в системе корпоративного обучения. Эта проблема обретает в настоящее время новые очертания. С одной стороны, наблюдается тревожная тенденция к «старению» тренерского состава. Средний возраст специалистов составляет 52,6 года. 25% - молодые специалисты в возрасте до 35 лет, имеющие квалификацию специалиста (или степень магистра). 52% - это опытные старшие преподаватели в возрасте до 50 лет. Число преподавателей старше 60 лет превышает 23%. Удельный вес тренеров-преподавателей, имеющих ученые степени и звания, превышает 30%, что близко к пороговому уровню. С другой стороны, возрастает профессиональная мобильность тренерских кадров, что открывает перспективы привлечения в отрасль конкурентоспособных специалистов.
Одним из организационных инструментов переподготовки кадров для российского и международного студенческого спорта является деятельность НГУ им. П.Ф. Лесгафта, РГУФК, Международного образовательного центра БШи в Казани, Российского международного олимпийского университета в Сочи.
Развитие практики лицензирования и сертификации тренерских кадров, как считают более 60% респондентов, связано с оценкой способности специалистов к генерации оригинальных идей, методик и технологий, умения новой компоновки существующих технологий. Во главу угла здесь поставлено владение ключевыми профессиональными компетенциями, реализуемыми на высшем креативном уровне.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Современная научная интерпретация проблемы устойчивого инновационного развития студенческого спорта опирается на базовые основы синергетической теории, теории кластеров, концепции формирования национальных инновационных систем. Обретая функции релятивности традиционных ценностей культуры, студенческий спорт уверенно занимает свое место в универсальном мире олимпийской культуры, выдвигается на историческую авансцену как вид культуры.
Предлагаемая кластерная модель - как альтернатива традиционной схеме «кафедра - спортивный клуб» повышает эффективность управления системой российского сту-
денческого спорта на основе оптимизации взаимодействия разных сегментов физической культуры и олимпийского спорта по самому широкому кругу задач.
Спортивный клуб в контексте предлагаемого подхода становится навигатором инновационного развития отрасли: в развитии спортивной инфраструктуры, в применении эффективных организационных форм и технологий подготовки, в реализации принципа разграничения регулятивных и исполнительно-распорядительных полномочий.
ЛИТЕРАТУРА
1. О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки : Указ Президента Российской Федерации № 599 от 7 мая 2012 г. // Российская газета : федеральный выпуск. - 2012. - № 102 (5775). - 9 мая.
2. Ленчук, Е.Б. Кластерный подход в стратегии инновационного развития России // Проблемы прогнозирования. - 2010. - № 6. - С. 51.
3. Воробьёва, И. Путин возглавит массовый студенческий спорт / И. Воробьева // РБК Daily : ежедневная деловая газета. - 2013. - 24 января.
4. Платонов, В.Н. Спорт высших достижений и подготовка национальных команд к Олимпийским играм / В.Н. Платонов. - М. : Советский спорт, 2010. - 310 с.
REFERENCES
1. About measures for realization of a state policy in the fields of education and sciences, the Decree of the President of the Russian Federation No. 599 of May 7, 2012, Russian newspaper: Federal release No. 5775.
2. Lenchuk, E.B. (2010), “Cluster approach in strategy of innovative development of Russia”, Forecasting Problems, No. 6, pp. 51.
3. Vorobyyova, I. (2013), “Putin will head mass student's sports”, Daily RBC: Daily business newspaper, 24.01.2013.
4. Platonov, B.H. (2010), Elite sport and preparation of national teams by Olympic Games, publishing house “Soviet sports”, Moscow, Russian Federation.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 17.03.2013.
УДК 378.037. 1-057.875:796.0
ДИНАМИКА ТРЕНИРОВОЧНЫХ НАГРУЗОК И ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ФИЗИЧЕСКОГО
ВОСПИТАНИЯ
Людмила Алексеевна Горлова, аспирант,
Светлана Феликсовна Сокунова, доктор педагогических наук, доцент, Екатерина Евгеньевна Михалкина, студентка,
Ульяновский государственный университет (УлГУ)
Аннотация
В статье представлены результаты исследования, направленного на изучение динамики физических нагрузок различной физиологической направленности и изменение показателей физической подготовленности студентов в процессе физического воспитания. Проведенные исследования показали, что разделение применяемых средств и методов подготовки по физиологическим диапазонам нагрузок и установление объема их применения в каждом семестре позволяет осуществить точный количественный анализ физической подготовки. На основе этого появляется возможность определения отстающего звена (физическое качество) и выявления основной стратегии подготовки, характерной для данной группы студентов, т.к. одной из задач физического воспитания студентов является разностороннее развитие физических качеств.
Ключевые слова: физические нагрузки различной физиологической направленности, фи-