Научная статья на тему 'Управление системой социальной поддержки населения с применением информационных технологий'

Управление системой социальной поддержки населения с применением информационных технологий Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
355
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Новикова К. Н.

Проанализировано современное решение вопросов предоставления мер социальной поддержки населению с использованием новейших информационных технологий в системе социальной защиты, а также рассмотрены преимущества перехода к предоставлению мер социальной поддержки в денежной форме.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Управление системой социальной поддержки населения с применением информационных технологий»

УДК 304/364.01

К. Н. Новикова

УПРАВЛЕНИЕ СИСТЕМОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ НАСЕЛЕНИЯ С ПРИМЕНЕНИЕМ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Проанализировано современное решение вопросов предоставления мер социальной поддержки населению с использованием новейших информационных технологий в системе социальной защиты, а также рассмотрены преимущества перехода к предоставлению мер социальной поддержки в денежной форме.

Одной из приоритетных инновационных программ республики является применение информационных технологий в системе адресной социальной защиты населения, направленных на усиление адресности и контроля за расходованием средств на различные меры социальной поддержки, льготы, оказание социальной помощи, создание условий для обеспечения социальной защите упреждающего характера.

Работа была начата в 1998 году с формирования банка данных получателей мер социальной поддержки в соответствии с республиканской программой адресной социальной защиты населения.

Тогда банк данных состоял из 350 тысяч получателей компенсаций, затем добавились пособия гражданам, имеющим детей (с 2001 года) - еще 250 тысяч семей с доходами ниже прожиточного минимума,

В 2003-2004 годах организована работа по назначению адресных жилищнокоммунальных субсидий, дотаций, льгот на оплату жилищно-коммунальных услуг на персонифицированные социальные счета (ПСС) граждан (синтетические), строго по месту регистрации домохозяйства. В банк данных вошли все домохозяйства республики с информацией об имеющихся в их составе льготниках, о домохозяйствах, получающих субсидии по малообеспеченности и дотации.

Создание полного банка данных населения, банков данных у поставщиков услуг (энергетики, газовики) позволило нам оперативно, с 2005 года, перейти к монетизации льгот, - назначению и выплате ежемесячных денежных выплат и субсидий на оплату ЖКУ в денежной форме. Были сформированы федеральный и республиканский реестры получателей мер социальной поддержки.

На сегодняшний день в республике функционирует автоматизированная система адресной социальной защиты (АСЗ) населения, уникальность которой состоит в реализации взаимодействия со многими министерствами и ведомствами, поставщиками услуг, на уровне применения современных информационных технологий.

Нормативно установлены единые для всех участников взаимодействия требования, а также регламент обмена данными. Участниками информационного взаимодействия с Министерством социальной защиты и его территориальными органами являются:

- отделение Пенсионного Фонда;

- отделы ЗАГС;

- центры труда и занятости населения;

- паспортно-визовая служба;

- управляющие компании ЖКХ, организации, осуществляющие прямые поставки коммунальных услуг населению («Таттрансгаз», «Татэнерго» и т.д.);

- фонд обязательного медицинского страхования;

- налоговая служба (в режиме «запрос» - «ответ» о подтверждении доходов). Система дает возможность расширять список участников взаимодействия (рис. 1).

УПРАВЛЕНИЯ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РФ

СНИЛС, Ф.И.О., АДРЕС, ПЕНСИЯ, КАТЕГОРИЯ, ЕДВ, ДМО

ЗАГС

Ф.И.О., АДРЕС, ДАТА РОЖДЕНИЯ/СМЕРТИ

ЦЕНТР ТРУДА И ЗАНЯ-_________ТОСТИ__________

Ф.И.О., АДРЕС, ПОСОБИЕ ПО ______БЕЗРАБОТИЦЕ_______

л N ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ /--1

\—/ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ N

■=>

МСЗ РТ

БАНК ДАННЫХ АДРЕСНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ

О

УПРАВЛЯЮЩИЕ КОМПАНИИ ЖКХ

ПСС, АДРЕС, НАЧИСЛЕНИЯ, СОСТАВ ДОМОХОЗЯЙСТВА

ПОСТАВЩИКИ КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ

ПСС, АДРЕС, НАЧИСЛЕНИЯ, СОСТАВ ДОМОХОЗЯЙСТВА

ПАСПОРТНО-ВИЗОВАЯ СЛУЖБА МВД РТ

Ф.И.О. АДРЕС РЕГИСТРАЦИИ, ПАСПОРТ

ИНСПЕКЦИЯ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ

ИНН, Ф.И.О., АДРЕС, ПОДТВЕРЖДЕНИЕ РАЗМЕРА ДОХОДОВ

ФОНД МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ

СНИЛС, ИНН, Ф.И.О., АДРЕС, СУММА ЗАТРАТ НА ЗУБО-, СЛУХОПРОТЕЗИРОВАНИЕ

Рис. 1 - Схема регламентной передачи информации в системе адресной социальной защиты

Банк данных содержит информацию о:

- гражданине (Ф.И.О., адрес, семейное положение и т.д.);

- семье (состав, семейное отношение к заявителю);

- пенсионерах (вид пенсии, наличие инвалидности, размер ЕДВ у федеральных льготников);

- помощи, оказанной гражданину (сумма, вид помощи);

- домохозяйстве (состав, наличие льготников, наличие субсидии малообеспеченным);

- взаимодействующих службах (например, ответ налоговой инспекции на запрос ОСЗ).

Кроме того, в банке данных адресной социальной защиты населения аккумулируются сведения о предоставленных гражданам социальных услугах, по видам социального обслуживания и социальной помощи.

Автоматизированная система АСЗ является 3-х уровневой структурой, на верхнем уровне которой интегрируется республиканский банк данных на основе районных и городских банков данных.

На сегодняшний день органы социальной защиты Республики с использованием информационных технологий осуществляют назначение и выплату мер социальной поддержки по принципу «одного окна» (рис 2,3).

Министерство финансов Республики Татарстан і

і Объединенная заявка і ■ | Финансирование

Министерство социальной защиты Республики Татарстан

Заявки

ііі-

Финансирование

Отделение компенсационных выплат

Ч

БАНК, почтовое отделение -------1-----

ГРАЖДА-

Заявление,

Документ подтверждающий право на выплату

Рис. 2 - Схема назначения и выплаты ежемесячных денежных выплат по принципу «одного окна»

Министерство финансов Республики Татарстан і

Объединенная заявка ■ 1 Финансирование ▼

Министерство социальной защиты Республики Татарстан

Заявки

БАНК, почтовое отделение

Т

|г тт* ■ * Заявле ние ГРАЖДАНИН

Ч_ иідсіїсппс ічиїпііспиацпиппоїл вошла і

Начисления

Заявление о предоставлении субсидий

Копии документов, подтверждающих право владения и пользования жилым помещением

Справки, подтверждающие доходы заявителя и всех членов семьи

Размер субсидий Счета на оплату

Управляющая компания

ТАТТРАНСГАЗ

ТАТЭНЕРГО

. 100% опла-I та

Рис. 3 - Схема назначения и выплаты жилищно-коммунальных субсидий по принципу «одного окна»

Формируемая в базе данных адресной социальной защиты информация дает возможность на уровне территорий анализировать социально-экономическое положение населения, рассчитывать потребность в социальных услугах, формировать отчетность о затратах на выплату пособий и компенсаций и заявки на финансирование в разрезе источников финансирования, прогнозировать и определять меры социальной защиты.

Так на основе анализа доходов получателей мер социальной поддержки, фактических платежей за ЖКУ при 100% оплате, дифференцированной по регионам стоимости ЖКУ, в частности тепла, в республике были введены дополнительные субсидии на сглаживание роста платежа за ЖКУ и на отопление сверхнормативной площади. Что дало возможность дополнительно поддержать 139 тысяч домохозяйств.

В перспективе предполагается введение в банк данных информации от министерства здравоохранения (по обеспечению льготными лекарствами), Фонда социального страхования (по обеспечению санаторно-курортными путевками и средствами реабилитации) с целью объединения всей информации о полученных человеком или домохозяйством услугах.

Сегодня в республике создана система мер социальной поддержки населения, соответствующая современным требованиям экономической, социальной и политической ситуации в республике в условиях реформирования льгот и жилищно-коммунального хозяйства.

Внедрение информационных технологий в социальную защиту, создание единого и полного республиканского банка данных адресной социальной защиты по всем категориям льготников, малообеспеченных семей, граждан, попавших в трудную жизненную ситуацию, всех домохозяйств позволяют:

- учитывать все виды социальной поддержки;

- адресно предоставлять их различным категориям граждан;

- производить оценку эффективности социальных программ на районном, городском и

республиканском уровнях;

- анализировать социально-экономическое положение населения;

- прогнозировать и определять направления социальной политики на перспективу;

- контролировать рациональное и эффективное использование бюджетных средств;

- осуществлять открытое и прозрачное формирование республиканского бюджета в части оказания мер социальной поддержки.

Во исполнение положений Федерального закона №122 в республике был принят Закон №63-ЗРТ «Об адресной социальной поддержке населения в Республике Татарстан», установивший меры социальной поддержки региональных категорий.

Республика Татарстан одна из первых в России перешла на денежные выплаты льгот на жилищно-коммунальные услуги, телефон, радио и антенну из расчета фактического потребления.

Сегодня общее число татарстанцев, получающих государственную социальную поддержку, составляет около 2 млн. человек, в том числе 1 224 тыс. человек являются получателями денежных выплат взамен льгот, из них: 361 414 человек - республиканские льготники, 862 494 человека - федеральные льготники, 320 тыс. человек получают субсидии на жилищно-коммунальные услуги.

Итоги работы отрасли в 2005 году свидетельствуют, что переход к предоставлению мер социальной поддержки в денежной форме подтвердил его преимущества:

- сегодня все меры социальной поддержки имеют адресный характер;

- упразднены «нефинансируемые мандаты»;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- получатели социальных выплат приобрели возможность использования полученных средств по своему усмотрению;

- значительный объем средств, направляемых на социальную поддержку, перераспределился действительно в пользу особо нуждающихся категорий.

За счет предоставления мер социальной поддержки произошло увеличение прямых доходов различных категорий населения. Так, например, доходы участников войны в 2005 г. выросли на 29%, инвалидов войны - на 34 %, ветеранов труда - на 15%. Доходы малообеспеченных категорий граждан возросли на 19%.

© К. Н. Новикова - канд. социол. наук, министр соц. защиты РТ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.