Научная статья на тему 'Новые технологии в социальной защите населения Республики Бурятия'

Новые технологии в социальной защите населения Республики Бурятия Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
141
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Хамаганова Наталья Николаевна

В статье говорится о внедрении новых технологий в деятельность органов социальной защиты населения Республики Бурятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE NEW TECNOLOGIES ON SOCIAL PROTECTION OF POPULATION IN REPUBLIC OF BURYAT

The article hvills upon the new technologies of social protection of population in Republic of Bury alia

Текст научной работы на тему «Новые технологии в социальной защите населения Республики Бурятия»

VII. ОПЫТ И ПРОБЛЕМЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ

НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЕ НАСЕЛЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

H.H. Хамагакова

В статье говорится о внедрении новых технологий в деятельность органов социальной защиты населения Республики Бурятия.

THE NEW TECNOLOGIES ON SOCIAL PROTECTION OF POPULATION IN REPUBLIC OP BURYAT1A

N.N. Khamaganova

The article twills upon the new technologies of social protection of population in Republic ofBuryatia

Важнейшей задачей любого демократического государства является создание действительно эффективной системы социальной защиты населения. Время требует новых подходов к социальной сфере не только на федеральном, но и на региональном уровнях.

Сегодня обеспечение конкретности, адресности и рационального расходования средств при решении проблем адресной защиты населения имеет особо важное значение как для самих граждан, гак и для общества в целом.

На протяжении нескольких лет в Республике Бурятия существовала проблема неопределенности размера кредиторской задолженности по возмещению льгот на жилищно-коммунальные услуги, предоставляемые населению. Анализ ситуации выявил ряд проблем:

отсутствие единообразия в реализации нормативно-правовых актов в сфере предоставления льгот гражданам в разных ведомствах и даже в разных муниципальных образованиях,

отсутствие контроля за начислением и выплатой льгот и компенсаций, что в свою очередь, приводит к неопределенности четких объемов затрат на возмещение льгот;

отсутствие возможности оперативного и качественного прогнозирования при формировании бюджета; и т.д.

Эти проблемы заставили по-новому осмыслить проблему социальных выплат и льгот, а также те отношения, которые сложились между органами соцзащиты, населением, которое имеет право на социальные выплаты и льготы, и организациями-поставщиками, предоставляющими услуги.

Первым шагом в этом направлении с целью совершенствования и упорядочения организации системы предоставления социальных выплат и льгот, предусмотренных федеральными законами и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации и Республики Бурятия в части оплаты жилья, коммунальных, транспортных, медицинских услуг, услуг электросвязи, стало принятие Правительством Республики Бурятия в ноябре 2003 г. постановления № 349 «О персонифицированном учете получателей социальных выплат и льгот». Постановление определило цели, задачи, принципы, основные направления деятельности по формированию единого республиканского информационного банка данных льготополучателей. Постановление стало началом проекта под общим названием «Персонифицированный учет льготных категорий граждан».

С ноября 2003 г. в органах соцзащиты началась кропотливая работа по созданию единой базы данных льготополучателей. За основу была взята информация, конвертированная из баз данных Пенсионного фонда, единых расчетных центров, коммунальных бухгалтерий.

По существующей ранее технологии льготник должен был сам заявить о себе во всех организациях-поставщиках жилищно-коммунальных услуг, на которые предоставляются льготы. И более того, гражданин, невзирая на возраст и состояние здоровья, обязан был ежегодно перерегистрироваться в них. Все это затрудняло процесс реализации льгот для граждан. Особенно это актуально для сельских жителей, которые часто не имеют возможности выехать в районный центр. А отсутствие единого координатора процесса позволяло иметь место различного рода злоупотреблениям. Для решения этих проблем 11 марта 2004 г. Правительством Республики Бурятия было принято Постановление № 48 «Об утверждении Порядка регистрации граждан, имеющих право на получение социальных вы-

ВЕСТНИК БУРЯТСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА

2008/5

плат и льгот, в управлениях труда и социального развития в Республике Бурятия». Настоящий порядок определяет регистрацию льготных категорий граждан только в органах соцзащиты по месту проживания, без дальнейшей перерегистрации. То есть гражданин один раз заявляет о своем праве на льготы в органы соцзащиты, а дело органов соцзащиты - правильно определить стоимостное выражение причитающихся льют и отслеживать дальнейшие изменения.

В течение 2004 г. в органах соцзащиты республики была проведена перерегистрация всех граждан, имеющих право на льготы. Немаловажная роль была отведена комиссиям, созданным при районных администрациях. Комиссии были призваны содействовать органам соцзащиты в создании ведении БД персонифицированного учета льготных категорий граждан. Формирование БД завершилось 3-месячным периодом опытной эксплуатации, по результатам которой был произведен комиссионный прием БД. На сегодняшний день республиканский банк данных содержит информацию на 170 тыс. льготников.

Если раньше организации-поставщики представляли итоговые суммы для возмещения, а органы сои-защиты, не имея инструмента массовых проверок, принимали и возмещали, то с этого момента у нас появилась возможность персонифицировать расходы бюджетов различных уровней на конкретного гражданина, согласно льготной категории и фактически предоставляемых услуг, с учетом занимаемой площади, количества проживающих и т.д.

Сравнительный анализ ежемесячных расчетов по базе данных, сформированной в органах соцзащиты, и расчетов, представляемых организациями-поставщиками услуг, выявил значительные расхождения в суммах, причем большей частью в пользу организаций-поставщиков. В целом по законам «О ветеранах» и «О социальной защите инвалидов» по республике организации-поставщики ежемесячно заявляли суммы на 6-7 млн руб. больше, чем показывали расчеты по БД соцзащиты.

Создание единой БД льготных категорий граждан позволило:

- выявить более 350 случаев одновременного предоставления льгот одному гражданину в разных районах республики, около 2500 случаев неподтверждения права на льготы, сотни случаев несвоевременного прекращения предоставления льгот в связи со смертью или выездом граждан, тем самым предотвратить нецелевое расходование бюджетных средств;

- собрать информацию о социальных гарантиях, предусмотренных законодательством и нормативными правовыми актами в части оплаты жилого помещения и коммунальных услуг различным категориям граждан в одном месте;

- вести четкий учет получателей мер социальной поддержки, в том числе отслеживать миграцию, двойное назначение льгот, утрату права на меры социальной поддержки в связи с выбытием за пределы района, республики, смерти и других обстоятельств, влекущих изменение в праве на получение мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг;

- упростить порядок обращения граждан (большинство из которых пожилые и инвалиды) за предоставлением социальных выплат, освободив от необходимости ежегодно подтверждать право на получение мер социальной поддержки;

- прогнозировать средства для возмещения затрат, связанных с предоставлением отдельным категориям граждан мер социальной поддержки.

С 1 января 2005 г. назначение, учет и контроль за предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг всем категориям получателей, ежемесячной денежной выплаты региональным получателям производятся на основе единого республиканского банка данных льготников (на районном уровне - районный банк данных, на республиканском - республиканский банк данных) с использованием программного комплекса «Персонифицированный учет льготных категорий граждан».

Программный комплекс «Персонифицированный учет льготных категорий граждан» был разработан силами отдела автоматизации Министерства социальной защиты населения. Интерфейс программы реализован в среде Delphi, база данных MS SQL, отчетные формы реализованы в Free Report.

Программный комплекс «Персонифицированный учег льготных категорий граждан» содержит полную информацию о получателе (Ф.И.О., дата рождения, паспортные данные, адресные данные, состав семьи, категория получателя мер социальной поддержки, данные о размере жилой площади и предоставляемых коммунальных услугах, лицевые счета в организациях жилищно-коммунального хозяйства и т.д.), позволяет произвести начисление и выплату льгот по оплате за жилищно-коммунальные услуги, ежемесячных денежных выплат, вести учет и контроль за предоставлением мер социальной поддержки. Функции сервиса и сопровождения программного комплекса позволяют вести статистический и аналитический учет.

H.H. Хамаганова. Новые технологии в социальной защите населения Республики Бурятия

Актуализация информации производится ежемесячно посредством информационного обмена между органами соцзащиты и организациями-поставщиками информации, перечень которых утвержден Постановлением № 349 и с которыми заключены Соглашения.

В целях единообразного применения органами социальной защиты населения, энергоснабжающими организациями и организациями-поставщиками ЖКУ Республики Бурятия единого порядка расчета платежей за ЖКУ с учетом льгот, приказом министра труда и социального развития Республики Бурятия № 16 от 04.02.2005 г. был утвержден «Порядок расчета мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг».

С 1 января 2007 г. меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг льготникам федерального и регионального регистров (ветераны труда, труженики тыла, реабилитированные лица, лица, признанные пострадавшими от политических репрессий) в городах и сельских районах Республики Бурятия предоставляются в форме денежных выплат через почтовые, либо кредитные учреждения (банки). Порядок предоставления установлен постановлением Правительства Республики Бурятия от 09.11.2006 г. № 359 «О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в форме денежных выплат».

При переходе на предоставление мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в денежном выражении, сохранены размеры ранее предоставляемых льгот всем категориям получателей федерального и региоиапьного регистров. Предоставление денежных выплат гражданам осуществляется авансированием ежемесячно, в течение оплачиваемого месяца (оплачиваемый месяц - это месяц, за который гражданам необходимо произвести оплату жилого помещения и коммунальных услуг),

В целях совершенствования организации работы по обеспечению населения социальной помощью, упрощения взаимодействия граждан с органами масти в республике с 1 января 2005 г. начала функционировать более упрощенная система предоставления социальных выплат и льгот по модели «Одно окно».

Гражданин, обратившийся за назначением социальной помощи с одним заявлением и одним пакетом документов, проходит собеседование с одним специалистом по всем выплатам. Новая технология не меняет типы социальных выплат, не затрагивает правила определения на их получение, неизменным остается и сам размер предоставляемой помощи. При назначении гражданину социальной выплаты формируется комплексное личное дело, в котором предусмотрено несколько разделов («Субсидии», «МСП», «ЕДВ», «Пособия» др.). Данная технология дает возможность при подаче сведений о доходах при назначении субсидий, актуализировать право граждан на получение пособий.В зависимости от доходов, что позволяет оптимизировать целевое использование бюджетных средств, направленных на выплату пособий. Ведомственные льготы, предоставляемые сельским квалифицированным специалистам, также предоставляются через органы соцзащиты и находят свое отражение в комплексном личном деле льготополучателя, что также позволяет контролировать процесс назначения льгот по разным основаниям.

Задача повышения доступности и качества предоставления государственных услуг в сфере социальной поддержки населения решается на основе организации работы автоматизированных клиентских служб во всех территориальных филиалах Республиканского государственного учреждения «Центр социальной поддержки населения». Разработанная Министерством новая интегрированная информационная система - программный комплекс «Клиентская служба» - позволяет организовать работу этих служб по принципу «одного окна». 20 февраля 2008 г. в Гусиноозереке открыта клиентская служба, полностью соответствующая требованиям времени. Здесь граждане в комфортных условиях получают социальные услуги уже с использованием этого программного комплекса. В 2008 г. начнется промышленная эксплуатация этого программного комплекса. Также предстоит работа по внедрению единого отраслевого стандарта клиентской службы, отвечающего требованиям к техническому оснащению, внутреннему оформлению, условиям и организации приема граждан. Нужно сказать, что работа по созданию и внедрению клиентских служб позволила системе социальной защиты населения стать наиболее подготовленной в республике в таком приоритетном направлении развития сферы государственных услуг, как создание многофункционального центра.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.