Научная статья на тему 'Управление системой подготовки кадров: проблемы и решения'

Управление системой подготовки кадров: проблемы и решения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
62
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ФАКТОР / HUMAN FACTOR / РАБОТОДАТЕЛИ / EMPLOYERS / РАБОТА НА ЗАКАЗ / WORK TO ORDER / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ВУЗОВ И РАБОТОДАТЕЛЕЙ / INTERACTION BETWEEN UNIVERSITIES AND EMPLOYERS / ПРАКТИКАНТ-СТАЖЕР / INTERN-TRAINEE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Трач Михаил Исидорович, Трач Дмитрий Михайлович, Мельничук Лэся Дмитриевна

Рассматриваются основные задачи подготовки кадров в уровневой системе образования. Большое внимание уделяется проблеме качественной реализации федеральных государственных образовательных стандартов 3+, профориентационной работе, взаимодействию вузов и работодателей, повышению качества практической подготовки студентов, совершенствованию управления системой подготовки кадров.The article considers the main objectives of the training on the level system of education. Great attention is paid to the problem of quality of implementation of Federal state educational standards 3+, vocational guidance, cooperation of universities and employers, to improve the quality of students ‘ practical training, to improve the management of the training system.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Трач Михаил Исидорович, Трач Дмитрий Михайлович, Мельничук Лэся Дмитриевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Управление системой подготовки кадров: проблемы и решения»

ПЕДАГОГИКА

ДОСТИЖЕНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ

М.И. Трач, Д.М. Трач, Л.Д. Мельничук,

Рыбницкий филиал Приднестровского государственного университета им. Т. Г. Шевченко

Управление системой подготовки кадров: проблемы и решения

УДК 378

Приднестровский государственный университет им. Т.Г. Шевченко

Реформирование высшей школы (сначала в СССР, а теперь России) идет уже более трех десятков лет (напомним, что реформирование высших учебных заведений было начато в 1985 году, когда министром высшего и среднего специального образования СССР был назначен Г.А. Ягодин).

Что же мы имеем в результате этих реформ системы образования:

- право на оказание образовательных услуг кроме государственных вузов получили и негосударственные образовательные учреждения;

- расширены возможности вузов в оказании платных образовательных услуг;

- внедрена новая система оплаты труда профессорско-преподавательского состава;

- осуществлен переход на уровневую систему образования;

- изменены правила приема в вузы (единый государственный экзамен, тестирование);

- внедрены новые образовательные стандарты и др.

К чему это привело?

В настоящее время на территории Российской Федерации насчитывается значительное чис-

ло государственных и негосударственных учреждений высшего образования.

Казалось бы, все хорошо. Желающие получить образование имеют неограниченные возможности.

Однако все ли хотят именно получить образование, или немалая часть студетов стремится заручиться лишь дипломом о его наличии? А если и хотят получить высшее образование, то насколько вуз обеспечивает им удовлетворение этой потребности?

Кто и как контролирует уровень образования?

Подготовка специалистов требует наличия профессорско-преподавательского состава и учебно-материальной базы. В этой связи также возникает вопрос, кто осуществляет подготовку будущих специалистов и в каких условиях?

Позволим себе утверждать, что государственное высшее учебное заведение дает положительные ответы на эти вопросы. Уже на этапе приема в вуз закладываются условия для их положительного решения, чего нельзя сказать о негосударственных высших учебных заведениях, прием абитуриентов в которых производится сугубо по предъявлению необходимых документов.

Замена устных экзаменов на тестирование привела к тому, что будущий студент испытывает затруднения в дискуссиях, деловых играх, на семинарах, когда необходимо выражать свои мысли вслух.

Особого внимания требует анализ эффективности уровне-

© Трач М.И., Трач Д.М., Мельничук Л.Д., 2016

МИХАИЛ ИСИДОРОВИЧ ТРАЧ

кандидат экономических наук, профессор Рыбницкого филиала Приднестровского государственного университета им. Т.Г. Шевченко. Сфера научных интересов: менеджмент, социально-экономическое развитие в условиях рыночных отношений, совершенствование подготовки кадров в условиях неопределенности. Автор более 110 публикаций

ДМИТРИЙ МИХАЙЛОВИЧ ТРАЧ

кандидат экономических наук, доцент Рыбницкого филиала Приднестровского государственного университета им. Т.Г. Шевченко. Сфера научных интересов: менеджмент, формирование кадрового потенциала в контексте социально-экономических трансформаций. Автор более 40 публикаций

ЛЭСЯ ДМИТРИЕВНА МЕЛЬНИЧУК

кандидат социологических наук, доцент Рыбницкого филиала Приднестровского государственного университета им. Т.Г. Шевченко. Сфера научных интересов: социология, управление персоналом, развитие системы высшего профессионального образования в контексте реализации новых образовательных стандартов. Автор более 40 публикаций

Рассматриваются основные задачи подготовки кадров в уровневой системе образования. Большое внимание уделяется проблеме качественной реализации федеральных государственных образовательных стандартов 3+, профориентационной работе, взаимодействию вузов и работодателей, повышению качества практической подготовки студентов, совершенствованию управления системой подготовки кадров.

Ключевые слова: человеческий фактор, работодатели, работа на заказ, взаимодействие вузов и работодателей, практикант-стажер.

The article considers the main objectives of the training on the level system of education. Great attention is paid to the problem of quality of implementation of Federal state educational standards 3+, vocational guidance, cooperation of universities and employers, to improve the quality of students ' practical training, to improve the management of the training system.

Key words: human factor, employers, work to order, interaction between universities and employers, intern-trainee.

вой системы подготовки специалистов: например, каковы затраты на их подготовку, каким образом обеспечить участие в ней работодателей, каково их последующее участие в социально-экономическом развитии государства, насколько мотивирующим является статус бакалавра для его обладателя и работодателя. Эти и многие вопросы системы высшего образования широко обсуждаются на страницах журнала «Высшее образование сегодня».

Значительное внимание в этом журнале уделяется следующим проблемам:

- ключевой принцип реализации стратегии научно-технологического развития - это тесное взаимодействие науки, образо-

вания, бизнеса и государства [2, с. 2];

- формирование корпоративных компетенций у студентов вуза [3, с. 34];

- управленческое образование в университетах России [1,с.18];

- федеральный образовательный стандарт на три с плюсом. Опять нужна работа над ошибками [6, с. 37].

Коренным образом изменившиеся условия функционирования экономики и жизнедеятельности человека предъявляют более высокие требования к государству и человеку, его готовности жить и работать в условиях неопределенности, быть общественно полезным. Все это требует выработки государственной кадро-

вой политики, которая должна консолидировать интересы и ответственность государства, системы образования и работодателей в части подготовки кадров и обеспечения их экономически активной занятости.

Если посмотреть по этапам жизненного цикла человека(индивида), то станет очевидным, что на каждом из них требуется выработка новых подходов к формированию личности. На дошкольном этапе жизни ребенка государством прилагаются значительные усилия по медицинскому обслуживанию детей, обеспечению дошкольными учреждениями и достойному содержанию в них представителей подрастающего поколения.

На этапе школьного обучения следует оценивать две стороны этого процесса - учебно-материальную базу и сам образовательный стандарт. Что касается учебно-материальной базы, то можно констатировать, что она, как правило, обеспечивает нормальные условия для обучения.

Вместе с тем школьный образовательный стандарт, на наш взгляд, нуждается в модернизации. Прежде всего необходимо обеспечить его гибкость, при этом незыблемыми остаются базовые ценности, формирующие общий образовательный уровень, позволяющий учащемуся лучше адаптироваться к новым условиям. Это в первую очередь касается необходимости усиления профориентации школьников. Простое «натаскивание» учащегося по отдельным школьным дисциплинам не должно быть главной целью обучения. Уже в школе ребенка необходимо «учить жить» в новых реалиях. Это подразумевает формирование у ребенка базы, которая обеспечит его готовность к осознанному выбору профессии, специальности для полноценного включения в последующем в социально активную деятельность.

Нельзя допускать, чтобы к восемнадцатилетнему возрасту у молодого человека не было сформировано понимание главных направлений его дальнейшего жизненного пути.

Согласно данным опроса участников Санкт-Петербургского международного экономического форума (июль 2007 год), 49% экономического роста России к 2020 году обеспечат креативные люди, 37% - природные богатства и только 14% промышленный комплекс. Под этими цифрами подразумевается, что в ближайшем периоде должны произойти серьезные изменения в кадровой политике.

Принимая во внимание огромную роль учителя средней школы в формировании личности, на наш взгляд, следует модернизировать образовательные стандарты высшего образования по педагогическому направлению. Будущий учитель, кроме своего профильного предмета, должен быть экономически образованным, обладать определенной правовой, медицинской образованностью, знать образовательные и профессиональные стандарты. Школьный учитель - фигура авторитетная для школьника, его советы, наставления могут оказать как позитивное, так и негативное воздействие на его дальнейшую судьбу. Поэтому учителю необходимо помочь минимизировать ошибки (неточности) при выполнении роли наставника, так как невозможно лишить его права советовать. Выполнение учителем этой важной функции наставника (советника) требует также создания необходимой информационной базы в школе о развитии экономики, ее отраслевой структуре, рабочих профессиях, специальностях, перспективах их развития. Для этого было бы целесообразно в структуре школы выделить секцию (отделение) профессиональной ориентации как учителей, так

и учеников под руководством высокопрофессиональных консультантов - как штатных сотрудников школы, так и приглашенных практиков и ученых. Нам представляется исключительно важным этот период в жизни человека, а результаты ученика на «выходе» из него настолько значимыми, что не учитывать их нельзя.

На «выходе» из средней школы молодежь должна быть просвещенной в экономическом плане, что позволит ей лучше ориентироваться в жизни, которая протекает в условиях неопределенности. Для этого начиная с пятого класса необходимо обучать детей основам экономических знаний. Это может быть «прикладная экономика», которая предусмотрена в школьных стандартах других стран. Вместе с тем под этим не следует понимать, что все выпускники средних школ в дальнейшем выберут именно экономическое образование. Экономическая просвещенность позволит им правильно определять свой дальнейший жизненный путь, осмысленно выбрать одну из рабочих профессий или ту или иную специальность.

Уместно отметить, что в настоящее время профориентация является не только очень важной, но и исключительно сложной. Условия рыночной экономики, экономической свободы, интенсивно развивающихся интеграционных процессов, растущей неопределенности требуют от человека умения принимать нестандартные решения, работать на опережение.

На следующем образовательном этапе - в период обучения в высшей школе - происходит формирование будущего специалиста как профессионала и личности. Следует отметить, что в значительной степени конечный результат будет положительным, если учеба для молодого человека станет его жизненной потребностью, а это будет тогда, когда, как гово-

рилось выше, не будет допущено ошибок при выборе специальности. Вместе с тем к подготовке будущего специалиста, его качеству непосредственное отношение, кроме высшего учебного заведения, имеют и государство, и работодатели.

Учитывая, что вузы не находятся в другой экономической среде, а, как все экономические агенты, функционируют в рыночной экономике, то и их деятельность должна быть построена (осуществляться) по законам рынка. Подготовка специалистов должна быть востребована рынком, что подразумевает «работу на заказ». Заказчиками могут выступать государственные институты (министерства, ведомства, союзы промышленников и аграриев и др.) и хозяйствующие субъекты. Казалось бы, все просто, однако на деле пока все сложно. Доминирующим заказчиком продолжают оставаться только государственные структуры.

К великому сожалению, за последние двадцать с лишним лет реальных сдвигов в решении этой проблемы нет, так как нет реальных заказчиков. На деле они есть -это все хозяйствующие субъекты, которые постоянно заявляют о нехватке кадров (специалистов, рабочих), но в тоже время практически никто из них, если не сказать все, не торопятся делать учебным заведениям заказ. Вот и получается, что вузы сами по себе, а работодатели сами по себе. Можно рассуждать и следующим образом: а почему они должны заказывать? Молодые специалисты попадают на рынок труда, а оттуда работодатель подбирает себе тех, кто ему нужен. Но в этом случае работодатель не может быть застрахован от неудачного подбора кадров, так как он не участвует в подготовке специалиста.

Как же быть? Возможно ли решение этой проблемы путем мотивации или принуждения рабо-

тодателей? Ответ на этот вопрос следует искать исходя из новых отношений между работодателями и наемными работниками. Это означает, что оба участника этих отношений преследуют свои цели, и оба должны быть интересны друг другу. Этот интерес проявляется в следующем - работодателю нужен квалифицированный (профессиональный, перспективный) работник, а наемному работнику доходная, интересная и перспективная работа.

Требования работодателя к наемным работникам справедливы, и последние должны четко уяснить это. Вместе с тем абсолютно понятно и то, что только в стенах учебного заведения подготовить специалиста нужного качества без заинтересованного участия в этом работодателя невозможно, как понятно и то, что даже налоговые льготы не смогут склонить работодателя взять на работу слабого специалиста. Претендующие на занятие соответствующей должности должны это понимать. Некачественный товар на рынке не пользуется спросом. Значит, вступая в экономически активный возраст, молодые люди должны быть подготовлены к требованиям новых отношений на рынке труда. Ну а что касается государства, то оно должно повлиять на цивилизованный характер этих отношений и, что самое главное, формировать человека, способного приносить себе и обществу пользу в новых экономических отношениях.

Нынешнее состояние экономики, рынка труда обязывает вузы находиться в постоянном поиске возможностей улучшения качества практической подготовки студентов и тем самым помочь им реализовать себя как специалиста.

Основным принципиальным требованием выпускающей кафедры при организации практической подготовки будущего специалиста является стремле-

ние оказать максимальную помощь студенту в формировании его профессиональных навыков. Это достигается путем прохождения студентом всех видов практик на одной и той же базе (сквозная программа практик). Важный момент при этом - получение ответа на вопрос: в какой области (отрасли) деятельности студент видит свое место в будущем?

И только с учетом этого интереса кафедрой утверждается база практики и тема дипломной работы студента. Проводимая таким образом работа нивелирует имевшие место недостатки при выборе специальности, поможет учесть сильные стороны студента, она положительно скажется на его профессиональной подготовленности и повысит шансы на трудоустройство в соответствии с интересами молодого специалиста.

К великому сожалению, недостатки профессиональной ориентации, которые были отмечены выше, равнодушие к проблемам подготовки кадров со стороны представителей предпринима-тедьских кругов, немотивирую-щая внешняя среда иногда приводят к тому, что студенты на выпускном курсе в возрасте в среднем 22 года на вопрос: «Кем вы себя видите после получения диплома?» отвечают «Я не знаю». Это недопустимо.

Невозможно не отметить в этом плане работодателей как важнейших участников процесса подготовки кадров. Казалось бы, что в этом контексте вообще не должно быть никаких проблем. Ведь кадры являются одним из важнейших факторов их производства (деятельности). А соответственно, они в первую очередь должны быть заинтересованы в их подготовке и быть основным контролером качества этого процесса.

Однако низкий уровень бизнес-культуры, отсутствие у большинства хозяйствующих субъектов перспектив развития не

способствуют их полноценному участию в формировании кадрового потенциала. Следует отметить, что эта проблема имеет место практически на всем постсоветстком пространстве. Подтверждением этому является организованный 16 октября 2015 года Российским университетом дружбы народов при поддержке Министерства образования и науки Российской Федерации круглый стол, куда были приглашены работодатели для обсуждения проблем взаимодействия в вопросах подготовки кадров. Но там из сообщества работодателей присутствовал только представитель Сбербанка России. Это полностью отражает существующую ситуацию, дает ответ на множество вопросов относительно организации подготовки кадров и заставляет серьезно задуматься над тем, как изменить эту негативную тенденцию, полноценно включить работодателя в систему подготовки кадров.

В условиях социально-экономической нестабильности в стране молодым людям крайне необходима заинтересованная поддержка государства и бизнес-сообщества.

21 января 2016 года на заседании Совета при Президенте Российской Федерации по науке и образованию В.В. Путин указал на необходимость подготовки предложений по модернизации программы всех уровней образования, повышению качества образования, а также обратился с просьбой к ученым, преподавателям вузов, представителям бизнеса активнее подключатся к просветительским проектам в средствах массовой информации, ориентированным на людей самых разных возрастов.

В настоящее время важной задачей является проблема реализации молодыми специалистами своих возможностей после окончания вузов.

Подготовка специалистов должна осуществляться следующим образом: высшее учебное заведение совместно с объединениями работодателей формирует правила приема, организует высокопрофессиональную теоретическую подготовку, а будущие «пользователи» специалистов предоставляют все необходимые условия для их практической подготовки. Из вчерашних школьников невозможно подготовить хороших специалистов только в аудиториях вузов, т.е. без участия в этом будущих работодателей. Будущие специалисты должны обучаться на производстве, в фирмах, учреждениях, где они будут приобретать практические навыки профессиональной деятельности по будущей специальности. В этом случае возможна качественная реализация таких важных компетенций федеральных государственных образовательных стандартов третьего поколения, как профессиональные компетенции - 13, 14, 15 и профессионально-прикладные компетенции -11, 12, 13.

Для качественного выполнения этих и других требований стандарта студент должен окунуться в реальные хозяйственные ситуации. Стандартом прикладного бакалавриата по направлению «Менеджмент» такая возможность предоставлена. Продолжительность производственной и преддипломной практик составляет 32 недели (16+16). Исходя из структуры учебного плана, а именно соотношения часов аудиторных занятий и самостоятельной работы студентов, это абсолютно оправданно. Но очень важно обеспечить, чтобы эти три составляющие учебного плана дали положительный результат.

Что касается всех видов практик, то их результативность зависит от того, как они организованы и какие условия созданы для их качественной реализации. Если руководители баз практик студен-

тов имеют целевой интерес к их результатам, то в этом случае он будет положительным. Но проблема состоит в том, каким образом обеспечить этот интерес.

Если работодатель выстраивает свои отношения с вузом на договорной основе, то вопросов по отношению баз практики и качеству реализации студентом программы практики не возникает. Совершенно другая ситуация, когда бизнес-структуры предоставляют базу практики для студента-практиканта, а у них нет цели привлечения будущего молодого специалиста на работу. Отсутствие такой цели не может гарантировать положительного результата итогов практики. Чтобы этот интерес появился у работодателя, а у студента-практиканта - ответственность в период практики, между ними должен быть заключен трудовой договор. В этом случае появляется гарантия качественного выполнения программы практики студентом путем его реального участия в деятельности предприятия (организации).

Однако как это реализовать? Что необходимо сделать, чтобы работодатели стали обязательным звеном в сфере образования, начиная от школы и заканчивая вузом?

Федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования (п. 4.3) предусмотрено, что конкретные виды профессиональной деятельности, к которым в основном готовится бакалавр (специалист), определяются высшим учебным заведением совместно с обучающимся, научно-педагогическими работниками учебного заведения и объединениями работодателей [6]. Это станет возможным, если потребность в кадрах будет вытекать из стратегии социально-экономического развития государства, региона, хозяйствующего субъекта, которая должна разрабатываться на период не

менее пяти лет. Студент, выбирая специальность, должен иметь перспективу самореализации после окончания учебы. В свою очередь учебные заведения будут осуществлять целенаправленную подготовку специалистов на договорных отношениях с их будущими работодателями. Таким образом, только в единой технологической цепочке «образовательные структуры - работодатели» может быть реализована эффективная кадровая политика. Взаимодействовать они должны на договорных рыночных отношениях. При этом не исключается и индивидуальная подготовка. Любой желающий должен иметь возможность реализовать свое конституционное право на образование и за счет личных средств.

На нынешнем историческом этапе работодатели не готовы к такому сотрудничеству (за исключением, пожалуй, здравоохранения и образования). Остальные отрасли пока что сетуют только на нехватку специалистов, рабочих и предъявляют разного рода требования при приеме на работу (опыт работы, стаж, возраст и пол), не предпринимая при этом реальных шагов по их подготовке.

В этой ситуации, пожалуй, выход следует искать на законодательном уровне. Необходимо принять закон «О трудовых ресурсах» или соответствующее решение на муниципальном уровне, в котором должна быть четко определена роль семьи, системы образования, предприятий, фирм, организаций, муниципальных и государственных органов управления. Образование не должно быть целью только индивида. Образованные люди - это основа государства, исторического и гуманитарного лидерства на международной арене,залог стабильности и процветания страны. Борьба с «человеческим фактором» в системе образования ни к чему хорошему не приведет. Нужно не

бороться, а мотивировать педагогический персонал к высокопрофессиональной работе, формировать положительный имидж педагога, поднять его социальный статус в обществе. Разумеется, необходим и тщательный отбор кандидатур для педагогической деятельности.

Для решения проблем практической подготовки будущих специалистов должны быть созданы объединения работодателей, которые станут связующим звеном с профессиональным и высшим образованием. Пока их нет, поэтому эту функцию должны выполнять отраслевые министерства, а в органах местной власти должна быть структура (должен быть специалист), которая (который) будет заниматься трудовыми ресурсами. Центры занятости населения этой задачей не занимаются, в основном они выполняют функцию статиста.

Необходимы также новые подходы к управлению трудовыми ресурсами на уровне государства и бизнес-структур. В настоящее время кадровая политика в масштабе государства размыта по многим ведомствам. Целенаправленно ею никто не занимается. В Правительстве Российской Федерации должна быть структура, которая будет целенаправленно заниматься кадровой политикой. Потребность в кадрах должна предусматривать прогнозирование ее на период не менее пяти лет. На этот период должны быть определены источники покрытия предполагаемой потребности и необходимые для этого финансовые ресурсы. Такой порядок позволит обеспечить целенаправленную, качественную подготовку кадров учебными заведениями. Это также позволит вывести кадры из рыночной стихии и придать трудовым ресурсам как важнейшему государственному ресурсу, их формированию, подготовке, развитию и использованию управляемый характер.

Разумеется, что эти важней -шие задачи как бизнес-сообщества, так и государства в целом можно решить только тесно взаимодействуя с вузами (в одной технологической цепочке).

Для качественной реализации требований федеральных государственных образовательных стандартов третьего поколения необходимо изменить статус практиканта. Важным моментом в этом случае является появление у практиканта обязанностей, распространение на него трудового распорядка и ответственности, что резко повысит результативность практической подготовки. Речь идет о принятии их на работу на период практик в качестве стажеров. За этот период работодатель будет иметь возможность оценить профессиональные и человеческие качества практиканта (стажера) и принять решение о целесообразности дальнейшего совместного сотрудничества. Федеральный государственный образовательный стандарт третьего поколения прикладного бакалавриата предусматривает достаточное количество часов для всех видов практик. Но задача состоит в том, как их качественно реализовать. Чтобы проведение производственных практик студентов имело обязательный характер для работодателей, следует внести изменение в «Закон о предпринимательской деятельности и предприятиях» следующего содержания: «Работодатель обязан предоставлять вузу базу для прохождения студентами всех видов практик».

Необходимо повысить роль и ответственность регионов в вопросах формирования кадрового потенциала, прежде всего в интересах их социально-экономического и культурного развития, улучшения демографической ситуации.

Для реализации этих задач необходимо обеспечить взаимовы-

годное сотрудничество системы образования и работодателей путем учета их интересов в учебных планах, вопросах практической подготовки студентов, формирования налоговых преференций для предприятий, сотрудничающих с образовательными учреждениями. Все это требует разработки и принятия нормативной базы как на государственном, так и на региональных уровнях, обеспечивающей реальное включение работодателей в систему формирования кадрового потенциала.

Основными задачами такого сотрудничества должны быть:

- содействие организации и совершенствованию образовательного процесса, определению перспективных направлений подготовки специалистов и научно-технических кадров с учетом дальнейшего развития рынка труда;

- поддержка научно-исследовательской и инновационной деятельности, формирования и развития научных школ вуза;

- привлечение ведущих специалистов предприятий и организаций к подготовке специалистов;

- оказание помощи в финансировании и реализации перспективных программ, способствующих повышению качества подготовки специалистов;

- содействие в строительстве объектов учебного, научного и социально-бытового назначения вузов, приобретении ими оборудования, материалов, средств вычислительной и организационной техники, необходимых для учебного процесса и проведения научных исследований;

- оказание содействия интеграции научно-технического потенциала вуза с теми областями экономики, где имеется потребность в повышении квалификации кадров, экспертно-консультаци-онной деятельности;

- оказание содействия в трудоустройстве выпускников вузов.

В заключение настоящей статьи хочется отметить, что кадровая политика должна быть направлена на решение следующих задач:

- разработка стратегии социально-экономического развития государства на 5 лет с включением в нее программ развития общего среднего образования, профессиональной и специальной подготовки кадров с их соответствующим ресурсным обеспечением;

- создание работающей системы заказов на подготовку специалистов в рыночных отношениях: профессиональные учебные заведения (исполнитель) - работодатели (заказчик). Заказчиками также должны быть государственные и муниципальные органы управления, отраслевые министерства,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

отдельные хозяйствующие субъекты;

- повышение социального статуса работников образовательных структур как в моральном, так и материальном отношении;

- всемерное содействие формированию бизнес-культуры как основы для развития подвижничества, меценатства, спонсорства и других благотворительных действий в интересах поддержки образования и науки;

- усиление профориентацион-ной работы в общеобразовательной школе путем ее обеспечения информацией о перспективах социально-экономического развития страны, региона, структурных изменениях в экономике, а также образовательными и професси-

ональными стандартами. Эти задачи могут быть решены путем качественного наполнения учебной дисциплины «Обществоведение» с соблюдением условий обеспечения ее профессиональными кадрами;

- внесение дополнений в Закон «О предпринимательской деятельности и предприятиях» следующего содержания: «Работодатель обязан участвовать в процессе подготовки кадров путем предоставления вузам базы для прохождения студентами всех видов практик. С этой целью установить, ч то на производственную практику студенты принимаются работодателем на работу в качестве стажеров путем заключения с ними трудового договора».

ЛИТЕРАТУРА

1. Звонников В.И., Нарбут В.В. Управленческое образование в университетах России: перемены на горизонте // Высшее образование сегодня. 2016. № 1.

2. Ключевой принцип реализации стратегии научно-технологического развития - это тесное взаимодействие науки, образования, бизнеса и государства (из выступления В.В. Путина на заседании Совета при Президенте Российской Федерации по науке и образованию) // Высшее образование сегодня. 2016. № 2.

3. Рыскулова М.Н. Корпоративные компетенции студентов вуза // Высшее образование сегодня. 2016. № 1.

4. Соловьев В.П., Перескокова Т.А., Крупин Ю.А. Федеральный образовательный стандарт на три с плюсом.

Опять нужна работа над ошибками // Высшее образование сегодня. 2016. № 4.

5. Трач М. И., Трач Д. М., Мельничук Л.Д. Новые подходы к формированию кадрового потенциала // Экономика Приднестровья. 2016. №1-2. С. 56.

6. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 38.03.02 «Менеджмент» (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 9 февраля 2016 года № 41028).

LITERATURA

1. Zvonnikov V.I., ШгЬШ V.V. иргау1епсИе8кое оЬгагоуагле V ипмег8^е1аИ Rossii: регетепу па допгоМе // Vysshee оЬгагоуате segodnjа. 2016. № 1.

2. Klyuchevoj рппЫр геаНгасН strategii паисЬто-tehnologicheskogo razvitijа - уеШ tesnoe vzaimodejstvie паий, obrazovanijа, biznesa i gosudarstva ^ vystuplenijа V. V. РиШа па zasedanii Soveta рп Prezidente Rossijskoj Federacii ро паике i obrazovaniyu // Vysshee obrazovanie segodnjа. 2016. № 2.

3. Ryskulova M.N. Когрога^пуе kompetencii studentov vuza // Vysshee obrazovanie segodnjа. 2016. № 1.

4. Solov'ev V.P., Pereskokova T.A., Krupin Yu.A. Fedeгal'nyj

obгazovatel'nyj standart па ^ s plyusom. Opjаt' nuzhna rabota nad oshibkami // Vysshee obrazovanie segodnjа. 2016. № 4.

5. Trach M. I., Trach D. M., Mel'nichuk L.D. Novye podhody k formirovaniyu kadrovogo potenciala // Yekonomika Pгidne8tгov'jа. 2016. №1-2. S. 56.

6. Fedeгal'nyj gosudarstvennyj obгazovatel'nyi standart vysshego professionaГnogo obrazovanijа ро napravleniyu podgotovki 38.03.02 «Menedzhment» (и^егеЬ^еп pгikazom Ministerstva obrazovanijа i паи^ Rossijskoj Federacii ot 9 fevraljа 2016 goda № 41028).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.