Научная статья на тему 'Управление системой оценки качества образования на региональном уровне'

Управление системой оценки качества образования на региональном уровне Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1773
318
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ / СИСТЕМА ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА / УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ / СИСТЕМА МОНИТОРИНГА КАЧЕСТВА / КОМПЛЕКСНАЯ ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ / ИНТЕГРАЛЬНЫЙ ИНДИКАТОР / ПРОЕКТНАЯ АКТИВНОСТЬ / КАПИТАЛИЗАЦИЯ / ИНВЕСТИЦИИ / STATE POLICY IN THE FIELD OF EDUCATION / THE QUALITY ASSESSMENT SYSTEM / THE MANAGEMENT OF THE SYSTEM OF EDUCATION QUALITY ASSESSMENT / THE QUALITY MONITORING SYSTEM / A COMPREHENSIVE EVALUATION OF THE EFFECTIVENESS / INTEGRAL INDICATOR / PROJECT ACTIVITY / CAPITALIZATION / INVESTMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дамдинов Алдар Валерьевич, Будаева Татьяна Чагдуровна

В статье раскрываются вопросы по решению задачи вовлечения общественности в формирование оценки качества образования. Механизмами государственно-общественной оценки качества образования являются анализ и экспертиза документов на основе мониторинга, результаты которых оформляются в виде автоматизированной системы, аккредитаций и рейтингов. При внедрении электронной образовательной среды в школах республики предметом оценки качества выступает соответствие образовательных услуг и результатов. Рассмотрены эффекты комплексной оценки качества образования на муниципальном и региональном уровнях, которая выявляет индекс удовлетворенности потребителей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Дамдинов Алдар Валерьевич, Будаева Татьяна Чагдуровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The system of education quality assessment management at the regional level

The article considers the problems of state and public management in the sphere of the general education as a whole, where involvement of social institutions into the formation of the assessment of the quality of education is very important. The mechanisms of the state and public assessment of the quality of education are the analysis and examination of documents and materials, the results of which are realized in the form of accreditations and ratings. While introducing the electronic educational environment at the schools of the Republic of Buryatia, the compliance of educational services and their results to the public expectations becomes the subject of the assessment of the quality of education. It is necessary to develop the model of the public assessment of quality of education at municipal and regional levels, which shall reveal the index of consumers' content in educational sphere.

Текст научной работы на тему «Управление системой оценки качества образования на региональном уровне»

УДК 37.011.33

УПРАВЛЕНИЕ СИСТЕМОЙ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ

© Дамдинов Алдар Валерьевич

кандидат исторических наук,

министр образования и науки Республики Бурятия

г. Улан-Удэ, Россия

E-mail: adamdinov@gmail.com

© Будаева Татьяна Чагдуровна

кандидат педагогических наук, начальник отдела Министерства образования и науки Республики Бурятия г. Улан-Удэ, Россия

E-mail: tatchaq@rambler.ru

В статье раскрываются вопросы по решению задачи вовлечения общественности в формирование оценки качества образования. Механизмами государственно-общественной оценки качества образования являются анализ и экспертиза документов на основе мониторинга, результаты которых оформляются в виде автоматизированной системы, аккредитаций и рейтингов. При внедрении электронной образовательной среды в школах республики предметом оценки качества выступает соответствие образовательных услуг и результатов. Рассмотрены эффекты комплексной оценки качества образования на муниципальном и региональном уровнях, которая выявляет индекс удовлетворенности потребителей.

Ключевые слова: государственная политика в области образования, система оценки качества, управление качеством образования, система мониторинга качества, комплексная оценка эффективности, интегральный индикатор, проектная активность, капитализация, инвестиции.

THE MANAGEMENT OF THE SYSTEM OF EDUCATION QUALITY ASSESSMENT AT THE REGIONAL LEVEL

Damdinov Aldar V.

candidate of History, minister of education and science, Republic of Buryatia Ulan-Ude, Russia

E-mail: adamdinov@gmail.com

Budaeva Tatiana Ch.

candidate of Education, head of department, Ministry of Science and Education, Republic of Buryatia Ulan-Ude, Russia

E-mail: tatchaq@rambler.ru

The article considers the problems of state and public management in the sphere of the general education as a whole, where involvement of social institutions into the formation of the assessment of the quality of education is very important. The mechanisms of the state and public assessment of the quality of education are the analysis and examination of documents and materials, the results of which are realized in the form of accreditations and ratings. While introducing the electronic educational environment at the schools of the Republic of Buryatia, the compliance of educational services and their results to the public expectations becomes the subject of the assessment of the quality of education. It is necessary to develop the model of the public assessment of quality of education at municipal and regional levels, which shall reveal the index of consumers' content in educational sphere.

Keywords: state policy in the field of education, the quality assessment system, the management of the system of education quality assessment, the quality monitoring system, a comprehensive evaluation of the effectiveness, integral indicator, project activity, capitalization, investment.

В современных условиях образование все более активно позиционирует себя в качестве социально-культурной и социально-экономической системы, от эффективности которой зависят показатели качества жизни, уровня развития страны, ее конкурентоспособности и международного авторитета. В связи с этим повышение качества образования выступает основным направлением государственной политики в области образования.

Управление системой оценки качества образования осуществляется в соответствии с законом РФ «Об образовании» (с изменениями от 24.04.2008 г. № 50-ФЗ) от 10 июля 1992 г. № 3266-1, с приказом Министерства образования и науки РФ от 11 февраля 2002 г. № 393 «О концепции модернизации российского образования на период до 2010 года», с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, ст. 93 федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в РФ» и приказом Министерства образования и науки РФ от 2 мая 2012 г. № 370 «Об утверждении административного регламента исполнения Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки государственной функции по осуществлению федерального государственного контроля качества образования».

Система оценки качества образования на региональном уровне представляет собой совокупность организационных и функциональных структур, норм и правил, диагностических и оценочных процедур, обеспечивающих на единой концептуально-методологической основе оценку образовательных достижений обучающихся, эффективности деятельности образовательных учреждений и их систем, качества образовательных программ.

Целями управления качеством образования на региональном уровне являются:

■ создание единой системы диагностики и контроля состояния образования, обеспечивающей определение факторов и своевременное выявление изменений, влияющих на качество образования;

■ получение объективной информации о состоянии качества образования, тенденциях его изменения и причинах, влияющих на его уровень;

■ повышение уровня информированности потребителей образовательных услуг при принятии решений, связанных с образованием;

■ принятие обоснованных управленческих решений на региональном уровне.

■ Предметом оценки качества образования являются:

■ качество образовательных результатов (степень соответствия результатов освоения обучающимися образовательных программ государственному и социальному стандартам);

■ качество условий образовательного процесса (качество основных и дополнительных образовательных программ, принятых и реализуемых в образовательных учреждениях; качество условий реализации образовательных программ);

■ эффективность управления качеством образования на региональном уровне.

В исследованиях С. Е. Шишова, В. А. Кальнея, в ходе анализа работ, касающихся функций проверки и оценки знаний в учебном процессе, требований к формируемым знаниям (И. Я. Лернер, Е. И. Петровский, М. Н. Скаткин), были отмечены факторы, влияющие на субъективность оценки, такие как значительное различие целей, объектов оценки, методов контроля качества образования.

А. К. Маркова предлагает измерять качество образования темпом продвижения в развитии, «экономичностью мышления» с помощью задач разных типов. Некоторые исследователи для оценки качества обучения используют психологические и дидактические тесты. Но требование наличия однозначного ответа на каждый вопрос тестов ограничивает область их применения, так как тесты со свободными ответами почти не поддаются стандартизованной процедуре оценки, поэтому менее надежны и объективны. Даже в странах, где имеется давняя традиция тестирования, отношение к тестам неоднозначно.

Мы придерживаемся мнения Б. С. Гершунского: «Попытки выйти на некий интегративный уровень оценки качества образования (имея в виду личностно ориентированный аспект такой оценки) путем индуктивного "собирания" отдельных частных качественных характеристик личностных образовательно-воспитательных приобретений не может быть продуктивным... Более рациональным представляется дедуктивный подход к решению проблемы оценки качества образования».

Анализ существующей практики показывает:

■ на сегодняшний день не сформирована целостная система мониторинга и статистики, не определены или только находятся в стадии определения единые подходы к ее формированию, нормативная и правовая основа;

■ проводимые мониторинговые исследования разрознены, не всегда последовательны, не имеют методологического обоснования и, как следствие, малонадежны;

■ собираемая информация зачастую избыточна, используется только ее небольшая часть;

■ технологическое обеспечение сбора, передачи и хранения информации находится на низком уровне;

■ данные нередко анализируются как данные образовательной статистики без проведения факторного анализа, хотя в этом есть острая необходимость;

■ отсутствуют специально подготовленные кадры, способные дать квалифицированную консультацию, подготовить оптимальную комплексную программу анализа и интерпретации собираемых данных.

В связи с этим, в Республике Бурятия с 2009 г. реализуется масштабный проект «Комплексная оценка эффективности региональной системы образования» (КОЭРСО), который направлен на выявление эффективности и результативности региональной системы образования по экономическим, политическим и социальным направлениям с учетом социокультурной, этнодемографической и экономико-географической многомерности общероссийского образовательного пространства.

Главным критерием социально-экономической эффективности системы КОЭРСО является степень удовлетворения конечных потребностей общества, и прежде всего потребностей, связанных с развитием человеческой личности. Ведь социально-экономической эффективностью обладает та экономическая система, которая в наибольшей степени обеспечивает удовлетворение многообразных потребностей людей (материальных, социальных, духовных), гарантирует высокий уровень и качество жизни. Основой такой эффективности служит оптимальное распределение имеющихся у общества ресурсов между отраслями, секторами и сферами национальной экономики.

Проблемы при управлении качеством образования возникают в связи с его многоаспектностью. Это и качество результатов, и качество возможностей образовательных систем, обеспечивающих результат; качество образовательного процесса и качество субъектов образования. Многоуровневость результатов образования, многокритериальность, неопределенность в оценке качества образования различными субъектами при высоком уровне субъективности усложняют процесс управления оценкой качества образования на региональном уровне. В оценке качества необходимо сочетать тактические и стратегические аспекты качества образования.

Качество образования в проекте КОЭРСО рассматривается как интегральная характеристика образовательной деятельности и ее результатов с учетом экономических, социальных, познавательных, культурных аспектов образования и его соответствие потребностям личности, общества, государства. Все это актуализирует необходимость изменения системы оценки качества образования как со стороны самой образовательной системы, так и со стороны общества и государства. Именно комплексная оценка качества образования позволяет потребителям получать более достоверную информацию о результатах функционирования образовательной системы в контексте их собственных представлений о качестве этих результатов и на этой основе развивать формы общественного влияния на поведение образовательной системы.

При реализации проекта мы столкнулись с рядом проблем:

■ недостаточная нормативная и правовая основа региональной системы сбора данных мониторинга и статистики;

■ отсутствие системы показателей и индикаторов;

■ слабая техническая и технологическая поддержка обмена информацией;

■ недостаточность квалифицированного кадрового обеспечения для анализа данных;

■ отсутствие четко сформулированных задач: какая информация, для кого собирается;

■ отсутствие координации деятельности структур, функцией которых является сбор данных мониторинга и статистики образования.

Важнейшими направлениями по решению данных проблем в рамках реализации проекта КОЭРСО в РБ явились:

■ разработка и апробация системы показателей и индикаторов для управления качеством образования на региональном и муниципальном уровнях;

■ определение и упорядочивание информационных потоков;

■ разграничение полномочий различных организационных региональных структур и служб, координация их деятельности;

■ объективизация существующих экспертных процедур и технологий, традиционных методов оценки и контроля;

■ осуществление централизованной разработки диагностических средств;

■ разработка и внедрение программ повышения квалификации и переподготовки работников образования в области оценки качества образования;

■ введение механизмов обязательной общественно-профессиональной экспертизы, гласности и коллегиальности при принятии стратегических решений.

Поскольку образовательная сфера рассматривается не просто как основной способ социализации и передачи знаний, но и как необходимое условие эффективности экономической системы за счет привлечения в нее подготовленных специалистов, способных стимулировать ее развитие, в рамках проекта было организовано межведомственное взаимодействие. При этом взаимодействие образования и экономики носит двусторонний характер, так как подготовка качественных специалистов невозможна без инвестиций в саму образовательную сферу. Такая взаимосвязь находит свое отражение и в тех первичных показателях, которые раскрывают содержание уровня образовательных инвестиций в экономику в электронном мониторинге КОЭРСО.

Межведомственное взаимодействие обеспечивается тем, что в заполнении базы данных задействованы Минэкономики РБ, Минсоцзащиты РБ, Минздрав РБ, Минсельхоз РБ, Минкультуры РБ, МВД РБ, Управление ЗАГС РБ, Республиканское агентство занятости населения, Агентство инноваций промышленности РБ, Информационно-аналитический комитет Администрации Президента и Правительства РБ, территориальный орган Федеральной службы Государственной статистики по РБ, профсоюзы РБ. Для всех ведомств в системе созданы персональные кабинеты.

Создание локальных информационных баз данных с постоянно обновляемым содержанием позволяет формировать инфоотчеты не только для системы КОЭРСО, но и для иных потребителей в любых формах (портфолио всех участников образовательного процесса, учебного заведения; сводные данные за определенный период по предмету, по ученику, учителю и т. д.). Образовательное направление включает в себя результаты ЕГЭ, соответствие государственным стандартам, обеспеченность условий для получения образования, качество образования, проектная активность.

В настоящее время система позволяет отследить динамику развития образования РБ за последние три года на основе данных публичных индикаторов развития образования. КОЭРСО имеет вид автоматизированной системы сбора в единой базе экономических, финансовых и количественных данных за дискретный период времени, систематизации хранения информации, которая позволяет анализировать возникающие тенденции, противоречия в региональном развитии, отслеживать их влияние на ход реализации мероприятий в области образовательной и социальной политики, применять системный подход к оценке процесса изменений.

КОЭРСО на основе комплексного анализа функционирования образовательной системы обеспечивает высокую объективность и обоснованность выводов о качестве образования в регионе, представляет информационный базис для принятия управленческих решений, направленных на повышение качества образования.

В дальнейшем на основе трех составляющих — новой математической модели, новом механизме формирования базы данных и экспертной системе или нейромодели с базой знаний — предполагается создание нового «ядра» системы КОЭРСО, которое будет в режиме реального времени автоматически обмениваться данными. Далее, на основе просчета показателей прогнозировать управленческие решения и в случае принятия тех или иных решений — постоянно строить и обновлять свою базу знаний.

На уровне региона особой функцией является учет интегральных показателей и рейтинга муниципалитетов, но анализ по показателям затруднен из-за их множественности и малоэффективен, поскольку управленческие решения по деятельности конкретного образовательного учреждения принимаются на уровне муниципалитетов. Отсюда можно сделать вывод о том, что ключевым звеном в аналитике и управлении являются муниципальные районы.

Из трех уровней управления наибольшая функциональная нагрузка, исходя из данных КОЭРСО, приходится на муниципальный уровень, от которого в значительной степени зависит и эффектив-

ность системы в целом. Так региональная база данных проекта содержит 338 тыс. показателей в год только от учреждений образования, 7 948 показателей в год от муниципалитетов.

Данные электронного мониторинга позволяют проводить анализ эффективности затрачиваемых на образование средств, выявлять проблемы и причины их возникновения для принятия правильного управленческого решения.

В качестве публичных индикаторов развития образования предложены три интегральных индикатора:

1) уровень проектной активности работников образования;

2) уровень образовательной капитализации жителей республики;

3) уровень образовательных инвестиций в экономику республики.

В настоящее время в условиях образовательной вариативности в РБ конкретизируется социальный заказ к системе образования. Акцент в республиканской системе образовании делается на отработку моделей участия гражданских институтов в механизмах оценки и развития образовательной деятельности. Такой подход обусловлен тем, что с 2003 г. сформированы общественные институты, общественные организации, союзы, ассоциации, которые в консолидированном виде выражают интересы различных общественных групп и на системной основе анализируют процессы, происходящие в российском образовании, вносят свои предложения, участвуют в работе общественно-государственных органов.

С 1992 г. в законе РФ «Об образовании» был заложен принцип общественно-государственного управления системой образования на всех уровнях. Реализация данного принципа заключалась в постоянном взаимодействии при рассмотрении и решении вопросов сферы образования государственных органов с представителями общественности. При проведении процедур оценки и контроля качества образования (лицензировании, аттестации и государственной аккредитации) стали использовать механизм участия представителей педагогической общественности в экспертизе условий, качества образования и работе общественно-государственных комиссий, которые и принимают решения по названным процедурам.

По мнению ряда исследователей, вовлечение гражданских институтов в управление образованием позволит привести его в соответствие с реальной ситуацией в практике образовательной деятельности и создать управленческую модель, которая обеспечит не только функционирование, а и развитие системы в целом.

Диагностические и оценочные процедуры в рамках системы оценки качества образования учреждения могут проводиться с привлечением профессиональных и общественных экспертов (экспертных сообществ). Требования к экспертам, привлекаемым к оценке качества образования, устанавливаются нормативными документами, регламентирующими реализацию процедур оценки качества образования.

Участие общественных институтов в управлении системой образования посредством вовлечения в экспертизу качества образования является одним из вариантов формирования общественного заказа в сфере образования. Вместе с этим на государственном уровне обозначена еще одна важнейшая задача — привлечение к развитию инновационного образования реального сектора экономики, отечественного бизнес-сообщества.

Реализация национального проекта с 2006 г. показала эффективность участия гражданских институтов в экспертной оценке инновационных проектов. Вместе с этим отмечается необходимость более широкого их участия в других направлениях оценки условий и качества образования.

Оценка качества образования осуществляется на основе утвержденной системы индикаторов, характеризующих основные элементы качества образования (качество условий, качество процесса и качество результата).

В основу мониторинга положен интегральный показатель «ценность человеческого капитала». Человеческий капитал — это капитал в форме знаний, умений и навыков, полученных человеком в процессе образования и практической деятельности и позволяющих ему успешно выполнять свою профессиональную деятельность. Структуру человеческого капитала составляют общие (знания и навыки, которые люди получают в системе формального образования) и специфические показатели (знания и умения, которые они приобретают по ходу своей производственной деятельности непосредственно на рабочих местах). Соответственно, чем качественнее образование, тем больше шансов стать

успешным в профессиональной карьере и жизни. Отсюда можно сделать вывод о том, что качество жизни пропорционально качеству образования. Включение социально-экономических показателей развития региона в программу мониторинга качества образования обусловлено нашим убеждением в том, что качество образования является одним из существенных факторов социально-экономического развития региона.

Экономический эффект внедрения механизмов государственно-общественной оценки качества образования может выражаться в результатах принятых управленческих решений и последующим за ними положительным изменением состояния всей сферы образования. Это в конечном итоге приведет к росту показателя «ценность человеческого капитала», а также таких показателей, как инвестиционная привлекательность региона в целом, увеличение личностной удовлетворенности полученным образованием, что естественным образом будет влиять на увеличение самооценки человека, снижению миграционного оттока населения, уменьшению уровня преступности, увеличению валового регионального продукта, что также будет способствовать экономической привлекательности региона.

Общественная оценка качества образования рассматривается как оценка, отличная от государственной, осуществляемая остальными группами потребителей образовательных услуг. Предметом общественной формы оценки выступает соответствие образовательных услуг и результатов. Очевидно, что при неоднородности требований различных групп потребителей критерии, показатели и результаты оценки будут существенно различаться.

Трактовка общественной оценки качества образования, как деятельности и ее результата, основана на популярном в настоящее время социально-экономическом толковании понятия «качество образования» как способности образовательных учреждений удовлетворять требования потребителей.

Анализ используемых в настоящее время практик общественной оценки качества образования позволяет говорить о тенденции к становлению двух видов общественной оценки качества образования (общественной и общественно-профессиональной) результаты которых оформляются в виде аккредитаций и рейтингов.

Таким образом, структура региональной системы оценки качества образования базируется на основных государственных гарантиях: современных условиях для осуществления образовательной деятельности, высокопрофессиональных педагогических и руководящих кадрах, качестве подготовки выпускников и созданных условиях для реализации их социальных и профессиональных ролей. В республике создаются условия для обеспечения независимого характера процедур оценки качества образования, оптимизирована организационно-функциональная структура управления и контроля за качеством образования.

Вышеизложенное позволяет сделать вывод, что управление региональной системы оценки качества образования осуществляется на основе созданных предпосылок и имеющегося опыта, отличающих систему обеспечения гарантий качества и доступности образования РБ от аналогов в других субъектах РФ.

Литература

1. Агранович М., Кожевникова О. Состояние и развитие системы общего среднего образования в Российской Федерации: национальный доклад. — М.: Аспект Пресс, 2006.

2. Курдюмова И. М. Участие родителей в работе школы за рубежом [Электронный ресурс]. — URL: http://www.doxa.ru/obr/sobranie/Conf7.html (дата обращения: 03.11.2008).

3. Стребкова Н. В. Оценка качества общего образования: институциональный подход: автореф. дис. ... канд. социол. наук. — М., 2009.

4. Пузанков Д. В., Степанов С. А. Совершенствование деятельности образовательных учреждений с позиций менеджмента качества // Вопросы образования. — 2004. — № 4. — С. 42-63.

5. Шариков С.В. Общественно-государственная оценка условий и качества образования: сб. материалов / отв. ред. Л. Е. Курнешова. — М.: Школьная книга, 2007. — 96 с.

6. Отработка моделей участия гражданских институтов в механизмах оценки и развития образовательной деятельности [Электронный ресурс]. — URL: www.school-citizen.ru.

7. Методические рекомендации по применению стандартов серии ГОСТ Р ИСО 9000-2001 в высших учебных заведениях / Д. В. Пузанков, А. В. Олейник, В. С. Соболев, С. А. Степанов. — СПб., 2003.

Literatura

1. Agranovich M., Kozhevnikova O. Sostoyanie i razvitie sistemyi obschego srednego obrazovaniya v Rossiyskoy Federatsii: natsionalnyiy doklad. — 2005. — M.: Aspekt Press, 2006.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Kurdyumova I. M. Uchastie roditeley v rabote shkolyi za rubezhom [Elektronnyiy resurs]. — URL: http://www.doxa.ru/obr/sobranie/Conf7.html (Data obrascheniya: 03.11.2008).

3. Strebkova N.V. Otsenka kachestva obschego obrazovaniya: institutsionalnyiy podhod

4. Puzankov D. V., Stepanov S. A. Sovershenstvovanie deyatelnosti obrazovatelnyih uchrezhdeniy s pozitsiy me-nedzhmenta kachestva // Voprosyi obrazovaniya. — 2004. — № 4. — S. 42-63.

5. Sharikov S.V. Obschestvenno-gosudarstvennaya otsenka usloviy i kachestva obrazovaniya: sb. mater. / otv. L. E. Kurneshova. — M.: Shkolnaya kniga, 2007. — 96 s.

6. Otrabotka modeley uchastiya grazhdanskih institutov v mehanizmah otsenki i razvitiya obrazovatelnoy deyatel-nosti [Elektronnyiy resurs]. — URL: www.school-citizen.ru.

7. Puzankov D. V., Oleynik A. V., Sobolev V. S., Stepanov S. A. Metodicheskie rekomendatsii po primeneniyu standartov serii GOST R ISO 9000-2001 v vyisshih uchebnyih zavedeniyah. — SPb., 2003.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.