Литература
1. Андреев В.И. Эвристическое программирование учебно-исследовательской деятельности. - М.: Высш. школа, 1981. - 240 с.
2. Бондаревская Е.В. Теория и практика личностно-ориентированного образования.- Ростов н/Д: Изд-во Ростовского педуниверситета, 2000. - 352 с.
3. Кузнецов В.И. Принципы активной педагогики: что и как преподавать в современной школе. - М.: Академия, 2001. - 120 с.
4. Пидкасистый П.И. Самостоятельная познавательная деятельность учащихся (Дидактический анализ процесса). - М., 1972. - 238 с.
Голавская Наталья Ивановна, кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры общей педагогики Бурятского государственного университета. E-mail: golavskay a.bsu@mail. ru
Golavskaya Nataliya Ivanovna, candidate of pedagogical science, senior teacher of department of general pedagogy of Buryat State University. E-mail: golavskaya.bsu@mail.ru
УДК 37.014 (571.54)
А. В. Дамдинов, Т. Ч Будаева
О ВНЕДРЕНИИ ПРОЕКТА КОМПЛЕКСНОЙ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕГИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ (КОЭРСО) В РЕСПУБЛИКЕ БУРЯТИЯ
В статье рассматривается актуальность проблемы разработки и реализации межведомственного проекта комплексной оценки эффективности региональной системы образования.
Ключевые слова: инновационное развитие, межведомственное взаимодействие, региональная система образования, комплексная оценка эффективности региональной системы образования.
A. V Damdi'nov, T. Ch Budaeva
ABOUT THE INTRODUCTION OF THE PROJECT OF AN EFFECTIVENESS ASSESSMENT OF REGIONAL SYSTEM OF EDUCATION IN THE REPUBLIC OF BURYATIA
The article deals with urgent problems of workout and realization of a complex assessment project of the effectiveness of regional system of education.
Key words: innovative development, cooperation, regional system of education, complex assessment of the effectiveness of regional system of education.
Система образования Республики Бурятия, объединяющая более 1000 учреждений, различных по организационно-правовым формам, видам и типам, играет ключевую роль в создании механизмов устойчивого развития образования.
Педагогическое сообщество Бурятии, одно из немногих в России, начало работать над созданием и трансляцией инновационных образовательных инициатив, позволивших сегодня обеспечить эффективную реализацию национального приоритетного проекта «Образование» и Комплексного проекта модернизации образования в течение последних трех лет.
Для организации работы в пространстве инновационного образования в республике создана экспериментальная инфраструктура развития образования, основными звеньями которой являются общеобразовательные учреждения, имеющие статус федеральных и республиканских экспериментальных площадок.
Благодаря интенсивной проектной деятельности в экспериментальной системе образования Бурятии появилась новая профессиональная структура - сообщество экспертов-консультантов, что, безусловно, расширило диапазон профессиональных возможностей республиканской системы образования.
На завершающей стадии реализации Комплексного проекта модернизации образования Министерством образования и науки Республики Бурятия мы приступаем к сложнейшей задаче качественного многоаспектного анализа реформ, их эффектов на долголетнюю перспективу.
Опыт участия в Комплексном проекте ... позволяет видеть необходимость его преемствен-
2010/1
ного продолжения и углубления в образовательной политике государства. Необходимость в постоянной экспертно-информационной оценке своей эффективности, мониторинге как объективно необходимой составной части собственной работы по реализации проектов в области образования стала отправной точкой для реализации проекта Комплексной оценки эффективности региональной системы образования (КОЭРСО), который реализуется в республике с 2008 г.
Данный проект направлен на выявление эффективности и результативности региональной системы образования по экономическим, политическим и социальным направлениям с учетом социокультурной, этно- демографической и экономико-географической многомерности общероссийского образовательного пространства.
Для удержания смысловой рамки - обеспечения возможности получения качественного образования каждым ребенком независимо от места жительства - любая региональная система образования нуждается в постоянной экспертно-информационной оценке своей эффективности, мониторинге.
Сложность поставленных задач, слабость или отсутствие практического опыта в подходах к их практическому, операциональному решению предопределяет целесообразность использования именно такой модели комплексной оценки эффективности региональной системы образования, которая поможет увидеть и провести анализ возникающих тенденций, отслеживать влияние и сугубо локальных, специфических, и общих условий, влияющих на ход реализации мероприятий в области образовательной и социальной политики, целостно оценивать процесс изменений.
Логика построения системы автоматизированного электронного мониторинга комплексной оценки эффективности региональной системы образования, включая программное обеспечение, должна соответствовать логике реализации общих методологических принципов и применяемых технологий мониторинга хода реализации приоритетного национального проекта «Образование», совместимого с федеральными базами данных электронной системы мониторинга комплексных проектов модернизации образования.
Суть данного проекта - мониторинг эффективности образования по необразовательному результату, а его главная задача - осуществлять постоянный мониторинг образования и корреляцию образовательных и социально-экономических показателей республики.
Данная система должна помочь осуществить прогноз, дать оценку и отследить влияние определенных условий на определение рамок развития в области образовательной политики, целостно оценить процесс изменений.
Включение социально-экономических показателей развития региона в программу мониторинга качества образования обусловлено нашим представлением о том, что качество образования является одним из существенных факторов социально-экономического развития региона.
В ходе реализации проекта проводится анализ эффективности затрачиваемых на образование средств, выявляются проблемы и причины их возникновения для принятия правильного управленческого решения.
Проект КОЭРСО выполняет ряд задач, которые в конечном счете должны привести к эффективности развития системы образования республики:
- разработка интегрального показателя «Ценность человеческого капитала» (показатель должен учитывать изменение уровня жизни, здоровья, занятости, качества образования, конкурентоспособности на рынке труда, безопасность, социальное благополучие, возможности и стоимость пользования инфраструктурой);
- разработка направлений мониторинга (образовательное, индивидуально-социальное, экономико-политическое).
Система мониторинга позволяет автоматически (на основе экспертного метода) рассчитывать взаимосвязь интегрального показателя качества образования и направлений оценки качества по: образовательному направлению, индивидуально-социальному направлению, экономико-политическому направлению; удаленного редактирования, разработанного на основе экспертного подхода, списка индикаторов и показателей по направлениям; онлайновой методики сбора данных по индикаторам и показателям. Система мониторинга должна давать оперативную информацию для принятия управленческих решений в образовании.
Система КОЭРСО должна доказать, что образование является инвестиционной сферой, что добавит дополнительные аргументы и основания для увеличения финансирования.
Система имеет трехуровневую структуру (школа, район, субъект) и должна давать оперативную информацию для принятия управленческих решений в образовании. Собирая данные на трех уровнях, уже после первых дней запуска системы мы имеем полную информацию о потребностях школ в автобусах, оборудовании и ремонте. Школа, район и регион могут планировать поставки на каждую школу исходя из потребности.
Это не означает, что вся потребность будет сразу удовлетворена, но грамотное планирование ресурсного обеспечения - залог выполнения наших показателей КПМО и эффективного развития школьной сети.
На школьном уровне информация вводится в электронные паспорта общеобразовательных учреждений, что позволяет автоматически формировать стандартизированный публичный отчет. Войдя на сайт без какой-либо регистрации, любой человек может получить информацию о школе по различным направлениям её деятельности (образовательное, воспитательное), о кадровом составе, об экономике учреждения, динамике и планах развития.
При соблюдении общих подходов к оценке качества образования на муниципальной уровне появляется возможность получить информацию в разрезе муниципальной системы образования
- образовательные учреждения.
Создание информационных, постоянно обновляемых и адаптированных к социальным запросам баз данных позволит формировать информационные отчеты в различных формах (портфолио всех участников образовательного процесса, портфолио учебного заведения, сводные данные за определенный период по предмету, по ученику, по учителю и т.д.) не только для проекта КОЭРСО, но и для любых потребителей образовательной услуги.
Жесткое определение функционала персон, на которых возложена ответственность за объективность, полноту и своевременность ввода данных по параметрам, позволит снять субъективный характер статистических данных системы. В свою очередь, расширение набора параметров позволит статистику сделать более конкретной, точной. Дальнейший путь первичной базы данных рассматривается как преобразование в автоматическом режиме в заявленные формы, показатели. Статистика КОЭРСО должна прийти через призму логических цепочек, которые разработаны региональными экспертами. Это даст полную картину состояния муниципальных систем образования, позволит выявить как характерные общие проблемы, так и специфические проблемы каждого муниципального образования Республики Бурятия, и на этой основе возможно разработать систему практических мер по повышению качества образования в своем муниципалитете, общеобразовательном учреждении.
Организационное обеспечение КОЭРСО на уровне региона имеет достаточно серьезную систему управления. Постановлением правительства РБ от 03.02.09 г. №34 создана межведомственная рабочая группа во главе с первым заместителем председателя правительства Республики Бурятия И.М. Егоровым.
Прорывным данный проект становится в случае, когда рефлексия тех, кто модернизирует систему образования, встречается с рефлексией тех, кто модернизирует другие стороны жизни: экономику, социальную сферу, производство товаров и услуг, власть. Экспансия в другие сферы деятельности должна привести к появлению нового финансового норматива, к изменению трансфертной заявки.
Кроме министерства образования как инициатора проекта в группу вошли другие ведомства: Минэкономики РБ, Минсоцзащиты РБ, Минздрав РБ, Минсельхоз РБ, Минкультуры РБ, МВД, Управление записи актов гражданского состояния РБ, представители Администрации Президента РБ, Республиканское агентство занятости населения, профсоюзы.
Регламент реализации КОЭРСО в Республике Бурятия в 2010 г. предполагает структурные изменения в системе управления проектом: в соответствии с приказом Минобрнауки РБ от 30.10.2009 г. № 1294 операторами назначены две организации - Республиканский центр мониторинга и информационных технологий (РЦМИТ) и Республиканский институт кадров и управления образования (РИКУиО). В настоящее время внесены предложения по совершенствованию работы операторов мониторинга: центр мониторинга обеспечивает техническое сопровождение проекта, а группа КОЭРСО при РИКУиО осуществляет межведомственное взаимодействие и обеспечивает работу региональных экспертов.
Следующим шагом должно стать социологическое исследование и анализ динамики показателей развития системы по направлениям. В перспективе данная система может перейти в раз-
2010/1
ряд ситуационных центров для принятия управленческих и организационных решений на уровне субъекта федерации и образования в частности.
В ходе реализации проекта приобретено оборудование, отвечающее требованиям ФСТЭК по 4 классу защиты по требованиям федерального закона о защите персональных данных, осуществлено обучение региональных операторов различных уровней пользованию программным обеспечением для мониторинга региональной системы образования.
Как позитивный сдвиг мы рассматриваем размещение проекта КОЭРСО на серверном оборудовании Минобрнауки РБ, где осуществляется организационно-техническая, научнометодическая, экспертно-аналитическая, консультационная поддержка специалистов, работающих с системой. В рамках проекта КОЭРСО реализуется новый проект «Становление системы открытого электронного образовательного рейтинга муниципалитетов и школ», который позволит распределять финансовые средства по итогам результативности деятельности образовательных учреждений. Основной задачей проекта является составление содержательного рейтинга муниципалитетов и распределение финансовых средств в зависимости от положения объекта в рейтинге. В частности, будет использована система распределения централизованного фонда стимулирования руководителей общеобразовательных учреждений. Это еще один электронный продукт, в рамках которого будет осуществляться автоматический подсчет рейтингов субъектов мониторинга с отображением их на слоях карты мониторинга, с возможностью масштабирования карты до субъектов нижнего уровня.
Система КОЭРСО предоставляет большие функциональные возможности онлайновой методики сбора данных по индикаторам и показателям. Данный проект является шагом к тому, чтобы управление, мониторинг и школьная отчетность стали цифровыми, чтобы получение любой формы отчетности происходило через электронные форматы, вплоть до лицензирования и аккредитации.
В настоящее время федеральными и региональными экспертами разработан интегральный показатель «Ценность человеческого капитала», который должен учитывать изменение уровня жизни, здоровья, занятости населения, конкурентоспособности качества образования на рынке труда, безопасность, социальное благополучие, возможности и стоимость пользования инфраструктурой.
На основе экспертного подхода разработан перечень индикаторов и показателей по направлениям, осуществляется заполнение операторами баз данных, отчетных данных в соответствии с их уровнем доступа. Система позволяет осуществлять хранение в единой базе экономических, финансовых и количественных данных за дискретный период времени.
В качестве публичных индикаторов развития образования предлагается формировать три интегральных индикатора. Формируются интегральные индикаторы на основе первичных индикаторов:
1. Индекс проектной активности работников образования.
2. Уровень образовательной капитализации жителей республики.
3. Уровень образовательных инвестиций в экономику республики.
В этой связи задачи экспертов регионального уровня заключаются в определении:
- характеристики социальных и экономических параметров, в которых будет находить отражение качество образования детей;
- характеристик, которые будут влиять на эти параметры;
- области взаимовлияния различных показателей развития с учетом специфики региона;
- конкретных измеряемых компонентов системы и способов измерения;
- измерителей, которые необходимо заложить в систему мониторинга. Наряду с этими задачами региональным экспертам будет необходимо определить границы актуальных и перспективных параметров мониторинга на основе краткосрочного и длительного анализа, что позволит оптимизировать поиск ресурсов для эффективной деятельности.
Все вышеизложенное позволяет сделать вывод о том, что система КОЭРСО станет не только инструментом стратегического планирования развития республиканской системы образования, но и добавит нам дополнительные аргументы и основания для увеличения финансирования (естественно, при условии обеспечения высокой эффективности управления и качества образования).
Е.Н. Дзятковская, А.Н. Захлебный. ФОРМИРОВАНИЕ У ПОДРОСТКОВ ОПЫТА ПРИМЕНЕНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ В ЖИЗНЕННЫХ СИТУАЦИЯХ
Дамдинов Алдар Валерьевич, кандидат исторических наук, министр образования и науки Республики Бурятия
Будаева Татьяна Чагдуровна, кандидат педагогических наук, руководитель сектора ПНПО Министерства образования и науки Республики Бурятия
Damdinov Aldar Valerievich, candidate of historical science, Minister of education and science of Republic of Buryatia.
Budaeva Tatiyana Chagdurovna, candidate of pedagogical science, head of primary professional education sector of Ministry of education and science of Republic of Buryatia.
УДК 371.2
Е.Н. Дзятковская, АН Захлебный
ФОРМИРОВАНИЕ У ПОДРОСТКОВ ОПЫТА ПРИМЕНЕНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ В ЖИЗНЕННЫХ СИТУАЦИЯХ
Предлагается разработать и включить в пакет документов нового Федерального государственного общеобразовательного стандарта Примерную программу формирования у подростков личного опыта применения универсальных учебных действий в реальных жизненных ситуациях. Обосновываются ее цели, задачи, структура, педагогические средства и формы реализации.
Ключевые слова: Федеральный государственный общеобразовательный стандарт (ФГОС), универсальные учебные действия (УУД), личный опыт применения универсальных учебных действий.
EN Dzyatkovskaya, А.Ж Zah/e6n/y
FORMATION OF EXPERIENCE OF UNIVERSAL STUDY ACTIONS APPLICATION
IN TRUE-TO-LIFE SITUATION
The article contains a proposal to elaborate exemplary program of personal experience formation of universal study actions application in real true-to-life situations and include it in National Curriculum of secondary school. The program’ goal, tasks, structure, means and forms of realization are given.
Key words: National Curriculum, universal study actions, personal experience.
Результаты отечественных и международных исследований учебных достижений российских школьников сегодня вызывают тревогу. К сожалению, отечественная школа не обеспечивает достаточную готовность своих выпускников к жизни в современном постиндустриальном информационном обществе. Известно, что одним из основных ориентиров образования постиндустриального общества является развитие у обучающихся способности самостоятельно строить и преобразовывать собственную жизнедеятельность, быть ее субъектом, включаться в существующие и творить новые виды деятельности и формы общения с другими людьми (В.В. Давыдов, Ф.Т. Рубцов, В.И. Слободчиков и др.). Однако содержания школьных учебных предметов для этого недостаточно. Оно дает возможность развивать преимущественно опыт решения познавательных проблем, а важная часть проблем, значимых для жизни учащихся, оказывается вне его сферы (Ивошина Т.Г. 2006).
Возможность существенного изменения ситуации и приведения уровня школьной подготовки в соответствие с современными международными требованиями связывается с разработкой и внедрением нового Федерального государственного общеобразовательного стандарта (далее - ФГОС).
В Программе формирования и развития универсальных учебных действий в предшкольной подготовке и начальной школе говорится: «Одним из стратегических приоритетов образования должно стать создание "школы неопределенности" - школы жизни в неопределенных ситуациях как нестандартного, вариативного образования в изменяющемся мире. Необходимо формировать у учащихся смысл ценности поиска, ценности создания и использования ситуаций неопределенности как динамического резерва разнообразных путей развития»... Необходимо переходить «от освоения отдельных учебных предметов к полидисциплинарному (межпредметному) изучению сложных ситуаций реальной жизни» (Программа..., с.76).
Ключевым Госстандартом для актуализации этой проблемы послужил тезис В. В. Давыдова