УДК 316.7:614.2
Ж. В. Савельева
УПРАВЛЕНИЕ СФЕРОЙ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В РЕГИОНЕ С ДОМИНИРОВАНИЕМ НГХ: ПОЛИТИЧЕСКИЙ КОНТЕКСТ СОЦИАЛЬНОЙ ПРОБЛЕМЫ ЗДОРОВЬЯ В РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН
Ключевые слова: заболеваемость, здоровье населения, система здравоохранения, республиканские программы.
В статье рассматриваются нормативно-правовые аспекты управления здравоохранением в Республике Татарстан, республиканские программы, взаимодействие различных министерств и ведомств в сфере охраны здоровья населения, делаются социально-критические заметки в адрес либерализации здравоохранения.
Keywords: morbidity, public health, health-care systems, Republican programs.
The article considered the legal aspects of health management in the Republic of Tatarstan, the interaction of various ministries and agencies in the field of public health, made the social and critical notes to the liberalization of health care.
Республика Татарстан - регион с преобладанием нефтехимии и газохимии в структуре промышленного производства. Программы, связанные с нефтегазохимическим комплексом здесь действуют, начиная с 1999 г., поскольку развитие НГХК является стратегической задачей государства. Крупные, средние и малые предприятия работают в РТ в данной сфере и составляют перспективную отрасль реального сектора экономики, будучи важнейшим производителем для внутреннего и внешнего рынка, являясь так называемой точкой роста для республиканской экономики. Как сказано в тексте Республиканской программы, «развитие нефтегазохимического комплекса (НГХК) является определяющим для Республики Татарстан, задающим тенденции регионального развития как через бюджетный механизм, так и через механизм мультипликативного влияния на функционирование отраслей экономики и социальной сферы региона. Роль ведущего звена будет по праву принадлежать комплексу и впредь в силу заключенного в нем потенциала» [1]. Развитие данной отрасли является важнейшей задачей экономического «строительства» не только на республиканском, но и (как это показал визит в Нижнекамск во второй половине ноября 2009 г. В.В.Путина) на федеральном уровне. Важным итогом приезда премьер-министра правительства РФ стало провозглашение смены курса с поставки ресурсов на нефтепереработку внутри республики, увеличение товарной продукции химии и нефтехимии. При этом В.В.Путин отметил, что должны обеспечиваться «надежность, безопасность и экологическая чистота, экологические стандарты» [2].
В связи с этим и перспективой бурного роста промышленного производства в нефтегазохимическом комплексе РТ встает острая проблема защиты населения республики от экологических и других рисков в сфере здоровья. Проблема эффективного управления общественным здоровьем является актуальной темой исследования в условиях ухудшения его показателей и увеличения заболеваемости населения как в России в целом, так и в Татарстане. По данным Федеральной службы государственной статистики заболеваемость населения (с впервые поставленным диагнозом) в России по сравнению с 2000 г. к 2007 возросла практически по всем классам заболеваний и составила в абсолютном выражении прирост 3 243 тыс. человек [3]. Это происходит, как показывают статистические данные этой же службы, на фоне уменьшения численности медработников, медучреждений (в том числе и койко-мест) [4]. Несколько сглаживает остроту вопроса медицинского обеспечения населения физическое уменьшение количества россиян, которых данная институция призвана обслуживать [5], но в свете решения демографических задач и старения российского
населения, а, следовательно, увеличения числа проблем со здоровьем, все равно вызывает беспокойство. (Среди лиц, принадлежащих к возрастной группе населения РТ «60 лет и старше» неудовлетворительно самооценивают здоровье 30,5% респондентов, что в 17 раз превышает подобную самооценку в группе «18-29 лет») [6, С. 120]. В Республике Татарстан по данным 2004-2005 гг. рост первичной заболеваемости произошел на 3,7% [7]. Об актуальности вопроса говорит и тот факт, что по указу президента РТ М.Ш.Шаймиева «в целях создания условий для укрепления здоровья населения, популяризации массовых видов спорта, пропаганды здорового образа жизни и физической культуры, профилактики асоциальных явлений в молодежной среде, приобщения различных категорий населения к регулярным занятиям спортом, обеспечения доступности спортивных сооружений» 2009 год был объявлен Годом спорта и здорового образа жизни [8].
Судить о содержании региональной политики в сфере здравоохранения можно, опираясь на программы в РТ и деятельность госорганов по их реализации. На сегодняшний день не только управление сферой здравоохранения, но и в целом все государственное управление (как и другие виды менеджмента) осуществляется с опорой на программнопроектные методы. Проект - ограниченный во времени комплекс мероприятий, имеющий четкую цель по созданию новых/уникальных продуктов или услуг и конкретные требования к ресурсам и качеству результатов, хотя национальные проекты в действительности более похожи на целевые программы: в них отсутствуют конкретные задания, описания точных технологий реализации, сроков выполнения [9, С. 22-25].
Приоритетный национальный проект «Здоровье» и его реализация в Татарстане стали объектом исследования многих научных работ, в том числе и социально-критического характера [10]. Поэтому наше исследование было преимущественно сосредоточено на других программах и проектах, действующих в Республике Татарстан, так или иначе касающихся здоровья населения. Хотя, конечно, многие из них сопряжены с целями ПНП, прежде всего, по созданию службы врачей общей практики и центров высокотехнологичной медицины. Одни программы РТ напрямую связаны с деятельностью органов здравоохранения, другие -косвенно. (Объектом исследования стали также отчеты, справки, итоги, доклады к итоговым коллегиям, доступные для публичного просмотра на официальном сайте Правительства РТ -итого около 55 документов).
Ключевым документом, определяющим стратегию развития республики, в том числе и по исследуемой, сфере является «Программа социально-экономического развития Республики Татарстан на 2005-2010 гг.». Одной из целей ее социальной части - политики в сфере здравоохранения - выступает сохранение и укрепление здоровья населения, повышение качества медицинской помощи населению Республики Татарстан. Ключевым показателем успешности реализации данной политики должна стать продолжительность жизни в республике - прогнозируется увеличение с 67,6 в 2004 году до 69,1 года в 2010 [11]. Интересно, что к тому же году в Паспорте Министерства здравоохранения РТ запланирована другая цифра - 70,5 [12], в Республиканской целевой программе «Модернизация амбулаторнополиклинической помощи Республики Татарстан на 2007-2009 годы» - 70лет [13], а в Республиканской программе «Развитие и совершенствование службы общей врачебной практики» средняя продолжительность 70 лет запланирована лишь к 2011 году [14, С. 4]. Обратившись с соответствующим вопросом в МЗ РТ через интернет-приемную, нами было получено следующее разъяснение по данному вопросу, подписанное начальником отдела развития здравоохранения РТ Г.М. Волковой: «Прогнозные значения индикаторов реализации программ определяются с учетом их фактических значений и динамики изменения на момент формирования программы. Указанные ... программы разрабатывались в период с 2002 по 2006 годы. Согласно нормативным документам о порядке разработки и реализации долгосрочных целевых программ индикаторы программ уточняются ежегодно». Как известно, продолжительность жизни в 2010 году превзошла ожидаемые показатели и составила 71 год. Таким образом новая Программа социально-экономического развития РТ поставила более
высокую планку в 73 года. В качестве основных направлений деятельности Программа социально-экономического развития РТ до 2011 года предусматривала создание системы мотивации к здоровому образу жизни: формирование, совместно с заинтересованными
министерствами и ведомствами, программ по совершенствованию системы гигиенического образования и воспитания, пропаганды здорового образа жизни населения Республики Татарстан; развитие сложившейся системы профилактической работы в детских организованных коллективах; разработка мер по повышению эффективности организации и проведения профилактических медицинских осмотров населения; разработка мероприятий по развитию службы здоровья, оздоровительных технологий; с целью снижения воздействия на организм человека вредных факторов труда и окружающей среды - разработка критериев для ограничения времени контакта с неблагоприятными факторами окружающей и производственной среды и адекватных медико-организационных технологий по снижению негативного влияния условий труда и характера трудового процесса на здоровье работающих, научное обоснование рациональных режимов труда и отдыха при различных условиях труда; проведение в жизнь научной и экономически обоснованной стратегии по формированию здорового образа жизни, особенно молодежи и трудоспособного населения и задействован принцип индивидуальной ответственности за свое здоровье; создание медицинских учреждений нового типа - центров медико-социальной реабилитации, центров медицинских инноваций и оздоровления и др.; совершенствование деятельности центров профпатологии и других учреждений здравоохранения по оказанию первичной и специализированной медицинской помощи работающим [11, С.36-37]. Содержательно программа предусматривает эффективную модернизацию здравоохранения, которая видится авторам документа, во-первых, в уменьшении участковых больниц (на 65%), коек стационаров (на 24%) и т.п., т.к. сформировалась «избыточная сеть медицинских учреждений». Эта идея идет в унисон с идеей НП «Здоровья» и обеспечивающей его реализацию на территории РТ Республиканской программы «Развитие и совершенствование службы общей врачебной практики в Республике Татарстан на 2008-2010 годы»: за красивым названием в качестве одного из основных мероприятий числится «развитие стационарозамещающих технологий» [14, С. 3].
Компенсировать сокращения мест в больницах в документе обещается, с одной стороны, увеличением расходов на внебольничную помощь, внедрение в поликлиники стационарнозамещающих технологий, стационаров одного дня, лечение больных на дому («развитие службы долечивания на дому» как новые подсистемы здравоохранения [11, С. 38]), с другой, - посредством развития нескольких высокотехнологичных центров - РКБ, РДКБ, РКОЦ, МКДЦ (взамен строительства новых объектов). При этом по данным исследования В.Ю. Кульковой, Л.М.Мухарямовой, «несмотря на провозглашение ... приоритетности развития первичного здравоохранения, мощность АПУ республики возросла всего на 3,5%. Причем рост был обеспечен за счет города, в селе мощность АПУ снизилась на 11%» [15, С. 53].Во-вторых, модернизация видится в росте структур частного здравоохранения. В-третьих, - в переходе оплаты труда от единой тарифной сетки на отраслевую систему. Помимо сокращения больниц и койко-мест в оставшихся, эффективность системы здравоохранения связывается в документе с сокращением длительности лечения в стационаре и количеством дней занимаемых коек. Снижение средней продолжительности занятия койко-мест как индикатор эффективности управления сферой здравоохранения заложены во многие документы, в частности в Отраслевую целевую программу «Рассеянный склероз»: «Снижение средней длительности пребывания на койке больного рассеянным склерозом при обострении заболевания с 18 дней в 2007 г. до 16 дней к 2011г.» [16]. Средняя продолжительность пребывания пациента на койке Муниципального учреждения здравоохранения является одним из индикаторов для оценки его рейтинга среди МО РТ за 1 полугодие 2009 года [17]. По мнению отечественного исследователя Н.С. Тимченко, «происходящие в современном российском здравоохранении изменения также связаны с его ценностной “перекодировкой”, выраженной в замене принципа социальной справедливости на постулат экономической
эффективности системы охраны здоровья, в формировании новых ценностно-нормативных координат профессиональной деятельности субъектов здравоохранения» [18, С. 3-4]. Понятно, что идеологическая подоплека текста программы носит либеральный характер: за модными лингвистическими обертками современного политического языка - модернизация, эффективность, совершенствование, проект и высокие технологии - стоит простая идея уменьшения расходов, экономии средств, перехода к государственно-частному партнерству, частнопрактикующим моделям оказания медицинских услуг (цель по развитию института частнопрактикующего врача заложена в текст программы [11, С. 37]). Вообще, перевод ответственности с государства на гражданина, принцип индивидуальной ответственности за свое здоровье - главный лейтмотив современной политики по охране здоровья. Страхование за счет его личных средств, «соплатежи населения», «дальнейшее расширение платных медицинских услуг» - тезисы программы, изящно спрятанные за позитивной терминологией «структурная перестройка», «реструктуризация», «централизация», «инновации», «приоритет профилактики», «оздоровительные технологии» и делающие ее механизмы, плохо
соотносящимися с частью программы - «Социальная политика». «Спрятаны» - дабы не дестабилизировать ситуацию, т.к. патерналистски настроенные граждане даже на НП «Здоровье» смотрят не с точки зрения содержания, а с надеждой на повышение доступности медицинских услуг [6, С. 114]. В то время как государство ему намекает на отказ от медицинского лечения, но обещает профилактику: переходим «от системы организации первичной медико-санитарной помощи, ориентированной на объемы медицинских услуг, к системе ориентированной на сохранение и укрепление здоровья населения. В сознании людей хорошая медицинская помощь даже при простых заболеваниях связывается с услугами узких специалистов и в стационарных условиях. Но “самоход” оборачивается против самого пациента: не имея возможности квалифицированно оценить свое состояние и его причины, он наносит визиты к различным специалистам. Это ведет к затягиванию срока постановки диагноза и начала лечения» [14, С. 5-6]. Снижение количества оказываемых населению дорогостоящих медицинских услуг - вызовов скорой помощи (по словам министра, «необходимо провести тщательный анализ деятельности скорой помощи, имея в виду целевое использование данного вида помощи и ее высокую стоимость» [19]), длительной
госпитализации в больнице - закладывается чиновниками здравоохранения в критерии эффективности работы медучреждений. Произойти оно должно благодаря профилактике и патронажу хронических больных на территориальных участках. Таким образом, на первое место должны выйти «дешевые» услуги. Понятно, что борьба за хорошие показатели эффективности по снижению среднегодовой занятости койко-места и количества вызовов скорой помощи и госпитализированных пациентов, может не всегда служить индикатором хорошей профилактической, предупреждающей работы медиков, а стать источником деструктивной деятельности по неоказанию медпомощи.
Об этих же тенденциях удешевления в госпроектировании здоровья свидетельствует другой документ - Паспорт МЗ РТ, размещенный на сайте Правительства РТ. Здесь в качестве индикаторов оценки эффективности рассматривается увеличение автономных учреждений здравоохранения, уменьшение числа коек, дней ее занятости и дней пребывания в государственных медучреждениях, а также снижение уровня госпитализации. На уровне роста заболеваемости населения России, понятно, что потребность в медуслугах будет удовлетворяться не в полном объеме и будет доступной для сильноресурсных (В.А.Ядов) индивидов, обладающих экономическим капиталом, который позволит им воспользоваться частными услугами, либо - политико-символическим (связями, блатом) для размещения в бюджетной клинике. Об этом же, на наш взгляд, косвенно свидетельствуют данные, полученные в ходе социологического исследования об оценках населением РТ республиканской политики в сфере здравоохранения и реализации ПНП «Здоровье»: респонденты, принадлежащие к группе с низким уровнем жизни реже (чем принадлежащие к высокому) отмечают позитивные изменения в медучреждениях. Среди них в два раза ниже
доля тех, кто «увидел» новое оборудование и в три раза - тех, кто «увидел» сокращение очередей [6]. Кроме того, более состоятельные граждане дают более высокую оценку в целом работе медучреждений - 56,8% на «удовлетворительно» и 31,8% на «хорошо», в то время как в группе с низким уровнем жизни - 52,6 % и 19,6% соответственно, при этом оценку «неудовлетворительно» дают в 2 раза чаще - 19,6%. По поводу ущемленной позиции слаборесурсных групп, более высоких рисках их здоровью упоминает У. Бек. В своем известном труде ученый связывает риски с тем, что представители данных групп не обладают средствами диагностики и лечения, их отношение к питанию, здоровью, еде более непритязательное [20, С. 41]. Состоятельные слои могут организовать безопасные для здоровья пищу, условия жизни, использовании досуга.
Власть - и федеральная, и региональная - постоянно сетует на стереотипы населения в отношении здоровья, небрежное отношение к нему, позднее обращение к врачам с запущенной формой заболеваний - в том числе и рассматриваемой нами программе. Гражданин же (по данным исследований А.В.Решетникова, А.Р.Тузикова до 60% респондентов) жалуется на невнимательность и откровенную грубость в адрес пациента в медучреждениях бюджетной сферы, очереди к участковым врачам, нелегальные платежи, т.е. обстоятельства которые не позволяют человеку «по пустякам» беспокоить доктора.
В программе социально-экономического развития РТ содержится указание на три класса заболеваний, борьба с которыми должна стать приоритетной в деятельности госорганов: заболевания сердечнососудистой системы, онкологические заболевания,
последнюю группу составляет класс «внешних заболеваний»: травмы, отравления, главными причинами которых называются ДТП и алкоголизм. О трех основных причинах смертности по состоянию на 2007 год говорится и в Паспорте министерства: в РТ на 100 тыс. человек трудоспособного населения показатели смертности от сердечнососудистых заболеваний составляют 206,3, от онкологических - 79,3, от внешних причин (травмы, отравления, самоубийства) - 183,5 [12]. Практически те же классы заболеваний являются, по данным Бюро медико-социальной экспертизы, основой причиной инвалидизации населения РТ: «Основной причиной инвалидности являются заболевания системы кровообращения (44,1% от общего числа освидетельствованных), злокачественные новообразования (16,1%), болезни костномышечной системы и соединительных тканей (7,0%), психические расстройства и расстройства поведения (6,2%), травмы, отравления и другие воздействия внешних причин (6,1%), болезни глаза и придаточного аппарата (5,3%), болезни органов дыхания (2,9%)» [21].
В республике до недавнего времени действовали также отраслевые республиканские программы МЗ РТ: «Отраслевая программа улучшения условий и охраны труда работников системы здравоохранения Республики Татарстан на 2007-2009 годы» (цель - обеспечение здоровья работников в производственных условиях), Отраслевая целевая программа «Снижение смертности от злокачественных новообразований молочной железы» 2008-2010 годы, Отраслевая целевая программа «Рассеянный склероз» на 2008-2010 годы.
«Комплексная программа демографического развития Республики Татарстан до 2010 года и на перспективу до 2030 года» разработана при участии ЦПЭИ АН РТ, принята КМ РТ и содержит подпрограммы «Улучшение рождаемости и сокращение смертности населения», «Медицинское обеспечение демографической политики». В рабочую группу при обсуждении проекта комплексной программы входили работники МЗ РТ. В этом документе указывается на три главных источника болезни, борьба с которыми имеет приоритетное значение: онкология, сердечнососудистая система, внешние причины - травматизм, отравление (алкоголизм).
В одном из выступлений «глава республики подчеркнул необходимость дальнейшего реформирования системы здравоохранения с концентрацией на профилактике и пропаганде здорового образа жизни. Минтимер Шаймиев призвал представителей органов управления здравоохранением и медицинскую общественность республики в дальнейшем уделить повышенное внимание профилактике заболеваемости среди населения республики, в частности, профилактике сердечно-сосудистых заболеваний» [22]. На фоне «ЦУ» о внимании
к данному классу заболеваний из трех (онкологических и «внешних»), с учетом акцента в программных документах власти важности здоровья трудоспособного населения (на итоговой коллегии МЗ РТ в 2008 г. заявлена «основная идея - сохранение здоровья здоровых» [23]), рационально выглядит логика выбора для онкологической Программы республики рака молочной железы, полное излечение от которого возможно без потери трудоспособности. Система государственной охраны здоровья поддерживает трудоспособную часть граждан, поскольку отвечает принципам экономической эффективности и принципам рационализма.
Проблем здоровья касаются и программы, реализуемые совместно с Министерством образования и науки РТ. Среди них РП «Дети Татарстана на 2008-2010 годы», Межведомственная целевая программа «Образование и здоровье обучающихся и воспитанников образовательных учреждений Республики Татарстан на 2009-2011 годы». Также министерства берут на себя общие функции по организации оздоровления детей и молодежи в рамках ежегодной Республиканской программы. Значимым событием явилось и проведение в апреле 2009 года Республиканского семинара-практикума «Развитие здоровьесберегающей деятельности в образовательных учреждениях Республики Татарстан» [24]. Взаимодействие осуществляется по программам профилактики наркотизации, а также по Программе «Развитие духовно-нравственного воспитания детей и учащейся молодежи Республики Татарстан на 2008-2011 годы» [25], разработанной Министерством образования и науки РТ и утвержденной в марте 2008 года. Программа в части мероприятий в сфере здоровья содержит пункты по развитию форм взаимодействия педагогов с медработниками с целью профилактики поведенческих нарушений с целью улучшения психического и общего здоровья; ряд мер по профилактике вовлечения в наркосреду школьников и студентов; проведение конкурсов, акций, создание центров, движений, клубов в студенческой среде с целью формирования здорового образа жизни; мероприятия по охране репродуктивного здоровья студентов. В качестве же индикаторов реализации программы в сфере здоровья рассматривается охват учащихся занятиями в объединениях физкультурно-спортивной направленности (с 20% в 2007 году до 25% к 2011 году), количество классных руководителей, использующих в своей деятельности здоровьесберегающие технологии (с 33% до 42% соответственно), что на наш взгляд, не вполне релевантно заявленным целям и мероприятиям.Взаимодействие осуществляется и с органами МВД в целях повышения безопасности дорожного движения, снижения смертности на дорогах. Так, Министерством здравоохранения 2006 г. подготовлены и внесены на рассмотрение МВД РТ предложения к проектам Комплексной программы по профилактике правонарушений в Республике Татарстан на 2006 - 2008 годы, программы «Повышение безопасности дорожного движения в Республике Татарстан на 2008 - 2012 годы», по формированию трассовой службы на наиболее аварийно опасных участках автодорог [26].
Политика региональных органов власти развивается в направлении взаимодействия с религиозными институтами: так в конце 2008 г. Министерство здравоохранения РТ подписало договор о сотрудничестве с Духовным управлением мусульман РТ и Казанской епархией Русской православной церкви, который должен облегчить доступ к больным служителей культа традиционных религий республики посредством создания молельных мест на территории медучреждений, организации лекций для медработников [27].
Таким образом, государственные органы республики, занимающиеся охраной здоровья населения, осуществляют свое регулирование посредством взаимодействия с различными социальными институтами - религией, образованием, органами правопорядка, однако данное взаимодействие сквозь призму общественного мнения недостаточно эффективно, как и, впрочем внедрение идей инновационного развития, которые не встречают должной поддержки среди населения [28, С. 267]. В целом социально-критический анализ
республиканских программ позволяет обозначить политический контекст социальной проблемы здоровья, сделать вывод о его латентных для рядового обывателя либеральных тенденций.
Литература
1. Программа развития нефтегазохимического комплекса Республики Татарстан на 2004-2008 годы. URL: http://prav.tatar.ru/rus/complan.htm?pub_id=368
2. Председатель Правительства Российской Федерации В.В.Путин провел на ОАО "Нижнекамскнефтехим" совещание о мерах по развитию нефтехимии и газохимии в России. Вступительное слово В.В .Путина. URL: http://www. government.ru/content/governmentactivity/mainnews/archive/2009/11/17/3280909.htm
3. Заболеваемость населения по основным классам заболеваний в 2000 - 2007 гг. (зарегистрировано больных с диагнозом, установленным впервые в жизни). URL: http://www.gks.ru/free_doc/2008/zdrav/93.htm
4. Основные показатели здравоохранения. URL: http://www.gks.ru/free_doc/2008/zdrav/ 91.htm
5. Медицинские учреждения. URL: http://www.gks.ru/free_doc/2008/zdrav/81.htm
6. Тузиков, А.Р. Государственное проектирование общественного здоровья в России сквозь призму социологии /А.Р. Тузиков. - Казань: Изд-во Казан. гос. технол. ун-та, 2009. - 208 с.
7. Медико-демографические показатели здоровья. URL: http://minzdrav. tatar.ru/rus/file/pub/pub_208.doc
8. Указ Президента РТ N УП-528 от 20.10.2008. URL: http://gsn.tatar.ru/rus/info.php?id=104035
9. Идиатуллина, К.С. Национальные проекты как форма государственного управления / К.С. Идиатуллина // Регионы России: государственное управление, безопасность национальные проекты в условиях вызовов XXI века: монография. - Казань: Изд-во Казан. гос. технол. ун-та, 2009. - 340 c.
10. Мухарямова, Л.М. Социальная политика в сфере здравоохранения в условиях разграничения бюджетных полномочий в Республике Татарстан и Республике Марий Эл / Л.М. Мухарямова, И.Б. Кузнецова-Моренко, В.Ю. Кулькова, Р.Г. Петрова, Л.Н.Салахатдинова // Социальная политика: реалии ХХІ века. Вып.3. - М.: НИСП, 2007. - С. 247-275.
11. Программа социально-экономического развития Республики Татарстан на 2005-2010 годы. URL: http://mert.tatar.ru/rus/info.php?id=107020&pub_id=316
12. Паспорт Министерства здравоохранения. URL: http://prav.tatar.ru/egov/minpasports.htm
13. Цели, задачи, мероприятия и индикаторы оценки результатов республиканской целевой программы «Модернизация амбулаторно-поликлинической помощи Республики Татарстан на 2007-2009 годы» . URL: http ://prav. tatar.ru/tat/file/pub/pub_2586_enc_533.rtf
14. Республиканская целевая программа «Развитие и совершенствование службы общей врачебной практики в Республике Татарстан на 2008-2010 годы». URL: http://minzdrav.tatar.ru/rus/plans.htm?pub_id=7254
15. Мухарямова, Л.М. Новые подходы, старые проблемы: формирование стратегии реформирования регионального здравоохранения / Л.М. Мухарямова, В.Ю. Кулькова // Управление здравоохранением. - 2009. -№ 2. - С. 44-53.14.
16. Отраслевая целевая программа «Рассеянный склероз». URL: http://minzdrav.tatar.ru/rus/plans.htm?pub_id=26976
17. Индикативная оценка деятельности системы здравоохранения Республики Татарстан на уровне муниципальных образований за 6 месяцев 2009 года. URL: http://minzdrav.tatar.ru/rus/analytic.htm?pub_id=34483
18. Тимченко, Н.С. Социальная культура здравоохранения в российском обществе начала XXI века: проблемы и пути их решения (по материалам социологических исследований): Авореф. дисс.... д-ра социол. наук / Н.С. Тимченко. - Барнаул, 2007. - 40 c.
19. Об итогах деятельности органов учреждений здравоохранения РТ в 2008 г. и целях на 2009 г. URL: minzdrav.tatar.ru/rus/file/pub/pub_26582_enc_2765.doc
20. Бек, У. Общество риска / У. Бек. - М.: Прогресс Традиция, 2000. - 384 с.
21. Деятельность бюро медико-социальной экспертизы. URL: http://www.tatstat.ru/digital/region13/2007/buro.htm
22. Минтимер Шаймиев принял участие в работе коллегии Минздрава РТ. URL: http://minzdrav.tatar.ru/rus/index.htm/news/8822.htm
23. Об итогах деятельности органов учреждений здравоохранения РТ в 2008 г. и целях на 2009 г. URL: minzdrav.tatar.ru/rus/file/pub/pub_26582_enc_2765.doc
24. О совместной деятельности учреждений образования и здравоохранения по сохранению и укреплению здоровья учащихся. URL: http://mon.tatar.ru/rus/file/pub/pub_26531.pdf
25. Программа «Развитие духовно-нравственного воспитания детей и учащейся молодежи Республики Татарстан на 2008-2011 годы». URL: http://mon.tatar.ru/year_sport_healphy_v_pomosh_pedagogam.htm?page=2
26. Информация о работе в здравоохранении в Республики Татарстан по проблеме снижения смертности населения. URL: minzdrav.tatar.ru/rus/analytic.htm?page= 2&pub_id=4013
27. РКБ предоставила две комнаты для верующих пациентов // Информационное агентство «Татар-информ». URL: http://www.tatar-inform.ru/news/2008/12/15/146110/
28. Тузиков, А.Р. Перспективы инновационного развития сквозь призму оценок населения (на примере РТ) / А.Р. Тузиков // Вестник Казан. техол. ун-та. - 2010. - № 4. - С.267-275.
© Ж. В. Савельева - канд. социол. наук, доц. каф. государственного, муниципального управления и
социологии КГТУ, [email protected].