СОЦИАЛЬНАЯ ГИГИЕНА
УДК 614.2(470.41)
У ИСТОКОВ РОССИЙСКОГО ФЕДЕРАЛИЗМА: НЕКОТОРЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В ТАТАРСТАНЕ (К 90-ЛЕТИЮ ОБРАЗОВАНИЯ ТАТАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ)
Лайсан Музиповна Мухарямова, Резеда Гильмутдиновна Галихузина
Кафедра истории, философии, политологии, социологии (зав. — проф. Л.М. Мухарямова) Казанского государственного медицинского университета
Реферат
Рассмотрено образование ТАССР как один из первых примеров формирования федерализма в России. Представлены организационная система государственного управления в сфере здравоохранения и трансформация сети учреждений здравоохранения в Татарстане.
Ключевые слова: федерализм, советский строй, организационная система государственного управления в сфере здравоохранения в Татарстане.
В мае 2010 года в Татарстане отпраздновали 90-летие образования Татарской республики. Юбилею придавалось очень большое значение. Программа подготовки к нему включала проведение торжественного заседания, международных научных мероприятий, организацию выставок и презентаций, встречи с ветеранами и конкурсы журналистских работ, изготовление специальных памятных знаков, закладку новых парков и скверов, благоустройство исторических памятников и многое другое. Почему это событие привлекло к себе столь большое внимание?
Непредвзятый анализ показывает, что единства мнений по вопросу исторического значения образования ТАССР нет. Так, ряд исследователей считают, что создание Татарской республики на территории бывшей Казанской губернии, а также нескольких уездов Симбирской, Самарской, Уфимской и Вятской губерний ограничило исторические границы расселения татарского народа. Действительно, после революции 1917 года была сделана попытка самоопределения татар в виде республики под названием «Штат Идел-Урал», куда должны были войти Казанская, Уфимская, Оренбургская губернии. Однако политика большевиков против формирования такого крупного образования, с одной стороны, и нежелание башкирских националистов объеди-
няться с татарами в рамках одного государства — с другой привели к тому, что появились две крупные республики — Башкирская (20 марта 1919 года) и Татарская в нынешних границах. Возникновение Татарской республики стало важным инструментом конструирования татарской политической нации в современном понимании [4]. Позднее политическая элита республики неоднократно поднимала вопрос об изменении её статуса: в 1922 г. при образовании СССР, в 1936 и 1977 гг. при принятии Конституции СССР, в 1952—1953 гг. при образовании в ТАССР Казанской, Чистопольской, Бугульминской областей. Предложение о преобразовании ТАССР в союзную республику центральными властями рассматривалось, но не было принято.
Другие критики создания Татарской республики рассматривают это событие как начало порочного пути построения российской государственности в качестве федерации национально-государственных образований, построенных по этническому принципу. По их мнению, этнический федерализм создает постоянные угрозы единству и стабильности страны. Однако мировой исторический опыт показывает примеры и гармоничного развития федераций, и распада формально унитарных государств. Федерализм — это форма, позволяющая в границах большого государственного образования сохранить исторически сложившееся многообразие традиций, обычаев, культуры, это средство демократизации управления государством и обеспечения свободы, признание ценности и законности единства и разнообразия [2].
История, как известно, не имеет сослагательного наклонения. Создание
293
ТАССР стало началом развития республики в новом статусе, именно оно означало формальное признание права народа на самоопределение. Этот статус дал возможность татарам сохранить свой язык, этническую идентичность, создать высокую культуру, систему национального образования. Начиная с 30-х годов Татарская республика стала чисто номинальной и мало отличалась от других административных территорий страны, но институты для воспроизводства культуры и идентичности уже функционировали и продолжали влиять на общественные отношения даже в тяжелые годы сталинских репрессий. Именно это обстоятельство, как нам представляется, подготовило почву и сделало возможным формирование широкого движения за суверенитет республики в 90-е годы прошлого века.
В 1990 г. была принята Декларация о государственном суверенитете Республики Татарстан, которая провозглашалась от имени всего народа республики, а не только татар, и включала два равноправных государственных языка — татарский и русский, не предполагая при этом объявления полной независимости [5].
За годы советской власти Татарской республике удалось выйти на передовые позиции в сельском хозяйстве, создать многоотраслевую промышленность, современную науку и культуру. Отметим, что экономический рост автоматически не конвертируется в достижения социальной политики. Определение приоритетов социальной политики всегда обусловлено и историческими, и культурными, и внешними факторами. Федерализм и разграничение полномочий, безусловно, прогрессивные с точки зрения сохранения культуры, языка, традиций, создания национального образования, могут стать фактором недооценки или недофинансирования других важных задач. В этой статье предпринята попытка проследить некоторые направления в развитии здравоохранения республики в ХХ веке в данном контексте.
Известно, что основа советского здравоохранения была заложена 11 июля 1918 г. с учреждения Народного комиссариата здравоохранения РСФСР. Примечательно, что его возглавили представи-
294
тели казанской медицинской школы Н.А. Семашко и З.П. Соловьев. Параллельно возникали и органы управления здравоохранения на местах. Так, в 1918 г. был образован отдел здравоохранения Казанского губернского исполнительного комитета Совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов (губздравотдел). В его функции входила постановка медико-санитарного дела в губернии. Важнейшим событием в истории здравоохранения явилось создание в сентябре 1920 г. Наркомата здравоохранения ТАССР, возникшего в результате преобразования губздравотдела. Через 26 лет этот орган будет реорганизован в Министерство здравоохранения ТАССР. Таким образом, появление новых органов здравоохранения привело к тому, что земская медицина была упразднена, а имеющиеся к тому времени учреждения здравоохранения получили более жесткую систему подчинения. В 1920 г. при Наркомздраве ТАССР возникает секция санитарно-эпидемиологической службы и, благодаря ее деятельности, удалось ликвидировать такие заболевания, как оспа, холера, возвратный тиф. Филиалы этой службы широко действовали по всей республике. Наркомздрав ТАССР имел достаточно разветвленный аппарат. В его структуру входило Татарское государственное объединение по торговле медицинскими товарами (Татмедторг). Особое внимание уделялось организации стационарной акушерской помощи. В 20-е годы в Наркомздраве ТАССР была учреждена инспектура по родовспоможению, а в большинстве районных и участковых больниц выделены родильные койки. Их число в республике к 1935 г. составило 2150. 15—20% сельских женщин и 98% казанских жительниц в это время уже рожали в стационаре. Была реализована оригинальная российская модель подготовки детских врачей: в начале 30-х годов создавались педиатрические факультеты (в том числе в Казанском медицинском институте) [1].
В 1941 г. в структуре Наркомздрава ТАССР была образована организация дератизации и профилактической дезинфекции, а в 1953 г. она была переименована в Республиканскую санитарно-эпидемиологическую станцию.
Таким образом, Наркомздрав ТАССР осуществлял руководство работой всех учреждений здравоохранения, оказывал им необходимую практическую помощь, анализировал состояние здравоохранения в районах республики, заболеваемость населения в общем и по отдельным инфекциям [6].
Приоритетным направлением в деятельности системы здравоохранения стало поддержание здоровья детей. В 1920-е г. в Татарстане действовали консультации для обслуживания здоровых и больных детей, женские консультации, ясли, санатории для детей, школьные амбулатории. К концу 30-х годов была создана система охраны материнства и детства.
Главной проблемой того времени стали такие социально опасные заболевания, как туберкулез, венерические заболевания, трахома. В 1920 г. борьба с туберкулезом велась в стенах таких специализированных учреждений, как «Каменка», противотуберкулезный диспансер в Казани, кумысолечебница в Агрызском районе, костно-туберкулезный санаторий «Обсерватория», районные диспансеры в Заречной и Татарской слободах. Подобные учреждения функционировали в Чистополе, Буинске, Мензелинске, Арске, Елабуге, в селе Ла-ишево. Вехой в развитии фтизиатрической службы Республики Татарстан стало открытие в 1928 г. туберкулезного института. 25 декабря 1922 г. был основан венерологический диспансер, который контролировал динамику венерологических заболеваний. Социально опасным заболеванием являлась также трахома. Для решения проблемы в 1922 г. был открыт Казанский научно-исследовательский
трахоматозный институт, не имевший аналога в мире.
В советском периоде в ТАССР были учреждены институт для усовершенствования врачей (ГИДУВ), стоматологический институт, институт переливания крови, туберкулезный и трахоматозный институты, Татарский институт экспериментальной медицины, институт социалистического здравоохранения и гигиены. Медицинский факультет Казанского университета получил статус самостоятельного института, в нем от-
крылись два дополнительных факульте-та—санитарно-гигиенический (1930) и педиатрический (1932). Таким образом, развитие здравоохранения в ТАССР в эти годы отмечено значительными успехами институционального характера.
Следующим этапом в развитии медицины явилась Великая Отечественная война. В республике было развернуто около 50 эвакогоспиталей на 35 тысяч коек различного профиля, но больше всего было хирургических. Ученые, врачи и медперсонал совершали подвиг: в госпиталях было пролечено 350 тысяч раненых и больных, из них более 200 тысяч возвратились в строй, а многие проходили долечивание в открытом в 1945 г. Казанском научно-исследовательском
институте травматологии, ортопедии и восстановительной хирургии [1].
Развитие сети учреждений здравоохранения в 1913-2010 гг. характеризуются следующими данными. Если в 1913 г. действовало 98 больничных учреждений, то к 1940 г. — уже 161, т. е. их число возросло в 1,6 раза. Последующее 30-летие ознаменовалось масштабным вводом в эксплуатацию объектов здравоохранения. К 1970 г. в республике уже действовало 287 учреждений, т.е. их количество увеличилось в 1,8 раза [4]. Отметим, что в 1990-е годы активного строительства больничных и амбулаторно-поликлинических учреждений не было, было открыто лишь 12 учреждений. К 1999 г. произошло уменьшение количества объектов здравоохранения до уровня 1970 г. В 2010 г. в республике действовали 162 медицинских учреждения, продолжался процесс ликвидации слабо оснащенных и устаревших клиник и ускоренное развитие высокотехнологичных республиканских и муниципальных медицинских учреждений, в которых высококвалифицированную диагностическую помощь и стационарное лечение должны были получать большинство жителей республики.
В постсоветские годы развитие здравоохранения республики характеризовалось некоторой противоречивостью. Несмотря на то что провозглашенная в республике стратегическая модель Татарстана — это модель социально-ориентированной экономики, отрасль здраво-
охранения получала финансирование меньше, чем в других субъектах федерации, даже в те годы, когда республика платила в федеральный бюджет меньше налогов, чем другие. Финансирование здравоохранения в Татарстане в расчете на одного человека стабильно ниже, чем в среднем по России: в 2004 г. оно составляло 64,7% от среднероссийского показателя, в 2005 г.— 72,5%, в 2006 г. — 95,2%. Финансирование из средств консолидированного бюджета здравоохранения за 2009 г. составило 20,6 млрд рублей, в расчете на душу населения — 5 567,84 руб. (норматив в РФ — 7 633,4 руб.). План по средствам ОМС был выполнен на 99,5%.
Перед Татарстаном поставлена задача формировать новую социальную политику, направленную на изменение качества жизни населения —повышение уровня жизни и расширение инфраструктурного обеспечения. По мнению президента РТ Р.Н. Минниханова (изложенному еще в должности премьер-министра республики), «необходимо четко понимать, сколько учреждений здравоохранения, социальной защиты, культуры, спорта должно быть в республике...Наша задача не в том, чтобы создавать новые учреждения, а в том, чтобы предоставить возможности для создания среды по оказанию услуг». Предполагается, что такая политика должна способствовать реальной оптимизации расходов и более эффективному использованию бюджетных средств любого уровня. В республике внедрена модель одноканального
финансирования, готовится переход к новой системе оплаты труда, внедряются новые управленческие решения. Все это должно способствовать повышению доступности и качества медицинской помощи, а в конечном итоге укреплению здоровья людей.
ЛИТЕРАТУРА
1. Здравоохранение Республика Татарстан / Под ред. В.Ю. Альбицкий, К.Ш. Зыятдинов. — Казань, 2000. — 184 с.
2. Правовые основы федерализма. — М., 2006. — 422 с.
3. Республики Татарстан. 1920-2000: Стат. сб. — Казань, 2001. — 304 с.
4. Татары. / Под ред. Р.К. Уразманова, С.В.Чешко. — М., 2001. — 583 с.
5. Шаймиев М.Ш. Татарстан — прогресс через стабильность. — Казань, 2008. — 744 с.
6. Центральный государственный архив историко-политической документации (ЦГА ИПД РТ) ф.1120,оп.1, д. 84, л.14.
AT THE ORIGINS OF RUSSIAN FEDERALISM: SOME STAGES OF HEALTHCARE DEVELOPMENT IN TATARSTAN (TO THE 90TH ANNIVERSARY OF TATAR REPUBLIC)
L.M. Mukharyamova, R.G. Galikhuzina
Summary
Studied was the establishment of TaSSR as one of the first examples of the formation of federalism in Russia. Presented were the organizational system of government administration in the healthcare field and the transformation of a network of healthcare institutions in Tatarstan.
Key words: federalism, the Soviet system, organizational system of government administration in healthcare field in Tatarstan.