УДК 353.2
Олифиренко Ю.А. студент 3 курса магистратуры направление подготовки «Государственное и муниципальное управление» Российская академия народного хозяйства и государственной
службы при Президенте РФ Южно-Российский-филиал Россия, г.Ростов-на-Дону Научный руководитель: Садовникова Ю.Ю., к.э.н.
доцент
Российская академия народного хозяйства и государственной
службы при Президенте РФ Южно-Российский институт управления
филиал
Россия, г.Ростов-на-Дону
УПРАВЛЕНИЕ СФЕРОЙ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ: ПРОБЛЕМЫ И НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
Аннотация: Совершенствование системы здравоохранения является одной из важных задач, решение которой способствует повышению уровня и качества жизни населения. Одной из проблем в сфере здравоохранения можно считать обеспечение и управление качеством медицинской помощи. В статье анализируется система здравоохранения Тульской области, проводится анализ проблем и направлений развития региональной системы здравоохранения
Ключевые слова: система здравоохранения, социальная сфера, государственное управление, население, регион.
Olfirenko Yu.A. 3rd-year master's student training area "State and Municipal Administration "
Russian Academy of
National Economy and Public Administration under the President of the
Russian Federation South-Russian-branch Russia, Rostov-on-Don Scientific supervisor: Sadovnikova Yu. Yu., сandidate of economics
associate professor
Russian Presidential Academy of National Economy and Public
Administration
The South Russian Institute of Management-branch
Russia, Rostov-on-Don
HEALTH MANAGEMENT OF THE TULA REGION: PROBLEMS AND DIRECTIONS FOR IMPROVEMENT
Annotation: Improving the health care system is one of the important tasks, the solution of which contributes to an increase in the level and quality of life of the population. One of the problems in the field of health care can be considered the provision and management of the quality of medical care. The article analyzes the health care system of the Tula region, analyzes the problems and directions of development of the regional health care system
Key words: health care system, social sphere, public administration, population, region.
Здравоохранение представляет собой базовый компонент социальной сферы государственного управления, целью которого является сохранение и укрепление здоровья населения путем реализации эффективной государственной политики в совокупности с профилактической, лечебной и иных видов деятельности медицинских учреждений.
Региональная система здравоохранения, являясь составной частью единой национальной системы, является более индивидуальной и имеет свои особенности, вытекающие из специфики состояния общественного здоровья населения региона, сложившийся уровень смертности и заболеваемости, предпочтения пациентов в приобретении медицинских услуг, и соотношения иных внутренних и внешних факторов, оказывающих влияние на её функционирование. Также на ее формирование оказывают влияние опыт и специфика социально-экономического и исторического развития территории.
Тульская область - субъект РФ, входящий в состав Центрального Федерального округа и занимающий 0,15 % территории России (25.7 тыс. км2). Область протянулась с севера на юг - 200 км, с запада на восток - 190 км и граничит с Московской, Рязанской и Липецкой областями, с Орловской и Калужской областями. В состав региона входят 103 муниципальных образования, включающих 7 городских округов, 20 муниципальных районов, 23 городских и 54 сельских поселений [1].
В целом, Тульская область характеризуется неблагоприятной демографической ситуацией, выделяющей ее даже на фоне Центральной России. Подобные негативные тренды сложились в регионе еще с 90-х годов, когда смертность превысила рождаемость и резко пошла вверх и более чем в три раза превысила рождаемость. По данным исследования Минздрава РФ, тульский регион одновременно и «старый», и «больной» -относительно здоровы здесь менее трети населения. Показатель общей
заболеваемости с диагнозом, установленным впервые в жизни, у взрослого населения в 2018-19 гг. составил 520,1 на 1000 взрослых, что несколько ниже по сравнению с 2016 г. (525,0 на 1000 взрослых) [2].
В структуре первичной заболеваемости взрослого населения в 2019 году первое место занимают болезни органов дыхания (35,9%), второе -травмы и отравления (11,4%), третье - болезни системы кровообращения (7,6%). Показатель онкологической заболеваемости населения Тульской области в составил 456,9 на 100 000 населения Максимальный прирост показателей первичной заболеваемости взрослых за последние годы отмечен по болезням эндокринной системы, органов дыхания и пищеварения.
Модель организации медицинской помощи в Тульской области -трехуровневая, включающая медицинские организации областного, межтерриториального и муниципального уровней. Кроме того, на территории региона функционируют учреждения здравоохранения федерального подчинения и учреждения иной формы собственности.
Сеть учреждений здравоохранения Тульской области максимально приближена к федеральным нормативам с учетом территориальных особенностей. В настоящее время медицинская помощь населению региона оказывается в 103 медицинских организациях, в том числе в 64 больничных, 4 диспансерах, 23 амбулаторно-поликлинических организациях, 30 отделениях скорой медицинской помощи в составе районных и городских больниц.
По обеспеченности врачами на 10 тыс. населения, Тульская область занимает лишь 15 место среди регионов Центрального федерального округа. За 2005-2016 годы численность врачей в области сократилась с 5,5 до 5,4 тыс. человек, что в расчете на 10 000 населения количество врачей составило в 2016 году 36,2 человек. Это ниже среднероссийского показателя и среднего значения по ЦФО (46,4 и 46,3 человек соответственно). К 2019 году численность врачей стала немного расти и составила 5,6 тыс. чел., что в расчете на 10 000 населения - 38,5 человек, что по-прежнему ниже среднероссийского показателя и среднего значения по ЦФО [3].
В ходе оценки основных медико-демографических показателей состояния системы здравоохранения Тульской области можно определить основные ключевые проблемы региона в сфере здравоохранения: наиболее острая проблема - сохраняющийся низкий уровень рождаемости (10,1 на 1000 населения), высокий уровень смертности (17,7 на 1000 населения), последний из которых имеет небольшую тенденцию к снижению, и высокая доля населения старше трудоспособного возраста - 29,9 %.
Оценка эффективности государственного управления здравоохранением, по мнению специалистов [4], определяется по комплексным показателям реализации программных действий и запланированных мероприятий в области сохранения и поддержания
высокого уровня оказания медицинских услуг, снижения уровня заболеваемости и роста продолжительности жизни.
Тульская область, согласно исследованиям Высшей школы экономики и составленному на их основе рейтингу доступности и качества медицинской помощи в субъектах Российской Федерации, получила достаточно низкие оценки регионального здравоохранения: в 2017 г. заняла 65 место, а за период 2012-2017 гг. - 52 место. В интегральный показатель оценки регионов по доступности и качеству медицинской помощи по методике ВШЭ включено шесть групп базовых оценочных показателей (Таблица № 1):
Таблица 1
Тульская область в рейтинге регионов РФ по доступности и качеству
медицинской помощи в 2017 году [5]
Группы показателей Место в рейтинге 2017 г.
продолжительность жизни и смертность 61
кадровое обеспечение отрасли 71
оказание медицинской помощи при сердечно -сосудистых заболеваниях 41
оказание медицинской помощи при онкологических заболеваниях 67
охрана здоровья матери и ребенка 61
организация паллиативной помощи 30
Интегральный показатель доступности и качеству медицинской помощи 65
Указанное неудовлетворительное состояние здравоохранения в Тульской области также подтверждается следующими рейтингами:
^ Центра аналитики «Эксперт» за 2019 год, основанном на базовых показателях эффективности систем здравоохранения и расходов на социально значимые заболевания, область заняла 79 место и вошла в анти-топ 10 регионов [6];
^ экспертов «Новых Известий» в 2019 году, проводивших аналитические исследования по ряду показателей качества системы здравоохранения, - 78 место и вошла в топ-10 худших субъектов РФ [7].
Опираясь на вышеприведенный рейтинг доступности и качеству медицинской помощи ВШЭ, можно отметить основные проблемные точки регионального здравоохранения: кадровое обеспечение отрасли, низкое качество оказания медицинской помощи при сердечно-сосудистых и онкологических заболеваниях, и, как следствие, низкая продолжительность жизни и высокая смертность населения региона.
Анализ вышеприведенных рейтингов эффективности управления системой здравоохранения Тульской области позволил объединить существующие проблемы в несколько основных групп:
- Несбалансированное финансирование государственных медучреждений, неэффективное использование бюджетных ассигнований и неадекватная работа системы ОМС.
- Недостаточная работа по профилактике заболеваний, в том числе социально значимых, за исключением вакцинации от гриппа.
- Невысокий уровень обеспечения жителей области дорогостоящим лечением, лекарствами и высокотехнологичной медицинской помощью.
- Недостаток квалифицированного медицинского персонала для всех категорий населения области,
- Неудовлетворенность жителей области качеством и доступностью медицинской помощи, прежде всего на первичном уровне,
- Низкое качество оказания медицинской помощи при сердечнососудистых и онкологических заболеваниях
- Низкая продолжительность жизни и высокая смертность населения региона.
Руководство Тульской области еще перед эпидемиологическим кризисом, обратило внимание на неудовлетворительное состояние системы здравоохранения региона. В настоящее время в регионе действует целый комплекс программ и законов, отвечающих за управление региональной системой здравоохранения, базовыми среди которых являются областной закон «Об охране здоровья граждан в Тульской области» № 2074-3Т0 от 01.04.2014, региональные программы приоритетных национальных проектов «Демография» и «Здравоохранение». В рамках национального проекта «Здравоохранение» действует долгосрочная государственная программа Тульской области «Развитие здравоохранения Тульской области» и региональные национальные проекты по развитию медицинской помощи населению. С 2019 года в регионе реализуется государственная программа «Развитие здравоохранения Тульской области», рассчитанная на период до 2024 года. Результативность реализации государственной программы определяется Минздравом области по 66 показателям. В целом, результативность и эффективность реализации государственной программы за 2020 год признана средней [8].
Для более эффективного развития системы здравоохранения Правительством Тульской области в 2020 году была принята региональная программа «Модернизация первичного звена здравоохранения Тульской области, которая направлена на повышение доступности первичной медпомощи, включая малочисленные населенные пункты, совершенствование материально-технической базы первичного звена медучреждений, улучшение дорожно-транспортной инфраструктуры и др.
Финансирование системы здравоохранения является одной из приоритетных задач и направлений бюджетной политики Правительства Тульской области и составляло в 2019 году 13,2% от всех расходов областного бюджета (12,4 млрд. руб.). По факту исполнения бюджета
региона в 2020 году, по данным Минфина области, расходы на развитие сферы здравоохранения и ее поддержку в условиях пандемии короновируса составили 26,1 % от всех бюджетных расходов [9].
Анализируя данные Минфина за 2017-2021 гг. Тульской области по затратам на финансирование охраны здоровья населения региона можно отметить, что произошло значительное увеличение - более чем в 2 раза -затрат на здравоохранение с 7,85 млрд. руб. в 2018 году до 19,36 млрд. руб. в 2020 году. Это связано с реализацией регионального национального проекта «Здравоохранение» и усилением приоритета вопросов охраны здоровья населения вследствие эпидемиологической ситуации по COVID-19.
В результате деятельности Правительства и Минздрава Тульской области, которая была направлена на решение данных задач, как в рамках реализации региональных приоритетных проектов, так и дополнительных действий по реорганизации и перепрофилированию медучреждений региона с учетом эпидемиологической ситуации, можно отметить, что ситуация с уровнем качества системы Тульского здравоохранения начинает улучшаться. Об эффективности данной деятельности свидетельствует следующие экспертные оценки и региональные рейтинги.
Экспертами электронного журнала «Здоровье» [10] был составлен рейтинг субъектов РФ, в расходах бюджета которых предусмотрена наибольшая сумма на здравоохранение в 2021 году в млрд. рублей (без учета средств ФОМС). Тульская область занимает в этом рейтинге 19 место с объемом, выделяемых бюджетных средств на нужды медицинской отрасли в 2021 году - 21,4 млрд. рублей, войдя в топ-30 регионов-лидеров по расходам на развитие системы здравоохранения.
В 2020 году в соответствии с экспертной оценкой, подготовленной InfraOne Research, аналитическим подразделением инвестиционной компании InfraOne и ориентированной на анализ эффективности финансирования здравоохранения и бюджетных вложений в инфраструктуру медицинской отрасли, Тульская область попала в группу «середнячков» - у нее около 65 баллов в комплексе по 2 группам показателей (1 группа показателей доступности медпомощи и 2 группа показателей здоровья населения региона). Следовательно, степень управления и финансирования медицинской сферой региона -удовлетворительная.
Все вышесказанное влечет за собой необходимость разработки дальнейших мер по улучшению демографической ситуации и системы здравоохранения в Тульской области. К таким мерам можно отнести:
•S оптимизацию структуры отрасли региона путем создания сети многопрофильных межтерриториальных медицинских центров и развития амбулаторно-поликлинической медицинской помощи, а также создание специализированных центров по лечению больных с сердечнососудистыми, эндокринологическими и онкологическими заболеваниями;
•S создание условий равного доступа всех жителей Тульской области, включая проживающих в сельской местности, к качественной медицинской помощи путем развития инфраструктуры и материально -технической базы для оказания первичной медико-санитарной помощи, медпомощи в амбулаторных условиях и в условиях дневного стационара; скорой помощи и медицинской эвакуации;
•S обеспечение доступности для населения современных эффективных медицинских технологий, инновационных методов диагностики и лечения, совершенствование специализированной высокотехнологичную медицинскую помощь, развитие
телекоммуникационной медицины;
•S развитие профилактических программ и программ, направленных на формирование здорового образа жизни, ответственного отношения к своему здоровью и здоровью своих детей;
•S повышение уровня заработной платы работникам медорганизаций с учетом его интенсивности и качества, а также с учетом новых нормативов медпомощи, включающих изменение объемов и потребностей медуслуг, новые технологии, реструктуризацию коечного фонда;
•S укрепление кадрового потенциала медицинских организаций Тульской области путем развития системы непрерывного медицинского образования за счет введения системы целевого распределения, образовательных кредитов, повышающих квалификационных коэффициентов зарплаты, обеспечения иной мотивации медработников (компенсаций, стимулирующих выплат).
Эффективная реализация всех указанных направлений и мероприятий обеспечит формирование здорового образа жизни населения Тульской области, позволит создать систему здравоохранения, предоставляющую доступные и качественные медицинские услуги на основе единых требований и подходов с учетом инновационных технологий, которая будет являться залогом устойчивого социально -экономического развития региона в долгосрочной перспективе.
Использованные источники:
1. Официальный портал Правительства Тульской области - [Электронный ресурс] - Режим доступа: URL: https://tularegion.ru/tula/about/
2. Официальный сайт Министерства здравоохранения Тульской области -[Электронный ресурс] - Режим доступа: URL: https://minzdrav.tularegion.ru/
3. Федеральная служба государственной статистики: Регионы России. Социально-экономические показатели: 2020. - [Электронный ресурс] -Режим доступа: URL: https://gks.ru/ bgd/regl/b20_14p/Main.htm
4. Бурковский П.В., Дейнекина В.М. Организационные аспекты совершенствования управления здравоохранением в регионе//Сб. статей международ. науч.-исслед. конкурса «Студент года 2020, Петрозаводск, 11 мая 2020 года». - Петрозаводск, 2020, - С.134-137.
5. Рейтинг доступности и качества медицинской помощи в субъектах Российской Федерации [Текст] / С. В. Шишкин, О. Ф. Понкратова, Е. Г. Потапчик, С. В. Сажина: Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». - М.: Изд. дом ВШЭ, 2019.- 96 с. - [Электронный ресурс] - Режим доступа: URL: http://www.hse.ru/org/hse/
6. Рейтинг регионов-2019. Здравоохранение: показатели системы здравоохранения и расходы на социально значимые заболевания -[Электронный ресурс] - Режим доступа: URL: https://expertnw.com/upload/pdf/rating_regions_health_2019.pdf
7. Сводный годовой доклад об оценке результативности и эффективности государственных программ Тульской области за 2020 год//Официальный портал Правительства Тульской области - [Электронный ресурс] - Режим доступа: URL: https:// tularegion.ru/ upload/ iblock/804/804b270007c0a33442d5397c1c5f383f.pdf
8. Официальный сайт Министерства финансов Тульской области -[Электронный ресурс] - Режим доступа: URL: https://minfin.tularegion.ru/
9. РЕЙТИНГ «НИ». Медицина в регионах: ИТ0ГИ-2019. - [Электронный ресурс] - Режим доступа: URL: https://newizv.ru/article/tilda/10-12-2019/itogi-2019-kakuyu-meditsinu-my-poluchili
10. Топ-30 регионов по расходам на здравоохранение//Электр. журнал «Здравоохранение России» - [Электронный ресурс] - Режим доступа: URL: https://zdorovayarossia.ru/ratings/top-30-regionov-po-raskhodam-na-zdravookhranenie_/