Научная статья на тему 'УПРАВЛЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТОЙ СТУДЕНТОВ ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНЫХ ПРОФИЛЕЙ ПОСРЕДСТВОМ РАЗВИТИЯ ЦИФРОВОЙ СРЕДЫ ВУЗА'

УПРАВЛЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТОЙ СТУДЕНТОВ ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНЫХ ПРОФИЛЕЙ ПОСРЕДСТВОМ РАЗВИТИЯ ЦИФРОВОЙ СРЕДЫ ВУЗА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
152
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Концепт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА / ЦИФРОВИЗАЦИЯ / ЦИФРОВАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шилинг Галина Сергеевна

Вес самостоятельной работы студентов университетов увеличивается с каждым годом. Это связано и с увеличением доли часов, отведенных на нее, и с изменением критериев оценки учебной деятельности. Цифровизация образования вносит свои коррективы в этот процесс. Необходимо отметить важность целенаправленного управления самостоятельной работой, создания единой рабочей слаженной программы управления подобной деятельностью студентов. Исследование, результаты которого описаны в данной работе, проводилось на базе Алтайского государственного гуманитарно-педагогического университета имени В. М. Шукшина со студентами естественно-научных профилей. Его целью явилась разработка единой программы управления самостоятельной работой студентов в условиях цифровизации образования. Программа построена по модели управления, описанной в работах по менеджменту А. Файоля. В программе выделены ключевые этапы, от разработки нормативной документации по созданию единой образовательной цифровой среды университета до налаживания каналов взаимодействия всех участников учебного процесса. Создание единой цифровой среды, позволяющей эффективно взаимодействовать в рамках образовательного процесса, является актуальной задачей, особенно в последнее время. Апробация программы управления осуществлялась в течение двух лет. Начало работы над исследованием пришлось на активную фазу вынужденного дистанционного обучения, введенного повсеместно из-за эпидемиологической обстановки в стране. Таким образом, удалось выявить в полевых условиях слабые места развивающейся информационной структуры, провести необходимую корректировку. Данные, полученные в результате исследования, говорят о повышении качества вовлеченности студентов в образовательный процесс при самостоятельной работе. Это подтверждается в том числе и публикационной активностью обучающихся. Результаты двухлетних наработок и составленная программа могут быть использованы административными службами образовательных учреждений в работе, направленной на повышение качества организации самостоятельной работы студентов посредством электронных образовательных ресурсов. Кроме того, результаты проведенного исследования могут быть востребованы в учебном процессе учреждений среднего профессионального образования, школ, а также в системе повышения квалификации педагогов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MANAGEMENT OF INDEPENDENT WORK OF NATURAL SCIENCE MAJORS THROUGH THE DEVELOPMENT OF THE DIGITAL ENVIRONMENT OF THE UNIVERSITY

The portion of independent work of university students increases every year. This is due to an increase in the proportion of hours allocated to it and to a change in the criteria for evaluating learning results. Digitalization of education makes its adjustments to this process as well. It is necessary to note the importance of purposeful management of independent work, creation of a unified well-coordinated work program for controlling learning activities of students. The study, the results of which are described in this work, was conducted by the Altay State University оf Pedagogy and Humanities named after V.M. Shukshin with students - natural science majors. Its goal was to develop a unified program for managing independent work of students in the context of digitalization of education. The program is based on the management model described in the works on management by A. Fayol. The program highlights the key stages, from working out regulatory documentation for the creation of a unified educational digital environment of the university to the establishment of interaction channels for all participants in the educational process. Creating a unified digital environment that allows effective interaction within the educational process is an urgent present-day task. The management program has been tested for two years. The study started in the active phase of obligatory distance learning, introduced everywhere due to the epidemiological situation in the country. Thus, it was possible to identify the weaknesses of the developing information structure “in the field”, to make the necessary adjustments. The data obtained as a result of the study indicate an increase in the quality of students' involvement in the educational process during independent work. This can be proved, among other things, by the publication activity of students. The results of the two-year developments and the worked-out program can be used by the administrative departments of educational institutions in the work aimed at improving the quality of the organization of students’ independent work through electronic educational resources. In addition, the results of the conducted research may be used in the educational process of secondary vocational and general schools, as well as in the system of upgrade training for teachers.

Текст научной работы на тему «УПРАВЛЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТОЙ СТУДЕНТОВ ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНЫХ ПРОФИЛЕЙ ПОСРЕДСТВОМ РАЗВИТИЯ ЦИФРОВОЙ СРЕДЫ ВУЗА»



ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

2022, № 06 (июнь) Раздел 5.8. Педагогика (13.00.00 Педагогические науки) ART 221040 DOI: 10.24412/2304-120X-2022-11040 УДК 378.147:004.9

Управление самостоятельной работой студентов естественно-научных профилей посредством развития цифровой среды вуза*

Management of independent work of natural science majors through the development of the digital environment of the university

Автор статьи

Шилинг Галина Сергеевна,

кандидат физико-математических наук, доцент кафедры математики, физики, информатики ФГБОУ ВО «Алтайский государственный гуманитарно-педагогический университет имени В. М. Шукшина», г. Бийск, Россия ORCID: 0000-0002-9184-2590 shilinggs@mail.ru

Конфликт интересов

Конфликт интересов не указан Для цитирования

Шилинг Г. С. Управление самостоятельной работой студентов естественно-научных профилей посредством развития цифровой среды вуза // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2022. № 06. С. 1-15. URL: http://e-

koncept.ru/2022/221040.htm. DOI: 10.24412/2304-120X-2022-11040

Author of the article Galina S. Shiling,

Candidate of Physical and Mathematical Sciences, Associate Professor, Department of Mathematics, Physics and Informatics, Altay State University of Pedagogy and Humanities named after V.M. Shukshin, Biysk, Russia ORCID: 0000-0002-9184-2590 shilinggs@mail.ru

Conflict of interest statement

I Conflict of interest is not declared For citation

G. S. Shiling, Management of independent work of natural science majors through the development of the digital environment of the university // Scientific-methodological electronic journal "Concept". 2022. No. 06. P. 1-15. URL: http://e-koncept.ru/2022/211040.htm. DOI: 10.24412/2304-120X-2022-11040

Поступила в редакцию Received 08.03.22 Получена положительная рецензия Received a positive review 12.04.22

Принята к публикации Accepted for publication 12.04.22 Опубликована Published 30.06.22

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0) © Концепт, научно-методический электронный журнал, 2022 © Шилинг Г. С., 2022

* Исследование выполнено при поддержке Министерства просвещения РФ в рамках государственного задания АГГПУ им. В. М. Шукшина на выполнение НИР «Формирование естественно-научного компонента функциональной грамотности обучающихся».

Аннотация

Вес самостоятельной работы студентов университетов увеличивается с каждым годом. Это связано и с увеличением доли часов, отведенных на нее, и с изменением критериев оценки учебной деятельности. Цифровиза-ция образования вносит свои коррективы в этот процесс. Необходимо отметить важность целенаправленного управления самостоятельной работой, создания единой рабочей слаженной программы управления подобной деятельностью студентов. Исследование, результаты которого описаны в данной работе, проводилось на базе Алтайского государственного гуманитарно-педагогического университета имени В. М. Шукшина со студентами естественно-научных профилей. Его целью явилась разработка единой программы управления самостоятельной работой студентов в условиях цифрови-зации образования. Программа построена по модели управления, описанной в работах по менеджменту А. Файоля. В программе выделены ключевые этапы, от разработки нормативной документации по созданию единой образовательной цифровой среды университета до налаживания каналов взаимодействия всех участников учебного процесса. Создание единой цифровой среды, позволяющей эффективно взаимодействовать в рамках образовательного процесса, является актуальной задачей, особенно в последнее время. Апробация программы управления осуществлялась в течение двух лет. Начало работы над исследованием пришлось на активную фазу вынужденного дистанционного обучения, введенного повсеместно из-за эпидемиологической обстановки в стране. Таким образом, удалось выявить в полевых условиях слабые места развивающейся информационной структуры, провести необходимую корректировку. Данные, полученные в результате исследования, говорят о повышении качества вовлеченности студентов в образовательный процесс при самостоятельной работе. Это подтверждается в том числе и публикационной активностью обучающихся. Результаты двухлетних наработок и составленная программа могут быть использованы административными службами образовательных учреждений в работе, направленной на повышение качества организации самостоятельной работы студентов посредством электронных образовательных ресурсов. Кроме того, результаты проведенного исследования могут быть востребованы в учебном процессе учреждений среднего профессионального образования, школ, а также в системе повышения квалификации педагогов.

Ключевые слова

Abstract

The portion of independent work of university students increases every year. This is due to an increase in the proportion of hours allocated to it and to a change in the criteria for evaluating learning results. Digitalization of education makes its adjustments to this process as well. It is necessary to note the importance of purposeful management of independent work, creation of a unified well-coordinated work program for controlling learning activities of students. The study, the results of which are described in this work, was conducted by the Altay State University of Pedagogy and Humanities named after V.M. Shukshin with students - natural science majors. Its goal was to develop a unified program for managing independent work of students in the context of digitalization of education. The program is based on the management model described in the works on management by A. Fayol. The program highlights the key stages, from working out regulatory documentation for the creation of a unified educational digital environment of the university to the establishment of interaction channels for all participants in the educational process. Creating a unified digital environment that allows effective interaction within the educational process is an urgent present-day task. The management program has been tested for two years. The study started in the active phase of obligatory distance learning, introduced everywhere due to the epidemiological situation in the country. Thus, it was possible to identify the weaknesses of the developing information structure "in the field", to make the necessary adjustments. The data obtained as a result of the study indicate an increase in the quality of students' involvement in the educational process during independent work. This can be proved, among other things, by the publication activity of students. The results of the two-year developments and the worked-out program can be used by the administrative departments of educational institutions in the work aimed at improving the quality of the organization of students' independent work through electronic educational resources. In addition, the results of the conducted research may be used in the educational process of secondary vocational and general schools, as well as in the system of upgrade training for teachers.

Key words

самостоятельная работа, высшее образование, циф- independent work, higher education, digitalization, digi-

ровизация, цифровая образовательная среда, управ- tal educational environment, management, improving

ление, повышение качества образования the quality of education

Благодарности Acknowledgements

Автор выражает благодарность коллективу преподавателей института естественных наук и профессионального образования Алтайского государственного гуманитарно-педагогического университета имени В. М. Шукшина за содействие в проведении экспериментальной части работы.

The author expresses his gratitude to the team of teachers of the Institute of Natural Sciences and Vocational Education of the Altai State Humanitarian and Pedagogical University named after V. M. Shukshin for their assistance in carrying out the experimental part of the work.

Введение / Introduction

В настоящее время навык успешной самостоятельной работы является одним из ключевых. В области высшего образования он имеет особую значимость. Во-первых, доля часов, отведенных на самостоятельную работу, по сравнению с аудиторной, растет с каждым годом. Такая ситуация складывается по всему миру. В нашей стране это

связано в первую очередь с введением в новые стандарты компетентностного подхода. Второй аспект важности повышения качества самостоятельной работы - это необходимость превратить студента из объекта обучения в субъект. Необходимо научить студента добывать необходимые знания, приобретать новые умения в течение всей жизни. Такая идея саморазвития в течение всей жизни находит отражение в термине «гибкие навыки», о котором говорится в работах [1, 2].

Такая успешность в рамках самостоятельной работы особенно актуальна для студентов естественно-научного профиля. Биология, химия, физика как отрасли науки год от года прогрессируют, и специалист в этих областях просто обязан быть в тренде.

Обзор литературы / Literature review

Самостоятельная работа является одной из обязательных форм образовательной деятельности, которая должна обеспечивать реализацию требований федеральных государственных стандартов высшего профессионального образования (ФГОС), созданных на основе Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» [3]. Конкретные требования к ней определяются в федеральных государственных образовательных стандартах высшего профессионального образования по направлениям и специальностям. Если анализировать стандарт для бакалавриата «Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), то необходимость в навыках самостоятельной работы в первую очередь можно проследить через компетенции. Так, например, компетенция ОК-6 непосредственно нацелена на это (ОК-6 Способность к саморазвитию и самообразованию).

Заметим, что общемировая тенденция в высшем образовании - это повышение процентного отношения самостоятельной работы студентов к аудиторной. Как отмечают А. Лопес-Алькаррия, А. Оливарес-Висенте, развитие компетентностных качеств личности студента невозможно без увеличения количества часов на самостоятельную работу [4].

С. Нико отдельно выделяет в системе компетенций будущего педагога умение саморазвиваться [5].

Тогда возникает идея о том, что, двигаясь в сторону компетентностного подхода в сфере образования, нужно в первую очередь ориентироваться на развитие умений и навыков самостоятельной работы как единой системы, воспитывать культуру такой деятельности. Самостоятельную работу как форму организации обучения в современном обществе можно рассматривать как инструмент для поиска необходимой информации, творческого восприятия и осмысления учебного материала в ходе аудиторных занятий, разнообразные формы познавательной деятельности студентов на занятиях и во внеаудиторное время, развитие аналитических способностей, навыков контроля и планирования учебного времени, выработку умений и навыков рациональной организации учебного труда [6].

В.-Т. Чачук, К. Александраш отмечают, что студентов необходимо научить учиться. Авторы отмечают, что у части обучающихся возникают сложности в своей учебной деятельности, так как они не обладают достаточными навыками планирования, осмысления, систематизации [7].

Ю-Фэнь Ян проанализировал и систематизировал новые стратегии обучения, разрабатываемые будущими учителями для дальнейшего использования в своей самостоятельной профессиональной деятельности [8].

Самостоятельная работа студентов всегда находилась под пристальным вниманием педагогов-исследователей, ведь к ней обычно применяют повышенные требования. Так, в своей работе [9] Н. В. Морозова делает обзор инновационных средств организации самостоятельной работы студентов. Автор приводит опыт внедрения различных практических методик, дает оценку их эффективности. Т. Л. Шапошникова указывает,

что конкурентоспособный выпускник - это в первую очередь человек способный получать образование (в том числе самообразование) на протяжении всей жизни [10].

В последнее время вопрос грамотного управления самостоятельной работой вновь стал актуальным. Несмотря на, казалось бы, достаточную проработанность, он заиграл новыми красками в условиях цифровизации образования. Переход к цифре повлиял на все сферы жизни, в том числе и на образование. В современных реалиях тема создания грамотной программы управления и, главное, практически рабочей достаточно актуальна. В настоящее время действующих программ управления самостоятельной работой студентов в условиях цифровизации практически нет.

При этом цифровизация выявила ряд трудностей. Так, Х. Чжао анализирует возможные изменения, вызванные внедрением цифровых технологий в сферу высшего образования, и отмечает недостаток подготовки педагогических кадров и отсутствие у них мотивации для активного использования цифровых средств в своей профессиональной деятельности [11]. Также на недостаточную квалификацию и нехватку кадров в сфере цифрового образования, недостаток заинтересованности и финансовой поддержки также указывает Л. Старр [12]. Это всё мешает свободному распространению сквозных цифровых технологий в сфере высшего образования.

Резюмируя вышесказанное, нужно обратить внимание на то, что в среде высшего образования назревает проблема разработки новых стратегий управления в организации самостоятельной работы. Как отмечает А. С. Геращенко [13], каждая из таких стратегий должна иметь свой индивидуальный окрас в зависимости от задач и установок.

Отдельным вопросом можно выделить систему оценки качества самостоятельной работы студентов. В. А. Питкин, Н. К. Вальчук предлагают оценивать самостоятельную работу студента (в цифровой среде) по четырем основным критериям (автономность, использование сетевых технологий, креативность, рефлексивность) [14]. Естественно, что они едва ли были бы применимы (особенно использование сетевых технологий) вне условий информатизации образования (информационного общества).

И. С. Ворошилова, Т. В. Тихомирова [15] выделили и охарактеризовали основные уровни самостоятельной работы студентов. В качестве базы диагностики ими был предложен автоматизированный системно-когнитивный анализ. Указанный метод ин-тегративной диагностики является универсальным, т. е. постоянным по отношению к профилю образовательной среды, а также направлению подготовки студента. Именно этот метод был положен в основу исследования, описанного в настоящей работе.

С точки зрения авторов, возможна упрощенная интегративная диагностика самостоятельной работы студентов с градацией по уровням использования информационных технологий для индивидуальной работы на «очень низкий», «низкий», «средний», «высокий» и «очень высокий».

Низший уровень будем характеризовать тем, что в работе не применяются современные информационные технологии (тем более возможности информационно-образовательной среды), низким уровнем автономности, креативности и рефлексивности обучающегося. На этом уровне практически не происходит становления умений личностно-профессиональной самоорганизации; готовность к самостоятельной работе практически отсутствует, а обучающийся не превращается из объекта педагогического управления в субъект. Эффективность самостоятельной работы стремится к нулю (т. е. она не играет значимой роли в личностных качествах обучающегося).

Низкий уровень отличается от низшего тем, что может наблюдаться уже определенный уровень автономности студента, тем не менее, по-прежнему недостаточно вы-

ражена креативность и рефлексивность, хотя роль самостоятельной работы в формировании знаний и умений увеличивается. При этом эффективность использования рабочего времени, которое отводится на самостоятельную работу, остается низкой.

Средний уровень уже можно ознаменовать достаточно высоким уровнем автономности студента в ходе самостоятельной работы. Автономность выражается в том числе мотивацией как к анализу ее результатов деятельности, так и к совершенствованию операциональных действий. На этом уровне уже происходит полноценное применение современных информационных технологий, но оно не носит тотального характера. Здесь уже самостоятельная работа имеет существенный вес в формировании знаний, умений, навыков студентов. При этом все же по-прежнему слабо происходит формирование умений личностно-профессиональной самоорганизации, готовности к самообразованию.

Умение использовать современные информационные технологии в самостоятельной работе выносится на все остальные уровни, включая уровень «выше среднего».

Высший уровень отличается от предыдущих тем, что студент не только может обеспечить такой уровень собственной самостоятельной работы, но и способен оказать помощь в ней своим сверстникам (либо стать наставником, тьютером для младших товарищей). При этом он часто демонстрирует личный опыт эффективной (успешной) самостоятельной работы, и другие обучающиеся стремятся его присвоить. Кроме того, на данном уровне, как отмечают авторы работы, самостоятельная работа неразрывно связана с вовлечением обучающегося в научно-исследовательскую и проектную деятельность.

В. А. Питкин и другие в своей статье [16] обращают внимание на то, что, опираясь на указанные выше критерии, следует проектировать программы управления и технологии сопровождения самостоятельной работы студентов. При конструировании учебного материала для самостоятельной работы педагог должен оценивать степень обученности студента (уровень усвоения знаний) и его готовность к самостоятельной работе (чем ниже уровень готовности, тем интенсивней процесс коррекции учебной деятельности студента).

И здесь закономерно возникает вопрос об эффективных решениях в процессе управления самостоятельной работой студентов.

При переходе от организации к управлению самостоятельной работой студентов в современном российском вузе может возникнуть ряд трудностей: способы документирования процесса, нормирование времени и его учет, актуальные виды и формы работы. Особое внимание необходимо уделять тем образовательным технологиям, которые мотивируют студентов к самообучению, самоорганизации и самоконтролю [17, 18].

В данный момент образовательная среда всех без исключения учебных заведений, в том числе и вузов, переживает в очередной раз волну трансформаций. При этом активно внедряются электронные формы обучения.

Существующая система организации самостоятельной работы на данный момент привязана к прежней структуре планирования и оценки, и при этом слабо учитывает компетентностную составляющую обучения. Фактически на сегодняшний день организация и управление самостоятельной работой отданы на откуп преподавателю, в ней нет единой четкой структуры, нет согласованности между дисциплинами. По сути дела, каждый педагог реализует это так, как он видит.

Для создания эффективной программы управления нужно воспользоваться уже готовыми наработанными приемами и моделями из менеджмента. По сути, это

можно осуществить, если рассматривать вуз как предприятие по предоставлению услуг (только в сфере образования). При этом готовые модели менеджмента необходимо трансформировать с учетом цифровизации образования.

Таким образом, мы в своем исследовании в качестве теоретической базы взяли принципы управления А. Файоля [19] и уточнили их согласно тем требованиям, которые могут быть предъявлены к образовательной системе в рамках цифровых трансформаций.

Вопросами структурирования деятельности по управлению самостоятельной работой в вузе занимались многие педагоги, суть отражена в трудах С. И. Архангельского, С. И. Зиновьева, А. Г. Молибога, П. И. Пидкасистого [20].

Организация самостоятельной работы студентов вуза является многомерным и сложным процессом, который может включать в себя следующие компоненты [21]:

- формирование мотивации;

- формирование профессиональной позиции будущего педагога;

- включение самостоятельной работы в процесс усвоения содержания учебных дисциплин;

- интеграция самостоятельной работы студентов с современными педагогическими технологиями;

- выбор форм контроля над результатами самостоятельной работы.

Приведенный анализ может явно сигнализировать об актуальности рассматриваемой проблемы. Новые реалии образования, связанные в том числе и с цифровиза-цией, приводят к необходимости пересмотра устоявшихся систем управления. Переход на компетентностную модель оценивания указывает на необходимость поиска путей развития студентов. При формировании цифровой экосистемы университета важным звеном оказалась организация эффективного взаимодействия всех участников образовательного процесса, в том числе и в рамках самостоятельной работы.

Методологическая база исследования / Methodological base of the research

Исследование было реализовано на базе института естественных наук и профессионального обучения Алтайского государственного гуманитарно-педагогического университета имени В. М. Шукшина. Были задействованы студенты четырех академических групп естественно-научной направленности (общая выборка - 69 человек).

В первую очередь были выделены этапы экспериментального исследования по составлению и апробации эффективности модели управления самостоятельной работой студентов:

1) констатирующий этап - подразумевает выяснение степени вовлеченности студентов в указанную деятельность

2) формирующий этап - разработка и внедрение программы управления самостоятельной работой студентов с использованием электронных образовательных ресурсов;

3) контрольный этап - определение эффективности программы в управлении самостоятельной работой студентов.

Первый этап состоял из двух мероприятий (осень 2019 года): первичное анкетирование студентов и преподавателей с целью ранжирования студентов по уровням согласно методике «Упрощенная интегративная диагностика самостоятельной работы студентов» (И. С. Ворошилова, Т. В. Тихомирова и др.) [22].

На втором этапе была разработана и внедрена программа по управлению самостоятельной работой студентов (2019-2021 годы).

На контрольном этапе была проведена повторная диагностика студентов по методике «Упрощенная интегративная диагностика самостоятельной работы студентов» (И. С. Ворошилова, Т. В. Тихомирова и др.) и определена эффективность программы.

Анкетирование позволило сформулировать ключевые проблемы при работе с цифровыми образовательными ресурсами, в том числе и дистанционными.

В целом самостоятельная работа студентов представляет собой совокупность аудиторных и внеаудиторных занятий и работ, обеспечивающих успешное освоение образовательной программы высшего профессионального образования в соответствии с требованиями государственного стандарта [23].

Навыки самостоятельной работы формируются у человека в течение всего жизненного пути. Когда студент приходит в учебное заведение, у него уже есть некий багаж, в том числе и по организации своего времени для индивидуальной работы. Однако в период обучения в вузе к обучающемуся предъявляются повышенные требования в этом вопросе. А у студента естественно-научного профиля это в первую очередь связано и со спецификой учебного материала, необходимого для усвоения.

Как показывает практика, по уровню включения в реализацию самостоятельной работы обучающиеся могут быть разделены на две основные группы.

Первая группа отличается тем, что ее представители обладают универсальными учебными компетенциями. Такие компетенции могут позволить им успешно справиться с любыми поставленными задачами.

Студенты второй группы не ориентированы на постоянное выполнение самостоятельной работы при освоении учебного материала. Они характеризуются низким уровнем развития универсальных учебных компетенций и навыков самоорганизации.

На практике каждый преподаватель в рабочей программе своей дисциплины самостоятельно планирует виды, формы и способы проверки самостоятельной работы. Сам же объем времени фиксируется в первую очередь в учебном плане специальности.

Для того чтобы самостоятельная работа студента была максимально успешной, ему необходимо овладеть устойчивым комплексом способов деятельности для решения различных типов учебных задач. Здесь речь может идти про стандартные, на наш взгляд, навыки: умение сделать конспект, делать обобщение и сравнение, подбирать практико-ориентированные примеры и так далее.

Результаты исследования / Research results

По результатам анкетирования выявлено, что в качестве основной сложности студенты выделили отсутствие четких требований к организации работы со стороны преподавателей. У педагогов же возникали технические вопросы так же часто, как и вопросы дидактического характера.

Начало констатирующего этапа выпало на тот период, когда вузы по всей стране перешли на дистанционный формат обучения и на практике столкнулись с рядом сложностей. Общее мнение как преподавателей, так и студентов, выраженное в анкете, это отсутствие слаженности и организованности в учебном процессе, сложности технического характера, отсутствие общих критериев оценки деятельности студента. Полученные данные помогли сформулировать общие направления деятельности при работе над программой управления.

Одновременно с анкетированием была проведена дифференциация студентов по уровням включенности в самостоятельную работу посредством электронных об-

разовательных ресурсов согласно методике Ворошиловой, Тихомировой. Преподаватели оценивали каждого студента в рамках своей учебной дисциплины. Далее обучающемуся был присвоен итоговый балл, согласно формуле 1.

Р = 1.2Ш1 + Ш2 + 0.8шэ + 0.6Ш4 + 0.4т5 + 0.2шб + 0ш/, (1)

где Ш1-Ш7 - число учебных дисциплин с уровнями самостоятельной работы студентов высший, очень высокий, высокий, ..., низший. На рис. 1 представлена диаграмма распределения студентов по уровням в процентном соотношении.

0 3 22 1 42 1 22 22 6 3 2

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

0 ^ У

# > # # ✓ / ^ о/ , .ел (3х # # ^ * <¿0 <3°

Рис. 1. Распределение студентов по уровням вовлеченности в самостоятельную работу (Ы = 69). Первичная диагностика (сентябрь 2019 года)

При идентификации уровня учитывались степень самостоятельности выполнения заданий, качество их выполнения, уровень рефлексивности самостоятельной работы, степень применения в ней информационных технологий.

Часто возникает вопрос, как диагностировать студенческую готовность к исследуемой работе, используя полученные первичные данные педагогического мониторинга (то есть первичную информацию о результатах его учебной деятельности).

Готовность обучающегося к самостоятельной работе может включать несколько компонентов [24]: операционный, мотивационно-ценностный, рефлексивный, поведенческий и эмоционально-волевой. Поведенческий компонент включает личный опыт индивида в самостоятельной работе в частности и в самообразовании в целом. Он и интересует нас в данном контексте больше всего.

Естественно, что успешность студента в учебной деятельности, в том числе внеаудиторной самостоятельной работе, может в значительной мере зависеть от компетенций согласно учебному предмету.

В свете всего вышесказанного необходимо осветить вопрос инструментов и создания благоприятной цифровой среды для развития необходимых компетенций студента.

Программа «Цифровая экономика РФ 2024», разработанная Министерством связи и массовых коммуникаций Российской Федерации в 2018 году в части образования кроме всего прочего, включает создание и обеспечение функционирования цифровой среды в учебном заведении [25]. Как показывает практика, в настоящее время учитель/ преподаватель сталкивается как с техническими, так и с методологическими трудностями в рамках цифровизации образования, несмотря на множество курсов повышения квалификации, которые ему (учителю) приходится регулярно осваивать.

Цифровизация образования проходила несколько стадий развития. Многие из них проходили под влиянием внешних объективных факторов и тенденций совершенствования информационно-коммуникационных технологий и регулировались федеральными целевыми программами. На настоящем этапе цифровизации можно наблюдать процессы, связанные с созданием единой экосистемы информационных сервисов с повсеместным доступом [26].

С учетом всего вышесказанного была составлена и реализована программа управления организацией самостоятельной работы студентов.

Определим основные задачи программы:

1) систематизировать знания педагогов и студентов о методах и формах самостоятельной работы, о способах ее организации посредством электронных образовательных ресурсов;

2) повысить степень вовлечения обучающихся в самостоятельную работу через организацию единой цифровой среды вуза;

3) сформировать компетенции студентов, направленные на умение самостоятельно работать в цифровой информационно-образовательной среде.

Тематическое планирование программы в соответствии с обозначенными средствами реализации представлено в таблице.

Результативность программы можно оценить и в том числе повышением степени владения навыками цифровой грамотности. Такие элементы могут быть прослежены через повышение показателей студентов по методике преподавания специальных дисциплин. Во время реализации программы ряд студентов заняли призовые места на олимпиадах и приняли участие в работе конференций разного уровня, в том числе международных.

Обсудим более подробно компоненты программы.

Теоретической основой создания единой цифровой среды вуза является нормативно-правовая база. Ее необходимо уточнить и дополнить соответствующими документами. Основной задачей явилось обеспечение учебно-воспитательного процесса необходимыми положениями на разных уровнях для четкой регламентации работы, как обучающихся, так и преподавателей. Тут ключевую роль играет неформальный подход, нормативные документы должны быть функциональными, позволяющими исключить двоякость трактовок и возможные вопросы. Таким образом, в нашем университете были созданы рабочие группы, включающие действующих педагогов, хорошо разбирающихся в особенностях своих дисциплин. Был разработан и доработан ряд положений: положение о самостоятельной работе, положение о дистанционной работе, положение о цифровой среде вуза и ряд других.

Параллельно с этим отдельным этапом явилась разработка экосистемы университета, включающей множество параметров.

При этом, как отмечается в [27], образовательные экосистемы можно рассматривать как сети взаимосвязанных и разнотипных субъектов, участвующих в процессе обучения/ воспитания/развития в течение всей жизни. В таком случае образовательные экосистемы должны включать взаимодействующие между собой, связанные подсистемы, при этом каждая из них имеет свою автономность. Управление в таких образовательных экосистемах не может строиться только по иерархическому принципу, это как минимум малоэффективно.

Иными словами, необходимо в цифровых образовательных экосистемах создавать условия взаимодействия и развития для всех возможных участников образовательного процесса, от обучающихся до их родителей.

Тематическое планирование программы (средства реализации программы)

№ Мероприятие Перечень

1 Разработка и уточнение нормативно-право-вой базы по организации самостоятельной работы студентов и применению ЭОР студентами и преподавателями 1. Положение об организации самостоятельной (внеаудиторной) работы обучающихся в АГГПУ им. В. М. Шукшина. 2. Положение о личном кабинете обучающихся и преподавателей АГГПУ им. В. М. Шукшина. 3. Положение об электронной информационно-образовательной среде. 4. Положение об электронных образовательных ресурсах АГГПУ им В. М. Шукшина. 5. Положение о кабинете (аудитории) для самостоятельной работы. 6. Положение о порядке применения электронного обучения и дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ АГГПУ им. В. М. Шукшина. 7. Положение о разработке онлайн-курсов АГГПУ им. В. М. Шукшина

2 Создание цифровой среды вуза по организации самостоятельной работы студентов с применением ЭОР 1. Личный кабинет (ИС Личный кабинет). 2. Дистанционные курсы Moodle. 3. Электронные курсы УМКД. 4. Электронные библиотечные системы: а) МЭБ IPRbook (авторизованный доступ http://www.iprbookshop.ru/); б) ФЭРУ (авторизованный доступ http: / / www2.bigpi.biysk.ru/library/viewpage.php?page_id=25); в) Elibrary (автоматическая авторизация в корпоративной сети университета, авторизованный доступ - вне корпоративной сети https://elibrary.ru/defaultx.asp); г) электронный каталог ИРБИС (неавторизованный доступ http://irbis.bigpi.biysk.ru/cgibin/irbis64r_12/cgiirbis_64.exe?C21COM=F& I21DBN=BIBL&P21DBN)

3 Разработка методического сопровождения по организации самостоятельной работы студентов и применению ЭОР студентами и преподавателями 1. Инструкция для студента «Использование дистанционных технологий в учебном процессе». 2. Методические рекомендации «Организация самостоятельной работы студентов в учреждении высшего образования». 3. Методические рекомендации для преподавателей «Создание курса и работа студента в виртуально-обучающей среде Moodle». 4. Методические рекомендации для преподавателей и студентов «Интерактивные технологии в системе высшего образования». 5. Методические рекомендации для преподавателей и студентов «Создание видеоконференции и проведение встречи в GoogleMeet»

4 Администрир о-вание каналов взаимодействия студентов и педагогов Синхронное взаимодействие: 1. GoogleMeet (домен АГГПУ). 2. Discord (Экосистема_22). Асинхронное взаимодействие: 1. Личный кабинет. 2. Платформа Moodle. 3. Внутренняя почта в портфолио МИС Шахты (авторизованный доступ http://abit.bigpi.biysk.ru/WebApp/#/login)

В современных педагогических университетах на базе кванториумов и технопарков вполне могут успешно развиваться такие образовательные экосистемы. В них можно построить взаимодействие обучающихся всех уровней (бакалавров, магистрантов, аспирантов) и преподавателей. При этом надо понимать, что функционирование виртуальных сообществ сложно, крайне неэффективно их создавать искусственно. Надежной основой стабильности образовательных сообществ могут являться смешанные коммуникации, построенные на разделении знаний.

В любом случае для развития навыков самостоятельной работы студентов, их профессионального становления необходима официальная цифровая среда вуза. В таком пространстве должна быть создана возможность проводить видеоконференции с функциями записи и работы на виртуальных досках, иметь общий почтовый сервер, хранилища данных и так далее.

Работоспособность такой среды возможна при наличии у преподавателей и студентов определенных цифровых компетенций. Так, например, в рамках государственной программы все сотрудники нашего университета прошли полноценные курсы (144 часа) по цифровизации образовательных программ и рабочих программ дисциплин в университете Иннополис.

Студенты осваивали работу в цифровой среде в два этапа: на первом этапе изучали материал в рамках специальных дисциплин, на втором этапе сами являлись наставниками и педагогами. Первоначально обучающиеся вуза с разной степенью интенсивности в течение учебного года были вовлечены в работу по освоению некоторых сквозных технологий в адаптированных и встроенных в программы учебных дисциплин модулях.

Указанный модуль был интегрирован в рабочие программы ряда специальных дисциплин. Отличительная его особенность - практико-ориентированность и направленность на отработку навыков разных типов самостоятельной работы [28].

Далее студенты были привлечены как помощники преподавателей и наставники для школьников и учителей при реализации STEAM-проектов в рамках государственной программы для одаренных детей «Талант 22». Деятельность студентов носила разнообразный характер: это и работа с учащимися-школьниками и взаимодействие с родителями, и консультирование школьных учителей по вопросам работы с цифровым оборудованием. Тем самым студенты отрабатывали профессиональные умения и навыки.

Повторная диагностика качества включенности студентов в самостоятельную работу посредством информационных технологий была проведена в декабре 2021 года. Результаты представлены на рис. 2.

50 40 30 20 10 0 11 00 00 41 31 31 с 8 0 0«

# # # # „<Р # # ¿У .¿Г .¿Г <5Г ЙГ йг г^У ¿Г # # <5® ^ / /

Рис. 2. Распределение студентов по уровням включения в самостоятельную работу (Ы = 69).

Повторная диагностика (декабрь 2021 года)

Сравнительный качественный и количественный анализ констатирующего и контрольного этапов демонстрирует, что большинство студентов переместились на более высокую ступень. Студенты, обладающие первоначально очень высоким или высшим уровнями, сохранили свои позиции.

Отдельно необходимо отметить, что при создании образовательной цифровой среды немаловажную роль играют каналы связи. Как показал наш опыт, таковыми могут выступать различные мессенджеры (Discord, Telegram и т. д.), причем здесь ключевое значение имеет грамотное администрирование, включающее разделение ролей, подключение чат-ботов и т. д.

Предлагаемая программа управления активно апробировалась с осени 2019 года. Обучающиеся в связи с эпидемиологической ситуацией в регионе время от времени уходили на дистанционное обучение, они вынуждены были экстренно отрабатывать навыки своей самостоятельной работы, в это время педагоги регулировали и настраивали каналы взаимодействия, все службы вуза технически и юридически регламентировали работу на всех уровнях.

Была проанализирована образовательная ценность, удобство администрирования и модерации различных мессенджеров. Оптимальным выбором для нас стал Discord, подробности были обсуждены в других наших работах [29, 30]. Отметим лишь простоту и возможность широкого использования ботов в Discord. Они могут взять на себя большую часть формальной работы: модерирование, замещение преподавателя на сервере во время его отсутствия, отправка сообщений-напоминалок, проведение проверок и так далее.

Заключение / Conclusion

В настоящее время одной из тенденций развития высшего образования в свете цифровизации становится применение цифровых образовательных сред. Они могут использовать все достижения цифрового мира и создавать полноценные условия для автоматизации образовательных и организационно-управленческих процессов. Цифровые среды перерождаются в «экологические» и «смарт»-среды для удовлетворения учебных потребностей и вовлекают всех участников образовательного процесса в совершенствование и распространение инноваций [31].

В настоящее время выпускники педагогических направлений должны обладать набором компетенций, которые включают способность к саморазвитию, умение осуществлять обучение в профессиональном взаимодействии в смешанных формах общения, способность применять набор инструментов сквозных цифровых технологий.

В качестве одного из критериев эффективности может выступать активность обучающихся в публикациях и успешное участие в профессиональных конкурсах и олимпиадах. Студенты опубликовали свои работы, получили ряд наград во время участия в различных мероприятиях.

Анализ результатов констатирующего и контрольного этапов эксперимента показал повышение уровня вовлеченности обучающихся университета в самостоятельную работу средствами электронных образовательных ресурсов, что также может свидетельствовать об эффективности предлагаемой программы.

Составленная программа управления, а также результаты ее внедрения в образовательную среду вуза могут быть использованы административными службами образовательных учреждений в работе, направленной на повышение качества организации самостоятельной работы студентов посредством электронных образовательных ресурсов. Кроме того, результаты проведенного исследования могут быть востребованы в учебном процессе средних и общеобразовательных учебных заведений, а также в системе повышения квалификации педагогов.

Ссылки на источники / References

1. Дудышева Е. В., Гусева Т. А., Макарова О. Н. и др. Организация совместной учебно-профессиональной деятельности студентов педагогических вузов и школьных учителей как способ совершенствования профессиональных компетенций в контексте трендов развития современного образования // Гуманизация образования. - 2021. - № 4. - С. 83-100.

2. Soft Skills - Der Schlüssel zum Erfolg/ Veröffentlicht am 11.07.2016. - URL: https://rockyourcom-pany.de/2016/07/11/soft-skills-der-schluessel-zum-erfolg.

3. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон РФ. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/

4. López-Alcarria A., Olivares-Vicente A., Poza-Vilches F. A systematic review of the use of agile methodologies in education to foster sustainability competencies // Sustainability. - 2019. - 11. - 2915.

5. Nikou S. Mobile Learning Teacher Competencies Framework // Conference: EDULEARN 2020 -12th annual International Conference on Education and New Learning TechnologiesAt: ONLINE (6th - 7th of July, 2020).

6. Воронин А. С. Словарь терминов по общей и социальной педагогике. - Екатеринбург: ГОУ-ВПО УГТУ-УПИ, 2006. - 135 с.

7. Caciuc V.-T., Alexandrache C. The role of student-oriented educational strategies in initial teacher training // Procedia - Social and Behavioral Sciences. - 2012. - № 51. - P. 757-762. DOI: 10.1016/j.sbspro.2012.08.236

8. Yang Y.-F., Kuo N.-C. New teaching strategies from student teachers' pedagogical conceptual change in CALL // System. - 2020. - Vol. 90. - URL: https://www.sciencedirect.com/science/article/abs/pii/S0346251X1930586X. DOI: https://doi.org/10.1016/j.system.2020.102218.

9. Морозова Н. В. Инновационные средства организации самостоятельной работы студентов // Молодой ученый. - 2011. - № 2. - Т. 2. - С. 102-104.

10. Шапошникова Т. Л., Подольская О. Н., Пастухова И. П. Современные модели и методы диагностики конкурентоспособности выпускника вуза // Научные труды Кубанского государственного технологического университета. - 2016. - № 8. - С. 385-398.

11. Zhao H. Introducing ICT in a Traditional Higher Education Environment // Advances in Computer Science, Environment, Ecoinformatics, and Education. CSEE 2011. Communications in Computer and Information Science / eds. S. Lin, X. Huang. - Berlin; Heidelberg, 2011. - Vol. 216. DOI: https://doi.org/10.1007/978-3-642-23345-6_25.

12. Starr L. Same time, this year. - 2001. - URL: http://www.education-world.com/a_tech/tech075.shtml.

13. Геращенко А. С. Личностно-развивающие стратегии в организации самостоятельной работы студентов под руководством преподавателя в учебном военном центре при университете // Информатика, вычислительная техника и инженерное образование. - 2019. - № 3. - С. 41-44.

14. Питкин В. А., Вальчук Н. К., Савенко А. В., Романов Д. А. Информационно-вероятностные модели самостоятельной работы студентов // Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта. - 2014. - № 9 (115). - С. 119-122.

15. Ворошилова И. С., Тихомирова Т. В., Федорова Н. П., Ковтун А. А. Современные методы диагностики самостоятельной работы студентов // Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта. - 2017. - 9 (151). - С. 37-41.

16. Питкин В. А., Вальчук Н. К., Савенко А. В., Романов Д. А. Указ. соч.

17. Беляева А. Управление самостоятельной работой студентов // Высшее образование в России. - 2003. -№ 6. - С. 105-109.

18. Бирман Л. А., Кочурова Т. Б. Стратегия управления инновационными процессами: учеб. пособие. - М.: Дело РАНХиГС, 2014. - 144 с.

19. Файоль А., Эмерсон Г., Тейлор Ф., Форд Г. Управление — это наука и искусство. - М.: Республика, 1992. -349 с.

20. Пидкасистый П. И. Организация учебно-познавательной деятельности студентов. - М.: Педагогическое общество России, 2005. - 144 с.

21. Одинцова В. А. Формирование познавательной самостоятельности студентов // Инновации в образовании. - 2019. - № 11. - C. 98-103.

22. Ворошилова И. С., Тихомирова Т. В., Федорова Н. П., Ковтун А. А. Указ. соч.

23. Приказ об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование (уровень бакалавриата). - URL: https://base.garant.ru/71897858/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/

24. Романова М. Л. Отражение научного знания в содержании вузовского образования // Научные труды Кубанского государственного технологического университета. - 2016. - № 3. - С. 372-393.

25. Программа «Цифровая экономика Российской Федерации» от 28.07.2017. - URL: http://static.government.ru/media/files/9gFM4FHj4PsB79I5v7yLVuPgu4bvR7M0.pdf.

26. Дудышева Е. В., Мокрецова Л. А. Построение образовательной экосистемы инноваций в региональном педагогическом университете в условиях цифровизации // Преподаватель XXI век. - 2021. - № 3. - Ч. 1. - С. 21-33.

27. Levitskaya A., Fedorov A. Theoretical Model of Media Competence's Development of Teachers-to-be in the Process of the Analysis of Manipulative Media Influences // Media Education (Mediaobrazovanie). - 2021. - 17(2). - Р. 323-332.

28. Шилинг Г. С. Управление самостоятельной работой студентов физико-математических профилей через развитие цифровой среды вуза // Цифровая гуманитаристика и технологии в образовании (DHTE 2021): сб. ст. II Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. 11-12 ноября 2021 г. / Digital Humanities and Technology in Education (DHTE 2021): сollection of Articles of the II All-Russian Scientific and Practical Conference with International Participation. November 11-12, 2021 / под ред. В. В. Рубцова, М. Г. Сороковой, Н. П. Радчиковой. - М.: Изд-во ФГБОУ ВО МГППУ, 2021. - С. 221-231.

29. Шилинг Г. С. Оценка эффективности использования мессенджеров в процессе управления самостоятельной работой студентов вузов // Материалы 5 Международной научно-практической конференции «Непрерывная система образования «Школа - Университет». Инновации и перспективы». 28-29 октября 2021 года г. Минск. - Минск, 2021. - С. 293-298.

30. Дудышева Е. В., Гусева Т. А., Макарова О. Н. и др. Проектирование содержательных компонентов модели методической системы подготовки выпускника педагогического вуза к задачам совершенствования профессиональных компетенций школьных педагогов (на примере модулей цифровизации образования) // Гуманизация образования. - 2021. - № 5. - С. 28-45.

31. Прохорова М. П., Шкунова А. А., Булганина А. Е., Григорян К. М. Направления трансформации высшего образования в русле цифровизации // Азимут научных исследований: педагогика и психология. - 2020. - Т. 9. - № 2 (31). - С. 299-302.

1. Dudysheva, E. V., Guseva, T. A. & Makarova, O. N. et al. (2021). "Organizaciya sovmestnoj uchebno-professional'noj deyatel'nosti studentov pedagogicheskih vuzov i shkol'nyh uchitelej kak sposob sovershenstvovaniya profession-al'nyh kompetencij v kontekste trendov razvitiya sovremennogo obrazovaniya" [Organization of joint educational and professional activities of students of pedagogical universities and school teachers as a way to improve professional competences in the context of modern education development trends], Gumanizaciya obrazovaniya, № 4, pp. 83-100 (in Russian).

2. Soft Skills - Der Schlüssel zum Erfolg/ Veröffentlicht am 11.07.2016 [The key to success/ Published on 07/11/2016]. Available at: https://rockyourcompany.de/2016/07/11/soft-skills-der-schluessel-zum-erfolg (in English).

3. Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii: Federal'nyj zakon RF [On Education in the Russian Federation: Federal Law of the Russian Federation]. Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (in Russian).

4. López-Alcarria, A., Olivares-Vicente, A. & Poza-Vilches, F. (2019). "A systematic review of the use of agile methodologies in education to foster sustainability competencies", Sustainability, 11, 2915 (in English).

5. Nikou, S. "Mobile Learning Teacher Competencies Framework", Conference: EDULEARN 2020 -12th annual International Conference on Education and New Learning TechnologiesAt: ONLINE (6th - 7th of July, 2020) (in English).

6. Voronin, A. S. (2006). Slovar' terminov po obshchej i social'noj pedagogike [Dictionary of terms on general and social pedagogy], GOU-VPO UGTU-UPI, Ekaterinburg, 135 p. (in Russian).

7. Caciuc, V.-T. & Alexandrache, C. (2012). "The role of student-oriented educational strategies in initial teacher training", Procedia - Social and Behavioral Sciences, № 51, pp. 757-762. DOI: 10.1016/j.sbspro.2012.08.236 (in English).

8. Yang, Y.-F. & Kuo, N.-C. (2020). "New teaching strategies from student teachers' pedagogical conceptual change in CALL", System, vol. 90. Available at: https://www.sciencedirect.com/science/article/abs/pii/S0346251X1930586X. DOI: https://doi.org/10.1016/j.system.2020.102218 (in English).

9. Morozova, N. V. (2011). "Innovacionnye sredstva organizacii samostoyatel'noj raboty studentov" [Innovative means of organizing independent work of students], Molodoj uchenyj, № 2, t. 2, pp. 102-104 (in Russian).

10. Shaposhnikova, T. L., Podol'skaya, O. N. & Pastuhova, I. P. (2016). "Sovremennye modeli i metody diagnostiki konkuren-tosposobnosti vypusknika vuza" [Modern models and methods for diagnosing the competitiveness of a university graduate], Nauchnye trudy Kubanskogo gosudarstvennogo tekhnologicheskogo universiteta, № 8, pp. 385-398 (in Russian).

11. Zhao, H. (2011). "Introducing ICT in a Traditional Higher Education Environment", in Lin, S. & Huang, X. (eds.). Advances in Computer Science, Environment, Ecoinformatics, and Education. CSEE 2011. Communications in Computer and Information Science, Heidelberg, Berlin, vol. 216. DOI: https://doi.org/10.1007/978-3-642-23345-6_25 (in English).

12. Starr, L. (2001). Same time, this year. Available at: http://www.education-world.com/a_tech/tech075.shtml (in English).

13. Gerashchenko, A. S. (2019). "Lichnostno-razvivayushchie strategii v organizacii samostoyatel'noj raboty studentov pod rukovodstvom prepodavatelya v uchebnom voennom centre pri universitete" [Personal development strategies in the organization of independent work of students under the supervision of a teacher at the military training center at the University], Informatika, vychislitel'naya tekhnika i inzhenernoe obrazovanie, № 3, pp. 41-44 (in Russian).

14. Pitkin, V. A., Val'chuk, N. K., Savenko, A. V. & Romanov, D. A. (2014). "Informacionno-veroyatnostnye modeli samostoyatel'noj raboty studentov" [Information and probabilistic models of students' independent work], Uchenye zapiski universiteta imeni P. F. Lesgafta, № 9 (115), pp. 119-122 (in Russian).

15. Voroshilova, I. S., Tihomirova, T. V., Fedorova, N. P. & Kovtun, A. A. (2017). "Sovremennye metody diagnostiki sa-mostoyatel'noj raboty studentov" [Modern methods for diagnosing students' independent work], Uchenye zapiski universiteta imeni P. F. Lesgafta, 9 (151), pp. 37-41 (in Russian).

16. Pitkin, V. A., Val'chuk, N. K., Savenko, A. V. & Romanov, D. A. (2014). Op. cit.

17. Belyaeva, A. (2003). "Upravlenie samostoyatel'noj rabotoj studentov" [Organization of independent work of students], Vysshee obrazovanie v Rossii, № 6, pp. 105-109 (in Russian).

18. Birman, L. A. & Kochurova, T. B. (2014). Strategiya upravleniya innovacionnymi processami [Innovation process management strategy]: ucheb. posobie, Delo RANHiGS, Moscow, 144 p. (in Russian).

19. Fajol', A., Emerson, G., Tejlor, F. & Ford, G. (1992). Upravlenie - eto nauka i iskusstvo [Management is a science and an art], Respublika, Moscow, 349 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

20. Pidkasistyj P. I. (2005). Organizaciya uchebno-poznavatel'noj deyatel'nosti studentov [Organization of educational and cognitive activity of students], Pedagogicheskoe obshchestvo Rossii, Moscow, 144 p. (in Russian).

21. Odincova, V. A. (2019). "Formirovanie poznavatel'noj samostoyatel'nosti studentov" [Building up cognitive independence of students], Innovacii v obrazovanii, № 11, pp. 98-103 (in Russian).

22. Voroshilova, I. S., Tihomirova, T. V., Fedorova, N. P. & Kovtun, A. A. (2017). Op. cit.

23. Prikaz ob utverzhdenii federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta vysshego obrazovaniya po naprav-leniyu podgotovki 44.03.01 Pedagogicheskoe obrazovanie (uroven' bakalavriata) [Order on approval of the federal state educational standard of higher education in the area of training 44.03.01 Pedagogical education (bachelor's degree level)]. Available at: https://base.garant.ru/71897858/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/ (in Russian).

24. Romanova, M. L. (2016). "Otrazhenie nauchnogo znaniya v soderzhanii vuzovskogo obrazovaniya" [Reflection of scientific knowledge in the content of university education], Nauchnye trudy Kubanskogo gosudarstvennogo tekhno-logicheskogo universiteta, № 3, pp. 372-393 (in Russian).

25. Programma "Cifrovaya ekonomika Rossijskoj Federacii" ot 28.07.2017 [The program "Digital Economy of the Russian Federation" dated 28.07.2017]. Available at: http://static.government.ru/me-dia/files/9gFM4FHj4PsB79I5v7yLVuPgu4bvR7M0.pdf (in Russian).

26. Dudysheva, E. V. & Mokrecova, L. A. (2021). "Postroenie obrazovatel'noj ekosistemy innovacij v regional'nom peda-gogicheskom universitete v usloviyah cifrovizacii" [Building an educational ecosystem of innovations at a regional pedagogical university in the context of digitalization], Prepodavatel'XXI vek, № 3, ch. 1, pp. 21-33 (in Russian).

27. Levitskaya, A. & Fedorov, A. (2021). "Theoretical Model of Media Competence's Development of Teachers-to-be in the Process of the Analysis of Manipulative Media Influences", Media Education (Mediaobrazovanie), 17(2), pp. 323332 (in English).

28. Shiling, G. S. (2021). "Upravlenie samostoyatel'noj rabotoj studentov fiziko-matematicheskih profilej cherez razvitie cifrovoj sredy vuza" [Management of independent work of students - Physics and Mathematics majors through the development of the digital environment of the university], in Rubcov, V. V., Sorokova, M. G. & Radchikova, N. P. (eds.). Cifrovaya gumanitaristika i tekhnologii v obrazovanii (DHTE 2021): sb. st. II Vserossijskoj nauchno-praktich-eskoj konferencii s mezhdunarodnym uchastiem. 11-12 noyabrya 2021 g., Digital Humanities and Technology in Education (DHTE 2021): sollection of Articles of the II All-Russian Scientific and Practical Conference with International Participation. November 11-12, 2021, Izd-vo FGBOU VO MGPPU, Moscow, pp. 221-231 (in Russian).

29. Shiling, G. S. (2021). "Ocenka effektivnosti ispol'zovaniya messendzherov v processe upravleniya samostoyatel'noj rabotoj studentov vuzov" [Evaluation of the messengers use effectiveness in the process of managing the independent work of university students], Materialy 5 Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii «Nepreryvnaya sistema obrzovaniya «Shkola - Universitet». Innovacii i perspektivy». 28-29 oktyabrya 2021 goda g. Minsk, Minsk, pp. 293-298 (in Russian).

30. Dudysheva, E. V., Guseva, T. A., Makarova, O. N. et al. (2021). "Proektirovanie soderzhatel'nyh komponentov modeli metodicheskoj sistemy podgotovki vypusknika pedagogicheskogo vuza k zadacham sovershenstvovaniya profession-al'nyh kompetencij shkol'nyh pedagogov (na primere modulej cifrovizacii obrazovaniya)" [Designing content components of a methodological system model for preparing of a pedagogical university graduate for improving the professional competences of school teachers (on the example of education digitalization modules)], Gumanizaciya obrazovaniya, № 5, pp. 28-45 (in Russian).

31. Prohorova, M. P., Shkunova, A. A., Bulganina, A. E. & Grigoryan, K. M. (2020). "Napravleniya transformacii vysshego obrazovaniya v rusle cifrovizacii" [The trends of higher education transformation in the context of digitalization], Azimut nauchnyh issledovanij: pedagogika i psihologiya, t. 9, № 2 (31), pp. 299-302 (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.