Научная статья на тему 'Управление самостоятельной работой студента при кредитной системе обучения'

Управление самостоятельной работой студента при кредитной системе обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
762
255
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА / КРЕДИТНАЯ СИСТЕМА ОБУЧЕНИЯ / МОТИВАЦИЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ / INDEPENDENT WORK / CREDIT SYSTEM OF EDUCATION / MOTIVATION / PEDAGOGICAL MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кадыров Серикбай Камзович

В статье рассматривается проблема организации самостоятельной работы студентов при кредитной системе обучения, ее сущность и особенности, а также мотивационный аспект самостоятельного обучения студентов, способствующего расширению и закреплению учебного материала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кадыров Серикбай Камзович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Students Independent Work Management at a Credit System of Education

The article discusses the problem of organizing the students independent work at credit system of education, its nature and characteristics, as well as the motivational aspect of the students self-study, contributing to the expansion and reinforcement of learning material.

Текст научной работы на тему «Управление самостоятельной работой студента при кредитной системе обучения»

УДК 346.034 ББК 78.234.569

Кадыров Серикбай Камзович

Костанайский технико-экономический колледж

г. Костанай Kadyrov Serikbai Kamzovich Kostanai Techno-Economic College Kostanai

Управление самостоятельной работой студента при кредитной системе

обучения

Students’ Independent Work Management at a Credit System of Education

В статье рассматривается проблема организации самостоятельной работы студентов при кредитной системе обучения, ее сущность и особенности, а также мотивационный аспект самостоятельного обучения студентов, способствующего расширению и закреплению учебного материала.

The article discusses the problem of organizing the students’ independent work at credit system of education, its nature and characteristics, as well as the motivational aspect of the students’ self-study, contributing to the expansion and reinforcement of learning material.

Ключевые слова: самостоятельная работа, кредитная система обучения, мотивация, педагогическое управление.

Key words: independent work, credit system of education, motivation, pedagogical management.

Главной задачей XXI века является совершенствование и улучшение качества образования. Реформирование системы образования необходимо для достижения конкурентоспособности как нации, так и компетентного человека.

Создавшиеся в последние десятилетия прошлого века интегративные процессы во всех сферах социально-экономической жизни породили такое явление как глобализация, то есть создание условий для свободного перемещения капиталов, товаров, услуг, идей. Глобализация не оставила в стороне и систему образования. Первый шаг в создании единого образовательного пространства был сделан в Лиссабоне в 1997 году и продолжен в Болонье в 1999 году, когда 29 стран подписали декларацию [4]. Сегодня европейская образовательная политика подвергается быстрым изменениям, которые регламентируются Болонской декларацией.

Все страны, подписавшие Болонскую декларацию, обязаны перейти на двухуровневую систему высшего образования. Особое значение имеет принятие и введение в высшем образовании многих стран системы зачетных

единиц, или иной накопительной системы, по которой можно будет сопоставлять программы.

Новые условия развития общества ставят перед системой высшего профессионального образования новые приоритеты и задачи. В качестве первоочередной выдвигается задача формирования качественно нового уровня подготовки специалистов, обладающих собственным стилем мышления и оригинальным подходом к решению поставленных задач. Целенаправленное развитие и системное реформирование высшего образования диктует необходимость выработки новых подходов к организации и содержанию образовательных процессов, направленных на обеспечение соответствия международным стандартам образования. Основу интеграции Казахстана в мировое образовательное пространство составляет переход на двухуровневую систему подготовки специалистов и введение кредитной системы обучения.

Прежде всего, дадим определения основным понятиям нашего исследования.

Педагогическое управление рассматривается как система управленческих действий, направленная на интеллектуальную, методическую, материальнотехническую поддержку подсистемы учебно-воспитательного процесса образовательного учреждения в условиях смены традиционных парадигм на инновационные парадигмы обучения и воспитания личности.

Проблема педагогического управления раскрывается в трудах Ю.В. Васильева, В.П. Симонова и других учёных, которые трактуют педагогическое управление, как практическую деятельность, управление воспитанием и обучением подрастающих поколений; комплекс принципов, методов, организационных форм и технологических приемов управления педагогическими системами, направленный на повышение эффективности их функционирования и развития.

Кредитная система в Казахстане начала складываться с середины 90-х годов ХХ века, когда ряд вузов ввел ее в качестве эксперимента. Переход на кредитную технологию предполагает интенсивный обмен опытом с зарубежными вузами и обмен студентами. Студенческая и преподавательская

мобильность - один из наиболее ярких преимуществ новой системы образования.

В настоящее время в науке под определением кредитная система обучения понимается современная технология обучения, направленная на повышение уровня самообразования и творческого освоения знаний на основе индивидуализации, выборности образовательной траектории и учета объема знаний в виде кредитов

Кредит - это унифицированная единица измерения объема учебной работы обучающегося, соответствующая 45 академическим часам общей трудоемкости за любой академический период в бакалавриате. Один кредит равен одному 1 академическому часу аудиторной работы обучающегося в неделю на протяжении семестра, сопровождаемом 2 часами самостоятельной работы студента [4].

Внедрение кредитной системы образования в казахстанских вузах в качестве действенного инструмента взаимодействия международных систем высшего образования было направленно на повышение качества подготовки специалистов.

Первый опыт внедрения кредитной технологии обучения в Казахстане показал, что одной из главных задач учебного процесса является оптимальная организация самостоятельной работы студентов. Суть кредитной системы вытекает из педагогической парадигмы «образование не на всю жизнь, а образование через всю жизнь». Реализация этой парадигмы образования заключается в организации самостоятельной умственной деятельности студентов. При кредитной системе изменяется сама роль самостоятельной работы студента. Из сопутствующего вида деятельности по получению знаний она превращается в ведущий вид деятельности. Общий объем часов самостоятельной работы обучающихся очной формы в бакалавриате составляет 66% от общей трудоемкости дисциплины, до половины отводится на самостоятельную работу студентов. Рациональное сокращение аудиторных занятий и перенос акцента на самостоятельную работу студентов способствует выработке у обучающихся способностей к самообразованию и саморазвитию, навыкам свободного критического мышления.

Говоря о значении самостоятельной деятельности, классики делают однозначные выводы о том, что никакие внешние воздействия не заменят и не сравнятся по эффективности с самостоятельной работой студента. «Самостоятельность головы учащегося - единственное прочное основание всякого плодотворного учения», - считал К.Д. Ушинский. В более точном смысле: самостоятельная работа - этот деятельность студентов по усвоению знаний и умений, которая протекает без непосредственного руководства преподавателя, хотя и направляется им [6].

А. Дистервег указывал, что «развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщиться, должен достигнуть этого собственной деятельностью, собственными силами, собственным напряжением. Извне он может получить только возбуждение...» [2].

Самостоятельная работа студента является одной из важнейших составляющих учебного процесса, в ходе которого происходит формирование знаний, умений и навыков и в дальнейшем обеспечивается усвоение студентом приемов познавательной деятельности, интерес к творческой работе и, в конечном итоге, способность решать технические и научные задачи.

Самостоятельная работа способствует развитию умений студента работать с научной литературой и информационными ресурсами. Подготовка учащихся к жизни в информационном обществе означает не столько передачу навыков работы с информационными источниками и электронными средствами для выполнения работ, сколько способность и потребность использовать доступные информационные возможности для повышения собственного уровня конкурентоспособности. Ведь целью развития образования является повышение качества подготовки специалиста, его конкурентоспособности на рынке труда.

Информационная культура личности представляет собой составную часть базисной культуры личности как системной характеристики человека, которая позволяет ему эффективно участвовать во всех видах работы с информацией: получении, накоплении, кодировании и переработке, создании на этой основе

качественно новой информации, ее передаче, практическом использовании.

Информационная культура включает: грамотность и компетентность в понимания природы информационных процессов и отношений; гуманистически ориентированную информационную ценностно-смысловую сферу (стремления, интересы, мировоззрение, ценностные ориентации); развитую информационную рефлексию, а также творчество в информационном поведении и социально-информационной активности.

Один из важнейших элементов информационной культуры человека -знание информационных ресурсов (при возможности получить свободный доступ к ним). В нашей стране многие организации занимаются сбором, обработкой, хранением и распределением информации: библиотеки,

статистические центры, информационные службы, средства массой информации.

Самостоятельная работа, прежде всего, - это формирование устойчивого интереса к избранной профессии и методам овладения ее особенностями, которые зависят от следующих параметров:

• взаимоотношения между преподавателями и студентами в образовательном процессе;

• уровень сложности заданий для самостоятельной работы;

• включенность студентов в формируемую деятельность будущей профессии.

Принято различать внешнюю, внутреннюю и процессуальную мотивацию. При современном развитии рынка труда основная нагрузка ложится на использование процессуальной мотивации, основанной на понимании студентами полезности и значимости выполняемой работы [5].

Особое значение при организации самостоятельной работы при кредитной системе обучения имеет мотивация студентов к самостоятельному обучению. При этом, активизация самостоятельной работы студентов способствует расширению и закреплению учебного материала, приобретению новых профессиональных знаний, развитию креативности и интерактивности, формированию практических навыков

Поэтому методическое содержание самостоятельной работы студентов должно ориентироваться на решение будущим специалистом конкретных, практических проблем, с использованием инструментария из различных областей знаний.

Особая роль отводится самостоятельной работе студентов как инструменту непосредственного личного влияния преподавателя на тех, кто не усвоил содержание лекций и практических, либо не может выбрать направление своей исследовательской или иной самостоятельной работы. При некоторой дистанцированности преподавателя и студента в учебном процессе нам кажется важным именно взаимодействие субъектов обучения в самостоятельной работе студентов.

Человеческие взаимоотношения, диалог, в том числе и в учебном процессе, должны строиться на основе общения обеих сторон на равных, как личностей, как равноправных участников процесса общения. При соблюдении этого условия устанавливается не межролевой контакт "преподаватель -студент", а межличностный контакт, в результате которого и возникает диалог, а значит и наибольшая восприимчивость и открытость к воздействиям одного участника общения на другого. Создается оптимальная база для позитивных изменений в познавательной, эмоциональной, поведенческой сферах каждого из участников общения. Таким образом, замена межролевого общения межличностным способствует отходу от формализма и догматизма в обучении.

Самостоятельная работа студентов выполняет две функции: функцию консультирования и функцию контроля. Функция консультирования предполагает:

• помощь в самостоятельной работе, помощь в выборе методов работы, создание возможности повторно прослушать материалы по лекции;

• объяснение сложной для студента темы;

• помощь студенту в выборе методов работы, необходимых на усвоение материала;

• выполнение практического задания для закрепления учебного материала;

• помощь в самостоятельной работе студента в научной области.

Функция контроля предполагает выдачу контрольных или же тестовых заданий и мониторинг успеваемости. А также осуществления текущего, рубежного и итогового учета и оценки знаний студентов для повышения мотивации к обучению.

Помимо традиционных форм организации самостоятельной работы, можно использовать такие, как подготовка к деловой игре, дебаты, рецензирование студенческих работ самими студентами, составление глоссариев, подготовка и написание научных обзоров, статей и др. Несомненно, что усиление роли самостоятельной работы диктуемое современным педагогическим менеджментом, обусловливает соответствующую методическую поддержку. Так, например, при организации обучения по кредитной технологии, самостоятельная работа студентов расписана в учебнометодическом комплексе, называемым силлабусом, где определены все параметры данного процесса, вопросы для изучения, литературные и интернет-источники, а также контролирующие задания, график консультаций по самостоятельной работе студентов. Все это, несомненно, оптимизирует познавательную деятельность и самостоятельность студентов.

Исследованием установлено, что для правильного и эффективного планирования и организации самостоятельной работы студентов необходимо:

• обеспечить учебно-методическую поддержку и индивидуальность заданий на самостоятельную работу студентов;

• выдать задания самостоятельной работы студентов в начале учебного года (семестра);

• разработать текущий и рубежный формы контроля;

• установить время консультаций по самостоятельной работе студентов.

Кроме того преподаватель должен нацелить студента: а) на

необходимость выполнения домашних заданий; б) на соблюдение сроков выполнения; в) на подготовку и ответственность.

Остальные часы самостоятельной работы студентов должны подтверждаться заданиями тьютора, требующими от студента ежедневной самостоятельной работы. Также тьютор (консультант) осуществляет работу,

как правило, в рамках не более чем одной-двух специальностей и курирует студентов от первого до выпускного курса.

Следует отметить, что уровень и сложность заданий на самостоятельную работу студентов зависит от курса обучения студентов, что определяет целевую направленность самостоятельной работы студентов. Так, на 1-2 курсах самостоятельная работа студентов ставит целью расширение и закрепление знаний и умений, получаемых на лекциях и семинарах. В этом случае наиболее эффективными являются, по данным проведенного нами исследования, следующие формы проведения самостоятельной работы студентов:

• написание эссе - формулировка какого-либо понятия;

• обзор по теме - письменно написать краткий литературный обзор на 12 страницы по рекомендуемой теме с привлечением дополнительного материала из печати и информационных ресурсов Интернета;

• составление глоссария - краткое разъяснение терминов и понятий по заданной теме (можно заменить кроссвордом).

На старших курсах самостоятельная работа студентов должна способствовать развитию творческого потенциала студента и реализации профессиональных навыков. В данном случае задания могут носить как индивидуальный, так и групповой характер, в силу того, что реальные профессиональные условия в большинстве случаев основаны на работе в коллективе:

1. Презентация - выбор студентом определенной темы для презентации и выражение своего видения, понимания или непонимания какого-либо аспекта, рассматриваемого в презентации. Время презентации 8-10 мин., оценивается презентация по критерию степени раскрытия темы, степени интереса, вызванного у слушателей, профессионализму.

2. Деловая игра - форма воссоздания предметного и социального содержания профессиональной деятельности, вырабатывающая для будущей профессиональной деятельности. Иногда требует домашней подготовки или завершения в библиотеке.

3. Конкретная учебная ситуация, требующая ответов студента на вопросы по ней или написания своего видения проблемы.

4. Групповой проект - в группе должно быть не более 4-5 человек, каждая группа разрабатывает свой проект. Например, как сделать нашу область зоной свободного предпринимательства.

Таким образом, организация самостоятельной работы студентов предполагает тщательный анализ, отбор таких компонентов, как цель, содержание, конструирование заданий, продуманное использование средств контроля, что позволяет повысить уровень готовности будущих учителей к профессиональному самообразованию и саморазвитию, реализацию задачи обучения через всю жизнь, а также формированию профессиональной компетентности специалиста. Наиболее эффективной технологией организации самостоятельной работы является кредитная система обучения.

Библиографический список

1. Беляева, А. Управление самостоятельной работой студентов / А. Беляева // Высшее образование в России. - 2003. - № 6. - С. 40-45 с.

2. Дистервег, А. Избранные педагогические произведения / А. Дистервег. - М.: УчПедГиз, 1969. - 348 с.

3. Загвязинский, В.И. Теория обучения: современная интрепретация: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.И. Загвязинский. - М.: Изд. центр «Академия», 2001. - 192 с.

4. Основы кредитной системы обучения в Казахстане / С.Б. Абдыгапарова, Г.К.

Ахметова, С.Р. Ибатулин, А.А. Кусаинов, и др.; под общ.ред. Ж.А. Кулекеева, Г.Н.

Гамарника, Б.С. Абдрасилова. - Алматы: ^азак университет^ 2004. - 198 с.

5. Педагогика и психология высшей школы. - Ростов-н/Д.: Феникс, 1998. - 544 с.

6. Ушинский, К.Д. Избранные педагогические произведения / К.Д. Ушинский. - М.: . «Просвещение», 1968. - 556 с.

Bibliography

1. Belyaeva, A. Management of the Students’ Independent Work / A. Belyaeva // Higher Education in Russia. - 2003. - № 6. - P. 40-45.

2. Disterveg, A. Selected Pedagogical Works / A. Disterveg. - M.: Uchpedgiz, 1969. - 348 p.

3. Foundations of the Credit System of Education in Kazakhstan / S.B. Abdygaparova, G.K. Akhmetov, S.R. Ibatulin, A.A. Kusainov, et al.; Under Edit. of Zh.A. Kulekeev, G.N. Gamarnik, B.S. Abdrasilov. - Almaty, 2004. - 198 p.

4. Pedagogy and Psychology of Higher Education. - Rostov-on-Don: Phoenix, 1998. - 544 p.

5. Ushinsky, K.D. Selected Pedagogical Works / K.D. Ushinsky. - M.: "Enlightenment", 1968. - 556 p.

6. Zagvyazinsky, V.I. Learning Theory: Modern Interpretation: Study Guide for Higher Ped. School Students / V.I. Zagvyazinsky. - M.: Publishing Centre Academy, 2001. - 192 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.