Научная статья на тему 'УПРАВЛЕНИЕ САМОКОНТРОЛЕМ ПРОДАВЦОВ В КОНТЕКСТЕ РЕШЕНИЯ ТЕКУЩИХ БИЗНЕС-ЗАДАЧ'

УПРАВЛЕНИЕ САМОКОНТРОЛЕМ ПРОДАВЦОВ В КОНТЕКСТЕ РЕШЕНИЯ ТЕКУЩИХ БИЗНЕС-ЗАДАЧ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
7
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
самоконтроль / поведенческая экономика / управление персоналом / проактивность / инициативность / самостоятельность / self-control / behavioral economics / personnel management / proactivity / initiative / independence

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Д.В. Кравченко

Статья посвящена исследованию особенностей управления самоконтролем продавцов в контексте решения текущих бизнес-задач. Уточняется понятие самоконтроля в бизнесе, выделяется связь феномена с положениями теории поведенческой экономики. Выделяются факторы самоконтроля продавцов в бизнесе, связанные с мотивацией, наличием объективных условий и инструментов самоконтроля, поощрением. Устанавливается перечень задач и соответствующих им инструментов, которые позволят сформировать руководителю систему самоконтроля продавцов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MANAGEMENT OF SELF-CONTROL OF SELLERS IN THE CONTEXT OF SOLVING CURRENT BUSINESS PROBLEMS

The article is devoted to the study of the features of self-control management of sellers in the context of solving current business problems. The concept of self-control in business is clarified, and the connection between the phenomenon and the provisions of the theory of behavioral economics is highlighted. The factors of self-control of sellers in business are identified, related to motivation, the presence of objective conditions and tools of self-control, and encouragement. A list of tasks and corresponding tools is established that will allow the manager to form a system of self-control for salespeople.

Текст научной работы на тему «УПРАВЛЕНИЕ САМОКОНТРОЛЕМ ПРОДАВЦОВ В КОНТЕКСТЕ РЕШЕНИЯ ТЕКУЩИХ БИЗНЕС-ЗАДАЧ»

УПРАВЛЕНИЕ САМОКОНТРОЛЕМ ПРОДАВЦОВ В КОНТЕКСТЕ РЕШЕНИЯ

ТЕКУЩИХ БИЗНЕС-ЗАДАЧ

Д.В. Кравченко, магистр, коммерческий директор ООО «Яндекс» (Россия, г. Москва)

DOI:10.24412/2411-0450-2023-12-2-95-100

Аннотация. Статья посвящена исследованию особенностей управления самоконтролем продавцов в контексте решения текущих бизнес-задач. Уточняется понятие самоконтроля в бизнесе, выделяется связь феномена с положениями теории поведенческой экономики. Выделяются факторы самоконтроля продавцов в бизнесе, связанные с мотивацией, наличием объективных условий и инструментов самоконтроля, поощрением. Устанавливается перечень задач и соответствующих им инструментов, которые позволят сформировать руководителю систему самоконтроля продавцов.

Ключевые слова: самоконтроль, поведенческая экономика, управление персоналом, проактивность, инициативность, самостоятельность.

Противоречивые социально-

экономические условия функционирования бизнеса определяют востребованность задач управления самоконтролем продавцов в контексте удовлетворения объективных потребностей компании, организации и исполнения ключевых бизнес-процессов. Субъект предпринимательства, сталкиваясь с текущими трудностями, нуждается в эффективной организации деятельности персонала, с фокусом на создание условий гармоничной самоорганизации, неразрывно связанной с самоконтролем конкретного сотрудника за исполнением собственных трудовых функций, полномочий, задач, а также полным контролем ответственности. Только организуя эффективное управление сотрудниками, компания способна разрешать любые противоречивые ситуации, системно преодолевать вызовы кризисов и двигаться в векторе непрерывного долгосрочного роста. Данный факт обусловлен тем, что на перспективу развитая система самоконтроля сотрудников становится фактором улучшения хозяйственных процессов в компании, поскольку позволяет сформировать условия планомерной организации работы, стимулирует командный тип взаимодействия между сотрудниками и доверительные отношения с руководителем.

Помимо прочего, в эпоху роста прикладного значения личностно-

ориентированного управления человеческими ресурсами организации, при котором ценности конкретного сотрудника согласуются с ценностями организации, самоконтроль становится основополагающим инструментом построения работы сотрудников. Фокусируясь на деятельности продавца в компании, отметим, что развитый самоконтроль определяет не просто возможность решения текущих бизнес-задач, но и больший результирующий характер их исполнения. В результате, объективной задачей руководителя становится задача формирования необходимых условий для стимулирования самоконтроля продавцов, их стремления к самоконтролю и воспроизводство некоторых прикладных рекомендаций, связанных с созданием системы управления деятельностью сотрудников организации.

Цель исследования - охарактеризовать особенности управления самоконтролем продавцов в вопросах решения текущих бизнес-задач.

Самоконтроль является определяющим механизмом человеческой психики, работа которого связана с регуляцией поведенческих проявлений, влиянием на мыслительные операции, эмоциональные реакции, уровень мотивации. Развитый самоконтроль означает готовность человека действовать в соответствии с установленными

целями, регламентами, морально-этическими принципами.

Самоконтроль сотрудников отражает воспроизводство названного механизма человеческой психики в человеческой деятельности, при котором сотрудник способен и готов отдавать отчет себе и окружающим о проделанной работе, о выполненных действиях, точно и эффективно оценивать соответствие реализованного изначально запланированному. Развитый самоконтроль сотрудника влияет на конечную эффективность его работы, поскольку определяет вектор коррекции собственной деятельности таким образом, дабы она соответствовала установленному образцу.

Феномен самоконтроля в деятельности сотрудников связан с принципами поведенческой экономики, которая, как подчеркивают Т.В. Никитина, Д.А. Черпаков и С.Г. Квеквескири, отражает характер и взаимосвязи между человеческим поведением и принятием экономических решений. Авторы отмечают, что поведенческая экономика учитывает значимый фактор влияния психологии человека на принимаемые им решения, отражая готовность оперативно разрешать финансовые вопросы, определять собственное поведение, регулировать экономическую деятельность [1]. Положения поведенческой экономики в целом применимы для раскрытия вопросов самоконтроля продавцов и его применения в деятельности сотрудников.

Как подчеркивают М.М. Гончаров и В.Б. Терновсков, вопросы контроля за деятельностью персонала (сотрудников) организации в бизнесе приобретают концептуальное значение, связанное с регуляцией активности, оценкой деятельности, а также управление результатами работы сотрудников. Авторы отмечают, что управление сегодня приобретает значительные социально-ориентированные черты, отражающие стремление-переход от четкой регламентации деятельности в «надзорном» виде в сторону проактивного контроля [2]. Иными словами, управленческий аппарат, понимая человеческую сущность, способен организовывать управление поведением и деятельностью в более эффективном

ключе, создавая пространство для самоконтроля сотрудников.

В вопросах самоконтроля, важно определить его преимущества с точки зрения бизнеса. Среди таких преимуществ, как показывает практика, можно выделить снижение нагрузки вышестоящих руководителей (поскольку постоянный надзор переводится в форму периодической проверки результатов деятельности), увеличение точности исполнения задач (ввиду заинтересованности сотрудника выполнить задачу так, чтобы повысить уровень доверия к собственной деятельности), разделение ответственности за деятельность между сотрудниками и управляющими (сотрудник становится главным носителем функций ответственного за полученные результаты), а также укрепление доверия в коллективе.

Управление персоналом на современном этапе требует системного перехода к развитию самоконтроля сотрудников, поскольку это приводит к росту общей организационной эффективности. Значимыми составляющими управления самоконтролем сотрудников становятся:

Во-первых, задачи создания объективно благоприятствующих условий для самоконтроля. Данные задачи сводятся к подготовке сотрудников к самоконтролю; их реализация требует проведения специализированных тренингов с сотрудниками, предоставления инструментов самоконтроля и т. д.

Во-вторых, задачи управления мотивацией сотрудников (стимулирование самоконтроля и проактивности). Руководителю важно решать задачи по мотивации сотрудников к самоконтролю, проявлению активности, самостоятельности, с фокусом на стимулирование рабочих отношений и создание объективных условий организации труда.

В-третьих, задачи формирования объективной системы взаимодействия между сотрудниками и руководителями, с фокусом на улучшение обратной связи, её доступность. Эффективный самоконтроль в таком случае попросту невозможен при отсутствии связи между руководителем и подчиненными; последние нуждаются в

оценках, в том числе при функционировании системы самоконтроля, однако характер этих оценок переводится с надзорного в рекомендательный, с фокусом на самоорганизацию.

Исходя из представленных составляющих, система самоорганизации сотрудников воспроизводится в организации на следующих уровнях (рис. 1).

Рис. 1. Уровни системы самоорганизации сотрудников организации.

По мнению М.А. Молодчик и Н.А. Молодчик, вопросы формирования условий для самоорганизации и саморазвития сотрудников невозможны без объективной реализации механизмов организационной культуры, системы лидерства, мотивации, наличия определенной структуры и схем взаимодействия, а также поддержания приверженности персонала корпоративным ценностям [3]. Г.В. Лямин предполагает, что эффективный контроль сотрудников за собственной деятельностью и вовлеченность в текущие операции бизнеса невозможны без формирования эффективной команды, способной на неформальном уровне организовывать собственное управление, без привлечения вышестоящих руководителей. Автор подчеркивает, что создание команды также связано с вопросами лидерства, влияния на мотивацию, а также функциональными принадлежностями команды, её влиянием на организацию [4]. С.С. Тресвятская вер-

но замечает, что эффективная работа команды, основанная на достижении синер-гического эффекта, сопряжена со стимулированием самостоятельности и ответственности за полученные результаты работы [5].

Отметим, что заявленные тезисы в целом коррелируются с вопросами реализации названных задач. Причем, можно подчеркнуть, что значимым фактором перехода от контроля «со стороны» к самоконтролю является готовность сотрудника к самоорганизации и самоактуализации. Достижение такого состояния, как отмечает И.А. Эсаулова, попросту невозможно без развития организационной среды, которая по параметрическим характеристикам будет направлена на поддержку инициативы со стороны сотрудников [6].

В этом вопросе, выделим отличительные качества самостоятельного и несамостоятельного сотрудника (рис. 2).

Рис. 2. Отличительные черты самостоятельного и несамостоятельного сотрудника

Учитывая тезисы, содержащиеся в исследовании авторов, выделим несколько наиболее результирующих способов организации самоконтроля сотрудников:

- разработка и применение чек-листов;

- применение «планеров» (инструментов или программных приложений для планирования деятельности);

- создание условий управления временем;

- формирование четких инструкций и обязанностей сотрудника на рабочем месте;

- определение ключевых показателей эффективности деятельности сотрудников;

- организация тренингов и мастер-классов по повышению собственной эффективности и т.д.

Исходя из представленных условий, которые становятся базовыми основаниями для развития самоконтроля продавцов, отметим систему необходимых управленческих шагов для управления самоконтролем продавцов (рис. 3).

Рис. 3. Управление самоконтролем продавцов

В результате, управление самоконтролем продавцов приобретает циклический характер и реализуется в векторе стимулирования персональной активности, инициативности, реальной заинтересованности. Соответственно, решение описанных задач раскрывается через систему готовности сотрудника нести ответственность за самоконтроль, за собственные действия и реализацию трудовых функций.

Отметим, что сотрудник с развитым самоконтролем осуществляет самостоятельную проверку времени, соответствия и результатов исполнения процессов, которые за ним закреплены, проверяет доведение процесса до другого сотрудника, несет ответственность за собственные действия и принятые решения, своевременно информирует руководителя о возникающих проблемах, действует проактивно, формирует систему приоритетов в выполняемых задачах и операциях, фокусируется на результате (поддерживая соблюдение регламентов по исполнению процессов), обменивается опытом с другими коллегами и стремится к улучшению. С точки зрения при-

кладной составляющей управления самоконтролем продавцов, значимый характер приобретают актуальные инструменты управления самоконтролем, а именно специальное программное обеспечение, которое используется как самим сотрудником, так и вводится на уровне всей корпоративной системы управления.

Таким образом, результаты проведенного исследования особенностей управления самоконтролем продавцов в вопросах решения текущих бизнес-задач показывают высокую роль и функциональное значение перехода от пассивного и надзорного контроля за деятельностью сотрудников со стороны руководителя к активному самоконтролю. Вместе с тем, полный отказ от контроля в бизнесе не предусматривается - в этом вопросе значимым инструментом становится объединение функций самоконтроля сотрудников и проактивного реагирования руководителей «со стороны», что создаст условия гармоничной организации деятельности персонала, соответствующей заданным ориентирам эффективности.

Библиографический список

1. Никитина Т.В., Чепаков Д.А., Квеквескири С.Г. Ричард Талер и его инновационный подход к развитию поведенческой экономики // Экономика. Информатика. - 2018. - №4. -С. 622-631.

2. Гончаров М.М., Терновсков В.Б. Контроль и оценка деятельности персонала организации в социальном управлении // Наука и образование сегодня. - 2018. - №12 (35). -С. 56-61.

3. Молодчик М.А., Молодчик Н.А. Организационно-мотивационные механизмы создания приверженности персонала // УЭкС. - 2015. - №4 (76). - С. 1-24.

4. Лямин Г.В. Кадровое ядро организации как самоорганизующаяся и самоуправляемая эффективная команда // Вестник ОмГУ. Серия: Экономика. - 2016. - №3. - С. 108-114.

5. Тресвятская С.С. Синергия в команде // Вестник науки и образования. - 2019. - №142 (68). - С. 72-74.

6. Эсаулова И.А. Мотивационный механизм инициативного поведения работника // УПИРР. - 2023. - №4. - С. 48-53.

MANAGEMENT OF SELF-CONTROL OF SELLERS IN THE CONTEXT OF SOLVING CURRENT BUSINESS PROBLEMS

D.V. Kravchenko, Master, Commercial Director LLC «Yandex» (Russia, Moscow)

Abstract. The article is devoted to the study of the features of self-control management of sellers in the context of solving current business problems. The concept of self-control in business is clarified, and the connection between the phenomenon and the provisions of the theory of behavioral economics is highlighted. The factors of self-control of sellers in business are identified, related to motivation, the presence of objective conditions and tools of self-control, and encouragement. A list of tasks and corresponding tools is established that will allow the manager to form a system of self-control for salespeople.

Keywords: self-control, behavioral economics, personnel management, proactivity, initiative, independence.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.