Научная статья на тему 'Управление риском вовлечения банка в процессы легализации преступных доходов'

Управление риском вовлечения банка в процессы легализации преступных доходов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2038
212
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БАНК / РИСК / ВОВЛЕЧЕНИЕ / ЛЕГАЛИЗАЦИЯ (ОТМЫВАНИЕ) ДОХОДОВ / INVOLVING THE LEGALIZATION (LAUNDERING) / МОДЕЛЬ УПРАВЛЕНИЯ / ПОД/ФТ / AML/CFT / BANK / RISK / MANAGEMENT MODEL

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Молова Ляна Алексеевна

В статье рассматривается методология минимизации риска вовлечения российского банка в процессы легализации доходов, полученных преступным путем, основанная на современных особенностях и объективных изменениях внешней среды. Анализируется взаимосвязь типичных банковских рисков и риска легализации преступных доходов, источниками происхождения которых являются, в большей степени, внешние факторы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Risk management processes involving the bank money laundering

The article deals with the methodology of minimization of money laundering risk based on modern features and objective changes of environment is considered. Analyzes the interrelation of typical bank risks and risk of legalization of the criminal income, which arise generally from external factors.

Текст научной работы на тему «Управление риском вовлечения банка в процессы легализации преступных доходов»

ТВОРЧЕСТВО МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ

115

Л.А. МОЛОВА

Ляна Алексеевна МОЛОВА — аспирантка кафедры банковского дела СПбГЭУ.

В 2010 г. окончила Международный банковский институт.

Автор 4 публикаций.

Область научной специализации — финансы, денежное обращение и кредит.

^ ^ ^

УПРАВЛЕНИЕ РИСКОМ ВОВЛЕЧЕНИЯ БАНКА В ПРОЦЕССЫ ЛЕГАЛИЗАЦИИ ПРЕСТУПНЫХ ДОХОДОВ*

Необходимость управления риском вовлечения банков в процессы легализации доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма в целях его минимизации (далее — риск легализации), возникла в России относительно недавно, в связи с необходимостью отечественных банков учитывать требования, которые иностранные контрагенты предъявляют к репутации своих деловых партнеров [2]. И если механизмы управления риском ликвидности, кредитным и рыночным риском используются достаточно эффективно, риск легализации продолжает либо недооцениваться, либо управляться традиционными методами.

Сущность риска легализации Центральный банк РФ разъясняет следующим образом: «При реализации программы управления риском легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма кредитная организация обязана принимать меры по классификации клиентов с учетом критериев риска, по которым осуществляется оценка степени (уровня) риска совершения клиентом операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма (далее — риск клиента), а также по определению риска вовлеченности кредитной организации и ее сотрудников в использование услуг кредитной организации в целях легализации...» [3].

Согласно международным рекомендациям ФАТФ выделяются две группы факторов риска легализации: внешние и внутренние [4]. При этом к первой группе относятся такие факторы, как внешняя среда и клиенты, а ко второй — в первую очередь, недостатки системы внутреннего противолегализа-ционного контроля.

Помимо факторов возникновения риска, дополнительной характеристикой риска легализации являются последствия его реализации [2, с. 179]. Выявление в деятельности кредитной организации нарушений требований законодательства в сфере ПОД/ФТ может привести к возникновению риска потери деловой репутации, правового, рыночного и других видов рисков, которые впоследствии проявляются в виде финансовых потерь для кредитной организации (см. табл.).

Риски кредитной организации, связанные с деятельностью в сфере ПОД/ФТ, возникают преимущественно из таких источников, как клиентская база и внешняя среда. В результате внешние риски полностью перекладываются на кредитную организацию. В целях их минимизации служба внутреннего контроля кредитной организации может разработать детальные подходы к оценке клиентской базы, предлагать некие рекомендации и советы клиентам для сотрудничества в рамках действующего

ГРНТИ 06.73.55 © Л.А. Молова, 2014

Публикуется по рекомендации д-ра экон. наук, доц. М.Е. Лебедевой.

116

ТВОРЧЕСТВО МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ

законодательства. Что касается рисков, которые зависят только от внутренних факторов, — операционного и стратегического, — то они должны быть сведены к нулю. Это может быть достигнуто путем внедрения некоего регионального агентства по подбору банковских сотрудников. Во-первых, наличие общей базы поиска сотрудников значительно упростит для кредитной организации поиск квалифицированного персонала; во-вторых, будет исключена вероятность приема на работу недобросовестных сотрудников.

Таблица

Классификация банковских рисков во взаимосвязи с внешними и внутренними факторами риска легализации преступных доходов

Вид риска Реализация риска Факторы

Клиент Банк

Правовой риск Применение административных санкций вследствие нарушения законодательства Х Х

Риск потери деловой репутации Массовый отток клиентов, утрата доверия благонадежных клиентов и партнеров по сотрудничеству Х

Кредитный риск Увеличение сторонними финансовыми институтами и инвесторами стоимости заимствований на рынке ссудного капитала Х

Риск ликвидности Снижение ликвидности из-за неожиданного изъятия средств крупными вкладчиками Х

Операционный риск Неумышленные действия (бездействие) персонала, сбои автоматизированных систем и бизнес-процессов Х

Стратегический риск Принятие на обслуживание недобросовестных клиентов как результат принятия руководством банка решения об интенсивном наращивании клиентской базы Х

Страновый риск Неисполнение иностранными контрагентами обязательств Х

Составлено автором.

Источниками правового риска (риска применения административных санкций), который возникает вследствие как внутренних, так и внешних факторов, могут стать установленные факты нарушений в функционировании внутренней системы противолегализационного контроля в российских банках, которые повлекли за собой отмывание преступных доходов. Публикация такой информации на официальном сайте регулятора, в свою очередь, приведет к возникновению риска потери деловой репутации. Финансовые институты и инвесторы могут расценить факт таких публикаций как информацию о серьезных нарушениях и недостатках системы внутреннего противолегализационного контроля, что, в свою очередь, приведет к увеличению стоимости заимствований на рынке ссудного капитала. Массовый отток вкладчиков и корпоративных клиентов, находящихся на расчетно-кассовом обслуживании, а также незамедлительное истребование кредиторами единовременного исполнения банком своих обязательств неизбежно повлияют на состояние ликвидности кредитной организации [1].

Страновый риск, согласно нормативным актам Центробанка России, возникает в случаях, когда клиент банка (контрагент клиента, банк контрагента) зарегистрирован в одном из государств, в отношении которых применяются международные санкции, специальные экономические меры и которые не участвуют в международном сотрудничестве в сфере ПОД/ФТ [3].

Стратегический риск возникает в случаях, когда руководство банка принимает решение об интенсивном наращивании клиентской базы без проведения должных проверочных процедур, так как существует высокая вероятность принятия на обслуживание недобросовестных клиентов.

Реализация операционного риска, безусловно, также является одним из факторов риска легализации преступных доходов. Проявлениями операционного риска в области ПОД/ФТ являются неумышленные действия (бездействие) персонала, сбои автоматизированных систем и бизнес-процессов, что может повлечь за собой проведение через банк подозрительных операций. Для минимизации риска легализации кредитным организациям следует выработать комплекс мер, направленных на устранение источников таких рисков для каждого риск-фактора в отдельности. Для этих целей эффективная система управления риском легализации должна строиться одновременно на основе международных стандартов и требований российского законодательства и отражать современные особенности и объективные изменения внешней среды функционирования банка (см. рис.).

ТВОРЧЕСТВО МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ

117

Руководство банка_^^^^

ш

ф

Служба финансового мониторинга

к-»

Служба безопасности

[проверка информации________Щ

вынесение решения положительное (отрицательное) заключение

Составлено автором.

Рис. Возможная структура организации системы внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ в коммерческом банке

Рассмотрим элементы данной системы более подробно. Ответственность за организацию системы внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ и системы управления риском вовлечения банка в указанные процессы лежит на руководителе / совете директоров кредитной организации. Залогом эффективного функционирования такой системы является независимость данного направления от других направлений деятельности банка.

Подразделением внутреннего контроля разрабатывается стратегия управления риском вовлечения банка в процессы легализации преступных доходов, которая включает набор правил, на основе которых принимаются решения и способы выбора варианта этих решений. Можно выделить 3 условных вида рисковых стратегий российских банков.

1. Стратегия, толерантная к риску, — имеет место в случаях, когда банк в целях улучшения собственных бизнес-показателей сознательно принимает решение о проведении операций клиента, при этом имея достаточно оснований полагать, что реальной целью их проведения может быть легализация доходов, полученных преступным путем, и (или) финансирование терроризма.

2. Стратегия умеренного принятия риска проявляется в ситуации, когда банк предпочитает отказывать клиентам в проведении высокорисковых операций в особо крупных размерах, что позволяет избежать вовлечения в наиболее типичные схемы отмывания преступных капиталов.

3. Стратегия локализации риска отражает стремление банка к ограничению количества и объемов операций клиентов, которые относятся к повышенному уровню риска [2].

Политика банка по управлению риском легализации должна предусматривать мониторинг открытых рисковых позиций и управление негативными отклонениями в траектории их прохождения. К таким механизмам относятся методики оценки заинтересованности банка в отношениях с клиентом с учетом риска вовлечения в указанные процессы, а также политика банка по работе с клиентами, от-

118

ТВОРЧЕСТВО МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ

несенными к группе высокого риска. Подход, основанный на оценке риска, должен учитывать, что угроза отмывания доходов различна в зависимости от категории клиента, используемых им банковских продуктов / услуг и способов их предоставления.

После завершения процедуры оценки риска перед руководством банка ставится вопрос об избрании эффективных методов управления принимаемым риском. В российской практике следует выделить два основных метода.

Метод избегания риска. Данный метод основан на отказе банка от установления договорных отношений и оказания услуг «сомнительным» клиентам, а также проведения операций клиентов, в отношении которых имеется достаточно оснований полагать, что целью их проведения является легализация преступных доходов. Решение об отказе в принятии риска может быть принято как на стадии рассмотрения заявки клиента о приеме на обслуживание, так и на стадии, когда клиент уже обслуживается в банке.

Метод трансферта (передачи) риска. Банки не обладают правом отказать клиенту в проведении операции, поэтому в целях минимизации риска может быть использован метод трансферта (передачи) риска, основу которого составляет принцип информирования уполномоченного органа обо всех операциях, формально содержащих критерии подозрительности, снимая с себя ответственность за действия своих клиентов [1, с. 217].

Также можно выделить отдельную группу методов воздействия на риск банка, к которым относятся обучение и подготовка персонала банка и получение государственных гарантий. Выбор конкретных методов управления рисками зависит от опыта руководителя и возможностей банка.

Результаты, полученные в ходе расчетов параметров риска, в обязательном порядке должны найти отражение в конкретных действиях подразделений по работе с клиентами. Риск проведения клиентом подозрительных операций должен оказывать непосредственное влияние на принятие управленческих решений при разработке стратегии дальнейшего сотрудничества с клиентом и определении параметров такого сотрудничества.

Все данные, полученные в ходе идентификации и изучения клиента, должны быть занесены в электронную анкету, к которой сотрудники будут иметь постоянный доступ в оперативном режиме, что свидетельствует о необходимости информационного обеспечения процесса управления риском вовлечения банка в процессы отмывания денег.

На последнем этапе процесса управления рассматриваемым риском банку следует определить набор параметров, которые могли бы объективно отразить фактическую реализацию подразделениями стратегии управления риском и правил внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ. Такие данные могут быть получены на основе анализа деятельности банка путем осуществления процедур внутреннего контроля и проведения независимого аудита. В целом управление риском является динамичным и непрерывным процессом.

В заключение отметим, что процесс управления риском легализации может быть определен как совокупность аналитических, организационно-экономических и финансовых мероприятий, направленных на своевременное выявление, оценку, предупреждение и контроль рисковых событий, возникающих вследствие оказания услуг клиентам с непрозрачной структурой собственности и (или) неясными источниками происхождения капитала, а также минимизацию возможных негативных последствий для банка. Стратегия управления данным риском должна основываться на методах и принципах, прописанных в нормативных документах банка, и органично вписываться в общую стратегию банка по управлению активами и пассивами.

ЛИТЕРАТУРА

1. Байдукова Н.В. Актуальные вопросы, регулирующие рынок платежных услуг // Вестник Оренбургского государственного университета. 2009. № 1.

2. Лебедева М.Е., Вагизова В.И. Региональные банки — одна из важнейших составляющих банковской системы России // Журнал правовых и экономических исследований. 2013. № 2.

ТВОРЧЕСТВО МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ

119

3. Положение Банка России от 02.03.2012 г. № 375-П «О требованиях к правилам внутреннего контроля кредитной организации в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» // СПС «КонсультантПлюс».

4. Типологический отчет ФАТФ «Конкретные факторы риска, связанные с легализацией (отмыванием) доходов от коррупции». 2012. Июнь. URL: http://www.fatf-gafi.org/media/fatf/documents/reports/Specific%20Risk% 20Factors °/o20in%20the%20Laundering%20of%20Proceeds%20of%20Cormption_RUSSIAN.pdf

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.