Научная статья на тему 'УПРАВЛЕНИЕ РИСКОМ ПОТЕРИ ДЕЛОВОЙ РЕПУТАЦИИ'

УПРАВЛЕНИЕ РИСКОМ ПОТЕРИ ДЕЛОВОЙ РЕПУТАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
20
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕПУТАЦИОННЫЙ РИСК / БАНКОВСКИЙ РИСК-МЕНЕДЖМЕНТ / ВНУТРЕННИЕ ФАКТОРЫ / ВНЕШНИЕ ФАКТОРЫ / REPUTATIONAL RISK / BANKING RISK MANAGEMENT / INTERNAL FACTORS / EXTERNAL FACTORS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Богданович С.Н.

Устойчивое функционирование банка невозможно без управления репутационным риском. Важность управления репутационными рисками очень актуально в современных условиях, поскольку вероятность потери деловой репутации сказывается на размере финансовых результатов, определяет степень доверия клиентов и контрагентов к банку, а также его надежность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RISK MANAGEMENT LOSSES OF BUSINESS REPUTATION

Sustainable operation in the banking services market is impossible without managing reputational risk. The importance of managing the reputation risks of credit institutions and the quality of their assessment do not lose their relevance in modern conditions, since the likelihood of a loss of business reputation affects the amount of financial results, determines the degree of trust of customers to the bank, and its reliability.

Текст научной работы на тему «УПРАВЛЕНИЕ РИСКОМ ПОТЕРИ ДЕЛОВОЙ РЕПУТАЦИИ»

http://ekonomika.snauka.ru/2016/06/11736 (Дата обращения: 23.09.2018).

2. Илюшина, О.С. Анализ методических подходов к оценке экономической эффективности деятельности предприятия [Электронный ресурс] // О.С. Илюшина, Ю.К. Стуколова / Молодой ученый. - 2017. - №19. - Режим доступа: https://moluch.ru/archive/153/43376/ (Дата обращения: 28.09.2018).

3. Показатели эффективности деятельности организации [Электронный ресурс] // Businessman.ru. - 2017. - Режим доступа: https://businessman.ru/pokazateli-effektivnosti-deyatelnosti-organizatsii-otsenka-effektivnosti-hozyaystvennoy-deyatelnosti.html (Дата обращения: 28.09.2018).

4. Шаповал, Е.В. Показатели оценки экономической эффективности деятельности предприятия [Текст] / Е.В. Шаповал, Д.В. Тулинова // Вестник Университета. - 2013. - № 18. - С. 84-88.

УДК 336.71

Богданович С.Н. студент магистратуры Полесский государственный университет научный руководитель: Петрукович Н.Г., к.э.н.

доцент

Республика Беларусь, г. Пинск

УПРАВЛЕНИЕ РИСКОМ ПОТЕРИ ДЕЛОВОЙ РЕПУТАЦИИ

Аннотация: Устойчивое функционирование банка невозможно без управления репутационным риском. Важность управления репутационными рисками очень актуально в современных условиях, поскольку вероятность потери деловой репутации сказывается на размере финансовых результатов, определяет степень доверия клиентов и контрагентов к банку, а также его надежность.

Ключевые слова: репутационный риск, банковский риск-менеджмент, внутренние факторы, внешние факторы.

Bogdanovich S.N., master's student Polessky State University Scientific adviser: Petrukovich N. G.

Candidate of Economic Sciences, Associate Professor

The Republic of Belarus, Pinsk RISK MANAGEMENT LOSSES OF BUSINESS REPUTATION

Abstract: Sustainable operation in the banking services market is impossible without managing reputational risk. The importance of managing the reputation risks of credit institutions and the quality of their assessment do not lose their relevance in modern conditions, since the likelihood of a loss of business reputation affects the amount offinancial results, determines the degree of trust of customers to the bank, and its reliability.

Key words: reputational risk, banking risk management, internal factors, external factors.

При разработке концепции управления репутационными рисками важно адекватно оценить уровень репутационных угроз и величину потерь, которые банк может принять на себя.

Все факторы можно разделить на две

группы: объективные и субъективные. Первая группа факторов вытекает из практики банковского бизнеса и связана с противоправной деятельностью, неисполнением договорных обязательств и т. д. Вторая группа факторов обусловлена конфликтом интересов между основными стекхолдерами -собственниками, клиентами, контрагентами, служащими, регулирующими органами. Именно второй группе факторов длительное время уделялось недостаточное внимание, несмотря на то, что межличностные взаимоотношения играют чрезвычайно важную роль в управлении репутационными рисками и требуется создание эффективного механизма, позволяющего на постоянной основе осуществлять мониторинг и регулировать конфликт интересов.

К внутренним причинам возникновения репутационного риска относятся:

- несоблюдение кредитной организацией законодательства Республики Беларусь, учредительных и внутренних документов банка;

- неисполнение договорных обязательств перед кредиторами, вкладчиками и иными клиентами и контрагентами;

- отсутствие во внутренних документах механизмов, позволяющих эффективно регулировать конфликт интересов клиентов и контрагентов, учредителей (участников), органов управления и (или) сотрудников, а также минимизировать негативные последствия конфликта интересов.

- неспособность кредитной организации, а также реальных владельцев эффективно противодействовать легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, а также иной противоправной деятельности;

- недостатки в управлении банковскими рисками кредитной организации;

- недостатки кадровой политики при подборе и расстановке кадров;

- выявление фактов хищения, подлогов, мошенничества, использование служащими в личных целях полученной от клиентов и контрагентов конфиденциальной информации;

К внешним причинам возникновения репутационного риска относятся:

- несоблюдение аффилированными лицами, дочерними и зависимыми организациями, реальными владельцами законодательства Республики Беларусь, учредительных и внутренних документов, принципов профессиональной этики;

- неспособность аффилированных лиц, а также реальных владельцев эффективно противодействовать легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;

- опубликование негативной информации о кредитной организации или ее сотрудниках, учредителях (участниках), членах органов управления, дочерних и зависимых организациях в СМИ [1].

Система управления риском потери деловой репутации должна включать максимальное число субъектов с четко разграниченными полномочиями. В процесс управления риском потери деловой репутации должны быть вовлечены уполномоченные органы управления, созданные акционерами (учредителями) банка, исполнительные органы, служба внутреннего аудита, другие службы банка, а также специальная служба или должностное лицо, наделенное функциями организации самого процесса, — служба риск-менеджмента.

Контроль в области управления репутационным риском осуществляется на различных уровнях уполномоченными и исполнительными органами управления банка, службой внутреннего аудита. Органы управления проводят оценку адекватности показателей раннего предупреждения риска, оценивают аналитические отчеты службы риск-менеджмента. Кроме того, контроль должен охватывать проверку своевременности и точности выполнения банком мероприятий по снижению репутационного риска.

Управление репутационным риском носит системный характер, однако методы управления риском имеют отдельные недостатки и требуют усовершенствования. Разработаны и регулярно проводятся стресс -тесты репутационного риска, однако их результаты не всегда доводятся до руководства. Имеются незначительные недостатки в работе с обращениями граждан. Банком установлена толерантность к риску. Текущее качество управления репутационным риском свидетельствует о сохранении либо возможном повышении репутации банка в перспективе [2].

На высокий уровень репутационного риска указывает высокая вероятность возникновения потерь (убытков), снижения доходов в результате сужения клиентской базы, снижения иных показателей деятельности вследствие формирования в обществе негативного представления о финансовой устойчивости банка, качестве оказываемых услуг или характере деятельности в целом [1].

Заинтересованные стороны, оказывающие непосредственное влияние на деятельность и деловую репутацию банка, и, следовательно, на уровень репутационного риска, в нашей стране не имеют инструментов для формирования положительной деловой репутации финансовых институтов. Именно поэтому многими банками одним из основных инструментов повышения своей деловой репутации в обществе и в том числе в финансовых кругах является обращение к международным рейтинговым агентствам, таким, как Fitch, Moody's, Standard & Poor's, The banker. Особенность отечественного финансового рынка заключается в низкой культуре потребления финансовой информации, а также слабой финансовой грамотности населения. Доверие к банку формируется со слов друзей,

родственников и таких источников как СМИ, реклама, публикации в интернет. Соответственно, отсутствие установленных правил пользования финансовой информации среди заинтересованных сторон способно значительно ухудшать его реальное положение наmрынке и повышать репутационный риск.

Использованные источники:

1. Банковский кодекс Республики Беларусь: Кодекс Респ. Беларусь, 25 окт 2000 г., № 411-З: в ред. Закона Респ. Беларусь от 13.07.2012 г., № 416-З // Консультант Плюс: Беларусь [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. реестр правовых актов Республики Беларусь. - Минск, 2012. - Дата доступа: 10.09.2018.

2. Официальный сайт Национального банка Республики Беларусь [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.nbrb.by. - Дата доступа: 10.09.2018.

УДК 336.71

Богданович С. Н. студент магистратуры Полесский государственный университет научный руководитель: Петрукович Н.Г., к.э.н.

доцент

Республика Беларусь, г. Пинск КРЕДИТНЫЙ РИСК И УПРАВЛЕНИЕ ИМ В КОММЕРЧЕСКИХ

БАНКАХ

Аннотация: Проблема управления кредитным риском становится сегодня актуальной для всех рыночных субъектов. Всякая деятельность содержат в себе известную долю риска. Особого внимания заслуживает процесс управления кредитным риском, потому что от его качества зависит успех работы банка.

Ключевые слова: кредитный риск, управление, управление кредитным риском, причины кредитного риска.

Bogdanovich S.N., master's student Polessky State University Scientific adviser: Petrukovich N. G.

Candidate of Economic Sciences, Associate Professor

The Republic of Belarus, Pinsk CREDIT RISK AND ITS MANAGEMENT IN COMMERCIAL

BANKS

Abstract: The problem of credit risk management becomes today relevant for all market entities. Any activity contains a certain amount of risk. The process of credit risk management deserves special attention, because the success of the bank's work depends on its quality.

Keywords: credit risk, management, credit risk management, credit risk reasons.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.